Игровой час в детском саду что это

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Администрация Городского округа Подольска

Комитет по образованию

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Консультация для педагогов

Кормишина Александра Григорьевна

Г.о. Подольск, 2017 г.

Сохранение и укрепление здоровья и физическое развитие детей — основная цель работы любого ДОУ и ФГОС ДО направлен на решение соответсвующих задач:

охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

психолого-педагогические условия: использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (доминирование игровой формы);

построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка;

Движение является одним из универсальных проявлений жизнедеятельности человека. Движение есть основная функция маленького ребенка; через движение он познает мир, совершенствует моторный аппарат, регулирует процессы обмена, от взаимной гармонии которых зависят рост и его физическое развитие.

Наблюдения врачей говорят о том, что подвижность свойственна здоровым детям, а малоподвижность, как правило – страдающим каким-либо недугом. К сожалению, не зная этого, детей нередко заставляют вести себя спокойно, подолгу сидеть на одном месте, чем задерживают их физическое и психическое развитие. Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности. Дети становятся более внимательными и наблюдательными, более дисциплинированными. У них укрепляется воля и вырабатывается характер.

У дошкольников все занятия, которые воспитатель проводит по физкультуре, сводятся к игре. Игровой процесс в ДОУ должен быть ориентирован на соблюдение требований, в которых игры должны:

влиять на психофизиологическое развитие детей;

развивать моторные умения;

организовывать детей для коллективного действия;

легко усваиваться детьми;

легко усваиваться педагогами для проработки с детьми;

не требовать особых приспособлений и пособий.

Хочется отметить, что:

подвижные игры и упражнения должны вовлекать в действие одновременно большую группу мышц;

желательны упражнения, в выполнение которых вовлекаются сразу все дети, а не по очереди;

упражнения должны быть доступны и просты, не требовать длительной подготовки и большой нагрузки на внимание. Следует давать такие задания, которые дети сразу смогут выполнить после показа воспитателем или которые им уже знакомы;

важно вызвать у детей интерес к этим занятиям, вызвать желание закаляться;

во время занятий ценятся те задания, которые ребенок выполняет с радостью, не подозревая о том, что он подчиняется желанию взрослых;

закаливающие мероприятия, связанные с движением, могут применяться в детском саду в течение всего года на различного вида занятиях.

Цель оздоровительно-игрового часа: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации эмоционального состояния дошкольников.

Основными задачами являются:

Охрана и укрепление здоровья ребенка-дошкольника;

Совершенствовать адаптационные и функциональные возможности организма;

Повышение умственной и физической работоспособности.

Необходимо отметить, что осуществляя организацию оздоровительно-игрового часа, соблюдаются следующие условия:

1. Учёт индивидуальных особенностей, состояния здоровья, эмоционального состояния ребенка. Это достигается путём сотрудничества с медицинским персоналом, повышения уровня компетентности воспитателей и использованием игровых приёмов.

2. Регулярность. Только это может обеспечить определенный успех. Оздоровительно-игровые часы с детьми должны проводиться ежедневно.

3. Продолжительность и интенсивность процедур увеличивается постепенно.

4. Повышение двигательной активности в весенне-летний период и ее снижение в осенне-зимний период.

Структура оздоровительно-игрового часа

ходьба по дорожкам здоровья;

массаж активных точек;

игры с водой (в теплый период года);

Оздоровительно-игровой час в ДОУ с детьми

раннего и младшего возраста.

Оздоровительно-игровой час в старшей группе.

Оздоровительно-игровой час организуется в группе в актированные дни (актированный день - день, в который по каким-то причинам (например, погодным) запрещено проводить занятия вне помещений, на открытом воздухе) в первой половине дня. Его длительность составляет в средней группе и в старшей группе 35-45 минут. В содержание оздоровительно-игрового часа входят подвижные игры с оздоравливающим эффектом; дыхательные, артикуляционные, пальчиковые и зрительные гимнастики; логоритмические упражнения; элементы релаксации. Для повышения интереса к выполнению заданных упражнений используются образно-игровые сюжеты, объединенные одной темой дня.

Составляется тематический план. Подбирается и систематизируется материал по использованию оздоровительных технологий в ДОУ, и определяется с какой целью они проводятся во время оздоровительно-игрового часа.

На каждый месяц, в виде таблицы, составляется план мероприятий оздоровительно-игрового часа.

В последнее время в педагогической литературе много внимания уделяется детской игре. Рассматривая её с различных позиций, авторы говорят о непреходящем значении игры в жизни ребёнка-дошкольника.

Мы хотим поделиться своим опытом работы в этой области.

В 1997 году, проведя у себя в ДОУ глубокий анализ состояния игровой деятельности, мы пришли к выводу, что игра уходит из детского сада, становится способом переработки полученных на занятиях знаний. Основной причиной этого мы увидели то, что в режиме дня практически отсутствует время для самостоятельной игры. То есть, игровая деятельность предусматривается утром с 7.00 до 8.30, (основная масса детей приходит в детсад с 8.30 до 9.00) и вечером после ужина.

Как же быть? Мы решили посвятить игре время после завтрака. Таким образом, у нас в режиме дня появился игровой час. Конечно, это понятие условное. Длительность игрового часа составляет 35-60 минут в зависимости от возраста, желания детей. Это время полностью посвящено самостоятельным играм. Основная задача воспитателя – создать оптимальные условия для игровой деятельности.

В старшем дошкольном возрасте возможны специфичные моменты при проведении игрового часа – ребёнок может отказаться от предложения поиграть как с взрослым, так и со сверстником. В таком случае воспитателю надо проявить тактичность, внимание и понимание, предложить ребёнку выбрать себе занятие по душе. Такая ситуация объяснима: у детей начинает меняться форма общения со сверстниками и с взрослыми.

Теперь необходимо определить позицию воспитателя во время проведения игрового часа. Мы исходим из того, что взрослый всегда должен помнить о праве ребёнка на свободу при выборе игры – это его мир. А “вторжение” в этот мир взрослого со своими воспитательными и обучающими задачами должно быть очень корректным и незаметным для играющих.

Воспитатель может помочь детям в выборе игры (сюжета).

Воспитатель активно наблюдает, фиксирует свои наблюдения, анализирует их, обучает необходимым умениям и навыкам, подключаясь к игре детей (проявляя собственную инициативу, или принимая приглашение играющих)

Переход к другим видам деятельности.

После завершения игрового часа целесообразно заняться организованными видами деятельности, в том числе и учебной.

Как правило, дети к концу отведённого времени уже сворачивают игру. Воспитатель может сообщить ненавязчиво каждой группе играющих, что времени для игры осталось немного. Можно использовать песочные или обычные часы. При интересном, захватывающем сюжете возможен перенос его на занятие или прогулку.

В адаптационный период есть смысл отказаться от занятий в пользу игрового часа. Это позволит детям мягче войти в коллектив, довериться взрослому, а взрослому увидеть ребёнка с иных позиций.

План развития сюжетно-ролевой игры
в средней группе детского сада "Автопарк"


  • Экскурсия к проезжей части
  • Целевые прогулки по улицам района, наблюдение за движением транспорта с целью закрепления ПДД, названий марок машин, их назначение
  • Работа с плакатами серии "ПДД – малышам"
  • Стихи, загадки о транспорте
  • Дидактические игры "Виды транспорта", "Узнай по описанию", "Подбери гараж для машины"
  • Совместное изгототовление атрибутов: "ключи" от машин, вывеска, шапочки таксистов
  • Внесение оборудования: крупный конструктор, огнетушитель, телефон
  • Целевая прогулка к АЗС
  • Просмотр отрывков из х/ф "Королева бензоколонки" и т.п.
  • Дидактические игры: "Найди символ вида транспорта", "Узнай машину", "Найди безопасный маршрут"
  • Художественная литература: Н. Калинина "Как ребята переходили улицу", сборник "Едет, плавает, летает", "Три сигнала светофора"
  • Работа с плакатами серии "ПДД – малышам"
  • Работа с родителями – поездка на личном автотранспорте на АЗС
  • Совместное изготовление атрибутов: "форма" работников АЗС, вывеска, чеки, талоны
  • Внесение оборудования: бензоколонка, пульт оператора, огнетушитель, телефон

Р – оператор АЗС
В – водитель 1
Р – водитель2
Р – автозаправщик

Р – оператор АЗС
Р – водитель 1
Р – водитель2
В – автозаправщик

  • Экскурсия в шиномонтажную мастерскую
  • Встреча с мастером-автослесарем
  • Дидактические игры: "Собери автомобиль", "Узнай автомобиль по силуэту", "Кому что нужно для работы, "Диспетчер автопарка"
  • Художественная литература: Дж. Родари "Чем пахнут ремёсла?", "Какого цвета ремёсла?", сборник "Едет, плавает, летает"
  • Совместное изготовление атрибутов: чертежи деталей, чертежи машин, "технические заготовки", журнал заявок, регистраций
  • Внесение оборудования: игровой центр "мастерская", вывеска, диспетчерский пульт, машины, заместители

В – диспетчер
Р – водитель
Р – автослесарь
Р – водитель

  • Экскурсия в медицинский кабинет детского саде, беседа с врачом
  • Экскурсия в поликлинику (доврачебный кабинет)
  • Дидактические игры: "Подбери вывеску", "Угадай профессию по движению", "Кому что нужно для работы"
  • Художественная литература: отрывок из произведения В. Маяковского "Кем быть?", С. Михалков "Прививка", Янис "Кукла заболела", Куприн отрывок из произведения "Слон", К.Чуковский "Доктор Айболит"
  • Совместное изготовление атрибутов: бланки "допуск к работе", печати, медицинские карты
  • Внесение оборудования: медицинский центр, вывеска

Р – медсестра
В – водитель 1
Р – водитель 2

  • кскурсия на кухню
  • Работа с родителями: семейный выход в детское кафе
  • Встреча с работником кафе, рассказ о работе бармена
  • Дидактические игры: "Сервируем стол", "Кому что нужно для работы", "Скатерть-самобранка", "Угощение", "Готовим обед"
  • Художественная литература: Дж. Родари "Чем пахнут ремёсла?", С. Михалков "А что у вас?"
  • Совместное изготовление атрибутов: "выпечка", меню, салфетки для сервировки, вывеска
  • Внесение оборудования: фартуки, наколки для официантов, центры "кухня", "кафе", касса

В – официант
Р – повар
Р – посетитель 1
Р – посетитель 2

Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) делает занятие интересным для воспитанников, а также создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности — в игре.

ВложениеРазмер
isaeva_avgustovskaya_ped_konferentsiya_2020.docx 24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Выступление на августовской педагогической конференции работников образования

Тамбовского района в 2020 году

Секция для воспитателей МАДОУ

Автор: Исаева Наталия Евгеньевна,

Автор: Исаева Н.Е., воспитатель

«. Дайте же детям играть, пока игра их радует,

Егор Арсеньевич Покровский

(педиатр, психолог, доктор медицины)

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из принципов дошкольного образования определяет поддержку детской инициативы в различных видах детской деятельности. Если провести анализ требований стандарта к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы, то мы увидим, что поддержка самостоятельности ребенка является одним из важнейших условий.

В настоящее время самостоятельная игровая деятельность является одним из компонентов образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении .

Основным критерием оценки самостоятельной игровой деятельности воспитанников должно быть игровое поведение, способы распространения игры, умение ребенка, в зависимости от собственного замысла, включать в игру условные действия с предметами, ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события.

Самостоятельная игровая деятельность детей рассматривается как деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели. Задача педагога вызвать у ребенка желание заниматься той или иной деятельностью.

Причем ребенок должен иметь возможность удовлетворить свои интересы и потребности в самостоятельной игровой деятельности. И здесь, важно продумать развивающую предметно-пространственную среду, которая будет активизировать, вызывать у ребенка интерес к деятельности. Найти такие дидактические материалы, которые с одной стороны мотивировали детей на деятельность, а с другой стороны позволяли бы решать задачи образовательного процесса. Либо использовать современные игровые технологии.

Цель технологи - создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в различных областях деятельности и обеспечение их эмоционального благополучия.

  • создать эмоционально-положительную среду, позволяющую развивать творческие и созидательные способности детей в игровой деятельности;
  • формировать социальное доверие, способствующее общности и сплоченности в коллективе;
  • содействовать укреплению здоровья детей, совершенствовать психомоторные способности ребенка (мышечную силу, гибкость, выносливость);
  • -развивать чувство ритма, музыкальный слух, память, внимание;
  • способствовать развитию навыков визуализации, включающих распознавание форм, образов и материалов;
  • развивать лидерство, инициативу, чувство взаимопомощи.

Самостоятельная игра – это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка. В игре ребенок исходит из своих непосредственных потребностей и интересов, играет ради чувства удовольствия, которое она доставляет.

Для развития свободной и самостоятельной игровой деятельности и оптимального ее проведения необходимо:

• чтобы дети имели разнообразные знания об окружающей их современной жизни, о взаимоотношениях людей;

• непрерывное обогащение детского игрового опыта и культуры игры во время совместных (обучающих) игр педагога с детьми;

• обладание детьми необходимыми для игры конструктивными умениями;

• сформированность устойчивых игровых интересов, положительное эмоциональное отношение к окружающему.

Значение организации игрового часа состоит в том, что свободная игровая деятельность требует от каждого ребенка импровизации и творчества. В то же время педагог должен влиять на содержание игры, учить детей способам взаимодействия, помогать, согласовывать замыслы, распределять роли, договариваться о правилах.

  1. Педагог должен не только наблюдать за игровой деятельностью детей, но и анализировать ее: определить этап развития, отобрать приемы, которые обеспечат дальнейшее развитие игры, оценить уровень интереса детей;
  2. Во время одного игрового часа могут быть предусмотрены разные виды игр;
  3. Педагог должен быть внимателен к настроению детей;
  4. Игровой час может быть организован различными способами, очень важно учитывать индивидуальный интерес каждого ребенка к конкретному виду игр.
  5. Педагог должен заготовить всё, что может потребоваться детям в их игре или пробудить фантазию, творчество (неоформленный и оформленный игровой материал) – всё, что находится в группе, предоставлено детям.

Большая творческая задача для воспитателя - организовать игры в детском саду так, чтобы жизнь детей была содержательной, интересной и увлекательной. Педагог должен поощрять инициативные и самостоятельные действия детей, по возможности подчиняясь стремлениям и интересам ребенка, стараясь минимально ограничивать его свободу. Притом поощрение и поддержка используются чаще, чем порицание и запрещения. Помимо этого, педагог должен учитывать возможности ребенка, не допуская ощущения его несостоятельности: приходить на помощь при затруднениях, не навязывать сложных и непонятных действий, стараться при взаимодействии в игре находиться на уровне глаз ребенка. Проникновение воспитателя в детскую жизнь, в микрогруппы играющих, ставит перед ним множество воспитательных задач по отношению к конкретным детям: у одних ослабить привычку распоряжаться и командовать, у других развивать активность, третьим помочь войти в группу играющих и удовлетворить потребность в интересной для них игре и т. д.

Таким образом, заинтересованность педагога, его желание и умение педагогически целесообразно организовать игровую деятельность детей в игровой час необходимо для того, чтобы эффективно использовать этот час для развития детей и подготовки их к школе.

Подводя итог выше сказанному, необходимо отметить, что свободная игра является не столько средством для организации обучения, сколько самоценной деятельностью детей. Свободная самостоятельная игровая деятельность имеет колоссальный развивающий потенциал при условии, если останется самостоятельной деятельностью детей. В игре нет места педагогической директиве, но есть место для партнерства, основанного на глубоком и искреннем уважении к внутреннему миру другого человека.

Информация о возрастной группе

Возрастная группа – дети 6-7 лет, подготовительная к школе группа.

Количество детей 21 ребёнка, мальчиков – 12, девочек – 9.

Место игровой ситуации в образовательном процессе

Игровые ситуации проводились во время организации игрового часа. Игровой час – это время для возникновения и развертывания игры в совместной деятельности взрослого и ребенка, в самостоятельной деятельности дошкольника. Особенности организации игрового часа:

  1. Игровой час проводится во временном промежутке с 9.00 до 10.30 (время устанавливается в зависимости от возрастной группы), когда все дети присутствуют в группе, поэтому в совместную деятельность включается оптимальное количество дошкольников.
  2. В процессе игрового часа предлагаются определенные виды игр (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные и др.).
  3. Тематика игрового часа, в том числе и дидактических игр, зависит от календарно-тематической недели.
  4. У дошкольника имеется право выбора участия в разных играх, в зависимости от их интереса к игровой ситуации.

Во время одного игрового часа могут быть предусмотрены разные виды игр, при этом воспитатель должен быть внимателен к настроению детей: непедагогично прерывать игру, если дети активны и их интерес весьма глубок. В то же время не нужно искусственно продолжать игру, если она не вызывает интереса у окружающих.

  • в какие игры можно поиграть с малышами,
  • какое необходимо игровое оборудование, атрибуты для организации игр,
  • правила поведения и общения,
  • распределение ролей в совместной игровой деятельности.

План-сценарий сюжета игровой ситуации

Тема недели: Всемирный день животных.

Цель: Создать условия для игровой деятельности детей разного возраста, способствовать проявлению в игре инициативности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в общении с младшими сверстниками; формирование представлений у детей младшего возраста о домашних и диких животных, заботливого отношения к ним.

Читайте также: