История возникновения педагогических технологий кратко

Обновлено: 06.07.2024

Мицкевич А.А. 1 , Глинская Н.Е. 2
1 Морской технический колледж, Преподаватель, Канд.пед.наук
2 Морской технический колледж, Зав.учебной частью, преподаватель

HISTORY OF THE ORIGIN AND FORMATION OF THE CONCEPT OF "LEARNING TECHNOLOGIES" IN DOMESTIC AND FOREIGN PEDAGOGY

Mitskevich A.A. 1 , Glinskaya N.E. 2
1 Marine Technical College, teacher, PhD
2 Marine Technical College, head of teaching department, teacher


Abstract
Article is about history of the origin and formation of the concept of "learning technologies" in domestic and foreign pedagogy.

Сегодняшнее понимание педагогической технологии, следовательно, основывается на том, что она представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления и является разновидностью систематизации процесса обучения (Плохова М.Б., Селевко Г.К., Фрадкин Ф.П., [13], [23]).

Диалоги великого философа Древней Греции Сократа (470-399 до н.э.) содержат множество примеров искусного прикосновения к личности, когда ему удается стимулировать работу мысли, включить собеседников в дискуссию, научить производить самокоррекцию.

При исследовании взглядов педагогов (Данилов М.А., Кларин М.В., Уман А.И., Юдин В.В. и др.), учитывающих личностные и индивидуальные особенности детей, непременно обнаруживается повышенный интерес к внешней выразительности отношенческой позиции, как воспитанников, так и воспитателей, поскольку она определяет возможность и характер прикосновения к личности в процессе формирования у него ценностных отношений к окружению ([7], [15], [23], [30] и др.).

В современной трактовке, суждения античных авторов звучат так: оба говорят об отношении ребенка в процессе его воспитания и образования, причем Квинтиллиан указывает на обязательность переживания детьми успеха своей деятельности как важнейшего фактора, стимулирующего дальнейшее личностное развитие. При этом формы воздействия отбираются в соответствии со стремлением возбудить в ребенке желание совершенствоваться.

1)не выставлять себя на показ;

2)воздерживаться в расходовании знаний;

3)избегать заносчивости и др.

Выделим основные элементы этой технологии:

  • классно-урочная организация жизнедеятельности школы;
  • предметность обучения;
  • определенные правила изложения учебного материала (наглядность, систематичность, последовательность, доступность, преемственность в передаче и усвоении знаний)

Д.Локк (1632-1704),замечал, что учение не должно превращаться в бремя.

Рассмотрим процесс становления педагогической технологии в отечественной педагогике, так как это раскрывает сущность проводимого нами диссертационного исследования, посвященного изменению педагогических технологий на рубеже XX - XXI веков (Беспалько В.П., Игнатьев С.Т., Мелехин В.А., Уман А.И., [2], [11], [27] и др.).

Т ехнологический подход к обучению в начале XX века.

В соответствии с логикой интенсивно развивающейся в начале XX века педологии (наукой занимающейся законами развития ребенка), педология как наука должна была по замыслу ее создателей, стать антропологической базой педагогики ([14], [18], [33] и др.).

В соответствии с этой объяснительной концепцией разрабатывались стадии педагогической технологии (Беспалько В.П., Фрадкин Ф.П., Монахов В.П., Селевко Г.К. и др.), а именно:

  1. Тщательное изучение бытовых, природных, социальных, культурных факторов среды.
  2. Обогащение и развитие представлений ребенка за счет введения его в мир природы, труда и общественных отношений.
  3. Преобразование жизни.

Сформулированная в рамках педологии матрица педагогической технологии тиражировалась в разных видах и формах учебно-воспитательной работы, однако эта педагогическая технология была подвергнута критике (Кларин М.В., Питюков В.Ю. и др.). Считалось, что увлечение трудовыми процессами ведет к утилитаризму, негативно отражающемуся на развитии ребенка [13].

В 30 годы XX века в педагогической науке и образовательной практике сложилась уникальная ситуация, характеризующаяся плодотворными творческими поисками (Беспалько В.П., Кларин М.В., Игнатьев С.Т., Мелехин В.А. и др. Были созданы новые программы и методические рекомендации по организации учебного процесса, однако подчеркивалась необязательность этих программ, в связи, с чем открывался простор педагогическому творчеству учителей [6]. Социально-экономические преобразования требовали людей, владеющих широкими общеобразовательными знаниями, служащими базой для подготовки специалистов высшей квалификации для всех отраслей промышленности, сельского хозяйства и культуры [2].

Выдвигались проекты преобразования средних школ в техникумы. Были созданы новые программы и методические рекомендации по организации учебного процесса, однако подчеркивалось необязательность этих программ, в связи с чем открывался простор для педагогического творчества [6].

Осуществляются поиски педагогических технологий опытно-показательными учреждениями (ОПУ), возглавлявшиеся наиболее квалифицированными педагогами – С.Т Шацким, М.М. Пистраком, А.С. Толстовым, Н.И.Поповой и др. ([11], [33]).

Принципиальная новизна технологии С.Т. Шацкого заключалась в том, что он не просто выделял ключевые позиции воспитательного процесса, а определял взаимосвязи, как между его участниками, так и между отдельными элементами, к которым он относил умственный и физический труд, искусство, игру.

Уникальной стала педагогическая технология А.С. Макаренко, теоретической основой которой выступила теория коллектива. Ф.А.Фрадкин, исследователь в области истории педагогической технологии, выделяет следующие этапы педагогической технологии А.С. Макаренко:

  • Усвоение воспитанниками требований, которые выдвигает учитель.
  • Названные требования должны быть приняты активом коллектива.
  • Интериоризация требования всеми членами коллектива.
  • Усвоение норм и ценностей и неуклонное следование им.

В.Н.Сорока – Росинский в организации школы им. Достоевского, использовал технологии:

1.Дифференцированного обучения, которое делило учащихся по ряду показателей интеллектуального развития.

2.Сочетание умственной познавательной деятельности с другими видами (игровой, художественной), что стимулировало положительное отношение детей к учению.

3.Введение в школе учета (смотра) знаний.

В советской школе к концу 1930 года основной технологией школьного обучения становится классно-урочная, где закрепляется роль учителя, постоянный состав учащихся класса, твердое расписание предметных занятий. Была признана целесообразной дифференцированная система оценки знаний учащихся [11].

В начале XX века в советской школе предпринимались попытки использования зарубежных технологий. Эти попытки нашли свое выражение в форме бригадно-лабораторных методов ([7], [8] и др.). Также, в советских образовательных технологиях I половины XX века, прослеживаются некоторые элементы метода проектов, который получил широкое распространение за границей (Фрей К. Проектный метод). Кроме того, в 50-60-ые года XX века в США возникла идея о необходимости использования программированного обучения, с помощью которого можно управлять деятельностью учащихся. Пошаговая организация обучения, высокая степень операциональности, индивидуализация обучения и др. способствовали внедрению некоторых элементов данной системы в советской школе, работающей над совершенствованием собственных педагогических технологий. Особый отклик в технологизации школьного обучения в советское время нашло т.н. каузальное обучение, идеи которого оказались близки отечественным педагогам (Гузеев В.В., Данилов М.А., Фрадкин Ф.П., Юдин В.В. и др.).

Таким образом, анализ различных концепций и соответствующих им педагогических технологий позволяет выявить общие положения, характерные для педагогики и школы начало XX века: активность ребенка в процессе его жизнедеятельности, связь с окружающей жизнью, и обязательный элемент всех концепций и технологий – трудовая деятельность (Кампанелла, Я.А. Коменский и др.). Негативные же социально-политические явления привели к резкой критике созданных в первой четверти XX века технологий, что стало причиной отсутствия в педагогической практике технологий, имеющихся в теоретическом арсенале этой науки.

Краткий анализ истории становления педагогической технологии показывает, что каждая технология может возникнуть только благодаря тому, что создаются благоприятные предпосылки для ее роста и развития. В исследовании мы попытались проследить за ходом этого процесса и выяснили, что технология в истории педагогики - это системное, концептуальное, нормативное объективированное инвариантное описание деятельности учителя и ученика, направленное на достижение образовательной цели. Она всегда квинтэссенция воспитательной системы, базовое основание, на основе которого фиксируются своеобразие и специфические особенности теоретического состава и категориального аппарата педагогики.

Вместе с тем, анализ теории и практики развития зарубежной и отечественной школы позволяет утверждать, что был внесен весьма существенный вклад в развитие педагогических технологий, созданы предпосылки для дальнейших научных поисков.

Негативные социально-политические явления в начале XX века, привели к резкой критике созданных технологий, что стало причиной отсутствия в это время в отечественной педагогической практике технологий, имеющихся в теоретическом арсенале этой науки;

Во второй половине XX века (особенно в 90-ые года), осуществляется переход к новым технологиям обучения которые направлены на компетентностно-личностный подход примерами таких технологий являются (информационные технологии, кейс-технологии, разноуровневое обучение, диалогическое обучение и др.)

Атутов П.Р. Технология и современное общество//Педагогика.1996 №2

Афанасьев В. Проектирование педагогических технологий //Высшее образование в России. – 2001. – № 4. – с.147-150.

Ахулкова А.И., Образцов П.И, Черниченко О.Ф. Проектирование и конструирование профессионально-ориентированной технологии обучения: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. профессора П.И. Образцова. – Орел: ОГУ, 2003. – 94 с.

Ахулкова А.И., Образцов П.И.. Профессионально-ориентированная технология обучения преподавателей педагогических колледжей // Современные технологии обучения: Мат. Междунар. конф. – СПб.: Изд-во ЛЭТИ, 2002. – Т. 2. – с.133-134.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989.

Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения- М.,1995.

Богомолова Л.И. Сравнительный анализ двух педагогических технологий 20-x годов// История педагогической технологии/ Под ред.М.Г. Плохова, Ф.А. Фрадкина. – М.,1992

Боголюбов В.И. Педагогическая технология. – Пятигорск, ПГЛУ, 1997. – 245 с.

Бородовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения. Вопросы терминологии //Педагогика. – 1995. – № 5.

Василенко В.А. Проблема совершенствования урока в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. Дисс. канд. пед. наук. – Киев, 1982.

Гладких В.И., Турчина В.Ф., Фролова М.Я. Роль индивидуального подхода в повышении эффективности урока. – Краснодар: Краснодар. кн. изд-во, 1964.

Гульчевская В.Г.,Гульчевская Н.Е.Современные педагогические технологии.-Ростов Н/д: Изд-во РИПКиПРО,1999.

Гузеев В.В. Лекции по педагогической технологии. – М.: Знание.1992.

Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. М.: Учпедгиз, 1960.

Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе: Дис. д-ра пед. наук. М., 1958.

Есипов Б.П. Поиски путей повышения эффективности уроков // Сов. педагогика. 1962. №8. С. 17-30.

Занков Л.В. Вопросы обучения и развития // Сов. педагогика. 1957. №5.

Игнатьев С.Т., Мелехин В.А. Анализ и классификация педагогических технологий в СССР и зарубежных странах. Л., 1991.

История педагогической технологии. Сб. науч. трудов. Отв. ред.: Плохова М.Б., д.п.н., Фрадкин Ф.П., д.п.н. – М.:НИИ АПН, РСФСР, 1982.

Каиров И.А. Основные вопросы перестройки школьного образования // Сов. педагогика. 1958. №11.

Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе (Анализ зарубежного опыта).- М.: 1992.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

В середине 1960-х гг. содержание этого понятия подверглось широкому обсуждению в педагогической печати за рубежом и на международных конференциях, в результате чего было определено два направления его толкования. Сторонники первого настаивали на необходимости применения технических средств и средств программированного обучения. Представители второго направления главное видели в повышении эффективности организации учебного процесса и преодолении отставания педагогических идей от стремительного развития техники.

Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М.А. Чошанов).

Педагогическая технология – это …

… совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

… содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).

…описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).

… продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

… набор технологических процедур, обеспечивающих профессиональную деятельность педагога и гарантированность конечного планируемого результата (В.М. Монахов).

… системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

… последовательное и непрерывное осуществление взаимосвязанных между собой компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников – педагогов и учащихся (В.С. Безрукова).

… упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижения прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса (В.А. Сластенин).

Анализируя различные определения педагогической технологии, их категориальные основы, можно сделать вывод, что технология в понимании разных исследователей выступает и как деятельность, и как система, и как процесс, и как совокупность методов и средств, и как управление.

научным– так как она является областью или частью педагогической науки, изучающей и разрабатывающей цели, содержание и методы обучения;

процессуально-описательным – описание (алгоритм) процесса, задание совокупности целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

процессуально-действенным – в ходе осуществления педагогического процесса, функционирования всех личностных и методологических средств.

Таким образом, педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Она функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве объяснительной системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реально осуществляемого процесса обучения.

Одна из них заключается в том, что технологию от методики отличают два принципиальных момента: гарантированность конечного результата и проектирование образовательного процесса, т.е. выполнение системы процедур, указанных в технологии, всегда приводят к решению задач образовательной деятельности (В.В. Беспалько, В.М. Монахов и др.).

Третья точка зрения заключается в том, что методика может входить в состав технологии, и наоборот – технология может входить в состав методики (Л.П. Крившенко и др.). В отдельных случаях, считает Л.П. Крившенко, методика может быть доведена и до уровня технологии. Например, имеется определенная методика оценки знаний. Если она отвечает требованиям объективности, валидности, то ее можно назвать педагогической технологией.

В целом, отличить методику обучения от педагогической технологии можно по степени выраженности, реализуемости критериев, приведенных в таблице 1.1.

Сравнительный анализ

методики обучения и педагогической технологии[1]

Критерии сравнения Методика обучения Педагогическая технология
Определение Система научно- обоснованных методов, правил и приемов обучения Строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий
Назначение Рекомендует применение конкретных методов, организационных форм, средств обучения Рекомендует процесс системы методов, организационных форм, средств обучения с учетом целей и управления обучением
Фактические исходные предпосылки проектирования Обоснование и процесс построения находит в технологии Цели, ориентация и результат. Методологическая основа методики
Парадигма Совокупность рекомендаций по организации и проведению учебного процесса Проект будущего учебного процесса
Направленность На конкретный предмет или на реализацию определенных целей На универсализацию подходов к изучению учебного материала
Новизна Не всегда опирается на новейшие достижения педагогики и методики обучения Опора на новейшие технические средства обучения
Ориентация На обучающих На обучающихся
Целенаправленность Цели недостаточно определены Четкость формулировки целей
Концептуальность Теория часто бывает не до конца разработана Опора на разработанную теорию
Системность Не всегда достаточно высокая Высокий уровень системного проектирования и применения целей, содержания, методов и средств обучения
Диагностичность Средняя, чаще всего низкая Высокая
Гарантированность качества обучения Невысокая Высокая

Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть педагогическое мастерство. Одна и та же технология может осуществляться разными преподавателями, но в особенности ее реализации как раз и проявляется их педагогическое мастерство.

Особое место в структуре мастерства педагога занимает педагогическая техника. Педагогическая техника – совокупность умений и навыков, которая необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и на коллектив в целом. Владение основами педагогической техники – необходимое условие вооружения технологией.

И, наконец, о дидактике. Традиционная дидактика ставит своей основной целью создание теории обучения, направленной на разработку методических приемов, а также организационных форм и методов обучения, которые оптимизируют процесс усвоения обучаемыми знаний, умений, навыков учебной деятельности. Таким образом, дидактика оперирует тем общим, что присуще различным частным методикам, а потому является еще более общим понятием.

Роль педагогических технологий в образовательном процессе

Педагогические технологии – это совокупность форм, методов, приемов и средств педагогической деятельности, объединенных в единую систему посредством применения технологического инструментария, оборудования, позволяющего сделать использование данных форм и методов целеориентированным и продуктивным.

Применение педагогических технологий позволяет достичь целей и задач образования более быстрыми темпами с применением меньших материальных и технических затрат.

Педагогические технологии начали активно распространяться и внедряться в образовательный процесс во второй половине XX столетия. Технические средства начинают активно применяться в сфере образовательной деятельности, стимулируя повышение качества оказания образовательных услуг.

Педагогические технологии, применяемы в современном образовательном процессе, способствуют:

  • Повышению производительности труда педагога.
  • Реализации индивидуального подхода в обучении.
  • Реализации контроля продуктивности образовательной деятельности на разных этапах и уровнях образования.
  • Минимизации временных затрат на организацию и реализацию учебно-воспитательной деятельности.
  • Повышению роли субъективных факторов оценки образовательной деятельности.
  • Повышению качества образовательной деятельности.
  • Снижению зависимости итогов реализации обучения и воспитания от квалификации и мастерства педагога.
  • Реализации принципа преемственности в обучении.

Педагогические технологии находят активное практическое применение в образовательном процессе. Их внедрение требует от педагога развитой информационной культуры и ориентации на научно-исследовательскую педагогическую деятельность.

Источники развития педагогической технологии

Источниками становления и развития педагогической технологии являются:

  1. Психологическая наука и разнородные психологические концепции личностного развития, обуславливающие особенности реализации процессов обучения на разных возрастных этапах и для раскрытия определенных природных задатков. К таким концепциям относится бихевиоризм, теории поэтапного развития интеллектуальных навыков личности и теории реализации учебной деятельности в разные возрастные периоды развития личности учащихся;
  2. Развитие конструирования. Оно обуславливает связь между применением конструкторских технологий, элементов конструирования в образовательном процессе;
  3. Развитие производства, переход общества на постиндустриальную ступень развития. Происходит связь между техническими процессами и человеком, развитие информатизации производственной, социальной и иных сфер жизни общества. Информатизация пронизывает и сферу образования, внедряя в нее инновационные продукты научно-технического характера, технологические средства реализации образовательной деятельности;
  4. Развитие педагогической теории и практики. Оно предполагает формирование новых взглядов, новых подходов к организации образовательной деятельности, к реализации управления образовательным процессом.

Готовые работы на аналогичную тему

Педагогические технологии выступают способом достижения целей и задач образования. Они имеют научную основу реализации и предполагают алгоритм реализации той или иной деятельности, осуществления того или иного педагогического процесса, ориентированного на решение конкретных педагогических задач.

Этапы исторического развития педагогических технологий

Появление педагогических технологий и их применение в качестве основы реализации образовательной деятельности, наблюдается в середине XX столетия. Можно выделить следующие этапы становления педагогических технологий:

Сороковые – шестидесятые года XX столетия. Происходит активное использование технической продукции в образовательном процессе. Различные технические средства используются для решения ряда образовательных задач. Постепенно вырабатывается технический подход к организации образовательной деятельности. так, появляются первые педагогические технологии, которые признаются в качестве средств технизации образовательной деятельности. В этот период происходит развитие компьютерной техники, и первыми педагогическими технологиями становятся программные продукты. Процессы обучения подвергаются программированию в Америке и Европейских странах.

Рисунок 1. История становления понятия "педагогическая технология". Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Семидесятые – девяностые годы XX столетия. В этот период информационное развитие переходит на новый уровень. компьютеризация охватывает, практически все сферы жизни общества. В этот период, педагогические технологии начинают рассматриваться в качестве системного продукта, включающего методы, формы и средства организации образовательной деятельности. При этом, технология предполагает использование в образовательной деятельности технических продуктов, устройств, оборудования и системные знаний деятельности в решении образовательных задач. Педагогическим технологиям даются новые пути развития и новые возможности оказания влияния на образовательную деятельность и ее продуктивность.

Рисунок 2. Тенденции развития педагогических технологий. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Концепция развития личности американского гуманиста Карла Роджерса (1902-1987) основана на противопоставлении когнитивного (усвоение знаний, развитие личности ученика под четким контролем педагога) и опытного (ориентированного на личностное развитие и эмоциональную сферу ученика) типов обучения. По утверждению Роджерса, личный опыт самоценный для ученика и поэтому является единственным критерием оценки жизненных событий. Учения, в процессе которого личность самостоятельно развивается, приносит огромное удовольствие, решающе влияя на личность человека.

В бывшем Советском Союзе педагогические технологии рассматривали как средство реализации большевистской идеологии, что придавало им соответствующей политической заангажированности, требовало учета классовых характеристик индивида в процессе целенаправленной деятельности и т.п. Содержание информации сознательно подбирали с ориентацией на воспитание коммунистической сознания и морали. То есть педагогические технологии использовались как средство формирования коммунистического мировоззрения и поведения. Политически заангажированные ученые, педагоги-практики активно начали процесс конструирования адекватных этим заданием технологий.

4. 80-е годы XX века. - начало XXI в. На этот период пришлось создание и развитие сети компьютерных лабораторий и дисплейных классов. Динамично развиваются программируемые, интерактивные средства обучения, проводятся разнообразные исследования теоретических вопросов педагогической технологии и путей ее практического внедрения.

Предложена периодизация выстраивается на таких конкретных фактах:

1946 г. - обоснование плана аудиовизуальной образования в университете штата Индиана США.

1954 p. - обоснование идеи программированного обучения.

1961 г. - открытие факультета технологии обучения в университете Южной Каролины.

1968 г. - разработка и применение языка программирования ЛОДО в школе (Массачусетский технологический институт США).

1976 г. - создание первого персонального компьютера.

1981 г. - применение в обучении специальных программируемых средств в дисплейных классах.

1990 г. - использование интерактивных технологий в образовании.

В целом, технология как феномен является важной составляющей истории человечества, формой выражения интеллекта, сфокусированного на решении важных проблем бытия, синтезом ума и способностей человека.

Читайте также: