Историко педагогические предпосылки становления массовой школы

Обновлено: 04.07.2024

1. Педагогические взгляды и деятельность И.Г. Песталоцци.

2. Педагогическая теория И.Ф. Гербарта – начало превращения педагогики в самостоятельную науку.

4. Основные направления развития школы в Западной Европе и США. Историко-педагогические предпосылки становления массовой школы.

Задания:

1. Какие экономические, социальные и политические процессы, протекающие на Западе, оказали определяющее влияние на развитие образования в условиях становления индустриального общества? Каким было обратное влияние образования на них?

2. Какие тенденции развития педагогической мысли и практики образования, наметившиеся на Западе в XVII – XVIII вв., получили широкое распространение в XIX столетии? Какие педагогические проблемы оказались приоритетными для теории и практики образования этого периода?

3. Сравните трактовку принципа природосообразности воспитания у

Я.А. Коменского, Ж.- Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и Ф.А. Дистервега? Какая из них вам кажется наиболее соответствующей сущности процесса образования?

4. Дайте анализ теории элементарного образования И.Г. Песталоцци. Какие педагогические идеи И.Г. Песталоцци актуальны для современной школы?

5. Как вы понимаете идеи И.Ф. Гербарта о ступенях обучения? В чём состоят преемственность и специфика его теорий об управлении, обучении и нравственном воспитании?

6. Кто из предшественников И.Ф. Гербарта разрабатывал идею воспитывающего обучения? Что нового внёс в неё И.Ф. Гербарт?

7. Почему подходы И.Ф. Гербарта к образованию остаются ведущими для современной массовой школы и в то же время вызывают ожесточённую критику?

8. Охарактеризуйте принципы природосообразности и культуросообразности у Ф.А. Дистервега.

9. Какие требования, предъявляемые Ф.А. Дистервегом к учителю, сохраняют свою актуальность и сегодня?

10. Какие педагогические идеи, сформулированные и обоснованные педагогическими мыслителями XIX в., оказали наибольшее влияние на современную им практику образования?

11. С какими наиболее острыми противоречиями в решении проблем воспитания и обучения подрастающих поколений столкнулась западная педагогика в XIX столетии? Какие альтернативные подходы предлагались для их решения?

Рекомендуемая литература:

• Бим-Бад Б.М. Борьба в буржуазной педагогике Запада вокруг проблем природы и сущности воспитательного процесса //Борьба прогрессивных и реакционных тенденций в педагогике Запада эпохи домонополистического капитализма (конец XVIII - конец XIX в.). – М., 1983.

• Бим-Бад Б.М. И.Г. Песталоцци: Концепция развивающего обучения //Советская педагогика. – 1986. – №3.

• Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения. – М., 1940. Т.1.

• Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную педагогику. – М., 1995.

• Гончаров Л.Н. Школа и педагогика США до второй мировой войны. – М., 1972.

• Давыдов В.В. Труды Ф.А. Дистервега и современная педагогика //Педагогика. – 1992. – № 1, 2.

• Джуринский А.И. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

• Дистервег Ф.А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1956.

• История США (1877 – 1918). – М.: Политиздат, 1985.

• Кларин М.В. Песталоцци: подвижник педагогики //Педагогика. – 1996. – №1.

• Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие /Сост. М.В. Кларин, А.Н. Джуринский. – М., 1987.

• Корнетов Б.Г. История педагогики: Учебно-методический комплекс // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета РАО. – М., 2001.

• Корнилов С.В. Педагогическое наследие А. Дистервега //Педагогика. – 1990. – С. 124 – 129.

• Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. /Под ред. В.А. Ротенберга, М.В. Кларина. – М., 1981.

• Пискунов А.И. Проблемы трудового обучения и воспитания в немецкой педагогике XVIII – XX в. – М., 1976.

• Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

• Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981

• Шевченко Л.И., Заплатников Л.Т. И.Г. Песталоцци: внутренний покой и внешний порядок //Педагогика. – 1996. – № 3.

Исторические предпосылки и условия становления массовой школы. Проблемы образования в ракурсе политических и социально-экономических событий. Создание системы государственных школ. Государственная регламентация школьного образования. Внедрение классно-урочной системы.

Изменения в положении учителя. Массовая народная школа. Своеобразие национальных систем школьного образования.

Основные понятия: массовая школа, классическое и реальное образование.

Раздел V. Школа и педагогическая мысль в России в XVIII веке. Дворянско-государственная педагогика

Тема 1. Становление светской государственной школы в России в XVIII веке. Народное просвещение

Деятельность Петра I. Открытие первых светских школ. Организация учебно-воспитательного процесса на примере навигацкой школы. Деятельность Л.Ф. Магницкого. Начало становления государственной системы образования.

Открытие Академии наук. Борьба М.В. Ломоносова за открытие Московского университета. Оформление системы дворянского образования при Анне Иоанновне. Создание кадетских корпусов.

Основные понятия: российская педагогическая традиция, светские школы, дворянская педагогика, народные училища (главные и малые).

Тема 2. Педагогическая мысль в России в XVIII в.

Просветительская деятельность И. Посошкова, Ф. Салтыкова, М.В. Ломоносова, Ф. Прокоповича, Н. Новикова, В. Татищева, И. Бецкого.

Итог деятельности просветителей - разработана система идей о воспитании и обучении человека - гражданина своего отечества.

Основные понятия: российское просвещение, просветители (теоретики, практики), просветительская деятельность.

Раздел VI. Школа и педагогическая мысль в странах Западной Европы и сша в XIX веке (до 90-х гг.)

Тема 1. Развитие школы в 19 веке. Педагогическая теория и практика и.Г. Песталоцци, и. Гербарта, а. Дистервега

Педагогические идеи немецкого Просвещения и неогуманистов. Теория и практика образования филантропистов. Обоснование И. Кантом воспитания как величайшей и сложнейшей задачи человечества. Идеалы просвещения и реалии практики западноевропейского образования. Интенсивное развитие школьного законодательства в Германии.

Развитие научной педагогики в Германии в первой половине XIXв. Обоснование И.Ф.Гербартом педагогики как науки, основывающейся на философии и психологии. Концепция воспитывающего обучения.

Концепция природосообразного и культуросообразного воспитания теоретика народной школы и учительского образования в Германии - Ф.А. Дистервега.

Развитие педагогических идей в утопическом социализме (А. Сен-Симон, Ш.Фурье, Р. Оуэн) и марксизме. Педагогические идеи позитивизма (Г.Спенсер).

Основные понятия: классическое и реальное образование, формальное и материальное образование, классическая западная педагогика.

3. Разработка Дистервегом проблем развивающего и воспитывающего обучения.

4. Философско-психологическое обоснование Гербартом педагогики как науки

5. И.Ф.Гербарт о цели, задачах, и сущности воспитания, его содержании и методах

6. Теория многостороннего интереса, его структура

7. Структура процесса обучения и его ступени

Литература:

Дистервег Ф.А. Избр.пед.соч. – М., 1956

Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Сост. А.И.Пискунов. – М., 1971. – С.385-444

Гербарт И.Ф. Первые лекции по педагогике //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1971

Латышина Д.И. История педагогики. – М.: Гардарики, 2002. Гл 7.

Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. – М.: Просвещение, 1982, гл.10

Дополнительная литература:

Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993. – Т.1. – С.274

Пискунов А.И. Очерки по истории немецкой педагогики конца ХУШ – начала Х1Х в. – М., 1960

Давыдов В.В. Труды А.Дистервега и современность //Педагогика. – 1992. - №1-2.- С.85-89

Корнилов С.В. Педагогическое наследие А.Дистервега //Сов. Педагогика. – 1990. - №11. – С.124-129

Ротенберг В.А. А.Дистервег, его деятельность и педагогическое учение //Дистервег А. Избр.пед.соч. – М., 1956. – С.7-54

Задание

1. Сравните педагогическую теорию И.Ф.Гербарта и А.Дистервега. Определите, в чем они могли бы не согласиться друг с другом.

Семинар №4.

Зарубежные гуманистические педагогические концепции

Конца ХIХ – начала ХХ века (4 часа)

1. Педоцентрическая концепция Д.Дьюи

2. Педагогические идеи и деятельность М.Монтессори

3. Педагогика Р.Штайнера

4. Педагогическая концепция и практика А.Нейлла

Литература:

1. Дьюи Д. Опыт и образование //Д.Дьюи. Демократия и образование. М., 2000. – С.325-379

2. Краних Э.М. Свободные вальдорфские школы. – М., 1992

4. Монтессори. М., 1999 (Антология гуманной педагогики). – С.5-25

5. Нилл А. Саммерхилл: Воспитание свободой. – М.: Педагогика-Пресс, 2000

6. Педагогические взгляды и деятельность Дж.Дьюи. Сост.Л.А.Валеева. – Казань, 2007. – 38 с.

7. Гуманистическая педагогика М.Монтессори. Сост. А.А.Валеев. – Казань, 2005. – 75 с.

8. Вальдорфская педагогика и ее реализация в практике школы. Сост. А.А.Валеев. – Казань, 2006. – 50 с.

9. Педагогическая концепция Александра Нейлла. Сост.А.А.Валеев. – Казань: КГПУ, 2001

10. А.А.Валеев. Теория и практика свободного воспитания в истории гуманистической педагогики. Учебное пособие. – Казань, 2003

Дополнительная литература:

1. Цырлина Т.В. Гуманистическая авторская школа ХХ века: взгляд из прошлого в будущее.- М., 2001. – Гл.2.3 и 2.4

2. Малькова З.А. Джон Дьюи – философ и педагог-реформатор //Педагогика. – 1995. - №6

Задание.

Сделайте сравнительный анализ путей решения проблемы соответствия образования природе, потребностям, интересам ребенка в контексте педагогических концепций Дж.Дьюи, Р.Штайнера, М.Монтессори и А.Нейлла.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО 1 МОДУЛЮ

1. Предмет и задачи курса истории образования и педагогической мысли и его связь с историей материальной и духовной культуры. Основные принципы анализа всемирного историко-педагогического процесса. Прогностическая функция историко-педагогической науки, ее источники и методы

2. Зарождение воспитания и обучения в первобытном обществе.

5. Просвещение в эпоху эллинизма. Воспитание и обучение в Древнем Риме.

6. Воспитание и школа в Византии

7. Педагогическая мысль и образование на Ближнем и Среднем Востоке (УП-ХУП вв.)

8. Воспитание и обучение в средневековой Индии

9. Воспитание и школа в средневековом Китае

10. Представьте схематично системы образования в средневековой Византии, странах Ближнего и Среднего Востока, Индии и Китае.

11. Сделайте сравнительный анализ особенностей средневекового образования в Византии, странах Ближнего и Среднего Востока, Индии и Китае по схеме:

- Формы и методы обучения

Дидактические принципы Высказывания Коменского

14. Реформаторские течения в зарубежной педагогике конца Х1Х - начала ХХ вв.

а. Новое воспитание

б. Экспериментальная педагогика

в. Педагогика личности

г. Теория художественного воспитания

д. Социальная педагогика

е. Теория трудовой школы

14. Заполните таблицу.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

Читайте также: