Игровая деятельность детей 4 5 лет в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

В жизни детей 4–5 лет сюжетно-ролевая игра продолжает развиваться и занимает ведущее место. Ребенок с увлечением выстраивает сюжеты, стремится к проигрыванию самых разнообразных ролей, становится более инициативным. Возросшие возможности позволяют ему выбирать тему и намечать замысел игры, обустраивать игровое пространство при помощи предметов, использовать в игре различные атрибуты. Педагог направляет свои усилия на обогащение ролевого поведения и взаимоотношений детей в игре, которые проявляются через диалог и игровое действие. .

Оценить 537 1

Особенности игровой деятельности 4-5 лет.

Я подобрала сожетно-ролевые игры из различных источников и оформила небольшую картотеку, которую удобно использовать в работе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствие с принятой разработчиками стандарта идеологией дошкольное детство рассматривается как самоценный этап развития ребенка, а не только подготовкой к школе.

Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста. Дошкольник – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры.

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Младшие дошкольники играют еще, как правило, в одиночку. В своих предметных и конструкторских играх они совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление и двигательные способности. Сюжетно-ролевые игры детей этого возраста обычно воспроизводят действия тех взрослых, за действиями которых они наблюдают в повседневной жизни.

Постепенно к среднему периоду дошкольного детства игры становятся совместными, и в них включается все больше детей. Главное в этих играх не воспроизведение действий взрослых в отношении предметного мира, а имитация определенных отношений между людьми, в частности ролевых. Дети выделяют роли и правила, на которых строятся эти взаимоотношения. Детские сюжетно-ролевые игры имеют различные темы, с которыми ребенок хорошо знаком по собственному жизненному опыту. Исполнителями ролей могут быть и взрослые, и сверстники, и заменяющие их игрушки.

Наблюдая за поведением и игрой групп детей 3-4 лет в течение достаточно долгого времени, нам удалось выявить несколько проблем:

-современные дошкольники не умеют организовывать свою деятельность

- не умеют и не хотят договориться в процессе игры

-не желают делиться игрушками

Анализируя данные наблюдения, мы попытались предположить, что этому есть несколько причин:

-как правило в домашней обстановке ребенок находится в изоляции от сверстников, он привык, все игрушки принадлежат только ему, что ему все позволено;

-у большинства детей очень слабо развито воображение, что является прямым следствием вхождения в нашу жизнь информационных технологий. Различные гаджеты находятся в доступе детей с самого раннего возраста, все игры в них визуализированы и достаточно однообразны;

Примитивность и бедность игры пагубно отражается и на коммуникативном развитии детей, ведь общение происходит в основном в совместной игре. Играя и выполняя различные роли, дети учатся видеть события и интересы других людей, соблюдать нормы и правила.

Для решения существующих проблем перед педагогами были поставлены следующие задачи:

-наметить конкретные пути работы с каждым ребенком

-создать психологически комфортные условия для каждого ребенка. Для осуществления этого в каждой группе детского сада должна быть спокойная и дружеская атмосфера, воспитатель должен помочь детям объединиться, научить их договариваться между собой

- постоянное обновление предметно развивающей среды, подбор игрового оборудования, детской художественной литературы

- организация воспитателем совместной деятельности детей. Он направляет каждого ребенка на полезную игру, не подавляя его активности и инициативы, чередует игры и распределяет детей в игровой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу, устраняет возникающие в процессе игры недоразумения и конфликты.

-поддержка детей воспитателем в развитии игрового замысла (воспитатель как играющий партнер)

Уже на младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношения детей, на воспитание активной позиции. В игре постепенно развивается целенаправленность действий. Важной частью игры является сознательное отношение детей к выполнению правил ролевого поведения, которое отображает глубину освоения действительности. Роль призывает детей подчиняться определённым правилам поведения и следовать социальным нормам.

Между тем культура игры в современном мире теряет свои позиции. Детство утрачивает смысл уникального возрастного периода, где подлинный источник развития живое общение и игра. Современный ребенок все реже включен в отношения сотрудничества, взаимовыручки, партнерства. Рынок игрушек насыщен всевозможными образцами, но, как показывают наблюдения, большая их часть ориентирована на индивидуальное пользование. Утрачивается передача традиций от старших детей – младшим, от взрослых – детям. Современная система воспитания и обучения не только выделила детей из мира взрослых, но и отделила их друг от друга. Телевизор или компьютер ныне лучший друг ребенка, они формируют совершенно определенного взрослого. Получается, что современное общество ориентирует своих членов на индивидуальность.

Сегодня мы не увидим такой игры, как ее описывал Даниил Борисович Эльконин. Сегодня ролевые игры, даже если и возникают, отличаются однообразием. Какие же сюжеты предпочитают разворачивать современные дети? Принципиальное отличие игры современных дошкольников двойственно: с одной стороны, появились игры, заимствованные из мультфильмов, очень популярны игры в супергероев, черепашек-ниндзя, человеков-пауков, которых можно представить типичным набором простых действий или фраз. Отношения между персонажами примитивны. С другой стороны дошкольники ограничены в присвоении социальных ролей. Жизнь взрослых перестает быть содержанием игр. Место близких взрослых начинают занимать виртуальные персонажи. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных передач, игра отображение жизни взрослых людей, играя ребенок, подражает им, моделирует разнообразие, социально - культурные ситуации и отношения.

Организация содержательных игр на социальные темы требует выделения отношений между людьми, которые являются основой построения сюжета

Особого внимания заслуживает и родительская позиция: формировать отношение к игре как к способу развития. В обществе повышается ценность ранних интеллектуальных достижений, но значение межличностного и нравственного формирования личности, что так необходимо для игровой деятельности, снижается.

Этапы формирования игровой деятельности детей

Первым этапом развития игровой деятельности является Ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта деятельность младенца весьма скор меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета- игрушки и потому перерастает в ориентированные действия- операции.

Следующий этап игровой деятельности получил название Отобразительной игры в которой отдельные предметно- специфические операции переходят в ранг действии, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта. Это кульминационный момент развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности.

На рубеже первого и второго годов жизни ребёнка развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится. Теперь же различия начинают проявляться и в способах действий наступает следующий этап в развитии игры: она становится сюжетно - отобразительной. Меняется и ее психологическое содержание: действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно заражаются предпосылки сюжетно-ролевой игры.

На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений между людьми. Наступает этапсобственно-ролевой игры, в которой играющие моделируют знакомые им трудовые и общественные отношения людей.

Научные представление о поэтапном развитии игровой деятельности даёт возможность выработать более чёткий, систематизированные рекомендации по руководству игровой деятельностью детей в различных возрастных группах.

Чтобы добиться игры подлинной, эмоционально насыщенной , включающей интеллектуальное решение игровой задачи, педагогу необходимо комплексно руководить формированием, а именно: целенаправленно обогащать тактический опыт ребенка, постепенно переводя его в условный игровой план, во время самостоятельных игр побуждать дошкольника к творческому отражению действительности.

Кроме того, хорошее игро - действенное средство коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей, воспитывающиеся в неблагоприятных семьях.

Эмоции цементируют игру, делают её увлекательной, создают благоприятный климат для взаимоотношений, повышают тонус, который необходим каждому ребёнку доля его душевного комфорта, а это, в свою очередь, становится условием восприимчивости дошкольника к воспитательным действиям и совместной со сверстниками деятельности.

Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень важно опираться на личный опыт ребёнка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают особую эмоциональную окраску. В противном случае обучение игре становится механическим.

Все компоненты комплексного руководства формирования игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми раннего возраста.

По мере взросления детей меняется и организация их практического опыта, который направлен на активное познание реальных взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности. В связи с этим обновляется содержание обучающих игр и условия предметно- игровой среды. Смещается акцент активизирующего общения взрослого с детьми: оно становится деловым, направленным на достижение совместных целей. Взрослые, выступают в роли одного из участников игры, побуждая детей к совместным обсуждениям, высказываниям, спорам, беседам, способствуют коллективному решению игровых задач, в которых отражается совместная общественно-трудовая деятельность людей.

И так, сформированности игровой деятельности создаёт необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития ребенка. Всестороннее воспитания людей с учетом их возрастных особенностей требует систематизации используемых в практике игр, установление связей между разными формами самостоятельной игровой и не игровой деятельности, протекающий в игровой форме. Как известно, любая деятельность определяется её мотивом, то есть, тем, на что эта деятельность направлена. Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой. Это означает, что ребёнок играет по тому, что ему хочется играть, а не и ради получения како гота конкретного результата, что типично для бытовой, трудовой и любой другой продуктивной деятельности.

Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющиеся жизненный опыт детей.

Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные), эстетическое (музыкальные), умственное (дидактические и сюжетные). Многие из них в то же время способствуют нравственному воспитанию (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, подвижные и др.).

В современной дошкольной педагогике значение игры рассматривается преиму-

щественно как чисто прикладное, дидактическое. Игра выступает как средство при-

обретения новых умений, представлений, формирования полезных навыков и пр.

Игра подменяется игровыми приёмами или игровыми методами обучения. Об этом

в частности свидетельствуют многочисленные методы педагогической работы, где

Но игра – это прежде всего свободная активность, лишенная принуждения и

контроля со стороны взрослых. Игра является главной и фактически единственной

формой проявления инициативности и самостоятельности детей 3-5 лет. Такая само-

стоятельная активность позволяет ребёнку почувствовать и увидеть результаты своей

активности, воплощение своего замысла и в конечном счёте самого себя, что имеет

неоценимое значение для формирования самосознания и чувства своей активности.

В отличие от этого использование игровых приёмов обучения предполагает не

только инициативу взрослого, но и его прямое руководство и контроль. Ребёнок вы-

полняет задания и инструкции взрослого, отвечает на его вопросы, следует его ука-

заниям и пр. Всё это никак не ведёт к развитию его инициативности и самостоятель-

ности. Напротив, ребёнок ждёт заданий и указаний взрослого и привыкает делать то,

Игра приносит эмоциональный подъем, причём источником удовольствия явля-

ется сам процесс деятельности, а не ее результат или её оценка. Играющие дети по-

лучают удовольствие от того, что они сами делают, соблюдают собственные прави-

ла. Они сами хотят действовать правильно, в соответствии со своими представле-

ниями о должном. Ребёнок сам пытается преодолеть импульсивные действия, чтобы

получить удовольствие более высокого порядка. Именно это определяющим образом

влияет на развитие мотивационной сферы и личностных механизмов поведения. В

случае игровых форм обучения действия ребёнка направлены преимущественно на

оценку взрослого, и ведущей здесь становится мотивация достижения, которая всег-

да порождает сравнение с другими и конкурентные установки.

Ещё одно важное отличие игры как свободной деятельности заключается в том, что

игра – это всегда проба, спонтанное, активное опробование себя и предмета игры.

Она не может подчиняться какой-либо программе, обязательным правилам или стро-

гому плану. Это всегда импровизация, неожиданность, сюрприз. Такая спонтанная им-

провизация стимулирует творческую активность детей, их самовыражение. Благода-

ря этому игра стимулирует творческое воображение и общую активность. В отличие

от этого игровые методы обучения предполагают следование определённым образцам,

однозначные правильные действия или ответы на вопросы, что никак не способствует

формированию творческого начала. Игры по разработанному взрослым сценарию, как

и использование игрушек или сказочных сюжетов на занятиях не имеет ничего общего

с настоящей игрой. Подмена игры как самостоятельной деятельности игровыми фор-

мами обучения приводит к печальным последствиям, среди которых невозможность са-

моорганизации детей, зависимость от взрослого, дефицит воображения и внутреннего

плана, недоразвитие воли и произвольности, коммуникативные трудности и пр.

Очень важно донести до учащихся тот факт, что организация игры – не просто по-

желание психологов, но обязательное требование Федерального государственно-

го стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Данный стандарт ориентиру-

ет педагогов на поддержку инициативы и самостоятельности детей во всех видах де-

ятельности и прежде всего в игре. Тема игры красной нитью проходит во всех разде-

Среди требований к компетентностям педагога – способность «оказывать не ди-

рективную помощь в организации свободной игры детей, стимулировать самостоя-

вание к дошкольному педагогу –владение всеми видами игры и способность вовлечь

детей в эту развивающую деятельность. При этом от педагога требуется не руковод-

ство, не контроль, а именно вовлечение в игру, приобщение к ней и поддержка дет-

ской инициативы. Педагог должен стать равноправным участником игры, демонстри-

ровать образцы игровых действий, но при этом удерживать игровую задачу. Это пред-

полагает не только знание разных игр и владение ими, но и творческую активность

воспитателя. эмоциональную выразительность его действий, чуткость ко всем ини-

циативным проявлениям дошкольников.

На поддержку инициативы детей во всех видах детской игры направлены также

требования к предметно-пространственной среде. Эта среда, должна обеспечивать

материалы и оборудование для всех видов игры. Предметно-пространственная сре-

да должна быть не просто безопасной, но и трансформируемой (т. е. предполагать

возможность изменений), полифункциональной (т. е. допускать различное исполь-

зование имеющихся материалов), вариативной и доступной для детей. Именно такая

предметно-пространственная среда нужна для игры.

Результаты дошкольного образования, которые заданы как целевые ориентиры,

также предполагают владение разными формами и видами игры. Способность ребён-

ка к фантазии, воображению, творчеству, как и готовность подчиняться раз-

ным правилам наиболее интенсивно развивается и проявляется в игре.

Таким образом, поддержка игры является стержневой линией в дошкольном об-

разовании, поскольку любая игра способствует становлению личности ребёнка – его

самостоятельности, инициативности и ответственности. Соответственно овладение

разными формами игры является необходимой и центральным направлением в под-

Цель: развитие внимания логики, умения объединять предметы в группы и подбирать обобщающие слова.

Ход игры

Ведущий (взрослый) читает по очереди игрокам по четыре слова. Дети определяют, какое слово лишнее. При этом они должны объяснить, почему они так думают. Можно усложнить игру и попросить детей называть каждую группу предметов одним словом. Если дети затрудняются, то ведущий должен им помочь подобрать название для группы.

В эту игру можно играть не только с существительными, но и с прилагательными, и с глаголами: в ряду синонимов нужно назвать один антоним. В этом случае не нужно подбирать обобщающие слова. Перед началом игры следует объяснить детям, что в русском языке есть слова, схожие по значению.

Слова для первого варианта игры:

Огурец, помидор, лук, яблоко — овощи

Юбка, платье, шапка, рубашка — одежда

Берёза, дуб, сосна, земляника — деревья

Стол, стул, кровать, дверь, кресло — мебель

Кастрюля, тарелка, чайник, чемодан — посуда

Слова для второго варианта игры:

Красивый, прекрасный, симпатичный, страшный

Храбрый, злой, смелый, отважный

Улыбаться, смеяться, хохотать, плакать

Ароматный, душистый, благоухающий, вонючий

Цель: развитие речи, внимания, расширение кругозора.

Цель: развитие навыков счёта и внимания.

Ведущий (взрослый) считает до 10. При этом он умышленно пропускает некоторые числа. Игроки должны назвать ошибки ведущего.

Выигрывает тот, кто нашёл больше ошибок.

Цель: развитие внимания и памяти.

Вам понадобятся игрушки, если вы будете играть в магазин игрушек, или продукты, если ваш магазин будет продовольственным, и т. д. Ведущий (взрослый) отправляет детей по очереди в магазин и просит купить несколько определённых предметов. Лучше всего начинать с одного-двух предметов, в дальнейшем количество предметов можно увеличить. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.

Цель: развитие внимания, мелкой моторики, работа с графическими образами цифр.

Тот, кто первым сделает это, становится победителем.

Цель: развитие внимания и творческого мышления.

Ведущий (взрослый) читает детям сказку, которую им предстоит озвучить. Затем он вместе с детьми обговаривает, какие звуки в каком месте сказки должны звучать. Затем несколько раз с малышами отрабатывает фрагменты, в которых идёт озвучка. И только потом ведущий читает сказку полностью, а дети озвучивают её в нужных местах.

Мышонок-огородник

(Сказка для озвучивания)

В норке за сараем жил маленький мышонок. Он очень мечтал вырастить большой-пребольшой урожай гороха и поэтому с нетерпением ждал, когда же наступит весна.

Он ждал её долгими зимними вечерами. Тогда, когда за окном завывал ветер. (Дети дуют в стеклянную бутылку). И тогда, когда за окошком тихо кружились снежинки. (Дети медленно ударяют карандашом или ручкой по стеклянному бокалу или по металлофону).

Однажды утром мышонок проснулся и услышал звон капели. (Дети стучат карандашом по стеклянной бутылке). Он быстро откинул одеяло и подбежал к окну. (Дети стучат ладошками по крышке стола). Сосульки под крышей сарая стали таять. Пришла весна.

Мышонок отправился в свою кладовочку, чтобы проверить семена гороха.

Он просмотрел все семена, перебирая и пересыпая их из корзинки в корзинку. (Дети пересыпают горох из миски в миску).

Когда солнышко прогрело землю, мышонок отправился в огород. (Дети стучат ладошками по крышке стола). Он подготовил грядки и посеял горох. (Дети пересыпают горох из миски в миску).

Вскоре появились первые листочки. Мышонок ухаживал за ними. Дождик поливал молодой горошек (Дети быстро стучат пальчиками по крышке стола), а солнышко давало силу.

Вскоре на горошке появились стручки, которые росли, росли и стали совсем огромными. Пришло время собирать урожай. Мышонок собрал стручки, а потом стал их вскрывать. (Дети рвут ЛИСТЫ бумаги). Стручок за стручком, стручок за стручком. Горошины он ссыпал в корзины. (Дети пересыпают горох из миски в миску).

Гороха было очень-очень много. Мышонок угостил горохом всех своих друзей. Так сбылась его мечта.

Цель: закрепление знания цветов, расширение кругозора.

Ход игры

Ведущий (взрослый) задаёт детям определённый цвет, например, жёлтый. Дети по очереди называют предметы жёлто го цвета.

Если ребёнок затрудняется придумать предмет, то он может показать какой-нибудь предмет этого цвета в комнате или на улице. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Примерные предметы жёлтого цвета:

Цель: развитие речи, фантазии, расширение кругозора.

Ведущий (взрослый) произносит начало предложений, а дети игроки по очереди придумывают их продолжение.

Мама испекла . (пироги и ватрушки).

В вазе стояли . (розы и гвоздики)

Цель: развитие внимания и логики.

Ведущий (взрослый) бросает мяч одному из игроков и произносит какое-либо слово (арбуз, булочка, зонтик и т. д.) Игрок должен поймать мяч, если ведущий произнёс слово, обозначающее съедобный предмет, или отбросить мяч, если предмет несъедобный. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.

Цель: развитие моторики, фантазии и внимания.

Цель: развитие внимания.

Цель: развитие внимания.

Цель: развитие внимания, координации движений.

Цель: развитие внимания, координации движений.

Цель: развитие логики, расширение кругозора.

Ход игры

Ведущий (взрослый) называет предметы, а игроки по очереди отвечают, во что эти предметы могут превращаться, кем или чем могут стать.

Примерные пары слов:

Цель: развитие логики, расширение кругозора.

Ход игры

Ведущий (взрослый) называет несколько слов (желательно прилагательных), описывающих какое-нибудь животное. Задача игроков: как можно быстрее угадать, о ком идёт речь. Побеждает тот, кто угадает большее количество животных.

Примерное описание животных:

Длинная, безногая, ядовитая, пёстрая — змея

Серый, злой, зубастый, голодный — волк

Маленький, трудолюбивый, колючий — ёжик

Пушистая, рыжая, проворная, хитрая — лиса

Большой, неуклюжий, бурый, косолапый — медведь

Маленький, серенький, трусливый, длинный — заяц

Ведущий (взрослый) по очереди бросает игрокам мяч и говорит начало предложения. Игрок должен закончить предложение и бросить мяч обратно ведущему.

Примерные варианты предложений:

У лисы длинный хвост, а у зайца.

Мы смотрим глазами, а слушаем .

Картошка — овощ, а яблоко —.

Птицы летают, а рыбы .

Кошки мяукают, а собаки …

Зимой холодно, а летом .

Днём светло, а ночью .

Апельсин сладкий, а лимон .

Слон большой, а мышка .

Цель: развитие внимания, логики, расширение кругозора.

Ходи игры

Примерные слова для времён года:

Зима: снег, иней, вьюга, бабочки, снежинки, комары, Новый год, ёлка, Дед Мороз, жара, пурга, снеговик, позёмка, лёд, подснежники, снегопад, варежки, радуга;

Лето: грибы, ягоды, цветы, капель, дождик, пляж, жара, листопад, бабочки, пчёлы, радуга, подснежники, солнце, загар, панамка, шуба, купальник, Снегурочка;

Весна: почки, листопад, подснежники, Новый год, капель, ледоход, сирень, скворечники, проталинки, мать-и-мачеха, земляника, 8 Марта, скворцы;

Осень: урожай, листопад, панама, школа, ландыши, дождь, 1 сентября, уборочная, снеговик, зонт, пальто, шорты, астры, хризантемы, одуванчики.

Цель: развитие речи, логики, расширение кругозора.

Ход игры

Ведущий (взрослый) произносит слова, в числе которых есть названия профессий. Услышав слово, обозначающее профессию, игроки должны поднять вверх руки.

Примерный список слов:

Лентяй, ящерица, сестра, трудяга, родитель, повар, брат, дедушка, бабушка, водитель, двоечник, садовник, парикмахер, зритель, медведь, учитель, слушатель, студент, пациент, школьник, ребёнок, врач, кондуктор, пеликан, заяц, мартышка, столяр, пассажир, дирижёр, артист, пекарь, неряха, бездельник, отличник, кондитер, продавец, смельчак, толстяк, капитан, мама, милиционер, ворона, дворник, плотник, чайник, дрессировщик, самосвал, строитель, читатель.

Цель: развитие речи, логики, внимания, расширение кругозора.

Ход игры

Корабль — моряки, капитаны, пассажиры

Музей — экскурсоводы, посетители

Стадион — спортсмены, болельщики

Столовая — повара, посетители

Поезд — машинисты, пассажиры

Театр — зрители, актёры

Больница — врачи, пациенты

Завод — рабочие, инженеры

Школа — ученики, учителя

Цель: развитие координации движений.

Ход игры

При этом ведущий с детьми произносят такой текст:

На болоте живут лягушата!

Ква-ква-ква! Озорные ребята!

Они прыгают с кочки на кочку!

Собирают для мамы цветочки!

Побеждает самый ловкий.

Цель: развитие координации движений и внимания.

Ход игры

Ведущий (взрослый) идёт впереди, дети идут за ним, приговаривая:

По лесной тропинке

Мы с тобой идём.

Мы с тобой поём.

По лесной тропинке

Мы с тобой идём!

Цель: развитие координации движений.

Ход игры

Ведущий:

Раз, два, три, четыре, пять —

Вышли мышки погулять.

Вдруг кот Васька из-за двери:

— Ой, глазам своим не верю.

Я не трону, не обижу!

Мышкам с Васей не дружить.

Нам играть — тебе водить.

Ведущий и игроки, образующие крут, произносят такой текст:

Ах, как мыши надоели!

Всё в кладовке нашей съели.

Съели сало, съели кашу

И конфеты съели наши!

Мы поставим мышеловки!

Цель: развитие координации движений.

Ход игры

Ведущий произносит текст:

Раз, два, три, четыре, пять

Хотят птички погулять.

Но совсем немножко

Боятся птички кошку.

Чик-чирик! Мы птички!

Прямо под окошком.

Ой! Проснулась кошка!

Цель: развитие навыков порядкового счёта, внимания и координации движений.

Ход игры

Рыбаки ловили рыбу

На реке, на реке.

Расставляли они сети

На реке, на реке.

Тянут, тянут они сети

На реке, на реке.

Только, видно, рыбы нету

В той реке, в той реке.

Рыбка, рыбка, выходи!

С этими словами игрок, в ладошках которого оказалась рыбка, должен быстро выбежать из крута.

Цель: развитие внимания и координации движений.

Ведущий (взрослый) при помощи считалочки выбирает водящего. Остальные игроки встают в крут, лицом к центру круга. Водящий бегает или ходит за пределами круга с платочком в руке. Он должен незаметно положить платочек у кого-нибудь за спиной и продолжить движение по кругу. Если водящий успевает пройти круг, пока игрок не заметит платочек у себя за спиной, то игрок считается проигравшим. Если игрок замечает платочек, то он должен поднять его, а затем постараться догнать водящего. Если игроку удаётся его догнать, то он сам становится водящим.

Цель: развитие речи, расширение кругозора.

Цель: развитие речи.

Ход игры

Ведущий (взрослый) по очереди бросает игрокам мяч и называет животных. Игрок должен поймать мяч, назвать детёныша этого животного и бросить мяч обратно. Если игрок ошибается — выбывает из игры.

Цель: развитие внимания, расширение кругозора.

Ведущий (взрослый) произносит названия каких-нибудь предметов, животных, птиц и на каждое слово поднимает руки вверх. А игроки должны поднимать руки лишь тогда, когда ведущий произносит название того, что может летать (самолёт, воздушный шар, воробей и т. д.) Тот, кто ошибается, выбывает из игры. Побеждает самый внимательный игрок.

Цель: развитие логики, мелкой моторики и внимания.

Ведущий (взрослый) предлагает двум игрокам разложить на две кучки пуговицы по определённому принципу. Например, разделить пуговицы по цветам, по форме или по количеству дырочек (2 или 4). Выигрывает тот, кто выполнит задание правильно и быстро.

Цель: развитие умения различать части предметов, развитие речи.

Ход игры

Ведущий (взрослый) вместе с игроками произносит такой текст:

В старом чулане

Далее ведущий называет предмет, а игрок, на которого он указывает, должен сказать, какой детали может не хватать у этого предмета.

Стоя — без ножки

Чайник — без носика

Чемодан — без ручки

Стул — без спинки

Платье — без кармана

Шкаф — без дверцы

Сапоги — без подошвы

Пианино — без клавиш

Книга — без обложки

Пальто — без рукавов

Кастрюля — без крышки

Велосипед — без педалей

Компьютер — без мышки

Пенал — без карандашей

Картина — без рамы

Телефон — без трубки

Пылесос — без шланга

Плеер — без наушников

Самовар — без краника

Цель: развитие логики, внимания, расширение кругозора.

Ведущий (взрослый) произносит различные высказывания. Среди них могут быть правильные и неправильные. Если высказывание правильное, то дети должны хлопнуть в ладоши, а если неправильное — топнуть ногами.

Цель: развитие памяти и логики.

Ход игры

Для проведения этой игры понадобятся 5—6 игрушек. Ведущий (взрослый) произносит такой текст:

При этом ведущий выстраивает игрушки друг за другом.

Ведущий разрушает выстроенную им очередь.

Ведущий выбирает игрока, который должен по памяти восстановить очередь из игрушек.

Новый год наступает зимой.

Летом всегда идёт снег.

Картошку обычно едят сырой.

1 сентября ученики идут в школу.

Цель: развитие внимания и логики.

Цель: развитие речи, логики, внимания, расширение кругозора.

Ход игры

Игроки становятся в линию на старт. Через девять шагов от них — финиш. Каждому игроку по очереди ведущий (взрослый) задаёт вопрос. Отвечая на этот вопрос, игрок может сделать не более трёх шагов. На каждый шаг он должен дать по три варианта ответа на поставленный вопрос.

Кто дойдёт до финиша первым, тот выиграл.

Что можно купить?

Платье, костюм, брюки — 1 шаг

Хлеб, молоко, конфеты — 2 шаг

Цветы, ведро, горшок — 3 шаг

Что можно варить?

Картошку, свёклу, морковь — 1 шаг

Курицу, мясо, рыбу — 2 шаг

Суп, компот, кашу — 3 шаг

Что можно читать?

Чем можно рисовать?

Что может летать?

Что может плавать?

Что может прыгать?

Что может быть сладким?

Что полезно кушать?

Цель: развитие координации движений.

Цель: развитие координации движений.

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, развитие логики, внимания и координации движений.

Ход игры

С детьми постарше тоже можно играть в эту игру. Если они легко ориентируются по плану местности, то можно расширить его и нарисовать, например, план квартиры, дома, улицы, дачного участка и т.д.

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания и координации движений.

Ход игры

Ведущий (взрослый) перед началом игры объясняет детям, что такое флюгер: он показывает направление ветра.

Цель: развитие внимания, умения согласовывать слова.

Ход игры

Ведущий (взрослый) произносит такой текст:

Нынче нам не до игры.

Мы сегодня — маляры.

Мы покрасим, спору нет,

Всё сейчас в зелёный цвет.

Цвет может быть выбран любой, по желанию ведущего. Далее он называет имена существительные, чередуя между собой существительные мужского, женского и среднего рода, а также существительные во множественном числе. Дети в ответ должны называть прилагательные, обозначающие цвет, согласовывая их с именами существительными.

Цель: развитие внимания, закрепление знания основных цветов.

Ведущий (взрослый) рассаживает игроков в круг. Дети держат ладошки перед собой лодочкой. Ведущий в своих ладошках держит маленькие шарики или жетоны красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового цветов. Он несколько раз проходит по кругу, проводя своими ладошками между ладошек детей и незаметно кладёт семи игрокам шарики. Если игроков меньше семи, то можно раздавать детям по два шарика. При этом ведущий произносит текст:

Над рекой повисло

С последними словами те дети, у кого в ладошках есть цветные шарики или жетоны, выходят из круга. Из своих предметов они вместе выкладывают радугу, т. е. располагают предметы по цветам в той последовательности, в какой они идут в радуге. Остальные дети смотрят, правильно ли выстроилась радуга.

Игровая деятельность детей среднего дошкольного возраста

Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна

Игровая деятельность детей среднего дошкольного возраста

Лосева Ирина Николаенва,
в оспитатель ГБДОУ № 50
Приморского района Санкт-Петербурга

Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельностью. Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.

Игровые интересы мальчиков и девочек обусловлены как половой принадлежностью, так и социокультурной средой.

Первоначальный опыт игрового взаимодействия с детьми противоположного пола зависит, прежде всего, от наличия в семье совместных разнообразных игровых объединений (с мамой, папой, братом, сестрой и др.)

В домашних условиях происходит более глубокое и содержательное освоение роли любимого персонажа. Это обусловлено тем, что ребенок играет без временных ограничений и имеет возможность детально изучить внешний вид, характер героя, особенности поведения, характерные для данного героя действия, поступки, функциональные обязанности и так далее.

В семье игровые сюжеты ребенка менее разнообразны, чем в детском саду. Предметно - игровая среда представляет собой набор любимых игрушек, предполагающих прямое их назначение.

Девочки и мальчики стремятся к игровому взаимодействию друг с другом, но они не владеют способами полоролевого поведения, умением совместно строить и развивать сюжетную линию игры.

При выборе темы игры дети руководствуются культурной стороной современной жизни. Девочки интересуются взаимоотношениями между людьми, а также искусством перевоплощения в образы любимых героев мультфильмов и книг, мальчики – приключенческими событиями разных персонажей из телевизионных передач (мультфильмы, кино, реклама).

Выбор партнера по игре, роли осуществляется в соответствии с половой принадлежностью.

Для развития сюжета мальчики и девочки используют различные игрушки, не только ими предпочитаемые, атрибуты, предметы–заместители, самоделки. Они дополняют игровую обстановку по ходу игры.

Дети заимствуют сюжеты для игр из мультфильмов.

Мальчики и девочки тяготеют к комбинированию сюжетов, но им сложно развернуть и отразить последовательность, целостность событий.

Специфика объединений детей в игровой деятельности не проявляется в их реальном взаимодействии. Так, в реальном взаимодействии дети проявляют к сверстникам доброжелательное отношение, интерес друг к другу, внимание, оказывают помощь, подсказывают независимо от их половой принадлежности. Их преимущественно привлекают поведенческие, личностные характеристики сверстника, его игровые умения. Детям интересно общаться с теми сверстниками, у которых, хорошо развиты социальные умения и навыки.

Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. В режиме дня обязательно должно быть время, когда дети могли бы спокойно развертывать игры, зная, что их не будут отвлекать, торопить. Педагог должен продумать, какие режимные процессы можно облечь в форму игры, чтобы вызвать у детей интерес, повысить их активность, вызвать повышенные эмоции. Чтобы игра стала формой организации жизни детей, необходимо создать предметно-игровую среду и определить роль взрослого в руководстве играми детей, сохраняя ее творческий потенциал.

Проявлять интерес к играм детей беседами , обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей .

Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если он играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору.

Но есть игрушки, значение которых как стимулов для проявления речи детей исключительное . Это игрушки, изображающие одушевленные предметы : животных, людей. Лошадка, которой играет ребенок, для него — живое существо. Он говорит с ней так, как говорит со своей живой лошадью обслуживающий ее или с ней работающий хозяин.

Особенно значительна воспитывающая роль куклы. Это понимает каждый, кто наблюдал правильно организованные игры в куклы.

Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей , как игра в куклы. Кукла — человек, член коллектива маленьких людей, живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь — игру в слове. Но эта жизнь требует педагогического руководства.

Игры куклами при условии правильной организации их и педагогического руководства ими выдвигают широкие возможности для ориентировки детей в разнообразных формах и установках социальной и трудовой жизни.

Играя в куклы, обслуживая их, дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью, для них наиболее близкой и понятной, навыков, к которым мы их подводим в первую очередь, которые они закрепляют в игре и из которых каждый требует сотрудничества языка. Взрослые уделяют недостаточно внимания свободным , но под педагогическим контролем оформляющимся играм детей . В режиме детского дня для таких игр должно отводиться определенное, соответствующее их значению время. Педагоги должны овладеть методикой организации таких игр.

Особого внимания к себе требуют так называемые подвижные игры. Эти игры обусловлены определенными правилами, соблюдать которые маленьким 3-4-летним детям трудно.

Большинству игр присущи четыре главные черты :

• свободная развивающая деятельность , предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности , а не только от результата ;

• творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности

• эмоциональная приподнятость деятельности , соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п. ;

• наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития .

Игра -- это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так , как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Конечно, от поведения нас взрослых во многом зависит мера открытия ребёнком через игру новых жизненных ситуаций.

В заключении хотелось бы отметить, что показателем правильной организованной игры детей является их хорошее настроение, разнообразное использование основных навыков, положительные взаимоотношения. Именно в игре со взрослыми, ребёнок приобретает необходимые для жизни в обществе полезные навыки.

1. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада /Сост. Бондаренко А.К., Матусик А.И. – 2-е изд., перераб . и доп. – М.: Просвещение, 1983.

2.Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей. Минск: Народная освета,1989.

3.Мухина В.С. Детская психология.Москва :Просвещение,1985.

4.Сюжетно-ролевые игры дошкольников./ Н.А.Бойченко , П.И. Григоренко, Е.И.Щербакова .

Читайте также: