Информационная безопасность как важнейший компонент национальной безопасности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Прежде, чем определить само понятие информационной безо-пасности, рассмотрим более общее понятие безопасности и соот-ветственно то место, которое информационная безопасность за-нимает в системе национальной безопасности.

В связи с этим, когда мы говорим о безопасности чего-либо или кого-либо, необходимо рассматривать два плана: внутрен-ний — состояние защищенности от внешних угроз и внешний — безвредность для окружающих.

В Концепции национальной безопасности РФ существенно дополнены и конкретизированы положения, ранее закрепленные в Законе о безопасности.

В Концепции введено понятие национальных интересов как со-вокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства. При этом ограничен перечень областей, национальные интересы в которых определяют предмет национальной безопасно-сти: в области экономики, в социальной, внутриполитической, международной, информационной сферах, в области военной (обо-ронной), пограничной и экологической безопасности.

1 Интересы личности определены в Концепции как полное обеспечение конституционных прав и свобод, личной безопас-ности, повышение качества и уровня жизни, физическое, духов-ное и интеллектуальное развитие. Интересы общества установ-лены в упрочении демократии, создании правового государства, достижении и поддержании общественного согласия, духовном обновлении России. Интересы государства состоят в незыбле-мости конституционного строя, суверенитета и территориаль-ной целостности России, в политической, экономической и со-циальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии международного со-трудничества.

Таким образом, укрепление информационной безопасности названо в Концепции национальной безопасности РФ в числе важнейших долгосрочных задач. Роль информационной безопас-ности и ее место в системе национальной безопасности страны определяется также тем, что государственная информационная политика тесно взаимодействует с государственной политикой обеспечения национальной безопасности страны через систему информационной безопасности, где последняя выступает важным связующим звеном всех основных компонентов государственной политики в единое целое1.

В Доктрине информационной безопасности РФ информа-ционная безопасность Российской Федерации определяется как состояние защищенности ее национальных интересов в информа-ционной сфере, определяющихся совокупностью сбалансирован-ных интересов личности, общества и государства.

• субъекты информационной сферы;

• общественные отношения в информационной сфере;

• информационную инфраструктуру общества;

В соответствии с Законом о безопасности и содержанием Концепции национальной безопасности РФ под информацион-ной безопасностью будем понимать состояние защищенности жиз-ненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

Информационная безопасность

Прежде, чем определить само понятие информационной безо-пасности, рассмотрим более общее понятие безопасности и соот-ветственно то место, которое информационная безопасность за-нимает в системе национальной безопасности.




В связи с этим, когда мы говорим о безопасности чего-либо или кого-либо, необходимо рассматривать два плана: внутрен-ний — состояние защищенности от внешних угроз и внешний — безвредность для окружающих.

В Концепции национальной безопасности РФ существенно дополнены и конкретизированы положения, ранее закрепленные в Законе о безопасности.

В Концепции введено понятие национальных интересов как со-вокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства. При этом ограничен перечень областей, национальные интересы в которых определяют предмет национальной безопасно-сти: в области экономики, в социальной, внутриполитической, международной, информационной сферах, в области военной (обо-ронной), пограничной и экологической безопасности.

1 Интересы личности определены в Концепции как полное обеспечение конституционных прав и свобод, личной безопас-ности, повышение качества и уровня жизни, физическое, духов-ное и интеллектуальное развитие. Интересы общества установ-лены в упрочении демократии, создании правового государства, достижении и поддержании общественного согласия, духовном обновлении России. Интересы государства состоят в незыбле-мости конституционного строя, суверенитета и территориаль-ной целостности России, в политической, экономической и со-циальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии международного со-трудничества.

Таким образом, укрепление информационной безопасности названо в Концепции национальной безопасности РФ в числе важнейших долгосрочных задач. Роль информационной безопас-ности и ее место в системе национальной безопасности страны определяется также тем, что государственная информационная политика тесно взаимодействует с государственной политикой обеспечения национальной безопасности страны через систему информационной безопасности, где последняя выступает важным связующим звеном всех основных компонентов государственной политики в единое целое1.

В Доктрине информационной безопасности РФ информа-ционная безопасность Российской Федерации определяется как состояние защищенности ее национальных интересов в информа-ционной сфере, определяющихся совокупностью сбалансирован-ных интересов личности, общества и государства.

• субъекты информационной сферы;

• общественные отношения в информационной сфере;

• информационную инфраструктуру общества;

В соответствии с Законом о безопасности и содержанием Концепции национальной безопасности РФ под информацион-ной безопасностью будем понимать состояние защищенности жиз-ненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

В современном обществе информационная безопасность является системообразующим фактором практически всех сфер его жизни. Она оказывает определенное влияние на состояние экономической, оборонной, социальной, политической и других составляющих национальной безопасности. В то же время информационная безопасность сама выступает составной частью национальной безопасности, значение которой с каждым годом неуклонно растет.

1. Социальный контекст информационной безопасности. Проблема социальной (общественной) безопасности была и остается одной из важнейших. Она связана с защитой интересов страны и народа в социальной сфере, развитием социальной структуры и общественных отношений, системы жизнеобеспечения и социализации людей, образа жизни, соответствующего потребностям прогресса нынешних и будущих поколений.

Социальная безопасность имеет многоаспектный характер. В современной России она определяется наличием негативных процессов в обществе, таких как рост преступности, снижение уровня жизни, рост безработицы, разрушение старой системы образования, падение престижа науки и инженерного дела, расслоение общества на богатых и бедных, ухудшение отношений между людьми и т. д.

Гарантом социальной защищенности граждан должны являться конституция, государство, президент и другие институты государственной власти. Главные объекты социальной безопасности – личность и общество, социальные интересы и социальные отношения, а с учетом информационного аспекта – права на получение и использование соответствующей информации, а также система формирования общественного сознания.

С помощью существующих перспективных информационных средств и технологий можно практически полностью контролировать и регулировать информационное взаимодействие людей. Речь идет о потенциальных возможностях подслушивания телефонных (и не только телефонных) разговоров, осуществления контроля за перепиской, создания компьютерных баз данных о каждом человеке, включающих конфиденциальную информацию, и т. д.

2. Экологические проблемы в структуре информационной безопасности. Экологическая безопасность – одна из важнейших глобальных проблем современности. Она связана с защитой интересов личности, общества и государства от потенциальных и реальных угроз, создаваемых последствиями антропогенного воздействия на среду, а также от стихийных природных бедствий и катастроф. Рассмотрим информационный аспект этой сложной, многоплановой проблемы.

До сегодняшнего дня сохраняется определенная закрытость процесса формирования экологической политики страны, которая ведется без достаточного информирования научной общественности. В связи с этим не всегда ясно, значится ли экология в числе приоритетов деятельности законодательных и исполнительных органов России или же экологическая проблема используется спекулятивно только в предвыборных баталиях или в борьбе за власть между отдельными группировками. Кроме того, широкие слои населения недостаточно осведомлены об угрозах экологической безопасности, их источниках, о последствиях экологических бедствий и катастроф и т. д. Наиболее характерными примерами этого являются чернобыльская катастрофа, экологические споры, которые велись вокруг строительства скоростной железной дороги Санкт-Петербург – Москва.

где I – нагрузка на окружающую среду; Р – численность населения; Л – уровень благосостояния (потребления на душу населения); Т – технология (ущерб среде, наносимый при производстве единицы продукции с использованием определенной технологии).

Решение большинства экологических проблем и задач связано со сбором и обработкой информации о состоянии природной среды (экологический мониторинг), с моделированием масштабных глобальных процессов, происходящих в природе, с учетом возрастающих техногенных воздействий и антропогенных нагрузок. Очевидно, для эффективного их решения требуется использовать современные информационные средства и технологии.

Таким образом, проблема национальной безопасности носит ярко выраженный информационный характер. При этом следует иметь в виду два аспекта:

1. Человек, информационные ресурсы и информационные системы относятся к числу основных элементов объектов безопасности во всех сферах жизнедеятельности государства. Сегодня активно развиваются средства информационного воздействия на них. Поэтому можно утверждать, что проблема информационной безопасности по отношению к другим ее видам носит межвидовой, а по некоторым вопросам надвидовой характер. Этот факт должен учитываться при формировании государственной и региональной политики в области национальной и информационной безопасности, при разработке соответствующих концепций и программ, при организации конкретных работ в области безопасности;

2. Необходимость использования информационного подхода как основного научно-практического метода решения задач национальной безопасности. Эти сложные задачи, связанные со сбором и анализом огромного объема разнородной (по форме представления, по достоверности и т. д.) информации, с моделированием экономических, экологических, социальных, политических, военных, демографических и других процессов в интересах оценки состояния, прогнозирования и принятия решений по важнейшим государственным проблемам, по своей природе являются информационными, для их решения требуется привлекать новые информационные технологии и средства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

СТАТЬЯ 1360. Использование изобретения, полезной модели или промышленного образца в интересах национальной безопасности

СТАТЬЯ 1360. Использование изобретения, полезной модели или промышленного образца в интересах национальной безопасности Правительство Российской Федерации имеет право в интересах обороны и безопасности разрешить использование изобретения, полезной модели или

Статья 1360. Использование изобретения, полезной модели или промышленного образца в интересах национальной безопасности

Статья 1360. Использование изобретения, полезной модели или промышленного образца в интересах национальной безопасности Правительство Российской Федерации имеет право в интересах обороны и безопасности разрешить использование изобретения, полезной модели или

СТАТЬЯ 1360. Использование изобретения, полезной модели или промышленного образца в интересах национальной безопасности

СТАТЬЯ 1360. Использование изобретения, полезной модели или промышленного образца в интересах национальной безопасности Правительство Российской Федерации имеет право в интересах обороны и безопасности разрешить использование изобретения, полезной модели или

§ 4. Соборное Уложение Алексея Михайловича 1649 г. – важнейший памятник русского военного, уголовного и судебного законодательства XVII века

§ 4. Соборное Уложение Алексея Михайловича 1649 г. – важнейший памятник русского военного, уголовного и судебного законодательства XVII века Важнейшим памятником именно отечественного, а не иностранного происхождения, в XVII в. было Соборное Уложение 1649 г. Причины подготовки

Статья 29. Информационная открытость образовательной организации

Статья 29. Информационная открытость образовательной организации 1. Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в

15. ИНФОРМАЦИОННАЯ НОРМА: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ВИДЫ

15. ИНФОРМАЦИОННАЯ НОРМА: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ВИДЫ Особенность информационно-правовых норм состоит в том, что они регулируют обособленные группы общественных отношений применительно к особенностям информационной сферы.Информационно-правовым нормам присущи все

24. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

24. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Информационная безопасность – состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.Предотвращение и ликвидация угроз

27. ИНФОРМАЦИОННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

78. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

78. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства.Информационная безопасность личности – это состояние и условие жизни личности, при которой реализуются ее права и

79. ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОРУЖИЕ

79. ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОРУЖИЕ Информационная война – действия, предназначенные для достижения информационного превосходства, поддержки национальной военной стратегии, посредством воздействия на информацию и информационные системы противника при

Глава 11 Информационная безопасность

Глава 11 Информационная безопасность Характерной чертой современного общества является его информатизация – активная разработка и внедрение во все сферы человеческой деятельности информационных технологий и средств. Информация и информационные ресурсы становятся

Как должна обеспечиваться информационная безопасность в медицинской организации?

Как должна обеспечиваться информационная безопасность в медицинской организации? Пациенты как субъекты персональных данных, в том числе составляющих врачебную тайну, передавая сведения о себе, вправе рассчитывать на соблюдение конфиденциальности при использовании

Информационная безопасность Российской Федерации – важная составляющая часть нацбезопасности страны, вместе с политической, финансовой, военной, общественной, природной безопасностью. Под информбезопасностью государства принято понимать наличие состояния защищенности национальных интересов страны в информационной отрасли, которые определяются комплексом сбалансированных интересов граждан РФ, общества и государства в целом.

Информационная сфера – комплекс инфоресурсов и соответствующей инфраструктуры объекта защиты. К инфоресурсам принято относить:

  • инфоресурсы оборонных учреждений, в которых содержится информация о главных сферах развития вооружения, об исследовательском, производственном, научном потенциале, размерах поставок и запасах стратегических разновидностей материалов, сырья;
  • сведения о фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работах, которые обладают государственным значением;
  • информационное обеспечение систем связи, управления;
  • и многие другие.

Согласно законодательству РФ, угрозы безопасности информации – это комплекс всевозможных факторов и условий, наличие и воздействие которых формируют вероятную или настоящую опасность утечки важных (персональных, служебных, секретных, конфиденциальных) данных, неправомерного (намеренного или непреднамеренного) негативного воздействия на них.

Угрозы информбезопасности РФ разделены на внешние и внутренние. К внешним угрозам относятся:

  • всевозможные разновидности деятельности других стран в сфере разведки;
  • информационно-технические атаки (неправомерное получение доступа во внутренние сети российских предприятий, радиоэлектронное противоборство и т. д.);
  • диверсионная работа спецслужб зарубежных стран, которая ведется способами информационно-психологического влияния на общество;
  • работа зарубежных политических, финансовых, армейских структур, которая направлена на уничижение интересов РФ в оборонной отрасли.

К внутренним угрозам, представляющим опасность в условиях накаливания военной, политической, общественной, финансовой обстановки, принято относить:

  • несоблюдение техрегламентов, в соответствии с которыми собираются, обрабатываются, хранятся и передаются информационные данные, находящиеся в организациях, ведомствах, службах силовых структур России, в государственных компаниях сферы обороны страны;
  • намеренная диверсионная деятельность, непреднамеренные ошибки, несоблюдение регламентов сотрудниками информационно-телекоммуникационных систем спецназначения;
  • проблемы в работе информационно-телекоммуникационных систем спецназначения;
  • ведение всевозможной пропагандистско-информационной работы, которая оказывает подрывное воздействие на репутацию силовых структур РФ, уровень боеготовности предприятий;
  • неразрешенность вопросов обеспечения защиты интеллектуальной собственности компаний сферы обороны страны, что становится причиной утечки важных, ценных, стратегических инфоресурсов.

В Российской Федерации установлены главные направления, грамотная реализация которых позволяет систематически улучшать, модернизировать систему обеспечения информбезопасности страны. К ним можно отнести следующие направления:

  • периодическое обнаружение внутренних, внешних угроз, источников их появления, создание структурности целей обеспечения информбезопасности, установление необходимых для решения конкретных практических задач;
  • выполнение сертификационной работы традиционных и специальных программных средств, решений, комплектов прикладных приложений, средств защиты информационных данных в имеющихся и разрабатываемых автоматизированных системах управления, связи, структура которых содержит компоненты вычислительного оборудования;
  • систематическая модернизация средств защиты информационных данных, улучшение уровня защищенности систем управления и связи, увеличение уровня надежности специальных программных решений, прикладных приложений, используемого ПО;
  • улучшение, модернизация структурных элементов функциональных органов систем информационной безопасности конкретных объектов, координирование их взаимодействия между собой.

Оценивание состояния систем информбезопасности основывается на проведении полноценного анализа, выявлении источников внешних и внутренних угроз, которые потенциально оказывают на существующую на объекте систему защиты информации негативное, нежелательное отрицательное воздействие. В Российской Федерации процесс защиты информации на объектах разного назначения и категорий секретности организуется по нескольким основным направлениям: от утечки имеющейся информации (в том числе от ее изменения, подмены, удаления), от неправомерного получения доступа ко внутренним сетям, системам и информации, от непреднамеренного негативного воздействия на хранимую информацию.

Информационная безопасность является основополагающей частью национальной безопасности. Но для того, чтобы понять, какую роль играет информационная безопасность, необходимо понять, что скрывается под данным понятием.

Национальная безопасность – это состояние защищённости отдельной страны и её населения от внутренних и внешних угроз во всех сферах её жизнедеятельности.

Защита информации – деятельность, направленная на предотвращение утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию.

Информационная безопасность – состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций и государства.

Как мы можем увидеть, Информационная безопасность тесно перекликается с безопасностью национальной, что в свою очередь доказывает её важную в роль в обеспечении Национальной безопасности.

1. государственная безопасность;

2. общественная безопасность;

3. информационная безопасность;

4. экологическая безопасность;

5. экономическая безопасность;

6. транспортная безопасность;

7. энергетическая безопасность;

8. безопасность личности.

Пройдёмся кратко по каждому из них:

1) Государственная безопасность – это состояние защищённости государственного строя, государственных органов, территориальной целостности государства, а также его суверенитета от внешних и внутренних угроз.

2) Общественная безопасность - это система общественных отношений, урегулированных нормами права в целях обеспечения безопасности личности, общественного спокойствия, благоприятных условий для труда и отдыха граждан, нормальной деятельности государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций от угрозы, исходящей от преступных и иных противоправных деяний, нарушения правил пользования источниками повышенной опасности, предметами и веществами, изъятыми из гражданского оборота, явлений негативного технического и природного характера, а также других особых обстоятельств.

3) Информационная безопасность – защищённость информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, способных нанести ущерб владельцам или пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры.

4) Экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

5) Экономическая безопасность - состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

6) Транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

7) Энергетическая безопасность - состояние защищенности экономики и населения страны от угроз национальной безопасности в сфере энергетики, при котором обеспечивается выполнение предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к топливо- и энергоснабжению потребителей, а также выполнение экспортных контрактов и международных обязательств Российской Федерации.

Информационная безопасность как составляющая национальной безопасности

Как уже было сказано ранее, информационная безопасность является важной частью национальной безопасности, так как переплетается с другими видами безопасности. Создание условий информационной безопасности приведёт к защищённости данных во всех сферах общественной жизни, следовательно, к реализации остальных видов безопасности. К примеру: защита персональных данных – безопасность личности, разработка и внедрение банковских систем защиты – экономическая безопасность; обеспечение условий, при которых будет невозможна утечка государственно важной информации, приведёт к состоянию государственной безопасности, и так далее. Поэтому, можно сделать вывод, что Информационная безопасность является важнейшей частью обеспечения национальной безопасности.

Информационная безопасность является самым главным элементом по обеспечению Жизненно важных интересов нашей страны, так как угрозы национальной безопасности страны во всех сферах деятельности государства все больше осуществляются через информационную среду.

В экономической сфере.

Экономика страны все больше зависит от объема информационных ресурсов, поэтому экономические структуры все больше страдают от не правильности данных и незаконного применения экономической информации.

Военный потенциал государства все в больше степени определяется достоверностью и качеством полученной информации, а также уровнем развития информационной инфраструктуры. Системы управления войсками, разведки и высокоточным оружием, различные новейшие разработки военной техники основываются на уровне развития информационных технологий в области обороны.

Применение различных информационных ресурсов могут существенно помочь политическим деятелям в борьбе за власть.

Главной опасностью в данной сфере является возможность распространения в обществе различной агрессивной идеологии, навязывание идей насилия, раскола в обществе. Цель государства же предотвратить распространения таких идей, утверждение нравственных ценностей и это прежде всего реализуется внутри информационной среды ( с помощью средств массовой информации).

Информационная безопасность является важнейшим элементом по обеспечению национальной безопасности государства во всех сферах. Поэтому необходимо обеспечивать защиту информационных ресурсов, систем; их распространения и использования.

Методы и средства обеспечения информационной безопасности.

В различных сферах государства необходимо использовать специальные работы и способы по обеспечению информационной безопасности. Рассмотрим каждую сферу.

Применяются следующие методы:

создание и совершенствование специальных программно-технических средств защиты финансовой и коммерческой информации; совершенствование системы профессионального отбора и подготовки персонала, работающего с различными видами экономической информации; постоянное совершенствование законодательства в области устанавливания ответственности физических или юридических лиц за незаконное хищение информации, несанкционированный доступ, разглашение коммерческой тайны, распространение недостоверной информации.

Применяются следующие методы:

повышение эффективности защиты технологий производства и технических характеристик вооружения и военной техники страны; увеличение надежности ПО, постоянное развитие средств защиты информационных ресурсов от несанкционированного доступа к ним, развитие засекреченных систем связи и управление войсками и оружием; создание эффективной системы в военной сфере и соответствующего управляющего органа, улучшение приемов стратегической маскировки, разведки, создание методов активного противодействия психологическим атакам возможного противника.

Применяются следующие методы:

создание служб для связи с населением, создание службы, которая бы осуществляла контроль за деятельностью государственных СМИ, создание специальных центров, занимающихся изучением общественного мнения( проведение опросов, референдумы); постоянное совершенствование законодательства РФ и использование средств массовой информации для информирования населения о новых законах, а также деятельность, направленная на предотвращение информационно-пропагандистского вмешательства во внутренние дела страны.

Применяются следующие методы:

создание специальных организаций, которые бы занимались недопущением противоправных информационно-психологических воздействий на массовое сознание людей, и занимающихся сохранением культурно-исторических ценностей; формирование в обществе духовных ценностей, основанных на патриотизме, и отвечающих национальным интересам государства; разработка механизмов, для свободного и открытого доступа населения о работе органов государственной власти, которые оповещаются с помощью СМИ; запрет на пропагандирование жестокости и насилия через средства массовой информации.

В России под свободой слова понимают право (которое гарантированно конституцией) свободно искать, получать, передавать, производить и распространять любую информацию любым законным способом.

Цензура- это когда власть осуществляет тотальный контроль за содержанием и дальнейшем распространении информации, кино, фото, любой теле и радио информации, веб сайтов, а в случае необходимости и личной(частной переписки) человека, для ограничения распространения этой информации, если она признана властью нежелательной.

Свобода слова и цензура в наше время.

После прихода В. Путина к власти, свобода средств массовой информации резко ограничилась. Такие каналы, как ОРТ, РТР и НТВ стали полностью контролироваться государством.

Многие независимые газеты были вынуждены закрыться, на другие были наложены огромные штрафные санкции. , в связи с чем СМИ вынуждены были прибегнуть к самоцензуре. Законодательство РФ, регулирующее СМИ не соответствует европейским стандартам. Было проведено достаточно акций по борьбе с ограничениями свободы слова, но они не привели ни к каким улучшениям.

Организация Freedom House ежегодно составляет рейтинг стран в отношении свободы прессы, так в 2012 году РФ, была на 172 месте, вместе с Зимбабве и Азербайджаном.

Система оперативно-розыскных мероприятий, которая была разработана государством для борьбы с преступностью. Суть этой технологии состоит в том, что по запросу специальных государственных органов, оператор телефонной связи должен предоставить информацию о том или ином абоненте ( список звонков, совершенные, принятые) или же гос. органы могут подслушивать телефонные разговоры.

СОРМ-1 - это система для прослушивания телефонных переговоров;

Для прослушивания разговоров абонентов требуется разрешения суда, однако технических ограничений на прослушивание нет.

Читайте также: