Как аборигены попали в австралию кратко

Обновлено: 05.07.2024

В течение тысяч лет аборигенные австралийцы жили по всему континенту. Но новые свидетельства показывают, что их существование в пустынях континента датируется гораздо раньше, чем считалось ранее.

Самая старая цивилизация в мире
Аборигены Австралии были генетически изолированы 58 000 лет назад, за десятки тысяч лет до других предковых групп, именно тогда они и поселились на территории Австралии.

Археологи раскопали почти 25 000 каменных артефактов из пустынного скального убежища в Карнатакуле. Объекты охватывают разные сферы применения и цели, а также временные рамки. Особенно интересным было открытие раннего микролита, заостренного инструмента с одним острым краем.

Инструмент мог бы использоваться как копье или как устройство для обработки древесины, и это доказывает, что ранние народы были новаторскими по своей технологии. Инструмент также выглядит довольно сложным, что говорит о том, что аборигены были не только квалифицированными, но и адаптируемыми к их условиям, поскольку они распространились по всему континенту и жили в разных экосистемах.

Немного истории аборигенов
Таким образом, исследование показывает, что аборигены были не только первыми людьми, живущими в пустынях Австралии, но и первыми, кто жил в пустынях во всем мире, - и их богатая история начинается до того, как они назвали пустыни своим домом.

Все современные слои населения мира можно отнести к одной волне миграции примерно 72 000 лет назад.

Среди этой группы древних предков аборигены первыми стали генетически изолированными, что превратило их в самую старую цивилизацию в мире 58 000 лет назад, тогда как европейские и азиатские предковые группы генетически изолировались примерно 16 000 лет спустя.

Группа предков-папуасов и аборигенов, которые в то время покинули Африку, были, скорее всего, первой группой людей, которые когда-либо пересекали океан, когда они направлялись в Сахул, суперконтинент, состоящий из современных Тасмании, Австралии и Новой Гвинеи, которые существовали во время их миграции.

Австралийцы-аборигены и папуасы затем отделились друг от друга около 37 000 лет назад. Почему они это сделали, неясно, поскольку материки Австралии и Новой Гвинеи не были полностью отделены друг от друга географически в этот момент.

Аборигенное генетическое разнообразие
По оценкам исследователей, около 31 000 лет назад аборигенные австралийцы стали генетически отличаться друг от друга.

Генетическое разнообразие среди австралийских аборигенов удивительно, поскольку континент заселен в течение столь длительного времени, группы юго-западной Австралии генетически отличаются от групп северо-восточной Австралии.

Аборигенные цивилизации жили в Австралии так долго, что каждая группа людей в разных районах континента адаптировалась к погоде этого региона уникальными способами.

Это потому, что ландшафт Австралии разнообразен. Когда аборигены пересекали континент, некоторые группы оставались в определенных районах, а другие продолжали следовать дальше, но в конечном итоге, эти группы стали географически изолированы друг от друга и впоследствии генетически отличались друг от друга.

Когда европейцы прибыли в Австралию около 250 лет назад, там существовало более 200 различных языков, а также сотни диалектов. Языки и диалекты, такие как биологическая адаптация, различаются по географическому признаку, и большинство народов являются двуязычными или многоязычными.

Австралийские аборигены - одна из самых разнообразных и таинственных цивилизаций в мире. Они являются самой древней культурой Земли и составляют важную часть австралийской и человеческой истории.

Ни для кого не секрет, что человечество зародилось в Африке и постепенно переселялось на другие континенты. Но если задуматься, то как люди попали в Австралию, ведь морская преграда на тот момент кажется непреодолимой.

В ходе исследования были найдены каменные орудия труда, оружие, наскальные рисунки, сделанные при помощи охры (кстати именно по ним было определено значение охры для древних австралийцев). Находки позволяют сделать вывод, что период аборигенов Австралии совпадает с периодом Homo floresiensis или же человека флоресского (от названия острова Флорес в восточной Индонезии).

Подтверждения этому смогли дать и ученые из международной группы палеонтологов и специалистов по демографии. Они представили демографические модели (математические симуляции), в которых наглядно можно посмотреть, как была заселена Австралия. Сначала был важен маршрут, которым древние люди могли мигрировать на Сахун. Северный путь, что сегодня соединяет острова Манголи, Буру, Серам и полуостров Чендравасих оказался более простым для путешествий, чем Южный путь от островов Алора и Тимора до шельфа Сахула, находящегося сейчас под водой.

Расширив демографические модели, ученые решили выяснить, сколько человек должно мигрировать для их выживания на континенте и может ли их поддерживать окружающая среда. Исходя из данных симуляции, получилось, что для закрепления мигрантов их должно быть не менее 1300 человек. Исследователи также не отрицают вариант, что жители островов переплывали на материк небольшими группами примерно по 130 человек каждые 70 лет. Таким образом они тоже могли остепениться, но заняло бы это 700 лет.

Сами же они говорят следующее:

Мы применяли сложное математическое моделирование, рассматривая такие факторы, как уровень рождаемости, продолжительность жизни, выживаемость, климатические условия и ряд других для расчета числа людей, необходимого для выживания населения. В результате мы получили цифру в 1300 человек, и это, должно быть, была единая группа либо несколько меньших, прибывших в одно и то же место в течение непродолжительного периода времени.

Также, ученые уверены в том, что для подобного результата нужны были технологии недоступные для того времени, такие как морские корабли для путешествий на дальние дистанции и системы развития поселений. Без подобных технологий шансы на выживание были бы невелики. Кроме того, исследователи также считают, что это была спланированная миграция, а не случайное путешествие. Профессор Университета Флиндерса и один из исследователей говорил следующее:

Прибытие и укоренение таких больших групп предполагает плановую и хорошо организованную морскую миграцию, это не случайное прибытие, а масштабный проект.

Какой можно сделать вывод? Австралия была заселена около 50 000 лет назад. Но кроме как спланированной миграцией это назвать нельзя. Причем мигрировала цивилизация, которая была заметно более развита, чем другие поселения, что создает все новые и новые загадки.

АВСТРАЛИЙСКИЕ АБОРИГЕНЫ, коренное население австралийского материка, включающее некоторые прибрежные островные группы. Представлено двумя коренными народами, одним из которых являются коренные насельники Австралии, другим – островитяне пролива Торреса. Обладая в среднем одинаковым ростом с европейцами, этот темнокожий народ по расовому типу отличается от других народов и классифицируется как австралоидный. Островитяне пролива Торреса занимают многочисленные малые острова в проливе, отделяющем Австралию от Новой Гвинеи. Они, как и народы Новой Гвинеи, в основном меланезийского происхождения. При переписи 1991 года 228 709 человек идентифицировали себя как аборигенов, а 28 624 человека – как островитян пролива Торреса. Их доля в населении Австралии составила соответственно 1,36% и 0,17%.

Происхождение.

Заселение Австралии человеком началось, вероятно, 50 или 60 тыс. лет тому назад, хотя по некоторым гипотезам этот срок удлиняется и до 100 тыс. лет. Судя по имеющимся свидетельствам, народ, ставший аборигенным, прибыл в Австралию из юго-восточной Азии на плотах или каноэ. Однако вопрос о том, был ли процесс переселения относительно кратким по времени или растянутым на тысячелетия, и был ли он случайным или целенаправленным, остается все еще без определенного ответа.

Первоначальные насельники были собирателями, охотниками и рыболовами, нуждавшимися в территориях вблизи постоянных источников пресной воды. Когда численность какой-либо группы увеличивалась настолько, что пищевые запасы в пределах ее территории оказывались под угрозой исчерпания, от нее отделялась новая подгруппа для обживания новых земель; в итоге вся территория Австралии оказалась освоенной. По мере того как группы аборигенов сталкивались с новыми для них условиями окружающей среды и климата, стиль их жизни в различных частях континента адаптировался к местным условиям. Условия варьировались, начиная от саванны, тропических лесов и мангровых болот севера, от коралловых атоллов северо-восточного побережья, от районов лесов, лугов и пастбищ, а также приречных, озерных и дельтовых систем умеренного пояса юго-востока и юго-запада, до центральных и западных пустынь и до холодных субальпийских зон крайнего юго-востока. С течением времени произошла также и диверсификация культуры, приведшая к тому социальному, культурному и языковому разнообразию, которое было характерно для жизни австралийцев-аборигенов в 1788, когда на континенте начали появляться первые постоянные поселения европейцев.

Характер расселения.

Количественные оценки аборигенного населения на 1788 разнятся между собой. Общепринятая цифра равняется 350 тыс. человек, но некоторые оценки поднимают эту цифру до уровня 1-2 млн. Представляется вероятным, что эпидемии, принесенные еще до 1788 европейскими моряками и торговцами из Индонезии, выкосили значительную часть коренного населения. Оно распределялось неравномерно, будучи относительно плотным вдоль плодородных северных, восточных и юго-восточных полос побережья и немногих непересыхающих рек и редким – в тех полузасушливых и аридных регионах, которые покрывают три четверти земной поверхности Австралии.

Каждая отдельная группа вела полукочевой образ жизни в пределах своего района традиционного собирательства и оставалась главным образом в границах своей собственной территории, за исключением случаев церемоний и торговых обменов, когда разные группы собирались вместе. Со временем происходило, соответственно, отдаление групп друг от друга, и это проявлялось в языке и обычаях. К 1788 существовало около 500 различных групп, каждая со своим собственным языком или диалектом, со своей территорией и своими особенностями социальной организации и обычаев. Такие группы обычно называют племенами, хотя они и не обладали тем иерархическим политическим единством, которое ассоциируется с этим термином. Состоявшее зачастую из нескольких более мелких подразделений племя было известно обычно под единым названием. Центром, вокруг которого происходила жизнедеятельность каждой группы, служил источник воды либо какое-то место неподалеку от него. Он считался историческим домом членов данной группы и животных данного района. В мифах повествовалось о том, как предки и герои группы находили это место, совершали наиболее важные ритуалы и подвиги и там же умирали. Тот исторически неопределяемый период, когда, как считается, совершались эти деяния, аборигены называют Временем Сновидений, и оно служит источником вдохновения и самоидентификации для многих современных аборигенов.

Добывание пищи и орудия труда.

Каждая группа аборигенов обладала собственным запасом знаний относительно источников, способов добывания и приготовления пищи. Помимо соблюдавшихся некоторыми группами табу на определенные виды пищи большинство пользовалось смешанной и относительно богатой пищей из растительных и животных продуктов, состав которой изменялся в зависимости от времени года и условий местной среды. Питательные и целебные свойства природных ресурсов были хорошо известны, и существовали определенные способы их использования. Глубокое знание своих региональных ресурсов позволяло аборигенам выживать в таких условиях среды, которые европейские поселенцы считали чрезвычайно суровыми или непригодными для жизни.

Все изделия аборигенов имели природное происхождение, и разные группы вели обмен друг с другом для получения сырья из отдаленных местностей. Технология изготовления каменных орудий была сложной. Набор каменных орудий включал топоры, ножи, зубила, буравы и скребки. Из дерева аборигены изготовляли копья, копьеметалки, бумеранги, метательные палки, палицы, щиты, палки-копалки, блюда, палочки для разжигания огня, каноэ, музыкальные инструменты и различные церемониальные предметы. Скрученная из растительного волокна, шерсти животных и человеческих волос нить использовалась для изготовления веревок, сетей и нитяных мешков. Из волокон коры, тростника, пальмовых листьев и травы изготавливались корзины и ловушки для рыбы. В районах более прохладного климата обработанные шкуры животных сшивались вместе с помощью костяных игл для изготовления плащей и ковриков. Из раковин делались рыболовные крючки и различные украшения. Личные украшения состояли из наручных и головных повязок; подвесок, шейных ожерельев и браслетов, изготовлявшихся из раковин, кости, зубов и когтей животных, плетенных и витых волокон, а также из пучков перьев и меха.

Как и положено полукочевому народу, его инструмент и орудия труда считались лучшими, если они были легкими. Так, например, каменные орудия эволюционировали в сторону малых форм, а более крупные были многоцелевыми. Другими функциями бумеранга были палка-копалка, палица и музыкальный инструмент; копьеметалка могла использоваться в качестве зубила, если к ручке прикреплялся кремень, или как лезвие, если ее край был заострен.

Традиционная социальная организация.

Локальная группа обычно состояла из нескольких семей, занимавших определенную территорию (обычно называвшуюся имением), которая служила им базой и которой их предки владели со Времени Сновидений. Хотя эта земля и обладала большой ритуальной и эмоциональной значимостью, жизнедеятельность группы не ограничивалась ее пределами. Когда ей приходилось пересекать территорию соседних имений в целях добывания пищи, обмена или для совершения церемониальных действий, то ею соблюдались принципы взаимности, права собственности и правила добрососедского поведения.

Категорией родственных отношений между одним лицом и другим определялось взаимное поведение обоих лиц во всех случаях социальных и ритуальных действий с детства и до старости. Особенно важным был тот факт, что на основе принадлежности к этим категориям брачными правилами устанавливалась предпочтительность внутриплеменных браков (обычно между конкретными типами кузенов и кузин), позволительность одних и недопустимость других браков.

Племенная организация включала тотемические кланы, членство в которых определялось происхождением. Многие племена подразделялись также на (брачующиеся) половины; а у некоторых существовала система разделения на четыре или восемь секций, которые были подобны половинам, имели свои наименования, были экзогамными и не были локализованными. Межсекционные браки и происхождение секций определялись правилами, взаимоувязанными с брачными. Как следствие экзогамии происходило постоянное разделение и воссоединение групп по мере того, как члены одной группы вступали в брак с членами соседних групп, а их потомки в более поздних поколениях возвращались по брачной линии назад.

Тотемизм.

У всех аборигенных племен были тайные и священные тотемические ритуалы, центральной темой которых было представление тотемных животных и воспроизведение их мифических деяний. В мифах зафиксированы действия тех существ-творцов и предков, которые, часто в виде тотемных животных, впервые пришли на территорию племени, придали ей форму, завещали ей ее популяцию людей, животных и растений и установили соответствующие ритуалы, законы и священные места. Членство в тотемических группах было, как правило, патрилинейным. Членам таких групп полагалось сохранять мифы, заботиться о священных местах и символике, а также представлять созидательные деяния героев-предков. Считалось, что подобное действо обеспечивает приумножение источников пищи в соответствующее время года и гарантирует безопасное и надежное будущее группы.

Инициация.

Знания о мифах и ритуалах считались столь жизненно важными, что их охраняли как тайну, открываемую только для посвященных. Всем мужчинам надлежало проходить, обычно в юности, через длительный период соблюдения строгой дисциплины, различных табу и целого ряда обрядов. Их сила духа и стойкость испытывались, подвергаясь как воздействию психологического страха перед тем, что может произойти с ними в случае нарушения ими законов племени, так и таким болезненным процедурам, как обрезание, нанесение шрамов, вырывание зубов и депиляция. Центральной темой многих из этих действий служила ритуальная смерть и возрождение к жизни. За долгим периодом инициации следовал постепенный допуск к тайному и священному знанию группы.

Одним из важных для молодого человека следствий инициации было его полное принятие старшими членами группы – хранителями мифов и ритуалов. Их знания сохраняли преемственность со Временем Сновидений, а принятие этих знаний инициированным обеспечивало их передачу будущим поколениям. Лишь постепенно с достижением ими среднего возраста мужчины приближались к полному постижению значения Времени Сновидений и становились достойными занимать положение большой религиозной значимости. Более того, таким авторитетом освящался авторитет и общественный, и моральный. Таким образом, основой геронтократического управления аборигенным обществом служила религиозная вера.

Магические обряды, знахари и хилеры.

Искусство, музыка, танцы.

Искусство, музыка и танцы тесно переплетались с социальной и религиозной жизнью. Широко известное сегодня как корробори ночное исполнение песен и танцев имело место каждый раз, когда несколько групп устраивались на стоянку вместе. Мужчины с раскрашенными телами танцевали в ярко выраженном энергичном темпе. Женщины часто образовывали хор с одной стороны, но у них были и свои собственные танцы. Пели обычно в унисон, но на полуострове Арнемленд в Северной Территории, где имелись специалисты-песенники, были развиты и канонический тип пения и даже фуговая структура.

Значительная часть традиционной музыки – светская, но в случае церемониальных событий исполнялись священные песни. Большие песенные и танцевальные циклы, часто исполнявшиеся в связи с такими особыми событиями, как инициации и погребальные обряды, служили объектом обмена между группами и, в конечном счете, часто бытовали далеко от мест своего возникновения. Эти циклы все еще сохраняются, особенно в северных регионах, и последние годы отмечены их возрождением.

Широк диапазон визуального искусства. Резьба по камню и дереву, наскальная роспись, грунтовая скульптура, раскраска тела, изысканные головные уборы и сложные резные и деревянные фигуры связаны с тотемическими, инициационными и погребальными ритуалами. Оружие, утварь и украшения покрывают резьбой и красят, причем соответствующие узоры часто связаны с тематикой Времени Сновидений.

Региональные культуры.

При всей огромности расстояний и разнообразии региональных условий ее распространения аборигенная культура была единообразной в своей сути. Вариации в системе родства и социальной культуры имели общую тематику, как и вариации в языке. (Все известные языки и диалекты принадлежат к одной из двух основных языковых семей, и ни одна из них не кажется связанной с другими языками мира.)

Однако региональные культуры могут быть подразделены на крупные группы на основе их мифологии и ритуальной жизни. Для восточной трети континента характерны вера в небесных героев культуры, полированные каменные топоры, ассоциируемые с этими культурными героями, выдергивание зубов в качестве основной инициационной операции, а также сохранение трупов в течение всего периода траура.

На остальных двух третях континента наблюдается веерообразное распространение с северо-запада обряда обрезания как важной части инициации. Подобным же образом погребальный обычай размещения трупа на помосте (в ветвях деревьев с последующим ритуальным захоронением костей) распространен в направлении с северо-запада на значительной территории западной трети континента; при этом мифология этого региона сосредоточена на тотемических героях, чей путь оканчивался скорее в земле, чем на небе.

В мифах и ритуалах Арнемленда значительное развитие получила уникальная тема матери плодородия. В роли представляемого обыкновенно в человеческом облике героя чаще выступала мать, чем герой мужчина; именно она возглавляла группы своих мужчин и женщин или приводила предшествовавших им духов на соответствующие племенные земли и с помощью своих обрядов вызывала к жизни все природные виды живых существ. Разнообразие больших ритуалов в этом регионе (некоторые из них посвящены темам смерти и возрождения растений) поразительно по своему богатству.

Аборигены после 1788.

Начавшееся с 1788 заселение Австралии европейцами вызвало радикальные изменения в хозяйственной, социальной и религиозной жизни аборигенов. Сельская местность оказалась занятой городами, фермами и горными разработками. Процесс колонизации был во многих случаях насильственным. Аборигены оказывали сопротивление посягательствам поселенцев, прибегая обычно (и это было наиболее практичным для общества, построенного на основе малых автономных локальных групп) к практике партизанских нападений на отдаленные фермы поселенцев. В некоторых районах это сопротивление продолжалось многие годы, но было, в конечном счете, сломлено благодаря как численному превосходству поселенцев, так и превосходству огнестрельного оружия над копьем. Численность погибших при передвижении границы по континенту неопределенна, но по недавним оценкам эти цифры составляют 20 тыс. аборигенов и 3 тыс. поселенцев.

Политическая власть.

С медленным ростом численности аборигенов начало развиваться движение за их гражданские права (Aboriginal Advancement movement). Его целями было предоставление коренным народам, включая островитян пролива Торреса, полного объема прав и привилегий гражданства. Вплоть до конца 1950-х и начала 1960-х годов различные штаты им в этих правах отказывали, и государственные органы социального обеспечения взяли ориентир на ассимиляцию как на цель для устранения расового и культурного своеобразия аборигенов. В 1967 страна проголосовала за изменение конституции, чтобы обеспечить юрисдикцию федерального правительства в вопросах политики по отношению к коренному народу, и в 1973 правительство создало Управление по делам аборигенов. Этот орган спонсировал и поддерживал программы по жилищному строительству, образованию, здравоохранению, земельной собственности, бизнесу, а также по юридической и административной реформе. В 1991 на смену этому Управлению пришла Комиссия по делам аборигенов и жителей островов пролива Торреса, тратившая 900 млн. долларов ежегодно на поддержку принципа самоопределения аборигенов.

Поиски лучших мест работы, образования и условий здравоохранения вместе с механизацией тех работ фермеров и пастухов, в которых ранее требовался труд аборигенов, побудили многих аборигенов мигрировать в большие города. Крах промышленности по добыче жемчуга, в которой в прошлом было занято большое число жителей пролива Торреса, заставил многих из них перебраться на материк.

Наибольшие концентрации коренного населения в начале 21 века отмечались в крупных городах, часто в пригородах с низким социоэкономическим статусом, таких, как пригороды Сиднея Редферн и Маунт-Друитт. Штатом с самой большой численностью коренного населения является Новый Южный Уэльс (68 941 аборигенов-австралийцев и жителей пролива Торреса, или 1,2% от всего населения). Следующие штаты по численности коренного населения – Квинсленд (67 012, или 2,25%); Западная Австралия (40 002, или 2,52%); Северная Территория (38 337, или 21,88%); Виктория (16 570, или 0,39%); Южная Австралия (16 020, или 1,14%); Тасмания (8683, или 1,92%); и Территория Столицы Австралии (1768, или 0,63%).

По мере того как политическое движение аборигенов набирало силу, центр его внимания сосредотачивался на определенных ключевых вопросах. Первым из них было движение за земельные права, целью которого является возвращение конкретным общинам земель, некогда принадлежавших их предкам. К 1991 седьмая часть всей суши Австралии оказалась принадлежащей аборигенам. В 1992 Верховный Суд Австралии принял решение в пользу группы, требовавшей признания ее права традиционного владения землей на острове Муррей в проливе Торреса. Принятое в т.н. деле Мабо (названном так по имени истца – Эдди Мабо) решение опровергло ту юридическую посылку, что до своего освоения европейцами земля Австралии никому не принадлежала. Другой гражданский процесс был связан со смертью коренных жителей в полицейских участках и тюрьме. В результате целого ряда таких смертей в 1987-1991 специальная комиссия рассмотрела 91 дело и нашла, что они возникли на фоне действия исторических предубеждений и случаев лишения аборигенов прав владения. На Национальный совет по примирению с аборигенами, созданному по мотивам этих решений, была возложена задача разработки плана установления к 2001 гармонических отношений между коренными и другими народами Австралии. Однако сепаратистские настроения среди аборигенов и островитян пролива Торреса дали начало движению за суверенитет обоих народов, и за последние несколько лет каждая из групп ввела свой собственный флаг.


Австралийские аборигены (коренные австралийцы) — коренное население Австралии, в языковом и расовом отношениях обособлены от других народов мира. Говорят на австралийских языках, значительная часть — только по-английски и/или на различных вариантах пиджинов. Живут в основном в удалённых от городов районах Северной, Северно-Западной, Северо-Восточной и Центральной Австралии, часть — в городах.

Традиционно считалось, что аборигены Тасмании развивались отдельно от аборигенов Австралии по меньшей мере несколько тысяч лет. Недавние исследования, однако, показали, что в языках аборигенов Тасмании имеется немало общих слов с языками южных аборигенов Австралии. [1]

Численность составляет 437 тыс. (2001, перепись), в том числе 26,9 тыс. чел. на островах Торресова пролива.

В расовом отношении образуют отдельную — австралоидную — расу.

Ныне большинство аборигенов опираются на государственную и иную благотворительность. Традиционные способы жизнеобеспечения (охота, рыболовство и собирательство, у части островитян Торресова пролива — ручное земледелие) почти полностью утрачены.

Содержание

История

Заселение Австралии происходило от 60-50 до 30 тыс. лет назад. Предки австралийцев пришли из Юго-Восточной Азии (в основном по плейстоценовому континентальному шельфу, но и преодолев не менее 80 км водных преград). С дополнительным притоком переселенцев, прибывших морем около 5 тыс. лет назад, вероятно, связано появление на континенте собаки динго и новой каменной индустрии. До начала европейской колонизации культура и расовый тип австралийцев претерпели существенную эволюцию.

Предполагается, что ко времени появления европейцев (XVIII век) численность аборигенов составляла до 700 тыс. человек, объединённых в более чем 500 племён, имевших сложную социальную организацию, различные мифы и ритуалы и говоривших более чем на 200 языках.

Колонизация, сопровождавшаяся целенаправленным истреблением австралийцев, обезземеливанием и вытеснением в экологически неблагоприятные районы, эпидемиями, привела к резкому снижению их численности — до 60 тыс. в 1921 году. Однако государственная политика протекционизма (с конца XIX века), в том числе создание охраняемых властями резерваций, а также материальная и медицинская помощь (особенно после 2-й мировой войны) способствовали росту численности австралийцев.

В 1948 году аборигенам было предоставлено австралийское гражданство.

К середине 90-х годов численность аборигенов достигла примерно 257 тыс. человек, что составляет 1,5 % всего населения Австралии.

Современное положение

В настоящее время темпы роста их численности (в силу высокой рождаемости) значительно превышают среднеавстралийские, хотя уровень жизни существенно ниже среднеавстралийского. В 1967 году ранее предоставленные аборигенам гражданские права были закреплены юридически. С конца 1960-х гг. развивается движение за возрождение культурной самобытности, за обретение юридических прав на традиционные земли. Во многих штатах изданы законы, предоставляющие земли резерваций в коллективное владение австралийцев в условиях самоуправления, а также охраняющие их культурное наследие.

Примечания

Литература

  • Артёмова О. Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине по австралийским этнографическим данным. М., 1987
  • Артёмова О. Ю. Прошлое и настоящее коренных астралийцев // Расы и народы, вып. 10. М., 1980
  • Берндт Р. М., Берндт К. Х. Мир первых австралийцев, пер. с англ. М., 1981
  • Кабо В. Р. Происхождение и ранняя история Австралии. М., 1969
  • Локвуд Д. Я — абориген, пер. с англ. М., 1969
  • Макконел У. Мифы мункан, пер. с англ. М., 1981
  • Роуз Ф. Аборигены Австралии, пер. с нем. М., 1981
  • Элькин А. П. Коренное население Австралии, пер. с англ. М., 1952
  • The Cambridge Encyclopeadia of Hunters and Gatherers. Cambridge, 1999 (I.VII, Australia, p.317-371)
  • The Encyclopaedia of Aboriginal Australia. Vol.I-II. Canberra, 1994

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Аборигены Австралии" в других словарях:

АБОРИГЕНЫ — см. Апартеид Краткий географический словарь. EdwART. 2008. аборигены исконное население страны или обширной местности, пр … Географическая энциклопедия

Аборигены островов Торресова пролива — Островитяне Торресова пролива … Википедия

аборигены — АБОРИГЕНЫ, ов, мн (ед абориген, а, м). Коренные и постоянные жители определенной страны, местности; Син.: автохтоны. // ж аборигенка, и,мн род. нок, дат. нкам. Аборигены Австралии составляют 1,5 % от многочисленного населения, проживающего как на … Толковый словарь русских существительных

Аборигены (австралийские) — (Aborigine), представители коренного населения Австралии и Тасмании. До появления в Австралии европейцев социальная орг ция А. отличалась сложной структурой, у них была собственная мифология и традиц. культовые ритуалы. Многочисл. племена… … Всемирная история

Аборигены — коренные жители какой либо местности, страны (например, австралийские аборигены в Австралии, маори в Новой Зеландии). По древнеримским преданиям, так называлось древнее племя, обитавшее у подножия гор Апеннины … Исторический словарь

Аборигены австралийские — (Aborigines)Aborigines–коренные обитатели Австралии, в состав которых входит несколько физически отличающихся друг от друга групп темнокожих охотников собирателей, прибывших в Австралию в доисторические времена и приведших с собой собак… … Страны мира. Словарь

аборигены — ов; мн. [лат. aborigenes]. 1. Коренные жители, обитатели какой л. страны, местности; автохтоны. А. Австралии. 2. Биол. Растения, животные, возникшие в какой л. местности и продолжающие существовать там по настоящее время. ◁ Абориген, а; м.… … Энциклопедический словарь

Аборигены — (от лат. ab origine от начала) совокупность населения, проживающая исторически длительное время на определенной территории, связанная с ней прочными социально экономическими отношениями и принадлежащая к одной этнической группе. Вплоть до… … Миграция: словарь основных терминов

Аборигены — (Aborigines), коренные обитатели к. л. терр., страны. Напр., туземные племена Австралии аранда, к рые первоначально представляли собой множество небольших групп полукочевых охотников и собирателей; каждая говорила на своем языке (всего… … Народы и культуры

Читайте также: