Информатизация организационно управленческой деятельности в школе

Обновлено: 05.07.2024

Школа, являясь сложной системой, состоит из отдельных звеньев, тесно связанных и взаимодействующих между собой: учебно-воспитательная деятельность, научно-методическая, управленческая, хозяйственная, кадровая.

Объединяют все звенья в единое образовательное пространство информационные потоки. Придание этим потокам целенаправленного характера обеспечивает эффективное функционирование системы, что возможно на основе ИКТ.

Процесс информатизации одно из самых перспективных направлений развития образования на современном этапе. Информационные технологии, которые в настоящее время используются в управлении школой, дают качественно новые возможности для её руководителей. Задачи, поставленные перед системой образования: повышение качества образования, его эффективность и доступность, требуют модернизации управления этой сферой, значительного усложнения управленческих функций, повышения уровня квалификации руководителей школы. Руководитель сегодня должен уметь анализировать деятельность образовательного учреждения, выявлять наиболее значимые проблемы и находить эффективные пути их решения, строить организационную структуру управления, планировать и организовывать контроль, осуществлять информационно-аналитическую деятельность с использованием современных технологий.

Оптимизировать управленческую деятельность школы в связи с возрастающими сегодня требованиями к качеству образования и в условиях постоянно увеличивающегося объема управленческой информации может информационное обеспечение управленческой деятельности руководителя школы, которое можно представить как совокупность специфических ресурсов, процессов и технологий, предназначенных для решения управленческих задач.

Информационная образовательная среда включает комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы;

совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное информационное оборудование, коммуникационные каналы; систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

Одним из приоритетных направлений в образовании является развитие единого информационно-образовательного пространства, которое должно обеспечить эффективное взаимодействие участников образовательного процесса, доступ к информационным ресурсам различного уровня, развитие современных образовательных технологий и информационной культуры граждан как условия реализации принципов доступности и непрерывности образования, обеспечения качества образования.

Приоритетными направлениями деятельности администрации школы являются:

1. Автоматизация организационно-распорядительной деятельности

2. Ведение мониторинга качества обучения

3. Электронное образование

4. Электронный документооборот

5. Проведение семинаров-практикумов по внедрению информационных технологий в образовательный процесс

6. Компьютеризация школьной библиотеки

7. Электронная база педагогических кадров

8. Электронная база по учащимся

9. Создание и поддержание сайта школы, Web- страниц отдельных школьных проектов

10. Размещение на сайте школы локальных документов образовательного учреждения

12. Таким образом, школьный сайт является мощным универсальным и эффективным средством, позволяющим донести до аудитории необходимую информацию – расписание уроков, события школьной жизни, анонс предстоящих мероприятий, фотографии, проекты учеников и учителей. Школьный сайт также может стать средством общения с администрацией школы и включать множество других полезных функций

Использование ИКТ учителями способствует их профессиональному росту.

Все учителя школы имеют навыки пользования персональным компьютером, большинство владеет умениями планировать структуру действий для достижения цели, исходя из фиксированного набора средств, проводят и организуют поиск электронной информации, применяют он-лайн тестирование.

Администрация школы формирует банк контрольно-измерительных материалов по предметам, темам, классам, который постоянно пополняется.

Администрацией с помощью ИКТ созданы базы данных учителей и учащихся; составляется учебный план, тарификация, расписание; мониторинг обученности учащихся с автоматическим расчетом различных коэффициентов, построением диаграмм, графиков; создаются различные отчеты, производится электронный документооборот.

Система образования – тот мостик, который должен обеспечить всему обществу уверенный переход в цифровую эпоху, связанную с новыми типами труда и резким ростом созидательных возможностей человека, взлетом производительности его труда. Но сегодня система образования не формирует компетенций цифровой экономики, не использует возможности цифровых технологий.

Уровень развития современных технологий позволяет создавать цифровые образовательные ресурсы, которые решают ключевые задачи образования, не решаемые или плохо решаемые современной российской школой на основе традиционных технологий. Необходимо три действия: первое – разработка, апробация и переход к массовому использованию по 14 предметам общеобразовательной школы и 40 дисциплинам дополнительного и профильного образования в основной и старшей школе принципиально новых цифровых учебно-методических комплексов, которые обеспечат индивидуализацию образовательного процесса, откроют принципиально новые возможности для объективной оценки достижений и позволят радикально сократить рутинную и бюрократическую нагрузку на учителей. Второе – внедрение в образовательный процесс цифровых обучающих игр и цифровых симуляторов, обеспечивающих высокую степень вовлечения школьников в учебный процесс. Третье – создание, регулярное обновление и продвижение открытых онлайн-курсов лучших учителей и профессоров вузов по базовым и профильным предметам основной и старшей школы, а также дисциплинам дополнительного образования, в том числе для детей, не имеющих возможности изучать соответствующие предметы в школе.

В результате реализации проекта повысится доля выпускников 9-го класса, обладающих базовой функциональной грамотностью (в области математики, естествознания и русского языка), вырастет доля школьников, сохраняющих интерес к обучению в основной школе. Наконец, у учителей сократятся затраты времени на рутинные и бюрократические операции.

Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни. Соответственно, и образование должно отвечать современным требованиям.

В настоящее время в большинстве школ используется устаревшая вычислительная и телекоммуникационная техника. В ряде учреждений и организаций образования созданы и успешно функционируют локальные информатизационные системы. Однако они не объединены в единую систему. Использование информационных технологий и Интернет в общеобразовательных школах пока еще ограничено и очень слабо связано с учебным процессом. В настоящее время это, как правило, занятия по информатике.

Современное развитие средств вычислительной техники, средств связи и программных технологий, в совокупности с их постепенным удешевлением, позволяет массово применять их не только в образовательном процессе, но и в управлении этим процессом.

Режим управления школой можно представить как целенаправленную деятельность по регулированию педагогического процесса в целях перевода его на более высокий уровень. Он состоит из трех этапов: сбора информации, её анализа и принятии воздействующих решений. Руководители школы должны иметь обязательный минимум информации о состоянии и развитии тех процессов, за которые они отвечают и на которые призваны оказывать управляющее воздействие. В связи с этим работу администрации школы можно и нужно организовать с помощью вычислительной техники.

Перевод процесса управления образовательным учреждением на безбумажную технологию позволяет избавиться от рутинного и отнимающего много времени (поэтому малоэффективного!) труда в делопроизводстве, планировании учебного процесса и т.п.

Для более эффективного управления школой в ней должна быть создана единая информатизационная среда, которая бы отвечала следующим требованиям:

К сожалению, уровень использования новых информационных технологий в сфере управления школой отстает от общих темпов информатизации образования. Вопросы совершенствования, развития, модернизации внутришкольного управления редко становятся предметом экспериментальной работы, что явно не соответствует значимости этих вопросов для обеспечения развития образования и школы. Конкретные возможности и варианты использования новых информационных технологий в управлении массовой общеобразовательной школой нуждаются в исследовании, актуализации и экспериментальной проверке.

Многие функции и задачи внутришкольного управления в современных условиях могут быть решены значительно более качественно, эффективно, экономично за счет использования возможностей специализированного программного обеспечения.

Стандартная комплектация большинства подобных программ позволяет пользователю вводить базовые данные об учебном заведении, создавать базы данных по кадровому составу и контингенту учащихся, обрабатывать информацию для получения выходных документов, вести электронные варианты книг приказов. Конечно, на первых порах, требуется немало времени для создания баз данных, но при работе в многопользовательском режиме временные затраты существенно уменьшаются. При наличии соответствующих модулей система может быть использована в работе директора, секретаря, завучей, учителей-предметников и классных руководителей, школьного бухгалтера, библиотекаря, медперсонала.

Примерами подобного программного обеспечения являются комплексы: “NetШкола”, “Школьный офис”, “Система управления школой”, АРМ “Директор” и др.

Каждый из этих комплексов позволяет вести сбор и обработку актуальной, исчерпывающей информации о ходе учебного и воспитательного процессов, учитывая которую администрация школы может своевременно реагировать как на негативные, так и на позитивные тенденции.

При решении главной задачи современной школы – наиболее полного удовлетворения познавательных потребностей школьников и их всестороннего развития – возникает необходимость постоянного диагностирования учащихся в ходе образовательного процесса.

Внедрение новых информационных технологий обусловливает получение необходимой управленческой информации, которая имеет не усредненный, а индивидуально-личностный характер, позволяет увидеть продвижение каждого ребенка в процессе обучения. С внедрением новых информационных технологий связано более широкое понимание управления обучением, осознаваемого не только как управление школой, но и управление процессом обучения каждого учащегося.

Богатые возможности для анализа уровня обученности, качества обучения и посещаемости учащихся даёт ведение электронного школьного журнала, который позволяет решить проблему разрозненности данных об успеваемости. Этот модуль имеет возможности для ввода текущих и итоговых оценок по всем классам и всем предметам за текущий учебный период, а также сведений о пропусках уроков (с указанием причин). Фактически, страница электронного журнала идентична странице журнала бумажного, но в отличие от своего бумажного конкурента, он помогает делать аналитические выкладки. Вы имеете возможность проанализировать успеваемость или посещаемость одного ученика или класса в целом, а также работу преподавателя. Компьютерный журнал позволяет автоматически подсчитывать средний балл по учащемуся классу, параллели и по различным контрольным мероприятиям, более дифференцированно оценивать выполнение заданий учащимися, например: можно поставить оценку “4,5”, чего нельзя сделать в официальном журнале успеваемости. Кроме того, с помощью этой программы можно создавать архив оценок за предыдущие учебные года и переносить в личные дела данные о годовых и итоговых оценках. Данный модуль может строить различные графики и диаграммы как для анализа успеваемости каждого ученика, класса и параллели, так и для всей школы в целом. Например,

Рисунок 1

Для ведения личных дел сотрудников, формирования штатного расписания, анализа данных по кадровому составу образовательного учреждения и обработки информации для получения выходных документов можно также использовать базу данных, с помощью которой можно получить информацию об учителях, делая запросы по выбранным вами критериям:

анкетным данным;
образованию;
преподаваемому предмету;
месту жительства;
прохождение аттестации;
курсов повышения квалификации и т. д.

В этом модуле автоматизирован процесс движения кадров (назначения, переводы с должности на должность, увольнения). Он позволяет улучшить организацию переподготовки и аттестации преподавателей школы и проведения тарификации сотрудников.

Существуют программные системы (как отдельные, так и являющиеся частью программных комплексов), позволяющие автоматизировать одну из самых трудоёмких областей работы завуча – составление расписания занятий, так называемые редакторы расписания, например ХроноГраф

Обычно процесс составления расписания составляет 2–3 недели. Используя редактор расписания, эта работа может быть выполнена в течение 2–4 дней. Данные программы автоматически составляют расписание занятий, учитывая обязательные, желательные и просто свободные дни/часы преподавателей, занятость кабинетов, свободные часы от уроков для конкретных классов.

Редакторы расписания возьмут на себя бремя рутинной работы и позволят сконцентрировать основное внимание на выполнении многочисленных требований по организации учебного процесса.

Активным участником программы информатизации должна стать школьная библиотека. Специальные модули или отдельные программы, например МАРК обеспечивают создание и ведение электронных каталогов, определяют обеспеченность школы учебниками, реализуют возможность составления сложных поисковых запросов, ведут учет библиотечного фонда. Полноправными пользователями таких программ могут быть не только библиотекари, но и учителя-предметники, классные руководители и ученики.

Неотъемлемой частью управления школой является бухгалтерия и материальный учет. Поэтому во многие программные комплексы входят специальные модули, которые позволяют автоматизировать бухгалтерский учет в образовательном учреждении.

Внедрение новых информационных технологий в управление школой.

Целью работы, проводимой в нашей школе, является разработка и использование системы мер, обеспечивающих повышение качества и эффективности внутришкольного управления на основе информационных технологий.

Исходя из наличия компьютерной и копировально-множительной техники, была проведена подготовительная работа по рациональному размещению технических средств. На данный момент в нашей школе оборудованы 2 компьютерных класса с возможностью выхода в Интернет по выделенной линии, обеспечены техникой бухгалтерия, секретарь и кабинет директора, с которого также есть доступ к Интернет.

Работа по внедрению новых информационных технологий в школе ведётся по следующим направлениям:

1. Учебно-педагогическая деятельность.

Три учителя нашей школы прошли подготовку в Самарском и Нижегородском Интернет – центрах.

С лета 2001 года начали свою работу школьные курсы компьютерной грамотности для учителей, на которых они приобрели навыки пользования компьютером, сетью Интернет и применения новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе, которые были организованы учителями информатики нашей школы. К настоящему времени прошли обучение более сорока педагогов. Таким образом, не только учителя информатики, но и учителя предметники сами применяют компьютерную технику при подготовке и проведении уроков и внеклассных мероприятий.

Компьютер приходит на помощь педагогам и при осуществлении контроля знаний у учащихся. В практике работы учителей нашей школы есть опыт применения тестовых программ при проведении экзаменов, зачётов, контрольных мероприятий и различных самостоятельных работ по: русскому языку, геометрии, биологии, информатике, иностранному языку и истории и др. Данные программы были составлены силами педагогического коллектива совместно с учащимися, а также используем готовые тесты, взятые с мультимедийных CD или из Интернет.

Внедрение новых информационных технологий в управление школой невозможно без овладения учащимися компьютерной грамотностью. Необходимые знания, умения и навыки пользования персональным компьютером и программирования учащиеся приобретают:

при изучении информатики на уроках (в нашей школе информатика изучается в 5 – 9 кл. по 1 часу и в 10, 11 кл. по 2 часа в неделю);
при изучении компьютерных технологий на занятиях в кружках;
при изучении программирования на факультативах.

Наши ученики написали много творческих работ по различным предметам, и оформили их в виде презентаций в среде PowerPoint.

В школе накоплен положительный опыт использования развивающих компьютерных игр, для стимулирования учеников более серьёзно и глубоко изучать различные предметы, а также принимать более активное участие в общешкольных мероприятиях. Например, в ходе традиционно проводимой недели физики, чтобы “заработать” специальные физические деньги и “оплатить” ими компьютерные игры, необходимо лучше знать предмет и участвовать в различных конкурсах и викторинах.

В декабре 2002 года на базе нашей школы проходило общегородское мероприятие, посвящённое битве за Москву. Подготовку такого объёмного материала, который требует сопровождения картами боёв, фотографиями, плакатами и т.п. было бы трудно осуществить без использования возможностей компьютера. Для демонстрации собранных материалов применялся мультимедийный проектор.

2. Управленческая деятельность.

Эффективность управления школой значительно повышается, если компьютеризировать рабочие места директора, завучей, социального педагога и бухгалтера.

Однако из-за недостаточного финансирования это пока не удаётся сделать в полном объёме. К тому же специализированное программное обеспечение очень дорогое, поэтому там, где возможно, его приходится заменять прикладными программами интегрированного пакета MS Оffiсе. Но некоторые шаги по внедрению компьютерной техники и улучшению навыков работы с ней нами уже сделаны.

Компьютер директора и секретаря были объединены в локальную сеть. Это даёт возможность секретарю работать со школьными базами данных, одна из которых содержит основные типовые документы, что облегчает ведение делопроизводства. Заполнены базы данных типа “Контингент”, “Кадры” и др.

Доступ к компьютеру секретаря имеет социальный педагог. В своей работе ему помогают не только вышеперечисленные, но и другие базы данных, а именно: “Категории семей” (неполные, многодетные, неблагополучные, семьи с детьми-инвалидами и т.д.) и “Питание учащихся”.

Ощутимую пользу оказывает компьютер в моей работе завуча-координатора. Одной из наиболее трудоёмких частей работы является расписание, его составление и осуществление замен уроков. Для упрощения этих процедур был приобретён редактор расписания ХроноГраф. К сожалению, в данной версии нет возможности автоматически производить замены занятий, поэтому приходится это делать вручную. Но все же, с помощью компьютера оформляется доска объявлений о произведённых заменах для учителей и учащихся в едином стиле. Например, для учителей:

Таблица 1

Таблица 2

Такая подача информации очень наглядна. К тому же, создав единожды подобные образцы можно пользоваться ими многократно.

При подготовке и проведении различных совещаний, педсоветов, психолого-педагогических консилиумов очень удобно использовать компьютер и мультимедийный проектор, например:

Рисунок 2

Перспективы развития школы, связанные с информатизацией управления

Одним из самых перспективных путей решения проблемы автоматизации управленчиской деятельности является создание в школе локальной сети с использованием современных интернет - технологий. Преимущества такого решения очевидны. Это возможность осуществить:

    • комплексную автоматизацию управленческого процесса;
    • “подключить” к учебно-воспитательному процессу родителей при наличии у них доступа к Интернет;
    • централизовано хранить информацию в единой базе.

    На данный момент в нашей школе, как уже указывалось, между собой объединены только компьютеры директора и секретаря. В дальнейших планах – компьютеризировать и подключить к единой сети рабочие места каждого из завучей, соц. педагога и обеспечить возможность доступа к школьному серверу с любого из имеющихся компьютеров.

    Таким образом, в школе может быть создано единое, открытое, доступное педагогам, ученикам, управленцам, другим специалистам школы информационное пространство, целостная информационная среда, комплексно отражающая жизнедеятельность школы. Однако, успешное функционирование подобной информационной системы предполагает наличие в штате сотрудников должности администратора сети.

    В условиях работы по созданию локальной сети актуальным становиться наполнение школьной компьютерной базы данных новой информацией. Например, можно создать хранилище:

    Развитие средств ИКТ и все более широкое их внедрение в различные сферы образования создают основу для широкого внедрения компьютерных комплексов автоматизации управления учебными заведениями системы общего среднего образования. В настоящее время известно несколько программных систем, предназначенных для автоматизации процессов управления учебным заведением общего среднего образования. Большая часть таких систем поддерживает достаточно ограниченный круг функций, связанных с управлением учебным заведением, имеет собственную структуру данных, которая не позволяет обеспечить горизонтальный (от одного учреждения другому) и вертикальный (информация для органов управления образованием на уровне города или района) обмен данными. До сих пор не выработано единых подходов для обеспечения взаимодействия с родителями и общественностью. В то же время использование средств ИКТ в организации и планировании деятельности учебных заведений системы общего среднего образования позволяет достичь многих преимуществ, в числе которых:

    повышение эффективности учебного процесса,

    возможность управления с оперативным учетом результатов уже осуществленной деятельности,

    принятие более эффективных управленческих решений,

    повышение объективности в оценке деятельности учителей и школьников,

    более эффективное управление познавательной деятельностью школьников,

    возможность принятия обоснованных и целесообразных мер, нацеленных на повышение результативности образования,

    оперативный адресный доступ к организационной информации учебного заведения,

    экономия материальных и человеческих ресурсов,

    высвобождение свободного времени,

    сокращение объемов рутинной работы.

    До последнего времени накоплен большой практический опыт использования автоматизированных систем управления различными технологическими процессами. В настоящее время системы управления учебным процессом появляются и в образовательных учреждениях. Изначально средства ИКТ и автоматизированные системы управления в сфере общего среднего образования разрабатывались как базы данных по контингенту школьников, кадрам, учебным планам и другой информации. Средства ИКТ, задействованные в управлении средним образовательным учреждением должны состоять из подсистем:

    математического и программного обеспечения,

    Наличие таких подсистем позволяет сформировать совокупность взаимосвязанных автоматизированных рабочих мест (АРМов) специалистов, работающих в системе общего среднего образования на уровне образовательных учреждений (школ), территориальных отделов и управлений образования. В процессе информатизации организационно-управленческой деятельности учебных заведений существенную роль должна сыграть информация "управленческого характера", содержание которой должно включать несколько основных структурных составляющих. В их числе нужно выделить:

    сведения, отражающие материальные и социальные параметры деятельности школы;

    данные о нормах, нормативах, стимулах, регулирующих учебную, социальную, культурную и иную деятельность школы;

    информационные материалы и документы, определяющие все сферы деятельности учебного заведения, в частности, законодательные и иные нормативные правовые акты и договорные обязательства, указания вышестоящих органов, данные контрольных актов и т.д.;

    сведения о количественном и качественном составе, уровне подготовки и квалификационном росте педагогического коллектива, совокупность всех данных, характеризующих имеющийся кадровый потенциал;

    сведения об учебном плане и распределении нагрузки;

    информацию о событиях в жизни школы (расписание, разовые мероприятия);

    данные об успеваемости школьников;

    данные о внешних связях учебного заведения;

    сведения об учебно-методическом, техническом и финансовом обеспечении учебного заведения;

    сведения о научно-исследовательской, методической и инновационной деятельности учебного заведения.

    Разработки, проводимые в государственном масштабе в области информатизации системы образования, позволяют сгруппировать основные виды средств ИКТ, используемых при информатизации организационно-управленческой деятельности учреждений образования. В числе таких средств можно выделить:

    "Дошкольное воспитание и обучение" - систему данных о развитии детских дошкольных организаций;

    "Школьное образование" - систему данных о дневных общеобразовательных школах и школах-интернатах, внешкольных организациях, детских домах, школах-интернатах для детей-сирот;

    "Профессиональное образование" - систему данных об учебно-материальной базе учебных заведений начального профессионального образования и итогах работы, численном составе и движении руководящих и инженерно-педагогических работников;

    "Обеспечение кадрами" - систему данных об анализе качественного состава педагогических кадров, о потребностях в педагогических кадрах с высшим и специальным образованием;

    "Контроль исполнения документов" - систему анализа документов от вышестоящих организаций, анализ документов от нижестоящих и других организаций, автоматизированный контроль исполнения документов;

    "Лицензирование и аттестация" - мониторинг лицензирования учреждений среднего образования и аттестация педагогических кадров;

    "Отчетность" - автоматизированную систему для формирования основных показателей системы общего среднего образования, ежегодных отчетов в вышестоящие организации;

    "Финансы" - информацию о финансово-хозяйственной деятельности учреждений образования;

    "Информатизация" - информацию об обеспечении компьютерной техникой учреждений образования;

    "Обеспечение учебниками" - информацию об обеспечении учебниками.

    Современное состояние информатизации общего среднего образования в области создания и использования автоматизированных систем управления характеризуется в основном наличием отдельных разрозненных локальных автоматизированных рабочих мест по управлению учебным процессом в отдельных школах. Средства ИКТ, используемые в управлении образовательным учреждением должны количественно и качественно обрабатывать следующие данные:

    списочный состав контингента школьников с данными о ходе их обучения: сведения о результатах обучения каждого школьника по каждому преподаваемому предмету (итоговые и текущие отметки, данные о переводе на следующую ступень), данные по диагностике качества обучения (тестовый контроль знаний, умений, навыков),

    данные, которые можно рассматривать как основные параметры процесса обучения: организация учебного процесса (часы, специфика преподавания предметов, численность классов и т.п.), кадровый состав и квалификация педагогов, материальное, дидактическое и методическое обеспечение учебного процесса и т.д.

    Использование средств ИКТ в организационно-управленческой деятельности учреждений общего среднего образования может привести к появлению многих преимуществ, а именно: для администрации школы:

    оперативное получение и обобщение информации об учебном процессе для принятия управленческих решений;

    ведение алфавитных книг, личных дел сотрудников, учеников, родителей для создания оперативных отчетов;

    мониторинг движения учащихся;

    создание системы школьного документооборота;

    автоматизированное составление отчетности для управления образования;

    для завуча, учителей, учеников и родителей:

    получение итоговых и текущих отчетов об успеваемости и посещаемости, в т.ч. конструирование собственных отчетов;

    доступ к дневнику, в который автоматически выставляются оценки и отмечаются задолженности по предметам;

    для учителей-предметников:

    ведение классного журнала, календарно-тематических планов, просмотр отчетов;

    ведение индивидуальных портфолио учителей и учащихся, а также портфолио проектов, с гибкой настройкой прав доступа;

    для всех участников учебно-воспитательного процесса:

    формирование единой среды обмена информацией в рамках школы, что улучшает взаимопонимание и сотрудничество между всеми участниками образовательного процесса.

    Средства ИКТ, применяемые в управлении образовательным учреждением, должны в совокупности представлять собой систему, основанную на использовании современных методов руководства объектом сферы образования, применении математических моделей и методов в процессе принятия решений и создании необходимой информационной базы на основе средств компьютерной техники и связи, обеспечивающую достижение нового качества в повышении эффективности системы общего среднего образования. Существенной областью применения современных информационных и коммуникационных технологий в деятельности учреждений общего среднего образования являются школьные и другие библиотеки, используемые учителями и школьниками. От качества информационного и телекоммуникационного обеспечения библиотечных ресурсов и степени их информационной интеграции с другими сферами деятельности учебного заведения зависит как качество осуществляемого учебного процесса, так и, в конечном итоге, качество выпускаемых специалистов. Библиотека, входящая в состав любого учебного заведения, всегда представляет собой каталогизированное хранилище информации и знаний и призвана решать следующие основные задачи:

    накопление знаний - сбор и обработка информации на различных материальных носителях;

    архивирование знаний - долговременное хранение информации;

    библиографирование знаний - описание источников информации и обеспечение быстрого и многоаспектного поиска необходимых сведений;

    перенос знаний в пространстве - распространение информации;

    трансляция знаний во времени - и передача знаний через поколения за счет хранения источников информации.

    До последнего времени в основе работы большинства школьных библиотек лежали технологии, базирующиеся на операциях с бумажными носителями: книгами, брошюрами, научной периодикой. В современных условиях новейшие средства ИКТ способны поднять качество работы библиотеки учебного заведения на принципиально более высокий уровень.

    Разработка соответствующих информационных ресурсов должна удовлетворять нескольким методологическим принципам, таким как:

    принцип комплексности, предполагающий исследование информационного пространства школы в социально-культурном контексте и в рамках различных научных дисциплин: социологии, педагогики, библиотековедения, информатики, культурологии, теории документальных и информационных потоков;

    гуманитарный принцип, позволяющий решать проблемы социального партнерства библиотека - общество, библиотека - школа, библиотекарь - читатель;

    принцип оптимального соотношения ценностных ориентаций человека и конкретной национальной, культурной и образовательной среды территории, оказывающей важнейшее влияние на развитие интеллектуального потенциала как общества и школы, так и отдельной личности.

    Можно выделить два основных технологических этапа, выполнение которых обеспечит информатизацию деятельности библиотеки. Первый этап, теоретический, подразумевает системный анализ, концептуальное осмысление структуры, направлений развития внешних и внутренних информационных связей библиотеки и конкретного учебного заведения. Второй этап, технический, заключается в построении информационно-библиотечной системы, обеспечивающей хранение информации, поиск и связь отдельных подсистем в соответствии с выработанными теоретическими положениями. Очевидно, что развитие библиотечного обеспечения деятельности системы общего среднего образования и, тем более, построение соответствующих средств ИКТ должно происходить с учетом всей специфики образовательного процесса школы. Средства ИКТ позволяют существенно расширить информационный фонд любой библиотеки. Под электронным информационным фондом библиотеки понимается совокупность текстов на электронных носителях. Это могут быть полнотекстовые базы данных, генерируемые самой библиотекой, или информационные материалы и ресурсы, покупаемые учебным заведением и хранящиеся в библиотеке на CD-ROM, сервере, в форме фонда дискет или в иной форме. Кроме того, современная библиотека может и должна использовать для целей обслуживания своих читателей те полнотекстовые ресурсы и их фрагменты, которые имеются в других вузах, библиотеках, других организациях или в открытом доступе локальных и глобальных информационных компьютерных сетей. Технология разработки и постоянного совершенствования средств информатизации должна разрабатываться одновременно с созданием электронного информационного библиотечного фонда и обеспечивать создание эквивалентного электронного справочно-поискового аппарата такого фонда. Электронный справочно-поисковый аппарат библиотеки учебного заведения должен:

    отражать различные части и тематические срезы хранимого библиотечного фонда,

    предоставлять всем читателям возможность ориентироваться в мировых информационно-библиографических ресурсах,

    обеспечивать читателям быстрый, комфортный и исчерпывающий поиск в информационных ресурсах библиотеки в режиме удаленного доступа.

    Под информатизацией образования понимается: в широком смысле – комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологией; в узком смысле - внедрение в учреждения системы образования информационных средств, а также информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах

    В ОУ ИКТ используются при проведении педсоветов, семинаров – практикумов, совещаний для педагогов, внеклассных мероприятий родительских собраний, родительских конференций, НОУ учащихся, общешкольных праздников (День знаний, последний звонок и т.д.).Таким образом, рассматривая исходное состояние информатизации МОУ, нельзя не отметить некоторые присутствующие на данный момент недостатки: низкий уровень ИКТ - компетентности у учащихся школы. Не создано единое информационно-образовательное пространство МОУ, нет системы информации деятельности учителя в школе, но, несмотря на это учителя проводят уроки с использованием ЦОР, используя мультимедиа – технику. Так как внедрение информационно-коммуникационных технологий в практику работы школ является одной из приоритетных задач проекта ИСО, то формированию у учащихся и педагогов ИКТ-компетентности, т.е. способности использовать средства ИКТ для решения их повседневных профессиональных и жизненных задач уделяется большое внимание. Для того чтобы иметь возможность отслеживать влияние ИСО на ход информатизации образования, а не просто констатировать наличие у тестируемого технологических навыков работы с компьютером, а дать оценку сформированным у него познавательным навыкам при работе с информацией. т.е. ИКТ-компетентности учителя, учащегося информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) сегодня являются необходимым инструментом реализации этой компетентности и необходимым инструментом ее формирования. Есть и трудности – не имеется школьная локальная сеть, без нее нет связи между компьютерами, поэтому приходится устанавливать программный продукт на один или несколько компьютеров в локальном режиме. К началу учебного года школы должны сдать отчет в электронном виде, используя полученное программное обеспечение (ПО). В перспективе планируется создание единого информационного образовательного пространства.

    ВложениеРазмер
    informatizaciya_obrazovatelnogo_uchrezhdeniya.doc 50 КБ

    Предварительный просмотр:

    Информатизация образовательного учреждения.

    Макарова Нина Дмитриевна, учитель математики

    МОУ Алданского района НСОШ № 7 с.Кутана,

    Отличник образования РС(Я).

    В образовательном учреждении МОУ АР НСОШ № 7 с.Кутана информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) используются при проведении педсоветов, семинаров – практикумов, совещаний для педагогов, внеклассных мероприятий родительских собраний, родительских конференций, НОУ учащихся, общешкольных праздников (День знаний, последний звонок и т.д.).Таким образом, рассматривая исходное состояние информатизации МОУ НСОШ № 7, нельзя не отметить некоторые присутствующие на данный момент недостатки: низкий уровень ИКТ - компетентности у учащихся школы. Не создано единое информационно-образовательное пространство МОУ, нет системы информации деятельности учителя в школе, но, несмотря на это учителя проводят уроки с использованием ЦОР, используя мультимедиа – технику. Так как внедрение информационно-коммуникационных технологий в практику работы школ является одной из приоритетных задач проекта ИСО, то формированию у учащихся и педагогов ИКТ компетентности, т.е. способности использовать средства ИКТ для решения их повседневных профессиональных и жизненных задач уделяется большое внимание. Для того чтобы иметь возможность отслеживать влияние ИСО на ход информатизации образования, а не просто констатировать наличие у тестируемого технологических навыков работы с компьютером, а дать оценку сформированным у него познавательным навыкам при работе с информацией нужно использовать необходимый инструментарий. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) сегодня являются необходимым инструментом реализации этой компетентности и необходимым инструментом ее формирования. Есть и трудности – не имеется школьная локальная сеть, без нее нет связи между компьютерами, поэтому приходится устанавливать программный продукт на один или несколько компьютеров в локальном режиме. К началу учебного года школы должны сдать отчет в электронном виде, используя полученное программное обеспечение (ПО). В перспективе планируется создание единого информационного образовательного пространства ОУ.

    Целью программы информатизации является создание комплекса условий для информатизации образовательного процесса в МОУ: создание условий для освоения педагогами и администрацией школы информационных и коммуникационных технологий, использование их в организации и реализации образовательного процесса для повышения качества образования и повышения степени готовности учащихся к деятельности в информационном обществе.

    Задачи программы информатизации:

    * Создание материально-технических условий реализации Программы информатизации.

    *Информатизация управленческой деятельности

    *Повышение квалификации педагогов через их обучение с целью формирования базовой ИКТ - компетентности

    *Накопление и совершенствование программно-методического обеспечения с использованием средств ИКТ

    *Повышение грамотности учащихся в области ИКТ

    *Основные индикативные показатели программы

    *Подключение к сети Интернет и использование ресурсов Интернет в образовательном процессе; *Формирование УМК предметных областей с наличием информационных носителей.

    1) повышение уровня развития основных ключевых компетентностей школьников;

    2) освоение обучающимися новых информационных и коммуникационных технологий;

    3) расширение возможностей получения образования в форме дистанционного обучения;

    4) повышение профессиональной компетентности педагогических и руководящих кадров;

    5) повышение эффективности расходования средств;

    Реализация программы в проектах:

    ПРОЕКТ 1. Создание единого информационно-образовательного пространства в ОУ.

    ПРОЕКТ 2. Повышения ИКТ- компетентности педагогов.

    Представление об информационном пространстве базируется на необходимости объединения всей информации, циркулирующей в образовательной системе, на основе использования единой компьютерной информационной сети. Оформление основных банков данных внутришкольной информации в электронном виде. Сформированная система внутришкольной информации, с ликвидацией таких недостатков, как дублирование данных, наличия бесполезных и отсутствие необходимых сведений, приведение всей внутришкольной информации в удобный для осуществления информатизации вид.

    Задачи проекта 1:

    1. Формирование совокупности банков и баз данных по всей внутришкольной информации образовательного учреждения.
    2. Отбор и освоение технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации.
    3. Овладение сотрудниками школы основами информационной культуры.
    4. Создание медиатеки.

    План реализации проекта 1. Содержание мероприятий:

    Создание единого информационно-образовательного процесса в ОУ, отличительной особенностью которого является свободное, целенаправленное и результативное использование информационных технологий для совершенствования образовательного процесса, для управленческой деятельности администрации школы.

    Повышение ИКТ-компетентности педагогов с целью повышения качества образовательного процесса в различных предметных областях.

    Задачи проекта 2:

    1. Создание условий совершенствования навыков работы в оформлении документации в программах Microsoft Office Word, Excel, PowerPoint.
    2. Создание методики работы с ЦОРами на уроках.
    3. Накопление и совершенствование программно-методического обеспечения. Разработка ЦОР для образовательного процесса в различных областях.
    4. Создание организационно - управленческих условий для систематического применения ИКТ при обучении учащихся в различных предметных областях.

    План реализации проекта 2. Содержание мероприятий:

    1. создание условий для самообразования и обмена опытом педагогов;
    2. создание новых образовательных ресурсов на основе информационных технологий,
    3. участие в конкурсах, конференциях учащихся и педагогов с использованием информационных технологий.
    4. Повышение квалификации учителей.

    Процесс информатизации является одним из перспективных направлений развития системы образования на современном этапе модернизации. Задачи, которые решает система образования: повышение качества образования, его доступность и эффективность, требуют широкого внедрения новых образовательных технологий, модернизации управления этой сферой, повышения уровня квалификации педагогов и руководителей школы. Использование информационных технологий в образовательном процессе дает качественно новые возможности и для учащихся, и для педагогов, и для родителей создания информационно-образовательной среды, ориентированной на создание условий для познавательной и научно-поисковой деятельности учащихся и педагогов, родителей.

    Читайте также: