Как детскому саду заработать деньги

Обновлено: 05.07.2024

Форумы молодых мамочек пестрят историями об ожидании своей очереди в детский сад и бюрократических битвах с чиновниками. Как изменить ситуацию и почему ниша услуги для детей — беспроигрышный вариант в любое, даже кризисное, время, рассуждает предприниматель Иван Мальцев, основатель федеральных сетей частных детских садов Bambini-Club и Binny Native Place.

Ниша для предпринимателей

Альтернатива — частный детсад с уклоном

Не секрет, что родители готовы вкладывать в развитие своего ребенка силы и деньги. Но число государственных садов, которые бы применяли в своей деятельности новейшие разработки в области педагогики и детской психологии, пренебрежительно мало. Также в бюджетных дошкольных учреждениях практически не учитывается ухудшившаяся экологическая ситуация, которая оказывает сильнейшее давление на детский иммунитет. Что детские сады могут этому противопоставить?

Если государственные учреждения скованы требованиями соблюдать единые стандарты, то в значительно меньшей степени это относится к частным садам, которые в этом отношении гораздо свободнее. Сфера частного дошкольного образования активно развивается в нашей стране в последние годы: из 47 тыс. детских садов в России уже около 1100 — коммерческие, работающие по различным профилям. Среди них можно выделить, например, садики с лингвистическим, творческим, спортивным уклоном, а также экспериментальные учреждения, которые реализуют новаторские программы. Но особенно перспективны частные детские сады, которые прежде всего ориентируются на активное внедрение ценностей здорового образа жизни. Почему так?

Важно выбрать правильную концепцию

Существует немало концепций дошкольного воспитания и развития. Например, в некоторых садах условия максимально приближены к домашним, а количество малышей ограничено 10, в других реализуются авторские методики образования (Лупан, Монтессори и т.д.), в третьих акцент делается на дополнительные услуги. Но если наличием языковых курсов или танцев в детсадах сегодня трудно кого-то удивить, то ЗОЖ действительно становится новой нормой для сотен тысяч россиян: и аналитики, и экономисты отмечают, что в России все больше людей обращают внимание на качество пищи, воды и ежедневной физической активности. И вдвойне это важно для родителей, которые заботятся о здоровье своего ребенка. Именно поэтому сегодня особенно актуальна концепция здорового детского сада.

Это означает, что:

  • попав туда, ребенок оказывается в экологически чистой среде;
  • его окружает безопасная чистая мебель из натурального дерева без синтетических примесей;
  • он играет игрушками, которые не выделяют ядовитые вещества;
  • ест пищу, которая приготовлена из свежих натуральных продуктов и содержит полный набор питательных веществ, витаминов и минералов;
  • пьет воду, очищенную качественным многослойным фильтром.

Также в здоровом детском садике предусмотрены ежедневные прогулки, зарядки и физические активности, направленные на всестороннее развитие каждого малыша.

С нуля или по франшизе?

Несмотря на бурное развитие коммерческого дошкольного образования, этот рынок пока еще далек от полного насыщения, особенно это относится к регионам. В то же время стоит отдавать себе отчет в том, что востребованность таких услуг сама по себе еще не гарантирует 100% успеха. Важно грамотно организовать все процессы уже на начальном этапе. По сути, открытие садика — целая спецоперация, которая включает в себя:

  • подбор помещения;
  • поиск поставщиков;
  • ремонт;
  • рекрутинг персонала;
  • решение юридических вопросов;
  • рекламу;
  • поиск первых клиентов и т.д.

Сделать это можно самостоятельно или по франшизе.

В целом я вижу здесь большой потенциал и возможность для предпринимателей, которые хотят не просто заработать денег, но и решить важнейшую социальную задачу — вырастить здоровое поколение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОДЕРЖАНИЕI.Целевой раздел71.1.Пояснительная записка71.1.1.Цели и задачи реализации Программы. 91.1.2.Принципы и походы к формированию Программы101.1.3.Значимы.


Алгоритм организации дополнительных платных услуг в ГБДОУ

Алгоритм действий при организации платных дополнительных образовательных услуг в детском саду.

Положение об организации платных услуг

Положение об организации платным образовательных услуг в ГБДОУ.

Рабочая программа дополнительной платной услуги по обучению чтению старших дошкольников.

Поможет учителю-логопеду или воспитателю приступить к обучению детей чтению в детском саду или вне его.


Программа дополнительных платных услуг "Студия развития логического мышления и математических способностей" "Занимательная математика" в средней группе

Программа составлена для работы с детьми 4-5 лет в течение 1 года. В ней представлено перспективное планирование по ознакомлению детей с развивающими играми В.В.Воскобовича по методике "Сказки Фиолето.

Совладелец сети детских садов и клубов Антон Васюткин рассказывает, сколько нужно вложить в бизнес, может ли педагог курить и почему детей теперь кормят ресторанной едой.

У меня шесть партнеров, и для решения вопросов нужны голоса всех

В 2015 году я открыл детский клуб — место, куда родители приводят детей два или три раза в неделю на развивающие занятия.

До этого предпринимательством я не занимался, работал в туризме, открываться самому было страшно, поэтому я решил начать с покупки франшизы. Детский клуб открывал под именем известной сети, но летом 2020 года решил выйти из нее.

Из сети выходил не один, ушли еще шесть человек, у каждого свой детский клуб или садик в Москве. Мы все общались и поддерживали друг друга, а позже решили создать свою сеть. Идея мне понравилась: я верю во всякие коллаборации и объединения и считаю, что в одиночку тяжелее.

Но я не могу сказать, что рекомендую такой вариант партнерства всем. Вряд ли я кому-то посоветую собрать десять лучших друзей и сделать компанию.

600 000 ₽ можно заработать на одном садике

В моей сфере есть два основных формата:

  • детские клубы — развивающие центры, куда детей приводят два-три раза в неделю на несколько часов;
  • детские сады — частные сады, куда детей приводят всю неделю на целый день.

Детские сады и клубы могут быть с уклоном в английский язык, творчество, танцы, робототехнику или какое-то еще направление. У меня клуб, где есть общие развивающие занятия и дополнительно музыка, английский, танцы. Я занимаюсь не только своим клубом, но развитием всей сети, поэтому дальше буду рассказывать о клубах и детских садах вместе.


Детские центры без лицензии

Я открывал детский клуб в Москве, который может вмещать до 125 детей в месяц, и мне это обошлось в 4 млн рублей.

Помещение, которое выбрал, было полностью без отделки, просто бетонные стены, поэтому расходы выше: пришлось выравнивать стены, делать потолки, проводить электрику и воду. Это стоило 800 000 рублей. Я выбрал такое помещение, понимая, на что иду — мне было важнее его месторасположение. Если помещение не нужно ремонтировать с нуля, вложения будут меньше:

Статья расходов
Сумма

Аренда за два месяца

Мебель, игрушки и техника

Пособия для проведения занятий

Итого

3 млн ₽

Вот сколько нужно потратить на все-все статьи расходов, чтобы открыть свое детское учреждение:

  • 3-3,5 млн рублей — на детский клуб;
  • 4,5-6 млн рублей — на детский сад для двух групп детей.

Кроме первоначальных вложений еще есть ежемесячные расходы. Для детского клуба это:

Статья расходов
Сумма

Зарплаты и взносы

Итого

580 000 ₽

Если открывать садик, добавятся еще затраты на трехразовое питание — 100 000 рублей, а основные расходы станут выше. В итоге получится где-то 850 000 рублей на две группы сада.

У нас в сети два клуба и еще пять учреждений, которые можно назвать комбо, — клуб и сад в одном месте. Это удобно: клуб привлекает клиентов, которые хотят попробовать, но еще не готовы отдавать детей в сад на полный день. Если им всё нравится, они переходят в сад.

За детский сад и клуб клиенты платят разную стоимость, еще цена зависит от района Москвы:

  • 8000 — 10 000 рублей — детский клуб два раза в неделю;
  • 35 000 рублей — детский сад в Мытищах, это ближнее Подмосковье;
  • 68 000 рублей — детский сад на Ленинском проспекте в хорошем районе.

Для сравнения, средняя цена частных детских садов в Москве 45 000 — 55 000 рублей. При такой стоимости абонементов с одного сада на две группы можно получать чистую прибыль до 600 000 рублей в месяц , чаще от 400 000 до 500 000 рублей. За год это в среднем 5 млн рублей.


Инструкция: получаем лицензию для детского центра

Требования Роспотребнадзора и МЧС всегда разные

Для детского сада самое сложное — найти помещение. Вот что важно учесть:

  • есть ли рядом другие детские сады. Если их много или нет совсем, стоит задуматься. Если в этом районе до сих пор нет ни одного частного сада, это не мы такие молодцы, нашли свободный район, а другие компании решили там не открываться. Нужно разбираться, почему так;
  • какой достаток у жителей района. За частный сад нужно платить большую сумму, и нет смысла открывать его в районе, где достаток людей невысокий. Аудитория частного сада — это стабильный средний и выше среднего классы;
  • подходит ли помещение под требования МЧС и Роспотребнадзора. По опыту, их требования жесткие, причем в разных районах города могут различаться. Можно открывать два одинаковых сада в разных районах, в одном будет всё хорошо, а в другом скажут переделывать. Из требований, под которое сложно найти помещение: в детском садике обязательно должно быть два выхода, основной и запасной, даже если второй будет буквально в метре от основного.

Частные детские сады часто открывают в коммерческих помещениях многоэтажных домов. В последние годы дома строятся по-новому, иногда в таких помещениях нет проветриваемых окон, а некоторые окна просто не открываются. А для детского сада нужно, чтобы окно открывалось. Чтобы переделать окна, нужно за каждое заплатить до 150 000 рублей, зависит от размеров и сложности работы.

Таких моментов много, мы их за время работы уже изучили и отработали, но новичкам может быть сложно: есть риск арендовать отличное на первый взгляд помещение, а потом вкладываться в переделку окон или еще что-то.

Еще для сада нужна мебель, которая подходит под рост детей, сантехника также должна быть под детей. И это сложно, потому что в России только два производства мебели для детских садов: одно чуть ли не закрывается уже, а у второго очередь на полгода вперед.




У нас в клубах занимаются семимесячные дети

В наших садах и клубах работают методисты, которые составляют программу обучения для детей. Мы можем вносить свои наработки, но в основе должна быть программа Министерства образования.

Частные сады не могут вводить новые программы обучения . Всё новое должно соответствовать требованиям, которым много лет и которые появились задолго до частных садов и клубов. Я понимаю Минобразования, ведь если всем разрешить свои программы, их наштампуют тысячи, будет непонятно, как они работают, безопасны ли они, как повлияют на будущее детей.

Но работать только по программе государственных детских садов мы не хотим, потому что сейчас там на развитие ребенка в среднем уделяют от 15 до 30 минут в день, а этого мало, чтобы подготовить к школе.

У нас в садах дети занимаются и развивают нужные навыки больше двух часов в день, но это не так, чтобы два часа отсидели, как в школе, и всё. Это время разбивается на части, обучение идет в игровой форме.




Наша программа построена по принципу от простого к сложному: каждый день мы добавляем немного нового, а уже на следующем занятии либо видим результат, либо нет. Например, выучили новое слово — на другой день уже понятно, запомнил ли его ребенок.

У нас есть домашние задания, но мы никогда не ставим оценки, а даем детям наклейки. Причем все наклейки одинаковые — нет такого, что кому-то большая и яркая достанется, а кому-то маленькая и некрасивая.

В одной группе детского сада может быть до пятнадцати детей, на них приходится два или три сотрудника : обычно два педагога-психолога и один ассистент. В детских клубах всё зависит от возраста: если дети до полутора лет, тогда не больше шести человек в группе, потому что они занимаются с родителями. Во всех остальных группах по восемь детей.

В сад мы берем с двух лет, а в клуб с семи месяцев. Меня часто спрашивают, что семимесячный ребенок делает в детском клубе. Дело в том что, дети в возрасте от семи месяцев до полутора лет моментально схватывают информацию. Им показывают цифру один, и вот они уже на шершавой таблице пальчиком вырисовывают цифру один. В этом возрасте происходит самая большая магия. А еще такие дети не уходят в ясли и другие детские сады, а остаются с нами до школы.

Мы не возьмем на работу педагога, который наказывает детей

Найти педагогов для детского сада сложно. Сначала мы разбираем резюме, которые приходят на сайте вакансий. Нам важно, чтобы у человека было и педагогическое, и психологическое образование, а еще опыт работы. Часто приходят резюме, в которых образование подходит, а опыт работы — полгода в Лэтуале, два года в автосалоне. И мы понимаем: если человек сразу не пошел работать по специальности, значит, ему профессия не так интересна, а важнее заработать. Это нормально, но нам не подходит.

Часто приходят резюме, в которых образование подходит, а опыт работы — полгода в Лэтуале, два года в автосалоне

После мы созваниваемся по телефону, а затем встречаемся лично.

Мы можем задавать странные на первый взгляд вопросы: как человек рос, какая у него семья, какие любимые игрушки. Например, человек может рассказать, что его часто наказывали, но ничего, нормальным вырос. Мы не возьмем на работу педагога, который считает наказания нормой. В своих садах мы не наказываем детей. Понятия наказания просто не должно быть: нельзя наказать ребенка за то, что ему был интересен цветок, но он не удержал его и уронил.

Также мы просим всех пройти психологические тесты и двухнедельную стажировку. Мы смотрим, как человек работает с детьми, общается с командой, собираем мнения от других педагогов и родителей.

Не все педагоги согласны на стажировку, потому что мы не обещаем, что возьмем на работу.

Еще у нас есть внутренние правила, которым все должны следовать. Например, наши сотрудники не курят. Был случай, когда на работу вышла новый педагог, всё было хорошо, но мы стали чувствовать от нее запах сигарет. Я позвал педагога пообщаться, спросил, курит ли она. Мне ответили, что да, но только после работы и рано утром, а вообще она уже бросает.

Думаю, нельзя бросать курить, но при этом продолжать курить. Я спросил, готова ли она вот сейчас перестать курить совсем, чтобы продолжить работать с нами. Она замялась, и мы решили расстаться. Неприятно, что человек обманывал — все внутренние правила мы всегда проговариваем.

Еду для детей заказываем с доставкой в садик

День в частном саду начинается утром, когда родители перед работой приводят детей, и дети садятся завтракать. Дальше у нас развивающие занятия, потом прогулка и обед. Затем развивающие игры, сон, полдник и домой.


Родители забирают детей в разное время, поэтому мы смотрим, сколько детей остается до вечера, и придумываем творческие программы на это время

Сложнее всего организовать прогулку, потому что по закону можно водить детей на игровую площадку в радиусе одного километра от садика. Обычно такие площадки есть, но жители домов против, если детей приводят на общую игровую площадку . В этом случае мы ставим свою площадку — это можно сделать за 200 000 рублей. Или договариваемся с близлежащим детским садом и арендуем их территорию на время наших прогулок.

Проще всего с питанием: сейчас есть специальные кухни, которые аккредитованы в Роспотребнадзоре на доставку еды в детские дошкольные учреждения. Еду даже разогревать не надо: всё привозят свежее, горячее, в специальных контейнерах.

Это удобно и выгодно, потому что оборудовать свою кухню сложно: должно быть отдельное помещение со своей системой вентиляции, которая не объединена с садом и всем зданием, нужна определенная площадь, оборудование, штат сотрудников.

Детей кормят лучше, чем в нашем детстве: продукты простые, но качество еды близко к ресторанному. Обычно привозят каши, суп, гарниры из круп, котлеты, овощи и фрукты. В моем детстве еда в садике была невкусной, я приходил домой голодным, и меня кормила мама. Сейчас никакой манной каши с комочками и какао с засохшей пенкой.

Рекомендации родителей важнее любой рекламы

Не получится рекламировать детский сад, как кафе или спа. Родители выбирают детский сад тщательно, часто по рекомендациям знакомых или специалистов, которым они доверяют, а не по рекламе в соцсетях. Даже если мы решим потратить миллион долларов на маркетинг, клиентов больше не станет. Да, люди начнут звонить, но на этом всё.

Если мы решим потратить миллион долларов на маркетинг, клиентов больше не станет

Реклама у публичных людей в нашем случае также не работает: допустим, известная певица напишет, что ее дети ходят в наш сад. Дальше люди подумают, что-либо наш сад стоит очень дорого, либо всё вранье, а она так написала, потому что ей заплатили.

Мы тратим деньги на другое: общаемся с родителями и выстраиваем клиентский сервис, чтобы они чувствовали себя удовлетворенными, становились постоянными клиентами и рекомендовали нас. Еще работаем с лидерами мнений — педагогами, консультантами по дошкольному образованию, и со смежными отраслями, например фитнес-клубами и салонами красоты, где могут проводить время наши потенциальные клиенты.

Доверие не появляется сразу, поэтому мы вводим новых клиентов плавно: сначала предлагаем прийти посмотреть садик и наши занятия, познакомиться с сотрудниками и программой обучения. Потом приглашаем вместе с детьми на пробное занятие в клуб или на пробный день в саду.

У всех детей процесс адаптации разный, поэтому кто-то проведет у нас целый день, кто-то — два часа. Но этого времени достаточно, чтобы оценить детский сад. И только после этого предлагаем купить абонемент, причем первые три месяца активно сопровождаем родителей, чтобы они и ребенок лучше адаптировались.

Запуск франшизы

В каждом клубе или детском саду нашей сети работает наемный управляющий директор, который решает все текущие вопросы, а мы, партнеры, больше занимаемся развитием сети.

В ноябре мы объявили о запуске франшизы.


О запуске франшизы мы написали только в социальных сетях и сразу же получили письма от возможных франчайзи

Франшиза нам нужна, чтобы масштабировать бизнес, потому что открывать свои сады и клубы сложно и дорого — мы не хотим брать кредиты и занимать деньги на это. Мы сами были когда-то франчайзи, поэтому эту историю знаем изнутри.

Мы разработали три тарифа, это разовая оплата за франшизу, или паушальный взнос:

  • 300 000 рублей — ребрендинг действующего клуба или сада. Помогаем обновить то, что уже работает, но застоялось;
  • 500 000 рублей — основной пакет. Помогаем найти помещение, сотрудников, даем программу, консультируем по любым вопросам;
  • 1 000 000 рублей — расширенный пакет. Всё делаем за франчайзи: находим помещение, нанимаем людей, настраиваем рекламную кампанию, закупаем всё нужное, делаем готовый дизайн-проект.

Также у нас есть ежемесячные платежи — роялти. Они зависят от выбранного формата, клуб это или сад, но в среднем от 29 000 рублей в месяц.

Мы рассматриваем франчайзи со всей России и даже радуемся, когда обращаются люди из регионов. В Москве рынок немного перегрет, а вот в других городах есть где развернуться. К тому же инвестиции для сада или клуба в регионе будут меньше, а рентабельность примерно такая же.

Десять лет назад Жанна не смогла подобрать сыну детский сад и решила открыть свой. Со временем появилась целая сеть.

Сейчас три садика в Москве и Подмосковье приносят 3 миллиона рублей в месяц.

Вот история Жанны.

Детская студия мультфильмов

В 2008 году Жанна искала детский сад для своего трехлетнего сына. Девушка выучилась на психолога и прочитала много книг о воспитании детей. Ей хотелось, чтобы малышей обучали через игру, развивали эмоциональный интеллект и творческие способности.

Жанна обошла все муниципальные и частные садики в поселке Глухово возле Ильинского шоссе, где тогда жила семья. Ни один вариант ей не понравился. В садиках использовали устаревшие методики, а сотрудникам не было дела до индивидуальности ребенка: детей подгоняли под одни стандарты.

Наша героиня начала заниматься с сыном сама. Несколько месяцев она водила его на разные мастер-классы — на одном из них дети делали мультфильмы. Занятие ребенку понравилось, и Жанна захотела отдать его в мультипликационную студию. Не найдя поблизости ни одной, решила открыть свою.

Девушка арендовала две комнаты на 60 м² в соседнем нежилом коттедже и зарегистрировала ООО . На открытие и закупку оборудования ушло 600 тысяч рублей из личных сбережений.

Сначала в студию ходил только сын Жанны и его друзья, но через два месяца удалось собрать четыре группы по шесть человек. Сработало сарафанное радио и простое бумажное объявление на заборе, которое не стоило ни копейки. Малыши занимались по полтора часа в день, но им было так интересно, что они не хотели уходить.

Постепенно добавились другие творческие направления — музыка, живопись и театр. Жанна арендовала уже весь первый этаж и наняла новых преподавателей. Студия в тот момент приносила по 50 тысяч рублей в месяц. Родители учеников стали спрашивать, не собирается ли девушка организовать группы полного дня.

В 2009 году Жанна решила превратить мультипликационную студию в садик.

Первые садики

Жанна не испугалась запускаться в кризис: рассчитывала, что родители не захотят экономить на детях. Нашлись даже свои плюсы: арендаторы снизили стоимость аренды, а воспитатели и преподаватели просили за свои услуги меньше, чем обычно. Аренда всего коттеджа на 600 м² обошлась в 400 тысяч рублей в месяц, хотя до этого цены на такие площади были выше.

Месяц в садике стоил 30 тысяч рублей. Затраты на проект окупились через восемь месяцев.

К 2013 году Жанна поняла, что садик востребован, и задумалась об открытии еще одного. Девушка рассказала об идее знакомым, которые занимались бизнесом. Один из них согласился на партнерство — вложил в проект деньги, а прибыль договорились делить пополам.

Садик принял 170 детей. Родители платили за ребенка по 70 тысяч в месяц. В 2015 году проект вышел на окупаемость и стал приносить стабильную прибыль — в среднем 900 тысяч рублей ежемесячно.

Жанна Казанская

К открытию частного детского сада Жанну Казанскую подтолкнули личные обстоятельства – она не могла найти для своего старшего сына Никиты подходящее дошкольное учреждение. Жанна в то время жила на Рублёво-Успенском шоссе в загородном посёлке, и посетив несколько муниципальных и частных садиков, поняла – ни в один из них она не хочет отдавать своего ребёнка.

Какое-то время она сама занималась воспитанием сына, посещая с ним различные мастер-классы, выставки, театры. Во время одной из таких прогулок они увидели мультики, созданные детьми. Они очень понравились сыну Жанны, а её поразили полётом фантазии и мышления их создателей. Жанна загорелась идеей отдать сына в такую мультипликационную студию. Но не найдя ничего подобного, решила открыть студию сама.

Она изучила, как создаются мультики, прочитала соответствующие книги, перелопатила информацию с форумов и сайтов, посвящённых мультипликации. Реализовывать свой план начала с поиска преподавателей. Найти хороших мультипликаторов, которые могут интересно рассказать о своём деле детям и способны научить их созданию мультфильмов, оказалось непросто. Жанна Казанская разметила объявление о поиске педагогов на одном из специализированных форумов. Так собралась команда, состоящая, в основном, из студентов и молодых мультипликаторов.

Жанна Казанская

На подготовку к запуску ушло около года. Всё это время предпринимательница искала команду, с которой затем разрабатывала программу занятий. В своём детском саду Жанна сделала упор на развитие у ребёнка эмоционального интеллекта.

Интересный детский сад

Интересный детский сад

В сети создана психологическая служба. Её сотрудники разрабатывают специальные программы и помогают будущим школьникам адаптироваться к новому образовательному учреждению и тем нагрузкам, с которыми им придётся иметь дело в школе.

В садиках Жанны Казанской не используются пластмассовые игрушки, предпочтение отдаётся деревянным или выполненным из других природных материалов. Для развития навыков конструирования и фантазии часть игрушек дети делают своими руками.

Интересный детский сад

Для запуска первого детского сада основательнице сети потребовалось около одного миллиона рублей. Это были её личные средства, которые она потратила на аренду здания (около 600 квадратных метров в коттеджном посёлке на Рублёво-Успенском шоссе), закупку игрушек и оборудования. Окупить эти вложения, по словам Жанны, удалось через 8 месяцев.

Сегодня первоначальные вложения в каждый сад составляют от 6,5 до 60 миллионов рублей. Эта сумма сильно зависит от стоимости аренды и серьёзности ремонта в выбранном здании.

Интересный детский сад

В среднем месячная прибыль детского сада сети составляет около 950 тысяч рублей. На окупаемость каждого нового заведения требуется около 20 месяцев.

Она уверена, что воспитатели не должны ругать детей за малейшую оплошность и наказывать их. Обязанность персонала детского сада – объяснить ребёнку в доступной форме, почему так можно делать, а так – нет.

Жанна отмечает, что в Москве и Подмосковье много выпускников педагогических вузов и колледжей. Но уровень их подготовки, на её взгляд, крайне слабый для работы в её сети.

Интересный детский сад

Этот пункт по степени сложности Жанна Казанская ставит на второе место при открытии частного детского сада. Трудностей с выбором помещений несколько. С одной стороны, помещения должны соответствовать санитарным требованиям (на каждого ребёнка приходится не менее 6 квадратных метров; здание не выше трёх этажей; лестницы шириной не менее 1,35 метра; по два выхода из каждого помещения, в котором будет больше 10 детей; в кухне для готовки должны быть оборудованы мясной, овощной и цех доготовки блюд). С другой, стоимость арендной платы не должна быть слишком большой.

  • Средняя стоимость аренды для частного детского сада в Москве - от 1,5 миллионов рублей в месяц.

Интересный детский сад

Интересный детский сад

Жанна Казанская не исключает, что лет через 5 она помимо бизнеса займётся общественной деятельностью. Ей бы хотелось своими усилиями изменить ситуацию с детскими дошкольными учреждениями в России в целом.

Читайте также: