Инструменты и материалы художника план урока

Обновлено: 08.07.2024

Презентация на тему: " Художественные инструменты и материалы Художественный образ." — Транскрипт:

1 Художественные инструменты и материалы Художественный образ

3 Акварель Гуашь Темпера

4 Масляная живопись – живопись масляными красками Масляными красками пишут главным образом на холсте, а также картоне, дереве, металле, покрытых специальными грунтами Масляная живопись в большей степени, чем какая-либо другая техника живописи, позволяет достичь на плоскости зрительной иллюзии объёма и пространства,богатых цветовых эффектов и глубины тона и выразительности Чаще всего холст изготавливают из льяного полотна

5 Графика - (греч. graphike, от grapho пишу, черчу, рисую), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (гравюру, литографию и др.), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Карандаши Обычные карандаши называются графитными или чернографитными карандашами. Карандаши бывают твердые и мягкие. Степень мягкости обозначаются буквами М, B, твердости Т или H. Уголь Уголь дает художнику богатые технические возможности для создания очень выразительных работ. В отличие от других материалов он в наименьшей степени препятствует работе, позволяя свободно и раскованно наносить линии, которые, в свою очередь, передают настроение и переживания художника. Тушь Тушь бывает жидкая и сухая в палочках, так называемая китайская. Для работы с тушью используются инструменты: стальные и тростниковые авторучки, кисточки, технические перья.

9 Пастель Сангина Соус

10 Скульпту́ра (лат. sculptura, от sculpo вырезаю, высекаю) ваяние, пластика вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов, искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение человека, животных и иных предметов природы в осязательных, телесных их формах.. Скульптура делится на станковую, монументальную, монументально- декоративную, скульптуру малых форм Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. По своему содержанию, по трактовке образов и форм скульптура делится на монументальную (памятник, монумент, многофигурный рельеф), станковую (портрет, жанровые сцены, статуи), скульптуру малых форм (игрушки, медальное искусство, резьба по камню). Из пластичного природного материала -глины, имеющего разную окраску, скульпторы лепят скульптуры малых форм и делают эскизы (наброски) для больших скульптур.

14 Художественный образ - Под художественным образом понимается элемент или часть художественного целого, такой фрагмент, который обладает как бы самостоятельной жизнью и содержанием. Художественный образ выражает тему, замысел художника, скульптора. В этом ему помогают художественно-выразительные средства ( материалы и инструменты с помощью которых художник создает свои произведения)

Формирование у учащихся активной познавательной и творческой деятельности через знакомство с художественными материалами.

  1. Сформировать знания о живописных и графических художественных материалах ;
  2. Обучить приемам работы художественными материалами;
  1. Развить креативность учащихся;
  2. Развитие интереса и любви к изобразительному искусству;
  1. Воспитывать у детей интерес к процессу и результату работы (умение планировать работу и доводить начатое дело до конца);
  2. Воспитывать трудолюбие;
  3. Воспитывать аккуратность при работе с художественным материалом и в организации рабочего места;

Методы обучения используемые на занятии:

  • по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:
  • рассказ;
  • демонстрация;
  • по источнику получения знаний:
  • словесные;
  • наглядные:
  • демонстрация презентаций, моделей;
  • использование технических средств;
  • практические:
  • практическое задание;
  • по степени активности познавательной деятельности учащихся:
  • объяснительный;
  • иллюстративный;
  • проблемный;

Для учащихся : листы бумаги А4.

Для педагога: компьютер, проектор, листы бумаги А4, различные графические и живописные материалы .

  1. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

(Слайд 1) Посмотрите на доску и скажите, о чём мы сегодня будем говорить? Какие материалы относятся к художественным?

(Слайд 2) Все материалы делятся на графические и живописные . Рассмотрим графические материалы.

Графические – это карандаши, разнообразные мелки, палочки обожжённого древесного угля, фломастеры, различные ручки, а также тушь и перо, вместо которого иногда применяют заострённую палочку или кисть.

(Слайд 3) Графитный карандаш . Он имеет сероватый тон, с легким блеском, без интенсивной черноты. Проведенные карандашом штрихи плотно ложатся на бумагу и не требуют закрепления. В настоящее время карандаши различают по твердости (и мягкости), обозначаемой буквами Т, МТ, М (зарубежные марки – Н, НВ, В) с цифрой – показателем перед буквой, указывающей на большую твердость или мягкость карандаша. Обычно работу начинают карандашом средней мягкости – ТМ или М – и затем переходят к более мягким номерам – 2М и 3М.

Выбор определенной мягкости или твердости карандаша зависит от задачи, стоящей перед рисующим. Например, очень мягкими карандашами типа 5М и более, удобнее выполнять быстрые наброски.

(Слайд 5) Перед началом любой работы карандаш следует хорошо заточить. Точим карандаши не точилкой, а канцелярским ножом. Заточка тоже бывает разной – острой, тупой, плоской (лопаточкой), в зависимости от того, какую по характеру необходимо провести линию.

(Слайд 6) Во время рисования карандаш держат на значительном расстоянии от заточенного кончика грифеля двумя пальцами – большим и указательным, опираясь при этом на лист бумаги мизинцем. Когда требуется более детальная проработка рисунка, карандаш держат тремя пальцами. Необходимо помнить, что на начальном и конечном этапах работы не следует держать карандаш тремя пальцами, так как при таком варианте, ребро ладони опирается на лист и пачкает рисунок. Лучше держать карандаш двумя пальцами и опираться на лист бумаги мизинцем, тем более, что при таком варианте удобнее проводить длинные, легкие линии и штрихи. Карандаш довольно легко стирается резинкой.

(Слайд 7) Давайте посмотрим, как правильно сидеть за мольбертом.

(Слайд 8) Уголь рисовальный приготавливается из высушенных, очищенных от коры древесных прутиков ивы или березы путем обжига без доступа кислорода. Уголь для рисования обладает теплым черным цветом, легко ложится на поверхность бумаги. Его можно растушевывать, получая при этом оттенки от черного до светло-серого цвета.

(Слайд 9) Бывает также прессованный уголь, который прессуется из угольного порошка. Он дает более черный цвет, нежели рисовальный.

Уголь обладает большими изобразительными возможностями. При его помощи можно использовать и линию, и пятно, закрывая большие поверхности бумаги, работая то острым кончиком угля, то его широкой боковой поверхностью, держа кусочек палочки плашмя. Также углем работают в штриховой технике, как карандашом. Очень выразительны графические работы выполненные углем на тонированной бумаге. Бумагу выбирают шероховатую, так как на гладкую поверхность уголь плохо ложится и осыпается.

(Слайд 12) Соус представляет собой жирные черные палочки цилиндрической формы. Он дает приятный бархатистый тон. Соусом можно работать сухим и мокрым способом. В первом случае можно работать линией, штрихами и пятнами с применением растирки. Во втором случае его необходимо растереть и развести вожжой до желаемой консистенции. Работа мокрым соусом позволяет выполнять переход от линии к тону и наоборот, что очень важно для выявления общих отношений и характерных деталей. Отличительная особенность соуса заключается в том, что после его нанесения кистью на бумагу и, дав ему высохнуть, изображение можно моделировать резинкой, стирая соус в нужных местах до белой бумаги.

(Слайд 14 ) Сангина , так же как и уголь широко применяется в графических портретах. Изготавливается сангина в виде коричневых или рыже-красных палочек и дает теплый красноватый или темно-коричневый цвет. Сангина имеет большую мягкость и хорошо размазывается по бумаге. В работе с данным материалом применяются те же приемы, что и с углем. При растирании сангина несколько меняет цвет, тон и фактуру. Мякишем белого хлеба, размятого в руке, можно протирать светлые участки. Рисунки, выполненные сангиной, обычно имеют очень живую, теплую фактуру.

Приведенные примеры показывают, какими большими выразительными возможностями обладает сангина, красивый живописный материал с богатством теплых оттенков, с глубоким бархатистым тоном.

(Слайд 17) Тушь. Рисунок тушью обладает большими художественно-выразительными возможностями. В настоящее время тушь изготавливают разных цветов. Для рисунка тушью применяют кисть и перо. Кисти выбирают мягкие, обычно колонковые. Работы, выполненные при помощи туши и кисти, приближаются к акварели. Используя кисть и разбавив тушь водой, можно добиться, как и в акварели, разнообразных тональных переходов. Таким образом, на первое место выступает не контур, определяющий границы форм, а тональность, создаваемая сочетанием темных и светлых пятен. Тушь является несмываемым материалом поэтому, требует большой аккуратности в работе. Перовой рисунок дает возможность выполнения разнообразных по толщине штрихов и линий, которые позволяют передать большую форму или прорисовать мельчайшие детали.

(Слайд 19) Фломастер (англ.flowmaster) –инструмент для письма и рисования при помощи краски, стекающей из резервуара. Фломастер в 1960-е годы произвёл революцию в мире пишущих средств. А теперь прочно вошёл в быт и технику рисования. Он легко скользит по бумаге и оставляет за собой красивую плавную линию, которую нельзя стереть, поэтому работать им надо твёрдой и уверенной рукой. Фломастеры бывают толстые и тонкие, различных цветов. Это расширяет их художественные возможности. Ими можно работать ,используя штрих, линию или декоративные пятна. Хороши фломастеры для набросков с натуры, зарисовок пейзажей, декоративно-оформительской работы. Дети любят рисовать фломастерами.

(Слайд 21) Акварель (фр. Aquarelle,от лат. Aqua-вода) приготовляют на основе растительного клея, добываемого из коры вишнёвых и др. деревьев. Обязательный признак акварели - её прозрачность. Вода, которой растворяется краска, способствует тонкому распределению её на поверхности бумаги. Акварелью можно рисовать по влажной бумаге. Ею можно покрывать просохшую поверхность, на которой уже имеется слой краски.

(Слайд 22) Гуашь – краска не прозрачная, плотная высыхая, она приобретает матовую бархатистость. Гуашью можно работать не только на бумаге, но и на грунтованном холсте, на ткани, картоне, фанере. Её преимущества: легко отмывается или отстирывается, быстро высыхает на любом материале, поверх просохшей гуаши можно рисовать другим цветом.

(Слайд 23) Масляные краски разводят не водой, а специальной жидкостью (лаки, растворители). Они густые и непрозрачные. Такими красками работают в основном профессиональные художники.

Подобрать работы, выполненные при помощи различных художественных материалов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок 3. Инструменты и материалы художника

Цель урока: формирование у учащихся общего представления о специ­фике работы мастеров искусств.

Задачи урока:

• актуализировать представления об инструментах и материалах живописца, скульптора, композитора, фотографа и др.;

• показать особенности инструментов и материалов художника в разных видах искусства;

• сравнить инструменты и материалы в традиционных видах искус­ства с инструментами и материалами современного художника (на примере работы фотографа);

• формировать умение дифференцировать виды искусства в соот­ветствии с инструментарием;

• развивать уважительное отношение к процессу создания художе­ственного произведения;

• воспитывать интерес к художественно-творческой деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок с использованием игровых технологий.

Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие, рабочая тетрадь, художественно-иллюстративный материал, техническое обору­дование.

• Организационный момент

Учитель: Сегодня у нас не совсем обычный урок. Вы не просто по­знакомитесь с материалами и инструментами живописца, скульптора, композитора и фотографа, но и выступите в их роли. Каждый из вас станет важной частью творческого процесса, мы сможем понаблюдать, что же происходит в мастерской живописца, скульптора, студии ком­позитора, фотографа.

Класс делится на четыре равные по количеству участников группы (по 6-7 человек):

Учащиеся рассаживаются по группам. Каждая группа получает кар­точку со своим названием.

• Изучение нового материала

Первый этап игры — подготовительный.

Раздаточный материал включает:

1) фотографию современной мастерской художника (скульптора, студии композитора (фотографа);

2) бейджи с названиями ролей:

• фотографии с описанием инструментов и материалов живописца (скульптора, композитора, фотографа). Описание одновременно явля­ется и пояснением, что это и для чего используется, и словами ролей учащихся в сценке..

Палитра — дощечка, на которой художник смешивает краски во время работы.

Учитель'. Ребята, чтобы лучше подготовить инсценировки, давайте ненадолго заглянем в мастерскую художника-живописца Николая Бурейченко, скульптора Николая Силиса, в студии композитора Васи - ii ш Богатырева и фотографа Ирины Туменок. Посмотрите вниматель­но видеофрагменты, обратите внимание на материалы, инструменты, обстановку.

/(ля инсценировок можно использовать кусок однотонной ткани (для драпировки фона, например части доски), статуэтки или гипсо­вую голову, картину (желательно без рамы), мольберт, палитру, краски, кисти, пластилин, стеки, фотоаппарат, детские музыкальные инструменты (ксилофон, бубен, ложки и др.), нотную тетрадь. Учитель может подготовить эти атрибуты сам или попросить учащихся принести их (по возможности). Если кто-либо из учащихся учится играть на музыкальном инструменте (гитаре, флейте, скрипке и др.), можно

• Физкультминутка

Второй этап игры — основной.

Учащиеся знакомятся с материалами для выполнения задания, об­суждают и готовят инсценировку по общему плану:

4) представление мастера искусств (я — живописец);

5) представление основного вида деятельности мастера (я пишу картины);

6) представление инструментов и материалов мастера (я — пали­тра, я — кисть и т. д.);

7) для чего нужны эти инструменты и материалы мастеру;

8) вывод (все вместе мы создаем. ).

Время на подготовку — 5-7 мин. Можно использовать слова из раз­даточного материала или на их основе придумать свои реплики для каждой роли. Сюжет сценки группы придумывают сами.

Учитель оказывает консультативную помощь.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что они должны быть внимательны к работе других групп и постараться как можно лучше запомнить материалы и инструменты, которыми пользуются мастера разных видов искусства. При этом важно оценить инсценировки каж­дой группы.

Учащиеся обсуждают свои и чужие инсценировки.

Учитель отмечает удачные моменты в каждой инсценировке.

Третий этап игры — заключительный.

Учитель предлагает всем группам учащихся объединиться и, ис­пользуя имеющиеся материалы и полученные знания, вместе выпол­нить задания 6 и 3 на с. 16 и 19 рабочей тетради.

По окончании работы учитель рекомендует учащимся самостоя­тельно заполнить таблицу по освоенному на уроке материалу. Данная таблица является содержательным продолжением работы, начатой на прошлом уроке.

Учитель записывает названия колонок таблицы на доске.

Учащиеся выполняют задания в рабочей тетради и заполняют та­блицу по мере своих возможностей и знаний.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пәнге тән лексика мен терминология:Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел изобразительного искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Орна́мент (лат. ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее).

Привитие ценностей

• Труд и творчество

• Патриотизм своей родины

Межпредметные связи

История Казахстана, ИЗО, технология

Навыки использования ИК ИКТ

Для поиска информации учащиеся могут использовать ИКТ

Предварительные знания

Выполняют упражнения по ручной обработке древесины пиление, строгание.

Активизировать уже имеющиеся знания через выполнение практических заданий.

Приветствие учителя и учащихся.

Организация рабочего места.

Проверка рабочей одежды и готовности к занятию.

Приветствие учителя. Подготовка рабочего места к уроку.

ЭТАП ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Раскажите о стилях орнаментов на предметах быта?

Раскажите какие предметы казахского быта вам знакомы?

Ответы на вопросы

Формулирование целей урока совместно с учащимися.

Записать тему урока в тетрадь

Практическая работа учащихся

Изложение нового программного материала.

Сегодня мы с вами познакомимся с материалами и ручными инструментами для обработки древесины.

Ребята, прежде чем начинать изготавливать изделие из древесины, следует подобрать и осмотреть заготовку, убедиться, что она не имеет каких-либо нежелательных пороков.

Пороками древесины называют отклонения от ее нормального строения, внешнего вида и формы, а также повреждения. Пороки снижают качество древесины и возможность ее применения. Они образуются в расту­щем дереве в основном из-за неблагоприятных клима­тических условий и естественного старения.

К основным порокам древесины относят сучки, косослой, двойную сердцевину, ложное ядро, трещины, смоляные кармашки, засмолок, рак, гниль, червоточину.

Сучки имеют все деревья. Это наиболее распростра­ненный порок (рис.1 а). Сучки — это основания ветвей, выросшие из древесины ствола. Они всегда темнее и прочнее древесины ствола, имеют вокруг себя кривые волокна. Отмершие сучки могут выпадать из древесины, быть гнилыми.


Рис. 1. Пороки древесины по расположению волокон: а — сучки; б — косослой; в — свилеватость; г — двойная сердцевина

Косослой (рис1 б) представляет собой винтообраз­ное расположение волокон. При высушивании косослойной древесины происходит ее коробление (искрив­ление). Резать косослойную древесину трудно, так как она скалывается в сторону направления волокон.

Свилеватость (рис. 1, в) — это волнистое располо­жение волокон, наблюдаемое в основном в комлевой части дерева, особенно у березы, а также на наростах. Свилеватость придает красоту древесине, но затрудняет ее обработку.

Двойная сердцевина (рис. 1 г) выявляется на попе­речном разрезе ствола в виде его раздвоения. Годичные кольца в этом месте имеют овальную форму. Между двумя сердцевинами древесина рыхлая, часто с вросшей корой.

Ложное ядро (рис. 2) — темная окраска внутренней части ствола в безъядровых породах: березе, клене, ольхе и др. На поперечном разрезе ствола оно имеет форму круга или звезды.


Рнс.2. Ложное ядро Рис. 3. а — трещины: б — смоляные

Трещины (рис.3 а) образуются при разрыве древе­сины вдоль волокон от морозов, жары, при сушке.

Вопрос к классу :

Ребята назовите, какие виды древесины вам знакомы?

Какие деревья относятся к хвойным?

Какие относятся к лиственным?

Ребята к ручным инструментам обработки древесины относятся следующие инструменты: ножовка, рубанок.

Вопрос к классу:

Как вы думаете, кто изобрёл эти инструменты?

Любой плотник или столяр в Китае знает ответ на этот вопрос и выдаст вам его без малейшего сомнения: пилу и рубанок изобрел плотник Лу Бань, покровитель строителей и великий мастер древнего Китая.

Читайте также: