Из кого состояло население испанских и английских колоний в чем разница кратко

Обновлено: 06.07.2024

Разговор о метисации имеет смысл начать с отличий английской колонизации от испанской. И в этих отличиях, как в капле воды, отразились особенности испанской конкисты.

1. Христианские мотивации колонизаторов

Англичане просто вытесняли индейцев с завоеванных земель. Фронтир, отразившийся в вестерне, на самом деле возник не в 40-е годы XIX века, а гораздо раньше — он установился в сознании колонистов еще в первые годы английской колонизации. Вот этот фронтир: мы и они — два совершенно разных несоприкасающихся мира.

Совсем иную направленность имела испанская конкиста. Дело в том, что буквально через полтора месяца после возвращения Колумба из первой экспедиции за океан папа Александр VI выпустил в свет буллу Inter Cetera, где объявил индейцев людьми, способными к восприятию католического вероучения, и предписал испанским монархам христианизировать коренных жителей Нового Света. Именно христианизация официально была объявлена главной целью испанской конкисты. Тем самым папа изначально настроил испанцев на всесторонний контакт с индейцами.

2. Испанцы и англичане в их отношениях к индианке

Из сказанного проистекает и другое отличие, которое коренится в области сексуальных отношений. При установке на жесткое разграничение миров контакты между англичанами и индианками сводились на нет. Английская корона официально не разрешала, но и не запрещала браки между колонистами и индианками — просто потому, что такой проблемы не было, такие браки случались настолько редко, что входили в анналы истории. Следует подчеркнуть при этом, что английская корона не считала индейцев своими подданными.

Совершенно иная ситуация сложилась в испанских колониях. Уже к 1514 году, когда король официально разрешил браки испанцев с индианками, многие колонисты на острове Эспаньола, почти треть, были женаты на индейских женщинах. И священник не совершал ничего предосудительного, когда венчал испанца с индианкой, просто потому, что все индейцы считались подданными испанской короны. Фактически этот указ узаконивал уже сложившийся порядок вещей.

3. Гедонистический рай Нового Света

Кортес принимает в подарок от вождей Табаско двадцать индейских красавиц

Кортес принимает в подарок от вождей Табаско двадцать индейских красавиц

Другой важный момент коренится в восприятии сексуальных отношений в Америке. Безусловно, индейцы практиковали совершенно другой, гораздо более свободный и раскованный тип сексуальных отношений, чем тот, какой существовал в тогдашней чопорной Испании. И потому испанцы воспринимали Новый Свет как своего рода гедонистический рай. И надо сказать, этот миф, в отличие от мифов об Эльдорадо, был куда более приближен к реальности.

Распространен миф, будто бы конкистадоры только и занимались что изнасилованиями индейских женщин. Конечно, без насилия не обходилось, но в целом практика сексуальных отношений была иной, поскольку среди индейцев повсеместно существовал обычай дарить женщин или предоставлять дорогому гостю женщину на ночь. И женщины, привыкшие быть вещью, которую можно дарить, обменивать, покупать, очень легко подчинялись новым хозяевам.

5. Социализация детей-метисов в колониальном обществе

Казалось бы, испанцы могли относиться с небрежением к своим внебрачным детям-полукровкам. Однако это не так, и показательных примеров достаточно много. Достаточно привести такой: после убийства Франсиско Писарро самозваным губернатором Перу стал незаконнорожденный сын Диего де Альмагро, тоже по имени Диего, рожденный от какой-то индианки из Центральной Америки. И никто из сторонников Альмагро не подвергал сомнению его права быть губернатором Перу на основании того, что он метис и рожден вне брака.

Не менее показателен пример Кортеса, который имел четырех законных детей и четырех незаконных, рожденных от индианок, — двух сыновей и двух дочерей. Когда Кортес отправился в Испанию, он взял с собой одного законного сына и двух незаконных. Мало того, он направил посланников к папе римскому с богатейшими дарами, для того чтобы тот признал законными всех его отпрысков, рожденных вне брака, что и было сделано. И каждому своему ребенку-метису он откажет в завещании часть своих богатств, всех дочерей и бывших наложниц он выдаст замуж за своих соратников, идальго.

Когда испанец признавал своего ребенка-метиса потомком и наследником, он совершал, по сути дела, глубоко символический культурный акт: тем самым он признавал как свою принадлежность Новому Свету, так и полноценность индейцев и метисов. Он выступал уже не как испанец, а как креол, зачинатель будущих латиноамериканских этносов.

Читайте также: