Игровая внеурочная деятельность в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

Данная программа подойдет для учителей физкультуры, начальных классов и дополнительного образования. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Красносельская средняя общеобразовательная школа имени

Героя Советского Союза М. Д. Цыкина

Директор М. М. Меркушина Рассмотрено

на педагогическом совете

от ___ Согласовано

по УВР О. А. Сенина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По внеурочной деятельности

для обучающихся 1- 4 классов

количество часов 34 (1 час в неделю)

Составила: Л. А. Белокаменцева

учитель физической культуры

2020-2021 уч. год

1. Пояснительная записка …. 3

2. Содержание программы….…. 4

3. Описание места кружка в учебном плане ….…. 5

4. Описание ценностных ориентиров содержания … 5

5. Тематическое планирование …. 6

6. Методические рекомендации…. …. 7

7. Личностные, метапредметные и предметные результаты … 9

8. Планируемый результат … 11

9. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса 11

10. Список литературы …. …. 14

11. Календарно – тематическое планирование … 15

Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (М., Просвещение, 2010 г.)

Программа составлена с учетом требований следующих нормативных документов:

• Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г., №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

• Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012)"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";

• Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 N 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373";

• О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999).

Подвижная игра — одно из важных средств, всестороннего воспитания детей младшего школьного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели.

Образовательный процесс в современной школе постоянно услож-няется, и это требует от обучающихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.

Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.

У многих первоклассников наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др.

Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.

Содержание программы

Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающегося автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.

Место кружка в учебном плане.

Программа рассчитана на 33 часа - 1 кл, 34 часа - 2-4кл в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 35 - 40 минут. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.

Ценностными ориентирами содержания данного кружка являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

– формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,

– развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;

– привлечение обучающихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Цель программы : удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.

Основными задачами данного курса являются:

укрепление здоровья обучающихся посредством развития физических качеств;

развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;

развитие сообразительности, творческого воображения;

развитие коммуникативных умений;

воспитание внимания, культуры поведения;

создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения обучающихся к себе;

обучить умению работать индивидуально и в группе,

развить природные задатки и способности детей;

развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.

развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

Тематическое планирование 1 класса

№ Разделы Кол-во часов

1 Русские народные игры 8

2 Подвижные игры 17

Тематическое планирование 2 класса

№ Разделы Кол-во часов

1 Русские народные игры 11

2 Подвижные игры 8

4 Игры народов России 7

Тематическое планирование 3 класса

№ Разделы Кол-во часов

1 Русские народные игры 11

3 Игры народов России 17

Тематическое планирование 4 класс

№ Разделы Кол-во часов

1 Русские народные игры 19

3 Игры народов России 7

1. Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и кончая сложными салками, разные условия и разные правила.

2. Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают у томленные центры.

3. Игры с быстрым нахождением своего места. В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.

Весь материал разделяется на отдельные разделы:

класс.

Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей.

цели изучения по каждому разделу

Цели: провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.

На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры.

Цели: познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России. Развивать силу, ловкость и физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе.

Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.

Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности

являются следующие умения:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

является формирование универсальных учебных действий (УУД).

• определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;

• проговаривать последовательность действий во время занятия;

• учиться работать по определенному алгоритму

• умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

• сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.

-у выпускника начальной школы выработается потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;

- сформировано начальное представление о культуре движении;

- младший обучающийся сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;

-обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;

- умение работать в коллективе.

Начальное образование существенно отличается от всех последующих

К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.

Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших обучающихся; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.

Важнейшее требование – безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком.

Д –демонстрационный экземпляр (1 экземпляр);

К –полный комплект (для каждого обучающегося);

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2 обучающихся);

П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5–6 человек)

п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Кол-во

1 Основная литература для учителя

1.1 Стандарт начального общего образования по физической культуре Д

1.3 Рабочая программа по физической культуре Д

2 Дополнительная литература для учителя

2.1 О. А. Степанова: Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое пособие. Д

2.4 Матвеев А. П. Методика преподавания физической культуры в 1 классе. – М., 2002 Д

3 Дополнительная литература для обучающихся

3.1 Б. Б. Егоров, Ю. Е. Пересадин: Физическая культура. Учебник. Книга 1. 1 – 2 классы. М., БАЛАСС, 2012г. Ф

4 Учебно-практическое оборудование

4.1 Козел гимнастический П

4.2 Канат для лазанья П

4.3 Стенка гимнастическая П

4.6 Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 4 м) П

4.7 Комплект навесного оборудования (перекладина, тренировочные баскетбольные щиты) П

4. 8 Мячи: набивные весом 1 кг, малый мяч (мягкий, баскетбольные, волейбольные, футбольные К

4.9 Палка гимнастическая К

4.10 Скакалка детская К

4.11 Мат гимнастический П

4.12 Гимнастический подкидной мостик Д

4.14 Обруч детский Д

4.15 Рулетка измерительная К

4.16 Щит баскетбольный тренировочный Д

4.17 Сетка волейбольная Д

3. Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 1-4 классы : проект. – 3 – е изд. – М. : Просвещение, 2011.- 61с. – Стандарты второго поколения.

4. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе Дни здоровья, спортивные праздники, конкурсы /авт. -сост. О. В. Белоножкина и др. Учитель 2007-173с.

5. Справочник учителя физической культуры /Авт. - сост. П. А. Киселев, С. Б. Киселева – Волгоград: Учитель, 2011.- 251 с.

6. Физическая культура. 1 – 4 классы. Методические рекомендации для учителя. Егоров Б. Б., Пересадина Ю. Е., Цандыков В. Э. – М. : Баласс, 2012.-128с.

7. Физическая культура: учебное пособие /В. Л. Мустаев; под научной редакцией Н. А. Заруба, консультант по методике Л. А. Коровина. – Кемерово: изд-во КРИПКиПРО, 2008.- 140с.

8. Физическая культура. Учебник для начальной школы. Книга 1/авт. Егоров Б. Б., Пересадин Ю. Е – М. : Баласс, 2012.-80с.

9. Физическая культура. Учебник для начальной школы. Книга 2 /авт. Егоров Б. Б., Пересадин Ю. Е – М. : Баласс, 2011.-80с.

Первый год обучения

1 класс, 33 часа (1 час в неделю – 33 учебные недели)

№ н/п Тема занятия Кол-во часов Дата

2. У медведя во бору 1

3. Филин и пташки 1

4. Палочка- выручалочка 1

5. Блуждающий мяч 1

6. Эстафеты с мячом 1

7. Ловишка в кругу 1

8. Пчелки и ласточки 1

9. К своим флажкам 1

10. Час здоровья 1

12. Соревнования скороходов 1

13. Колдунчики 1

15. Пчелы и медведи 1

16. Хитрая лиса 1

17. Ловишки с приседаниями 1

18. Переправа с досками 1

19. Старты надежд (эстафеты) 1

20. Собери урожай 1

21. На погрузке арбузов 1

22. Принеси мяч 1

23. Успей перебежать 1

25. Весёлые старты 1

28. Пустое место 1

30. Кто быстрее? 1

31. Конники-спортсмены 1

32. Лягушата и цыплята 1

Второй год обучения - 2 класс, 34 часа (1 час в неделю – 34 учебные недели)

№ п/п Тема занятия Кол-во часов Дата

21. Эстафета зверей 1

24. Эстафета по кругу 1

25. Эстафета с обручем 1

26. Эстафета со скакалкой 1

34. Чувашская игра «Рыбки 1

Третий год обучения - 3 класс, 34 часа (1 час в неделю – 34 учебные недели)

н/п Тема занятия Кол-во

22. Эстафета по кругу 1

23. Эстафета с обручем 1

24. Эстафета с мячом 1

Четвертый год обучения - 4 класс, 34 часа (1 час в неделю – 34 учебные недели)

№,п/п Тема занятия Кол-во часов Дата

18 Чувашская игра «Рыбки 1

20 Эстафета со скакалкой 1

22 Эстафета зверей 1

25 Эстафета по кругу 1

26 Эстафета с обручем 1

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 5–9 классов по ФГОС Содержание учебного предмета. ЗНАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ История физической культуры. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса Изучение предмета направлено на достижение целей: • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости,.

Рабочая программа по преодолению нарушения звукопроизношения у учащихся 1–4 классов Содержание 1. Пояснительная записка 2. Общая характеристика учебного предмета, курса 3. Описание места учебного предмета, курса в учебном.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Пояснительная записка

В основу программы положены следующие принципы:

Не прерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом.

Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности.

Единство и целостность партнерских отношений всех объектов дополнительного образования.

Системная организация управления учебно-воспитательным процессом.

Возраст на который рассчитана программа 6-12 лет, это учащиеся 1-6 классов.

Количество учебных часов – 1 час в неделю, за год 34 часа.

Цель программы:

Повышение уровня физического развития каждого учащегося, формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности с общеприкладной и спортивно – рекреационной направленностью.

Укрепление здоровья младших школьников

Вооружение учащихся необходимыми знаниями по физической культуре, двигательным умениям и навыкам.

Воспитание физических, нравственных и морально – волевых качеств культуры поведения.

Привитие устойчивого интереса и потребности к повседневным занятиям подвижными играми, физическими упражнениями, спортом.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

- развитие доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости понимания и сопереживания чувства других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных спортивных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметные:

- овладение способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

взаимодействовать: в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх.

Выпускник научится:

соблюдение личной гигиены, режима дня;

знание правил поведения и профилактики травматизма на занятиях физической культуры, правил безопасности

соотнесение результатов выполнения двигательных действий с эталоном – рисунком, образцом, правилом;

выполнение тестовых заданий для определения уровня развития физических качеств – силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости;

выполнение разнообразных способов передвижения ходьбой, бегом и прыжками, передвижения по возвышенной опоре, имеющей ограниченную площадь;

выполнение метания малого мяча на дальность и точность, упражнения в передачах, бросках, ловли и ведении мяча, ударах по мячу;

осваивать: универсальные умения в самостоятельной организации и проведении подвижных игр, двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр.

излагать: правила и условия проведения подвижных игр.

моделировать: технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и двигательных задач.

принимать: адекватные решения в условиях игровой деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

выполнения упражнений на освоение навыков равновесия (стойка на носках на одной ноге на полу и гимнастической скамейке, повороты на 90º);

выполнение строевых упражнений: построение в колонну по одному и в шеренгу, в круг, перестроение по звеньям, повороты и другие строевые команды;

выполнение упражнений по формированию правильной осанки, развития силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Игровая деятельность 1-2кл.

Игровая деятельность 3-4кл.

Игровая деятельность 5-6кл.

Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определённого набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребёнка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребёнка найти своё место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей.

На протяжении нескольких лет я работала над методической темой “Игра как форма обучения и воспитания младших воспитанников”. Организация игровой деятельности является для меня актуальной и необходимой, так как я работаю вечерним воспитателем с воспитанниками 1-4 классов в лицее-интернате, и одним из оcновных видов деятельности моих воспитанников в свободное время являются игры.

Педагог- ключевая фигура реформирования образования. Каждый российский педагог, готовящийся реализовывать требования документа с названием “ФГОС основного общего образования”, знакомясь с его положениями, сопоставляя их с собственной профессиональной практикой, задает много вопросов. Один из которых: “Какие конкретные изменения в моей профессиональной деятельности должны произойти?” Задалась таким вопросом и я. Думая над темой данной исследовательской работы, я хотела, чтобы она была посвящена знакомой мне игровой деятельности и новым для меня методам работы, реализующим возможности для достижения более высоких результатов образования и воспитания.

Профессиональный стандарт педагога определяет, что педагог должен реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности ребёнка (учебной, игровой, трудовой, спортивной и художественной). Таким образом, исходя из современных требований и специфики моей педагогической деятельности, была сформулирована тема данной исследовательской работы: “Игровые технологии в организации внеурочной деятельности младших школьников.Обучение в условиях внедрения ФГОС”

Объект исследования: процесс воспитания младших школьников

Предмет исследования: использование игровой деятельности в развитии младших школьников во внеурочной деятельности

  • Изучить и проанализировать возможность использования игровой деятельности в процессе раскрытия и развития потенциала младших школьников.
  • проанализировать современные требования к воспитательной работе;
  • охарактеризовать возможности игровых технологий в организации воспитательного процесса младших школьников во внеурочной деятельности.

Методы исследования: изучение и анализ нормативной документации и теоретической литературы, эмпирические методы научно-педагогических исследований.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1.Современные требования к воспитательной работе

В российском современном образовании в качестве одной из приоритетных целей воспитания принято всестороннее гармоническое развитие личности.

Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребёнка. Приведём выдержки из стандарта [1]:

…4.4. Часть четвёртая: профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе.

Педагог начальной школы должен:

Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика.

Обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня необходимого для обучения в основной школе.

Обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста.

Данные требования необходимо соблюдать как учителям, так и воспитателям, работающим с младшими школьниками.

Для воспитателя одним из основополагающим документов в профессиональной деятельности является “Воспитательный компонент ФГОС ОО”. Методологической и ценностно-нормативной основой реализации воспитательного компонента ФГОС ОО является “Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”. В ФГОС ОО для разных ступеней общего образования современный воспитательный идеал конкретизируется в виде “портрета выпускника” соответствующей ступени образования[2].

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Выделяются три уровня воспитательных результатов: первый уровень результатов- приобретение обучающимся социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и социальной жизни; второй уровень результатов- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества; третий уровень- получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия, в котором он становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения результатов первого уровня важно организовать взаимодействие учащихся с носителем положительного социального опыта, при этом большую роль играет взаимодействие с педагогом. Для достижения результатов второго уровня важно иметь возможность позитивного эмоционального переживания в дружественной детской среде. Для достижения результатов третьего уровня важно дать возможность получения опыта самостоятельного общественного действия в окружающем социуме. Форсирование результатов не допустимо.

Процесс развития личности приобретает оптимальный характер, если учащийся выступает субъектом обучения. Только в условиях полноправного учебного сотрудничества и взаимодействия возможно гармоническое развитие личности. Педагог не воспитывает, а актуализирует, стимулирует стремление учащегося к саморазвитию, создает условия для его личностного роста.

Для каждого педагога выбор методов воспитания должен носить комплексный характер, изменяться под воздействием постоянно меняющихся конкретных ситуаций, а сочетание различных методов помогает быстрее достичь поставленной цели. При этом каждый педагог выбирает актуальное направление, которое он больше использует в своей практической деятельности и накапливает опыт для своего педагогического исследования. Для меня таким направлением является игровая деятельность.

1.2.Игровые технологии в организации внеурочной деятельности младших школьников

В настоящее время, в свете модернизации образования и перехода на новые ФГОС, особое внимание уделяется развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий, т.е. применяемой педагогической технологией. К таким технологиям можно отнести игровую технологию.

Игра может быть включена в любой вид деятельности. Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребёнок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он полноправный субъект деятельности. Поэтому в процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их. Игра - не только развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Игра - это средство, где воспитание переходит в самовоспитание.

У детских игр есть психологические особенности. В литературе игра рассматривается как:

1. Особое отношение личности к окружающему миру.

2. Особая деятельность ребёнка, которая изменяется и развёртывается как его субъективная реальность.

3. Социально заданный ребёнку и усвоенный им вид деятельности.

4. Деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребёнка.

5. Социально-педагогическая форма организации детской жизни.[4]

Проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, в зарубежной педагогике и психологии – 3.Фрейд, Ж.Пиаже и другие. В их трудах исследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, наконец, в процессах социализации – в усвоении и использовании человеком общественного опыта[5]. Ребёнок, мало играющий, теряет в своём развитии, так как в игре, по выражению Л.С. Выготского, “ребёнок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя[6]”

В структуру игры как деятельности личности входят этапы:

- анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

- роли, взятые на себя играющими;

- игровые действия как средства реализации этих ролей;

- игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

- реальные отношения между играющими;

- сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Большинство игр отличает следующие черты:

- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

- творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности (“поле творчества”);

- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция (“эмоциональное напряжение”);

- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития [7].

По мнению С.А.Шмакова, как феномен педагогической культуры игра выполняет следующие важные функции:

- Функция социализации. Игра – есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.

- Функция межнациональной коммуникации. Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей, поскольку “игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны”.

- Функция самореализации ребенка в игре как “полигоне человеческой практики”. Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой – выявить недостатки опыта.

- Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра – деятельность коммуникативная, позволяющая ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.

- Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра – “поле самовыражения”, в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.

- Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении. “Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые ребенок получает в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как с взрослым, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества, взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту”.

- Функция коррекции – есть внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко. Развлекательная функция игры, пожалуй, одна из основных ее функций.

Педагогические игры – достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

Педагогические игры достаточно разнообразны по:

- возрастным возможностям их использования;

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Г. К. Селевко предлагает следующую классификацию педагогических игр:

1. Деление игр по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

2. По характеру педагогического процесса:

- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические, профориентационные.

3. Согласно Селевко по характеру игровой методике педагогические игры делятся на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры драматизации.

4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.

5. По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии: различают игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, с различными средствами передвижения [8].

Огромно значение игр во внеурочной деятельности. Игровая деятельность помогает сплотить детский коллектив. Включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. Использование игр как средства воспитания стимулирует познавательный интерес ребёнка. Дети реализуют свои творческие возможности, а также получают новые знания в непринуждённой форме и закрепляют полученные.

Таким образом, игра - это естественная для ребёнка и гуманная форма обучения и воспитания. Организовывая и вовлекая детей в различные виды игровой деятельности, мы всесторонне развиваем детей не так, как нам удобно преподносить материал, а как детям удобно и естественно его взять[9].

В вечернее время я организую игровую деятельность младших воспитанников таким образом, чтобы продолжить единый школьный учебно-воспитательный процесс и реализовывать воспитательные функции свободного времени. Ежегодно составляется программа игровой деятельности младших воспитанников в вечернее время. В ходе реализации этой программы постоянно обновляется игротека, младшим школьникам прививается культура игровой деятельности, разучиваются различные игры, проводятся спортивно-интеллектуальные и спортивно-творческие игровые мероприятия, турниры по интеллектуальным и настольным играм. Разнообразные игровые мероприятия проводятся в оборудованной игровой комнате, малом спортивном зале и на игровой площадке школьного двора. Некоторые результаты организованной мной игровой деятельности представлены в приложениях 1 и 2. В моей группе находятся воспитанники 1-5 классов. Все ребята с удовольствием участвуют в различных видах игровой деятельности. В играх дети прекрасно обучают друг друга. В зависимости от вида игровой деятельности решаются различные образовательные и воспитательные задачи, в том числе и социализация детей.

Проведя анализ литературы и своего практического опыта по использованию игровой деятельности, я прихожу к выводу об её значимости в решении различных педагогических задач. Возможности игровой деятельности в достижении образовательных и воспитательных целей обширны. Использование накопленного опыта и постоянное обновление арсенала игровой деятельности поможет мне способствовать развитию творческой активности и интереса школьников к познанию, чему уделяется особое внимание в свете модернизации образования и перехода на новые ФГОС.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Профессиональный стандарт педагога. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №544н от 18 октября 2013 г.

5. Выготский Л.С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка// вопросы психологии. 1989.-с.105.

6. Шмаков С.А.Игры учащихся- феномен культуры. М.: Новая школа. 1994.-с.14

7. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М.: Народное образование.2005. 450с.

Ведущую роль в развитии детей младшего школьного возраста играет учение. В процессе учения происходит формирование интеллектуальных и познавательных способностей. Способности детей не обязательно должны быть сформированными к началу обучения в школе, особенно те из них, которые в процессе учения продолжают еще активно развиваться.

Развитие познавательных способностей связано с тем, что каждый ребенок проходит свой путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности высшей нервной деятельности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и способностей каждого ученика.

Таким образом, у младших школьников при изменении содержания и условий обучения, а также введение нового вида деятельности на уроках (игра), можно сформировать достаточно высокий уровень способностей к обобщениям и абстракциям.

Человек по своей биологической сути является существом разумным, то есть понимающим смысл своего существования и умеющим осознанно реализовывать его в своей жизни. На раннем этапе развития человечества для передачи опыта достаточно было показать действия, направленные на сохранение жизни. Те, кто этот опыт не перенимал, погибали. И в подсознании человека укоренилось стремление к знаниям, которые помогут ему выжить. По мере усложнения жизни усложнялись и способы передачи опыта для его дальнейшего применения. Но самым эффективным остался самый понятный и простой способ: показ действий учителем, повторение их учеником и получение результата повторения. Сегодня этот способ мы называем игрой.

Игра – самостоятельная форма деятельности людей, имитирующие те или иные практические ситуации, одно из средств активизации учебного процесса.

В структуру игры как деятельности личности входят этапы: целеполагания; планирования; реализации цели; анализа результатов, в которых личность полностью реализу­ет себя как субъект.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.

По мнению С. А. Шмакова и большинства других исследователей игра выполняет следующие важные функции:

Игра — есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.

Функция межнациональной коммуникации.

Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой - выявить недостатки опыта.

Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра - деятельность коммуникативная, позволяющая ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.

Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении.

Функция коррекции - есть внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.

Развлекательная функция игры, пожалуй, одна из основных ее функций.

Игра стратегически - только организованное культурное пространство развлечений ребенка, в котором он идет от развлечения к развитию.

Значение игры для ребенка велико. Это, прежде всего, школа общения, познания мира и самопознания. В ней происходит развитие физических и духовных способностей, психологически подготавливает к жизнедеятельности, к труду. Наконец, игра заполняет досуг и дает наслажде­ние ребенку. Игра есть практика развития. Ребенок играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет.

Педагогическое значение игры еще и в том, что эта технология позволяет педагогу освоить для себя новую позицию, выйти на новый уровень. От традиционной формулы “Я - над вами” игровое пространство позволяет педагогу перейти на развивающий уровень “Я вместе с вами”. Игра становится совместным полем деятельности педагога и ученика: автором игры, как правило, выступает педагог, а творческое обогащение содержания игры остается за учеником. Так появляется новый уровень познавательной деятельности - не просто творчество, а совместное творчество педагога и ученика, которое позволяет не только освоить содержательное пространство изучаемого предмета, но и способы решения проблем межличностных отношений.

Игры планируются заранее. Определяется задача, продумывается оборудование игры (раздаточный материал). Также продумывается организация проведения игры. При подборе игр необходимо учитывать то, что игра должна возбуждать у детей умственную и творческую активность.

В подготовку к проведению игры входят:

- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; углубление и обобщение знаний, активизация психических процессов и др.;

- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей;

- определение наиболее удобного времени проведения игры (на каком этапе занятия, во внеурочное время и др.);

- определение количества играющих (весь коллектив, подгруппа, индивидуально);

- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (разные предметы, картинки, природные материалы, заготовки кроссворда или ребусы);

- подготовка к игре самого педагога: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой.

Проведение игры включает:

- ознакомление детей с содержанием игры;

- объяснение хода и правил игры. При этом организатор обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

- подведение итогов игры. При подведении итогов педагог подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоления трудностей, внимания и дисциплинированность.

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.

Как было уже сказано, необходимо, чтобы игра была для ребенка интересной, привлекательной. Это достигается, во-первых, тем, что взрослый, с которым играет ребенок, сам проявляет заинтересованность, играет с увлечением и радуется каждому достижению ребенка, каждому его правильному ответу. Во-вторых, тем, что каждый правильный ответ ребенка имеет положительное подкрепление.

Нужно стараться, чтобы ребенок не проигрывал слишком часто. Ведь главный интерес в игре создает успех, выигрыш. Если ребенку игра не удается, и он часто проигрывает, интерес к ней быстро пропадает. Нельзя в ходе игры (да и после нее, разумеется) упрекать ребенка, стыдить его за ошибки, за то, что он чего-то не знает или не умеет. Это не принесет никакой пользы и только вызовет дополнительные неприятные переживания, и он просто откажется играть.

Ценность игры как воспитательного средства заключается и в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, педагог формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры. Таким образом, при правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания, средством развития познавательных способностей школьников.

Потребность в игре - одна из базовых потребностей человека вообще и ребенка, в частности. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует познавательные процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т. е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в образовательный процесс.

В пособии представлены игры и упражнения, способствующие развитию у младших школьников таких важных качеств умственной деятельности, как память, внимание, мышление, воображение, быстрота реакции, а также интеллектуальных, конструкторских и артистических способностей, позволяющие учителю формировать у обучающихся коммуникативные, личностные, познавательные и регулятивные универсальные действия в соответствии с требованиями ФГОС к системе начального общего образования, активизировать творческий потенциал и креативные особенности личности ученика.

Предлагаемый сборник станет незаменимым помощником воспитателям группы продленного дня, заботящимся о том, как наполнить досуг детей продуктивной деятельностью, элементами событийности и фантазии, творчеством, радостью поиска и открытий, создать атмосферу увлеченности, любознательности и положительных эмоций.

Материалы предназначены учителям начальных классов, педагогам группы продленного дня; полезно воспитателям школ-интернатов и детских домов, родителям.

Игры, игровые упражнения, викторины, кроссворды для младших школьников


Интерактивная игра "Крестики - Нолики"Тема: Герои коми легенд и преданий Цели: Повторение лексического материала. Интерактивную игру можно использовать на уроках коми языка при закреплении изученного материала по теме "Герои коми легенд и преданий". Также можно использовать и при организации внеурочной деятельности. Игры помогают сделать урок более интересным и увлекательным. Игровая деятельность на уроке иностранного языка не только организует процесс общения на этом языке, но и максимальн.




Настольная игра с логическим мышлением "Отыщи букву"Игра для первоклассников для закрепления букв. Автор: Репешко Людмила Петровна, учитель начальных классов, МОУ "Оленовская школа № 1 Волновахского района", пгт. Оленовка, Донецкая область. Описание материала: мастер-класс может быть использован педагогами, родителями, учащимися. Назначение: для закрепления букв. Цель: изготовить настольную игру (пазлы) для первоклассников "Отыщи букву". Задачи: развивать творчество, воображение, логичес.


Игра "Пятый лишний"- задание для развития мышления у учащихся 6-8 летДанное задание представляет собой модификацию известной методики "4 лишний" в усложненном, вербальном варианте. Предназначено для развития мышления у старших дошкольников и учащихся 1-2 классов. Материал будет полезен учителям-дефектологам, психологам, учителям начальных классов, родителям Цель: развитие мышления у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Задачи: - развивать операции анализа и синтеза - ра.


Игра-головоломка для детей 1-2 классовИгра "Судоку" - это игра-головоломка. Данная игра разработана для детей младшего школьного возраста Игра предназначена для формирования у детей младшего школьного возраста познавательных действий, развития воображения и творческой активности. Игра развивает внимание, память, наблюдательность; способности анализировать, сравнивать. Разгадывая судоку, тренируем в детях логическое мышление. Цель: Развивать внимание, память, мышление. Развивать зрительное.


Викторина по русскому языку с ответами для 3 класса. КонспектЦель: воспитывать любовь к русскому языку, как к учебному предмету. Задачи: - Актуализировать знания учащихся по русскому языку, закреплять знания учащихся, полученные на уроке. - Учить делать обобщение, выводы, аргументировать свои ответы, развивать умение работать в группе. - Развивать память, внимание, логическое мышление, усидчивость. - Воспитывать у учащихся чувство сплоченности. Ход мероприятияУчащиеся делятся на коман.

Мультимедийная викторина для учащихся 2-4 классов "Ура! Лето!"Мультимедийная викторина "Ура! Лето!" для учащихся начальной школы. Данная викторина будет полезна как воспитательное мероприятие для пришкольных лагерей во время летних каникул и в учреждениях дополнительного образования. Актуальность. В настоящее время большое значение для современных детей играет телевизор, компьютер, а не книга или журнал. Именно из телевидения или из Интернета дети подчеркивают для себя главное, узнают что-то .

Блиц - викторина про космос 2 класс с ответами и презентациейТехнология проведения внеклассных мероприятий Внеклассные мероприятия являются наиболее эффективным средством решения воспитательных задач, стоящих перед классным руководителем. Младшие школьники эмоциональны, впечатлительны, инициативны, им присущи активное участие в общественных делах класса, школы, деятельностная позиция по отношению к результатам внеклассных мероприятий. От детей младшего школьного возраста всегда можно получить .

Интерактивная презентация с ребусами и логическими задачами для детей 6-8 летДля успешного обучения в школе умение рассуждать занимает одно из ключевых позиций. Ученик с хорошо развитым логическим мышлением легче одноклассников понимает учебный материал, глубже осваивает новые правила, быстрее и успешнее справляется с заданиями по всем предметам. Предлагаю вам свою методкопилку: интерактивная презентация с ребусами и логическими задачами. Ее можно использовать и на уроках и на внеурочной дея.

Кроссворд по рассказам Носова с ответами, 2 класс

Читайте также: