Индивидуальный план педагога психолога работы с детьми с овз в доу

Обновлено: 06.07.2024

Аналитический отчет об эффективности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога За период с 01.09.2017 г по 31.05.2019 г в работе педагога-психолога приоритетным направлением деятельности была подготовка детей подготовительной.

План методической работы с педагогами на период всеобщей самоизоляции План методической работы с педагогами на период всеобщей самоизоляции - Проинформировать педагогов, как будем взаимодействовать с ними.

Советы педагога-психолога для родителей о подготовке детей к школьному обучению В своей практике я использую консультирование родителей по поводу проблем их детей. Многих родителей интересует информация о подготовке.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Индивидуальный план работы педагога-психолога

Фамилия, имя ребенка: …………..

Год рождения: 2015

Цель: профилактика вторичных психо-речевых нарушений, развитие языковых средств по самостоятельному и адекватному оформлению связного высказывания в соответствии с коммуникативной установкой и задачами коммуникации.

Методы: пальчиковые игры, релаксационные методы, рисуночные методики, кинезиологические упражнения, упражнения для развития когнитивной деятельности, методы песочной терапии, словесные игры, дидактические игры, настольные игры.

Оборудование, ТСО: сенсорная комната с оборудованием, кабинет психолога с игровым оборудованием, подборка музыкальных композиций.

Сроки реализации: 3-я неделя сентября – 3-я неделя декабря 2019 г.

Ответственный: Невзорова Г.В.

Познавательное развитие

Мелкая моторика рук

- Обогащение чувственного опыта за счет освоения разных способов обследования предметов.

- Совершенствование всех видов восприятия (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние).

- Осуществление освоения сенсорных эталонов (цвета, формы, размера) на основе развития образной категоризации.

- Обеспечение успешного овладения рациональными приемами осязательного обследования предметов.

- Развитие слухового восприятия в упражнениях на узнавание и различение голосов природы, бытовых шумов, контрастного звучания нескольких игрушек или предметов- заместителей.

- Развитие зрительного восприятия в упражнениях на узнавание и различение больших и маленьких предметов; предметов разных форм; предметов, окрашенных в разные цвета.

- Осуществление перехода от полимодального тактильно-кинестетически-зрительного к мономодальному зрительному восприятию.

- Развитие слухового внимания при восприятии тихих и громких, высоких и низких звуков.

- Развитие зрительного внимания и памяти в работе с парными и разрезными картинками, кубиками и пазлами.

- Развитие наглядно-образного мышления.

- Развитие мелкой моторики рук.

2) Осень, Деревья.

Социально-коммуникативное развитие

Эмоции, чувства. Самооценка.

- Формирование способности дифференцировать различные эмоциональные состояния.

- Формирование способности к эмоциональной саморегуляции.

- Формирование адекватной самооценки и позитивной Я-концепции, расширение представлений о себе.

- Формирование коммуникативных способностей.

- Формирование произвольной регуляции поведения

Речевое развитие

Формирование активного словаря. Связанная речь.

- Развитие психологической базы речи.

- Обогащение речи существительными и прилагательными и другими частями речи.

Познавательное развитие

Мелкая моторика рук

- Обогащение чувственного опыта за счет освоения разных способов обследования предметов.

- Совершенствование всех видов восприятия (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние).

- Осуществление освоения сенсорных эталонов (цвета, формы, размера) на основе развития образной категоризации.

- Обеспечение успешного овладения рациональными приемами осязательного обследования предметов.

- Развитие слухового восприятия в упражнениях на узнавание и различение голосов природы, бытовых шумов, контрастного звучания нескольких игрушек или предметов- заместителей.

- Развитие зрительного восприятия в упражнениях на узнавание и различение больших и маленьких предметов; предметов разных форм; предметов, окрашенных в разные цвета.

- Осуществление перехода от полимодального тактильно-кинестетически-зрительного к мономодальному зрительному восприятию.

- Развитие слухового внимания при восприятии тихих и громких, высоких и низких звуков.

- Развитие зрительного внимания и памяти в работе с парными и разрезными картинками, кубиками и пазлами.

- Развитие наглядно-образного мышления.

- Развитие мелкой моторики рук.

2. Актуальность проблемы

Мир, в котором живёт современный ребёнок, по сравнению с недавним прошлым, значительно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие негативное влияние на большинство семей.

Принцип гуманизации – предполагает обращенность к личности ребёнка, обеспечении условий для обучения, воспитания и развития в соответствии с его способностями и возможностями;

Принцип научности – научность учебного материала обязывает включать в содержание строго проверенные и установленные наукой факты;

Принцип системности и доступности – предполагает использование предметно-цикловой структуры, на основе которой строится содержание. Доступность – соответствие возрасту, уровню подготовленности и познавательным возможностям;

Принцип деятельной направленности – предполагает непосредственную связь требований к знаниям и умениям с содержанием деятельности;

Принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклоне­ния в речевом развитии, неуклонно растет.Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. Е. Левина, Г. А. Ка­ше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.), обучение детей позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сфор­мировать речевую базу еще в дошкольный период.

Психопатологическое исследование детей с болезнью Дауна выявило у них различную степень умственной отсталости. Чаще это дети с тяжёлыми нарушениями интеллекта. По данным учёных около 70% этих детей имеют умеренную умственную отсталость, около 7% лёгкую форму, в остальных случаях – глубокое нарушение интеллекта.

Психика детей с болезнью Дауна имеет ряд своеобразных особенностей. Часть детей отличается повышенной подвижностью, они склонны к гримасничанью, у них развита подражательность, они хорошо копируют действия окружающих их людей. Это дети эретического типа. Они повышенно возбудимы, плохо тормозятся, непоседливы но развиваются несколько быстрее и достигают в своём развитии большего, чем торпидные дети. Для детей торпидного типа характерны вялость, заторможенность.

В контакт эти дети вступают легко, часто проявляют навязчивость. Большей частью они приветливы, проявляют чувство жалости, симпатии, обиды, стыда. И всё же эти эмоции малодифференцированны. Настроение чаще хорошее, несколько повышенное; эмоциональные реакции адекватны, но ограничены. Любопытны, живо реагируют на новизну. Несамостоятельны, безынициативны, легко подчиняются. Иногда проявляют немотивированное упрямство. Некоторым свойственна злобность, раздражительность, могут исподтишка обижать слабых.

Мышление детей с болезнью Дауна поверхностное, примитивное, нарушена способность сравнивать, обобщать. Теряются, если им задают непривычный вопрос. Не могут сразу переключиться на другой вид работы. Ориентировка в окружающем примитивна. Запас сведений очень ограничен: в пределах привычных, знакомых представлений и понятий. Внимание неустойчивое, дети легко отвлекаются.

Дети, страдающие болезнью Дауна, всё же способны при соответствующем воспитании овладеть навыками опрятности, самообслуживания и некоторыми трудовыми навыками. Обучение даже в специальных школах для большинства из них малодоступно. Только небольшая часть этих детей, при условии оказания им повседневной помощи со стороны родителей способны освоить программу нескольких классов вспомогательной школы. Как показывает опыт работы с детьми с данной патологией, успех достигается только при тесном сотрудничестве семьи со всеми специалистами, осуществляющими наблюдение и коррекционную работу с ребёнком. Развитие ребёнка, прежде всего происходит в семье, семья играет ведущую роль в формировании личности ребёнка.

Динамика развития детей зависит от тяжести поражения. Как отмечают многие авторы, дети до 3-4 лет развиваются медленно; особенно отстают в развитии двигательные и психические функции. После 4-5 лет активность несколько повышается, особенно у детей с чертами эротического темперамента. Благодаря хорошей подражательности, старательности они дают некоторое продвижение в своём развитии.

Одной из наиболее важных составляющих коррекционной работы с детьми данной категории является работа по формированию и развитию базовых психических процессов, которые обеспечивают процесс приобретения опыта. Степень сложности и объём заданий определяются в соответствии с уровнем нарушения интеллекта.

Цель – обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении Программы.

Задачи, ориентируемые на детей:

1. Выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ

2. Осуществить индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ОВЗ с учётом их индивидуальных возможностей.

3. Обеспечить возможность освоения детьми с ОВЗ Программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Задачи, ориентируемые на педагогов:

1. Сориентировать коллектив МБДУ на организацию и поддержку проектной деятельности семей дошкольников.

2. Повыситьпрофессиональную компетентность педагогов.

3. Формировать условия для эффективного развития дошкольников.

Задачи, ориентируемые на родителей:

1. Привлечь родителей кпроблемам детей с ОВЗ.

2. Повысить уровень знаний родителей в вопросах нарушения речи.

3. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых; активизировать совместную семейную детско-взрослуюдеятельность.

Ожидаемый результатвзаимодействия с детьми:

1. Выявление особых образовательных потребностей детей с проблемами в развитии

2. Осуществление индивидуальной психолого-медико-педагогической помощи детям с проблемами в развитии.

3. Освоение детьми с ОВЗ Программы и их интеграция в образовательном учреждении.

Ожидаемый результатвзаимодействия с педагогами:

1. Участие педагоговв деятельности по данной проблеме.

2. Повышениеуровня профессиональной компетентности педагогов.

3. Создание условий для эффективного развития дошкольников.

Ожидаемый результатвзаимодействия с родителями:

1. Участие родителей в вопросах по проблемам в развитии.

2. Использование своих знаний в разнообразной деятельности.

3. Сотрудничество детей и взрослых.

4. Совместная семейная детско-взрослая деятельность.

В плане работы отражены задачи на месяц по развитию внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения, сенсорных способностей, мелкой моторики, ознакомлению с окружающим миром. Содержание работы распределено понедельно. С ребёнком проводится 1 занятие в неделю, продолжительность занятия 15-20 мин.

ПРОГРАММА

по коррекционно-развивающей работес ребёнком с ОВЗ

Направление

Задачи

Содержание коррекционно-развивающей работы

1) развивать способность к переключению внимания;

2) развивать концентрацию внимания;

3) развивать произвольное внимание;

4) развивать объём внимания;

5) развивать произвольное внимание.

1) развивать восприятие геометрических фигур

2) развивать точность восприятия

3) развивать цветоразличение

4) развивать восприятие длительности временного интервала

5) развивать представление о частях суток

6) развивать представления о временах года

7) развивать пространственные представления

8) развивать наблюдательность

- Беседа по картинкам (части суток),

- Отгадывание загадок о временах года

- Беседа о временах года,

1) развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков

2) развивать гибкость ума и словарный запас

3) развивать сообразительность

1) увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях

2) развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности

Развитие воображения и творческих способностей

1) развивать воображение и творческие способности

Развитие тонкой моторики рук

1) развивать тонкую моторику рукУпражнения для кистей рук:

- развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют дифференцированных движений;
- учат напрягать и расслаблять мышцы;
- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
- учат переключаться с одного движения на другое.
2) Упражнения условно статические

3) Упражнения для пальцев динамичес.

- Комплекс № 1 (гимнастический): выпрямление кисти, сжимание пальцев, присоединение пальцев друг к другу и т. д.

Зайчик,Ножницы, Вилка, Колечко, Человечек и др.

Семья,Домик, Пальчики ложатся спать, Дружные ребята и др.

- на выделение предметов из фона

- на идентификацию предметов и движений

- на развитие представлений о форме предметов

- на развитие восприятия отношений по величине

Упражнения по ознакомлению с окружающим миром

Цель деятельности педагога-психолога , реализующаяся в данной рабочей программе: содействовать и оказывать помощь в создании психолого-педагогических условий для полноценного психического и личностного развития ребенка, посещающих МБДОУ.

охрана и укрепление психического здоровья ребенка, в том числе и его эмоционального благополучия;

создание благоприятных условий развития ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья ребенка.

оказание помощи (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, образования и социализации.

Читайте также: