Как были устроены парламент в англии кратко

Обновлено: 06.07.2024

В тринадцатом веке парламент Англии завоевал значение государственного форума, превратившись в традиционный пример представительного органа. Позже, в шестнадцатом-семнадцатом столетиях, он стал выступать сословно-представительным органом при короле. Но только после буржуазной революции семнадцатого столетия парламент получил истинное и многоплановое значение.

Стоит сказать, что система парламентаризма в западной части мира появилась как некое отрицание абсолютизма государственной власти в лице короля, всевластного первого лица в государстве.

Особенность парламента Британии состоит в сохранности различных архаических черт, которые находят собственное отражение в различных сторонах его деятельности, а также организации. Когда ведется речь о парламенте как о верховном законодательном органе страны, имеются в виду не только две палаты парламента, но также и королева, которая является неотъемлемой институцией (то есть частью) парламента.

Анализируя место парламента в системе британской власти, стоит брать в расчет то, что в ее базу были положены такие фундаментальные принципы, как парламентское верховенство, а также парламентское (то есть ответственное) правление.

Парламент Британии является очевидным примером бикамерального представительного органа, он состоит из палаты общин, а также палаты лордов. В то же время, неотъемлемой частью парламента выступает и британский монарх.

Для того чтобы билль (то есть закон) прошел и был принят, в обязательном порядке требуется согласие как парламентских палат, так и монарха.

Конституционная реформа, старт которой пришелся на 1999 год, и инициированная правительством лейбористов, важнейшим направлением определяет реформирование британского парламента, и, в первую очередь, порядок формирования и правового статуса верхней палаты. Еще в 1997 году лейбористы дали обещание вывести из состава палаты наследственных участников, а после прихода к власти начали реализацию собственных предвыборных инициатив, которые направлены на демократизацию статуса палаты.

На начальном (первом) этапе конституционной реформы, которая должна продолжаться на протяжении десяти лет, на основании статьи 1 Акта о палате лордов 1999 года был ликвидирован статус наследственных пэров, и практически в два раза (до 720 человек) сократился численный состав палаты: свои места смогли сохранить лишь 92 наследственных пэра (то есть десять процентов от всего числа) и около пятисот семидесяти трех пожизненных пэров, в том числе епископов. При этом наследственное право заседать, а также голосовать в процессе переходного периода реформы девяносто два наследственных пэра получили во время секретного голосования своих коллег по палате, а десять наследственных пэров согласились на правительственный ультиматум: изменить звание наследственного пэра на пожизненного. Право участвовать в деятельности палаты было оставлено за лордами, титул которым был дарован монархом в качестве признания их личных заслуг и по предложению правительства. Прочие лорды обладают правом баллотироваться на выборах, в том числе и в нижнюю палату – то есть палату общин.

Из-за возникших разногласий в политическом классе реформирование данной палаты на сегодняшний день отложено.

Споры о возможных моделях верхней палаты в экспертном сообществе не прекращаются и по сей день, в начале двадцать первого века. Большая часть английских экспертов и значительное число политиков склоняются к тому, что в обозримом будущем стоит ограничиться введением умеренного элемента выборности в верхней палате.

Виды членства в палате лордов

На данный момент в палате лордов действуют следующие виды членства:

  • Духовные лорды (это епископы Йоркский и Кентерберийский, а также епископы англиканской церкви).
  • Наследственные пэры.
  • Пожизненные пэры (которые получили свой титул и место в палате за значительные заслуги перед британской Короной), но они не обладают правом передать собственный титул по наследству.

Духовные лорды не причисляются к пэрам.

Стоит упомянуть, что, несмотря на настолько обширный состав палаты, кворум составляет только три человека, и обычно участие в ее деятельности принимают порядка ста человек (судебные и пожизненные лорды). Долгое время деятельность парламента возглавлял лорд-канцлер, который назначался на свою должность премьер-министром. Лорд-канцлер выступал одновременно и членом кабинета (то есть министром), и спикером верхней палаты, и верховным судьей, который самостоятельно назначает судей. Подобное соединение в руках одного единственного человека важнейших функций государственного управления и осуществления судебной власти было очевидным анахронизмом и не могло помогать упрочению статуса независимости судебной власти. Продолжая процесс реформирования палаты лордов, в 2003 году британский премьер-министр Тони Блэр предложил новые инициативы по упразднению данного поста, а также учреждению Верховного суда, который был бы призван взять на себя функциональные обязанности лордов-судей, а также по созданию независимой комиссии по назначению судей.

По итогам реформы с 2004 года руководитель верхней палаты (спикер палаты лордов) занимает эту должность на внутрипалатной выборной основе, и при этом не входит в состав правительства. Традиционно руководитель палаты лордов участвует в дебатах, а также голосовании, но, при этом, не занимается решением процедурных вопросов, как, например, спикер палаты общин. Данные полномочия осуществляются палатой самостоятельно при координации лидера данной палаты, которым выступает руководитель наиболее значимой и крупной партийной фракции. В палате есть только неспециализированные комитеты. Помимо этого в процессе реформы образовано министерство по конституционным вопросам, которое обязано было взять на себя большую часть полномочий лорда-канцлера, в том числе и в судебной области.

Компетенция палаты лордов

Компетенция палаты лордов включает такие полномочия, как:

  • Законодательные. Обеспечивают участие палаты в законодательном процессе (это рассмотрение в соответствии с установленной процедурой вносимых законопроектов, то есть биллей, за исключением особых требований к принятию биллей в финансовой сфере, которые вносятся только в палату общин, а также внесение различных правок в законопроекты, которые приняла нижняя палата и так далее).
  • Контрольные. Ненавязчивый контроль над работой всего правительства.
  • Судебные. Данные полномочия обширны, они определяются тем, что именно она выступает высшей апелляционной судебной инстанцией.

Нижняя палата или палата общин

Нижняя палата является единственным выборным центральным органом государственной власти Британии. Только депутаты данной палаты могут называться членами парламента.

Количественный состав палаты к моменту парламентских выборов, прошедших в 2010 году, уменьшился с 659 до 650 членов, которые избираются с помощью всеобщего равного тайного, а также прямого голосования на срок, составляющий пять лет. Подобное снижение количественного состава нижней палаты связано с укрупнением избирательных округов в Шотландии. Особой комиссией по границам избирательных округов было произведено уменьшение числа данных округов с 72 до 59 в связи с Актом о Шотландии, в котором установлено создание своего шотландского парламента, а также ликвидация аномальной диспропорции представителей Шотландии в парламенте Британии. По итогам новой нарезки округов число избирателей, которые живут на территории одного избирательного округа, приблизилось к среднебританскому показателю, составляющему шестьдесят восемь тысяч избирателей на один округ.

Во главе нижней палаты стоит спикер. Эта ответственная должность была введена еще в 1377 году. Палата общин может быть распущена действующим монархом. Традиционно формальное согласие монарха на роспуск парламента означает начало новой предвыборной кампании. По законам, действующим в Британии, такие выборы обязаны пройти через семнадцать рабочих дней после роспуска прежнего парламента. В то время, когда парламент распущен, политики имеют право проводить предвыборную кампанию, но при этом не имеют права заходить в здание Вестминстерского дворца, в котором размещается парламент.

Быть избранным в палату способен любой подданный Британии (а также тот, кто является гражданином и постоянно живет в Ирландии либо Содружестве), уже достигший возраста двадцати одного года, а также удовлетворяющий принятым в законодательстве цензам, среди которых стоит обозначить ценз несовместимости: запрет быть членами парламента для тех лиц, которые занимают конкретные государственные посты (например, профессиональные оплачиваемые судьи, военнослужащие, гражданские служащие и так далее).

Избирательный залог равняется пятистам фунтам стерлингов, он не подлежит возврату в том случае, когда кандидат получил менее пяти процентов голосов.

Выборы в нижнюю палату проходят по мажоритарной системе относительно большинства. При этом нет требования о получении кандидатом минимального процента голосов избирателей. Срок его полномочий составляет пять лет. Но на практике по инициативе самого правительства выборы проводятся раньше указанного срока, иногда за пять или шесть месяцев до окончания полномочий палаты общин.

На последних выборах в парламент в нижнюю палату, прошедших в мае 2010 года, победу одержали консерваторы, которые получили относительное большинство депутатских мандатов – триста шесть. Из-за этого была образована правоцентристская парламентская коалиция консерваторов и либеральных демократов, которую поддерживает и часть независимых депутатов.

К значимым полномочиям палаты причисляют: принятие законов, рассмотрение финансовых биллей, принятие бюджета, парламентский контроль над деятельностью правительства. Только данная палата способна выразить недоверие правительству.

В Великобритании, как и в прочих странах Западной Европы, провозглашаемая конституцией независимость депутатов во многом ограничивается строгой фракционной дисциплиной, которая имеет целью поддерживать единство и солидарность. В нижней палате дебаты проводятся в основном между членами, которые занимают руководящие позиции в консервативной и лейбористкой партиях, роль рядовых парламентариев в данном процессе, как удачно подчеркнули политологи, сведена только к группам поддержки, которые подбадривают лидеров.

В общем, Великобританию допустимо охарактеризовать, как страну с весьма устойчивой и значительной ролью парламента, во многом обусловленной именно непрерывностью парламентского развития, которую можно сравнить только с США.

Английский парламент был основан в 1265 году. Он состоял из двух палат: верхней (Палаты Лордов) и нижней (Палаты Общин). В первый входили только крупные феодалы и духовенство. В неё входили кандидаты из иных слоёв общества Англии по результатам голосования. Главой нижней палаты является спикер.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.


Парламент Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии (англ. Parliament of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland ) является высшим законодательным органом в Соединённом Королевстве и Королевских колониях. Его возглавляет Британский монарх. Парламент двухпалатный, включает в себя верхнюю палату, называемую Палата лордов, и нижнюю палату, называемую Палата общин. Палата лордов не выбирается, она включает в себя лордов духовных (высшее духовенство англиканской церкви) и лордов светских (членов пэрства). Палата общин, напротив, демократически избираемая палата. Палата лордов и Палата общин собираются в разных помещениях Вестминстерского дворца в Лондоне. По обычаю, все министры, включая премьер-министра, выбираются исключительно из состава парламента.

Содержание

История

В средние века на британских островах было три королевства: Англия, Шотландия и Ирландия, каждое со своим собственным парламентом. Согласно акту о соединении 1707, Англия и Шотландия были объединены под управлением Парламента Великобритании, а Акт об объединении 1800 года включил представителей Ирландии в парламент Соединённого Королевства.

Парламент Англии


Когда Елизавете I в 1603 году наследовал король Шотландии Яков VI, который также стал Яковом I Английским, обе страны находились под его личным управлением, но каждая сохранила свой Парламент. У наследника Якова I, Карла I возник конфликт с Парламентом, который после Войны трех Королевств перерос в Английскую гражданскую войну. Карл был казнен в 1649, и при правлении Оливера Кромвеля Палата Лордов была отменена, а Палата Общин подчинена Кромвелю. После смерти Кромвеля была восстановлена монархия и Палата Лордов.

В 1688 году во время Славной революции был свергнут король Яков II, и установлено совместное правление Марии II и Вильгельма III. Их согласие с английским Биллем о правах означало создание элементов конституционной монархии.

Парламент Шотландии


Со времён Кеннета I в Шотландии все должности заполнялись согласно системе танства, которая сочетала элементы наследования и выборности. После того как в 1057 г. Макбет I был свергнут Малькольмом III в Шотландии под влиянием норманнского завоевания была введена феодальная система первородства.

После Реформации в 1567 г. католическое духовенство было исключено из парламента под давлением церкви Шотландии, а после упразднения в 1638 году епископата парламент стал полностью светским собранием. Во время правления Якова VI и Карла I парламент попал под сильное влияние Короны, его созывы стали эпизодическими, королевская власть, манипулируя системой выборов и порядком заседаний, пыталась превратить палату в послушный инструмент абсолютистской политики короля. Но восстание в Шотландии в 1637 г. и победа шотландцев над королевскими войсками в Епископских войнах 1639—1640 гг. позволили парламенту сконцентрировать в своих руках всю полноту власти в Шотландии. После того как в страну вторглись войска Оливера Кромвеля, его республиканское правительство в 1657 г. установило непродолжительную англо-шотландскую парламентскую унию.

Шотландский парламент был восстановлен после возвращения Карла II на трон в 1660 г. Славная революция 1688 г. ликвидировала систему королевского патронажа над парламентом и обеспечила свободу выборов и обсуждения законопроектов. В 1707 г. парламенты Шотландии и Англии приняли Акт об унии, в соответствии с которым оба британских государства объединялись в королевство Великобританию и создавался единый парламент. Таким образом парламент Шотландии был упразднен.

В 1998 г. в рамках децентрализации системы управления страной лейбористским правительством Тони Блэра парламент Шотландии был восстановлен. Ему были делегированы определенные полномочия в сфере местного самоуправления, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, сельского хозяйства и транспорта.

Законодательная Ассамблея Уэльса

Ассамблея Уэльса насчитывает 60 членов, избираемых путем прямого голосования каждые четыре года. Она выполняет функции, ранее исполнявшиеся Министерство по делам Уэльса, и имеет право вносить поправки в законопроекты, принятые британским Парламентом, которые непосредственно касаются этого региона. [1]

Парламент Ирландии


Ирландский Парламент был создан, чтобы представлять англичан в Ирландском владении, в то время как коренные или гэльские ирландцы не имели права избирать или быть избранными. Впервые он был созван в 1264. Тогда англичане жили только в области вокруг Дублина, известной как Черта.

В 1541 Генрих VIII объявил о создании Королевства Ирландии и высадился в Ирландии с армией. Гэльским ирландским вождям было дано право заседать в ирландском парламенте наравне с людьми английского происхождения. Введение протестантизма в качестве государственной религии (в то время как большинство населения оставалось католическим) вызвало споры, и в 1613—1615 состав избирателей был закреплен так, что большинство в ирландском Парламенте принадлежало протестантским поселенцам. После ирландского восстания 1641 года, ирландские католики были лишены избирательных прав по кромвелевскому Акту о поселении 1652.

При правлении Якова II католики восстановили часть своих позиций, и во время войны якобитов в Ирландии он согласился с требованиями ирландского парламента об автономии и возвращении земель, но после победы Вильгельма III Оранского эти приобретения были снова отняты согласно карательным законам. Закон Пойнинга подчинил ирландское законодательство Парламенту Великобритании, но Акт о конституции 1782 снял эти ограничения, и через десять лет после этого католики снова могли избирать, хотя у них по прежнему не было права быть избранными в парламент.

Парламент Великобритании

После договора об объединении 1707 года, парламентами Англии и Шотландии были приняты одинаковые Акты об объединении, которые создали новое Королевство Великобританию. Согласно этим актам оба парламента были распущены и был создан Парламент Королевства Великобритания, помещенный на прежнем месте английского парламента. Хотя в Шотландии оставались свои законы, с ними теперь работал новый парламент.

После того как на престол в 1714 году взошел Георг I из Ганноверской династии, власть стала постепенно переходить от монарха к парламенту, и к окончанию его правления утвердилось положение министров, которые в свою очередь опирались на поддержку Парламента. К концу XVIII века монарх по-прежнему имел значительное влияние на парламент, в котором преобладала английская аристократия. На Выборах право голоса имело только земельное дворянство, с таким распределением избирательных участков, что во многих гнилых местечках можно было купить место в парламенте, в то время как крупные города не имели своих представителей. Реформаторы и радикалы стремились к парламентской реформе, но с началом Наполеоновских войн правительство стало более репрессивным, и продвижение к реформе было остановлено.

Парламент Соединённого Королевства

Современная эпоха

Ирландское Свободное государство обрело независимость в 1922, и в 1927 Соединённое Королевство было переименовано в Соединённое королевство Великобритании и Северной Ирландии.

В XX веке были проведены дальнейшие реформы: в 1958 акт о пожизненных пэрах разрешил периодическое создание пожизненных пэров. В 1960-е, создание наследуемых пэров было прекращено, и с тех пор почти все новые пэры были только пожизненными. Недавно Акт о палате лордов 1999 отменил автоматическое право наследственных пэров на место в высшей палате, за исключением 92 пэров.

Парламент Шотландии был создан как однокамерный законодательный орган Шотландии согласно Акту о Шотландии 1998, и первое заседание состоялось 12 мая 1999.

Состав

Парламент возглавляется Британским Монархом. Роль Монарха, однако, в основном, церемониальная, на практике он или она всегда действует согласно совету премьер-министра и других министров, которые в свою очередь подотчётны двум палатам Парламента.

Три части Парламента отделены друг от друга; никто не может заседать одновременно в Палате общин и Палате лордов. Лорды Парламента по закону не могут голосовать на выборах членов Палаты общин, кроме того Суверен по обычаю не голосует на выборах, хотя для этого и нет законодательного ограничения.

Процедура

Каждая из двух палат Парламента возглавляется спикером. В Палате Лордов Лорд канцлер, член кабинета министров, является спикером ex officio. Если эта должность не занята, спикер может быть назначен Короной. Заместители спикера, которые заменяют его если он отсутствует, также назначаются Короной.

Палата Общин имеет право избрать своего собственного спикера. Теоретически, для того чтобы результаты выборов вступили в силу требуется согласие Суверена, но согласно современному обычаю оно гарантировано. Спикера может заменять один из трех заместителей, которые известны как Председатель, Первый заместитель Председателя и Второй заместитель председателя. (Их названия происходят от комитета путей и средств, в котором они когда-то председательствовали, но который больше не существует.)

Срок полномочий

После всеобщих выборов начинается новая сессия Парламента. Формально Парламент открывается Сувереном, который считается источником власти Парламента, за сорок дней до начала работы. В день объявленный королевской прокламацией, две Палаты собираются на своих местах. После этого простолюдины призываются в Палату Лордов, где Лорды комиссары (представители Суверена) предлагают им выбрать спикера. Простолюдины голосуют; на следующий день, они возвращаются в Палату Лордов, где Лорды комиссары утверждают результаты голосования и объявляют, что новый спикер утверждён Сувереном от его имени.

В следующие несколько дней Парламент принимает присягу на верность (Oath of Allegiance (UK)). После того как члены Парламента из обоих палат приняли присягу, начинается церемония открытия парламента. Лорды занимают свои места в палате Лордов, Простолюдины стоят возле Палаты Лордов, а Суверен занимает своё место на троне. После этого Суверен читает тронную речь—содержание которой определяется министрами короны, намечая законодательную повестку дня на следующий год. После этого, каждая палата начинает свою законодательную работу.

По обычаю, перед обсуждением законодательной повестки дня, в каждой палате pro forma вносится билль; Select Vestries Bill в Палате Лордов и Outlawries Bill в Палате Общин. Эти билли не становятся законами, они, в основном, являются подтверждением права каждой палаты обсуждать законы независимо от короны. После внесения этих биллей, каждая из палат в течение нескольких дней обсуждает содержание тронной речи. После того, как каждая из палат посылает свой ответ на тронную речь может начаться обычная работа парламента. Каждая из палат назначает комитеты, выбирает должностных лиц, принимает резолюции и вырабатывает законодательство.

Сессия Парламента заканчивается церемонией завершения работы. Эта церемония похожа на церемонию открытия, хотя и намного менее известна. Обычно Суверен не присутствует лично на этой церемонии, его или её представляют Лорды комиссары. Следующая сессия Парламента начинается согласно описанной выше церемонии, но на этот раз нет необходимости выбирать спикера или снова принимать присягу. Вместо этого сразу начинается церемония открытия.

Каждый Парламент, после некоторого числа сессий завершает свою работу, либо по приказу Суверена, либо по истечении времени, что в последнее время происходит чаще. Роспуск Парламента происходит по решению Суверена, но всегда с совета Премьер-министра. При благоприятной для его партии политической ситуации Премьер-министр может попросить о роспуске парламента, чтобы получить большее, чем есть, число мест на выборах. Кроме того, если Премьер-министр теряет поддержку Палаты Общин, он может либо уйти в отставку, либо попросить о роспуске Парламента, чтобы возобновить свой мандат.

Изначально не существовало ограничений на продолжительность работы Парламента, но Трёхгодичный Акт 1694 установил максимальную продолжительность работы Парламента в три года. Так как частые выборы показались неудобными Семигодичный Акт 1716 продлил максимальную продолжительность работы Парламента до семи лет, однако Парламентский Акт 1911 года сократил его до пяти лет. Во время второй мировой войны, срок был временно увеличен до десяти лет. После окончания войны в 1945, срок продолжал оставаться равным пяти годам. Современные Парламенты, однако, редко работают полный срок, обычно они распускаются раньше. Например пятьдесят второй парламент, собравшийся в 1997 был распущен через четыре года.

Раньше кончина Суверена автоматически означала роспуск Парламента, так как Суверен считался его caput, principium, et finis (началом, основой и концом). Однако было неудобно не иметь Парламента в тот период, когда наследование престола могло быть оспорено. Во время правления Вильгельма III и Марии II был принят статут, что Парламент должен продолжать работу в течение шести месяцев после смерти Суверена, в случае если он не будет распущен раньше. Акт о народном представительстве 1867 года отменил это установление. Сейчас смерть Суверена не влияет на продолжительность работы Парламента.

Законодательные функции


Парламент Соединённого Королевства может устанавливать законы своими актами. Некоторые акты действуют на всей территории королевства, включая Шотландию, но так как Шотландия имеет свою законодательную систему (Так называемый Шотландский закон, или Scots law) многие акты не действуют в Шотландии и либо сопровождаются такими же актами, но действующими только в Шотландии, либо (с 1999) законами принятыми Парламентом Шотландии.

Билли частных членов палаты составляют только одну восьмую часть от всех биллей, и вероятность принятия у них намного меньше, чем у правительственных биллей, так как время на обсуждение таких законопроектов сильно ограничено. У члена парламента есть три способа внести свой билль частного члена палаты.

После второго чтения законопроект отправляется в комитет. В Палате Лордов это комитет всей палаты или большой комитет. Обе они состоят из всех членов палаты, но большая комитет действует по специальной процедуре и используется только для не вызывающих споры законопроектов. В Палате Общин законопроект обычно передаётся в действующий комитет состоящий из 16-50 членов палаты, но для важных законов используется комитет всей палаты. Несколько других типов комитетов, таких как избранный комитет, на практике используются редко. Комитет рассматривает законопроект постатейно, и докладывает предлагаемые поправки всей палате, где происходит дальнейшее обсуждение деталей. Устройство, называемое кенгуру (Действующий Приказ 31) позволяет спикеру выбирать поправки для обсуждения. Обычно это устройство используется председателем комитета для ограничения обсуждения в комитете.

Судебные функции

В конце XIX века было разрешено назначение Scottish Lords of Appeal in Ordinary, что прекратило подачу апелляций по уголовным делам, касающимся Шотландии, в Палату Лордов так что Верховный уголовный суд Шотландии стал высшим уголовным судом в Шотландии. Сейчас юридический комитет Палаты Лордов включает в себя по крайней мере двух шотландских судей, чтобы обеспечить опыт в Шотландском Законе необходимый для рассмотрения апелляций из Высшего гражданского суда Шотландии.

Исторически Палатой Лордов выполняются и некоторые другие судебные функции. До 1948 года это был суд, рассматривавший дела пэров, обвиняемых в измене. Сейчас пэры подсудны обычным судам присяжных. Кроме того, когда Палата Общин приступает к процедуре импичмента, суд ведётся Палатой Лордов. Импичмент, однако, сейчас происходит очень редко; последний был в 1806. Некоторые члены Парламента пытаются возобновить эту традицию и подписали ходатайство об импичменте Премьер-министра, но вряд ли им сопутствует успех.

Отношения с Правительством

Правительство Великобритании подотчётно Парламенту. Однако, ни Премьер-министр, ни члены правительства не избираются Палатой Общин. Вместо этого Королева просит человека, пользующегося максимальной поддержкой палаты, которым обычно является лидер партии, занимающей наибольшее количество мест в Палате Общин, сформировать правительство. Чтобы они были подотчётны нижней палате, Премьер-министр и большая часть членов кабинета министров выбираются из членов Палаты Общин, а не палаты Лордов. Последним Премьер-министром из Палаты Лордов был Алек Дуглас-Хоум, который стал Премьер-министром в 1963. Тем не менее, чтобы выполнить обычай, лорд Хоум отказался от своего пэрства и был избран в Палату общин после того, как стал Премьер-министром.

Многие голосования считаются голосованиями о доверии, хотя формально таковыми не являются. Важные законопроекты, которые составляют часть правительственной повестки дня в области законодательства показывают уровень доверия правительству. Кроме того то же самое происходит если Палата Общин отказывается утвердить бюджет.

Если правительство потеряло доверие Палаты общин, Премьер-министр обязан либо уйти в отставку, либо попросить роспуска парламента и новых всеобщих выборов. Если Премьер-министр просит роспуска парламента, Суверен может согласиться с этим, а может отказать, принуждая его уйти в отставку и позволяя лидеру оппозиции сформировать новое правительство, хотя последнее происходит очень редко.

Па практике Палата общин очень слабо контролирует правительство. Так как используется мажоритарная система выборов, правящая партия обычно обладает значительным большинством в Палате общин и не нуждается в компромиссе с другими партиями. Современные политические партии Британии жестко организованы, так что остаётся мало свободы для действий их членов. Нередко членов парламента исключают из их партий за голосование не соответствующее указаниям их партийных лидеров. В течение двадцатого века Палата общин только два раза выражала недоверие правительству—дважды в 1924, и один раз в 1979.

Привилегии

Обе палаты могут наказывать за нарушения своих привилегий. Неуважение к Парламенту, например, неподчинение вызову в качестве свидетеля, вупущенному парламентским комитетом, также может быть наказано. Палата Лордов может заключить человека в тюрьму на любой конечный срок, Палата Общин также может заключить человека в тюрьму, но только до окончания сессии парламента. Наказание наложенное любой из палат не может быть оспорено в каком-либо суде.

Парламент — это высший законодательный и представительный орган, характерный для государств с разделением властей.

Этот орган традиционно наделяется правом принимать законы, участвовать в формировании исполнительной власти, контролировать ее.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

О предпосылках

Предпосылкой и основной причиной к формированию парламента в Англии стало недовольство граждан внутренней политикой Генриха III, период правления которого пришелся на середину XIII века. За ним числилось немало грехов: он был женат на француженке и покровительствовал ее соотечественникам в ущерб английской знати, ввязался в дорогостоящую борьбу за Сицилийское наследство, опирался в своих решениях на баронский совет из 15 человек, игнорируя мнение остальных.

На самым резонансным стало принятие реформ, значительно урезающих права рыцарей и горожан и повышающих налоги. Против них в 1259 году выступило огромное количество людей, включая торговцев, ремесленников, студентов Оксфорда, представителей ведущих рыцарских орденов, а также некоторых баронов.

Генрих отказался разрешать конфликт, и к 1263 году в стране разгорелась гражданская война. Восставшим удалось захватить власть в большинстве английских городов. А в мае 1264-го был схвачен и сам Генрих.

Возникновение и становление английского парламента

Поскольку главной проблемой восставшие считали управление страной небольшой кучкой людей из одного сословия, назрела необходимость в создании нового органа. Захваченный король был вынужден подписать соглашение, согласно которому теперь для принятия важных государственных решений приходилось привлекать выходцев из разных сословий.

Результатом этого соглашения стало появление межсословного органа, в состав которого входили бароны, представители высшего духовенства, избранные от каждого графства рыцари и направленные каждым большим городом горожане. Этот орган и стал первым английским парламентом.

Первое заседание вновь созданного межсословного органа состоялось в январе 1265 года в здании Вестминстерского аббатства.

Даже восстановившись во власти, Генрих III не отказался от нового органа. Сохранился он и позже: в 1322 году Эдуард II издал статут, утверждавший необходимость согласования с парламентом всех дел, касающихся состояния народа и королевства, положения короля и его прямых наследников.

В это же время в межсословном собрании зародились две группировки:

  1. Палата общин, состоящая из выбранных представителей народа.
  2. Палата лордов, представленная духовными и светскими магнатами.

Инициатором введения новых законов был король, а участники обеих палат могли выполнять функции советчиков и просителей.

Такое положение сохранялось во времена правления Тюдоров и Стюартов. Первые значительные изменения касались событий 1649 года, когда была упразднена Палата лордов, принята новая система распределения мест.

Новая система устраняла недостаток, связанный с большим количеством депутатов от мелких городов и полным отсутствием представителей новых городских образований.

Следующим переломным моментом стал роспуск парламента Кромвелем в 1656 году, созыв нового и его последующий роспуск. В 1660 году была восстановлена Палата лордов, а 1707-й стал годом объединения английского парламента с шотландским, образования Парламента Великобритании.

О версиях возникновения парламента в Англии

Помимо уже описанной версии возникновения, существует предположение о том, что первым органом с таким же значением были собрания, инициировавшиеся Альфредом Великим в конце IX века.

Альфред Великий был правителем Уэссекса в 871-901 годах. Он первым в истории стал именовать себя королем Англии.

Получается, что парламент — это место, где можно обжаловать какое-то решение, обсудить его с равными себе по статусу.

Устройство парламента в Англии

За время существования английский парламент практически не изменил свою структуру. Как и прежде, он состоит из 2 палат:

  1. Палаты лордов, в которую входят потомки средневековых баронов, епископы, титулованные дворяне.
  2. Палаты общин, состоящей из наследников богатых горожан, рыцарей.

В палату общин также могут входить депутаты от небольших городков, избранные населением для представления своих интересов в столице.

Палата лордов не выбирается. Она состоит из людей, унаследовавших свою власть. Палата общин — это демократически избираемый орган. При этом министры выбираются из обеих палат.

Состав парламента. Начало избирательного права

До XVII века английский парламент находился в процессе определения принципов организации сословного представительства. На первых порах созыв был отдан на усмотрение короля. Количество приглашенных в этот период было разным, варьировалось от 50 до 200 человек.

В составе постоянно присутствовала титулованная знать — графы, герцоги, эрлы. Бароны по большей части призывались по 1-3 раза: только треть из них принимала участие в заседаниях на постоянной основе.

Важной частью были свободные землевладельцы — рыцари, выбираемые отдельными графствами. Историки считают, что именно из регулирования порядка отправки этих рыцарей могли возникнуть зачатки законодательного избирательного права.

В 1407 году был впервые издан статут, определяющий контингент избирателей. Теперь графства и общины должны были предоставлять предварительные списки допущенных к выборам, которые можно было обжаловать. А в 1429 году вышел закон, согласно которому к выборам допускались только постоянно проживающие на территории избирательного округа.

К концу XV века в парламенте присутствовали депутаты от 100 городов. 97 человек заседало в Палате лордов и 300 человек — в Палате общин. В начале XVII столетия в Палате общин насчитывалось 467 мест, многие из которых занимали профессиональные правоведы.

Депутатскими полномочиями народные представители наделялись только на один созыв. При созыве нового собрания выборы проводились заново.

Компетенция парламента

Первый парламент стал наследником полномочий Королевского совета. За ним закрепились права на высший суд, утверждение налогов и предложенных королем законов.

Права собрания касались и финансовых полномочий. Его участники давали или не давали разрешение на введение сборов и субсидий, взимание пошлин с торговых операций.

Законодательные инициативы изначально исходили исключительно от короля. В конце XIV века было официально закреплено участие общин в обсуждении законов, а в XV-м без их согласия законы уже не издавались.

Позже парламент закрепил за собой контрольные функции над королевской администрацией, а к концу XV столетия приобрел статус самостоятельного учреждения.

Корона и парламент

Развитие отношений короны и парламента всегда основывалось на конфронтации: в XIV веке она выразилась в свержении королей Эдуарда II и Ричарда II, а в XV-м — в назначении на высшие должности людей, представленных парламентом.

Постепенно сочетание деятельности короны и парламента, их взаимодействие стало считаться признаком оптимального государственного устройства. Законодательство перестало концентрироваться вокруг личности монарха: без согласия своих подданных он больше не мог утверждать новые налоги, вводить в действие политические указы.

Концепция сотрудничества максимально точно изложена в трактате известного английского политика XV века Джона Фортескью. Примечательно, что в последующие столетия она почти не изменилась, нашла широкое распространение в юридической и политической литературе Великобритании.

Читайте также: