Как бог ра наказал людей кратко

Обновлено: 18.05.2024

Много столетий ничего не менялось, следовало установленному богами порядку. Но Ра постарел, кости его стали серебром, золотыми руки, ноги, волосы стали цвета лазурит.Не стал больше страшен людям бог, восстали они против него, захотели убить и занять трон. Решил отомстить Ра но, не имея былой мощи призадумался, как поступить ему с непокорными. Отправил тогда гонцов ко всем богам, наказав им тайно созвать их, что бы люди ни узнали о его намерениях.Собрались во дворце, а за дворцовыми стенами уже собирался народ, готовясь к штурму. Обратился Ра за советом к присутствующим – как ему поступить? Выступил Шу, воздуха бог, с ответом. И если бы мы заседали три года, говорил он, то все равно наказание людям только расправа, смерть зачинщикам, и все боги согласились.

Прошло много времени с тех пор, как солнечный бог Ра создал всех богов, мир и живущих в нем людей.

Много-много столетий жизнь текла своим чередом, по раз и навсегда заведенному порядку, установленному всемогущими богами. Но время сделало свое дело: стал Ра старым и дряхлым. Кости его превратились в серебро, золотом стали его руки и ноги, а волосы окрасились в цвет лазурита.

И вот перестали люди бояться старого, когда-то всемогущего бога. Не страшен был больше Ра, бог солнца, владыка вселенной. И восстали люди против бога, стремясь свергнуть его власть. Они вооружились и пошли к дворцу Ра, желая убить его и захватить трон.

И придумал Ра созвать всех богов и решить всем вместе, как следует поступать.

Выбрал Ра надежных гонцов и приказал им:

— Идите к богам и созовите всех сюда. Пусть явятся ко мне Шу и Тефнут, Геб и Нут! Пусть придет Нун, из которого я сам вышел, пусть придут боги, которые были со мной вместе в Нуне, когда еще ничего не было на земле; боги, древнее которых нет на свете. И пусть с Нуном придет вся его свита!

Стали собираться в путь гонцы; на прощанье Ра предупредил их:

— Смотрите только, приведите всех богов ко мне так, чтобы никто не видел, чтоб люди ничего не узнали. Пусть придут они ко мне в Великий зал, и каждый скажет, что он думает. Пусть же это будет в глубокой тайне.

Привели всех богов, собрались они в Великом зале и приветствовали все бога Ра, царя вселенной, упав ниц перед ним.

А люди тем временем уже окружали дворец Ра и готовились к приступу.

И вот обратился Ра к собравшимся старейшим богам:

— Вы все, боги-предки! Вот смотрите — люди, которых я сам создал, восстали против меня, задумали злые дела. Скажите мне, что бы вы сделали с ними за это? Я не хотел их наказывать прежде, чем узнаю ваш совет!

Могучий бог воздуха Шу, его сын, сказал:

— О владыка наш, великий Ра, зачем тебе нужны наши советы? Беспощадная расправа — вот наказание, которого они заслуживают. Если бы ты даже собрал всех мудрейших богов во главе с Тотом, и они бы три года думали, как усмирить мятежников, все равно они не придумали бы ничего другого. Убей людей!

Так сказал Шу, и боги согласились. Поднялся Ра, произнес заклинание и кобра Урей, дремавшая на его короне, зашипела и сверкнула глазами. Из глаз змеи, подобно молниям, вылетели раскаленные лучи. Пущенные мятежниками стрелы вспыхнули и сгорели в воздухе, не долетев до дворца.

Но люди не кинулись врассыпную. Они отступили в пустыню и укрылись в горной расселине, куда не могли достать губительные лучи змеи Урея.

— Все люди убежали в пустыню и скрылись в скалах. Что делать? Как теперь достать мятежников? — снова спросил Ра.

Зашумели боги, совещаясь. Никто не хотел сам идти бороться со множеством злых людей. Тогда выступил вперед старейший бог Нун и сказал:

— Ты велик, Ра! Ты бог более великий, чем тот, из которого ты вышел. Крепок твой трон и велик страх перед тобой. Пошли усмирить мятеж. Пошли близкого твоего, самого любимого, того, кто ближе всех к тебе, как глаза твои и уши. Отправь твою дочь, Око твое, наказать тех, кто замыслил зло против тебя!

И боги повторили:

— Пошли Око свое, свою дочь Хатхор. Пусть она пойдет в пустыню и поразит там людей. Ведь нет никого сильнее Ока твоего, когда она превращается в богиню Сохмет.

Хатхор же имела облик юной девушки, она была богиней веселья, любви, пляски и музыки. Голову ее украшала корона в виде золотого диска и коровьих рогов. Эти рога символизировали небо — египтяне часто изображали небеса в виде коровы со звездами на животе. В руке она держала музыкальный инструмент систр с гирляндами бубенчиков. Когда богиня встряхивала систром, бубенчики издавали мелодичный звон.

Совсем не подобало такой богине творить возмездие и убивать людей.

С кровожадным ревом ринулась Сохмет в пустыню, в горы, где спрятались люди, и принялась беспощадно их терзать за неповиновение великому богу. Горные склоны и равнины оросились кровью…

И вот увидел Ра, что люди уже достаточно наказаны, совсем мало осталось их в живых, уцелевших от лютой львицы.

И сжалился старый Ра над людьми, не пожелал их гибели и повелел богине прекратить истребление. Но Сохмет опьянела от крови и продолжала губить людей. Никакие увещевания не действовали на нее. Все посланцы Ра в страхе бежали от обезумевшей львицы.

Но решил Ра даровать жизнь оставшимся людям, чтобы не исчезли с лица земли те, кого он когда-то сам создал. По совету мудрого бога Тота он хитростью решил отвлечь гневную Сохмет от крови и убийств.

Ра позвал слуг и приказал:

— Приведите ко мне быстроногих гонцов. Пусть побегут они так же быстро, как тень за телом.

Повелел бог Pa этот диди смолоть в порошок, а служанки в это время растерли ячмень, чтобы изготовить пиво.

Положили порошок диди в пивную массу, и получилось пиво красное, как кровь. В семь тысяч кружек разлили это пиво. Пришел Ра с богами и обрадовался, увидев, что напиток, приготовленный по его приказу, выглядит совсем как человеческая кровь.

Он позвал слуг и приказал:

— Снесите эти сосуды туда, где она убивает людей, и вылейте там пиво!

Пошли слуги ночью и выполнили приказ бога.

И разлилось пиво по полям и наполнило их красной влагой, как повелел его величество бог Ра. А утром пришла богиня, увидела поля, залитые кровью; обрадовалась она и стала пить эту кровь, захлебываясь от восторга. Много этой крови выпила богиня, но так как это было хмельное пиво, то она опьянела и перестала узнавать людей. В изнеможении лежала львица, и не было сил у нее гоняться за новыми жертвами.

Подошел к Сохмет бог солнца и сказал:

— Успокойся, любимая моя дочь. Прими свой прежний облик — облик юной богини Хатхор — и ступай отдыхать в мой дворец. Люди никогда не забудут, как жестоко поплатились они за свою дерзость.

Так и произошло. Сохмет обратилась в юную Хатхор, а Ра повелел ежегодно устраивать праздник в честь богини Хатхор и приносить ей в дар в храмы, посвященные ей, сосуды с пивом.

И стали люди ежегодно приносить богине пиво в дар в день ее праздника.

Так были спасены люди по велению Ра.

Сам же Ра устал управлять людьми и держать их в повиновении. Ослабел великий бог и не захотел он, чтобы узнали про это люди и боги, и решил удалиться от людей на небо.

Любимая дочь Ра, богиня неба Нут, превратилась в небесную корову, Ра сел ей на спину и сказал:

— Вознеси меня на небо! Там я буду царствовать над миром. Но пусть мои враги — крокодилы, змеи, гиппопотамы и злые люди — знают: хоть я и удаляюсь с земли, я все равно остаюсь властителем Вселенной. Я буду безжалостно пресекать любое зло, которое они замыслят. Земной же престол я передаю Гебу. Поклонитесь ему, боги: отныне он ваш повелитель и царь.

Сказав это, Ра вручил Гебу — богу земли — царский жезл.

И вот Нут стремительно взмыла ввысь, унося Ра на спине. Бог ветра и воздуха Шу сопровождал Ра в пути на небо.

Высоко над землей поднялся Ра. Задрожала Нут от вида такой высоты, заколебалась ее широкая спина. Тогда Ра обратился к богу воздуха Шу и повелел ему:

— Сын мой Шу, стань под дочерью моей Нут, поддержи ее головой своей!

И стоит Шу, подняв руки под небом, и поддерживает Нут руками и головой. Так обычно и изображали его художники Египта.

С тех пор бог солнца Ра живет на небе, где сияет и светит на весь мир Солнечный диск.

Сохмет расправляется с людьми. Приняла богиня Хатхор облик женщины с головой львицы и получила имя Сохмет. Набросилась она на восставших людей и стала их уничтожать. Не было от нее никакого спасения. Много дней истребляла она людей, и решил Ра, что достаточно он наказал смутьянов. Обратился он к Хатхор-Сохмет и приказал ей прекратить убивать людей. Но забыла она, зачем ее послали на землю, понравилось ей убивать, приятен ей был вкус крови. Ответила Сохмет, что не уйдет она с земли до тех пор, пока не истребит всех людей.

Ра - бог солнца

Ра - бог солнца. Изображался в образе человека с головой сокола или в виде огромного кота. Первоначально был одной из ипостасей триединого бога Хепри-Атума-Ра. позже превратился в самостоятельное божество. Во многих мифах выступает как верховный бог, создатель мира, покровитель людей. Каждый день Ра плывет по небу в золотой лодке, на носу которой стоит его дочь, богиня справедливости Маат. Со своей лодки Ра видит все. что происходит на земле, разбирает жалобы, отдает распоряжения через своего секретаря - мудрого бога Тота. Вечером Ра пересаживается в другую лодку и ночью плывет по мрачной подземной реке, сражаясь с обитающими там силами зла и тьмы, чтобы утром на небе вновь показалось солнце.

Очи бога Ра были одним из влиятельнейших символов в искусстве древнего Египта. Их изображали на саркофагах, бортах лодок, стелах, одеждах и амулетах. Очи Ра жили какой-то странной, независимой от основного организма жизнью.

Считалось, например, что Урей (божественный змей), украшающий переносицу фараона в качестве "Правого горящего Ока Ра", способен рассеять противников. Левое же Око, которое поздние египетские традиции приписывали Гору, богу-соколу, сыну Исиды, получившему его в наследство, называлось Оком Исцеления и связывалось с искусством врачевания. Истоки подобных верований сокрыты в умопомрачительных глубинных тысячелетий.

На доступной нам поверхности - разнообразные переводы древнеегипетских текстов, мифов и легенд, в которых Око, одно из главных действующих лиц, то в качестве передаваемого предмета, то в качестве самостоятельного героя "вытворяет" совершенно немыслимые для глаза вещи, творя при этом настоящие чудеса.

Взять хотя бы миф о наказании. Согласно ему, Ра сначала создал "первую вселенную", отличную от нашего мира, и, заселив ее богами и людьми, мирно ею правил. Но время старит не только людей. Почувствовав, что силы оставляют их бога, люди этой вселенной замыслили против него заговор. Однако Ра, обладавший божественной проницательностью, раскрыл его и вознамерился наказать бунтовщиков.

Он собрал всех богов и сказал им: "Слушайте, боги! Знаете ли вы, что люди, созданы из глаза моего, замыслили против меня злые дела?" После обсуждения с другими богами Ра "швырнул свое божественное Око в виде дочери богини Хатор-Сехмет" в смутьянов.

Как яростная Сехмет расправилась с ними - тема уже другой легенды. Мы же отметим и запомним это странное действие Ра - "швырнул Око в виде дочери. " и зададимся законным вопросом, что это за люди, созданные из глаза Ра?

В другой раз Ра собственноручно отдал свое Правое Око в форме Урея богине радости и веселья Басти, чтобы та защитила его от злого змея Апопа, главного врага Ра.

А однажды любимое Око Ра, с которым в очередном мифе отождествлялась богиня Тефнут (имевшая еще два имени в зависимости от ипостасии своего проявления - Хатор и Сехмет), обиделось на бога - Тефнут покинула отца и ушла в пустыню, где в образе львицы долго бродила в одиночестве. Ра очень тосковал по ней ведь он нуждался в ней как в защите от своих многочисленных врагов, говорит миф. Но и это еще не все.

Лишиться Очей значило стать уязвимым, беззащитным и слабым. именно по этому в мифе об Осирисе (боге производительных сил природы, царе загробного мира) злодей Сет (бог пустыни, олицетворение зла) не убивает спящего племянника своего Гора, сына Осириса, а вырывает у него глаза. Именно по этому хитроумная богиня Исида, жена Осириса, выведывает тайное имя Ра, шепчет Гору: "Сейчас отдаст он мне очи свои".

Ра - бог солнца

Не чудно ли? То Ра создает из Ока людей, то Око обидевшись уходит от него, то Ра швыряет его в нарушителей божественных уложений, да еще в виде собственной дочери-богини, то отдает как орудие (или инструмент) защиты. А Божественное Око временами ведет себя как самостоятельная личность, не только выполняющая поручение хозяина, но и имеющая собственное мнение.

Все эти манипуляции с Оком никак не укладываются в наше представления о глазах, пусть даже и принадлежащих богу. Традиционная интерпретация Правого Ока как Солнца, а Левого Ока как Луны касается только одного мифологического среза. Смысл же отождествления Ока Ра защищающей его дочерью-богиней Хатор-Сехмет (в другом мифе - Тефнут) или представление его инструментом защиты остается неясным.

Для поисков разгадки обратимся к небу, откуда и явились боги. И здесь наш взгляд невольно обращается к Сириусу. В свое время египтологов озадачил вопрос: почему научные методы древних египтян, их приемы искусства, ведения сельского хозяйства, как и иероглифическая система письма практически лишены каких-либо признаков развития и постепенного совершенствования? И более того - чем династия древнее, тем выше ее достижения! Последующие же поколения египтян понемногу утрачивали знания, постепенно приравнивались к уровню обычных людских племен и народов, пока наконец Египет не пал под ударами войск Александра Македонского, превратившись затем в римскую провинцию и главную житницу Рима. Сам собой напрашивается вывод, что египетская цивилизация возникла не вследствии развития, а являлась наследием, полученным из других рук.

Каждый аспект египетской культуры, насквозь пронизанный необычным интересом к Сириусу и созвездию Ориона, является вполне завершенным уже в момент своего возникновения.

С двойной звездой Сириус (альфа Большого Пса), игравшей в дофараонском Египте роль центрального солнца по отношению к нашей солнечной системе, соотносилась вся жизнь, и земная, и загробная.

Ежегодный разлив Нила связывался с гелиактическим восхождением Сириуса (в лучах утренней зари, незадолго до восхода Солнца). "Подъем Великого Бога" Осириса - созвездие Осириса (Ориона) над горизонтом и появление неотступно следовавшим за ним жены его богини Исиды-Сотис (Сириуса), происходившее по юлианскому календрю в середине июля, знаменовало начало нового года и служило основой сложных календарных вычислений.

Центральная идеей египетской теологии было представление о том, что живой фараон является воплощением Гора, первого божественного предшественника царской власти Египта, сына Осириса (Ориона) и Исиды (Сириуса).

После смерти фараона его душа, становясь звездной, присоединялась к Осирису (Ориону), господину небесного Дуата (Мира мертвых).

Появление над горизонтом Ориона и гелиактическое восхождение Сириуса служило знаком к началу трансформации души умершего фараона. Причем ритуал перерождения умершего фараона (погребальная церемония) происходил параллельно с ритуалом коронации его наследника, нового астрального сына Гора.

Причем расположение и ориентация пирамид Гизы относительно Нила с поразительной точностью соответствует положению звезд Ориона, центра небесного Дуата, на западном "берегу" Млечного Пути (небесного Нила). И это уже не безумная гипотеза, а факт, подтвержденный кропотливыми исследованиями ученых.

Что касается людей, созданных Ра "из собственного глаза", то до сих пор главной загадкой человечества, его основным отличием от животного царства не столько способность создавать орудия труда, но способность мыслить и анализировать. Если наш мир мистики иногда называют "сном Бога", то почему бы населяющих его людей не называть его мыслеформами. Возможно, это не так уж несправедливо, во всяком случае, сам Ра на это намекает.

Боги-атланты не могли быть прямыми предшественниками человеческой расы, поскольку относились (как на то прозрачно намекает Платон в "Тимее" и "Критии") к классу земноводных существ ("дети Посейдона"). Одако наделить стадо первобытных прагорилл способностью мыслить и осознавать окружающий их мир было вполне подсилу и богу, и его симбиотическому органу - Оку.

Если принять эту концепцию, то находится объяснение и существованию райского сада - Эдема (где еще могли проводиться первые опыты над носителями будущей цивилизации?), и теории единого межчеловеческого праязыка, разделенного после дерзкой человеческой аферы с Вавилонской башней, и практически одновременному наступлению на всей планете бронзового века.

Человек стал наследнеком некой погибшей працивилизации, он принял это наследство (в виде древних знаний) с согласия и по прямому волеизъявлению предыдущих хозяев Земли, но, увы, не сумел удержать в себе эти знания.

Бог Ра (Ре) - верховный бог, стоящий у истоков всего сущего. Владыка бесконечности, создатель неба и земли, он предшествовал миру и создал себя сам.

Какой бы он ни принимал облик и каким бы именем ни назывался, Ра (в иной транскрипции - Ре) является одним из главных богов египетского пантеона. Он родился по собственной воле из первичного океана, взошел на первичный холм в Гелиополе и осветил камень бенбен, ставший прообразом будущих обелисков. Ра ассоциируется с созиданием, идет ли речь о сотворении мира либо о еже-годном весеннем возрождении природы. Его почитают как творца и покровителя. Он - владыка сезонов, а также судья божественного и земного мира.

Ра - бог солнца

Изображения Ра

Ра - многоликий бог. Его изображения различны в зависимости от города, эпохи и даже от времени суток!

Днем Ра изображается в виде человека, увенчанного солнечным диском. Он может также принимать облик льва, шакала или сокола. Когда Ра воплощает восходящее солнце, он становится ребенком или белым теленком, чья шкура украшена черными пятнами.

Ночью Ра принимает облик овна или человека с головой барана. Он также может изображаться котом, убивающим змей. Каждому изображению Ра на протяжении дня соответствуют различные имена: Хепри - восходящее солнце, Ра - полуденное солнце, Атум - предзакатное солнце.

Ра принимает множество разных обличий подобно солнцу. Ведь солнце в течение одного дня непрерывно движется по небосводу и преображается, значит, и богу, воплощающему светило, это должно быть свойственно.

Как и солнце, проливающее свои благодатные лучи на землю, Ра позволяет миру существовать и развиваться. Без Ра, как и без солнца, нет жизни: он считается отцом всех богов и творцом всех людей. С него начинается весь мир.

Мифы о боге Ра

В египетской мифологии боги часто связываются с природой. И Ра - не исключение. В солнце, путешествующем по небосводу, в благодатных разливах Нила и даже в скарабее, скатывающем шарик из навоза, каждый египтянин видит Ра. Природа немало поспособствовала созданию образа этого демиурга-бога, родившегося из пустоты и ставшего владыкой всего сущего.

Путь солнца по небосводу - это путь Ра, который он совершает каждый день с момента сотворения мира. И подобно солнцу, которое называют восходящим или заходящим, бог принимает в течение дня более точные имена. Этот путь Ра - тот же путь, который совершает человек за свою жизнь, от рождения до неизбежной смерти.

Бог, вдохновленный солнцем

Девять божеств

Создатель мира и богов

В каждом крупном городе Египта сложились свои представления о сотворении мира. В Гелиополе творцом считался Ра. Мифология Гелиополя распространилась и в большинстве других городов.

Пробудившись, Ра взошел на первичный холм и встал на камень бенбен (или бетил). Египтяне верили, что это произошло именно в Гелиополе, городе в дельте Нила. Этот камень стал прообразом буду-щих обелисков, на вершины которых каждый день как бы поднимается солнце.

Гнев Ра

Из нун или из пустоты

Ра - демиург. Это означает, что он сотворил себя сам. Он возник из огромного и бездвижного первозданного океана - Нун. Од нако египтяне почитали Нун и вскоре начали изображать его антропоморфным богом. Так Нун стал считаться отцом Ра. Получается, что Ра родился не из пустоты!

Культ бога Ра

Нет бога без культа. Ра поклоняются каждый день, не только в святилищах, но и в деревнях. Ведь солнце - это верный спутник каждого египтянина. Но Ра не единственный бог. Он должен считаться с другими божествами, другими святилищами. Политеизму свойственна борьба за власть.

Непростые времена для культа

Но Ра столкнулся с противниками его культа, которые заставляли народ принять других богов. Когда город Фивы стал столицей Среднего Царства, значение бога Амона возросло. Так, при фараонах Рамсесах земли святилищ Ра составляли всего лишь шестую часть земель Амона! Но культ Ра не исчез, хотя и стал менее явно выраженным. Любой бог, стремившийся добиться признания (вернее, которого хотели навязать фараоны и жрецы), в какой-то момент неизбежно начинал ассоциироваться с солнечным обликом Ра. Так боги Амон, Хну и Монту стали его ипостасями (Амон-Ра, Хну-Ра и Монту-Ра).

Имена властителей

Места культа Ра

Абу-Гураб, к югу от Каира, был одним из крупнейших мест культа Ра. Дошедшие до наших дней руины не позволяют представить размеры пяти храмовых комплексов, которые фараоны V династии (от Усеркафа до Ниу-серры, с 2500 по 2420 год н.э.) возвели в честь бога Солнца. Крупнейший из них был построен по велению Ниусерры. Ориентированный с востока на запад комплекс включает нижний храм, расположенный на уровне канала, соединяющегося с Нилом. Оттуда крутая дорога поднимается к верхнему святилищу. Оно представляет собой большой двор, в дальнем конце которого возвышается каменный обелиск (не монолитный, а состоящий из нескольких блоков), символ Солнечного бога.

Перед ним стоит ритуальный алтарь. Это святилище богато украшено расписными барельефами. На них изображены окрестные места в сезон хеш (разливов) и шему (жатвы). Это очевидный намек на живительную силу солнца. К югу от святилища фараон Ниусерра приказал построить огромную каменную лодку длиной около 30 метров, которая символизирует путешествие Ра по небосклону.

Первый храм солнца, посвященный Ра, находится в Абусире. Он был возведен при фараоне Усеркафе, основателе V династии (приблизительно 2500 год до н.э.).

Гелиополь, солнечный город

Богу Ра воздавали почести и в других святилищах, например в Хмуне (греч. Гермополис), Нехене (греч. Иераконполис), Дендере, Эдфу и Карнаке. А фараон Хефрен (правив-ший в конце ХХVII-начале XXVI века до н. э.) закрепил традицию, согласно которой все фараоны считались сыновьями Солнца, то есть бога Ра.

Изображения Ра

С него все начинается и возрождается. Поднимаясь к зениту, он становится Ра-Хорахти. Хотя он и напоминает Гора (с головой сокола), это, тем не менее, одна из форм Ра. Он - властитель неба, которое пересекает. Ра-Хорахти хранит души Востока, те, что должны пробудиться для новой жизни. Достигнув вечера, стареющий Атум-Ра принимает иногда облик человека с головой овна. Он держит скипетр уас и крест анкх. Он может быть изображен и в виде кота. Хепри, Хорахти и Атум могут почитаться больше или меньше, в зависимости от сложившихся традиций. Но, поклоняясь одному из этих образов, египтяне всегда поклоняются именно Ра!

Скарабей: земной образ Ра

Око бога Ра

Божественное око, которое Ра порой обращает на землю, может принимать разные обличья: оно бывает львицей, а также уреем, коброй с огненным дыханием, которая венчает голову бога. Еще более древние верования говорили, что бог неба имел облик сокола по имени Гор; очами его были солнце и луна. Ра, которого гелиопольское духовенство отождествило с этим божеством, сохранил солнечное око, а Гор остался с лунным.

Феникс и мангуст

Особая страсть ихневмона к охоте на змей сделала его в глазах египтян врагом Апопа, огромного змея, символа тьмы, напавшего на Ра во время его ночного путешествия.

Читайте также: