Информационные революции как предпосылки информационного общества кратко

Обновлено: 07.07.2024

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

  • Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.

Письменность появилась около пяти тысяч лет назад в Месопотамии и Египте, затем (независимо, но несколько тысяч лет спустя) - в Китае и еще на 1500 лет позднее - в Центральной Америке у индейцев племени майя. Ее ранние примеры - глиняные дощечки с клинописью жителей Вавилона - представляют собой деловые расписки и правительственные документы, летописи или описания методов земледелия.

До изобретения письменности идеи могли передаваться только устно. Помимо прочего, это означало, что пока вы лично не встретитесь с конкретным человеком, которому принадлежат новая концепция или открытие, о его работе вы, в лучшем случае, узнаете из вторых рук, и поэтому ваши знания могут оказаться неточными. Хотя устные традиции человечества, несомненно, богаты, таким путем информацию никогда не удавалось распространить достаточно быстро, широко и точно. Изобретение письменности стало ключевым элементом экономической базы древней цивилизации.

Немец Иоганн Гуттенберг (1399-1468) между 1450 и 1455 годами изобрел печатный пресс и наборный шрифт. Орнамент и иллюстрации воспроизводили сначала ксилографией (гравюра на дереве), появившейся еще раньше книгопечатания. Хотя печатное дело впервые возникло в XI в. в Китае, именно печатный станок Гуттенберга и примененный им метод съемных шрифтов способствовали ею распространению.

На момент изобретения печатного пресса Гуттенбергом в Европе существовала мощная информационная индустрия. В многочисленных монастырях жили сотни хорошо обученных монахов. Каждый из них трудился от рассвета до заката шесть дней в неделю, переписывая книги от руки. Умелый, хорошо подготовленный монах мог переписать четыре страницы в день, или 25 страниц за шестидневную рабочую неделю; ежегодная производительность, таким образом, составляла 1200-1300 рукописных страниц.

К 1505 тиражи книг в 500 экземпляров стали массовым явлением. Это означало, что группа печатников могла выпускать по 25 млн. печатных страниц в год, переплетенных в 125 000 готовых к продаже книг - 2500000 страниц на одного работника против 1200-1300, которые мог изготовить монах-переписчик всего за 50 лет до этого.

В середине XV века книги были роскошью, которую могли себе позволить только очень богатые и образованные люди. Но когда в 1522 из печати вышла немецкая Библия Мартина Лютера (свыше 1000 страниц), цена ее была настолько невысокой, что даже бедная крестьянская семья могла ее приобрести.

За очень незначительное время революция в книгопечатании изменила институты общества, включая и систему образования. Книгопечатание сделало возможной протестантскую Реформацию. Но не только ее. Именно печатный станок принес с собой массовое производство и стандартизацию процесса обработки информации, проложивших дорогу промышленной революции. В последовавшие за ней десятилетия по всей Европе были созданы новые университеты, но, в отличие от ранее существовавших, где основное внимание уделялось теологии, здесь преподавали светские дисциплины: право, медицину, математику, натуральную философию (естественные науки). Революция в печати быстро сформировала новый класс специалистов по информационной технологии, точно так же, как современная информационная революция создала множество информационных предприятий, специалистов по ИС и ИТ, разработчиков программного обеспечения и руководителей информационных служб.

Телеграф

В 1855 г. английский изобретатель Д. Э. Юз (1831-1900) разработал буквопечатающий аппарат, нашедший широкое распространение. В основу работы телеграфного аппарата был положен принцип синхронного движения скользуна передатчика и колеса приемника. Опытный телеграфист на аппарате Юза мог передать до 40 слов в минуту. Быстрый рост телеграфного обмена и увеличение производительности телеграфных аппаратов натолкнулись на ограниченные возможности телеграфистов, способных достичь скорости передачи при длительной работе только до 240-300 букв в минуту.

В 1870 г. в России существовало 90,6 тыс.км телеграфных проводов и 714 телеграфных станций. В 1871 г. была закончена постройка длиннейшей по тому времени линии между Москвой и Владивостоком. К началу XX века протяженность телеграфных линий в России составляла 300 тыс.км.

Совершенствование техники и технологии изготовления кабелей, повышение их качества и износостойкости позволяло строить подземные телеграфные линии. С 1877 по 1881 г. в Германии, например, было проведено 20 подземных линий общей протяженностью около 5,5 тыс. км. В конце XIX века в Европе было протянуто 2840 тыс. км кабеля, а в США - свыше 4 млн. км. Общая протяженность телеграфных линий в мире в начале XX века составила около 8 млн. км.

Телефон

Наряду с совершенствованием проволочного телеграфа в последней четверти XIX века появился телефон. Телефонный аппарат И. Ф. Рейса, сконструированный в начале 60-х гг. XIX века, не получил практического применения.

Дальнейшая разработка телефона связана с именами американских изобретателей И. Грея (1835-1901) и А. Г. Белла (1847-1922). Участвуя в конкурсе по практическому разрешению проблемы уплотнения телеграфных цепей, они обнаружили эффект телефонирования. 14 февраля 1876 г. оба американца сделали заявку на практически применимые телефонные аппараты. Поскольку заявка Грея была сделана на 2 часа позже, патент был выдан Беллу, а возбужденный Греем процесс против Белла был им проигран.

Радио

Когда в 1887 г. своими экспериментами немецкий физик Г. Р. Герц (1857-1894) доказал справедливость гипотезы Дж. К. Максвелла (1831-1879) о существовании электромагнитных волн, распространяющихся со скоростью света (называемых теперь радиоволнами), многие изобретатели в разных странах занялись вопросом использования этих волн для беспроволочной передачи сигналов. Немалый вклад внесли в это французский физик Э. Бранли (1844-1940), а также английский ученый О. Дж. Лодж (1851-1940).

В 1916 году началось регулярное вещание первой радиостанции - 9XM в США. В середине 20-х появились первые удобные и доступные радиоприемники. Тогда же начались первые эксперименты по передаче видеосигнала.

  • переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным средствам;
  • миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;
  • создание программно-управляемых устройств и процессов.

Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль - информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи. Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Сегодня мы переживаем пятую информационную революцию, связанную с формированием и развитием трансграничных глобальных информационно-телекоммуникационных сетей, охватывающих все страны и континенты, проникающих в каждый дом и воздействующих одновременно и на каждого человека в отдельности, и на огромные массы людей.

Наиболее яркий пример такого явления и результат пятой революции - Интернет. Суть этой революции заключается в интеграции в едином информационном пространстве по всему миру программно-технических средств, средств связи и телекоммуникаций, информационных запасов или запасов знаний как единой информационной телекоммуникационной инфраструктуры, в которой активно действуют юридические и физические лица, органы государственной власти и местного самоуправления. В итоге неимоверно возрастают скорости и объемы обрабатываемой информации, появляются новые уникальные возможности производства, передачи и распространения информации, поиска и получения информации, новые виды традиционной деятельности в этих сетях.

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.

Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека.

Первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.) является информация.

Информация же является продуктом деятельности современного человека.


Информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли – продажи.

Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.

Безопасность информационного общества, информации.

Защита интеллектуальной собственности.

Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ.

Управление информационным обществом со стороны государства, общественных организаций.

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

все большее влияние на общество средств массовой информации;

информационные технологиимогут разрушить частную жизнь людей и организаций;

существует проблема отбора качественной и достоверной информации;

многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества.

существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми,
занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

Переход к информационному обществу сопровождается переносом центра тяжести в экономике с прямого материального (сельскохозяйственного и про

мышленного) производства на оказание услуг, включая информационные.

· деловой информации (биржевая, финансовая, статистическая, коммерческая информация);

· профессиональной информации (по отдельным профессиям, научно-технической информации, доступа к первоисточникам);

Реальный анализ изменений в структуре занятости населения в развитых странах, более всего продвинувшихся по пути к информационному обществу

в конце ХХ века, приводит к следующим результатам:

· продолжает уменьшаться доля населения, занятого сельскохозяйственным и традиционным промышленным трудом;

· увеличивается доля населения, занятого в сфере услуг, нарастает разнообразие видов деятельности в этой сфере;

· быстро растет число управленческих и технических рабочих мест;

· уменьшается доля работников со средней профессиональной квалификацией с одновременным ростом на верхнем и нижнем уровнях квалификации;

· доля занятий, которые требуют высокого уровня образования, растет быстрее, чем для категории низкого уровня.

Различия по этим показателям в разных развитых странах существенны, но влияние на каждый из них массового внедрения информационных технологий несомненно.

Информационный кризис — явление, которое стало за­метным уже в начале XX века. Оно проявляется в том, что поток информации, который хлынул на человека, столь ве­
лик, что недоступен обработке в приемлемое время.

Это явление имеет место и в научных исследованиях, и в технических разработках, и в общественно-политической жизни. В нашем усложняющемся мире принятие решений становится все более ответственным делом, а оно невозмож­ но без полноты информации.

Ускорение накопления общего объема знаний происходит с удивительной быстротой. В начале XX века общий объем всей производимой человечеством информации удваивался каждые 50 лет, к 1950 году удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 году — уже каждые 5 лет; конца этому про­ цессу ускорения пока не видно.

Приведем несколько примеров проявлений информацион­ ного взрыва. Число научных публикаций по большинству отраслей знания столь велико, а традиционный доступ к ним (чтение журналов) столь затруднен, что специалисты не могут у


спевать в них ориентироваться, что порождает дуб­ лирование работ и иные неприятные последствия.

Часто оказывается проще заново сконструировать некото­ рое техническое устройство, чем найти документацию о нем в бесчисленных описаниях и патентах.

Политический руководитель, принимающий на высоком уровне ответственное решение, но не владеющий полнотой информации, легко попадет впросак, а последствия могут быть катастрофическими. Разумеется, одной информации в таком деле мало, нужны и адекватные методы политическо­ го анализа, но без информации они бесполезны.

В результате наступает информационный кризис, прояв­ ляющийся в следующим:

• информационный поток превосходит ограниченные воз­можности человека по восприятию и переработке инфор­ мации;

• возникают экономические, политические и другие барье­ ры, которые препятствуют распространению информации (например, по причине секретности).

Частичный выход из информационного кризиса видится в применении новых информационных технологий. Внедре­ ние современных средств и методов хранения, обработки и передачи информации многократно снижают барьер доступа к ней и скорость поиска. Разумеется, одни лишь технологии не могут решить проблему, имеющую и экономический ха­ рактер (информация стоит денег), и юридический (информа­ ция имеет собственника), и ряд других. Эта проблема комп­ лексная и решается усилиями как каждой страны, так и мирового сообщества в целом.

История развития человечества напрямую связана с развитием способов хранения и обработки информации, что в свою очередь приводило к изменениям в человеческой деятельности во всех её сферах. На первый взгляд развитие человека происходило линейно и последовательно, но это не совсем так, каждый раз, когда появлялись новые способы использования той или иной информации человечество ожидали радикальные изменения. Каждый из таких этапов в истории человечества знаменуется информационной революцией.

В разных источниках литературы предлагается разное количество информационных революций, которые связаны с одним или другим изобретением, но все они связаны непосредственно с появлением новых способов обработки, хранения и передачи информации. Одной из последних таких революций была информационная, которая привела к тому, что в современном мире информация в любом её проявлении стала основным ресурсом, но такой перекос с материальных вещей и удовлетворения основных потребностей человека в сторону удовлетворения информационного голода и владения информацией произошёл сравнительно недавно.

Целью работы является изучение информационной революции и информационного общества.

Задачи работы:

— Проанализировать информационные революции и их роль в становлении информационного общества.

— Выявить недостатки и достоинства информационного общества и информационной революции.




В сравнении с материальными продуктами или энергетическими источниками информация представляется неисчерпаемой, хотя бы потому что её использование не приводит к её исчезновению. Расширение поля пользователей информации никоим образом не влияет на её ресурс, и правообладатель остаётся полноправным её владельцем, т.е. отсутствует факт передачи чего-то материального. Информация в современном мире быстро и легко распространяется и не теряет по этой причине качество. Стоит добавить ресурсосберегающие признаки информации, которые позволяют уменьшить потребность в иных ресурсах в силу создания более продвинутых технологий. Информация экономична так как требует минимальных затрат энергии на хранение. Она является экологически чистым продуктом [5, с. 32].

Уровень 0 — информационная ёмкость мозга человека — 10 7 бит;

Уровень 1 — устное общение внутри общины, деревни или племени – количество циркулирующей информации – 10 9 бит;

Уровень 2 — письменная культура; мерой информированности общества служит Александрийская библиотека, имевшая 532800 свитков, в которых содержалось, как было установлено по сохранившимся описаниям, порядка 10 11 бит информации;

Уровень 3 — книжная культура: в мире имеются сотни библиотек, выпускаются десятки тысяч книг, газет, журналов, совокупная ёмкость которых оценивается в 10 17 бит;

Уровень 4 — информационное общество с электронной обработкой информации объёмом порядка 10 25 бит [5, с. 32].

Данный количественный подход оценки информации пускай и не позволяет точно оценить количество информации, однако даёт представление относительно порядка хранимой информации в различных масштабах.

Существует также другой подход в количественной оценке информации, выраженной Колином К.К.

По некоторым оценкам, с начала нашей эры первое удвоение накопленных человечеством знаний произошло к 1750 году. Второе удвоение — к началу ХХ века, т.е. за 150 лет. Третье удвоение — уже к 1950 году. Начиная с 1950 года, общий объем знаний в мире удваивался каждые 10 лет, с 1970 года — каждые 5 лет, а с 1991 года —ежегодно. Это означает, что к началу ХХI века объем знаний в мире увеличился более, чем в 250 тыс. раз, т.е. на несколько десятичных порядков [6, с. 29].

Все же для более точных оценок приведём данные ЮНЕСКО в которых говорится о том, что ежегодно появляется около 100 тыс. журналов, около 5 млн. научных книг и статей и 250 тыс. диссертаций и отчётов [7, с. 83].

Появление новых способов получения информации и как результат увеличение хранимых объёмов информации непременно ведёт к информационной революции. В истории человеческого общества несколько раз происходили радикальные изменения в информационной области, которые можно назвать информационными революциями.

ИНФОРМАЦИОННые РЕВОЛЮЦИи

Информационная революция зачастую приводит к полной переоценке всех ранее существующих представлений о мире, таким образом она является не просто процессом или событием, а целой эпохой. Информационная революция полностью охватывает любой вид человеческой деятельности и становится отправной точкой в анализе новой экономики, культуры и общества.

2.1. Периодизация информационных революций

Первая информационная революция в некоторых источниках указывается, что она произошла с появлением человеческой речи, которые стали неоспоримо важнейшим фактором развития человеческого вида. Этот инструмент позволил выражать мысли и передавать знания. Развитие членораздельной речи изменило сознание, общественное устройство и представление людей о мире. Современные исследования датируют появление устной речи в момент, когда человеческая анатомия изменилась достаточно для возможности производить артикулированную речь, произошло это около 150—200 тысяч лет назад. Язык предоставил возможность социального развития, что привело к созданию устойчивых коллективов и открыло мир взаимоотношений с другими людьми.

Однако в других источниках указывается что первая информационная революция связана непосредственно с изобретением письменности, которая появилась около 5 тысяч лет назад в Месопотамии, Египте и Китае. Основным аргументом является тот факт, что до изобретения письменности информация могла передаваться только одним способом, а именно устно и от одного лица другому, что требует непосредственного присутствия носителя информации. Такой способ распространения информации имеет множество недостатков, например, искажение информации при передаче её от одного лица другому, вторым недостатком является срок хранения информации, который сильно ограничен в виду того, что носитель информации — человек. Именно по этой причине письменность стала ключевым элементом в развитии человечества и древних цивилизаций. Именно появление письменности дало возможность передачи знаний от одного поколения другому без потери качества и количества знаний.

Вторая информационная революция произошла в середине XVI века и вызвана она изобретением книгопечатания, ключевой фигурой этой революции стал немецкий изобретатель, типограф, инженер Иоганн Генсфляйш цур Ладен цун Гутенберг, который в начале пятого десятилетия 1400 годов изобрёл способ книгопечатания подвижными литерами, что в результате повлияло не только на европейскую культуру, но и на всемирную историю, так как стало возможным не только сохранять информацию, но и сделать её массово-доступной, что сильно ускорило рост науки и техники.

Четвертая информационная революция произошла в 70 годы XX века и связана она с бурным развитием микроэлектроники во всём мире, появление интегральных схем и развивающийся тренд удешевления и миниатюризации и в то же время усложнения электронных устройств приводит к созданию и широкому распространению компьютеров. Развиваются компьютерные сети и системы передачи данных, что приводит к глобализации и общедоступности информации. Этот период характеризуется тремя фундаментальными инновациями:

— переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным средствам;

— миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;

— создание программно-управляемых устройств и процессов.

Эта информационная революция выдвигает на новый уровень информационную индустрию, её составляющими являются все виды информационных технологий, в особенном порядке телекоммуникационный технологии.

На сегодняшний день человечество переживает пятую информационную революцию (по классификации А.И. Ракитова), которая приводит к тотальной глобализации, развиваются информационно-телекоммуникационные сети, которые охватывают все континенты и делают информацию доступной как для масс людей, так и для каждого человека.

Помимо этой классификации существуют и другие, так например
О. Тоффлер выделяет три этапа развития общества:

— аграрную (переход к земледелию);

— индустриальную (переход к капитализму);

— информационную (переход к обществу, основанному на знании)

Независимо от используемой классификации следствием развития информационных технологий является формирование информационного общества и его формирование является необходимым процессом, так как информация является основополагающим фактором в развитии человечества.

2.2. Оборотная сторона информационной революции

Ещё одним недостатком является общедоступность информации, что в этот же момент является её плюсом, так происходит некоторые ситуации, по своей природе схожи с эффектом или синдромом Вертера. Эффект Вертера — массовая волна подражающий самоубийств, которые совершаются после широко освещённого СМИ самоубийства. Подобные эффекты справедливы и для иных событий.

Двойственной природой обладает и другое достоинство информационной революции, а именно количество информации доступной через Интернет, однако эта информация является набором фактов, зачастую неподтверждённых и противоречащих друг другу, что с лёгкостью может не информировать, а дезинформировать пользователя сети глобальной сети.

Необходимо упомянуть и неисчисляемое количество нарушений касательно интеллектуальной собственности, невероятное количество которой подвергается незаконному копированию и распространению, что вредит экономике.

Таким образом осознавая достоинства и недостатки информационной революции мы плавно подходим к рассмотрению информационного общества в котором мы существуем.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

  • Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.

Письменность появилась около пяти тысяч лет назад в Месопотамии и Египте, затем (независимо, но несколько тысяч лет спустя) - в Китае и еще на 1500 лет позднее - в Центральной Америке у индейцев племени майя. Ее ранние примеры - глиняные дощечки с клинописью жителей Вавилона - представляют собой деловые расписки и правительственные документы, летописи или описания методов земледелия.

До изобретения письменности идеи могли передаваться только устно. Помимо прочего, это означало, что пока вы лично не встретитесь с конкретным человеком, которому принадлежат новая концепция или открытие, о его работе вы, в лучшем случае, узнаете из вторых рук, и поэтому ваши знания могут оказаться неточными. Хотя устные традиции человечества, несомненно, богаты, таким путем информацию никогда не удавалось распространить достаточно быстро, широко и точно. Изобретение письменности стало ключевым элементом экономической базы древней цивилизации.

Немец Иоганн Гуттенберг (1399-1468) между 1450 и 1455 годами изобрел печатный пресс и наборный шрифт. Орнамент и иллюстрации воспроизводили сначала ксилографией (гравюра на дереве), появившейся еще раньше книгопечатания. Хотя печатное дело впервые возникло в XI в. в Китае, именно печатный станок Гуттенберга и примененный им метод съемных шрифтов способствовали ею распространению.

На момент изобретения печатного пресса Гуттенбергом в Европе существовала мощная информационная индустрия. В многочисленных монастырях жили сотни хорошо обученных монахов. Каждый из них трудился от рассвета до заката шесть дней в неделю, переписывая книги от руки. Умелый, хорошо подготовленный монах мог переписать четыре страницы в день, или 25 страниц за шестидневную рабочую неделю; ежегодная производительность, таким образом, составляла 1200-1300 рукописных страниц.

К 1505 тиражи книг в 500 экземпляров стали массовым явлением. Это означало, что группа печатников могла выпускать по 25 млн. печатных страниц в год, переплетенных в 125 000 готовых к продаже книг - 2500000 страниц на одного работника против 1200-1300, которые мог изготовить монах-переписчик всего за 50 лет до этого.

В середине XV века книги были роскошью, которую могли себе позволить только очень богатые и образованные люди. Но когда в 1522 из печати вышла немецкая Библия Мартина Лютера (свыше 1000 страниц), цена ее была настолько невысокой, что даже бедная крестьянская семья могла ее приобрести.

За очень незначительное время революция в книгопечатании изменила институты общества, включая и систему образования. Книгопечатание сделало возможной протестантскую Реформацию. Но не только ее. Именно печатный станок принес с собой массовое производство и стандартизацию процесса обработки информации, проложивших дорогу промышленной революции. В последовавшие за ней десятилетия по всей Европе были созданы новые университеты, но, в отличие от ранее существовавших, где основное внимание уделялось теологии, здесь преподавали светские дисциплины: право, медицину, математику, натуральную философию (естественные науки). Революция в печати быстро сформировала новый класс специалистов по информационной технологии, точно так же, как современная информационная революция создала множество информационных предприятий, специалистов по ИС и ИТ, разработчиков программного обеспечения и руководителей информационных служб.

Телеграф

В 1855 г. английский изобретатель Д. Э. Юз (1831-1900) разработал буквопечатающий аппарат, нашедший широкое распространение. В основу работы телеграфного аппарата был положен принцип синхронного движения скользуна передатчика и колеса приемника. Опытный телеграфист на аппарате Юза мог передать до 40 слов в минуту. Быстрый рост телеграфного обмена и увеличение производительности телеграфных аппаратов натолкнулись на ограниченные возможности телеграфистов, способных достичь скорости передачи при длительной работе только до 240-300 букв в минуту.

В 1870 г. в России существовало 90,6 тыс.км телеграфных проводов и 714 телеграфных станций. В 1871 г. была закончена постройка длиннейшей по тому времени линии между Москвой и Владивостоком. К началу XX века протяженность телеграфных линий в России составляла 300 тыс.км.

Совершенствование техники и технологии изготовления кабелей, повышение их качества и износостойкости позволяло строить подземные телеграфные линии. С 1877 по 1881 г. в Германии, например, было проведено 20 подземных линий общей протяженностью около 5,5 тыс. км. В конце XIX века в Европе было протянуто 2840 тыс. км кабеля, а в США - свыше 4 млн. км. Общая протяженность телеграфных линий в мире в начале XX века составила около 8 млн. км.

Телефон

Наряду с совершенствованием проволочного телеграфа в последней четверти XIX века появился телефон. Телефонный аппарат И. Ф. Рейса, сконструированный в начале 60-х гг. XIX века, не получил практического применения.

Дальнейшая разработка телефона связана с именами американских изобретателей И. Грея (1835-1901) и А. Г. Белла (1847-1922). Участвуя в конкурсе по практическому разрешению проблемы уплотнения телеграфных цепей, они обнаружили эффект телефонирования. 14 февраля 1876 г. оба американца сделали заявку на практически применимые телефонные аппараты. Поскольку заявка Грея была сделана на 2 часа позже, патент был выдан Беллу, а возбужденный Греем процесс против Белла был им проигран.

Радио

Когда в 1887 г. своими экспериментами немецкий физик Г. Р. Герц (1857-1894) доказал справедливость гипотезы Дж. К. Максвелла (1831-1879) о существовании электромагнитных волн, распространяющихся со скоростью света (называемых теперь радиоволнами), многие изобретатели в разных странах занялись вопросом использования этих волн для беспроволочной передачи сигналов. Немалый вклад внесли в это французский физик Э. Бранли (1844-1940), а также английский ученый О. Дж. Лодж (1851-1940).

В 1916 году началось регулярное вещание первой радиостанции - 9XM в США. В середине 20-х появились первые удобные и доступные радиоприемники. Тогда же начались первые эксперименты по передаче видеосигнала.

  • переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным средствам;
  • миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;
  • создание программно-управляемых устройств и процессов.

Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль - информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи. Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Сегодня мы переживаем пятую информационную революцию, связанную с формированием и развитием трансграничных глобальных информационно-телекоммуникационных сетей, охватывающих все страны и континенты, проникающих в каждый дом и воздействующих одновременно и на каждого человека в отдельности, и на огромные массы людей.

Наиболее яркий пример такого явления и результат пятой революции - Интернет. Суть этой революции заключается в интеграции в едином информационном пространстве по всему миру программно-технических средств, средств связи и телекоммуникаций, информационных запасов или запасов знаний как единой информационной телекоммуникационной инфраструктуры, в которой активно действуют юридические и физические лица, органы государственной власти и местного самоуправления. В итоге неимоверно возрастают скорости и объемы обрабатываемой информации, появляются новые уникальные возможности производства, передачи и распространения информации, поиска и получения информации, новые виды традиционной деятельности в этих сетях.

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.

Читайте также: