Информационно библиотечный центр как структура в школе

Обновлено: 02.07.2024

Зона получения
информационных ресурсов
во временное
пользование
Концепция информационнобиблиотечного центра
Зона для
организации
выставок
Читальный
зал
Каталог,
картотеки, СБА
Зона для
проведения
различных
мероприятий
Зона получения
информации на
различных
носителях
Зона проектноисследовательской
деятельности

Информационно-коммуникационные
технологии в системе работы ИБЦ
Выявление информационных
потребностей учителей и
обучающихся и
предоставление необходимых
информативных данных через
сеть Интернета для
методических разработок и
проектной работы
Обеспечения доступа к
ресурсам электронных
библиотек, развивающих
сайтов
Размещение информации на
сайте школы и
информационно-библиотечном
сайте
Использование текстовых и
графических редакторов для
составления документации,
отчетности, оформительских
работ, информационных
стендов,
Использование различных
программ для подготовки
презентаций, видеофильмов
при проведении внеклассных
мероприятий, в проектной
деятельности обучающихся

Читальный зал
Проведение
мероприятий
гражданскопатриотической
направленности
Оформление
выставок книг,
рисунков и
поделок
учащихся
Проведение библиотечных
уроков, совместных мероприятий
с межпоселенческой библиоткой
к юбилейным датам,
литературных игр с показом
презентаций

Информационно-библиотечный центр для
проведения мероприятий активно
сотрудничает со школьными подразделениями
Точка роста
Актовый зал
Школьный музей

Модернизация и оснащение информационно-библиотечных центров в образовательных организациях

Модернизация библиотек — неотъемлемая составляющая эпохи перемен. Инновации активно внедряются во все сферы жизни и социальные институты. Библиотеки нового поколения призваны не только накапливать, хранить, систематизировать и предоставлять информацию на бумажных носителях. Они должны давать возможность пользователю получать знания из любых источников: книжного фонда, аудио- и видеоконтента, систем виртуальной реальности, мировых и общероссийских электронных ресурсов.

sovremennaya-biblioteka-v-obrazovatelnoj-organizacii

Задачи информационно-библиотечного центра в современной школе, колледже, ВУЗе

Информационно-библиотечный центр (ИБЦ) в образовательной организации — многофункциональное пространство со свободным доступом к интеллектуальным ресурсам на всех носителях информации.

  • формировать учебный фонд для педагогов и обучающихся, включающий учебники, методические материалы, пособия, проектные и исследовательские работы, периодические издания;
  • создавать условия для быстрого и постоянного доступа к учебной и художественной литературе, аудиокнигам, видеоматериалам, электронным библиотекам и образовательным ресурсам;
  • помогать педагогическому составу в организации метапредметного учебного процесса, реализации основной, дополнительных образовательных программ и внеучебной деятельности;
  • развивать навыки самообразования, самостоятельной поисковой, исследовательской, аналитической и творческой работы обучающихся, обработки информации из разных источников.

informacionno-bibliotechnyj-centr-v-vuze

Благодаря этому информационно-библиотечный центр расширяет возможности для обучения, делает доступными новые формы и методики и позволяет повысить качество образования.

Новые функции библиотеки

Обновленные информационно-библиотечные центры позволяют использовать различные формы работы с пользователями, включая живое общение. Они становятся не только пространством для получения информации и чтения, но и местом коммуникации.

В них можно создавать лектории для разных возрастов и дискуссионные клубы, проводить выставки. На базе библиотек могут работать тематические студии и проходить факультативные занятия. Фонды и доступ к электронным ресурсам дают возможность организовывать турниры, викторины, интеллектуальные игры, мастер-классы.

zona-otdyha-v-biblioteke

kinozal-v-shkolnoj-biblioteke

Структура информационно-библиотечного центра

Планировка и площадь помещений ИБЦ зависят от возможностей здания образовательной организации, её деятельности и расчетного контингента обучающихся. Требования к современным библиотекам для школ, средних специальных и высших учебных заведений определяют СП 251.1325800.2016, 279.1325800.2016 и СП 278.1325800.2016.

В соответствии с правилами предусматриваются:

  • фонды открытого и закрытого хранения;
  • читальный зал с посадочными местами;
  • кафедры выдачи и приема материалов в читальных залах и помещениях абонемента;
  • зоны для индивидуальной работы с ИКТ, электронными, видео- и аудиоресурсами;
  • места для работы с периодикой и каталогами;
  • лекционные залы.

chitalnyj-zal

kompyuternyj-zal-dlya-individualnoj-raboty-s-ikt

lekcionnyj-zal-s-proektorom

Оборудование для информационно-библиотечных центров

Информационно-библиотечные центры оснащают:

  • стационарными и передвижными стеллажами под литературу;
  • открытыми, закрытыми и каталожными шкафами под периодику, формуляры, мультимедиа носители, наушники, документ-камеры;
  • библиотекарскими и регулируемыми ученическими столами для читательских залов и мест коллективной работы; ;
  • креслами для библиотекарей и мест отдыха и чтения посетителей; со специализированным программным обеспечением и периферийным оборудованием;
  • интерактивными панелями и мультимедийными проекторами.

osnashchenie-bibliotek-oborudovaniem-mebelyu-i-tekhnikoj

Оборудование библиотек для посетителей с ОВЗ

Библиотека должна быть общедоступной. В ней необходимо создать комфортные условия для посетителей и обучающихся с ОВЗ, чтобы сделать их полноценными участниками процесса обучения и интеллектуально-творческого развития.

Для оснащения используют:

  • учебники и художественную литературу со шрифтом Брайля, аудиокниги;
  • портативные устройства с камерой для распознавания, чтения и сканирования;
  • компьютеры с программным обеспечением для слабовидящих;
  • цифровые видеоувеличители или электронные лупы;
  • стойки высотой не более 0,85 м для выдачи книг инвалидам-колясочникам;
  • добавочное освещение стеллажей и мест в читательском зале;
  • тактильные таблички, информационные стенды и аудиовизуальные табло.

Для удобства посетителей на колясках предусматривают увеличенные рабочие места и проходы шириной более 1,2 м.

kniga-so-shriftom-brajlya-v-biblioteke

rabota-s-invalidami-v-biblioteke

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьная библиотека – это идеальное место, где пересекаются три главные составляющие полноценной среды развития: информация, культура и общение.

На сегодняшний день ключевая задача нашей библиотеки – это с максимальной целесообразностью и разумностью использовать новые информационные технологии и ресурсы для обеспечения повышения эффективности библиотечно-информационного обслуживания участников образовательного процесса как фактора повышения качества образования и воспитания.

Проблема повышения качества библиотечно-информационного обслуживания учащихся и педагогов сегодня особенно актуальна. От его уровня во многом зависит достижение нового качества образования.

Успешность деятельности и достижение заданного результата системой школьного обучения будет зависеть, в том числе, от направления развития школьной библиотеки, которая, чтобы существовать далее, должна быть реорганизована в информационно-библиотечный центр. Сейчас школьная библиотека не должна и не может оставаться в стороне от развития и саморазвития. Внешняя среда определяет вектор развития школьной библиотеки как информационно-библиотечного центра.

Миссия информационно - библиотечного центра

Предоставление информации и идей, имеющих фундаментальное значение для успешной деятельности пользователей библиотеки, их социализации в современном мире, который строится на информации и знаниях, информационное сопровождение личностного роста всех участников образовательного процесса.

Выступая самостоятельным образовательным центром, библиотека ставит перед собой следующие цели:

- Формирование школьной библиотеки как важнейшего элемента современной информационно-образовательной среды в системе образования.

- Создание условий для обеспечения всех участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей) возможности наиболее полного и быстрого доступа к информационным ресурсам.

- Оказание организационно-методической помощи по использованию информационных поисковых систем.

Модель предполагает внедрение следующих инновационных технологий:

  • Создание и ведение электронного каталога библиографических карточек.
  • Создание электронного каталога книг и учебников.
  • Автоматическое заполнение формуляра читателя и сохранение его в базе данных.
  • Подключение к электронным библиотекам, расположенным в сети Интернет.
  • Пополнение абонемента аудиокнигами.
  • Пополнение медиатеки новыми материалами.

Основные направления деятельности

информационно-библиотечного центра

  • пополнение банка педагогической информации;
  • оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации из библиотечно-информационного центра;
  • создание условий для учителей в получении информации о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения через объединенный электронный каталог (локальную сеть, Интернет);
  • оказание практической помощи учителям при проведении занятий на базе библиотечно-информационного центра с использованием различных информационных средств обучения;
  • создание (на основе имеющихся в информационно - библиотечном центре) методических описаний, обучающих программ для интеллектуального развития школьников;
  • формирования навыков и умений самостоятельной, творческой, поисково-исследовательской работы с различными источниками информации;
  • осуществление посреднических услуг по удовлетворению запросов пользователей по доставке информации, заказанной литературы по МБА;
  • создание условий учащимся, учителям, родителям для чтения книг, периодики, работы с компьютерными программами и CD-ROM- технологиями;
  • развитие информационной грамотности учащихся.

Одной из основных функций современной школьной библиотеки является информационная функция, осуществление которой предполагает формирование, систематизацию информационных ресурсов и организацию доступа к ним. Обеспечить ее можно только при использовании информационно-коммуникационных технологий в обслуживании учащихся, учителей и родителей. Современная школьная библиотека в новых условиях предполагает интеграцию функций информационного и культурного центров в интересах инновационного образовательного процесса, т.е.:

  • приобщение школьников к чтению как основному виду познавательной деятельности и форме проведения досуга;
  • содействие получению навыков непрерывного самообразования и повышения уровня информационной культуры, т.е. получению знаний, умений и навыков в области поиска, анализа, переработки информации, создания и распространения новой информации.

Ресурсное обеспечение ИБЦ:

  • Материально-технические ресурсы (Интернет, ПК + дополнительное оснащение).
  • Информационные ресурсы (цифровые + печатные ресурсы, Веб 2.0 как платформа накопления, совместного создания, комплектования, открытого доступа):

- электронные учебные материалы и образовательные ресурсы Интернета;

- печатные образовательные ресурсы по всем предметам учебного плана в фонде;

- электронные информационно-образовательные ресурсы по всем предметам учебного плана в фонде;

- дополнительная литература в фонде;

- ресурсы, создаваемые участниками образовательного процесса.

Организационные ресурсы (пространственное расширение, ИБЦ 2.0 как инновационная

форма организации деятельности):

Новые место и роль ИБЦ в образовательном процессе влечет за собой организационно более совершенные подходы, направленные на развитие. Определим основные:

Самое главное - это максимальное наполнение информационными ресурсами, которые направлены на формирование универсальных способов деятельности и включающие участников УВП в непосредственную творческую работу.

Ожидаемые результаты:

  • обеспеченность учащихся и педагогов доступом к сети Интернет и Интернет-ресурсам – 100%.
  • активизация познавательной деятельности и читательской активности учащихся;
  • повышение запросов информационных справок;
  • информационно-библиотечный центр как инновационное структурное подразделение школьной инфраструктуры;
  • освоение работы серверов Веб 2.0; применение этих знаний в образовательном процессе;
  • увеличение библиотечного фонда информационными ресурсами, отвечающими требованиям.

Школьная библиотека – это идеальное место, где пересекаются три главные составляющие полноценной среды развития: информация, культура и общение.

На сегодняшний день ключевая задача нашей библиотеки – это с максимальной целесообразностью и разумностью использовать новые информационные технологии и ресурсы для обеспечения повышения эффективности библиотечно-информационного обслуживания участников образовательного процесса как фактора повышения качества образования и воспитания.

Проблема повышения качества библиотечно-информационного обслуживания учащихся и педагогов сегодня особенно актуальна. От его уровня во многом зависит достижение нового качества образования.

Успешность деятельности и достижение заданного результата системой школьного обучения будет зависеть, в том числе, от направления развития школьной библиотеки, которая, чтобы существовать далее, должна быть реорганизована в информационно-библиотечный центр. Сейчас школьная библиотека не должна и не может оставаться в стороне от развития и саморазвития. Внешняя среда определяет вектор развития школьной библиотеки как информационно-библиотечного центра.

Миссия информационно - библиотечного центра

Предоставление информации и идей, имеющих фундаментальное значение для успешной деятельности пользователей библиотеки, их социализации в современном мире, который строится на информации и знаниях, информационное сопровождение личностного роста всех участников образовательного процесса.

Выступая самостоятельным образовательным центром, библиотека ставит перед собой следующие цели:

- Формирование школьной библиотеки как важнейшего элемента современной информационно-образовательной среды в системе образования.

- Создание условий для обеспечения всех участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей) возможности наиболее полного и быстрого доступа к информационным ресурсам.

- Оказание организационно-методической помощи по использованию информационных поисковых систем.

Модель предполагает внедрение следующих инновационных технологий:

Создание и ведение электронного каталога библиографических карточек.

Создание электронного каталога книг и учебников.

Автоматическое заполнение формуляра читателя и сохранение его в базе данных.

Подключение к электронным библиотекам, расположенным в сети Интернет.

Пополнение абонемента аудиокнигами.

Пополнение медиатеки новыми материалами.

Основные направления деятельности

информационно-библиотечного центра

пополнение банка педагогической информации;

оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации из библиотечно-информационного центра;

создание условий для учителей в получении информации о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения через объединенный электронный каталог (локальную сеть, Интернет);

оказание практической помощи учителям при проведении занятий на базе библиотечно-информационного центра с использованием различных информационных средств обучения;

создание (на основе имеющихся в информационно - библиотечном центре) методических описаний, обучающих программ для интеллектуального развития школьников;

формирования навыков и умений самостоятельной, творческой, поисково-исследовательской работы с различными источниками информации;

осуществление посреднических услуг по удовлетворению запросов пользователей по доставке информации, заказанной литературы по МБА;

создание условий учащимся, учителям, родителям для чтения книг, периодики, работы с компьютерными программами и CD-ROM- технологиями;

развитие информационной грамотности учащихся.

Одной из основных функций современной школьной библиотеки является информационная функция, осуществление которой предполагает формирование, систематизацию информационных ресурсов и организацию доступа к ним. Обеспечить ее можно только при использовании информационно-коммуникационных технологий в обслуживании учащихся, учителей и родителей. Современная школьная библиотека в новых условиях предполагает интеграцию функций информационного и культурного центров в интересах инновационного образовательного процесса, т.е.:

приобщение школьников к чтению как основному виду познавательной деятельности и форме проведения досуга;

содействие получению навыков непрерывного самообразования и повышения уровня информационной культуры, т.е. получению знаний, умений и навыков в области поиска, анализа, переработки информации, создания и распространения новой информации.

Ресурсное обеспечение ИБЦ:

Материально-технические ресурсы (Интернет, ПК + дополнительное оснащение).

Информационные ресурсы (цифровые + печатные ресурсы, Веб 2.0 как платформа накопления, совместного создания, комплектования, открытого доступа):

- электронные учебные материалы и образовательные ресурсы Интернета;

- печатные образовательные ресурсы по всем предметам учебного плана в фонде;

- электронные информационно-образовательные ресурсы по всем предметам учебного плана в фонде;

- дополнительная литература в фонде;

- ресурсы, создаваемые участниками образовательного процесса.

Организационные ресурсы (пространственное расширение, ИБЦ 2.0 как инновационная

форма организации деятельности):

Новые место и роль ИБЦ в образовательном процессе влечет за собой организационно более совершенные подходы, направленные на развитие. Определим основные:

Пространственное расширение ИБЦ за счет выделения зон с четким назначением: библиотечная зона, аудио - и видео зоны, компьютерная зона, online-центр дистанционного обучения и т. п.

Массово, с достаточно высоким уровнем ресурсного обеспечения данного процесса и заданной заказчиком степенью эффективности может развивать требуемые качества личности только система образования. В качестве заказчика системе образования выступает государство, формализуя общественный заказ, определяя результат на основе изучения и анализа тенденций общественного развития и нормативно закрепляя. Таким образом, социальный заказ никогда не является качественно постоянной категорией. А образовательные системы для достижения требуемых результатов, достаточно четко прописанных в Стандартах, обретают высокую степень способности реагировать на изменения, обучаться, перераспределять ресурсную базу. Вот этот тезис будет являться определяющим для нашего ШИБЦ.

В этой связи вполне своевременным является появление и закрепление ФГОС школьного информационно-библиотечного центра, как закономерного результата эволюции школьной библиотеки.

Теперь определим место и роль ШИБЦ в образовательном процессе. Для этого вновь обратимся к Стандартам. Выделим лишь часть основных акцентов современного образовательного процесса:

• Компетентностные подходы к обучению;

• Раннее выявление и сопровождение одаренности;

• Информационная культура участников образовательного процесса.

Не менее интересными в контексте доклада представляются информационно-методические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования в части информационно-образовательной среды школы.

Рисунок 1 – Модель образовательного процесса с ведущей ролью ШИБЦ.

· Ресурсное обеспечение образовательного процесса (с учетом специфики приоритетных направлений деятельности учреждения);

· Формирование информационной культуры участников образовательного процесса через освоение новых видов деятельности (при этом повышение квалификации педагогов через освоение новых образовательных практик и инструментария силами как внутреннего, так и внешнего по отношению к субъекту сообщества становится одним из базовых направлений для качественной реализации образовательных задач).

И именно к такому школьному информационно-библиотечному центру мы должны стремиться. Но выполнение любых задач в принципе невозможно без соответствующего ресурсного обеспечения. Наша модель ШИБЦ будет недееспособна без обеспечения ресурсами нового качества, современными. Структура материально-технических ресурсов ШИБЦ отражена в тексте ФГОС. Этой группе посвятим совсем мало времени в силу очевидной необходимости наличия в информационно-библиотечном центре компьютеров (минимум одного), оргтехники. Обязателен выход в Интернет во всех его зонах. Это все очень очевидно. Но самое простое, видимо, всегда порождает большие сложности.

Информационные ресурсы.

Группу информационных ресурсов мы поделим на две категории:

· обеспечивающие деятельность ШИБЦ;

· составляющие информационное поле деятельности.

К первой категории отнесем нормативно-правовые регламентирующие документы, существующий состав которых вызывает больше вопросов, чем несет пользы (но это лейтмотив другого содержания).

А вторая категория представляет собой все видовое многообразие информационных ресурсов, являющихся основой реализации целей учебного процесса. Снова обращаемся к ФГОС. Условно разделим данную категорию информационных ресурсов следующим образом:

· электронные учебные материалы и образовательные ресурсы Интернета;

· печатные образовательные ресурсы по всем предметам учебного плана в фонде;

· электронные информационно-образовательные ресурсы по всем предметам учебного плана в фонде;

· дополнительная литература в фонде;

· отдельной группой выделим ресурсы, создаваемые участниками образовательного процесса.

Большие массивы электронных информационно-методических образовательных ресурсов приведут к осознанной необходимости комплектовать и оценивать их на платформах автоматизированных информационных библиотечных систем, стимулируя расширение номенклатуры традиционных банков, баз данных (в том числе полнотекстовых), электронных каталогов, открытых для доступа всем участникам учебного процесса, в том числе в Сети на платформе средств 2.0. И все это становится возможным в условиях сформированного информационно-образовательного пространства.

Организационные ресурсы .

Новые место и роль ШИБЦ в образовательном процессе влечет за собой организационно более совершенные подходы, направленные на развитие. Определим основные. Итак…

Пространственное расширение ШИБЦ как следствие обновленной миссии модели данного структурного подразделения за счет выделения зон с четким назначением: библиотечная зона, аудио- и видеозоны, компьютерная зона. Схема структурной организации ШИБЦ представлена ниже (см. рисунок 2):

Рисунок 2 - Схема структурной организации ШИБЦ.

Деятельность моделируемого ШИБЦ ориентируется на пользователя. При этом каждый пользователь перестает быть только потребителем ресурсов, а становится источником, выступает в роли автора. ШИБЦ в положительном смысле вынуждает потребителей информационных услуг сотрудничать, порождая круговорот нового знания.

Интеграция ШИБЦ в образовательный процесс (формирование информационной культуры участников образовательного процесса через сопровождение совместных проектов, исследований, поддержку и обеспечение индивидуальных траекторий образования ученика и повышения квалификации учителя и т.п.).

И самая главная группа ресурсов - кадровые.

В условиях кадрового дефицита и в связи с необходимостью решать новые задачи ШИБЦ ориентируется на сотрудничество с педагогическим коллективом (учителя информатики и учителя-предметники с высокой степенью мотивации), с учащимися. Что становится возможным и будет способствовать эффективному достижению новых образовательных результатов в качественно ином формате информационно-образовательного пространства.

Управлять качественно иным содержанием ресурсных групп, обеспечивающих эффективность деятельности ШИБЦ (при условии грамотного управления) должен специалист совершенно иной формации. В связи с этим должна возникнуть двойная квалификация основного специалиста информационно-библиотечного центра - школьного библиотекаря (оптимальный вариант – библиотекарь-педагог информационной культуры).

Преодолевая диссонанс между своими возможностями и требованиями активных участников образовательного процесса, специалист ШИБЦ (библиотекарь) повышает роль школьной библиотеки, эволюционировавшей в ШИБЦ, в образовательном процессе, выводит ее на новый уровень развития, отказываться от традиционности.

Школе необходим Специалист (Библиотекарь), заинтересованный в профессиональном развитии через повышение квалификации, непрерывное самообразование, инициирующий сетевые проекты (минимум на уровне образовательного учреждения) и участвующий в них, не только сам активно использующий современные ИКТ и Интернет-практики, но вовлекающий в этот процесс всех участников образовательного процесса. Только развивающийся кадровый ресурс современного ШИБЦ способен эффективно использовать, приумножать ресурсы др. групп. И на его развитие, в том числе, необходимо затрачивать усилия соответствующих субъектов образовательной системы.

Огромный потенциал, заложенный в модели информационно-библиотечного центра школы как ядра информационно-образовательного пространства, требует дифференцированной практической реализации. Но эффект положительной отдачи будет возникать всегда.

· учебная (действуют Школа новых информационных технологий, Школа библиотекаря)

· формирование профессионального сообщества работников школьных библиотек/медиатек;

· содействие решению актуальных проблем библиотечной практики;

· развитие взаимодействия внутри сообщества.

При использовании блога, в том числе, и как площадки для повышения квалификации библиотекарей через серии тематических публикаций (в частности и по вопросам использования ИКТ и Интренет-практик в школьной библиотеке) и ответы на вопросы библиотекарей, стало заметно повышаться их самомотивация к освоению новых форм работы, вырос интерес к дистанционному общению с коллегами, участниками образовательного процесса. Появилась заинтересованность в новом имидже своей библиотеки. Активизировалось использование ИКТ в деятельности библиотеки. Больше стали интересоваться электронными каталогами, технологиями мультимедиа, вопросами совместимости своих разработок и АИБС с ОС Линукс.

Всё говорит об огромном потенциале представленной модели модернизированной школьной библиотеки – информационно-библиотечного центра в деятельности образовательного учреждения в новой формате информационно-образовательного пространства в свете новых реалий образования, а значит, у нее есть будущее. Главное не упустить момент, просто захотеть реализовать такую модель на практике и начать… с Себя! Успех не заставит себя ждать, нужно только определить из какой почвы он произрастает.

Читайте также: