Институциональный анализ коррупции кратко

Обновлено: 19.05.2024

С древнейших времен власть и коррупция были неразделимы. На протяжении всей истории параллельно эволюции государства происходила эволюция коррупции. Если на заре становления государственности плата жрецу, вождю или военачальнику за личное обращение к их помощи рассматривалась как универсальная норма, то впоследствии, при усложнении государственного аппарата, профессиональные чиновники стали официально получать только фиксированный доход — что означало переход взяток в область теневой экономики.

Мир менялся, менялись и масштабы коррупции. Глобализация и становление мирового хозяйства позволили коррупции выйти на международный уровень и стать одним из наиболее массовых и опасных явлений современности[2]. В наше время коррупция является одной из серьезнейших проблем во всем мире: по словам Даниэля Кауфманна, директора Глобальных программ в Институте Всемирного банка, в 2007 году объемы взяток составили более триллиона долларов[3] — более 2% от мирового ВВП[4]. О том, что же представляет из себя коррупция, каковы ее причины и влияние на государство, общество и экономику, и возможно ли успешно с ней бороться в XXI веке — обо всем этом пойдет речь в данной работе.

1. Понятие коррупции

Первый критерий — вид деятельности коррупционера (схема 1 — кто).

Схема 1. Типология коррупционных отношений по виду деятельности коррупционера


Второй критерий — формы коррупционных отношений (как и зачем):

Третий критерий — насколько часто возникают коррупционные явления (схема 2 — как часто)

Схема 2. Типология коррупционных отношений по степени распространенности


Поняв сущность коррупционных отношений, вкратце обозначим подходы к интерпретации этих явлений (таблица 1). Эти концепции, впрочем, являются скорее не альтернативными, а взаимодополняющими.

Таблица 1. Различные подходы к интерпретации понятия коррупции

Рациональный подход (экономика преступности)

Индивид взвешивает все издержки и блага своих преступных действий и рационально реша­ет идти на преступление, если ожидаемая полезность подобных действий выше, чем если бы он остался честным и потратил свое время и ресурсы иным образом.

Теория рентоориентированного поведения

Экономическая рента — плата за ресурсы сверх максимальной величины альтернативных издержек при немонопольном использовании этих ресурсов. Рентоориентированное поведение — усилия, направленные на осуществление государственного вмешательства в рыночное распределение ресурсов с целью присвоения искусственно создаваемых таким образом доходов в виде ренты. Под коррупцией понимается форма нелегального рентоориентированного поведения

Институциональный подход

Коррупция — контрактное взаимодей­ствие между экономическими агентами с целью злоупотребления пози­цией ради частных выгод.

Модель «принципал-агент

Коррупция существует благодаря ассиметричности информации и вы­соким издержкам мониторинга за деятельностью агента-чиновника

Теория оппортунистического поведения

Коррупция — частный случай оппортунистического поведения

Классический либерализм

Источник: Бондаренко И. А., Коррупция: экономический анализ на региональном уровне.

Санкт-Петербург, “Петрополис”, 2001 г, с.23-45

Итак, мы убедились, что коррупция — это действительно сложное политическое, экономическое, социальное и этическое явление. Разобравшись с тем, что такое коррупция, можно исследовать причины ее возникновения — чему и посвящен следующий раздел.

2.Причины возникновения коррупции

Автор позволит себе не согласиться с мнением главы государства. Неуважение к закону — лишь один из факторов, определяющих развитие в стране коррупции. Причин же тому множество — и мы попробуем рассмотреть как основные, так и второстепенные. Итак, в чем же корни коррупции?

К = М + П — О,

где К — коррупция, М — власть монополий, П — произвольность решений, О — ответственность.

Иными словами, коррупция определяется степенью монопольной

власти и права принимать произвольные решения, которыми наделены государственные чиновники, а также мерой их ответственности за свои действия.

Другая, не менее интересная модель коррупции [9]выглядит так:


где I — страна, t — год.

По схожей формуле вычисляются такие индексы, как CPI (Corruption Perception Index) в Transparency International или WGI (Worldwide Governance Indicators) в World Bank.

1) Во-первых, чем выше уровень экономического благополучия (ВВП на душу населения), тем меньше склонность чиновников прибегать к незаконным методам получения прибыли, тем строже антикоррупционные меры и тем сильнее гражданское общество.

2) Во-вторых, чем больше развита демократия, тем больше у чиновника риск потерять свое место и тем больше возможностей у органов по борьбе с коррупцией.

3) В-третьих, развитость судебной системы также препятствует экспансии коррупционных процессов.

4) В-четвертых, чем больше и сложнее бюрократический аппарат, тем больше возможностей открывается для коррупции. Важную роль играет централизация государства: в большинстве жестко централизованных империй коррупция достигала немыслимых масштабов, как в Римской и Византийской империях. С другой стороны, не все эксперты склонны считать децентрализацию залогом низкого уровня коррупции.

Абстрагируясь от приведенной выше модели, можно условно поделить все причины коррупции на шесть больших групп (таблица 2):

Таблица 2. Факторы коррупции

Группа факторов

Фундаментальные

Несовершенство экономических институтов и экономической политики; несо­вершенство системы принятия политических решений, неразвитость конкуренции, чрезмерное государственное вмешательство в экономику, монополизация отдельных секторов экономики, контроль государства над ресурсной базой, низкий уровень развития гражданского общества, неэффективность судебной системы,

Слабость закона, отсутствие ясной законодательной базы и слишком час­тое изменение экономического законодательства, несоблюдение норм международного права, неадекватные меры наказания за коррупционные сделки, возможность влияния на судебные решения, наличие норм, позволяющих субъективную трактовку нормативных актов

Организационно-экономические

Слабость системы контроля над распределением государственными (в особенности — природными) ресурсами, трудности управления большой территорией, громоздкий и неэффективный бюрократический аппарат, относительно низкая оплата труда слу­жащих, дискриминация в доступе к инфраструктурным сетям, жесткий торговый протекционизм (тарифные и нетарифные барьеры), прочие формы дискриминации

Информационные

Непрозрачность государственного механизма, информационная асимметрия, отсутствие реальной свободы слова и печати, наличие оффшорных зон, отсутствие исследований проблемы коррупции

Культурно-исторические

Сложившаяся система норм бюрократического поведения; массовая культура, формирующая снисходительное отношение к коррупции; особенности исторического развития; придание малого значения понятиям честности и чести

Негативные эффекты, которые оказывает коррупция на различные сферы жизни общества, сгруппированы в таблице 3.

Таблица 3. Последствия коррупции

Политическая сфера

Экономическая сфера

Социальная сфера

Невозможность осуществления демократических принципов

Неэффективное распределение и расходование государственных средств и ресурсов

Рост социального неравенства, бедность

Смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению властвования олигархических группировок

Высокие временные и материальные издержки при ведении бизнеса;

Рост финансовых и коммерческих рисков

Нарушение принципа верховенства закона

Поиск ренты в ущерб материальному производству

Усиление организованной преступности

Неэффективность политических и судебных институтов

Искажение (повышение) цен

Уменьшение доверия к власти, отчуждение ее от общества

Снижение конкуренции в ущерб экономическому развитию

Становление мафиозных группировок

Падение престижа страны

Рост теневой экономики, налоговые потери

Дискредитация права в глазах общественности

Исчезновение реальной политической конкуренции

Ухудшение инвестиционного климата, снижение инвестиций

Морально-нравственные нормы теряют значение

Снижение эффективности экономики страны в целом

Рост социальной напряженности

Источники: см. список литературы

Проиллюстрируем эти утверждения примерами[13]. Допустим, иностранная корпорация планирует осуществлять энергетические проекты в нестабильной стране, где отсутствуют базовая инфраструктура и верховенство закона. Капиталовложения этой фирмы, связанные с добычей и транспортировкой энергоносителей, в такой стране легко могут стать объектом экспроприации, причем не только со стороны центрального правительства, но и со стороны местных властей или квазигосударственных группировок, способных наносить ущерб или тормозить деятельность компании. Таким образом, все перечисленные субъекты могут предъявить такой фирме требования коррупционного характера. В Анголе, к примеру, Exxon пришлось удовлетворить требования подобных группировок о предоставлении базовых инфраструктурных услуг, которые не могло или не хотело оказывать государство. Уступку такому давлению можно считать если не противозаконным, то, несомненно, коррупционным актом в широком смысле этого слова. Тем не менее, подобные действия, очевидно, были выгодны Exxon и одновременно оказали позитивное влияние на ангольскую экономику.

Тем не менее, стоит отметить, что негативные последствия коррупции гораздо серьезнее и масштабнее положительных: по мнению Д. Хьюстона, в государствах с наиболее стабильной ситуацией негативные последствия коррупции превышают позитивные в 50–100 раз. Возникает закономерный вопрос — как же в таком случае бороться с этим явлением?

4. Методы борьбы с коррупцией

Если мы ликвидируем государство,
мы ликвидируем коррупцию.

Гэри Стэнли Беккер, экономист,
лауреат Нобелевской премии
по экономике 1992 года

I. Сингапурская стратегия. Получив независимость в 1965 г., Сингапур оказался страной с одним из высочайших уровней коррупции во всем мире. Для борьбы с коррупцией были предприняты следующие шаги:

  • Строгая регламентация действий чиновников, упрощение бюрократических процедур, жесточайший надзор над соблюдением высоких этических стандартов
  • Создано автономное (!) Бюро по расследованию случаев коррупции (CPIB). Его основные функции:
    i. получать и расследовать жалобы, содержащие обвинения в коррупции в общественных и частных сферах;
    ii. расследовать случаи халатности и небрежности, допущенные государственными служащими;
    iii. проверять деятельность и операции, проводимые государственными служащими с целью минимизировать возможность совершения коррумпированных действий.
  • Ужесточено законодательство, повышена независимость судебной системы (с высокой зарплатой и привилегированным статусом судей), введены экономические санкции за дачу взятки или отказ от участия в антикоррупционных расследованиях, а также предприняты жёсткие акции вплоть до поголовного увольнения сотрудников таможни и других госслужб.
  • Дерегулирование экономики
  • Повышение зарплат чиновников и подготовка квалифицированных административных кадров.

Примечательно, что коррупционеры, помимо исполнения обычного судебного приговора, обязаны возместить стоимость полученной взятки. Для тех, кто не в состоянии произвести полное возмещение, выносится более строгий судебный приговор. Если же обвиняемый в коррупционных отношениях уже умер, конфискуется его имущество.

Благодаря этой стратегии Сингапур стал одним из наименее коррумпированных государств мира — 4е место в Corruption Perception Index 2008, недавно опубликованным Transparency International.

Однако что же было движущей силой, обеспечившей столь высокую эффективность антикоррупционных реформ? Ответ прост: политическая воля[14].

II. В шведской стратегии акцент был перенесен на систему стимулов, побуждающих население к противодействию коррупции. Ее отличительные черты:

  • Основные инструменты — налоги, льготы и субсидии
  • Свободный доступ к внутренним государственным документам
  • Независимая и эффективная система правосудия
  • Установление высоких этических стандартов для государственных чиновников
  • Высокие зарплаты госслужащим

Спустя всего несколько лет после начала антикоррупционной кампании честность стала социальной нормой среди чиновников. Что же касается высоких зарплат, то поначалу они превышали зарплату рабочих в 12—15[15] раз, однако со временем эта разница снизилась до 2-3 раз.

На сегодняшний день Швеции присвоен первый ранг в Corruption Perception Index. Секрет стратегии кроется в выполнении следующих задач: повышение экономического благосостояния, достижение социального равенства, борьба с бедностью и, что также немаловажно — восприятие честности как нормы поведения чиновника.

Список использованной литературы

2. Carlos Leite, Jens Weidmann, “Does Mother Nature Corrupt? Natural Resources, Corruption, and Economic Growth”, IMF working paper, 1999

3. Douglas A. Houston, “Can corruption ever improve an economy?”, The Cato Journal, 2007

4. Global Corruption Report 2008, Cambridge University Press

5. Ian Senior, “Corruption—the World’s Big C: Cases, Causes, Consequences, Cures”, Institute of Economic Affairs, 2006

6. Lindbeck A. Swedish lessons for post-socialist countries. — Institute for International Economic Studies, Seminar Paper No. 645, Stockholm, 1998, p.4

7. Pranab Bardhan, “Corruption and Development: A Review of Issues”,Journal of Economic Literature Vol. XXXV (September 1997), pp. 1320–1346

8. Rajeev K. Goel and Michael A. Nelson, “Causes of corruption: History, geography and government”, BOFIT Discussion Papers, Helsinki, 2008

9. Shang-Jin Wei, “Corruption in Economic Development:Beneficial Grease, Minor Annoyance, or Major Obstacle?”, Harvard University and National Bureau of Economic Research

10. U Myint, “Corruption: Causes, Consequences, and Cures”, Asia-Pacific Development Journal Vol. 7, No. 2, December 2000

11. “United Nations Convention Against Corruption”

12. Wayne Sandholtz, William Koetzle, “Accounting for Corruption: Economic Structure, Democracy, and Trade”, 2000, International Studies Quarterly, 44, pp. 31-50

Приложение 1. Измерение коррупции

Измерение коррупции — важная составляющая антикоррупционных стратегий. Оценка коррупции в стране позволяет выполнять следующее задачи:

До недавнего времени доминировало представление о неизмеримости коррупции. Действительно, исследователи сталкивались со многими серьезными проблемами, такими как:

  • Новизна тематики исследований;
  • Скрытая природа коррупции;
  • Отсутствие объективной статистики;
  • Отсутствие заинтересованности правительств в сборе подобных статистических данных.

Однако в 1995 году был впервые опубликован CPI — индекс восприятия коррупции, разработанный Transparency International. Этот сводный индекс на сегодняшний день считается наиболее авторитетным. Использованный в данной работе CPI 2008 составлен из 13 источников (таблица 4), каждый из которых имеет собственную систему ранговых и балльных оценок. Задача экспертов Transparency International — проводить стандартизацию рангов и преобразования оценок для приведения к единой форме, которой и является CPI. В подготовке исходных индексов участвуют экспертные группы (часто — предприниматели из исследуемых стран), респонденты социологических опросов, представители различных международных организаций

Цель работы – рассмотреть экономическую теорию коррупции. Для достижения поставленной цели необходимо: рассмотреть проблемы моделирования коррупции как социально-экономического и политического явления, представить обзор существующих направлений и подходов к моделированию коррупции, изложить подходы к исследованию основных категорий и понятий, связанных с коррупцией, классифицировать модели коррупции, рассмотреть стратегии предотвращения коррупции в управлении государственными ресурсами.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Термин коррупция 4
2. Исторические корни коррупции 6
3. Классификация коррупции 8
4. Причины коррупции 11
5. Антикоррупционная политика как функция государства 18
6. Анализ институциональной коррупции 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

Курсовая на тему коррупция. Титова.doc

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

Московский технический университет связи и информатики

Тема: Институциональный анализ коррупции

Выполнила: Титова А.Ю.

студентка 1 курса ЗОТФ

группа БЭМ 2151

студенческий билет ЗБЭМ12005

Преподаватель: Краснослободцева Е.А.

Цель работы – рассмотреть экономическую теорию коррупции. Для достижения поставленной цели необходимо: рассмотреть проблемы моделирования коррупции как социально- экономического и политического явления, представить обзор существующих направлений и подходов к моделированию коррупции, изложить подходы к исследованию основных категорий и понятий, связанных с коррупцией, классифицировать модели коррупции, рассмотреть стратегии предотвращения коррупции в управлении государственными ресурсами.

Полезно различать верхушечную и низовую коррупцию. Первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (формулы законов, госзаказы, изменение форм собственности и т.п.). Вторая распространена на среднем и низшем уровнях, и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т.п.).

Коррупция существует и в негосударственных организациях. Сотрудник организации (коммерческой или общественной) также может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами; он также обязан следовать уставным задачам своей организации; у него также есть возможность незаконного обогащения с помощью действий, нарушающих интересы организации, в пользу второй стороны, получающей от этого свои выгоды.

Если исходить из положения, что эффективность общественных институтов зависит от взаимного соответствия формальных и неформальных норм, социальных норм и реальных практик, то уровень коррупции должен отражать меру неэффективности институтов общества. Очевидно, что в трансформирующихся обществах ослабление институциональных систем приводит к стабилизации отклонения социальных практик от действующих формальных норм, приобретению ими устойчиво не правового характера.

Трудности исследования феномена коррупции связаны с его многогранностью и проникновением в различные сферы, традиционно являющиеся объектами изучения различных общественных наук, применяющих различный инструментарий и использующих собственный понятийный аппарат. Для учёного коррупция – это не столько проверка слухов о том, что чиновник (бюрократ, политик, начальник) получил от бизнесмена (подчинённого) взятку в определённом размере за ускорение какого-то его дела, сколько – изучение объективных условий и социальных фактов и реальных практик, способствующих её возникновению, её росту или возможному ограничению, анализ разнообразия её видов, её негативные и, если таковые имеются, также её позитивные последствия.

Совокупность многообразных массовых практик формирует реальную жизнь российского общества. Однако не все социальные практики носят институциональный характер. Институциализируются преимущественно те из них, которые отличаются большей значимостью и массовостью, а также устойчивостью и традиционностью. В здоровых обществах и в нормальных условиях государственные законы и нормы воспринимаются большинством граждан как справедливые и реализуются в массовых социальных практиках.

2.Исторические корни коррупции

Коррупцию можно классифицировать, используя различные признаки, критерии и особенности проявления.

В частности, можно выделить следующие виды коррупции:
- административную и как ее разновидность бытовую;
- деловую;
- коррупцию, связанную с "пленением" или захватом государства;
- политическую.
Административная коррупция.

Под административной коррупцией понимается намеренное внесение искажений в процесс предписанного исполнения существующих законов, правил с целью предоставления преимуществ заинтересованным лицам.
Классическим примером административной коррупции является мелкий торговец, вынужденный давать взятки бесконечной веренице официальных инспекторов, районным начальникам, местным правоохранительным органам, различного рода "крышам" и др.
Кроме того, к административной коррупции можно отнести взятки с целью получения различного рода разрешений, таможенного оформления, получения государственных заказов и др.
По данным социологических исследований, проведенных в странах СНГ, средний размер выплат, связанных с административной коррупцией, в конце 90-х годов оценивался в среднем в 3,7% валового годового дохода компании. Аналогичный показатель для малых компаний оказался почти в три раза больше.
Разновидностью административной коррупции является бытовая коррупция, которая порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. К этой категории также относится кумовство (непотизм). Этот вид коррупции наиболее распространен в сфере услуг

С древнейших времен власть и коррупция были неразделимы. На протяжении всей истории параллельно эволюции государства происходила эволюция коррупции. Если на заре становления государственности плата жрецу, вождю или военачальнику за личное обращение к их помощи рассматривалась как универсальная норма, то впоследствии, при усложнении государственного аппарата, профессиональные чиновники стали официально получать только фиксированный доход – что означало переход взяток в область теневой экономики.

Содержание

Понятие коррупции………………………………………………4
Причины возникновения коррупции…………………………10
Влияние и последствия коррупции……………………………15
Методы борьбы с коррупцией………………………………….19

Работа содержит 1 файл

Контрольная Работа.doc

    1. Понятие коррупции………………………………………………4
    2. Причины возникновения коррупции…………………………10
    3. Влияние и последствия коррупции……………………………15
    4. Методы борьбы с коррупцией………………………………….19

Заключение. . . . 23

«Руки их обращены к тому, чтоб уметь делать зло;

начальник требует подарков, и судья судит за взятки,

а вельможи высказывают злые хотения

Книга пророка Михея, 7:3

С древнейших времен власть и коррупция были неразделимы. На протяжении всей истории параллельно эволюции государства происходила эволюция коррупции. Если на заре становления государственности плата жрецу, вождю или военачальнику за личное обращение к их помощи рассматривалась как универсальная норма, то впоследствии, при усложнении государственного аппарата, профессиональные чиновники стали официально получать только фиксированный доход – что означало переход взяток в область теневой экономики.

Мир менялся, менялись и масштабы коррупции. Глобализация и становление мирового хозяйства позволили коррупции выйти на международный уровень и стать одним из наиболее массовых и опасных явлений современности. В наше время коррупция является одной из серьезнейших проблем во всем мире: по словам Даниэля Кауфманна, директора Глобальных программ в Институте Всемирного банка, в 2007 году объемы взяток составили более триллиона долларов – более 2% от мирового ВВП. О том, что же представляет из себя коррупция, каковы ее причины и влияние на государство, общество и экономику, и возможно ли успешно с ней бороться в XXI веке – обо всем этом пойдет речь в данной работе.

Второй критерий – формы коррупционных отношений (как и зачем):

Поняв сущность коррупционных отношений, вкратце обозначим подходы к интерпретации этих явлений (таблица 1). Эти концепции, впрочем, являются скорее не альтернативными, а взаимодополняющими.

Итак, мы убедились, что коррупция – это действительно сложное политическое, экономическое, социальное и этическое явление. Разобравшись с тем, что такое коррупция, можно исследовать причины ее возникновения – чему и посвящен следующий раздел.

«Корни этого явления [коррупции] лежат в том,

что значительная часть населения

Д. А. Медведев, Президент РФ

Автор позволит себе не согласиться с мнением главы государства. Неуважение к закону – лишь один из факторов, определяющих развитие в стране коррупции. Причин же тому множество – и мы попробуем рассмотреть как основные, так и второстепенные. Итак, в чем же корни коррупции?

К = М + П – О,

где К – коррупция, М – власть монополий, П – произвольность решений, О – ответственность.

Иными словами, коррупция определяется степенью монопольной

власти и права принимать произвольные решения, которыми наделены государственные чиновники, а также мерой их ответственности за свои действия.

Другая, не менее интересная модель коррупции выглядит так:

где I – страна, t – год.

По схожей формуле вычисляются такие индексы, как CPI (Corruption Perception Index) в Transparency International или WGI (Worldwide Governance Indicators) в World Bank.

1) Во-первых, чем выше уровень экономического благополучия (ВВП на душу населения), тем меньше склонность чиновников прибегать к незаконным методам получения прибыли, тем строже антикоррупционные меры и тем сильнее гражданское общество.

2) Во-вторых, чем больше развита демократия, тем больше у чиновника риск потерять свое место и тем больше возможностей у органов по борьбе с коррупцией.

3) В-третьих, развитость судебной системы также препятствует экспансии коррупционных процессов.

4) В-четвертых, чем больше и сложнее бюрократический аппарат, тем больше возможностей открывается для коррупции. Важную роль играет централизация государства: в большинстве жестко централизованных империй коррупция достигала немыслимых масштабов, как в Римской и Византийской империях. С другой стороны, не все эксперты склонны считать децентрализацию залогом низкого уровня коррупции.

Читать информацию об авторе статьи

Дата обновления: 23.10.2018

Коротко об авторе: Елена Асташева, 43 года, томичка, обожаю свой сайт, здоровые амбиции присутствуют, но корона на плечи не давит, толковый копирайтер, мама троих замечательных детей, два высших образования: юридическое и экономическое.

1.1. Сущность и понятие коррупции, лоббизма: экономический, политический и исторический аспекты

Известно, что уже в конце 19 – начале 20 века в России появились учреждения, через которые представители бизнеса могли оказывать влияние на принимаемые государственной властью решения (например, торговые съезды и биржи). Существует такая практика и сегодня, когда интересы определенных групп лоббируются на высшем уровне власти.

А.В. Жирнов отмечает несколько иной аспект, определяя лоббизм как давление на законодательный орган путем личного или письменного обращения либо посредством организации массовых петиций, публикаций со стороны каких-либо групп или частных лиц в целях принятия или отклонения законопроекта [2] .

Институт лоббизма характеризуется наличием определенного круга субъектов и их интереса, направленного на принятие или отклонение нормативных правовых актов, получение крупных государственных контрактов, закрепление налоговых льгот для определенной отрасли или типа предприятий, назначение высших должностей (в недавнем прошлом назначение губернаторов в областях, например).

Субъекты лоббирования могут отстаивать политические, социальные, экономические интересы или интересы территорий (регионов, например). Круг субъектов лоббистской деятельности практически не ограничен. Так, это могут быть представители крупных отраслей (машиностроение, телекоммуникации, банковская сфера), это могут быть некоммерческие объединения (Торгово-промышленные палаты, напр.), профессиональные организации (риэлторов, страховщиков), органы местного самоуправления, съезды и совещания представителей бизнеса с участием должностных лиц.

Если рассматривать институт лоббизма с позиции его положительного воздействия на социально-экономические отношения, то можно отметить следующее. Лоббизм – это демократический институт. Он может выступать эффективным инструментом влияния гражданского общества на политику. Ярко выраженная поддержка интересов определенных групп или слоев становится аргументом для действенного правового регулирования. Такой лоббизм основывается на законных методах воздействия субъектов давления на объект лоббистской деятельности. Например, встречи с руководителями органов государственной власти, участие в работе экспертных групп по подготовке проектов правовых актов, проведение опросов и составление рейтингов имеют законные основания.

Вместе с тем не избежать негативной стороны в восприятии лоббизма. Ведь распространенной практикой является продвижение частных интересов с использованием, например, шантажа, взяток. При влиянии на прохождение законопроекта используются получение отрицательного или положительного заключения на законопроект, необходимых опытных экспертных оценок, индивидуальная работа с лидерами фракций, вплоть до подготовки нового текста законопроекта.

Такая ситуация обусловлена тем, что довести до органов государственной власти интерес могут только субъекты, обладающие возможностью реализации данного интереса и средствами (денежными, информационными ресурсами) для его реализации, технологиями политического и экономического давления, соответствующими связями. Поэтому только крупные бизнесмены используют механизм лоббирования для обеспечения своей деятельности.

Можно выделить три основных подхода к пониманию коррупции: правовой, экономический и социологический.

Правовой подход позволяет рассматривать коррупцию как правонарушение. Используется конструкция состава преступления (Уголовный кодекс РФ) или административного правонарушения, предусмотренного в Кодексе об административных правонарушениях РФ. При наличии всех элементов состава правонарушения применяется соответствующая санкция. Данный подход отражает необходимость защиты государства от коррупционных проявлений. Например, в статье 174.1 Уголовного кодекса РФ [4] определена легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления как совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.

Статьи 290-291.1 содержат положения о взятке, под которой понимается получение (дача, посредничество при получении) должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно общее покровительство или попустительство по службе.

Правовая природа коррупции выражается в следующих признаках: договорный характер отношений между должностным лицом и заинтересованным лицом, обоюдная заинтересованность данных отношений, незаконный характер договора.

Экономический подход к пониманию коррупции заключается в ее рассмотрении с точки зрения экономических вознаграждений и социальных ожиданий. Коррупция с экономической точки зрения представляет собой теневые рыночные отношения, ориентированные на достижение целей оптимальными способами в условиях ограниченности ресурсов (А. Шляйфер, Т. Фрай, Р. Вишни).

Так, Т. Фрай и А. Шляйфер выделили три модели взаимодействия предпринимателей и правительства (таблица 1). Эти модели идеальные. На практике взаимодействие бизнеса и правительства – это смешение трех моделей.

Основные модели взаимодействия бизнеса и правительства (Т. Фрей и А. Шляйфер) [5]

Модели взаимодействия бизнеса и правительства - таблица

Интересен для понимания сущности коррупции социологический подход. Он берет начало в трудах известных классиков социологии – Э. Дюркгейма, М. Вебера, Г. Зиммеля. Из известных российских сторонников данного подхода можно отметить В.И. Добренькова и М.Н. Макарова. Основным в социологическом подходе можно назвать изучение социальных объектов коррупции в рамках социальных отношений.

Также учитывается, что социальные отношения обладают признаками элемента системы. Поэтому коррупция изучается социологами с точки зрения ее структурных и функциональных свойств. Функциональный подход сосредоточен на изучении экономических и политических функций коррупции (Р. Мертон, напр.).

Кроме того, современная сетевая теория позволяет рассмотреть коррупцию в иерархии социальных систем управления (Л. Фриман).

Коррупцию можно представить в форме интерактивного взаимодействия и изучить типичные для этой формы свойства и закономерности.

Подходы в исследовании коррупции могут смешиваться. Например, компромиссом между экономическими и социологическими представлениями можно назвать рассмотрение коррупции как специальной формы социального обмена (Э. Лаулер, Л. Хипп).

В рамках экономического и социологического подходов к пониманию коррупции можно выделить институциональный подход (Д. Най, С. Хантингтон).

1.2. Институциональный анализ в исследовании коррупции и лоббизма

Человек живет в мире формальных и неформальных правил поведения. Эти правила, оформляясь в институты, представляют собой структурные характеристики общества. В целом они образуют институциональную среду, в которой аккумулируются регулятивные функции для всех экономических субъектов.

Институциональная определенность устанавливает устойчивость структуры взаимодействия между людьми. Любое субъективное стремление человека ограничивается институциональными рамками (механизм государственного принуждения, социальные нормы, обычаи и т.п.). Формальные институты разграничивают ресурсы между субъектами экономической деятельности. Неформальные – позволяют оценить степень дозволенного. Так происходит оценка границ собственных экономических возможностей. Слишком субъективная оценка степени дозволенности позволяет индивиду выходить за институциональные рамки. Тогда подключается сложный механизм регулирования. В нем основную роль играет государство. Для того, чтобы поддерживать легитимность и эффективность институтов государство создает институциональные нормы.

При изучении институциональной коррупции Ю.Г. Наумов выделяет характеристики, свойственные отдельным ее видам (таблица 2).

Общие и специфические характеристики институциональной коррупции [8]

Характеристики институциональной коррупции - таблица

С. Хантингтон считал, что коррупция наиболее распространена на стадии активной модернизации в любой культурной среде. Коррупция выступает свидетельством отсутствия эффективных политических институтов. Она не является девиантным поведением, но не соответствует прежним стандартам поведения. Нам это кажется нелогичным, но С. Хантингтон относил к парадоксам коррупции ее возможность поддерживать социальную стабильность (ограниченное время). Например, в тех ситуациях, когда появляются новые источники благосостояния и политического влияния.

Реальное ограничение коррупции, по С. Хантингтону, заключается в поиске согласия между предписанными нормами и практическим поведением государственных служащих за счет отступления и от формальных правил, и от стандартов реального поведения.

в свете институционального подхода интересна классификация коррупции Ю.Г. Наумова (таблица 3).

Типология коррупционных отношений по институциональным критериям [10]

Виды коррупционных отношений - таблица

- лоббизм может рассматриваться как политический институт, системный элемент системы представительства интересов;

- лоббизм представляет собой влияние внешних акторов на процесс принятия государственных решений;

- лоббизм трактуется как практика реализации, продвижения интересов различных групп граждан путем организованного воздействия на законодательную и административную деятельность государственных органов с целью получения определенного решения;

- в структуру лоббизма входят субъекты, объекты, методы лоббистской деятельности;

- теоретический подход к исследованию лоббизма характеризуется междисциплинарностью. В рамках политической науки, например, в теории групп интересов (теории политических сетей) лоббизм исследуется через систему функционального представительства. Значимыми являются изучение, классификация и полемика между возможными типами систем функционального представительства интересов: элитизмом, корпоративизмом и плюрализмом. Плюрализму свойственно, что субъекты лоббизма выступают институтами-медиаторами, способствующими процессу передачи требований отдельных граждан правительству. Когда институт лоббизма включен в институт элиты, он фактически превращается в один из инструментов межгруппового взаимодействия элитарных группировок, утрачивая свои специфические (как механизма коммуникации групп интересов и государства) качества, характеризуемые функциональным и инструментальным аспектом. Компаративизм характеризуется тем, что лоббизм является механизмом взаимодействия привилегированных групп интересов и государства

В рамках экономической концепции общественного выбора лоббизм рассматривается как механизм влияния групп интересов на процесс принятия решений представителями государственной власти.

Итак, особенности институционального подхода позволяют использовать теоретические и методологические концепции различных наук в исследовании коррупции и лоббизма.

[1] Сиротенко С.П. Нормативно-правовое регулирование лоббизма: российский и зарубежный опыт: автореферат дисс. канд. юрид. наук. – СПб, 2011. – С.9.

[2] См.: Жирнов А.В. Институт лоббизма и перспективы его правового регулирования в России // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 7. - С. 14.

[3] Годунов И.В. Основы противодействия коррупции: Учебник. - Москва: Российская академия образования, Университет Российской академии образования, Научно-исследовательский институт противодействия организованной преступности, 2012. – С.16.

[7] Наумов Ю.Г. Теория и методология противодействия институциональной коррупции: автореферат дисс. доктора экономических наук. – М., 2013. – С.18,19.

Читайте также: