Хоровая деятельность в школе

Обновлено: 01.07.2024

В статье показана значимость школьного хорового пения для сохранения и развития национальной культуры, формирования российской идентичности, раскрыта многогранность влияния хорового пения на физическое и духовное развитие детей и юношества, выявлена специфика хорового пения в основном и дополнительном музыкальном образовании, проанализированы основные тенденции обновления хорового пения на современном уроке музыки.

Результаты получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России

В современной социокультурной ситуации, характеризующейся усилением индивидуализма, возрастанием разобщённости членов социума, дефицитом личностного общения, всё громче раздаются призывы к возрождению хорового пения в школе.

Анализ исследований хоровой культуры, основные положения которых нашли отражение в концепции Всероссийского хорового общества [1], позволяет условно выделить три группы взаимосвязанных аспектов необходимости развития в новых социальных условиях отечественных хоровых традиций, и прежде всего школьного хорового пения. Это социальные, психологические и медицинские аспекты. Рассмотрим эти аспекты подробнее.

Хоровое пение – одна из главных составляющих цивилизационного наследия духовной жизни россиян. Массовое хоровое пение служит единению людей, формированию культуры общения, снижению уровня социальной напряжённости, развитию толерантности, является своеобразным тренингом организованности для огромного числа поющих и воспринимающих пение людей, естественно формирует позитивный взгляд на мир, на отечественную культуру, на человека. Хор – это школа общения с другими людьми, взаимодействия с единомышленниками в творческом коллективе.

Хоровое пение занимает значительное место в художественном образовании детей. Занятия хоровым пением оказывают благотворное воздействие на широкий диапазон их социокультурного развития. Пение в хоре – это эффективный путь приобщения к активной музыкальной деятельности, накопления интонационно-слухового опыта, развития музыкального мышления в процессе освоения языка музыки как звукосмыслового единства. Сегодня всё более востребованной становится воспитательная функция хорового пения и, прежде всего, воспитания у подрастающего поколения гражданской идентичности, сопричастности своим национальным и региональным традициям.

Широко известны психологические эффекты хоровой практики. У участников хорового коллектива происходят личностные позитивные изменения, повышается уровень культуры, конструктивная направленность сознания, настроенность на созидательную деятельность, формируется высокая самооценка. В итоге совместное пение гармонизирует межличностные отношения между людьми, приносит умиротворение, гордость за совместно достигнутый результат.

Пение и хоровое исполнительство в целом обладает оздоровительным эффектом, активизирует деятельность головного мозга, способствует развитию внимания, памяти и речи; поднимает жизненный тонус; помогает воспринимать разную информацию. Пение является важной составляющей современной музыкальной терапии, коррекционных методик, предназначенных для детей, подростков и юношества. В настоящее время посредством пения лечат от заикания и улучшают дикцию [2], [3].

Такое воздействие хорового пения возможно лишь при следующих условиях: подбор репертуара, интересного детям, художественно ценного и педагогически целесообразного; проведение занятий, направленных на творческое самовыражение учащихся, на основе приоритета художественного начала над техническим; организация систематических публичных выступлений хора (воспитание успехом) как важного фактора личностного развития современного ребёнка.

Теория, методика и практика школьного хорового пения должны стать не только основными элементами современной хоровой культуры, но и действенными факторами сохранения и развития отечественного культурного наследия, его интеграции в современное глобальное информационное общество.

Школьное хоровое пение прошло длительный путь развития. На этом пути можно выделить несколько этапов, специфика каждого из которых была обусловлена решением социальных задач, стоящих перед школой.

Если в XVIII–XIX вв. православное образование хоровое пение входило в число основных предметов, наряду с предметами Закон Божий, письмо счёт и др., и рассматривалось как основа религиозного просвещения, формирования нравственных основ поведения, то в XX веке, в послереволюционные годы, проявляется тенденция идеологизации музыкального воспитания в плане социального переустройства общества.

Специфика вокально-хоровой деятельности в школе.

Вместе с тем цели школьного хорового пения и требования к нему кардинально отличаются от целей и требований к любительскому или профессиональному детскому хору (например, хор мальчиков Венской оперы или детский хор Большого театра, детский хор ВГРТ и т.п.). Профессиональный детский хор – самостоятельная исполнительская единица со своей исполнительской краской, аналогичной струнному квартету, вокальному дуэту и т. п.

Школьное хоровое пение в целом ‑ специфическая разновидность исполнительского певческого искусства с ярко выраженной педагогической направленностью. Оно имеет два вектора развития:

1) профессионально ориентированный детский хор (дополнительное образование). Не так много школьных хоров может претендовать на этот вектор развития. Это сфера специализированных школ с музыкальным уклоном, предпрофессиональной и профессиональной ориентации детей и юношества;

Вокально-хоровая деятельность на современном уроке музыки.

Хоровое пение в классе направлено на решение основной задачи музыкальных занятий в школе – воспитание музыкальной культуры как части общей духовной культуры подрастающего поколения. Полноценно решить эту задачу невозможно без понимания учащимися основных закономерностей музыки на основе знакомства со множеством произведений различных жанров, форм и стилей, умения слушать и слышать музыку, понимать её, размышлять о ней. Современная концепция массового музыкального воспитания выделяет музыкальное сознание, музыкальное восприятие в качестве магистрального пути освоения музыкальной культуры общества. Только на основе восприятия музыки осуществляется процесс её познания, в том числе и способность коллективного исполнительства, прежде всего – в хоровом пении.

Поётся всё, что изучается: будь то инструментальная музыка (от пьес до симфоний), или вокальная (от песен до кантат и опер). Вокализация музыкальных тем наиболее ценных в художественном отношении инструментальных произведений (симфоний, концертов), введённая в практику Н.Л. Гродзенской, способствует более активному формированию музыкально-слухового опыта учащихся, открывает новые возможности развития музыкального мышления, вокально-хоровой культуры детей [19].

Специфика организации хорового пения на уроке неотрывна от освоения музыкальной речи. При исполнении хорового сочинения, так же как и при чтении литературного произведения, необходимо уметь акцентировать главное, отделить одну мысль от другой, подчеркнуть логические ударения и т.д. Умение передать эти свойства музыки в своём исполнении и тем самым сделать его осмысленным, эмоционально выразительным – важнейшая задача хорового пения на всех этапах музыкальных занятий.

На современном уроке музыки взаимодействуют две тесно связанные тенденции вокально-хоровой деятельности учащихся.

Разнообразие жанров и форм музыки, постигаемых учащимися на уроках, обусловило необходимость использования разных видов и типов пения: пение со словами и вокализация фрагментов инструментальных произведений, пение хоровое, ансамблевое и сольное, пение с сопровождением и без сопровождения, пение связное, напевное и пение речитативное.

Выразительность хорового исполнения обусловлена психологическим фактором – неразрывностью восприятия и исполнения. Человек, не умеющий по-настоящему слышать музыку (имеется в виду содержательная сторона музыки), не может по-настоящему её исполнить. Не может потому, что восприятие музыки лежит в основе самого процесса исполнения. Это подтверждает мысль о глубокой внутренней зависимости восприятия и исполнения, их взаимовлиянии, взаимообогащении. Развивая у ребят способность воспринимать музыку, мы подспудно способствуем повышению качества исполнения. В свою очередь более высокая культура исполнения предполагает лежащее в его основе более глубокое восприятие. В связи с расширением задач самого урока, расширились и углубились задачи хорового пения. Объединяясь с другими элементами урока в одно целое, хоровое пение не только принимает иные формы, но и выполняет ряд функций, ранее на него, как правило, не возлагавшихся. Главное – активизация постижения музыки средствами хорового исполнительства и формирование интереса к процессу и результату собственно вокально-хорового творчества во внеурочной деятельности.

Пение и движение.

Музыка и движение благотворно действуют на здоровье детей, решают задачи релаксации, способствуют эмоциональной разрядке. Выполнение упражнений под музыку, по сути, является дыхательной гимнастикой, помогает развитию правильного дыхания, что значительно уменьшает число риск заболеваемости, укрепляет иммунитет растущего человека. Исследования психологов, физиологов подтверждают, что практические действия – основа развития всех психических функций.

Пение и музыкальное творчество ребёнка.

Положение Б.В. Асафьева о музыке как искусстве интонируемого смысла, развёртывающегося во времени, в полной мере относится к организации на занятиях практических действий, в том числе хорового пения как творческого процесса. Отбор методов и приёмов вокально-хоровой работы обусловлен единством деятельности композитора – исполнителя – слушателя.

Хоровое пение помогает учащимся понять, как формируются различные типы построения музыки. Переинтонируя самостоятельно сочинённую (или предложенную учителем) песенную попевку в танец (вальс, польку), в марш, дети не только осваивают основные приёмы голосоведения (легато, стаккато, нон легато), но и постигают в хоровой деятельности азы вариационного развития музыки.

Большой интерес вызывает сочинение вокальных мелодий (зерна-интонации) разных жанров (марши, колыбельные, танцы: вальс, полька, мазурка, полонез и т.д.). Под аккомпанемент учителя (определённую несложную гармоническую формулу, например, T-S-D-T) дети пробуют пропеть свою мелодию. Наиболее удачные варианты желательно записать, чтобы потом можно было их воспроизвести всем классом [22].

Творческий характер освоения детьми классических произведений стимулируют импровизации мелодий, соответствующих названию классического произведения, которые в дальнейшем дети будут слушать на уроке. Методика сочинения может быть следующей. Ученики поют свои импровизации; определяют самые удачные варианты. Класс повторяет мелодии. Полученные варианты сравниваются с классическим произведением. Иногда ученикам кажется, что их вариант лучше. Но на последующих занятиях, исполняя и свой, и композиторский варианты, они самостоятельно приходят к осознанию того, что у композитора гораздо интереснее. Конечно, предложенные учениками варианты не обладают высокой художественной ценностью, уступают классическим образцам, но музыкальные примеры, сочинённые детьми, в процессе сравнения и анализа с тематическим материалом этих произведений (особенно, если музыкальные темы неоднократно пропевались классом) помогают понять специфику композиторского творчества, интерес учащихся к инструментальным произведениям значительно возрастает.

Заключение. Хоровое пение
как путь культуротворческой деятельности детей.

В новых социокультурных условиях хоровое пение на уроке и во внеурочной деятельности детей (с обязательной государственной дотацией) может стать неотъемлемой частью жизни каждого ребёнка, способом его самоорганизации, саморазвития, самовоспитания.

В настоящее время меняются представления педагогов-музыкантов о роли хорового пения в образовании и воспитании и вокально-хоровых возможностях школьников (что ребёнку просто, а что трудно спеть). В связи с этим возникает серьёзная задача и огромная ответственность: как повести хор, чтобы сохранилась преемственность между ним и уроками музыки; какой предложить репертуар, чтобы он соответствовал теперешнему уровню развития вокальных способностей учеников и их музыкально-образного мышления.

Педагогическими основаниями реализации поставленных задач является отношение к хоровому пению:

- как самоценной музыкальной деятельности, направленной на приобретение многогранного творческого опыта, и одновременно как к действенному пути постижения целостности музыкальной культуры;

- как обязательной составляющей учебно-воспитательной работы каждого образовательного учреждения, обеспечивающей взаимодействие и взаимообогащение основного и дополнительного образования;

- как неотъемлемой части художественной проектной деятельности: публичные выступления (на концертах, праздниках, конкурсах, фестивалях), участие в инсценировках, постановках музыкально-театральных произведений и мн. др.;

- как творческому опыту исполнительства в контексте социально значимой деятельности, направленной на развитие музыкально-художественной среды школы, села/города.

[1] Гетерофония — такое многоголосие, при котором в одном или нескольких голосах происходит отступление от основного напева, обусловленное естественными различиями исполнительских возможностей человеческих голосов (или инструментов), а также фантазией исполнителей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе рассматривают некоторые моменты вокально - хоровой работы в старших классах школы.

Вокально - хоровая работа на уроке музыки.

Пение-это наиболее доступный и демократичный вид музыкальной деятельности детей любого возраста. Дети всегда поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умения искренне и глубоко выражать свои чувства, эмоции и переживания.

Встреча с песней, общение с ней всегда вызывает у детей положительные эмоции. Пение развивает у школьников музыкальный слух, память и чувство ритма. В процессе пения наряду с музыкальными навыками, развиваются все виды универсальной учебной деятельности.

Так, например, в совместном пении у детей развивается коммуникативная деятельность. В процессе пения каждый ребенок должен слушать и слышать рядом стоящих учеников, учителя, а также стараться создать с остальными единый образ и единое настроение.

Познавательная деятельность проявляется в знакомстве с, возможно, новым композитором, с новым поэтическим текстом, а может быть, и с новым музыкальным жанром, как, например, – авторская песня.

Каждая музыкальная композиция обязательно организована в ритме и темпе, что развивает у детей регулятивную деятельность, то есть каждый ребенок должен понять эти элементы музыкальной организации и подчинить себя им. Особо эмоциональное исполнение песни некоторыми детьми говорит о развитии личностной деятельности.

Главная цель учителя - научить детей правильно и красиво петь, воспитав при этом духовно-нравственную личность.

Каждый свой урок музыки я обязательно заканчиваю или начинаю песней, дети всегда с нетерпением ждут этого момента. Жаль, что на это отводится совсем немного времени-10-15мин. от урока, так как в настоящее время мы имеем не урок пения, а урок музыки, а этот урок является комплексным. Но традиционно последний урок четверти я стараюсь посвящать только пению. К сожалению, за столь короткое время нельзя решить всех вокальных задач, но постараться привить любовь к песне, познакомить детей с разнообразным вокальным творчеством и научить некоторым вокальным навыкам можно.

Процесс формирования вокальных навыков я разделяю на следующие составляющие:

- певческая постановка и постановка дыхания;

- развитие артикуляционного аппарата , работа над дикцией и звукообразованием;

- развитие ритмического ощущения и памяти;

- развитие мелодического слуха и памяти;

- первичные навыки многоголосного пения;

На каждом уроке следует обязательно работать над развитием всех этих составляющих . Для этого используются как упражнения, так и песни.

Регулятивные учебные д ействия состоят в том, что ребенок должен четко представлять себе последовательность и значимость каждого из этапов действий. Процесс подготовки к пению состоит из следующих компонентов : дети встают, выходят из-за столов, спокойно опускают руки, ноги ставят устойчиво, то есть на ширине плеч, спина должна быть ровной, плечи чуть отведены назад. В этой позиции мы начинаем делать сначала упражнения на дыхание.

1.Вдохнуть аромат розы.

2.Вдох через нос, выдох через рот. Вдох и выдох должны быть очень активными.

Каждое упражнение повторяется по 4 раза затем пауза и еще 4 раза.

Развитие речевого аппарата я тоже осуществляется через комплекс упражнений:

1.Верхнюю губу опустить вниз.

2.Нижнюю губу поднять вверх.

3.Кончиком языка дотянуться до кончика носа.

5.Губы плотно сжать, а затем плавно широко растянуть рот.

Каждое упражнение повторять по 8 раз. Дети с удовольствием делают все эти упражнения. Сначала я их провожу сама, а затем , убедившись в том, что дети хорошо запомнили порядок и способ исполнения, любой желающий может стать учителем, а учитель занимает место ученика. Главное – упражнения проводить в данной последовательности и ее не менять, тогда любой первоклассник легко справляется с ролью учителя, что формирует его личностную и регулятивную деятельность.

После артикуляционной гимнастики мы обычно говорим 2-3 скороговорки:

1.- От топота копыт пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт.

2.- Кукушка кукушонку сшила капюшон, как в капюшоне он смешон.

3.- Сшит колпак не по-колпаковски, некому колпак переколпаковать,

Кто колпак переколпакует, тому три колпака гороха.

4.- Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак

Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку – цап!

Эти скороговорки можно использовать в различных комбинациях, при этом следует учитывать возраст и умения детей. Иногда к произношению скороговорок я добавляю хлопки в ладоши для того, чтобы дети лучше чувствовали темп и ритм слова. Обычно эти упражнения я использую в качестве т.н. физкультминутки, поэтому иногда провожу их через 15-17мин. от начала урока либо перед упражнениями на дыхание. Этих упражнений тоже несколько, но проводить их можно в любое время, но лучше в данном порядке, т.к. они располагаются по степени сложности.

Эти упражнения способствуют развитию не только чувства ритма, но и памяти, внимания. Еще важно отметить, что, как и в предыдущем разделе, здесь каждый ребенок тоже может стать учителем. Но в ритмических упражнениях, кроме личностной и регулятивной деятельности, еще развивается коммуникативная и познавательная деятельность.

Вокальная работа начинается тоже с вокальных упражнений. Здесь обязательно следует учитывать возрастные особенности детей, поэтому я выделила 3 группы распевок.

Для младших школьников:

- Распевка со словами: « Едет, едет паровоз, две трубы и сто колес,

При работе с младшими школьниками следует постоянно и пристально обращать внимание на звукообразование при пении.

Для средних школьников:

- Мелодическая скороговорка: «Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель,

Класс разбить на 2-3 или 4 группы (количество групп зависит от вокальной подготовки класса) и исполнять попевку через определенный интервал: Во поле бе – и следующая группа и т.д.

Для старших школьников:

Все эти попевки исполняются вверх и вниз по полутонам.

Кроме мелодической настройки, на этих распевках вырабатывается навык общехорового и цепного дыхания, а также обучение пению с различными приемами звуковедения: стаккатто, нон- легато и легато.

После всей этой подготовительной работы необходимо перейти непосредственно к работе над песней.

Если это произведение новое, то учитель должен всегда показывать его целиком, все куплеты, максимально выразительно, иногда можно воспользоваться и записью. Можно показать песню в разном исполнении, сравнить и определить то, которое глубже раскрывает ее содержание. Показать произведение надо так, чтобы каждый ребенок понимал, к чему он должен стремиться при разучивании и исполнении.

После показа непременно обсуждаем услышанное детьми: выясняем, как они поняли содержание песни, ее характер в общих чертах, так как более подробный анализ происходит в процессе разучивания.

Как же происходит разучивание песни? Традиционно песня разучивается по фразам, но перед тем как петь детям, учитель еще раз пропевает им эти фразы, а затем они повторяют их за ним. Во время разучивания следует внимательно следить за точностью интонирования мелодии и правильностью произношения звуков, особенно у младших школьников, так как у многих детей сегодня наблюдается нарушение фонематического слуха. Эта проблема прослеживается в искажении слогов и букв, а иногда в их пропуске в различных частях слова.

И так мы разучиваем по фразам весь 1-й куплет. Если позволяет время, то сразу же мы работаем над фразировкой и динамикой этого куплета, прослеживаем особенности закономерностей построения мелодии. При работе над образным интонированием я всегда использую дирижерские жесты, помогающие детям лучше передавать образ; с младшими школьниками - прием пластического интонирования, который помогает им лучше осознать особенности штрихов и звукообразования.

Следующий урок посвящается разучиванию остальных куплетов, заостряется внимание на тех же проблемах, что и в 1-м куплете.

Результатом работы учителя музыки, видимо, все-таки надо считать не конкретные оценки учащихся классов, а реальное участие детей в музыкальных номерах различных праздников, концертов, воспитательных мероприятий. Назовем только те из них, которые в силу специфики большой частью построены на исполнении песен.

Следующим нашим творческим календарным мероприятием является Праздник Песни, который проходит в последний учебный день перед весенними каникулами. Вот уж где есть разгуляться творческой фантазии детей, учителей и родителей. Особенность этого праздника состоит в том, что каждый класс готовит любую понравившуюся песню в тесном сотрудничестве с учителем музыки, и результат представляет перед жюри. Песня может быть инсценирована, костюмирована и даже театрализована участниками. Дети и взрослые с удовольствием демонстрируют свое творчество и фантазию. Полученное удовольствие от участия в этих мероприятиях и просмотра их и есть результат труда учителя музыки.

Читайте также: