Интернет как средство политической коммуникации за и против кратко

Обновлено: 04.07.2024

Сегодня Интернет выступает в качестве самостоятельного и обладающего собственной спецификой политического коммуникационного пространства, в котором активно осуществляются проекты в сфере политического управления, в связи с чем необходим анализ тех особенностей Интернета, которые во многом определяют модели и форматы сетевой политической деятельности. Интернет сам по себе не является политическим пространством. Тем не менее, когда говорят о реализации целей, связанных с властью, уместно выделять политическое пространство коммуникаций в Интернете. При этом, анализируя современное состояние глобальной сети, следует заметить, что, выступая в качестве политического коммуникационного пространства, Интернет становится основой для формирования виртуальной реальности. Эта реальность отличается от традиционной медиареальности, описанной в большинстве существующих научных трудов, посвященных политическим коммуникациям и их роли в формировании общественных представлений.

По сути, в отношении Интернета сегодня более уместно говорить не столько о медиареальности, сколько о коммуникативной реальности в силу особенностей выстраивания информационно-коммуникационного взаимодействия между пользователями.

Сетевые ресурсы, использующиеся в процессе информационно-коммуникационного взаимодействия, характеризуются рядом принципиальных содержательных, структурных и технологических особенностей, существенно отличающих их от традиционных медиаресурсов. Это позволяет говорить о факте формирования в Интернете особого вида коммуникационного пространства, имеющего собственную специфику и предоставляющего новые возможности для осуществления воздействия на массовое сознание в рамках современного политического управления. К числу таких особенностей можно отнести следующие.

1. Структурированность аудитории.В отличии от аудиторий традиционных СМИ в сети Интернет формируются и взаимодействуют интернет-сообщества, имеющие достаточно выраженную структуру и активно развитые горизонтальные коммуникационные связи. По сути, сетевые сообщества представляют собой новый феномен современной политики в условиях функционирования Интернета как политического коммуникационного пространства.




Данное свойство сетевых информационных ресурсов позволяет активно манипулировать восприятием контента и воздействовать на общественное сознание посредством управления комментарийной активностью. Не случайно сегодня в политической практике стала крайне востребованной деятельность специалистов в области social media management (SMM), которые осуществляют вброс, интерпретацию, поддержку и продвижение в сетевом пространстве выгодных для субъектов политического управления материалов.

5. Экстерриториальность. Практически любой онлайн-ресурс является доступным для большинства сетевых пользователей, находящихся в любой точке мира и имеющих доступ к Интернету, за исключением случаев принудительной блокировки доступа по IP или сознательного ограничения доступа к нему со стороны владельца ресурса. В результате Интернет предоставляет возможности осуществление информационно-коммуникационного воздействия на целевые аудитории независимо от места их нахождения. Однако экстерриториальность несет определенные угрозы и риски, прежде всего в аспекте деятельности международных террористических и экстремистских организаций, которые получают доступ к неограниченному территорией коммуникационному пространству.

7. Влияние Интернета на традиционное политическое коммуникационное пространство. Сетевые ресурсы и происходящие в Интернете процессы все в большей мере влияют на традиционное политическое пространство, поскольку наиболее активная в политическом отношении часть представителей гражданского общества на сегодняшний день проявляет свою активность именно в интернет-пространстве. Происходящие в сети события и транслируемый в онлайн-пространстве контент начинают все в большей степени определять повестку дня традиционных СМИ, содержательные и смысловые компоненты их медийной деятельности и, следовательно, воздействовать на процессы формирования медиареальности в традиционном пространстве для больших групп населения, даже не являющихся интернет-пользователями.

Объем размещаемой в интернет-пространстве общественно-политической информации существенно превышает объем аналогичной информации, размещаемой в традиционном медиапространстве. В отличии от традиционных СМИ, где не может быть размещена видео- или аудиоинформация, радиоканал не имеет возможности предоставления видеоинформации, а телеканалы не могут использовать современные форматы, например, гипертекстовые ссылки.

Все это позволяет утверждать, что Интернет представляет собой уникальное пространство политических коммуникаций – самостоятельный и обладающий собственными особенностями феномен, имеющий существенные отличия от традиционного политического офлайн-пространства. Сетевое пространство активно используется в системе современного политического управления в различных аспектах. Прежде всего для генерации сетевого информационного контента и его вирусного распространения среди интернет-пользователей с целью формирования коллективных смыслов в процессе горизонтального информационно-коммуникационного взаимодействия, а также для мобилизации сетевой общественности, имеющей высокий потенциал политической активности, что позволяет оказывать существенное влияние на политические процессы в офлайн-пространстве – реальной жизни.

На всех этапах процесса политического управления, от постановки целей до их реализации, с учетом механизма обратной связи происходит активный обмен информацией по каналам коммуникации различного уровня, что определяет информационно-коммуникационную основу всей системы современного политического управления. Политическое управление основывается на информационно-коммуникационных процессах между участниками управленческих процессов в сфере политики, что предполагает использование субъектами политического управления различных коммуникационных моделей для достижения политических целей. В связи с этим развитие существующих и появление новых форм и технологий политической коммуникации самым непосредственным образом задает форматы и модели осуществления управления в политической практике, а особенности и возможности новых информационных и коммуникационных технологий во многом определяют специфику современной системы политического управления в целом.

Сегодня Интернет выступает в качестве самостоятельного и обладающего собственной спецификой политического коммуникационного пространства, в котором активно осуществляются проекты в сфере политического управления, в связи с чем необходим анализ тех особенностей Интернета, которые во многом определяют модели и форматы сетевой политической деятельности. Интернет сам по себе не является политическим пространством. Тем не менее, когда говорят о реализации целей, связанных с властью, уместно выделять политическое пространство коммуникаций в Интернете. При этом, анализируя современное состояние глобальной сети, следует заметить, что, выступая в качестве политического коммуникационного пространства, Интернет становится основой для формирования виртуальной реальности. Эта реальность отличается от традиционной медиареальности, описанной в большинстве существующих научных трудов, посвященных политическим коммуникациям и их роли в формировании общественных представлений.

По сути, в отношении Интернета сегодня более уместно говорить не столько о медиареальности, сколько о коммуникативной реальности в силу особенностей выстраивания информационно-коммуникационного взаимодействия между пользователями.

Сетевые ресурсы, использующиеся в процессе информационно-коммуникационного взаимодействия, характеризуются рядом принципиальных содержательных, структурных и технологических особенностей, существенно отличающих их от традиционных медиаресурсов. Это позволяет говорить о факте формирования в Интернете особого вида коммуникационного пространства, имеющего собственную специфику и предоставляющего новые возможности для осуществления воздействия на массовое сознание в рамках современного политического управления. К числу таких особенностей можно отнести следующие.

1. Структурированность аудитории.В отличии от аудиторий традиционных СМИ в сети Интернет формируются и взаимодействуют интернет-сообщества, имеющие достаточно выраженную структуру и активно развитые горизонтальные коммуникационные связи. По сути, сетевые сообщества представляют собой новый феномен современной политики в условиях функционирования Интернета как политического коммуникационного пространства.

Данное свойство сетевых информационных ресурсов позволяет активно манипулировать восприятием контента и воздействовать на общественное сознание посредством управления комментарийной активностью. Не случайно сегодня в политической практике стала крайне востребованной деятельность специалистов в области social media management (SMM), которые осуществляют вброс, интерпретацию, поддержку и продвижение в сетевом пространстве выгодных для субъектов политического управления материалов.

5. Экстерриториальность. Практически любой онлайн-ресурс является доступным для большинства сетевых пользователей, находящихся в любой точке мира и имеющих доступ к Интернету, за исключением случаев принудительной блокировки доступа по IP или сознательного ограничения доступа к нему со стороны владельца ресурса. В результате Интернет предоставляет возможности осуществление информационно-коммуникационного воздействия на целевые аудитории независимо от места их нахождения. Однако экстерриториальность несет определенные угрозы и риски, прежде всего в аспекте деятельности международных террористических и экстремистских организаций, которые получают доступ к неограниченному территорией коммуникационному пространству.

7. Влияние Интернета на традиционное политическое коммуникационное пространство. Сетевые ресурсы и происходящие в Интернете процессы все в большей мере влияют на традиционное политическое пространство, поскольку наиболее активная в политическом отношении часть представителей гражданского общества на сегодняшний день проявляет свою активность именно в интернет-пространстве. Происходящие в сети события и транслируемый в онлайн-пространстве контент начинают все в большей степени определять повестку дня традиционных СМИ, содержательные и смысловые компоненты их медийной деятельности и, следовательно, воздействовать на процессы формирования медиареальности в традиционном пространстве для больших групп населения, даже не являющихся интернет-пользователями.

Объем размещаемой в интернет-пространстве общественно-политической информации существенно превышает объем аналогичной информации, размещаемой в традиционном медиапространстве. В отличии от традиционных СМИ, где не может быть размещена видео- или аудиоинформация, радиоканал не имеет возможности предоставления видеоинформации, а телеканалы не могут использовать современные форматы, например, гипертекстовые ссылки.

Все это позволяет утверждать, что Интернет представляет собой уникальное пространство политических коммуникаций – самостоятельный и обладающий собственными особенностями феномен, имеющий существенные отличия от традиционного политического офлайн-пространства. Сетевое пространство активно используется в системе современного политического управления в различных аспектах. Прежде всего для генерации сетевого информационного контента и его вирусного распространения среди интернет-пользователей с целью формирования коллективных смыслов в процессе горизонтального информационно-коммуникационного взаимодействия, а также для мобилизации сетевой общественности, имеющей высокий потенциал политической активности, что позволяет оказывать существенное влияние на политические процессы в офлайн-пространстве – реальной жизни.

На всех этапах процесса политического управления, от постановки целей до их реализации, с учетом механизма обратной связи происходит активный обмен информацией по каналам коммуникации различного уровня, что определяет информационно-коммуникационную основу всей системы современного политического управления. Политическое управление основывается на информационно-коммуникационных процессах между участниками управленческих процессов в сфере политики, что предполагает использование субъектами политического управления различных коммуникационных моделей для достижения политических целей. В связи с этим развитие существующих и появление новых форм и технологий политической коммуникации самым непосредственным образом задает форматы и модели осуществления управления в политической практике, а особенности и возможности новых информационных и коммуникационных технологий во многом определяют специфику современной системы политического управления в целом.

В современном обществе политическая коммуникация невозможна без использования новейших технических средств в распространении информации, поэтому особое место сегодня принадлежит интернету. Россия продолжает осваивать

сеть в качестве средства политической коммуникации. В статье представлен анализ состояния политической коммуникации в российском интернете.

Ключевые слова: политическая коммуникация, политика, интернет, информация.

В условиях демократизации и гласности появилась возможность анализировать события и явления, поднимать серьезные проблемы и предлагать пути их решения. Сегодня политика становится публичной, а коллективное принятие политических решений является отличительной чертой современного общества. Политический язык становится важным инструментом власти и влиятельной политики, средством еѐ успешного осуществления и оружием для мобилизации общественной поддержки [1]. Поэтому, развитию интернета в России в 1990-х годах способствовала активная деятельность не только бизнес-сообщества, но и политических субъектов. Именно в это время политические структуры начали использовать интернет как средство политической коммуникации.

Проблеме политических коммуникаций политологами уделялось достаточно много внимания, но постоянное развитие технических средств в распространении информации, к которым относится и интернет, происходит настолько динамично, что практика и последствия использования новых информационных технологий в политике остаются недостаточно изученными.

Политическая коммуникация – это процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой и между политической и социальной системами [4].

Политическая коммуникация, по мнению Грачѐва М. Н., преследует три основных цели: передачу информации, изменения мнения, изменение поведения аудитории. Ключевым аспектом в данном процессе, безусловно, является изменение поведения, так как именно оно является конечной целью политического послания.

В условиях медиатизации российской политики, особенно в период парламентских и президентских выборов, интернет становится наиболее востребованным носителем информации. Этому способствуют свойства, присущие интернету:

— гипертекстуальность – создание системы связи между отдельными документами с помощью встроенных в текст

гиперссылок. Связь между отдельными текстами осуществляется в единой среде, позволяя читать текст не просто на одном уровне, как на бумаге, а просматривать его вглубь;

— мультимедийность – возможность слияния всех каналов передачи информации – периодической печати, радиовещания, телевидения и интернета – в одно целое;

— интерактивность – это взаимодействие СМИ и аудитории или обратная связь [6].

счет контроля над провайдерами. Тем не менее, такая политика становится дороже и в прямом, и в переносном смысле

[6]. Очевидно, интернет развивается гораздо быстрее, чем радио и телевидение. Удельный вес виртуальной информационной составляющей в политике имеет устойчивую тенденцию к возрастанию. Традиционные СМИ работают в режиме информационного монолога (односторонняя коммуникация). Компьютерные же технологии открыли возможность многосторонней коммуникации. Как следствие, резко возрастают возможности по политическому лоббированию интересов определенных групп.

Деятельность участников интернета имеет важные общественно-политические следствия, так как характер информации, адресуемой аудитории, определяет еѐ отношение к действительности. Кроме этого, в демократическом государстве интернет способен выражать общественное мнение, формируемое в процессе движения информации, которое принято рассматривать как проявление массового сознания. Важный тезис состоит в том, что интернет – это технология, все технологии в мировой истории были тесно связаны с политикой.

Значимость интернета как социального явления определяется на сегодняшний день в России скорее не уровнем его распространения, а качеством аудитории: по данным социологов сетью пользуются самые обеспеченные, образованные и

активные граждане. Эта аудитория является наиболее привлекательным объектом для политических кампаний, т. к. совокупное политическое, экономическое и культурное влияние интернет-пользователей в разы превышает их долю в населении страны, а также динамичность интернет-аудитории позволяет успешно продвигать в сети идеи и убеждения, которые заведомо не нашли бы поддержки у большинства обывателей.

Практически все основные источники политической информации за последние двенадцать лет потеряли свои позиции. Исключение – телевидение и интернет. Однако если уровень важности первого, достигнув почти максимальной планки, стабилен (80-82%), то второй источник — интенсивно набирает сторонников (с 29 до 47%), вытеснив с четвертой места встречи с кандидатами (с 45 до 17%). Есть основания полагать, что развитие российского интернета в качестве средства политической коммуникации произошло благодаря специфическим чертам сетевой аудитории. Состав аудитории и технические возможности превращают интернет в уникальную среду с совершенно новым уровнем свободы, скорости и плюрализма коммуникации.

Наличие нескольких миллионов пользователей интернета в России уже сегодня позволяют считать российский сегмент сети массовой коммуникативной средой [5]. Однако размер аудиторий конкретных интернет-ресурсов не позволяет считать их средствами массовой коммуникации, сопоставимыми по охвату с печатными и электронными СМИ. Подобная ситуация объясняется тем, что лишь около 40% от общего числа пользователей являются потребителями информационных ресурсов. Остальные используют интернет для развлечений и общения.

О пассивности читателей свидетельствует и тот факт, что большинство из них пользуются одним источником информации. Лишь 14% аудитории постоянно обращалось к трем и более новостным сайтам. Между тем технически посетить несколько сайтов легче, чем прочесть несколько газет или посмотреть несколько выпусков новостей.

Необходимо отметить, что интернет как средство политической коммуникации, как правило, лишен выраженной политической и идеологической окраски. Здесь уместно вспомнить о существовании ресурсов, главная функция которых

– сбор и публикация компромата, впоследствии воспроизводимая масс-медиа. Однако большей популярностью все же пользуются интернет-издания, построенные по модели таблоидов.

В процессе политической коммуникации происходит обмен информацией между политической и социальной

системами, поэтому здесь нельзя не упомянуть о присутствии государства в интернете [3]. В настоящее время собственные сайты есть у всех федеральных министерств и ведомств; с недавних пор наличие веб-представительства стало обязательным требованием правительства к своим структурам. Однако большая часть официальных сайтов создается главным образом для отчетности. Что касается политической и пропагандистской деятельности представителей власти в интернете, то, несмотря на многочисленные опасения, связанные с принципиальной возможностью государственного контроля над информационными потоками, говорить о целенаправленной политике государства в сети нет оснований. Надзор государства за происходящим в интернете ограничивается мониторингом, который не влияет на содержание политической информации.

Демократия рассматривается как система политической организации общества, при которой граждане самостоятельно могут решать сравнительно простые социальные и политические вопросы [3]. Но, это в теории. В действительности, в России все выглядит несколько иначе. Активность пользователей интернета направляется в сферы, как правило, далекие от политики. Интерес к политическим событиям в стране со стороны общества неуклонно снижается в силу того, что россияне не видят никаких рычагов влияния на действия властей, и они не вполне понимают, что нужно предпринять, чтобы эту ситуацию изменить.

Интернет как средство политической коммуникации: анализ российского опыта

Быков Илья Анатольевич. Интернет как средство политической коммуникации: анализ российского опыта : анализ российского опыта : Дис. . канд. полит. наук : 23.00.02 СПб., 2005 198 с. РГБ ОД, 61:05-23/365

Содержание к диссертации

Глава 1. Методологические основы исследования современных средств политической коммуникации 16

1.1. Теория политической коммуникации в контексте становления информационного общества 18

1.2. Концепции, формы и методы политической коммуникации в сети Интернет 50

Глава 2. Анализ развития Интернета как средства политической коммуникации в современной России 95

2.1. Развитие российских политических проектов в сети Интернет 98

2.2. Интернет-стратегии органов государственной власти Российской Федерации 129

Список использованной литературы 161

Введение к работе

тесного контакта с гражданами при помощи традиционных политических институтов вроде партий и избирательных процедур, теперь все больше и больше внимания уделяют средствам массовой информации.

Появление Интернета, принципиально нового интерактивного канала массовой коммуникации, самым непосредственным образом способствовало повышению внимания к теме политической коммуникации. Первые опыты по применению интернет-технологий в политике, как средства предвыборной агитации и пропаганды, относятся к началу 90-х годов. В 1993 г. было положено начало проникновению в киберпространство государственных структур. Именно в этом году в США появился первый официальный государственный интернет-сайт, принадлежащий Белому дому. Однако, несмотря на то, что политическая коммуникация в глобальной сети Интернет осуществляется относительно недавно, важность этого канала коммуникации становится все более и более неоспоримой.

Таким образом, высокая актуальность исследования связана с несколькими причинами. Во-первых, тема политических коммуникаций становится одной из самых перспективных для российской политической науки. В современной России по сравнению с советским периодом истории произошли радикальные перемены в области политических коммуникаций, что нашло выражение, как в изменении форм коммуникации, так и их интенсивности.

Во-вторых, Россия, также как и многие другие страны, переживает кризис традиционных политических коммуникаций, что проявляется, наряду с другими признаками, в низкой политической активности граждан. В условиях, когда избиратели все больше и больше удаляются от политической надстройки общества, состоящей из государственных органов, политических объединений и других политических структур, последние вынуждены использовать нетрадиционные методы коммуникаций, чтобы поддерживать связь с избирателями. Среди них не последнее место занимает Интернет.

Рисунок 1. Доли пользователей Интернета в различных странах весной 2005 г. (% от населения)11

Доли пользователей Интернета в странах, % от населения

22 Примечание: показатели зарубежных стран рассчитаны по данным NielsenANetRatings за 4 квартал 2004 г. В этих данных, в отличие от России, учтены пользователи Интернета в возрасте 16-17 лет и не учтены - не имеющее домашнего телефона.

Степень научной разработанности темы, на наш взгляд, невысокая. С одной стороны, проблеме политических коммуникаций уделяли достаточно много внимания признанные классики политической науки, были созданные целые различные научные концепции и подходы, а с другой стороны развитие Интернета проходит настолько быстрыми темпами, что практика и последствия использования глобальной Сети в политике остаются достаточно неизученными.

Среди основоположников исследований политической коммуникации можно назвать известнейшего представителя американской политической науки Т. Лассуэлла, который в период после первой мировой войны активно

изучал феномен политической пропаганды. Считается, что Г. Лассуэлл был одним из основоположников концепции массовой коммуникации. Среди других известных ученых, принадлежавших к теоретикам массовой коммуникации, следует отметить таких авторов Г. Блумер, Д. Рисмен, С. Московичи, X Ортега-И-Гассет и многих других.13

В послевоенное время были сформированы несколько теоретических школ политической коммуникации. К. Дейч и Д. Истон стали основоположниками кибернетического подхода и системного анализа в области политической коммуникации. Г. Алмонд и Дж. Коулман использовали достижения функционализма Т. Парсонса и Р. Мертона в сфере политической науки и политической коммуникации.15 Очень интересным продолжением функционализма стали исследования, получившие название теории модернизации. В рамках этой теории Л. Пай и У. Шрамм проводили серьезные исследования роли политической коммуникации в развивающихся странах.16

Особенно следует выделить концепцию двухступенчатой

(многоступенчатой) коммуникации, разработанную социологами знаменитой чикагской школы П. Лазарсфельдом, Е. Кацом, Б. Берельсоном, X. Годе и

другими. Данная концепция резко критикует подход массовой коммуникации, указываяна его недостаточное внимание к межличностным формам общения и влиянию малых групп на принятие политических решений. Очень важными также следует признать результаты социологических исследований этих ученых, в которых проводилось доскональное изучение степени влияния различных средств массовой коммуникации.

Необходимо также выделить значение неомарксистского подхода в исследования политической коммуникации. Среди многочисленных последователей данного подхода наибольшую известность получили Т. Адорно, М. Хоркхаймер, F. Маркузе иТ. Шиллер.18 Кроме того, к ним можно отнести одного из самых авторитетных ученых BS области политической! коммуникации Ю. Хабермаса, которого вслед за М. Хоркхаймером и F. Маркузе можно также отнести к крупнейшим представителям Франкфуртской школы.

Самое непосредственное влияние на современные исследования политической- коммуникации оказала концепция информационного обгцестеа, созданная коллективными усилиями таких авторов, как Д. Белл, 3. Бжезинский, Mi Маклюэн, И. Масуда, А. Тоффлер, Дж. Несбит, М.Кастельс,Ф. Уэбстер и многих других. Согласно этой теории,.современное общество, в отличие от

индустриального, характеризуется в первую очередь процессами, направленными на производство информации, обменом информацией и ее потреблением. Очевидно, что в таком обществе роль и значение средств коммуникации сложно переоценить.

К современным? исследованиям? в области, политической, коммуникации; вообще и в области сетевых политических коммуникацию в честности следует отнести труды Д. Граббер, Р. Девиса, Р. Дейберта; С. Каннингэма, Д. Мервина, Б; Ньюмена, Ві.Ноймана, А. Портера, О: Яррена,. и многих других.25 Таким

образом, исследуемая тема вызывает повышенный интерес за рубежом, как с практической, так и с теоретической точек зрения.

В советский период отечественной истории, в рамках марксистско-ленинского подхода, существовали достаточно серьезные научные разработки, посвященные проблемам политических коммуникаций в современном обществе. Не смотря на критическое восприятие западных концепций, отечественные социологи и обществоведы сделали большой задел в этой области. К одним из самых известных авторов в этой области можно отнести Г.К. Лшина, Б.Л. Грушина, П.С. Гуревича, О.А. Феофанова и др.26

С другой стороны, относительно короткий исторический период развития Интернета и использования его в качестве средства политической коммуникации в России привел к тому, что этой теме посвящено относительно немного серьезных монографических исследований. Среди отечественных монографий, где, так или иначе, затрагивается тема политических коммуникаций в глобальной сети Интернет, следует выделить работы Т. П. Ворониной, М.Н. Грачова, B.JI. Иноземцева, И.В. Кравченко, И.С. Мелюхина, В.П. Терина и некоторых других авторов." Однако следует отметить, что

данные монографии имеют лишь частичное отношение к интернет-коммуникациям, рассматривая их как один из элементов коммуникативной системы информационного общества.

Необходимо также отметить несколько работ таких отечественных исследователей, как М;С. Вершинин, В:И: Василенко, Л.А. Василенко, Ю.А. Нисневич, Б.В. Кристального, Ю.В: Травкина и других." К сожалению, указанные работы, носят учебный или публицистический характер. Таким образом, следует отметить, что по теме политических интернет-технологий существует определенный дефицит научной монографической литературы.

G другой стороны, по теме политических интернет-технологий и политических коммуникаций в отечественных научных журналах опубликовано довольно много работ таких авторов, как А.И: Соловьев, BlA. Лчкасова, С. Комаровскии, Мі Мараховская, М. Павлютенкова, Д.НІ Песков и мно гих других.29

Однако, при всем внимании, уделяемом в последнее время России политическим коммуникациям в глобальной сети Интернет, данная тема в силу

новизны и неоднозначности происходящих процессов продолжает оставаться недостаточно исследованной.

Предметом исследования является политическая коммуникация в российском сегменте глобальной сети Интернет. В качестве рабочей гипотезы исследования выдвигается предположение о том, что Интернет как средство политической коммуникации в современной России используется в ограниченном масштабе.

Основной целью диссертационного исследования является анализ места и роли глобальной сети Интернет как средства политической коммуникации в России. Для достижения основной цели следует решить следующие задачи:

- выявить основные методологические подходы в теории политической коммуникации, в которых рассматривается проблема влияния средств коммуникации на политическую сферу;

- исследовать современные концепции, формы и методы политической коммуникации в сети Интернет;

- проанализировать историю и специфику использования интернет- технологий в качестве средства политической коммуникации в России;

Теоретико-методологической основой исследования, несмотря на многообразие современных методологических подходов к изучению сущности политических процессов вообще и политической коммуникации в частности,34 стал функционализм как базовая теория, а также теории информационного общества и двухступенчатой (многоступенчатой) коммуникации как теории среднего уровня. Основными методами исследования являются общенаучные принципы системного, сравнительного и исторического анализа.

Эмпирической основой исследования послужили вторичные данные, к которым относятся результаты международных и российских исследований

Научная новизна диссертационной; работы определяется самой постановкой проблемы, а также полученными результатами. Элементы новизны заключаются в следующем:

1. Интернет рассматривался в качестве средства политической коммуникации; характеризующегося, в первую очередь, политико-информационной составляющей.

2. Разработаны теоретические основы исследования Интернета как средства политической коммуникации.

3. Предпринята попытка исследовать и оценить роль и значение Интернета в политическом процессе современной России.

4. Исследована проблема создания электронного правительства в современной России.

5. Введен в научный оборот значительный объем информации по теме исследования на иностранном языке.

Основные положения, выносимые на защиту. В результате проведенного исследования, были разработаны следующие положения, выносимые на защиту:

1. Одним из наиболее востребованных в российских условиях теоретических подходов исследования Интернета как средства политической коммуникации, является теория- двухступенчатой = (многоступенчатой) коммуникации.

3. В современной России Интернет используется в качестве вспомогательного средства политической коммуникации ввиду серьезных ограничений. С одной стороны, ограничения связаны с фундаментальными характеристиками российской интернет-аудитории. С другой стороны, одной из основных преград в широком распространении интернет-технологий в России является сложившийся стереотип Интернета, как легкодоступного средства размещения непроверенной информации или компрометирующих данных.

Теоретическая и практическая значимость исследования обусловлена тем, что автором проанализирован и систематизирован большой объем литературы

по заданной тематике, выявлена роль и место Интернета как средства политической коммуникации в современной России, а результаты работы могут быть использованы при разработке общих и специальных курсов лекций по политологии и политической коммуникации. Более того, сделанные в ходе исследования выводы могут использоваться в качестве рекомендаций для улучшения работы интернет-сайтов государственных органов и общественно-политических организаций России.

Структура и объем работы определяются характером и способом решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Теория политической коммуникации в контексте становления информационного общества

С начала XX столетия изучение средств массовой информации в современном обществе выделяется в отдельное поле исследований. Интерес к этой проблематике постепенно усиливается как в связи с добавлением новых каналов массовой коммуникации (радио и кино), так и в связи с выявившимся в ходе военных действий во время первой мировой войны значением пропаганды.44

Первой теорией, ставшей научной базой для исследований политической коммуникации, оказалась теория массового общества. Различные аспекты теории массового общества разрабатывали такие известные авторы, как X. Арендт, Э. Дюркгейм, Э. Канетти, Т. Лебон, К. Мангейм, С. Московичи, X. Ортега-и-Гассет, Д. Рисмен, Г. Спенсер, 3. Фрейд и многие другие авторы, считавшие, что в индустриальном обществе основной социальной единицей становятся массы. С точки зрения теории массового общества политическую коммуникацию исследовали такие теоретики, как F. Блумер, F. Лассуэлл, У. Липпман, Дж. Клаппер и др.

1. Она формируется из представителей самых разных социальных, культурных, расовых, профессиональных и т.п. групп населения.

2. Массы представляют собой анонимные группы или точнее состоят из анонимных индивидов.

3. Взаимодействие и обмен опытом между членами массы минимален, так как они физически разобщены между собой.

4. В массах отсутствует организационная структура, и в отличие от толпы они не могут действовать согласованно. 7

Поскольку масса не имеет социальной организации, системы лидерства, традиций, статусов и ролей, она не может считаться обществом. Но она не является и толпой, так как в отличие от нее масса не предрасположена к активным действиям в соответствие с указаниями вожака. Реакции массы менее агрессивны, но так же элементарны, как и реакции толпы. Именно поэтому продукция средств массовой информации и все, что связано с массовой культурой, производится в максимально простой и элементарной форме.

В период между двумя мировыми войнами классик американской политической науки Г. Лассуэлл опубликовал целый ряд работ, связанных с анализом общей модели политической коммуникации, роли пропаганды в политической жизни общества и другим вопросам массовой коммуникации.50 Он стал создателем общей модели процесса политической коммуникации, получившей название формулы Лассуэлла. Согласно этой формуле, «наиболее подходящий способ описания коммуникационного акта состоит в том, чтобы ответить на следующие вопросы: Кто сообщает? Что сообщает? По какому каналу?

Концепции, формы и методы политической коммуникации в сети Интернет

В; современных условиях, наряду с традиционными средствами политической коммуникации, все большее значение приобретают технологии, основанные на использовании возможностей, предоставленных международной глобальной сетью Интернет. У истоков создания и развития Интернета стояло американское; Агентство по работе с перспективными исследовательскими; проектами (Advanced Research Projects Agency - ARPA) при Министерстве обороны США. В?60-е годы после Карибского кризиса, когда Америка впервые столкнулась с угрозой ядерного удара; возникла идея t создания новой системы ; связи «главным образом для достижения двух целей:

1.. Создание распространенной коммуникационной сети для передачи данных, устойчивой; к разрушениям! отдельных, ее элементов в условиях ядерной войны.

2. Создание коммуникационной; сети взаимодействиям для ученых,

занятых в военных разработках для І увеличения скорости обмена информацией

Этот проект под; руководством APRA- получил название APRANET. К концу 1969 года; в первую сеть были; соединены компьютеры четырех, университетов; а в 1972 году она объединяла; уже 23 компьютера. В этом; же, 1972 году, была написана первая программа для обмена электронной почтой по сети.149 Кроме того, на середину семидесятых годов? пришлось, время- так называемой телекоммуникационной революции; основными чертами которой стали::

1) Появление новых систем; передачи информации; (оптические; кабели и? космические спутники связи);

2) Переход с аналогового сигнала на цифровой;

3) Появление новых устройств коммутации (электронные и оптоэлектронные переключатели);

4) Интеграция различных систем связи в единую сеть на цифровой основе.

Таким образом, радикальное улучшение пользовательского интерфейса и рост постиндустриальных секторов экономики привели к тому, что Интернет в 90-х годах стал массовым средством коммуникации. Не удивительно, что именно к этому периоду времени, как уже отмечалось в введении, относятся первые опыты использования Интернета в качестве средства политической коммуникации.

Развитие российских политических проектов в сети Интернет

Как уже было отмечено, именно на кризисный 1998 год пришелся всплеск политической активности в Сети, когда сайты появились сразу у нескольких известных политиков и крупных партий. Начался бурный рост сетевых изданий, либо специализирующихся на освещении политической жизни, либо отводящих под политику значительные объемы своих ресурсов. К этому же времени относятся и первые скандалы с выбросом компромата в Интернет. В; результате за год политическая тематика утвердилась в Сети настолько прочно, что популярные политические сайты сравнялись по посещаемости с традиционными лидерами - поисковыми серверами, каталогами и развлекательными ресурсами.

Popov S. I. Попов С. И. at Peoples

Using social media for political discourse is increasingly becoming common practice, especially around election time. Arguably, one of the most interesting aspects of this trend is the possibility of "pulsing" the public's opinion in near real-time and, thus, it has attracted the interest of many researchers as well as news organizations. Recently, it has been reported that predicting electoral outcomes from social media data is feasible, in fact it is quite simple to compute. Positive results have been reported in a few occasions, but without an analysis on what principle enables them. This, however, should be surprising given the significant differences in the demographics between likely voters and users of online social networks. This work aims to test the predictive power of social media metrics against several Senate races of the two recent US Congressional elections. We review the findings of other researchers and we try to duplicate their findings both in terms of data volume and sentiment analysis. Our research aim is to shed light on why predictions of electoral (or other social events) using social media might or might not be feasible. In this paper, we offer two conclusions and a proposal: First, we find that electoral predictions using the published research methods on Twitter data are not better than chance. Second, we reveal some major challenges that limit the predictability of election results through data from social media. We propose a set of standards that any theory aiming to predict elections (or other social events) using social media should follow.

Читайте также: