Информационное обеспечение принятия решений в юридической деятельности кратко

Обновлено: 02.07.2024

Роль современных технологий в юридической деятельности

Информационные технологии играют огромную роль в работе юриста. Они помогают найти, обобщить актуальную правовую информацию, оперативно обменяться данными, предоставить необходимые сведения в судебные органы и т. д.

Благодаря информационным технологиям юрист может не только оперативно получать актуальные законодательные сведения. Они дают возможность быстро отыскать статистические данные, без которых подчас невозможно обойтись при решении различных вопросов. Кроме того, из интернета специалист может получить любые данные из смежных дисциплин.

Глубокая интеграция информационных технологий в юридическую деятельность приводит к ускорению процесса поиска и подготовки необходимой документации.

Справочные правовые системы

Говоря о роли информационных технологий в деятельности юриста, нельзя не упомянуть и широкое внедрение справочных правовых систем. Работа с такими системами дает юристу возможность получить доступ к последним редакциям правовых актов и документов.

Можно с уверенностью утверждать, что внедрение справочно-правовых систем стало важнейшим достижением информационной эпохи в контексте юридической деятельности.

В середине прошлого века был накоплен огромный массив данных, в связи с чем систематизация носителей представляла огромные сложности, а поиск необходимой информации мог занимать достаточно долгое время.

Когда начали развиваться информационные технологии, все данные удалось оцифровать и систематизировать. Первая справочная правовая система появилась в 1967 году в Европе, в СССР первая система была внедрена только спустя восемь лет. Первоначально доступ к советской базе был ограничен, однако в наше время появились системы, которыми могут пользоваться даже люди, не имеющие юридического образования.

Автоматизированные информационные системы

Следующим шагом стало появление автоматизированных информационных систем. Такие системы широко используются в юридической деятельности, позволяя проводить розыскные мероприятия, экспертизу и электронное доказывание.

В настоящее время идет работа над созданием автоматизированных рабочих мест и Единой информационной системы МВД, что позволит автоматизировать работу следователей.

Говоря об информационных технологиях в юридической деятельности, нельзя не упомянуть электронный документооборот. В настоящее время он постоянно совершенствуется и дорабатывается.

Современный электронный документооборот представлен в двух формах: электронных доказательств и системы оценки этих доказательств.

Благодаря тому, что в настоящее время имеется возможность регистрировать информацию как о преступлениях, так и о совершивших их гражданах, имеется возможность оперативно оценить криминальную обстановку в любом регионе страны. Информация, которая содержится в системе учета, используется при раскрытии примерно 20% всех преступлений, совершенных на территории России.

Технические средства в юридической деятельности

Современные технические средства позволяют юристам фиксировать необходимые данные и добывать доказательства. Сюда можно отнести технику, позволяющую делать фотографии, а также вести видеосъемку или аудиозапись. Из современных разработок стоит выделить систему защиты свидетелей, которая представляет собой комплекс устройств, включающий в себя камеру, микрофон, систему изменения голоса и т. д.

Еще одним средством, облегчающим работу юриста, является видеоконференцсвязь, дающая возможность проводить рассмотрение дел без очного присутствия участников процесса.

В качестве доказательств при рассмотрении дел в суде нередко используются данные авторегистраторов и видеокамер круглосуточного наблюдения.

Резюмируя, можно сказать, что информационные технологии играют огромнейшую роль в современной юридической деятельности. Благодаря информационным технологиям удалось добиться ускорения принятия юридических решений, усовершенствован процесс поиска и систематизации доказательств, а юристы получили возможность в любой момент найти все необходимые сведения относительно актуальных законов и правовых актов.

Характерной особенностью принятия решения в юридической области является многочисленность вариантов, допускаемых обстоятельствами дела, из числа которых нужно выбрать единственное, наиболее обоснованное решение. При этом объем исходной информации зависит от количества возможных вариантов выбора, а условие задачи может быть задано в громоздком виде. Чтобы оценить степень соответствия выбранного решения поставленной цели, нужно иметь возможность количественно оценить степень достижения цели для каждого из рассматриваемого варианта.

Эта проблема сводится к необходимости математического моделирования ситуации, по которой принимается решение.

Под принятием решения понимается не отдельный акт выбора одного из некоторых готовых решений, а многоэтапный итерационный процесс.

Для принятия решения нужна определенная мотивация, наличие мотивации формирует цель. Это может быть одна цель или система целей.

Для достижения цели нужно сформулировать задачи. Задачи могут быть сложными, требующими применения математических моделей, специальных информационно-вычислительных методов и компьютеров. Вся последовательность шагов по принятию решения реализуется при постоянном поступлении информации с привлечением экспертов, использующих полученную информацию для оценки и выбора вариантов.

Операции сбора, передачи, хранения, переработки и использования информации при квалификации преступлений объединяются в целенаправленный информационный процесс.

Итак, в юридической деятельности используются как универсальные средства автоматизации офиса: текстовый процессор, табличный процессор, электронная почта, электронный календарь, компьютерные и телеконференции, хранение изображений, а также специализированные программы управленческой деятельности: ведения документов, контроля за исполнением приказов и т.д. Достаточно широкое применение находят автоматизированные информационные системы.

1. Гаврилов М.В., Климов В.А. Информатика и информационные технологии: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 350 с.

2. Информатика для юристов и экономистов /Симонович С.В. и др. – СПб.: Питер, 2008. – 688 с.

4. Мельников. П.П. Современные информационные технологии. [Электронный ресурс]: URL:

5. Степанов А.Н. Информатика: базовый курс для студ. гуманит. спец. высш. учеб. заведений. – 6-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 720 с.

Заключение

Информационное обеспечение принятия решений в юридической деятельности

Характерной особенностью принятия решения в юридической области является многочисленность вариантов, допускаемых обстоятельствами дела, из числа которых нужно выбрать единственное, наиболее обоснованное решение. При этом объем исходной информации зависит от количества возможных вариантов выбора, а условие задачи может быть задано в громоздком виде. Чтобы оценить степень соответствия выбранного решения поставленной цели, нужно иметь возможность количественно оценить степень достижения цели для каждого из рассматриваемого варианта.

Эта проблема сводится к необходимости математического моделирования ситуации, по которой принимается решение.

Под принятием решения понимается не отдельный акт выбора одного из некоторых готовых решений, а многоэтапный итерационный процесс.

Для принятия решения нужна определенная мотивация, наличие мотивации формирует цель. Это может быть одна цель или система целей.

Для достижения цели нужно сформулировать задачи. Задачи могут быть сложными, требующими применения математических моделей, специальных информационно-вычислительных методов и компьютеров. Вся последовательность шагов по принятию решения реализуется при постоянном поступлении информации с привлечением экспертов, использующих полученную информацию для оценки и выбора вариантов.




Операции сбора, передачи, хранения, переработки и использования информации при квалификации преступлений объединяются в целенаправленный информационный процесс.

Итак, в юридической деятельности используются как универсальные средства автоматизации офиса: текстовый процессор, табличный процессор, электронная почта, электронный календарь, компьютерные и телеконференции, хранение изображений, а также специализированные программы управленческой деятельности: ведения документов, контроля за исполнением приказов и т.д. Достаточно широкое применение находят автоматизированные информационные системы.

1. Гаврилов М.В., Климов В.А. Информатика и информационные технологии: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 350 с.

2. Информатика для юристов и экономистов /Симонович С.В. и др. – СПб.: Питер, 2008. – 688 с.

4. Мельников. П.П. Современные информационные технологии. [Электронный ресурс]: URL:

5. Степанов А.Н. Информатика: базовый курс для студ. гуманит. спец. высш. учеб. заведений. – 6-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 720 с.

Характерной особенностью принятия решения в юридической области является многочисленность вариантов, допускаемых обстоятельствами дела, из числа которых нужно выбрать единственное, наиболее обоснованное решение. При этом объем исходной информации зависит от количества возможных вариантов выбора, а условие задачи может быть задано в громоздком виде. Чтобы оценить степень соответствия выбранного решения поставленной цели, нужно иметь возможность количественно оценить степень достижения цели для каждого из рассматриваемого варианта.

Эта проблема сводится к необходимости математического моделирования ситуации, по которой принимается решение.

Под принятием решения понимается не отдельный акт выбора одного из некоторых готовых решений, а многоэтапный итерационный процесс, который может быть представлен в виде схемы, приведенной на рис.1.


Рис. 1. Принятие решений

Для принятия решения нужна определенная мотивация, наличие мотивации формирует цель. Это может быть одна цель или система целей.

Для достижения цели нужно сформулировать задачи. Задачи могут быть сложными, требующими применения математических моделей, специальных информационно-вычислительных методов и компьютеров. Вся последовательность шагов по принятию решения реализуется при постоянном поступлении информации с привлечением экспертов, использующих полученную информацию для оценки и выбора вариантов. Операции сбора, передачи, хранения, переработки и использования информации при квалификации преступлений объединяются в целенаправленный информационный процесс.

По своим функциям и структуре эти системы имеют много схожих черт:

они содержат довольно полно представленный банк данных по всем разделам законодательства РФ;

являются открытыми и постоянно пополняются новыми документами;

базы данных пользователя обновляются с удобной для пользователя периодичностью, так как кроме при­вычных форм передачи информации (почта, курьер) сей­час многим доступны электронная почта и выход в Интернет;

как правило, все системы работают под управле­нием WINDOWS и хорошо доку­ментированы;

каждая из систем позволяет осуществлять поиск документов разными методами, используя карточку рек­визитов и словари по каждому реквизиту;

в каждой системе предусмотрен набор операций для работы с отдельным документом и с текстом доку­мента: просмотр документа строчка за строчкой от на­чала до конца; просмотр по разделам, главам и статьям;

просмотр фрагментов, содержащих поисковый контекст;

все системы позволяют извлекать фрагменты тек­ста и перемещать их в редактор, работать с каждым до­кументом не только в режиме просмотра, но и в режиме редактора;

существует возможность перехода от документа к документу по ссылкам (гипертекстам);

для путешествия по документам помимо ссылок предусмотрена еще и система закладок;

в США, Великобритании, Израиле, а также через ком­муникационную сеть Интернет.

Основные нормативные акты России по разделам Правовое регулирование бизнеса в России и Типовые контракты и деловые документы переведены на англий­ский язык.

Можно выделить три основных вида поиска в компьютерных справоч­ных системах:

• поиск по реквизитам документов,

• поиск по специализированным классификаторам.

Современные СПС предоставляют возможность эффективно рабо­тать с любым из этих видов поиска. Возможности мгновенного поиска с помощью комплекса поисковых инструментов – действительно совер­шенно новый уровень работы с информацией, который обеспечили ком­пьютерные технологии.

Важнейшее свойство программных технологий заключается в том, что они позволяют не просто в сотни раз быстрее искать конкретный фрагмент текста документа по тому или иному признаку, но и одновре­менно сочетать несколько поисковых инструментов. Это свойство позво­ляет прекратить споры о том, какой вид поиска более удобен и точен.

В действительности каждый вид поиска имеет свои достоинства и не­достатки, преимущества и ограничения при использовании. Оптималь­ный же результат может быть получен только при сочетании различных видов поиска и их параллельном использовании. Проанализируем каж­дый из этих видов поиска более подробно.

Поиск по реквизитам документа

Это наиболее простой, удобный и очевидный способ поиска. Под по­иском по реквизитам понимается поиск по номеру, виду документа, при­нявшему органу, дате принятия и т.д. Удобство и простота реализации этого вида поиска обычно не вызывают ни у кого особых вопросов. Одна­ко он применим только в тех ситуациях, когда точно известны реквизи­ты конкретного документа.

Основная проблема заключается в том, что в большинстве реальных ситуаций чаще всего требуется поиск документов без заранее известных точных реквизитов, только на основании общего смысла проблемы.

Этот вид поиска основан на автоматической обработке текста. При за­просе на поиск тех документов, где встречается конкретное слово, авто­матически происходит перебор всего массива документов и выбор всех тех документов, где это слово встречается. Существуют быстрые алго­ритмы такого поиска, когда при первоначальном вводе каждого докумен­та все встречающиеся в нем слова вносятся в общий словарь, и в дальней­шем при поиске по любому слову из словаря можно мгновенно получить список всех документов, где оно встречается.

Более того, на основе полнотекстового поиска могут быть реализова­ны различные способы формирования поисковых запросов. Простейшим запросом является следующий: найти все документы, содержащие одно слово, например БУХГАЛТЕР. Более сложным вариантом запроса явля­ется запрос на поиск всех документов, содержащих два слова, например ГЛАВНЫЙ и БУХГАЛТЕР. Если эти два слова соединены логическим ус­ловием И, то будут отобраны только те документы, где есть одновремен­но оба слова. Если указаны два слова, соединенные логическим условием ИЛИ, то будут отобраны документы, где есть хотя бы одно из этих слов. Такие логические выражения могут быть еще более сложными.

При формировании сложных запросов дополнительно может исполь­зоваться признак близости слов. В запросе ГЛАВНЫЙ И БУХГАЛТЕР мо­жет быть указано, что слова должны находиться РЯДОМ, например в пре­делах 2 (или 3) строк.

Основное преимущество полнотекстового поиска состоит в том, что он не зависит от субъективных мнений или ошибок специалистов-раз­работчиков и всегда по любому слову дает возможность получить пол­ный и абсолютно точный список документов, где встречается искомое слово. Ничего не будет забыто и пропущено. Другими словами, на лю­бой запрос можно получить ответ, подготовленный по понятному для пользователя правилу, не зависящему от субъективной позиции обра­ботчика,

Существует достаточно много разновидностей классификаторов. Так, можно считать, что поиск до­кументов по реквизитам также является поиском по классификатору. Та­кого рода классификаторы имеют жесткую структуру, не зависящую от субъективной точки зрения тех, кто обрабатывает информацию. Напри­мер, при поиске документа по его виду структура и состав соответствую­щего классификатора жестко и формально определены объективно су­ществующими видами документов (закон, указ, письмо и т.д.).

Однако в этом пункте мы будем рассматривать другой вид классифи­каторов, структура которых (в отличие от упомянутых выше) существен­но зависит от опыта и взглядов экспертов – обработчиков информации.

Общей чертой всех разновидностей поиска по этим классификаторам является то, что вся информация проходит предварительную обработку и рубрицируется. Это означает, что эксперт ставит в соответствие каждо­му элементу информационного массива (документу в целом или его час­ти) определенный элемент классификатора, то есть, так ука­зывается определенная рубрика. После такой обработки пользователь может выбрать интересующую его рубрику и получить всю подборку до­кументов или их частей, которые были предварительно отобраны экспер­том.

В зависимости от расположения рубрик классификаторы можно раз­делить на иерархические и алфавитные.

В первой разновидности классификаторов рубри­ки расположены в иерархическом порядке, от общего к частному. Такое расположение рубрик более традиционно, оно напоминает оглавление книги и понятно абсолютному большинству пользователей. В разных базах данных используются различные классификаторы этой разновидно­сти: Общеправовой классификатор отраслей законодательства (ОКОЗ), его модификации или другие независимые разработки.

Классификаторы второй разновидности составлены на основе специаль­ных словарей, состоящих из юридических понятий, расположенных уже в ал­фавитном порядке.

Каждая из этих разновидностей классификаторов (чаще вторая) мо­жет усложняться путем уточнения и увеличения количества юридиче­ских понятий, составляющих классификатор. Рубрики могут состоять из некоторого набора терминов и представлять собой описание определен­ной ситуации. Такие ситуации, как правило, очень многочисленны и тре­буют определенного поискового аппарата.

Программные технологии высокого уровня, кроме непосредственного поиска документов, обычно включают некоторые очень полезные сервис­ные инструменты. Отметим ряд возможностей, реализованных в систе­мах КонсультантПлюс.

• Возможность создавать собственные постоянные подборки доку­ментов по какой-либо проблеме (так называемые папки документов). При этом поиск возможен как по всей базе, так и по конкретным пап­кам. Пользователи, работающие на различных компьютерах, могут обмениваться такими папками. Это позволяет организовать коллек­тивную работу нескольких специалистов над общей проблемой.

• Возможность ставить закладки в тексте, что удобно при работе с большими документами.

• Наличие гипертекстовых связей между документами, позволяющих нажатием одной клавиши переходить из одного документа в другой.

Справочные правовые системы, так же как и инфор­мационно-правовые системы, представляют собой ин­формационные базы данных и программы для управле­ния базами данных. Что такое базы данных, и какие фун­кции входят в управление базами данных, вы хорошо представляете, поработав с СУБД Access. Принципиаль­ным отличием этих систем является то, что их базы дан­ных содержат большие объемы текстовой информации правового назначения: нормативно-правовые акты, офи­циальные документы, комментарии к законодательству, обобщение практики и советы, научные статьи по юри­дической тематике.

Информационное обеспечение процесса принятия решений – это действия по формированию информационной базы, характеризующей текущее состояние проблем, требующих решения, а также обеспечивающей основу для выработки обоснованных способов их решения.

Сущность информационного обеспечения процесса принятия решений

Информационное обеспечение процесса принятия решений выступает в качестве важнейшей обеспечивающей функции, от качества которой напрямую зависит обоснованность принимаемых управленческих решений и эффективность функционирования системы управления.

Процесс управления, выражающаяся в принятии решений, осуществляется в ходе реализации межличностных отношений, информационного обмена, обсуждения и утверждения решений. Информационный обмен является сложнейшей проблемой любого уровня управленческой иерархии.

Информационный обмен можно разделить на четыре базовых элемента:

Этапы информационного обмена:

  1. зарождение идеи;
  2. кодирование информации и выбор канала передачи;
  3. собственно передача информации;
  4. декодирование информации.

Требования к информационному обеспечению процесса принятия решений

Готовые работы на аналогичную тему

От качества информации напрямую зависит эффективность принимаемых управленческих решений. В связи с этим к информации предъявляется ряд требований, к числу которых можно отнести следующие:

Помимо требований к самой информации, используемой для принятия решений, существуют требования к источникам, надежность которых прямо влияет на результат использования информации.

Всю совокупность источников информации можно разделить на внешние и внутренние. Внутренними источниками являются все источники, которые находятся в пределах управляемой системы. Внешние источники информации находятся за пределами управляемой системой. Помимо этого, выделяют смешанные источники информации, которые представлены внутренней информации, подтвержденной информацией из внешних источников.

С одной стороны, внутренняя информация может быть признана более надежной в связи с тем, что известны правила ее подготовки, можно оценить ее полноту, обеспечить своевременность поступления. Однако специалисты отмечают, что внутренняя информация часто подвергается субъективной обработке, способной повлиять на ее достоверность. В то время как внешняя информация носит более объективный характер, то есть более полно и адекватно характеризуют сложившуюся ситуацию или проблему.

Читайте также: