Как автор этой картины художник богданов бельский был связан со школой рачинского кратко

Обновлено: 05.07.2024

Наверное всем вам знакома эта иллюстрация из учебников советской школы.Мы видим урок арифметики в крестьянской школе.Дети решают дроби в уме.Учитель — реальный человек, Сергей Александрович Рачинский (1833—1902), ботаник и математик, профессор Московского университета.

На волне народничества в 1872 году Рачинский вернулся в родное село Татево, где создал школу с общежитием для крестьянских детей, разработал уникальную методику обучения устному счёту, прививая деревенским ребятишкам его навыки и основы математического мышления. Эпизоду из жизни школы с творческой атмосферой, царившей на уроках, и посвятил своё произведение Богданов-Бельский, сам в прошлом ученик Рачинского.

Для характеристики творчества глубоко национального и самобытного художника Николая Петровича Богданова-Бельского большинство искусствоведов употребляют эпитет "крестьянский художник".

А ведь он был прежде всего талантливым живописцем, прошедшим обучение в лучших художественных заведениях и у замечательных педагогов. Ибо учился "незаконнорожденный сын бедной бобылки" (слова самого художника) в начале в иконописной мастерской при Троице-Сергиевой лавре (1882—1883), далее в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В. Поленова, В. Маковского, И. Прянишникова (1884—1889), в Академии художеств у И. Репина. В Париже посещал некоторое время студии французских педагогов Ф. Кормона и Ф. Коларосси.

Потому, часто изображая в работах крестьянских детей, именно талантом он надолго привлекал к ним внимание художественной общественности. И еще одна особенность отличает картины живописца: от них исходит сама доброта, которую художник вложил в них при создании (всмотритесь в его картины "Устный счет", 1895; "У больного учителя", 1897; "Ученицы", 1901).

И последнее. С 1909 по 1921 год Н.П. Богданов-Бельский был председателем Общества имени А.И. Куинджи, что было бы невозможным без большого личного авторитета художника и человека.


Богданов-Бельский писал в основном жанровые картины, особенно образование крестьянских детей, портреты, импрессионистские исследования ландшафтов. Он стал педагогом и академиком в 1903 году.

Регулярно приезжал в село Островно на берегу озера Удомля, где жил и работал в имении местного помещика Ушакова. После 1921 года он переехал в Ригу, Латвия. Он был членом нескольких видных обществ художников, в том числе передвижников с 1895.


В 40-х годах Богданов-Бельский выехал в Германию на лечение, там провёл последние дни своей жизни. Умер 19 февраля 1945 года в Берлине. Похоронен на русском кладбище Тегель.

Нет в его работах привычного "бичевания пороков", присущего критическому реализму, - движущей силы раннего передвижничества, нет сарказма и назидания. Есть светлая любовь к крестьянским детям.

Взять хотя бы картину Горе (1909). Умерла жена, нет больше матери у детей. Отец в отчаянии. Что ждет их, сирот? Это и волнует художника, больно отзывается в его сердце.

Вот главная тема в творчестве Николая Петровича - дети. Он рос без отца, воспитывался в семье дяди и был, по его словам, "лишним ртом". Он не понаслышке знал, что такое обделенность. Недолюбили, недоласкали. Бог не дал ему и своих детей. Переживания одинокой души ребенка наложились на переживания несостоявшегося отца и воплотились во множестве картин, в которых живут дети. Они сделали бессмертным художника в благодарность за его любовь.

Спрос на его произведения стабильно высок. Многим россиянам осталось неизвестным творчество Н. П. Богданова-Бельского за последние 20 лет его жизни.

Знаменитый русский художник НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ БОГДАНОВ-БЕЛЬСКИЙ

написал уникальную и невероятно жизненную историю в 1895 году.

а в полной версии

Картина написана маслом по холсту, на ней изображена сельская школа 19 века во время урока арифметики.

Простой русский класс, дети одеты в крестьянскую одежду: лапти, штаны и рубахи. Всё это очень гармонично и лаконично вписывается в сюжет, ненавязчиво неся миру тягу к знаниям со стороны простого русского народа.

Школьники решают интересный и сложный пример на решение дроби в уме. Они находятся в глубокой задумчивости и поиске верного решения. Кто-то думает у доски, кто-то стоит в сторонке и пытается сопоставить знания, которые помогут при решении задачи. Дети полностью поглощены поиском ответа на поставленный вопрос, они хотят доказать себе и миру, что могут это сделать.

На полотне изображено 11 человек детей и только один мальчик тихо шепчет учителю на ухо, возможно правильный ответ.

Рядом стоит учитель, реальный человек, Сергей Александрович Рачинский – знаменитый ботаник и математик, профессор Московского университета. На волне народничества в 1872 году Рачинский вернулся в родное село Татево, где создал школу с общежитием для крестьянских детей, разработал уникальную методику обучения устному счёту, прививая деревенским ребятишкам его навыки и основы математического мышления.

Тёплая цветовая гамма несёт доброту и простоту русского народа, здесь нет зависти и фальши, нет зла и ненависти, дети из разных семей с разным достатком собрались воедино для принятия единственно верного решения.

Этого очень не хватает в нашей современной жизни, где люди привыкли жить совсем по другому, не считаясь, с мнением окружающих.

Николай Петрович Богданов-Бельский, сам в прошлом ученик Рачинского посвятил картину эпизоду из жизни школы с творческой атмосферой, царившей на уроках, своему учителю, великому гению математики, которого хорошо знал и уважал.

Сейчас картина находится в Москве в Третьяковской галерее, будете там, обязательно взгляните на перо великого мастера.

Задача, изображенная на картине, не могла быть предложена ученикам стандартной начальной школы: в программе одноклассных и двуклассных начальных народных училищ не предусматривалось изучение понятия степени.

Однако Рачинский не следовал типовому учебному курсу; он был уверен в отличных математических способностях большинства крестьянских детей и считал возможным существенное усложнение программы по математике.

РЕШЕНИЕ

Первый способ

Для того чтобы решить это выражение существует несколько способов. Если вы в школе учили квадраты чисел до 20 или до 25, то скорее всего она не вызовет у вас особого труда.

Второй способ

Если вы в школе не учили значения квадратов чисел до 20, то вам может пригодиться простой способ, основанный на применении опорного числа. Этот способ позволяет просто и быстро перемножать два любых числа, меньшие 20. Способ очень прост, нужно к первому числу прибавить единицу второго, умножить эту сумму на 10, а затем прибавить произведение единиц. Например: 11*11=(11+1)*10+1*1=121. Остальные квадраты находятся также: 12*12=(12+2)*10+2*2=140+4=144

Затем, найдя все квадраты, задание можно решить так же, как показано в первом способе.

Третий способ

Еще один способ предполагает использовать упрощение числителя дроби, основанное на использовании формул квадрата суммы и квадрата разности.

Если попытаться выразить квадраты в числителе дроби через число 12, то получим следующее выражение. (12 - 2)2 + (12 - 1)2 + 122 + (12 + 1)2 + (12 + 2)2 . Если вы хорошо знаете формулы квадрата суммы и квадрата разности, то вы поймете, как это выражение легко привести к виду: 5*122+2*22+2*12, что равняется 5*144+10=730. Чтобы 144 умножить на 5 достаточно просто поделить это число на 2 и умножить на 10, что равняется 720. Потом это выражение делим на 365 и получаем: 2.

Четвертый способ решения

Также эту задачу можно решить за 1 секунду, если вы знаете последовательности Рачинского.

в ряду двузначных чисел – у первых пяти его представителей – есть удивительное свойство. Сумма квадратов первых трех чисел ряда (10, 11 и 12) равна сумме квадратов следующих двух (13 и 14). И равняется эта сумма 365. Легко запомнить! Столько дней в году. Если год не високосный. Зная это свойство, ответ можно получить за секунду. Без всякой интуиции…

Трудно сказать, какой из предложенных способов расчета наиболее прост: каждый выбирает свой исходя из особенностей собственного математического мышления.

Работая в сельской школе,

Сергей Александрович Рачинский вывел в люди:

Богданова И. Л. — инфекциониста, доктора медицинских наук, члена-корреспондента АМН СССР;

Васильева Александра Петровича (6 сентября 1868 — 5 сентября 1918) — протоиерея, духовника царской семьи, пастыря-трезвенника, патриота-монархиста;

С.А. Рачинский (1833-1902), представитель древнего дворянского рода, родился и скончался в селе Татево Бельского уезда, а был меж тем членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской академии наук, посвятившим свою жизнь созданию русской сельской школы. В мае минувшего года исполнилось 180 лет со дня рождения этого выдающегося русского человека, подлинного подвижника, неутомимого делателя, забытого сельского педагога и поразительного мыслителя.

У которого Л.Н. Толстой учился строить сельскую школу,

П.И. Чайковский получал записи народных песен,

а В.В. Розанов был духовно наставляем в вопросах сочинительства.

К слову, автор упомянутой выше картины Николай Богданов - Бельский вышел из бедноты и был учеником Сергея Александровича, создавшего за тридцать лет на свои средства около трех десятков сельских школ и на свои же средства помогавшего профессионально реализоваться наиболее ярким своим ученикам, которые становились не только сельскими учителями (около 40 человек!) или художниками-профессионалами (3 воспитанника, включая Богданова), но и законоучителя царских детей, выпускника Петербургской духовной академии протоиерея Александр Васильев, и монахом Троице-Сергиевой лавры, как Тита (Никонова).

Сейчас эта проблема еще более актуализовалась, к ней приросла теперь и наркомания. Отрадно, что и трезвенническая стезя просветителя снова подхвачена, что снова появляются в России общества трезвости имени Рачинского


Картины Русских Художников

Описание картины

На картине – урок арифметики в маленькой сельской школе, который ведет пожилой учитель. Он сидит неподалеку от доски, на которой мелом написан пример. Вокруг него толпа деревенских детишек в оборванной одежке и стоптанных лаптях. Написанную учителем задачку, они настойчиво и увлеченно решают в уме. Кто-то из детей стоит в задумчивости в стороне от доски, мысленно уйдя в процесс вычисления, а кто-то расположился прямо перед доской, не сводя глаз с примера. Какой-то мальчик тихо озвучивает полученный ответ учителю. Всего художник изобразил одиннадцать крестьянских школьников 9-12 лет.

Богданов-Бельский писал картину в 1895 году. Художник использовал в своей работе теплые тона, которые отображают хорошее настроение, доброту, и очень хорошо передал глаза ребят, их искренность и заинтересованность. Картина написана в стиле реализма, на холсте, используемая техника написания – масло. Ее размер составляет 107 на 79 см.

История сюжета

Многим эта картина известна с самого детства, однако не все знают, что учитель арифметики – профессор Московского университета Рачинский Сергей Александрович, известный преподаватель математики и ботаники. Во время расцвета народничества он возвращается на родину в Тверскую область село Татево, с тем, чтобы организовать школу для крестьянских детей. Его планы осуществились, более того, Рачинским была придумана и разработана определенная методика обучения устному счету. Таким образом он приучал деревенских детей навыкам математического мышления, выстраивая свои уроки в атмосфере творчества.

Педагогическая практика Рачинского была довольно необычной. Основой образовательного процесса для крестьянских детишек он считал обучение церковно-славянскому языку, а также Закону Божьему, которое заключалось в заучивании молитв. Он верил, что эти знания помогут его ученикам стать высоконравственными людьми. Также он был убежден, что любой крестьянин должен уметь быстро считать в уме. При этом математическую теорию ученики Рачинского не осваивали, уделяя время сложным вычислениям. Кроме этого, он не требовал от детей навыков правописания, каллиграфического почерка и знаний грамматики. Он старался научить их бегло читать книги и писать, словом делать то, что им могло бы понадобиться в их жизни.

Школа, которую профессор открыл и содержал на свои средства, заняла важное место в его жизни. Все учащиеся жили в общежитии, где было организовано некое подобие коммуны. Дети сами выполняли всю работу по хозяйству, полностью обслуживали сами себя. Влияние Рачинского на воспитанников было огромным, поскольку не имея семьи он все свое внимание и тепло отдавал детям, проводя с ними время с утра и до вечера.

Длительность занятий составляла около полугода. В свободное от основных занятий время учитель занимался с детьми постарше, помогая им освоить последующие ступени обучения в других учебных заведениях.

Судьба художника

В свое время в эту школу попал мальчик Коля из бедной крестьянской семьи, ставший позже известным художником. Рачинский во время распознал в нем талант художника и помог ему раскрыться. Общение с учителем оказало сильное влияние на жизнь Николая Богданова-Бельского, его творчество. Много своих полотен художник посвятил Рачинскому, любимой школе и жизни крестьян.

Богданов-Бельский стал известным художником-передвижником, членом Императорской Академии художеств и являлся председателем Общества Куинджи.

Картины с историей

Картины с историей

Картины с историей запись закреплена

Богданов-Бельский написал своё произведение, посвятив его Сергею Александровичу Рачинскому, который был учителем художника. Пожилой педагог и стал главным героем произведения, на котором он представлен в кругу своих учеников.

Богданов-Бельский понимал героев своей картины, поскольку сам занимался устным счётом в этой школе. Ему выпала удача попасть в школу великого мастера и получить хорошее образование.

На картине мы видим сельскую школу XIX века, в которой учатся простые деревенский мальчишки. Идёт урок арифметики, на котором школьники решают сложный на первый взгляд пример. Заметно, что решение дается мальчикам непросто. Один ученик что-то шепчет на ухо преподавателю — возможно, он догадался, как сделать задание.

Есть несколько способов решения этого примера. Если вы умеете быстро возводить в квадрат, то задание не вызовет у вас трудностей. Пример будет выглядеть так: (100+121+144+169+196) разделить на 365. В итоге получается 730 : 365 = 2.

Можно решить её ещё проще, разбив числа в числителе на первые три и последние два (получится 365 + 365).

Крестьянские дети научились быстро вычислять сколько нужно отмерить зерна или дать сдачи. Наиболее сложным способом вычисления для детей было возведение в квадрат, что мы и видим на картине.

Рачинский создал новаторскую систему образования, которая активно сочетала в себе и теорию, и практику. Дети обучались не только наукам, но и ремёслам. Уроки природоведения проводились в саду, в поле, на пасеке и даже в столярном цехе.

Также в школе был церковный хор и иконописная мастерская. Для крестьянских детей, приезжающих издалека, Рачинский выстроил интернат.

В эту школу смог попасть и бедный крестьянский мальчик Коля Богданов, в котором Рачинский увидел талант художника и помог ему развиться. Это оказало сильное влияние на творчество живописца, который впоследствии стал знаменитым передвижником Николаем Богдановым-Бельским. Он посвятил много полотен жизни крестьян, любимой школе и любимому учителю.

Читайте также: