Как данте изображает ад кратко

Обновлено: 05.07.2024

В III в. до н.э. парфянский царь Адрашир I Бабаган, основатель династии Сасанидов, собрал 40 тыс зороастрийских жрецов и выбрал из них самого достойного по имени Адра Вираф. После этого избранник выпил священный напиток и на 7 дней впал в транс, совершная путешествие в потусторонний мир. В это время оставшиемя 39999 жрецов сидели вокруг него и читали молитвы. Адра Вираф должен был доказать правильность зороастрийской веры, позиции которой сильно поколебались за время правления в Персии эллинистической династии Селевкидов. В ином мире его встретила прекрасная женщина, символ веры и добродетели.

Данте писал, что его путешествие в саральные миры состоялось в 1300 г. Исследователи его творчества установили, что поэт делил всемирную историю на две части по 6500 лет каждая. Причем рубеж приходился именно на этот год, который по каббалистической традиции четко ассоциируется с числом 13 – чертовой дюжиной. Таким образом, 1300 г. являлся не только межевой датой в истории, но и временем максимального влияния дьявола на человека.

Самое поразительно заключается в том, что, рисуя эту картину, Данте каким-то неведомым образом смог предугадать пути развития современной науки. Удивительно, но сегодня физики признают правомерность космологии поэта. Описывая путешествие на небо, он вывел принцип, согласно которому потоки света, исходящие из истинного полюса мира, проходят через космос по всем направлениям и снова соединяются в противоположном полюсе. Таким образом, Данте понял, что трехмерное пространство имеет конечный объем, но не имеет границ. Это полностью соответствует современной математической модели мира, созданной величайшим ученым современности Альбертом Эйнштейном.

Современные ученые, изучая творчество Данте Алигьери, упорно пытаются найти некий универсальный ответ на вопрос, что именно так старательно зашифровал великий поэт. Не был ли Данте еретиком, который стремился скрыть свои воззрения от церкви? Был ли он на самом деле католиком или катаром, а может быть даже язычником?

Скорее всего, истина лежит где-то посредине. Данте несомненно был посвящен в великие сакральные тайны, превосходя на голову всех своих современников. Однако современ глубокой древности посвященные в эзотерические тайны участвовали во всех культах внешних религий, следуя культам, установленным в различных странах, в которых они находились. По-видимому, никому не дано до конца раскрыть тайну его произведений, нам остается только восхищаться его гением.

Ад что это

Поэма вобрала в себя всю религиозную мораль и представления о жизни после смерти средневекового христианства. Герой произведения – сам Данте, отправляется в путь к Раю, но прежде ему надо пройти через Ад и Чистилище.

Ад описывается как немыслимая пропасть, сужающаяся к центру Земли. Нисхождение в ад происходит по уровням – девяти концентрическим кругам, на каждом из которых отбывают свое вечное наказание грешники.

Ад

Ад по Данте

Зачем нужны круги ада

9 кругов ада по Данте соответствуют девяти главным грехам, на каждый из которых отводится свое наказание. В верхние уровни попадают люди, совершившие меньшие провинности, в нижний ад спускаются с тяжкими грехами, а на самом дне ада закован Дьявол.

Через ад протекает река, которая берет начало из рыдающих глаз библейского старца–истукана, его слезы являются средоточием мирового зла. Река стекает по всем девяти кругам и на каждом круге меняет свой вид и название, превращаясь у центра земли в ледяное озеро.

Страж уровня

На каждом уровне следит страж

На каждому уровне за грешниками следит страж. Стражи описываются чудовищными и свирепыми, они с жадностью и злостью принимают души грешников, отправляют их на вечные страдания. Души будут нести свои мучения без всякой надежды на прощение до наступления Страшного суда. Тогда они вернутся в плотские оболочки, восстанут из могил и после свершения суда их страдания приумножатся.

1 круг ада: безгрешные нехристиане, вечная печаль

В преддверии в криках и стонах блуждают бесчисленные толпы душ, которых отвергли Рай и Чистилище, но и не принял Ад. За жизнь они не совершили никаких важных земных дел, за которые их можно осудить, не отличились ни благодетелью, ни грехом. Эти души страдают от того, что нигде в загробном мире им нет места. С ними бродят ангелы, которые во время восстания Люцифера не поддержали Бога и не приняли сторону падших, пытаясь придерживаться середины.

Харон

Страж Харон

Чтобы попасть в первый круг, мертвые души переправляются через реку Ахерон. Грешников на своей ладье перевозит древний старик Харон с горящим взглядом – страж первого круга.

Переплыв реку, грешники попадают в Лимб. Сюда отправляются добродетельные, но некрещеные души, атеисты, ученые и мыслители, невинные люди, жившие до прихода Христа, благодетели, исповедующие другие религии, младенцы, умершие без обряда крещения. Мертвые здесь не несут жестоких наказаний, но бесконечно пребывают в безвольной скорби и печали. Здесь же находились ветхозаветные праведники, которых потом вывел в Рай Иисус.

2 круг ада: похоть, пытка ураганом

У входа во второй круг души мертвых встречает страж Минос – при жизни критский справедливый царь-судья. После смерти он был обращен в беса и отправлен в ад допрашивать и судить, распределяя грешников по девяти кругам. Оскалившись, он выслушивает каждую прибывшую душу и устанавливает наказание, обвивая свой длинный хвост вокруг нее столько раз, на сколько кругов ей предстоит спуститься.

Минос

Страж Минос

Во второй круг попадают люди, которые при жизни неудержимо предавались плотским наслаждениям и вожделению. Здесь страдают мужчины и женщины, прожившие жизнь в разврате, прелюбодействе, похоть и влечение для которых были превыше морали и добродетели. Толпы душ бесконечно терзаются ураганным ветром. Они крутятся, вьются в холодной буре, с криками и стонами бьются о скалы, на которых восседает Минос.

3 круг ада: чревоугодие гниение под дождем, солнцем

В третьем круге страдают осужденные за обжорство, жадность к пище. Хранитель обители чревоугодников – злобный, трехголовый пес Цербер с человеческими когтистыми руками. Его косматая борода измазана черным жиром, три пасти рвут, грызут и терзают мертвых.

Цербер

Страж Цербер

Здесь стеной льет вечный ледяной дождь, смешанный с градом, снегом и гноем. Грешники нескончаемыми грядами лежат и ворочаются в гниющей топи. Всюду разносится вой и стенания, души пытаются прикрыть спины и лица от дождя, утопая в грязи. В вечном гниении они потеряли свой облик, ослепли, превратились в тени, смешанные с грязью и дождем. Громадный бес–страж не замолкая лает на осужденных, которые мечтают оглохнуть.

4 круг ада: скупость и расточительство, вечный спор

Четвертый круг – пристанище душ, осужденных за неумение распоряжаться деньгами. Тут за противоположные грехи несут наказание расточители и скупцы. Их охраняет Плутос, который был когда-то богом богатства на греческом Олимпе, а затем низвергнут в ад и обращен в беса.

Плутос

Страж Плутос

На входе Плутос встречает всех хриплыми угрозами. В этом круге транжиры и скупердяи обречены на вечное противостояние. От порочной жизни лица их стали не узнаваемы. Они бредут с воплями в громадном круговороте, толкая перед собой тяжелые глыбы. Толпы сталкиваются друг с другом в коротком бою и разбредаются в противоположные стороны. Выкрикивая на ходу и продолжая перебранку, грешники доходят до противоположной точки полукруга, снова вступают в драку. Так они движутся по кругу, толкают тяжести, сшибаясь в схватку и бесконечно споря.

5 круг ада: гнев и уныние, драка в грязном болоте

В пятый круг стекает бурный ручей с багрово–черными водами и разливается в широкое Стигийское болото. Болото простирается до каменных стен города Дита, откуда за душами на челне выплывает перевозчик Флегий – страж пятого круга. Флегий – сын бога Ареса, греческий царь жестокого племени грабителей, был обращен в беса и низвергнут в ад.

Стигийское болото

Пятый круг ада

В темном омуте не переставая дерутся осужденные за несдержанность в гневе. Увязшие нагие грешники, захлебываясь тиной, рвут друг друга в клочья, в свирепом гневе бьются ногами и головами. В дно болота втоптаны души, настолько глубоко затаившие в себе ненависть, что способны только на уныние, лень и вялую скуку. Утопленные в темных водах, они заметны только по пузырям воздуха, которые поднимаются от их вздохов.

9 кругов ада по Данте разделяются на верхний и нижний ад. Пятым кругом завершается верхний, где мучаются души, повинные в грехах несдержанности.

6 круг ада: распространение ложных учений, раскаленные могилы

Город Дита

Стены города Дита

За воротами крепостных стен находится некрополь с горящими могилами. Все надгробия раскрыты и в раскаленных ямах страдают еретики, последователи ложных учений.

Шестой круг завершается скалами и глубоким обрывом, из которого доносится едкое зловоние.

7 круг ада: тираны, садисты, самоубийцы, три пояса наказания

Спуск в седьмой круг пролегает по скалам. Его охраняет Минотавр – чудовище с головой быка и человеческим телом. Здесь расположен красный город Дит, в котором несут наказание насильники. Седьмой круг разделен на три пояса по видам насилия, совершенного грешниками.

Минотавр

Страж Минотавр

По первому поясу течет кровавый, кипящий поток Флегетон. В нем варятся заживо тираны, деспоты, завоеватели и люди, совершившие насилие над ближним или его достоянием. Вдоль берегов носятся толпы кентавров, которые пускают стрелы в тех, кто выныривает из потока.

Во второй пояс отправляются души, совершившие насилие над собой или своим достоянием – самоубийцы, азартные игроки, моты и расточители. Души самоубийц после суда Миноса семенами падают в седьмой круг и прорастают там, превращаясь в деревья. Лес самоубийц терзают гарпии – птицы с когтистыми лапами и женскими лицами. Они рвут листья деревьев, ломают ветви. Из трещин и обломов сочится кровь, деревья стонут от боли. Нагие души игроков и расточителей гоняют по лесу и разрывают на куски стаи черных псов.

Третий пояс – выжженная пустыня, в которой мучаются души, совершившие насилие над божественным. Под огненным дождем в песках лежат навзничь богохульники, сидят съежившись ростовщики, снуют содомиты и нарушители естественного порядка.

Из леса самоубийц вытекает кровавым ручьем Флегетон, течет сквозь пески раскаленной пустыни и обрушивается водопадом с обрыва.

8 круг ада: обманщики, 10 каменных рвов

Спуск в темную пропасть, где находится восьмой круг, охраняет Герион – крылатый великан, олицетворяющий порок обмана. Его лицо приветливо и привлекательно, туловище покрыто пятнами и узорами, на лапах острые когти, а длинный змеиный хвост заканчивается отравленным жалом.

Герион

Страж Герион

Восьмой круг ада – каменный выступ в пропасти с десятью кольцевыми впадинами, которые как рвы окружают бездну в центре. Эта местность в аду называется Злые Щели. Сюда отправляются души обманщиков. Каждой из десяти каменных впадин восьмого круга соответствует по одному виду обмана.

  1. В первой круговой впадине наказываются соблазнители и сводники. Грешники бегут двумя встречными рядами, подгоняемые плетками бесов. В одном потоке двигаются обольстители, обманом соблазнявшие женщин для себя, в другом – сводники, которые обольщали и продавали женщин другим.
  2. Второй ров наполнен зловонным калом. В нем увязли льстецы, которые, хрюкая, скребутся и хлещут себя ладонями.
  3. В третью впадину отправляются святокупцы – духовные сановники, которые продавали или покупали священные чины и должности. В каменном дне рва высечены круглые ямы, в которых вверх ногами заключены грешники, а их стопы обжигаются пламенем.
  4. По четвертому рву неспешной процессией бредут, лишенные голоса, прорицатели, гадалки, колдуны, астрологи, предсказатели. Их головы усажены на тела задом на перед, так, что взоры, пытавшиеся заглянуть слишком далеко, теперь устремлены на пятки, а по спинам стекают молчаливые слезы.
  5. Пятый ров наполнен кипящей смолой, в которой несут наказание мздоимцы – взяточники. Впадину стерегут черные бесы с баграми и крюками, следящие, чтобы грешники не выныривали из смолы.
  6. В круге пятой впадины бредут лицемеры в тяжелых, свинцовых мантиях, покрытых сверху позолотой. Там же к каменному дну пригвожден Каифа и все фарисеи, которые участвовали в казни Христа. Все грешники в своих неподъемных одеждах проходят по их телам.
  7. Седьмой ров наполнен клубками змей, которые обвивают, душат и жалят виновных за воровство. От укусов змей души воров истлевают в пепел, из которого снова восстают, либо сами превращаются в змееподобных чудовищ, сливаясь телами с другими грешниками.
  8. В восьмом рве наказываются лживые, лукавые советчики. Каждый грешник заключен внутри пламени, в котором вечно горит.
  9. В девятую впадину попадают зачинщики вражды. Они бредут окровавленные и изувеченные по кругу. Черный демон ножами рассекает и рубит их тела, не пропуская ни одного грешника. Пройдя круг, их раны заживают, пока демон опять не изувечит их.
  10. В последнем кольце восьмого круга лжецов от болезней мучаются поддельщики. Люди, выдававшие себя за других обессилены и страдают зудом, раздирая кожу и плоть, фальшивомонетчики раздуваются от водянки, клеветники страдают от лихорадки и мигреней.

9 круг ада: предатели, вечная мерзлота

9 кругов ада по Данте нисходят к ледяному озеру Коцит, куда отправляются души предателей, обманувшие доверившихся им людей.

На спуске в темный колодец девятого круга закованы гиганты–богоборцы, пытавшиеся захватить Небо, за что и были свергнуты под землю.

Ледяное озеро ада

Озеро Коцит

Ледяная поверхность озера состоит из четырех сужающихся колец, в которые по шею вмерзли грешники. Их лица обезображены холодом и устремлены вниз.

  1. Пояс Каина – души предателей и убийц родственников.
  2. Пояс Антерона – изменники родины, предатели единомышленников.
  3. Пояс Толомея – предатели и убийцы друзей, близких, разделивших с ними трапезу.
  4. Пояс Иуды – души, предавшие своих покровителей и заступников.

Центр озера – это центр Вселенной и девяти кругов ада. Здесь по пояс в лед закован Дьявол, который охраняет проход в Чистилище. Данте описывает его с тремя лицами и шестью крыльями. Из глаз Люцифера льются слезы, замораживающие озеро Коцит. Три его пасти грызут трех грешников – предателей человеческого и божественного величия: Иуду, Брута и Кассия.




Содержание

Сюжет

В вводной песне Данте рассказывает, как он, достигши середины жизненного пути, заблудился однажды в дремучем лесу и как поэт Вергилий, избавив его от трёх диких зверей, загораживавших ему путь, предложил Данте совершить странствие по загробному миру. Узнав, что Вергилий послан Беатриче (возлюбленной Данте), Данте без трепета отдается руководству поэта.



Пройдя преддверие ада, населённое душами ничтожных, нерешительных людей, они вступают в первый круг ада, так называемый лимб (А., IV, 25-151), где пребывают души тех, кто не смог познать истинного бога. Здесь Данте видит выдающихся представителей античной культуры — Аристотеля, Эврипида, Юлия Цезаря и др. Следующий круг (ад имеет вид колоссальной воронки, состоящей из концентрических кругов, узкий конец которой упирается в центр земли) заполнен душами людей, некогда предававшихся необузданной страсти. Среди носимых диким вихрем Данте видит Франческу да Римини и её возлюбленного Паоло, павших жертвой запретной любви друг к другу. По мере того как Данте, сопутствуемый Вергилием, спускается всё ниже и ниже, он становится свидетелем мучений чревоугодников, принуждённых страдать от дождя и града, скупцов и расточителей, без устали катящих огромные камни, гневливых, увязающих в болоте. За ними следуют объятые вечным пламенем еретики и ересиархи (среди них император Фридрих II, папа Анастасий II), тираны и убийцы, плавающие в потоках кипящей крови, самоубийцы, превращённые в растения, богохульники и насильники, сжигаемые падающим пламенем, обманщики всех родов. Муки обманщиков разнообразны. Наконец Данте проникает в последний, 9-й круг ада, предназначенный для самых ужасных преступников. Здесь обитель предателей и изменников, из них величайшие — Иуда, Брут и Кассий, — их грызёт своими тремя пастями Люцифер, восставший некогда на Бога ангел, царь зла, обречённый на заключение в центре земли. Описанием страшного вида Люцифера заканчивается последняя песнь первой части поэмы.

Экранизация

Структура

  • Пояс Каина
  • Пояс Антенора
  • Пояс Толомея [44]
  • Пояс Джудекка
  • Середина, центр вселенной
  • Предатели родных
  • Предатели родины и единомышленников
  • Предатели друзей и сотрапезников
  • Предатели благодетелей, величества божеского и человеческого
  • Вмёрзший в льдину Дит (Люцифер) терзает в трех своих пастях предателей величества земного и небесного (Иуду, Марка Юния Брута и Кассия)
  • Братья Альберти (графы Мангона) [45] , Фокачча [46] , Камичон [47]
  • Бокка [48] , Карлино [49] , Дуэра [50] , Беккерия [51] , Джанни Сольданьер [52] , Ганеллон [53] , Тебальделло деи Дзамбрази [54] , Тидей, Уголино делла Герардеска
  • Инок Альбериго [55]
  • Брут, Кассий, Иуда Искариот.

Примечания

Многие комментарии относятся ко времени написания Божественной комедии (то есть около 1300 года).


Точная дата рождения Данте Алигьери неизвестна. Впрочем, есть сведения, что 26 мая 1265 года он был крещён во Флоренции под именем Дуранте.

Данте — итальянский поэт, один из основоположников литературного итальянского языка. В своём творчестве поэт неоднократно затрагивал вопросы морали и веры в Бога.

Нажмите для увеличения.

По мнению Данте Алигьери, перед самым входом в ад можно встретить людей, которые провели скучную жизнь — не делали они ни зла, ни добра.

1-й круг

Первый круг ада называется Лимб. Стражем его является Харон, который перевозит души усопших через реку Стикс. В первом круге ада мучения испытывают младенцы, которых не крестили, и добродетельные нехристиане. Они обречены на вечное страдание безмолвной скорбью.

2-й круг

Второй круг ада охраняет Минос — несговорчивый судья проклятых. Страстных любовников и прелюбодеев в этом круге ада наказывают кручением и истязанием бурей.

3-й круг

Цербер — страж третьего круга, в котором обитают чревоугодники, обжоры и гурманы. Все они наказаны гниением и разложением под палящим солнцем и проливным дождём.

4-й круг

Плутос властвует в четвёртом круге, куда попадают скупцы, жадины и расточительные личности, неспособные совершать разумные траты. Наказание им — вечный спор при столкновении друг с другом.

5-й круг

Пятый круг представляет мрачное и угрюмое место, охраняемое сыном бога войны Ареса — Флегием. Чтобы попасть на пятый круг ада, нужно быть очень гневным, ленивым или унылым. Тогда наказанием будет вечная драка на болоте Стикс.

6-й круг

Шестой круг — это Стены города Дита, охраняемого фуриями — сварливыми, жестокими и очень злыми женщинами. Глумятся они над еретиками и лжеучителями, наказание которым — вечное существование в виде призраков в раскалённых могилах.

7-й круг

Седьмой круг ада, охраняемый Минотавром, — для тех, кто совершил насилие.

Круг разделён на три пояса:

  • Первый пояс носит название Флагетон. В него попадают совершившие насилие над своим ближним, над его материальными ценностями и достоянием. Это тираны, разбойники и грабители. Все они кипят во рву из раскалённой крови, а в тех, кто выныривает, стреляют кентавры.
  • Второй пояс — Лес самоубийц. В нём находятся самоубийцы, а также те, кто бессмысленно растрачивал своё состояние, — азартные игроки и моты. Транжир истязают гончие псы, а несчастных самоубийц рвут на клочки Гарпии.
  • Третий пояс — Горючие пески. Здесь пребывают богохульники, совершившие насилие над божествами, и содомиты. Наказанием служит пребывание в абсолютно бесплодной пустыне, небо которой капает на головы несчастных огненным дождём.

Восьмой круг ада состоит из десяти рвов. Сам круг носит название Злые щели, или Злопазухи.

Стражем является Герион — великан с шестью руками, шестью ногами и крыльями. В Злых щелях несут свою нелёгкую судьбу обманщики.

  • Первый ров наполнен обольстителями и сводниками. Все они идут двумя колоннами навстречу друг другу, при этом их постоянно истязают бесы-погонщики.
  • Во втором томятся льстецы. Их наказанием являются зловонные испражнения, в которых любители лести погрязли навеки.
  • Третий ров занят высокопоставленными духовными лицами, которые торговали должностями церкви. Наказанием для них служит заточение туловища в скалу, головою вниз, по ступням струится раскалённая лава.
  • Четвёртый ров до краёв заполнен звездочётами, колдуньями, гадателями и прорицателями. Их головы вывернуты на пол-оборота (в сторону спины).
  • В пятом находятся взяточники, которых бесы варят в смоле, а тех, кто высунется, — протыкают баграми.
  • Шестой ров заполнен закованными в свинцовые мантии лицемерами.
  • В седьмом находятся воры, с которыми совокупляются земные гады: пауки, змеи, лягушки и так далее.
  • В восьмой ров попадают лукавые советчики, души которых горят в адском огне.
  • Девятый ров служит пристанищем для зачинщиков раздора. Они подвергаются вечным пыткам — потрошениям.
  • В десятый ров попадают лжесвидетели и фальшивомонетчики. Лжесвидетели бегают, обуреваемые яростью, и кусают всех, кого встретят. Фальшивомонетчики изуродованы водянкой и умирают от постоянной жажды.

9-й круг

Девятый круг ада — это Ледяное озеро Коцит. Этот круг охраняют суровые стражи-гиганты по имени Эфиальт, сын Геи и Посейдона — Антей, полубык, полузмея — Бриарей и Люцифер — стражник дороги к чистилищу. Этот круг имеет четыре пояса — Пояс Каина, Пояс Антенора, Пояс Толомея, Пояс Джудекка.

В этом круге томятся Иуда, Брут и Кассий. Кроме них, также попасть в этот круг обречены предатели — родины, родных людей, близких, друзей. Все они вмёрзли в лёд по шею и испытывают вечные муки холодом.


Харон — в греческой мифологии перевозчик душ умерших через реку Стикс (Ахерон). Сын Эреба и Нюкты.

Минос — у Данте демон со змеиным хвостом, обвивающим новоприбывшую душу и указывающим круг ада, в который предстоит душе спуститься.

Цербер — в греческой мифологии порождение Тифона и Ехидны, трёхголовый пёс, у которого из пастей течёт ядовитая смесь. Охраняет выход из царства мёртвых Аида, не позволяя умершим возвращаться в мир живых. Существо было побеждено Гераклом в одном из его подвигов.

Плутос — звероподобный демон, охраняющий доступ в четвёртый круг Ада, где казнятся скупцы и расточители.

Флегий — в древнегреческой мифологии сын Ареса — бога войны — и Хрисы. Флегий сжёг храм бога Аполлона и в наказание за это был умерщвлён его стрелами. В подземном царстве был осуждён на вечную казнь — сидеть под скалой, готовой каждую минуту обрушиться.


Дит — город Аида, бога подземного царства.

Минотавр — чудовище с телом человека и головой быка, происшедшее от неестественной любви Пасифаи, жены царя Миноса, к посланному Посейдоном.

Герион — в древнегреческой мифологии великан с острова Эрифия, у которого было шесть рук, шесть ног и крылья, а тело состояло из трёх человеческих тел. Держал три копья в трёх правых руках и три щита в трёх левых, на головах три шлема.

Эфиальт — сын Посейдона и Ифимедеи, имел нечеловеческую силу и буйный нрав.

Гея — древнегреческая богиня земли, мать всего, что живёт и растёт на ней, а также мать Неба, Моря, титанов и гигантов.

Посейдон — в древнегреческой мифологии бог морей, один из трёх главных богов-олимпийцев вместе с Зевсом и Аидом.

Бриарей — в греческой мифологии сын бога неба Урана и богини земли Геи. Чудовищное существо с 50 головами и сотней рук.

Люцифер — падший ангел, отождествляемый с Дьяволом.

Брут Марк Юний — в Древнем Риме возглавил (вместе с Кассием) заговор в 44 г. до н. э. против Юлия Цезаря. По преданию, одним из первых нанёс ему удар кинжалом.

Кассий Гай Лонгин — убийца Юлия Цезаря, организовал покушение на его жизнь.

Структура произведения

Поэма Данте представлена в переводе М. Л. Лозинского — лучшем из всех существующих русских переводов. Схема произведения выглядит следующим образом:

Сокращённо изложить поэму довольно сложно. Но понять тему и суть произведения и сделать свой анализ и выводы можно на основании данного сокращения.

Ад Данте

В середине человеческой жизни, в возрасте 35 лет, Данте заблудился в лесу и после целой ночи удивления от происходящего вокруг он просыпается на вершине холма, где сталкивается с тремя опасными животными: львом, пантерой и волком. Он был напуган и начал бежать. По пути он встречает Вергилия, который пообещал спасти его, но до этого ему придётся пройти через ад, чистилище и рай.

Данте и Виргилий подошли к дверям ада,

Данте и Вергилий наконец-то добрались до реки Ашерон, где несчастные души ожидали, когда их переправит на другую сторону Харон, паромщик. Увидев Данте, который не был мёртвым, Харон разозлился и отказался отвести его на другую сторону. Вергилий успокоил его, сказав, что прибытие Данте было божьим желанием. Внезапно земля начала дрожать, и Данте потерял сознание. Он проснулся на другой стороне, в первом круге ада. Здесь следует кратко дать описание и характеристику каждого круга:

Во втором круге (Похоть) они увидели Миноса,

Пятый круг (Гнев)

Путники прибыли в восьмой круг (Мошенничество)

Наконец они добрались до девятого круга (Предательство),

  • ​Первый круг (Лимб). Он населён душами благородных, но некрещёных людей, в том числе язычников и младенцев. Данте имеет честь прогуляться с компанией великих древних поэтов, в том числе Гомером, Овидием, Луканом и Горацием.
  • Во втором круге (Похоть) они увидели Миноса, наполовину человека и наполовину животного. Он был охранником, который слушал все признания и отправлял их в свой круг. Данте пошёл во второй круг и встретил грешных любовников. Все души в этой части ада были измучены нескончаемым ветром, который не позволяет им обрести покой. Данте нашёл Клеопатру, Париса, Тристана и других влюблённых. Поэт был настолько впечатлён, что потерял сознание.
  • Когда Данте, наконец, проснулся, он был у входа в третий круг ада (Чревоугодие), где грешники проводят вечность в грязи и болоте. Их заставляют лежать в мерзкой слякоти, которая создаётся бесконечным ледяным дождём. Мерзкая слякоть символизирует личную деградацию того, кто злоупотребляет едой, выпивкой и другими мирскими удовольствиями. Чревоугодников и алкоголиков, как образцов находящихся здесь, охраняет Цербер, трёхголовый пёс, который разрывает их на части.
  • Четвёртый круг (Жадность). Здесь путники видят души жадных людей. Наибольшее количество грешников было здесь. Они делятся на две группы: те, кто копил деньги и те, кто был слишком расточительным. Они соревнуются между собой, используя большие веса в качестве оружия, толкая их своими сундуками, что символизирует их эгоистичное стремление к удаче при жизни. Здесь находится много священнослужителей, в том числе кардиналов и пап.
  • Пятый круг (Гнев) — это место, где гневливые наказываются за свои грехи. Данте и Вергилий, переправлявшиеся на лодке Флегием, видят, как на реке Стикс яростные люди сражаются друг с другом. Поэты встречают здесь Филиппо Ардженти, известного флорентийского политика, производящего конфискацию имущества Данте во время его изгнания из Флоренции.
  • Шестой круг (Ересь), представляет Данте и Вергилию еретиков, лежащих в огненных гробницах. Данте разговаривает с Фаринатой дельи Уберти, которая предсказывает, что Данте будет трудно вернуться во Флоренцию из ссылки.
  • Седьмой круг (Насилие) разделён на три кольца. В Первом Кольце души тех, кто жестоко обращался с другими, погружаются в Флегетон, великую реку горящей крови. Флегетон населён кровожадными полевыми командирами, такими как Александр Македонский и Аттила Гунн. Второе кольцо хранит души самоубийц. Они были превращены в рощу искривлённых деревьев, чтобы их постоянно преследовали гарпии. В Третьем кольце сжигают души, совершившие насилие против Бога, Природы и Искусства. Они известны как богохульники, содомиты и ростовщики. Эти души застряли в обширной пустыне с палящим песком, обрушившимся на вечную бурю огня.
  • Путники прибыли в восьмой круг (Мошенничество) на спине Гериона, летающего монстра с переменчивой внешностью, совсем как мошенник. Этот круг ада разделён на 10 щелей или каменистых рвов с мостами между ними. В щели 1 Данте видит сводников и обольстителей. В щели 2 он находит льстецов. Перейдя мост через щель 3, он и Вергилий оказываются там, где симонисты (люди, которые используют деньги, чтобы получить высокие посты в Церкви) зарыты головой в землю, а их ноги пламенеют в огне. Пройдя ещё один мост между рвами к Щели 4, они находят колдунов и лжепророков. В щели 5, в которой демоны разрывают коррумпированных политиков и погружают в реку кипящего газа, Вергилий смело приближается к безжалостным демонам и требует безопасного перехода через реку. Когда зловещие демоны видят, что он послан Богом, главный из них, Малакода, сообщает Вергилию, что ближайший мост разрушен, и назначает 10 демонов, чтобы сопроводить его к следующему мосту. В щели 6 находятся лицемеры, а в оставшихся 4 канавах Данте находит воров, чьи руки были обрезаны (щель 7), лукавых советчиков (щель 8), зачинщиков раздора (щель 9) и различных фальсификаторов, таких как алхимики, лжесвидетели и поддельщики, которые страдали от ужасных болезней (щель 10).
  • Наконец они добрались до девятого круга (Предательство), где находятся самые большие грешники. Девятый Круг делится на 4 пояса в зависимости от серьёзности греха. Находящиеся здесь замёрзли в ледяной реке Коцит. Пояс 1 назван в честь Каина, убившего своего брата Авеля, Пояс 2 назван в честь Антенора Троя, который был советником Приама во время Троянской войны, Пояс 3 назван в честь Птолемея (сына Абубуса), а Пояс 4 (Джудекка) назван в честь Иуды Искариота, апостола, который предал Иисуса. Внизу Данте и Вергилий увидели Люцифера, у которого было три лица: красное, жёлтое и чёрное. Три его рта жевали трёх крупнейших предателей — Иуду, Брута и Кассия. У Люцифера было шесть крыльев, которыми он постоянно махал. Кровавая слюна выходила из его рта. Вергилий и Данте схватились за волосы на рёбрах Люцифера и пошли к выходу из Ада.

Чистилище — вторая глава поэмы. Оно изображено в стихотворении как гора в Южном полушарии, внизу которой находится Чистилище, а затем 7 уровней страданий, смысл которых — олицетворение семи смертных грехов. Существует также духовный рост на уровнях. Наконец, на вершине горы находится Земной Рай. Путешествие на вершину сопровождается дискуссиями о грехе, добродетели, морали и религии. Существует основополагающая концепция, что весь грех исходит из любви и неверных или неправильно понятых её аспектов.

После ухода из ада путники допрашиваются Катоном из Утики. Вергилий объясняет, в чём заключается их путешествие, и Катон говорит ему провести очищающий ритуал, что он и делает. На рассвете на берегу Пургаторио Данте видит приближающееся красное свечение, которое оказывается лодкой, движимой ангелом. Она несёт души искупленных, которые встречают Данте и Вергилия, когда поют религиозные песни.

Когда они начинают трудное восхождение, главный герой озадачен положением солнца, тогда Вергилий объясняет, что они находятся в Южном полушарии. Продолжая путь, они видят души ленивых и души, которым в последние минуты жизни удалось покаяться.

Вергилий спрашивает средневекового поэта Сорделло о том, как лучше продолжить восхождение на гору. Сорделло предлагает руководить ими, но также объясняет, что наступает ночь, поэтому им придётся остановиться, так как не разрешается подниматься без солнечного света. Они проводят ночь в Долине Князей, куда приходят два ангела из Рая, чтобы охранять долину от змея. Позже они достигают ворот Чистилища, где находятся 3 ступени, ведущие к входу. Первая — белая, затем — чёрная, и, наконец, красная ступенька, на которой стоит ангел-хранитель.

Ангел открывает ворота, и путники входят

Ангел открывает ворота, и путники входят. На стенах они видят резные фигурки, иллюстрирующие добродетель смирения. Затем они встречают души Гордых. Следующие изображения, которые они находят, представляют собой порок гордости. Ангел символически устраняет гордость от Данте, который затем может взобраться с меньшими усилиями.

На следующей террасе они достигают добродетели Великодушия и соответствующего ему порока, Зависти. Когда они переходят со второй на третью террасу, яркий свет, исходящий от ангела, удивляет поэта, но Вергилий говорит ему, что скоро он к этому привыкнет. По мере того как их восхождение продолжается, путники видят души скупых, и Данте говорит с папой Адрианом V. Однажды утром, когда Данте просыпается с чувством готовности продолжать, Вергилий говорит о моральном прогрессе Данте и сообщает, что ему он больше не нужен в качестве проводника.

Данте идёт по лесу и наталкивается на женщину,

Данте идёт по лесу и наталкивается на женщину, поющую и собирающую цветы. Она рассказывает ему, что он прибыл в райский сад. Дальнейшие встречи включают группу из двадцати чётырех старейшин и пожилого человека, который написал Книгу Откровения. Среди большой группы ангелов появляется Беатриче. Именно в этот момент Данте понимает, что Вергилия больше нет с ним. Беатриче наказывает Данте за то, что он сбился с пути к Истине и растратил свои таланты. Данте раскаялся и признаёт свою вину.

После прочтения этой шикарной книги у меня сложилось мнение о том, что: в мире существует множество представлений о том, что происходит с человеком или его душой после смерти. Кто-то верит в то, что душа умирает с телом, кто-то — в то, что душа остаётся бродить по миру, невидима, а кто-то верит в существование ада и рая.

9 уровней Рая

Рай — последняя часть длинного повествовательного стихотворения Алигьери. В нём Беатриче сопровождает Данте, когда он путешествует по девяти уровням или сферам небес, которые представлены различными небесными телами. В каждом разделе гиды Данте пытаются преподавать ему различные уроки:

9 уровней Рая

Пятый уровень рая — сфера Марса.

Девятый и последний уровень небес,

Экранизация поэмы

Поэма Данте Алигьери, которую многие считают его шедевром, стала источником вдохновения для разных режиссёров. Некоторые примеры знаменитых фильмов перечислены здесь:

Читать эту книгу было как ехать на машине по волнистой линии, я всё время спотыкался то там, то здесь. В моём случае в книге было множество ссылок (именно ссылок, а не сносок), которые все были приведены в конце книги. В целом произведение непростое, понимать его можно по-разному. Метафоры и аллегории здесь представлены повсеместно, если начать их искать.

Возможно, это звучит не так уж смешно, но автор дал название комедии своей эпической поэме, потому что, в отличие от жанра трагедии, которая начинается на высокой ноте и заканчивается трагически, комедии начинаются плохо, но заканчиваются хорошо.

Поэма действительно хорошо кончается тем, что главный герой, которого также зовут Данте, достигает своего желаемого места назначения — рая — места красоты и спокойствия, света и абсолютного добра.

Читайте также: