Интеллектуальные ресурсы проекта в доу

Обновлено: 08.07.2024

1. Задачи государственной региональной политики в сфере образования, сформулированные в основополагающих документах, на решение которых направлен проект заявителя.

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий, информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом.

В национальной образовательной инициативе “Наша новая школа” Президент Российской Федерации, акцентируя внимание на школьном образовании, предполагает создание условий для развития творческой личности, способной к инновационной и исследовательской деятельности, что позволит расширить возможности детей в развитии личностного потенциала, умений ориентироваться в информационном образовательном пространстве.

Данный Проект представляет собой новый взгляд на особенности организации работы по созданию единого образовательного информационного пространства на современном этапе развития дошкольного образования, что позволяет “…внедрение современных информационных технологий, доступность качественных государственных услуг в этой сфере, расширение возможностей широкополосного доступа – это главные показатели развития информационного общества сегодня в стране…”

Программа развития системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы: “Для реализации цели инновационной модели общего образования на основе национальной образовательной инициативы “Наша новая школа” будут решены четыре стратегические задачи: создание комфортных условий для обучения и воспитания; достижение нового образовательного результата; поддержка талантливых детей и молодежи; создание единого информационного пространства округа на основе ИКТ технологий…”

2. Инновационные механизмы в сфере дошкольного образования, которые будут разработаны на муниципальном уровне в результате реализации проекта:

– Внедрение новых интерактивных информационно-коммуникативных технологий, направленных на оптимизацию воспитательно – образовательного процесса в ДОУ.

3. Институциональный регулятор на муниципальном уровне, который будет получен по результатам реализации проекта:

Методические рекомендации и практические разработки по реализации инновационных направлений, представленных в проекте.

4. Проект направлен на разработку дополнительного (помимо уже указанного) инновационного контента: разработку модульных программ.

5. Анонсирование кейсов, которые войдут в годовой отчёт:

По итогам и результатам проведения мероприятий педагогической лаборатории предполагаем, сформировать следующие портфели: “Нормативные документы”, “Программно-методические материалы”, “Мониторинговые мероприятия”.

II. Содержание проекта

1. Наименование проекта – “Единая информационно-коммуникационная среда как средство оптимизации образовательного процесса в условиях развития ДОУ””.

2. Заинтересованные стороны, благополучатели:

  • дети, посещающие МКДОУ “Детский сад “Родничок”;
  • родители детей, посещающих МКДОУ “Детский сад “Родничок”;
  • педагогический коллектив и администрация образовательного учреждения.

3. Организации-партнеры с указанием их функций:

  • МУ “УДО”: общее руководство, консультационная площадка;
  • МКДОУ “Детский сад “Родничок”: педагогическая лаборатория;
  • СОШ № 6 и СОШ № 9: организации преемственности;
  • ГАОУ ДПО ЯНАО “РИРО”: организация курсовой подготовки по использованию информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ.

4. Краткое обоснование инновационности проекта

Информатизация образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют дети, педагоги, и администрация ДОУ. Это создание единого информационного образовательного пространства ДОУ, города, района, страны; использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ; разработка интегрированных занятий; и проектная деятельность; активное использование Интернет-ресурсов в образовании.

Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, Б. Хантер и др.).

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы. Современный дошкольник входит в компьюторный мир так же естественно, как учиться ходить, говорить, заниматься с игрушками, общаться с окружающими людьми. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ могут использоваться по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности. Главное преимущество прикладных программных средств: решая игровую задачу, ребенок является субъектом (его оценивает не воспитатель, а сказочный герой), а педагог становится равноправным партнером детей в игре.

Дополнительные возможности в работе с родителями дает наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет, где родители могут получить информацию о жизни ДОУ, группы, расписании непосредственно образовательной деятельности, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях. Сайт детского сада будет для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера.

Внедряемые мультимедийные средства и компьютерные игры позволят осуществлять подготовку к школе системно, что дает возможность выстраивать единую информационно-образовательную развивающую среду не только отдельного ДОУ, но и в тесной связи со школой и вузом, формировать единое информационно-образовательное пространство на уровне города.

5. Ожидаемые продукты:

  • Разработка дидактического и методического инструментария, для использования в работе с интеллектуально одаренными и творчески развитыми детьми в условиях ДОУ;
  • Новые виды детской деятельности: компьютерное конструирование, творческое экспериментирование, компьютерный дизайн, сотворчество, компьютерное музицирование и изобразительное искусство;
  • Модульная программа повышения квалификации педагогических кадров;
  • Структурно-функциональная модель методической службы МКДОУ “Детский сад “Родничок”, построенная на принципах инновационного развития;
  • Создание сайта МКДОУ “Детский сад “Родничок”;
  • Кейсы по направлениям деятельности педагогической лаборатории;
  • Организация единого информационно-компьютерного пространства по средствам сетевой системы ДОУ.

6. Ожидаемые результаты

  • Повышение ИКТ – компетенции участников образовательного процесса.
  • Повышение эффективности процесса управления ДОУ через формирование информационной инфраструктуры управления ДОУ.
  • Повышение эффективности качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ через:

– используемое программное обеспечение;
– индивидуализацию процесса обучения;
– повышение интереса к познавательной деятельности дошкольников с использованием информационных ресурсов (применение дидактического материала, разработок, компьютерных программ педагогами в процессе обучения)

7. Ожидаемые внешние эффекты

  • Повышение конкурентоспособности среди дошкольных учреждений города и района.
  • Трансляция педагогического опыта по данной теме в СМИ.
  • Повышение социального статуса воспитателей и специалистов ДОУ в городе.
  • Формирование содержательной единой информационной-коммуникативной среды при осуществлении преемственности между ДОУ и СОШ.

Повышение эффективности управления образовательным процессом ДОУ и обеспечение максимально благоприятных условий для раскрытия интеллектуально-творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством использования возможностей современных информационно-коммуникационных технологий.

  • Создать единое информационное пространство ДОУ.
  • Подготовить кадры к эффективному использованию в управленческом, воспитательно-образовательном процессе информационных и коммуникационных технологий.
  • Предоставить участникам образовательного процесса свободный доступ к компьютерной технике, к информационным ресурсам, программным средствам.
  • Интегрировать, внедрить информационные и коммуникационные технологии в процессы управления, воспитания и обучения.
  • Создать банк дидактических и методических материалов, разработок по использованию информационных и коммуникационных технологий в работе ДОУ.
  • Формировать интеллектуально-творческий потенциал у дошкольников, умения работать с информацией.

10. Срок, на который рассчитан проект – 5 лет: с 2012 по 2017 гг.

11. Алгоритм реализации проекта

  • анализ состояния проблемы, изучение теоретической базы и практического опыта;
  • выявление ресурсных и организационных условий по реализации проектной идеи;
  • разработка пакета нормативной, методической документации;
  • создание творческих групп;
  • разработка структуры внедрения использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ;
  • участие педагогов в обучающих семинарах, тренингах, курсах повышения квалификации.
  • план мероприятий по реализации проекта;
  • критериальные показатели и диагностический инструментарий для определения эффективности проекта;
  • создание материально-технической базы ДОУ;
  • апробирование и внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;
  • подготовка педкадров;
  • выстраивание сотрудничества с родителями и городскими социальными структурами, через ИКТ;
  • обновление и обогащение предметно-развивающей среды;
  • совершенствование модели взаимодействия детского сада и семьи в развитии детей.
  • структурно-функциональная модель методической службы;
  • годовые публичные доклады МК ДОУ;
  • представление результатов маркетинговых исследований, промежуточных и итоговых результатов по реализации проекта;
  • модульная программа повышения квалификации педагогических кадров;
  • выступления в СМИ;
  • анализ результатов,
  • корректировка содержания, подведение итогов;
  • обобщение и трансляция педагогического опыта.
  • Аналитические, информационно-методические материалы по результатам реализации проекта.

12. Ресурсное обеспечение

12.1. Кадровое обеспечение

ФИО специалиста Должность, образование Функционал в проекте
1. Ростовщикова Ю.А. Заведующий МКДОУ, высшее руководитель
2. Романюк Г.И. Зам. заведующего по УВР, высшее куратор, исполнитель
3. Нижельская А.И. Педагог-психолог, высшее исполнитель
4. Коткова Н.И. Старший воспитатель, высшее исполнитель

12.2. Нормативно-правовое обеспечение

Наименование нормативного правового акта (федерального, регионального, локального) Обоснование, почему именно этот акт будет являться нормативно-правовой рамкой проекта
1 Закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. №3266-1 “Об образовании”
2 Концепция проекта федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, от 1 июня 2009 № 20 “п.1. Основная идея, цели и предмет правового регулирования: динамичное развитие системы образования, способствующее увеличению разнообразия видов образовательных организаций и спектра образовательных услуг, развитию различных форм получения образования, интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности, апробация и использование новых образовательных технологий, педагогических методик”
3 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 “р.IV, п.22: В системе образования должны быть созданы условия для: – оказания постоянной научно-теоретической, методической и информационной поддержки педагогических работников, по вопросам реализации основной образовательной программы основного общего образования, использования инновационного опыта других образовательных учреждений, проведения комплексных мониторинговых исследований результатов образовательного процесса и эффективности инноваций”.
4 Основные направления

деятельности Правительства Российской Федерации

Меры, направленные на реализацию задач:

Основные направления реализации мероприятий:

– разработка и внедрение интерактивных, проектных, индивидуально-ориентированных дистантных форм повышения квалификации, создание условий для их функционирования;

12.3. Финансовое обеспечение

Источник финансирования Планируемые статьи расходов
1 Муниципальная долгосрочная целевая “Основные направления развития системы образования Надымского района на период 2011 – 2015 г”, от 31.12.2010 г. №662 По направлениям: “Повышение профессионализма и квалификации педагогических работников”; “Развитие процесса научно-методического сопровождения”.
2 Муниципальная целевая программа “Реализация приоритетного национального проекта “Образование” в муниципальном образовании Надымский район” на 2009-2012 годы, от 27.01.2009 г. №55 По направлению “Повышение профессионализма и квалификации педагогических работников”
3 Местный бюджет Материальное стимулирование педагогов.

13. Перспективы развития проекта. Создание на базе МКДОУ – стажёрской площадки.

14. Способы апробации и диссеминации результатов. Размещение продуктов реализации проекта на сайте; участие в региональных, федеральных педагогических мероприятиях и конкурсах педагогического мастерства, в том числе дистанционных онлайн-форумах; публикации методических статей на сайтах педагогических сообществ и в методических журналах.

15. Риски и пути преодоления

1. Недостаточное оснащение материально-технической базы информационными ресурсами Использование универсального мобильного оборудования (переносных интерактивных досок, ноутбуков интерактивных досок и столов, ноутбуков, проекторов.;)
2. Нехватка высококвалифицированных, заинтересованных, инициативных педагогов. Направление педагогов и специалистов на повышение квалификации. Моральное и материальное поощрение творчески работающих педагогов.
3.Отсутствие поддержки со стороны административных органов, заинтересованных организаций, общественных организаций. Высокий уровень управления ДОУ, показателей воспитательно-образовательного процесса. Открытость деятельности ДОУ.
4.Формальный подход к реализации проекта со стороны участников (членов рабочей группы и педагогов, др.). Обеспечение качественного контроля за ходом реализации проекта, уровнем ответственности координаторов и коммуникаторов проекта. Мотивация.

16. Механизм самооценки

  • анализ образовательного содержания в совместной деятельности ДОУ и других учреждений;
  • результативность проектной и инновационной деятельности педагогов с использованием ИКТ в воспитательно – образовательном процессе;
  • диагностика готовности дошкольников к обучению в школе, анализ развития компетентности детей и анализ уровня квалификации педагогов ДОУ;
  • анализ уровня участия родителей в жизни ДОУ.

Источники сбора информации: статистические данные, анкетирование, экспертиза.
Методы сбора информации
: маркетинговые исследования, статистический анализ, анкетирование, экспертный опрос. Периодичность: годовая

Данный проект эффективен для активизации деятельности дошкольников на осознанное знакомство, исследование и творчество в патриотическом воспитании граждан Российской Федерации, позволяет им быть социально более благополучными.


Информационная карта проекта

Новизна: Четкая интеграция образовательных областей в программе ФГОС, применение новых современных технологий: ИКТ, Интернет-ресурсы, исследовательская работа, различные техники и методики в художественном творчестве, речевом развитии, активное привлечение родителей – законных представителей к эффективной совместной деятельности.

Кадровое обеспечение: воспитатели, дети, музыкальный руководитель.

Партнеры: семьи ветеранов Великой Отечественной Войны, родители воспитанников, работники сельского дома культуры, библиотекари модельной публичной библиотеки села Паспаула.

Актуальность темы: Данный проект эффективен для активизации деятельности дошкольников на осознанное знакомство,исследование и творчество в патриотическом воспитании граждан Российской Федерации, позволяет им быть социально более благополучными.

Новые формы реализации:

Совместная деятельность с родителями: посещение семей ветеранов ВОВ, сбор информации, создание буклетов, макетов памятников для села, видеоинтервью.

Вид проекта: информационно-исследовательский.

Сроки реализации проекта: февраль – май 2015 года.

Цель проекта: создание педагогических условий для развития духовно-нравственного и интеллектуального потенциала у детей через художественно-эстетические средства и музыкальную культуру.

Задачи проекта:

  • познакомить с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины;
  • подвести к восприятию художественных произведений о войне;
  • расширять знания о военной технике, людях военной профессии, о памятных местах и ветеранах ВОВ села Паспаула;
  • организовать сотрудничество с родителями, оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств через художественно-эстетическое развитие и совместные исследования;
  • развивать связную речь, через пересказ текстов, разучивание стихотворений о войне.
  • расширить музыкальный кругозор детей: развивать интерес к песням, созданным в дни Великой Отечественной войны, познакомить с песнями о войне, созданными после Победы, показать взаимосвязь поэзии и музыки;
  • формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине на основе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историческими фактами военных лет
  • обогатить представления детей о мужестве, героизме, отваге народа, о значении победы нашего народа в ВОВ.
  • воспитывать бережное отношение к народной памяти, чувство благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны: воспитывать любовь к Родине, интерес к ее героической истории; формировать чувство гордости за воинов-защитников; воспитывать любовь и уважение к ветеранам войны, вызывать желание быть похожими на них.

Предполагаемые продукты проектной деятельности:

Организация деятельности над проектом

1. Деятельность педагогов.

2. Деятельность детей.

3. Деятельность родителей.

  1. Участие во всех мероприятиях, организуемых в группе.
  2. Рисование с детьми сюжетов на военную тему.
  3. Подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий, писем) о ветеранах ВОВ и Герое Советского Союза – Е.Ф.Трофимове, принимавших участие в исторических боевых действиях.
  4. Совместная творческая деятельность.

Предметно-пространственная среда:

Ожидаемые результаты:

  • Уровень формирования у детей воли, выносливости, смелости, познания традиций, погружения в патриотическую хронологию, поэтического мировосприятия и изучение трудовых и боевых подвигов.
  • Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах патриотического воспитания: знание истории страны, ответственность за культурное наследие, активная совместная деятельность с детьми – своеобразная дань памяти защитникам Отечества- отцам, дедам, прадедам, погибшим на войне.
  • Интеллектуальные(экспертные) – образовательная программа, диагностический инструментарий по патриотическому воспитанию.
  • Материально-технические – предметно-пространственная среда музеев детского сада, патриотического уголка в групповой комнате, ИКТ(презентации, видеосюжеты о войне),ТСО.
  • Финансовые – бюджет детского сада.

Аннотация проекта

Данный проект– сочетание глубинных социальных и современных технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне привития положительных качеств, патриотических чувств, углубление душевных откликов, обогащение поэзией, музыкой, живописью и сохранением надолго, возможно, на всю жизнь.

Обоснование проекта

Современное поколение все дальше и дальше уходит от темы Великой Отечественной Войны, и, к сожалению, не могут показать всю важность и значимость тех подвигов отцов, дедов, прадедов, из которых и по сей день вырастают патриоты Родины.

Основное содержание проекта

Основным механизмом для достижения цели проекта являются формы совместной деятельности.

Согласно ст.18 Закона об образовании, именно родители несут ответственность за воспитание и развитие своего ребёнка, а детский сад дополняет и поддерживает их воспитательную деятельность. И здесь важен не принцип параллельности, а принцип сотрудничества, гуманизма, интегративности и т.д.

Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование ИКТ, исследования, наглядно-практических,игровых методов и приемов, способов организации совместной деятельности детей и родителей. (приложения).

Перспективы развития проекта:

Список использованной литературы:

1. Антонов Ю.Е. Великой победе посвящается. М.,2010.

3. Картушина М.Ю. День Победы: Сценарии праздников для ДОУ и начальной школы. М.,2005.

4. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: Метод.пособие. М.,2007.

5. Образовательная программа ДОУ по ФГОС.

Автор: Градусова Ольга Анатольевна

Населенный пункт: Республика Мордовия, г. Саранск, пгт Луховка

Автор: Захарова Динара Мухаррямовна

Населенный пункт: Республика Мордовия, г. Саранск, пгт Луховка

«Наука — способ разгадки мировых тайн

Современная российская наука стремительно развивается. Только за последние несколько месяцев ученые запустили самый мощный в мире нейтронный реактор, провели десятки морских экспедиций и разработали несколько вакцин от коронавируса, эффективность которых признана за рубежом. Президент России В.В. Путин отметил ценность труда ученых и объявил 2021 год Годом науки и технологий.

Это хороший повод для привлечения внимания детей к научным открытиям и технологическим достижениям. Чем больше детей будут увлечены наукой, тем больший потенциал технологического развития будет у страны. Большая наука начинается с увлеченных детей, в наших силах сделать профессию исследователя привлекательной для них.

Астрономия, одна из удивительнейших науко-космических объектах и разнообразных небесных явлениях, изучающая Вселенную и мир, в котором мы живем. Формирование естественно-научной картины мира у детей старшего дошкольного возраста, показ ее эволюции способствуют развитию у детей наблюдательности, умения осмысливать результаты наблюдений, любознательности, коммуникабельности, ответственности.

Несмотря на кажущуюся сложность, астрономия может стать для детей самым настоящим увлечением на всю жизнь.

Основной идеей проекта является развитие у старших дошкольников естественнонаучного мышления, воображения и навыков общения, что позволит поднять на более высокий уровень развитие познавательно-исследовательской активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в начальной и основной школе.

Проведение Года науки и технологий в России даёт нам шанс воспитать новое поколение исследователей и учёных. И мы этот шанс не упустим!

Содержание проекта

Тип проекта: информационно – исследовательский, познавательный.

Вид проекта:

по продолжительности: долгосрочный;

по характеру контактов: групповой в рамках ДОУ.

Срок реализации: 2021-2022 гг.

Участники проекта: дети старшего дошкольного детства, воспитатели, методист, музыкальный руководитель, родители.

Возраст детей: 6-7 лет.

Обоснование выбора темы, актуальность

Актуальность проекта заключается в необходимости развития широкого кругозора дошкольника в естественнонаучном направлении.

Для глубокого и прочного усвоения основ астрономии необходимо терпеливо формировать важнейшие понятия, начиная уже с дошкольного возраста, когда у детей особенно выражен интерес к техническому и естественнонаучному творчеству.

Исходя из этого, мы выявили ряд проблем:

  • поверхностные знания детей, родителей о науке астрономии, космосе, первом человеке, полетевшем в космос;
  • недостаточность разработанности методики ознакомления дошкольников с астрономическими явлениями;
  • отсутствие методик и практик по применению мультимедийных технологий в учебном процессе ДОУ.

Использование мультимедийных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Постепенно, компьютерные технологии входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает у детей интерес к обучению, способствует активизации познавательной деятельности, улучшает усвоение материала.

Новизной проекта является ее ориентация на интеграцию естественнонаучного и гуманитарного образования. Использование средств мультимедийных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка дошкольного возраста достаточно простым и эффективным.

Новизна проекта заключается в использовании комбинаций инновационных педагогических методик и технологий, что способствует новым возможностям естественнонаучного и гуманитарного образования дошкольников, партнерскому взаимодействия ДОУ с семьёй через реализацию проекта.

Гипотеза:

Предположим, что астрономия – наука доступная только взрослым, тогда чем можно объяснить интерес дошкольников к неизведанному для них миру Вселенной? Мы считаем, что азы науки астрономии могут являться источником познания и умственного развития дошкольников.

Данная работа принесет видимые результаты при условии, что будет реализоваться в тесном взаимодействии семьи и ДОУ.

Цель проекта: формирование элементарных астрономических знаний и познавательных интересов к научным и энциклопедическим знаниям об основах астрономии в интеллектуальной и познавательно-практической деятельности у старших дошкольников посредством использования мультимедийных технологий.

Задачи для детей:

  • Формировать представления об астрономии как науке, изучающей Вселенную, о профессиях людей, связанных с созданием этой науки и с космосом;
  • Формировать представление о Солнце как самой близкой к нам звезде, его признаках (форма, размер, польза для всего живого);
  • Формировать представление о планетах Солнечной системы;
  • Формировать у ребят познавательный интерес к окружающему миру, умение делать умозаключения и выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности.
  • Закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин.
  • Познакомить детей с российскими учёными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики: Циолковским К.Э., Королёвым С.П.
  • Развить аналитические умения (умение наблюдать, анализировать сравнивать предметы и явления, обобщать, делать выводы).
  • Развить творческое воображение и мышление, зрительную память, эмоциональную сферу.
  • Развить речь детей (обогатить словарный запас, ввести в лексику специальную терминологию, формировать речевую культуру).
  • Развивать мелкую моторику (рисование, лепка, работа с конструктором)
  • Развивать интерес к научному познанию космического пространства.
  • Побуждать к творчеству, развивать фантазию, конструктивные способности.
  • Воспитать любознательность, трудолюбие, целеустремленность, самостоятельность, культуру межличностных отношений и другие ценностные качества личности.
  • Воспитывать гордость за свою страну и свой народ.
  • Воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с изучением звезд, солнечной системы, космоса.

Задачи для родителей:

  • Расширять педагогическую грамотность родителей по вопросам познавательного развития детей.
  • Привлечь родителей к активной позиции участника проекта.

Задачи для педагогов:

Методы решения задач проекта:

Методы обучения: наблюдение (с использованием мультимедийного оборудования), демонстрация наглядных пособий(предметов, репродукций), демонстрационные фильмы, рассказ педагога; рассказы детей; беседа; дидактическая игра; элементарные опыты, экспериментирование; моделирование (процесс создания моделей и их использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов (используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели).

Приемы обучения: вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности); указание (целостное и дробное); пояснение; объяснение; педагогическая оценка; беседа; внезапное появление объектов; выполнение игровых действий; загадывание и отгадывание загадок; введение элементов соревнования; создание игровой ситуации.

Методы организации учебного процесса.

Основными методами организации учебно-познавательной деятельности являются:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесные(устное изложение, беседа, рассказ, лекция);
  • наглядные (показ видео– и мультимедийных материалов), иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу;
  • практический (выполнение работ по схемам);
  • аудиовизуальные;

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую
  • репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
  • частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом);
  • проблемно-поисковый.

Наиболее оптимальными формами организации занятий могут быть следующие формы: игра (путешествие, имитация, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра), демонстрация, иллюстрация, беседа с игровыми элементами, виртуальная экскурсия.

Проект ориентирован на получение каждой категорией участников определенных результатов.

Ожидаемые результаты:

- Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.

- Возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о космосе, космических явлениях, поучаствовать в веселых конкурсах и соревнованиях, представить свои рисунки, поделки.

- Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком;

- Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей;

- Участие в праздновании российского праздника - День космонавтики и юбилейной даты.

- Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности

- Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий

- Распространение педагогического опыта в использовании электронных образовательных ресурсов.

Продукт проектной деятельности:

Этапы реализации проекта:

1 этап работы – подготовительный (информационно-накопительный)

Цель: заинтересовать детей, создать яркие положительные эмоции, мотивировать детскую деятельность.

2 этап работы– практический

Цель: стимулировать умственную активность детей, оказать помощь в решении индивидуальных задач развития, привлечь родителей к активной позиции участника.

•Проведение цикла тематических бесед, занятий.

•Просмотр и обсуждение обучающих и познавательных видеофильмов, мультфильмов для детей по теме проекта.

•Чтение методической и художественной литературы.

•Рассматривание иллюстраций, фотографий по теме проекта.

Работа с родителями по пополнению развивающей предметно-пространственной среды группы по теме проекта;

• Выявление уровня знаний о космосе у детей старшего дошкольного возраста (итоговая диагностика);

3 этап – Завершающий этап

Цель: обеспечить рефлексию, показать рост каждого ребенка, создать продукт проекта.

• Выставка продуктов детской деятельности;

  • Выявление уровня знаний о космосе у детей старшего дошкольного возраста (итоговая диагностика);

Перспективный план реализации проектной деятельности:

Сроки

Тема

Содержание совместной деятельности воспитателя с детьми

Ноябрь

Вселенная

Декабрь

Солнце

Цель: расширить и систематизировать знания о значении Солнца для жизни нашей планеты, показать зависимость всех живых организмов на Земле от солнечного тепла и энергии.

Цель: объяснить детям, почему бывает день и ночь.

Январь

Солнечная система

Февраль

Луна

Март

Планета Земля

Цель: объяснить детям соотношения размеров Солнца

Апрель

Космос

Космонавты

*При организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста с применением ИКТ очень важно учитывать существующие нормативные документы, регламентирующими правила работы дошкольников с компьютерной техникой и техническими устройствами.

Ключевые моменты, на которые следует обращать внимание при организации детей дошкольного возраста в помещениях, оснащённых техническими интерактивными устройствами, заключаются в следующем:

1.Просмотр телепередач и диафильмов: для детей 5-7 лет непрерывный просмотр не более 30 минут и не чаще 2 раза в день в первой или второй половине дня.

2 Использование проекционных экранов: для просмотра видеофильмов

допустимая продолжительность для детей 6-7 лет 7-10 минут.

3.Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут и не должна проводиться чаще двух раз в неделю.

Взаимодействие с родителями:

Ресурсное обеспечение проекта.

Нормативно-правовое:

Учебно-методическое:

- методический инструментарий (картотека дидактических и подвижных игр,

конспекты занятий, бесед);

- медиатека презентаций, познавательных фильмов, мультфильмов по теме

- подборка теоретических материалов по познавательно-исследовательской

деятельности в области космоса

- подборка художественной литературы;

- атрибуты для сюжетно-ролевых игр;

- иллюстративный материал, таблицы строения солнечной системы;

- глобус, карта звёздного неба.

Материально-техническое:

Интернет ресурсы:

Риски и способы их решения.

Перспективы дальнейшего развития проекта:

- распространение проекта посредством Интернет – ресурсов;

-дальнейшая совместная деятельность по вопросу изучения космоса и сотрудничество с семьями воспитанников и социумом в данном направлении;

- дальнейшее участие воспитанников МДОУ в конкурсах с проектами различной тематики, в том числе, связанной с космосом;

- размещение информации о реализации проекта в СМИ различного уровня, на сайте ДОУ и в сети Интернет.

Основные показатели достижений детей в рамках проекта:

Реализация проекта позволила сформировать у детей необходимые представления о науке астрономии, о космосе (представление о космическом пространстве, Солнечной системе и её планетах, освоении космоса людьми), развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей, созданию условий для развития познавательной речевой активности дошкольников, стремления к самостоятельному познанию. У всех детей обогатился словарь путем введения определенных слов в практику общения, появился интерес к поисковой деятельности в процессе проведения элементарных опытов.

По итогам анкетирования педагогов и родителей можно судить о повышении мотивации участников педагогического процесса к процессу развития у детей познавательной сферы.

Таким образом, по результатам проведенной работы можно отметить, что гипотеза подтвердилась.

Астрономия – это наука не только для взрослых! Детям старшего дошкольного возраста при создании определенных условий, при использовании различных форм, методов работы и заинтересованности всех участников педагогического процесса вполне доступно овладение элементарными знаниями об астрономии.

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

    • тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей подготовительной к школе группы и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (интеллектуальную, познавательную, художественную, коммуникативную);
    • возросла познавательная активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей;
    • удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта.

    Результаты реализации проекта для педагога: повысилась профессиональная компетентность: применяются разные формы и методы работы с детьми в решении вопросов воспитания; повысилось качество работы с детьми через различные виды продуктивной деятельности по развитию познавательно-исследовательских способностей.

    Результаты реализации проекта для детей: у детей сформировались элементарные представления по теме «Космос; дети заинтересовались темой космоса, повысилась их познавательная активность. Дети вместе с родителями находили информацию по теме, рассказывали и делились своими представлениями с другими детьми в детском саду, конструировали из строительного материала, конструктора, бумаги ракеты по своему представлению, проявляли творчество и детальность в работе.

    Результаты реализации проекта для родителей: родителями приобрели представления и практические навыки при взаимодействии с ребенком; установились партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

    Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о науке астрономии.

    В отличие от школьного образования, дошкольное рассматривается как система, в которой центральное место занимают не содержание и формы, а процесс взаимодействия педагога с ребенком и его семьей. Самым важным в нашей деятельности является укрепление и сохранение здоровья, коррекция недостатков психического и физического развития воспитанников, создание эмоционально-комфортных условий для развития и социализации каждого ребенка.

    К организации различных видов деятельности, в том числе образовательной, по реализации ООП дошкольного образования, к объединению детско-родительского и педагогического сообществ применяется системный подход. В нашем детском саду реализуются разнообразные формы включения и работы со всеми участниками образовательного процесса. Наиболее эффективной, на наш взгляд, является такая форма как проектная деятельность. Мы разрабатываем и реализуем как долгосрочные, так и краткосрочные проекты различного уровня : внутригрупповые и межгрупповые мини-проекты, общесадовские, проекты муниципального, регионального и федерального уровней. Разрабатываются они творческой группой, а в реализации принимают участие все участники образовательных отношений, в том числе и неорганизованные дети микрорайона, их родители, выпускники нашего детского сада. Современная ситуация требует от нас использования как традиционных, так и инновационных форм работы. Использование современных информационных технологий широко и разнообразно применяется в проектной деятельности.

    Целью многих проектов является объединение детско-родительского и педагогического сообществ, формирование здорового образа жизни у детей и их родителей, что соответствует стратегии развития государства в настоящее время.

    Наш детский сад посещают дети, как с нормой развития, так и дети с особыми образовательными потребностями. Это и дети с ограниченными возможностями здоровья, и дети с тяжелыми нарушениями (ДЦП, аттический спектр и др.). Все дети должны развиваться вместе и получать равные стартовые возможности, жить полноценной жизнью, что реализуется благодаря организации в ДОУ групп комбинированной направленности.

    Одной из основных задач в рамках проекта стало создание в учреждении, использующем в своей работе инклюзивные подходы в образовании, условий участия детей с ограниченными возможностями в общих мероприятиях, стимулирующих их к занятиям физической культурой и спортом, создание устойчивого интереса к систематическим занятиям и основ здорового образа жизни. Еще одной задачей является формирование позитивного общественного мнения в отношении развития адаптивного спорта.

    Данный проект муниципального уровня прошел успешно, был одобрен Департаментом образования г. Нижнего Новгорода, была отмечена положительная динамика в развитии воспитанников, получена высокая оценка со стороны Министерства социальной политики и Министерства образования Нижегородской области. Наивысшую оценку результатов работы в рамках проекта мы получили от родителей воспитанников, которые больше других были заинтересованы в положительных результатах и были первыми, кто их заметил.

    В рамках этой деятельности мы проводили мероприятия не только по истории Олимпийских игр, но и по истории паралимпийского спорта. Здесь очень помогли ИКТ, которые позволили продемонстрировать детям видеоролики с достижениями людей с ограниченными возможностями здоровья.

    Мы надеемся продолжение данного сотрудничества, разрабатываем собственные темы, расширяем тематику. Кроме того современные технологии позволяют знакомить детей не только с Нижегородскими музеями, но и с любыми другими, так как почти все музеи на современном этапе имеют виртуальные формы. Это в первую очередь важно для детей с ограниченными возможностями здоровья, так не во всех музеях есть возможность создания безбарьерной среды (в силу тех или иных обстоятельств). Виртуальные музеи позволяют приближать/удалять интересующие объекты, перемещаться в 3-D пространстве, уменьшать/увеличивать масштаб (вплоть до увеличения мазка на картине, трещинки на мебели т. д.). Немаловажен и тот факт, что интерфейс большинства из них доступен даже дошкольнику.

    При использовании таких форм очень важно подобрать объекты интересные как для мальчиков, так и для девочек, например путешествуя по виртуальному пространству Московского кремля мальчикам будут интересны кабинет президента и портреты военных чинов прошлых веков, а девочкам убранство залов, портреты Императриц и т. д. Но и тем, и другим будет интересно, например, посмотреть на вид московского кремля с высоты птичьего полета (что, кстати сказать, в реальности мало кому доступно).

    Мы используем в данном проекте и традиционные формы работы (беседы, ЧХЛ, продуктивная деятельность и т. д., но немаловажную роль в понимании детьми важных моментов истории играет аудио-визуальное воздействие средствами ИКТ (видеоролики, видеофрагменты).

    Для использования данной формы работы, чаще всего, необходимо подключение к сети Интернет, что в некоторых детских садах может являться препятствием, так как в современной экономической ситуации не все имеют в наличии локальную сеть или wi-fi. Эту проблему может решить использование usb-модема.

    Родители могут ознакомиться с планами проектов, ходом их реализации и посмотреть фото отчеты по итогам проектов на сайте учреждения. Так же могут оставлять отзывы и вопросы, делать запрос на консультации.

    Возможности использование ИКТ в образовательном процессе постепенно расширяются благодаря укреплению материальной базы учреждения, оснащение подготовительных групп стационарными экранами, появление интерактивной доски, электронного пианино, создание отдельного рабочего места с ПК для педагогов в методическом кабинете и др. Кроме того, педагоги постоянно повышают свои ИКТ-компетенции на курсах повышения квалификации НИРО, интернет-образовательных порталах, вебинарах и семинарах.

    Использование ИКТ в проектной деятельности позволяет вовлечь в образовательный процесс всех участников, сделать его более увлекательным, эффективным и продуктивным.

    Желаем вам успехов и творчества в работе!

    Использование информационно-коммуникативных технологий в проектной деятельности Так как наука и техника не стоят на месте, то использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе.

    Использование проектной деятельности в развитии детской одаренности Детская одаренность занимает одного из главных мест среди интересных явлений природы. Педагогов на протяжении многих лет волнуют проблемы.

    Использование проектной деятельности в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста

    Использование проектной деятельности в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста Социально-личностное развитие – процесс формирования у детей структурированных представлений о социальной деятельности, адекватных форм.

    Использование проектной деятельности в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста Социально-личностное развитие – процесс формирования у детей структурированных представлений о социальной деятельности, адекватных форм.

    Читайте также: