К какому социально педагогическому механизму социализации относится пребывание в школе

Обновлено: 03.07.2024

Теория. Социализация личности – это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе. Процесс социализации личности протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях.

Этапы социализации личности.Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные фазы.

Первая фаза заключается в освоении социальных ценностей и норм, в результате чего личность учиться соответствовать всему обществу.

Вторая фаза заключается в стремлении личности к собственной персонализации, самоактуализации и определенном воздействии на других членов общества.

Третья фаза заключается в интеграции каждого человека в определенную социальную группу, где он раскрывает собственные свойства и возможности.

Только последовательное протекание всего процесса может привести к благополучному завершению всего процесса.

Основные этапы социализации личности:

Первичная социализация - процесс протекает с самого рождения до становления самой личности;

Вторичная социализация – на данном этапе происходит перестройка личности в период зрелости и пребывания в социуме.

Рассмотрим данный процесс в зависимости от возраста более подробно на каждом этапе.

Детство – социализация начинается с самого рождения и развивается уже с самой ранней стадии развития. Как известно, именно в данном возрасте происходит формирование личности каждого человека практически на 70 %. При запаздывании данного процесса прослеживаются необратимые последствия, поскольку именно в детстве закладывается начало самой социализации. До 7 лет понимание собственного Я проходит наиболее естественным образом, чем в более старших годах.

Подростковый возраст – не менее важный социальный этап в общем цикле жизни каждого отдельного индивида, поскольку на протяжении этого этапа происходит наибольшее число физиологических изменений, начинается половое созревание и становление личности. С 13-летнего возраста дети стараются брать на себя как можно больше обязанностей.

Молодость (ранняя зрелость) – возраст 16 лет считается наиболее опасным и напряженным, поскольку теперь каждый индивид самостоятельно и сознательно решает для себя, в какое общество ему вступить и избрать для себя наиболее подходящее социальное общество, в котором он будет достаточно длительное время пребывать.

В более старшие годы (примерно в возрасте от 18 до 30 лет) основные инстинкты и становления социализации перенаправляется на работу и собственную любовь. Первые представления о самом себе приходят к каждому юноше или девушке через трудовой опыт, сексуальные отношения и дружбу. Неправильное освоение, либо восприятие может привести к серьезным необратимым последствиям. Именно юные годы наиболее активно используются для становления в собственной жизни и выбора социального сообщества.

Формы и механизмы социализации личности. Личность не может сразу, с момента рождения, усвоить весь социальный опыт.

Социализация детей отличается от социализации взрослых и тем более — пожилых людей. При этом она носит индивидуальный характер и связана с определенными циклами в области физического, анатомо-физиологического, сенсорного, эмоционального, познавательного и социального развития личности.

Содержание социализации определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний, реализующихся через определенные механизмы (традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный), а с другой - отношением индивида ко всему этому.

Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского, профессионального). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов.

Институциональный механизм социализации действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества, с различными организациями, как специально созданными для социализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и др. структуры, а также средства массовой коммуникации).

Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается тот комплекс ценностей, норм, морально-психологических черт и поведенческих проявлений, которые типичны для людей определенного возраста или конкретного профессионально-культурного слоя, который в целом создает конкретный стиль жизни той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами и представляет собой психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии и идентификации. Значимыми лицами могут быть родители, любимый учитель, уважаемый взрослый, сослуживец, друг-сверстник своего или противоположного пола.

Рефлексивный механизм социализации связан с внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, сверстникам, значимым лицам и т.д.

При этом следует иметь в виду, что социализация - не пассивный процесс, а активный, где важную роль играют установки, обусловливающие избирательность личности как объекта социализации.

Школа как агент социализации принципиально отличается от семьи тем, что это эмоционально нейтральная среда, где к ребенку относятся не как к единственному и любимому, а объективно, в соответствии с его реальными качествами. В школе ребенок узнает на практике, что такое соревнование, успех и неудача, научается преодолевать трудности или привыкает сдаваться перед ними. Именно в школьный период социализации у ребенка формируется самооценка, которая во многих случаях остается с ним на всю жизнь. Поскольку школа представляет собой часть более обширной социальной системы, она обычно отражает доминирующую культуру с ее ценностями и предрассудками. Так, П. Бурдье показал, что для ребенка серьезной помехой в школе является принадлежность родителей к непрестижному классу, непрестижной профессии, бедность и т.д. В школе ребенок начинает понимать, что такое социальная несправедливость.

Социализация в процессе воспитания в семье и школе имеет двойственный характер: с одной стороны, регулируемый и целенаправленный, а с другой — неуправляемый, стихийный. Было бы большим упрощением считать, что в официальных социальных институтах (например, в школе) социализация всегда имеет целенаправленный характер. Возможность одновременного осуществления социализации и как целенаправленного, и как нерегулируемого процесса можно пояснить на следующем примере. На уроке в школе ученик приобретает важные знания, многие из которых имеют непосредственное социальное значение. Однако ученик усваивает не только материал урока и не только те социальные правила, которые декларируются учителем в процессе обучения и воспитания. Ученик обогащает свой социальный опыт за счет того, что учитель или воспитатель может посчитать сопутствующим, случайным. Происходит не только закрепление определенных правил и норм, но и присвоение реально испытываемого или наблюдаемого опыта социального взаимодействия учителей и учеников как между собой, так и внутри социальной группы. Этот опыт может быть и позитивным, т.е. совпадать с целями воспитания (в этом случае он лежит в русле целенаправленной социализации личности), так и негативным.

ОТВЕТ НА КЕЙС 1. Определите роль сверстников, взрослых и социальных сетей в процессе социализации детей подросткового возраста.

Люди не обладают от рождения всеми необходимыми навыками для жизни в обществе, они приобретают их на протяжении жизненного пути.

Эти знания и навыки индивид получает в процессе общения с другими, что делает коммуникацию важным механизмом трансляции культуры. Этот процесс получил название социализации.

Важную роль в процессе социализации, особенно у подростков играют сверстники.

Общение со сверстниками оказывается важным “каналом информации; по нему подростки и юноши узнают, которых им по тем или иным причинам не сообщают взрослые”. В ходе этого общения вырабатываются навыки социального взаимодействия, увеличивает набор его социальных ролей, расширяется представление о собственной личности. По мнению Кона, “включение в общество сверстников расширяет возможности самоутверждения ребенка, дает ему новые роли и критерии самооценок. Общение со сверстниками это еще и “специфический вид эмоционального контакта.” Оно обеспечивает подростку чувство эмоционального благополучия и устойчивости, а также облегчает “автономизацию от взрослых”.

В общении с родителями подростки выражают свою независимость и самостоятельность, уже стараются не принимать мнение и советы взрослых. Какую бы сторону развития подростка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие подростка. Во-2-х, семья влияет на формирование психологического пола подростка. В 3-х, семья играет ведущую роль в умственном развитии подростка, а также влияет на отношении подростков к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии подростка. В-4-х, семья имеет важное значение в овладении подростка социальными нормами. В-5-х, семья играет большую роль в процессе социального развития подростка в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях подростка, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни.

2. Предложите формы организации учебной деятельности наиболее эффективные, на Ваш взгляд, для развития коммуникативной компетентности подростков. Аргументируйте свой ответ.

Ответ: Формирование коммуникативных умений способствует повышению мотивации подростков, содействует установлению межпредметных связей. Это способствует развитию познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности и многому другому. Для достижения целей формирования коммуникативной компетенции у подростков незаменимым ресурсом становится учебный диалог, понимаемый и как способ работы над содержанием урока, и как форма организации обучения. Сензитивным периодом для формирования коммуникативной компетентции, по мнению большинства исследователей, выступает подростковый возраст, когда общение подростков превращается в особый вид деятельности, который обеспечивает усвоение жизненных целей и ценностей, нравственных идеалов, норм и форм поведения, повышает их уровень коммуникативной компетентности. Для учебного диалога характерны следующие особенности: наличие единой, интересной для всех участников диалога проблемы; наличие двух и более собеседников, связанных взаимопониманием; возможность свободного изложения материала; наличие обратной связи. Наиболее часто нарушения в межличностных отношениях вызваны отсутствием у них коммуникативных навыков.

Для развития коммуникативной компетентности подростков в учебной деятельности можно применить работу в группах. Такая форма обеспечивает взаимодействие членов группы, они общаются и взаимообучаются, т. к каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Так же на уроке стоит применять при ответах на задание рассказ, по содержанию которого ученику будут одноклассниками и учителем задаваться вопросы.

3. Какие методы психологического исследования целесообразно использовать учителю для изучения особенностей коммуникативной компетентности у подростков?

Ответ: учителю можно использовать Дискуссионные методы социально-психологического тренинга: игровые методы (операционные, ролевые), сенситивный метод (метод тренировки межличностной чувствительности).

Большой интерес для развития коммуникативной компетентности подростков представляют ролевые игры. В условиях ролевой игры индивида сталкивают с ситуациями, подобными тем случаям, которые характерны для его реальной деятельности и ставят перед необходимостью изменить свои установки.Благодаря таким играм учитель может увидеть на каком уровне у подростков развита коммуникативная компетентность.

Агент – человек, который действует в чьих-либо интересах, предста­витель учреждения, организации, выполняющий деловые поручения.

Педагоги – особые агенты социализации, поскольку изначально не выбираются ребенком, они уполномочены государством нейтрализовать влияния стихийной и частично уп­равляемой социализации, используя их для решения задач воспитания. Школьный учитель выступает одновременно в роли участника и посредника взаимодействия двух и более культур: он, принад­лежа миру взрослых, находится в интенсивном диалоге с представителями мира детства.

Статус педагогов в школе двойствен: с одной стороны, они государственные служащие, призванные осуществлять государ­ственную политику в школе (именно в этом качестве они и воспринимаются всеми участниками воспитательного процесса), а с другой – граждане своей страны, личности, члены педагогического коллектива, живущие своими интересами, заинтересован­ные в реализации своих личностных потребностей.

Педагог – субъект, носитель не только институционального, но и живого опыта, без которого невозможно полноценное воспитание. Он оценивает личность воспитуемого через призму структуры социального опыта, а социальный опыт – через призму возможностей освоения его личностью.

Педагог задает определенный характер этому процессу познания, присвоения и изменения (производства) ребенком социального опыта, что предполагает создание следующих ситуаций того или иного типа:

ü ситуации естественного характера, в основе которых возрастные проблемы социализации личности, реальный процесс со­циального общения, характеризующийся многочисленностью в большинстве случайных факторов;

– общественные: ребенок – человек, общество охраняет его права на самостоятельность, поддерживает нужные условия для со­циализации, компенсируя их полноценным воспитанием;

– родительские: ребенок – индивидуальность, даже если он не может развиваться без поддержки;

– учительские: ребенок – социальное и индивидуальное существо; воспитание становится главным средством социализации, если педагогический процесс опирается на самостоятельность и активность ребенка, согласуясь с проектом его жизни теперь и в будущем.

В школьной жизнедеятельности представлены также все механиз­мы социализации, выделенные А.В.Мудриком:

ü психологические и социально-психологические механизмы социа­лизации, такие как:

– импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздей­ствующих на него важных объектов;

– экзистенциальный нажим – овладение языком и неосозна­ваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в про­цессе взаимодействия со значимыми людьми;




– подражание – следование какому-либо образцу, примеру;

– идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемо­го отождествления себя с другим человеком, группой, образцом;

– рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рас­сматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.п.

ü социально-педагогические механизмы социализации, включаю­щие в себя:

– традиционный механизм социализации (стихийный), пред­ставляющий собой усвоение человеческих норм, эталонов пове­дения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.);

– институциональный механизм социализации, функциони­рующий в процессе взаимодействия человека с институтами об­щества и различными организациями, как специально созданны­ми для его социализации, так и реализующими социализирую­щие функции попутно, параллельно со своими основными функ­циями;

– стилизованный механизм социализации, действующий в рам­ках определенной субкультуры;

– межличностный механизм социализации, функционирующий в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами.

Школьная социализация связана с длительностью и обязатель­ностью пребывания ребенка в школе, что превращает этот этап социализации в нормативный (обязательный).

Составляющими процесса социализации, соглас­но концепции А.В. Мудрика, являются:

1) стихийная социализация, происходящая во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества. Со­держание, характер и результаты стихийной социализации опре­деляются социально-экономическими и социокультурными реа­лиями и могут быть различными;

2) относительно направляемая социализация. Государство, ре­шая свои задачи, никак не связанные с социализацией, тем не менее своими экономическими мерами, законами и др. объектив­но влияет на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных возрастных или социально-профес­сиональных групп населения;

3) более или менее сознательное самоизменение человека;

4) относительно социально контролируемая социализация (воспитание) – планомерное создание обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека.

Стихийная социализация в школе становится возможной бла­годаря открытости данного учреждения, что проявляется в посто­янном обмене информацией с окружающей средой. Большая часть этой информации, исходящей от социальных институтов, обще­ственных структур, в определенной степени регистрируется и ин­терпретируется школой, но не может быть ею уничтожена или кардинально изменена.

4. Воспитательная система школы: сущность, структура и содержание.

Воспитательная система школы – это целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целевой блок, субъекты, их деятельность, отношения, материальная база, освоенная коллективом окружающая среда) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат и т.д.

Сама школа как воспитательное учреждение, ее профиль, материальная база, состав педагогов и детей определяют структуру воспитательной системы школы, особенность составляющих ее компонентов, своеобразие и связь между ними.

Компонент – какая-либо часть системы, вступающая в опреде­ленные отношения с другими ее частями. Компонент может высту­пать в системе как элемент (минимальная единица системы, ко­торую в ее рамках можно считать неделимой) и как подсистема (часть системы, которая сама состоит из нескольких взаимосвя­занных и взаимодействующих элементов). С помощью структурно­го анализа можно выделить следующие основные компо­ненты в структуре воспитательной системы.

1. Подсистема целей и идей (является главным определяющим процесса формирования воспитательной системы).

3. Подсистема деятельности, общения и отношений. Основное значение этого компонента заключается в том, что он является системообразующим фактором, благодаря которому создается и поддерживается внутреннее единство и устойчивость системы. Однако не все виды деятельности, культивируемые в школе, сле­дует относить к системообразующим. Непременные условия опре­деления системообра-зующего вида деятельности следующие:

а) он должен выражать доминирующую коллективную потреб­ность и быть престижным в глазах если не всех, то большинства школьников;

б) он должен не формально, а естественно и реально соответ- ствовать главной цели и задачам системы;

в) педагогический коллектив обязан владеть методикой вы­сокопрофессионального использования этого вида в целях воспи­тания;

г) необходимость формирования системообразующих связей с другими видами деятельности;

д) наличие предпосылок для формирования того или иного вида деятельности в качестве системообразующего (например: трудовая деятельность требует наличия определенной материаль­но-технической базы; познавательная – должного интеллектуаль­ного уровня учащихся и высокого профессионального мастерства всех педагогов школы и т.д.);

е) влияние интересов и потребностей учащихся, ожиданий ро­дителей (индивидуальный и социальный заказы), особенностей педагогического коллектива, типа учебного заведе­ния, традиций школы и окружающего социума, финансово-ма­териальных возможностей школы.

4. Финансово-материальная база воспитательной системы мо­жет превышать, уступать или соответствовать материально-финан­совым возможностям школы. Если для воспитания детей исполь­зуются не все эти возможности школы, то база воспитательной системы меньше школьной. Если в воспитательном процессе исполь­зуются возможности ближайшего окружения – учреждений вне­школьных и культуры, базового предприятия или спонсора, то база воспитательной системы шире школьной.

В процессе становления воспитательной системы школы воз­никают дополнительные возможности для решения актуальных проблем материально-технического оснащения школьной жизне­деятельности. Например, выстраивание партнерских отношений с другими социальными институтами, организациями, учрежде­ниями позволяет объединять ресурсы для решения конкретных воспитательных задач.

5. Среда, освоенная школьным коллективом. Не вся окружающая школу социальная и природная среда является компонентом воспитательной системы, а лишь та ее часть, которая освоена школьным коллективом и стала для него жизненным пространством.

Связи воспитательной системы школы со средой многогранны. Это взаимное представление детей об облике и проблемах среды и среды о школе как учреждении воспитывающем, а не только обучающем. Это взаимопроникновение, когда дети участвуют в решении важных для окружающего их социума задач, а родители, общественность – в решении воспитательных проблем в рамках школы. Это может быть и интеграция – когда школа и окружающая среда превращаются в единое воспитатель­ное пространство. В педагогике Я. Корчаком были выделены и описаны четыре типа воспитывающей среды. В интерпретации В. Ясвина они характеризуются следующим образом.

Различные типы сред как данность могут использоваться в вос­питательных целях, наполняться воспитательными смыслами, со­бытиями, предполагающими и организующими субъектную по­зицию ребенка.

Таким образом, содержательное наполнение миссии школы как социальной организации и воспитательной системы определяется позицией сообщества и задается полюсами:

Общественное предназначение ↔ Индивидуальная самоценность

Реализация общественного заказа ↔ Реализация запросов личности

Обучение как ведущая функция ↔ Воспитание и развитие как ведущие функции

Трансляция традиционного опыта как совокупности безусловных истин и ценностей ↔ Сотворение индивидуального опыта вне стереотипов, сотворение ценностей

Невмешательство школы в текущие процессы ↔ Ведущая роль школы в преобразовании общества.

Таким образом, школа является частью целостного воспитательного пространства, где ее усилия объединяются с усилиями иных воспитательных организаций, что позволяет: детям – самоопределяться в разнообразных сферах деятельности и во взаимодействии с разными сообществами; педагогам – создавать условия для социализации детей в широком социальном и культурном контексте; родителям – участвовать в разработке (как заказчикам) стратегии и тактики воспитательной деятельности учреждений; организаторам – принимать управленческие решения с ориентацией на разнообразие образовательных интересов и условий. В этом случае педагоги, родители и другие участники социально-педагогического процесса – соц. педагоги, психологи – являются субъектами социально-педагогической деятельности в учреждении образования.

Школа контактирует с многочисленными государственными и негосударственными организациями, основной задачей которых является социальное воспитание. В числе этих учреждений клубы, детские и юношеские общественные объединения, учреждения дополнительного образования, специализированные учреждения для детей с различного рода проблемами и др. Их направленность – реабилитационная, профилактическая, коррекционная, социально-педагогическая помощь и поддержка и т.п.

Как правило, сегодня в таких учреждениях, также как и в школах, создаются социально-педагогические и психологические службы, основное назначение которых – социальное воспитание учащихся, социализация и инкультурация личности каждого школьника, помощь учащимся в жизненном самоопределении и дальнейшей самореализации, а также содействие родителям в осуществлении социального воспитания детей, как в условиях семьи, так и в условиях окружающей социокультурной среды.





Студенту без шпаргалки никуда! Удобное оформление, ответы на все экзаменационные вопросы ведущих вузов России.

Оглавление

  • 1. История возникновения социальной педагогики
  • 2. Этапы становления социальной педагогики
  • 3. Субъект-объектный и субъект-субъектный подходы социализации
  • 4. Факторы социализации
  • 5. Механизмы социализации
  • 6. Особенности традиционного и межличностного механизмов социализации

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социальная педагогика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

5. Механизмы социализации

К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:

1) импринтинг — запечатление человеком на рецеп-торном и подсознательном уровнях особенностей влияющих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте, но и на более поздних возрастных этапах может быть запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.;

2) экзистенциальныйнажим — овладение языком и неосознаваемое принятие норм социального поведения, обязательных в процессе общения со значимыми лицами;

3) подражание — следование какому-нибудь образцу. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта;

4) идентификация (отождествление) — процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом;

5) рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам социума, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

Социализацию можно определить и как процесс накопления подростками социального опыта и социальных установок, соответствующих их социальным школьным ролям. Процесс их социализации продолжается на протяжении всей его школьной жизни, но наиболее интенсивно он осуществляется в подростковом возрасте. Поэтому главную роль на этих этапах играет не столько семья, сколько школа, как институт социализации. В процессе общения с педагогами ребенок усваивает предлагаемые ему образцы и нормы поведения, нормы морали, культурные ценности. Но этот процесс нельзя считать однонаправленным, а именно, нельзя сказать, что ребенок усваивает и прямо подвергается всем воздействиям, всем мнениям и предписаниям со стороны взрослых. Общение ребенка и учителей – это не только процесс передачи первому суммы знаний, навыков и умений, которые он механически усваивает, а сложный процесс взаимного влияния. Ребенок активно и критически перерабатывает предлагаемый ему чужой опыт, вплетая его в свой собственный.

Процесс социализации предполагает постепенное включение ребенка в систему общественных школьных отношений и самостоятельное установление новых социальных отношений. На процесс социализации подростков в школе оказывают воздействие, как направленные социальные факторы, так и влияния, которые бывает сложно предусмотреть и предотвратить. Из всего вышесказанного можно вывести такие особенности процесса социализации, школьников как его отсутствие стихийности, неорганизованности; он также включает собственную активность личности подростка.

Таким образом, ученик усваивает ценности, которые высоко оцениваются в его школе и обществе. Процесс социализации имеет две стороны: содержательную и функциональную. Содержательная сторона характеризуется тем, какие личностные приобретения и образования формируются в процессе социализации. Функциональная сторона - как, под влиянием каких механизмов происходит это формирование.

В процессе имитации образцами для подражания в первую очередь становятся учителя, объясняется это тем, что именно они предлагают для ученика первые модели и способы школьного поведения. Часть социального опыта дети получают, просто копируя то поведение, которое они наблюдают в школе, классе учителей, учеников и других взрослых. Имитация может проявляться в подражании жестам, голосу и другим особенностям педагогов. Идентификация заключается в том, что ученик учится ставить себя на место другого человека, понимать его чувства и переживания. Процесс идентификации тесно связан с эмпатией (умением сопереживать). Но все же это разные процессы. Эмпатия также предполагает умение поставить себя на место другого человека и почувствовать то же, что и он, но при этом человек не занимает ту же позицию, что и другой, а продолжает строить свое поведение самостоятельно. Идентификация предполагает, что человек занимает позицию другого и строит свое поведение как другой человек (чью позицию он занял). Оба этих механизма социализации способствуют тому, что школьник вырабатывает поведение, которое ему демонстрируют в школе. В качестве еще одного механизма социализации мы выделяем процесс обучения школьника, который протекает во время общения. Процесс социализации подразумевает овладение человеком социальным опытом, который он и перенимает, получая навыки в совместной деятельности в школьном, классном коллективе.

По мнению Кона И.С., педагоги оказывают влияние на поведение ребенка в процессе его воспитания с помощью трех основных механизмов:

1) подкрепление - поощрение за хорошее поведение и наказание за плохое;

2) идентификация - ребенок подражает педагогу; влияние через личный пример;

3) понимание - знание мира ребенка и отклики на его проблемы [25].

Снайдер выделяет четыре формы понимания:

1. понимание словесного содержания;

2. помощь подростку в понимании чувств;

3. понимание ситуации существования подростка;

4. воспроизведение ситуации с чувствами и намерениями [43].

Этот автор утверждает, что взрослый должен в общении с подростком демонстрировать через эти формы свое понимание его внутреннего мира для того, чтобы он развивался нормально; чтобы его личность не деформировалась. Демонстрировать понимание необходимо начинать с раннего школьного возраста, тогда, когда ученик еще не умеет объяснить свои чувства, состояние полно.

Как уже отмечалось, процесс социализации человека продолжается всю его жизнь, но он имеет свое деление на стадии: до трудовая стадия:

а) ранняя социализация от рождения до поступления в школу;

б) стадия обучения в широком смысле (от школы до Вуза);

в) трудовая стадия социализации - весь период трудовой деятельности; послетрудовая стадия - после окончания трудовой деятельности, пожилой возраст.

Особую важность в процессе социализации индивида имеет дотрудовая стадия. На этой стадии закладываются основные базисные ценности, формируется самосознание, ценностные ориентации и социальные установки личности. Более подробно дотрудовую стадию можно разделить на следующие этапы:

1) первичная социализация;

2) переходная социализация подростка;

3) устойчивая или концептуальная социализация юности [6].

Таким образом, содержание функциональной стороны процесса социализации различается в зависимости от возрастного этапа, на котором находится ученик.

Читайте также: