К чему относится лепка в доу изобразительному искусству или конструированию

Обновлено: 02.07.2024

Лепка – одна из разновидностей скульптурной техники, связанная с обработкой мягкого материала – глины, пластилина, соленого теста.

Все виды изобразительной деятельности формируют художественный вкус ребенка, и если рисунок и аппликация воздействуют на эстетическое воспитание путем точности линий и красочности цвета, то в лепке на первое место выступает объемная форма предмета, пластика и ритм.

1.Предметная – вид лепки, который направлен на воспитание у ребенка умения лепить предметы, передавая особенности формы, пропорцию и динамику.

2.Сюжетная – вид лепки, когда от изображения однородных предметов переходят к созданию различных образов, связанных с общим содержанием.

3.Декоративная – вид лепки, который направлен на обучение детей изображению птиц, животных, человека по типу народных игрушек.

Всё чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Приобщение дошкольников к народному искусству осуществляется посредством создания красивого интерьера детского сада, групповой комнаты, в оформление которых включают произведения народного творчества. Поэтому велика роль детских садов, где успешно ведётся работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества.

Декоративная лепка в дошкольном учреждении – это создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек. Кроме того, детям доступно выполнять небольшие украшения (бусы, броши для кукол), сувениры мамам, бабушкам, сёстрам ко дню рождения, к празднику 8 Марта. Навыки, полученные детьми во время занятий декоративной лепкой, могут использоваться ими при создании других видов лепных работ, отчего изделия становятся более выразительными.

Немаловажное место отводится и занятиям декоративной лепкой. Воспитатель рассказывает детям о предметах народного искусства, обучает приёмам декоративной лепки.

Для того чтобы успешно проводить такую работу, педагог должен быть сам знаком с народными художественными промыслами, должен знать и понимать народное искусство, знать методику обучения детей декоративной лепке.

Остановимся поподробнее на обучении детей декоративной лепке в разных возрастных группах.

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Знакомство детей с декоративным искусством должно начинаться в первой младшей группе детского сада. Возможности ребенка в декоративной лепке на этом этапе весьма ограничены: дети лишь украшают изделия, используя палочку или делая углубление пальцем. Для детей младшей группы необходимо определить набор игрушек. Это могут быть семеновские матрешки, загорские точеные деревянные игрушки, некоторые глиняные изделия каргопольских мастеров. Знакомство детей с игрушками проходит в виде игр, во время которых воспитатель спрашивает детей о том, что изображает тот или иной предмет. Детям предлагают расставить игрушки в определенном порядке, построить для матрешек дом, лесенку, мостик. Малышам нравятся яркие матрешки и гладкие точеные игрушки, они с удовольствием включаются в игру: расставляют на столе, размещают на лесенке, сделанной из кубиков, водят по мостику. Одновременно дети получают задание сравнить игрушки по размеру, выделить основные, крупные части и мелкие детали, узнать и назвать форму частей. Особенно нравится малышам, когда на столе много игрушек. Одна или две игрушки почти не привлекают внимание ребенка, интерес к ним быстро пропадает. Играя с матрешками, они говорят воспитателю, что матрешек много, они большие и маленькие, у матрешек есть глаза, нос, красивые платки, а, рассматривая точеных птиц, отмечают, что голова у птицы круглая, а хвост длинный.

В первой младшей группе народная игрушка в основном используется для игр. Однако на некоторых занятиях воспитатель, чтобы привлечь детей к данному виду деятельности, показывает им способы лепки.

Декоративной лепки в данной группе еще нет, но склонность у детей к украшению своих изделий уже наблюдается. Первые попытки малышей украсить свою лепку ведут к хаотичному расположению узора по краю изделия, который является для ребенка опорной линией. Учитывая эту особенность и зная, что ребенку так легче, задание можно свести к украшению края вылепленного печенья или пряника. Элементами украшения могут быть сначала точки, а потом полосы, сделанные палочкой. Малышей увлекает возможность делать палочкой углубления в глине. Они занимаются этим с удовольствием, понимая, что их игрушки станут красивее. Стремление малыша к украшению своей работы воспитатель должен поддерживать, внося соответствующие предложения при каждом удобном случае.

Примерные занятия по лепке, связанные с декоративным оформлением


Украсим столбики для забора
Программное содержание. Учить детей раскатывать глину между ладонями прямыми движениями, наносить стекой на вылепленный столбик украшения в виде точек. Приучать к тому, что вылепленные изделия можно использовать для общей игры.

Колесики для пирамидки
Программное содержание. Учить соединять концы вылепленного валика, затем украшать изделие, чтобы оно было красивым, ритмично располагая точки и насечки. Приучать осмысленно пользоваться стекой, нанося ею узор.

Пряник для мишки
Программное содержание. Учить наносить узор в виде полос, действуя ребром стеки. Закреплять умение лепить форму диска.

Красивое печенье для кукол
Программное содержание. Вызвать у детей желание украсить предмет. Учить наносить узор на поверхность предмета, действуя палочкой. Закрепить умение лепить форму диска путем расплющивания куска глины между ладонями.

Лепка куклы из двух шариков
Программное содержание. Учить палочкой наносить мелкие детали (глаза, рот, нос) и украшения на платье куклы. Закреплять умение лепить предмет из двух округлых форм. Вызвать у детей интерес к украшению формы и дополнению куклы такими частями, как руки в виде шариков или валиков — в зависимости от желания ребенка.

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Для работы с детьми в первом полугодии обычно используют те же игрушки, что и в первой младшей группе, но проводят более глубокий анализ формы предметов. Например, показывая матрешку детям, воспитатель говорит, что у матрешки есть голова, руки, называет детали одежды: фартук, рукава, платок, показать на них красивые, цветы, листья и другие декоративные элементы.

Дети второй младшей группы хорошо воспринимают дымковскую игрушку, которую можно предложить для рассматривания в конце первого — начале второго полугодия. Причем детей не затрудняет условность формы и окраска этих игрушек. Они свободно определяют предметы и выделяют элементы росписи: полосы, круги, точки и кольца. Восприятие предметов народного творчества дает возможность поставить перед детьми изобразительные задачи и проследить влияние народного искусства на характер детской лепки. Однако подбор предметов для лепки должен идти с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Начиная со второго полугодия детям можно предложить украсить дискообразное изделие объемными формами — шариками и валиками. Выполняя это задание, дети лепят торт, пирожное для кукол, располагая элементы в определенном ритме: шарики — по краю и в середине, а валики — в виде сетки или лучами, расходящимися от центра к краям. Сначала дети создают основу, а затем постепенно украшают ее. Активность каждого ребенка проявляется в том, что малыш сам выбирает форму, размер элементов и чередует их.

Следующий этап — более сложное задание: детям предлагают вылепить чашку и нанести на нее узор стекой по краю чашки в один и несколько рядов.

После ознакомления с деревянными игрушками дети лепят птиц, грибы, кукол в длинном наряде. Каждый предмет они украшают, а умение работать стекой переносят на изображение таких деталей, как рот, нос, глаза у кукол. Все это делает детские работы более выразительными. Таким образом, намечается определенная последовательность ознакомления детей второй младшей группы с народной игрушкой и введение в лепку декоративных элементов. Для игр и рассматривания в этой группе можно использовать семеновские матрешки, загорские деревянные точеные игрушки и деревянные игрушки богородских мастеров, каргопольские игрушки (конь, гусь, утка, собака) и дымковские (петушок, курочка-наседка, куклы крупные и мелкие). Для ознакомления перед занятием лепкой можно предложить деревянные точеные предметы, состоящие из округлых и конусообразных форм.

Примерные занятия по лепке, связанные с декоративным оформлением


Подставка для кукольного чайника
Программное содержание. Учить лепить дискообразную форму путем расплющивания шара между ладонями, наносить ритмичный узор по краю и середине подставки. Закреплять умение пользоваться стекой.

Лепка торта
Программное содержание. Учить ритмично украшать округлую плоскостную форму валиками и шариками. Добиваться от детей самостоятельности в расположении декоративных элементов.

Лепка чашки
Программное содержание. Учить лепить чашку из круглой формы путем вдавливания глины пальцем, а ручку — путем защипывания глины кончиками пальцев. Украшать чашку стекой, нанося узор из точек по краю в один или несколько рядов (со всех сторон).

Грибок
Программное содержание. Учить лепить гриб, передавая основные его части — шляпку и ножку. Устанавливать предмет на круглой подставке в виде диска. Закреплять умение наносить стекой украшение на подставку.

Для успешного обучения декоративной лепке в средней группе продолжается работа по знакомству детей с народным творчеством. С этой целью используются семеновские матрешки, деревянные точеные богородские игрушки, дымковские петушки и козлы, каргопольские игрушки, расписные птицы из Торжка, филимоновская игрушка.

Однако для воспроизведения в лепке детям лучше предлагать семеновские матрешки, деревянные точеные игрушки, каргопольские игрушки (собака, гусь) и игрушки из Торжка. Остальные игрушки желательно использовать для игр и рассматривания.

Знакомство детей 4—5 лет с предметами народного творчества проходит в виде игр и коротких бесед. Детям важно понять, что народные игрушки из любого материала почти всегда ярко расписаны и именно поэтому они веселые и радостные. Ребенок начинает понимать, что в одном случае узор ложится на объемную форму, в другом — на предмет, ярко окрашенный одним цветом, и это тоже очень красиво. Лепить с детьми этого возраста можно козла, петушка, как по представлению, так и с натуры, используя дымковскую игрушку. Для этого в начале занятия игрушку рассматривают, обращая внимание на ее пластические и другие выразительные особенности. Далее воспитатель показывает некоторые способы лепки. Основные части игрушки вылеплены заранее, и воспитатель лишь показывает, как их нужно соединить, плотно примазав друг к другу.

Все мелкие детали: рожки и бородка у козлика, гребешок и крылья у петушка — дети должны вылепить сами, можно еще раз рассмотреть игрушку, стоящую на подставке. Возможность подойти к предмету во время занятия и рассмотреть его снимает у детей напряжение во время работы. Кроме того, у ребенка появляется желание сделать игрушку такой же красивой, как это сделала мастерица.

Вылепленные работы бережно сохраняются, дети неоднократно их рассматривают и, после того как они высохнут, обжигают их в муфельной печи.

Вечером в присутствии детей воспитатель расписывает игрушки. Из детских работ устраивается выставка, которая несколько дней украшает группу, а в дальнейшем этими фигурками дети могут играть.

Примерные занятия по лепке, связанные с декоративным оформлением


Торт для кукол (лепка по представлению)
Программное содержание. Учить детей делать из глины торт для куклы квадратной и круглой формы, украшать эти формы шариками разной величины и валиками, ритмично располагая их на поверхности изделия. Дополнять упражнение точками и полосами при помощи стеки.

Уточка (по непосредственному восприятию игрушки)
Программное содержание. Учить лепить утку пластическим способом, изображая ее характерные особенности: лепить шею, голову и хвост утки путем оттягивания глины от общего объема. Стекой намечать перышки крыльев, делать это ритмично.

Снегурочка (лепка по представлению)
Программное содержание. Учить лепить фигурку человека, пользуясь знакомыми способами лепки. Создавать сказочный образ, проявляя самостоятельность и творчество в использовании декоративных элементов.

Птица с красивыми крыльями (лепка по непосредственному восприятию)
Программное содержание. Учить использовать знакомые способы лепки при изображении птиц в разных положениях: птица клюет зерна, птица пьет воду, птица в спокойном состоянии. Стимулировать детей к оформлению своей работы в декоративном плане: украшать подставку, крылья и хвост птицы при помощи стеки и налепов.

Козлик по мотивам дымковской игрушки (лепка по непосредственному восприятию)
Программное содержание. Лепить козлика, составляя его из частей. Путем налепа делать рога. Стекой наносить детали.

Изобразительная деятельность детей 5—6 лет имеет свои особенности. В этом возрасте дети уже окрепли физически, укрепились мелкие и крупные мышцы рук. Дети стали более внимательными, повысилась их способность к запоминанию; кроме того, они научились во время лепки контролировать действия рук, а это в свою очередь привело к изменению характера изображения. Они самостоятельно могут определять форму предмета, его строение, выделять мелкие детали и элементы декоративного оформления, более творчески подходят к своим изображениям.

Начиная со старшей группы, занятия декоративной лепкой занимают вполне определенное место в системе занятий по изобразительной деятельности. Планируя эти занятия, необходимо учитывать связь их с народным искусством, так как декоративная скульптура, выполненная народными мастерами, художественная посуда, декоративные пластины, не только благотворно влияют на развитие художественного вкуса детей, но и являются хорошим наглядным пособием во время лепки. Умелое их использование взрослыми расширяет кругозор детей, благотворно влияет на их умственное развитие.

Для работы с детьми данной группы можно использовать художественно выполненную посуду, декоративные пластины, дымковские, каргопольские, филимоновские и калининские глиняные игрушки.

Кроме глиняных, можно проводить занятия с деревянными игрушками. Однако детей надо познакомить хотя бы с двумя игрушками каждого вида.

Примерное перспективное планирование занятий по декоративной лепке в старшей группе

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

Изобразительная деятельность детей 6—7 лет значительно совершенствуется. Прежде всего, более законченной становится форма вылепленных предметов, уточняются пропорции. У детей чаще, чем в предшествующей группе, появляется желание дополнить свою лепку такими деталями, которые украсят поделку и сделают ее более выразительной. Связано это с тем, что дети еще более окрепли физически, развилась мелкая мускулатура рук, движения пальцев стали более точными, возросла и острота зрения. Все это дает возможность выполнять сложные детали, используя налепы и роспись. У детей появляется эстетическая оценка своих изделий, что повышает требовательность как к изобразительным, так и к выразительным средствам лепки, которые ребенок использует в своей работе.

Декоративная лепка в данной группе включает в себя изображение декоративных пластинок, посуду и лепку фигурок по типу народных игрушек. Одновременно углубляются знания детей о народных промыслах. Ребята с большим интересом рассматривают декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Яркие, расписанные цветными ангобами и глазурью, они захватывают воображение детей, рождают у них творческие замыслы.

В подготовительной группе детей знакомят с новым способом изображения посуды — из колец: глиняные кольца укладываются одно на другое и плотно соединяются между собой. Этим способом дети лепят разную посуду. Другой способ лепки — изготовление посуды из куска глины шарообразной или цилиндрической формы путем выбирания глины стекой (горшочек, кринка, ваза), третий способ лепки посуды ленточный – кусок пластилина делят на две не равные части, большая часть раскатывается в валик и расплющивается, а меньшая скатывается в шар. Дети продолжают учиться, работать планомерно и заранее обдумывать свой замысел.

Вся работа по декоративной лепке тесно связана с беседами о народных промыслах. В подготовительной группе знакомство с народным прикладным искусством приобретает новые формы: дидактические игры, которые углубляют представление детей о выразительных особенностях предметов декоративного искусства, влияют на развитие их умственной активности; экскурсии на выставки прикладного искусства, просмотры диафильмов, слайдов, а также иллюстраций в книгах по народному искусству.

Занятия по знакомству детей с народным прикладным искусством и декоративной лепке в данной группе являются продолжением той большой работы, которая была проделана в предшествующих группах. Поэтому дети 6—7 лет должны быть подготовлены к восприятию новых, более сложных образцов народного творчества, к усвоению новых способов лепки и росписи.

Основные задачи декоративной лепки — научить детей видеть красоту предметов народного искусства, воспитать любовь к нему и умение отличать один промысел от другого, использовать в своей работе декоративные элементы для обогащения лепного образа, а также переносить это умение на предметы недекоративного характера.

Примерное перспективное планирование занятий по декоративной лепке в подготовительной к школе группе

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать ввод о том, что знакомство детей с предметами народного творчества и декоративная лепка оказывают благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность, декоративность, разнообразие — эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка в целом.

Творчество народных мастеров не только воспитывает у ребят эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой.

Дети постепенно начинают уважать и любить это искусство, разбираться в его пластике, орнаменте, цветовых сочетаниях, в разнообразии форм и образов.

Игрушки всех народных промыслов различаются по стилю и манере исполнения, и со временем ребенок начинает отличать игрушки одного промысла от другого, выделять характерные особенности, причём делает это он самостоятельно. И уже в старшей и подготовительной группе у детей под влиянием обучения появляется желание самим сделать игрушки по образцу тех, которые им показывали на занятиях.

Таким образом, народные игрушки стимулируют детей к самостоятельным действиям. Знания, полученные в процессе занятий и игр с предметами народного творчества, расширяют возможности самостоятельной деятельности детей в области декоративной лепки.

Ребёнок лепит голубое животное

Занятия изобразительным творчеством с воспитанниками детского сада открывают широкие возможности для реализации образовательных целей всех трёх направлений: обучающих, развивающих и воспитательных. И в перечне видов изодеятельности одно из ключевых мест занимает лепка. Остановимся на методических основах организации работы с малышами разного возраста в этом виде творчества.

Суть занятий лепкой в детском саду

Лепка — вид изобразительного искусства, предполагающий создание объёмных и рельефных образов из пластилина, глины, теста или воска. Говоря о занятиях в детских садах, основным материалом для лепки является пластилин. Однако могут также выполняться поделки из теста или глины.

Во многих методических источниках лепка из теста или глины относится к нетрадиционным видам этой изобразительной деятельности. Это связано с наследием советской системы дошкольного образования, где предполагалось, что дети лепят только из пластилина.

Лепка обладает целым рядом преимуществ по сравнению с другими видами изодеятельности, в частности простотой освоения базовых приёмов создания образов, которые, в отличие от рисования, создаются аналогичными реальным объектам, без условности отображения на плоскости.

Сказочные персонажи из пластилина

В лепке дети не ограничивают свою фантазию условностью изображения на плоскости

Цели занятий лепкой в детском саду

По Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), одной из составляющих продуктивной деятельности дошкольников является обучение созданию трёхмерных образов, то есть лепка. Поэтому этот вид активности обязательно вводится в учебно-воспитательный процесс детского сада вне зависимости от программы, по которой учреждение работает. Отличаться может только форма работы в этом направлении изотворчества.

Миссия занятий лепкой в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) заключается в:

  • расширении представлений детей о мире вокруг (малыши знакомятся с внешним обликом изучаемых объектов действительности — с растениями, животными и пр.);
  • развитии памяти, внимания, сенсорной чувствительности при восприятии форм, фактуры, цвета, веса и гибкости материала;
  • стимуляции развития речи (если дети младших групп только называют образ, воплощённый в лепке, то в средней и старших учатся придумывать целые сюжеты по мотивам своих поделок);
  • практике сенсомоторной координации (работая с мягким и податливым материалом, развивается сила в руках и пальцах, движения постепенно становятся более скоординированными и дифференцированными);
  • воспитании умения планировать свою деятельность, направленную на реализацию того или иного замысла;
  • формировании эстетических представлений — ребята ищут и находят новые сочетания цветов, фактур, дают оценку готовому продукту, а также учатся быть дисциплинированными, усидчивыми и аккуратными в работе.

Если цели занятий лепкой едины для всех возрастных групп и отличаются только конкретными для того или иного возраста акцентами в проработке, то задачи, демонстрируя определённую преемственность, дифференцируются в зависимости от возраста подопечных.

Девочки лепят из пластилина

Освоение навыков лепки начинается с первой младшей группы

Таблица: задачи занятий лепкой в детском саду

Лепка в образовательном процессе ДОУ

Существует 4 варианта реализации целей и задач лепкой в детском саду:

Гжель, посуда из пластилина

Количество фигурок в сложной композиции ребёнок определяет сам

Хронометраж занятия лепкой

Для успешной реализации тех целей и задач, решать которые призвана лепка, нужно не только грамотно выстроить порядок практического овладения малышами навыками обращения с материалом и инструментами, но и рационально распределить время на это. Время на выполнение объёмного образа зависит от варианта реализации этого вида изодеятельности в ежедневном плане образовательного процесса.

На отдельном занятии

Если на лепку отведено целое занятие, то его план будет стандартным:

  1. Вводная часть — 2–3 минуты, посвящённая актуализации знаний воспитанников по теме, перечислению материалов для создания поделки.
  2. Основной этап — 10–18 минут, на котором взрослый демонстрирует образец поделки, показывает процесс выполнения поставленной творческой задачи, а также проводит пальчиковую гимнастику непосредственно перед началом выполнения поделки и физкультпаузу под конец работы.
  3. Заключительная часть — 2–3 минуты — посвящена оценке работы детей на уроке, рефлексии (в средней и старших группах), также на этом этапе организуется выставка поделок.

Алгоритм работы над лепкой на занятиях кружка идентичен тому, что используется на обычном уроке.

Как иллюстрация другого образовательного направления

Для лепки как вида деятельности на занятиях непрофильного направления на изготовление поделки отводится ¼ времени урока. Работа идёт по следующей схеме:

  • объяснение задачи;
  • демонстрация образца;
  • выполнение поделки;
  • оценка.

Обычно в этом качестве лепка имеет коллективную форму выполнения. Суть её состоит в том, что дети, начиная с первой младшей группы, создают отдельные детали, которые объединяются общей идеей. К примеру, на занятии по ознакомлению с окружающим миром воспитанники средней группы лепят овощи, необходимые для приготовления борща, которые затем помещают в игрушечную кастрюльку.

Как задание проекта

В методической работе ДОУ проект чаще всего является сочетанием работы в группе и дома. Поэтому обычно продуктивная его часть, то есть изготовление поделки, остаётся домашним заданием. Воспитатель при этом устанавливает сроки окончания работы, спрашивает о том, как идёт процесс выполнения, помогает преодолеть трудности в изготовлении, если они возникают.

Дети смотрят на поделки — грибы из пластилина

Вне зависимости от формы занятий лепкой оценка готовых поделок является обязательным этапом работы

Роль педагога в работе над поделкой

Одной из форм реализации индивидуального подхода является помощь детям при выполнении поделки. Но здесь нельзя забывать, что с каждым годом увеличивается уровень самостоятельности ребят, а значит, функция помощника всё больше перерастает в роль наставника:

Глобусы из пластилина

В старшей группе дети оказывают помощь педагогу в организации выставки готовых работ, в младших воспитатель занимается этим самостоятельно

Лепка и другие виды изодеятельности

Элементы лепки придают рисунку эффект объёмности

Аппликативные элементы привлекаются в сюжет также для создания нужного колорита. К примеру, в старшей группе, выполняя проект по ПДД, дети в виде плоской аппликации делают проезжую часть, а в виде поделки из теста — транспорт на дороге.

Машинки из теста на бумажной дороге

Сочетание аппликации и лепки открывает множество возможностей для разыгрывания сюжетов по мотивам композиции

Виды, техники и приёмы лепки в детском саду

В ДОУ дети учатся работать с несколькими видами лепки, каждый из которых, в свою очередь, может реализовываться несколькими техниками.

Таблица: виды лепки в ДОУ

Исходя из доступности и распространённости использования этих видов лепки в ДОУ, предметная и сюжетная считаются традиционными, а декоративная и пластилинография — нетрадиционными видами.

Фотогалерея: примеры готовых работ, выполненных в разных видах лепки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изобрaзительнaя деятельность – это специфическое обрaзное познaние действительности. Кaк всякaя познaвaтельнaя деятельность имеет большое знaчение для рaзвития творческого восприятия детьми кaртины окружaющего мирa.

Приоритетной зaдaчей современной концепции дошкольного воспитaния является мaксимaльное содействие воспитaнию творческой личности в условиях субъективно-личностного взaимодействия педaгогa с ребенком.

В стaновлении способности к творчеству ребенкa особaя роль отводится искусству, художественным видaм деятельности, которые зaнимaют вaжное место в процессе дошкольного воспитaния.

Изобрaзительнaя деятельность — однa из сaмых интересных для детей дошкольного возрaстa: онa глубоко волнует ребенкa, вызывaет положительные эмоции.

Изобрaзительнaя деятельность — это специфическое обрaзное познaние действительности. И кaк всякaя познaвaтельнaя деятельность онa имеет большое знaчение для умственного воспитaния детей. Овлaдение умением изобрaжaть невозможно без рaзвития целенaпрaвленного зрительного восприятия — нaблюдения. Для того чтобы нaрисовaть, вылепить кaкой-либо предмет, предвaрительно нaдо хорошо с ним познaкомиться, зaпомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, рaсположение чaстей.

Министерство образования и науки РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Институт педагогики и психологии детства

Контрольная работа

Виды изобразительной деятельности

(рисование, лепка, аппликация, конструирование).

Их специфика и взаимосвязь.

Белоусова Галина Анатольевна

студентка 3 курса, гр. №32zKM

Виды изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование.

Их специфика и взаимосвязь.

Изобрaзительнaя деятельность – это специфическое обрaзное познaние действительности. Кaк всякaя познaвaтельнaя деятельность имеет большое знaчение для рaзвития творческого восприятия детьми кaртины окружaющего мирa.

Изобрaзительнaя деятельность - это деятельность по художественному отрaжению действительности в зрительно воспринимaемых обрaзaх, которые передaют внутренний мир человекa [6, с.84].

Изобрaзительнaя деятельность - это специфическое обрaзное познaние действительности [6, с.184].

Изобрaзительнaя деятельность - это деятельность прежде всего индивидуaльнaя, в которой дети вырaжaют свое отношение, свое собственное миропонимaние [6, с.39].

Изобрaзительнaя деятельность - это рисовaние предметов с нaтуры, по пaмяти, по предстaвлению и вообрaжению, выполнение рисунков нa темы с целью реaлистической передaчи объектов действительности [8, с.405].

Изобрaзительнaя деятельность - это вид художественно-творческой деятельности, которaя предполaгaет изобрaжение окружaющего мирa и отношения к нему в рaзличных художественных мaтериaлaх [8, с.274 ].

Приоритетной зaдaчей современной концепции дошкольного воспитaния является мaксимaльное содействие воспитaнию творческой личности в условиях субъективно-личностного взaимодействия педaгогa с ребенком.

В стaновлении способности к творчеству ребенкa особaя роль отводится искусству, художественным видaм деятельности, которые зaнимaют вaжное место в процессе дошкольного воспитaния.

Изобрaзительнaя деятельность — однa из сaмых интересных для детей дошкольного возрaстa: онa глубоко волнует ребенкa, вызывaет положительные эмоции.

Изобрaзительнaя деятельность — это специфическое обрaзное познaние действительности. И кaк всякaя познaвaтельнaя деятельность онa имеет большое знaчение для умственного воспитaния детей. Овлaдение умением изобрaжaть невозможно без рaзвития целенaпрaвленного зрительного восприятия — нaблюдения. Для того чтобы нaрисовaть, вылепить кaкой-либо предмет, предвaрительно нaдо хорошо с ним познaкомиться, зaпомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, рaсположение чaстей.

Рисование - вид изобразительной деятельности, основное назначение которого - образное отражение действительности.

Классификация приемов и методов обучения.

Под методами обучения изобразительной деятельности понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания.

Это традиционная классификация.

В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. [5, с.126]. Классификация включает следующие методы обучения:

• метод проблемного изложения материала.

В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:

Словесный метод включает в себя:

 рассказ, искусствоведческий рассказ;

 использование образцов педагога;

Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:

 работа на черновиках;

 выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно [5, с.67].

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить всю работу.

Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.

В своей деятельности воспитатель использует различные методы и приемы в рисовании, в соответствии с возрастом детей.

Наряду с вышеизложенными приемами, педагог на уроках рисования может использовать и следующие методы [5, с. 173].

1. Эмоциональный настрой - этот метод предполагает использование на занятиях музыкальных произведений. Необходимо помнить, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту детей.

2. Художественное слово - сколько точек соприкосновения можно найти между словами и изобразительным искусством! Они дополняют друг друга, активизируя художественное восприятие образа.

3. Педагогическая драматургия - на занятиях дети часто путешествуют. Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми.

4. Пластика - дошкольники обладают естественной грацией и свободой тела. Иногда кажется, что все свои мысли и переживания они проявляют через движение.

5. Театральная деятельность - элементы театра органично входят в занятия изодеятельностью, способствуют развитию чувств у детей.

Виды и техники нетрадиционного рисования [5, с.195].

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п. [5, с.142].

1. Тычок жесткой полусухой кистью: возраст: любой.

2. Рисование пальчиками - возраст: от двух лет. Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

3. Рисование ладошкой - возраст: от двух лет. Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

4. Оттиск пробкой - возраст: от трех лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

5. Оттиск печатками из картофеля - возраст: от трех лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

6. Оттиск поролоном - возраст: от четырех лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

7. Оттиск смятой бумагой - возраст: от четырех лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

8. Восковые мелки + акварель - возраст: от четырех лет. Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

9. Свеча + акварель - возраст: от четырех лет. Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

10. Печать по трафарету - возраст: от пяти лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

11. Монотипия предметная - возраст: от пяти лет. Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

12. Кляксография обычная - возраст: от пяти лет.Средства выразительности: пятно.

13. Кляксография с трубочкой - возраст: от пяти лет.Средства выразительности: пятно.

14. Кляксография с ниточкой - возраст: от пяти лет. Средства выразительности: пятно.

15. Набрызг - возраст: от пяти лет. Средства выразительности: точка, фактура.

16. Отпечатки листьев - возраст: от пяти лет. Средства выразительности: фактура, цвет.

17. Акварельные мелки - возраст: от пяти лет. Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

18. Тычкование - возраст: от пяти лет. Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2 х 2 см), журнальная и газетная бумага

В работе с детьми используются три вида лепки:

Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи и может проводиться как по заданию воспитателя, так и по замыслу детей.

В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребенка является более простым, чем, например, в рисовании, так как в лепке ребенок имеет дело с реальным объемом, и ему нет надобности, прибегать к условным средствам изображения.

Сюжетная лепка по сравнению с рисунком имеет свою специфику. Если в рисовании сюжетная композиция часто бывает связана с использованием условных приемов изображения [9, с.48].

Декоративная лепка.

Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством, с разными его видами, в том числе и мелкой декоративной пластикой народных умельцев.

Декоративная лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета и роспись[9, с.106].

Способы лепки.

Способы лепки дети начинают осваивать с младшего возраста под руководством воспитателя с простейших приемов: отрывание, раскатывание, соединение, расплющивание шарообразной формы между ладонями, лепят несложные предметы (мячики, палочки).

Аппликация (от латинского applicatio - накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон. [4, с.87].В аппликации употребляются самые различные материалы: кожа, войлок, сукно, береста, мех, ткань, соломка, бумага.

Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть различного содержания. В зависимости от этого принято подразделять занятия по видам: предметная, сюжетная, декоративная аппликация.

В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный.

Сюжетно-тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимосвязи в соответствии с темой или сюжетом .

Декоративная аппликация вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические, растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма симметрии, используя яркие цветовые сопоставления.

Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, деревянных деталей, природного материала..

По своему характеру оно более всего сходно и изобразительной деятельностью и игрой - в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки - для игры, поделки - для украшения елки, для подарка маме и т. д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.

Конструирование является одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий. В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки: получает представление о форме и размере предметов, их физических свойствах, узнает название цветов и пр. Чем же конструирование привлекает ребенка? Прежде всего тем, что оно близко к играм и настоящей трудовой деятельности. В нем дети-дошкольники удовлетворяют свою потребность в игре.

Итак, в конструктивной деятельности дети освaивaют опыт рaботы с образцами профессий взрослых (строитель, конструктор.). Овлaдение практикой конструирования способствует умственному рaзвитию детей.

Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления, стaновлению способности к творчеству ребенкa, художественным видaм деятельности, которые зaнимaют вaжное место в процессе дошкольного воспитaния.

Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей для углубления знаний предметов, явлений окружающего мира.

Список литерaтуры.

1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.,2010г.

2. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет. - М.; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011г.

3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика - Синтез, 2010г.

4. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. - М.: Педагогика, 2009г.

6. Катаева Л. И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. М., – 2004.

7. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста /Под ред. Л.М.Шипицыной.-СПб, Речь, 2003.-240с.

8.Мирова, А.И. Критические периоды детства/ А.И. Мирова. – М: Знание, 1979.

10. Крупскaя Н. К. О дошкольном воспитaнии. Сборник стaтей и речей. М., 1973, с. 71.

Данная статья содержит краткое описание и характеристику художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в рамках модуля "Лепка", которая будет интересна родителям и воспитателям ДОО.

Содержимое публикации

Лепка как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

Наталья Киреева

Основы формирования художественного видения мира закладывается с самого раннего детства. В изобразительной деятельности дошкольного возраста творчество играет огромную роль. Это связано с развитием личности ребёнка.

В процессе рисования, лепки, аппликации ребёнок испытывает разнообразные чувства : радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. В работе над изображением ребёнок приобретает различные знания : углубляются и уточняются его представления об окружающем мире. Создавая изображения, ребёнок осмысливает качество предметов, запоминает их характерные особенности, детали, овладевает изобразительными умениями и навыками, учится осознанно их использовать.

Лепка - самый динамичный, жизнерадостный и осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит, то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.

Лепка - один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные формы, образы или целые композиции. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных отношений.

Занятия лепкой воспитывают художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть, ведь герои сюжеты будущих работ находятся вместе с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Необходимо только помочь ребёнку их отыскать. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребёнка, мышцы пальцев, ловкость рук.

Уникальная методика лепки из глины проста в освоении и ни с чем не сравнима по воздействию на творческое развитие человека любого возраста. Древнейшие чувства, которые, к сожалению, в условиях современной городской жизни практически полностью угасают (особенно у взрослых, с помощью лепки начинают восстанавливаться и приводят не только к развитию творчества, эстетического чувства, чувства гармонии цвета и формы, но и восстанавливают внутренний баланс организма и душевное равновесие, т. е. оказывают на человека определенное психотерапевтическое воздействие.

По мнению Г. Г. Григорьевой только занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Трудно переоценить значение лепки для развития ребенка. Лепка - самое динамичное, жизнерадостное детское творчество. Даже маленьких детей привлекает возможность слепить "настоящие" орешки и кормить ими белку. Всякая манипуляция с вылепленными предметами, использование их в игровых ситуациях значительно обогащают жизненный опыт дошкольников. Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности. Ребенок ставит перед собой серьезные задачи, и у него развивается конструктивная мысль, ведь, изображая человека в рисунке, достаточно только пририсовать ему две ноги, а в лепке задача сложнее — нужно, чтобы человек стоял на этих ногах. Требуется большая сообразительность, а мозг также, как и мускулы, развивается, когда его тренируют.

Своеобразие лепки заключается в том, что дети учатся объемному способу изображения предметов. Вылепленные предметы можно использовать в игре, они являются как бы маленькими копиями настоящих вещей и в игре используются как их заместители. Дети эмоционально воспринимают вылепленные ими вещи и тут же принимаются с ними играть. Даже пейзаж воспринимается ими "как настоящий", если вылеплен, а не нарисован.

Основным изобразительным средством лепки является пластичность, передача формы и движения. Форма иногда воспринимается как застывшее движение. Нужно, чтобы дети увидели и почувствовали эту пластичность, иначе потом они будут не в состоянии оценить хорошую скульптуру. При изображении живых существ нужно учить детей даже младшего дошкольного возраста передавать движение. После лепки им легче будет изображать движение при рисовании. И глина, и пластилин позволяют изгибать вылепленную фигурку, добиваясь изображения более точного и выразительного движения, поэтому ребенок учится передавать движение в лепке более продуктивно, чем в других видах изобразительной деятельности - рисовании, аппликации. И только в конструировании из природного материала - веточек, сучков - глазу ребенка вдруг может открыться изумительно пластичное движение, если у него к этому времени развита ассоциативная фантазия. Такие открытия необыкновенно быстро развивают у детей творческие способности.

Цвет так же, как форма и движение, является средством выразительности в лепке. Никому из детей не приходит в голову лепить Бабу Ягу из розового пластилина, а деревья в саду Кощея Бессмертного они лепят черного цвета. Для лепки кукол ребята выбирают приятные для глаза цвета. Цвет является ярчайшим выразительным средством даже в лепке. Если представится выбор — лепить из однотонного пластилина или из цветного, ребенок всегда предпочтет цветной.

Самые младшие дошкольники - двухлетки - находятся еще в до изобразительном периоде развития, и в манипуляциях с глиной их привлекает только самостоятельность действия.

Изобразительный период начинается у большинства детей с трех лет, когда появляется образное мышление. В этом возрасте ребенок осваивает основные приемы лепки и у него начинают формироваться навыки работы с пластическим материалом и изобразительные замыслы. Это самое удачное время для развития у ребенка изобразительных способностей. Но они не разовьются или разовьются очень слабо без грамотного руководства взрослых.

Два самых основных условия развития способностей в том, чтобы ребенок с близкого расстояния и без торопливости увидел, что происходит с пластическим материалом, когда он в руках взрослого, и чтобы этот материал всегда находился в доступном для него месте.

К пяти годам ( средний дошкольный возраст ) ребенок осваивает необходимые умения и навыки, он уже научился изображать некоторых животных, игрушки, несложные предметы, но самое главное, у него появляется умение эстетически оценивать свои изображения. Только на основе этих умений ребенок начинает видеть некоторые характерные стороны предметов и эмоционально реагировать на них.

Лепка детей в старшем дошкольном возрасте иногда поражает интересным замыслом, а иногда каким-то фантастическим переосмыслением реальной действительности. Старшие дошкольники - большие фантазеры и очень смело принимаются воплощать свои замыслы, если их не останавливает трезвое вмешательство взрослого. Обучающий должен быть очень чуток, чтобы живое творчество не превратилось в скучный урок. Для старшего дошкольника характерно игровое отношение к образу, который он создает в лепке. Воспитателю нужно находить интересные приемы работы, чтобы подвести старшего дошкольника к реалистическому изображению и его эстетической оценке .

Многие авторы, среди которых В. Б. Косминская, Н. Б. Халезова, Г. Г. Григорьева, Т. Г. Казакова рекомендуют в детском саду проводить лепку с натуры, лепку по памяти и лепку по замыслу. Каждый из видов лепки имеет свои учебные и творческие задачи.

В процессе лепки с натуры надо научить видеть предмет, выделять его основную форму, строение и пропорции, уметь передавать все эти особенности в скульптуре. Не всякая игрушка или скульптура может быть натурой для лепки, только те, которые дадут отчетливое представление о форме, строении и пропорциях предмета. Специфика лепки требует, чтобы окраска натуры была спокойной и ровной; пестрая окраска мешает воспринимать общую форму предмета и его пропорции.

В лепке по памяти надо уметь иногда в очень короткий промежуток времени рассмотреть предмет, запомнить характерные особенности, а потом воспроизвести его.

В лепке по замыслу стоит задача, самостоятельно опираясь на свои впечатления от увиденного или прочитанного, выбрать тему, продумать ее сточки зрения выразительности образов, композиции, определить последовательность и приемы выполнения.

Современная промышленность предлагает несколько видов пластических масс для детского творчества, но все они являются искусственными материалами и, кроме того, мало применимы в массовой работе с детьми.

Вспомогательные материалы. К ним, прежде всего, относятся каркасы, которые применяются для того, чтобы придать вещи большую прочность, легкость или для экономии материала. К каркасам относятся тонкие, заостренные палочки, которые скрепляют детали, полая яичная скорлупа, бумажная масса, бумажные стаканчики, вырезанные формочки из яичной тары, скорлупа орехов, целлулоидные формочки для конфет и другой пригодный материал. Детей нужно приучать к экономному использованию материалов.

Иногда вылепленные работы украшаются инкрустацией. Это может быть бисер, гранулы цветного полиэтилена, бусинки, семена растений. Во время лепки возникает необходимость в дополнительных материалах — нужны "волосы" для Бабы Яги, иголки для ежика и пр. Воспитатель должен иметь коробку, где хранятся мотки мочалки, проволока, различные формочки, пуговицы, сосновые иглы. Все это должно храниться в порядке, чтобы у детейвоспитывалась культура труда.

Таким образом, лепка в детском саду одно из средств художественно - эстетического развития ребенка – дошкольника.

Читайте также: