Характерные особенности исполнительной власти как вида государственной деятельности кратко

Обновлено: 02.07.2024

Понятие, характерные черты и принципы государственного управления. Исполнительная власть

Управление безотносительно к конкретно рассматриваемой сфере (в самом широком смысле) представляет собой деятельность по руководству чем-либо. Оно выступает как естественный и обязательный элемент и одновременно функция организованных систем различной природы. Управленческий процесс предназначен обеспечивать сохранение и функционирование определенной структуры, а также поддержание режима ее деятельности, реализацию их программ и целей.

Социальное управление представляет собой объективно необходимый вид деятельности, которая направлена на обеспечение логически последовательных, согласованных и системных действий людей для достижения общественно значимых целей и решения возникающих при этом задач. Социальное управление является родовым понятием, и оно включает в себя следующие элементы: государственное управление, муниципальное управление, управление в организациях, управление общественными явлениями и процессами.

К концу XX в. стало приходить понимание непреложного факта, свидетельствующего о том, что по своей природе и сущности государственная власть всегда едина в своих основных проявлениях и качествах. Поэтому нецелесообразно и не совсем правильно надо было отказываться от предыдущего положительного опыта функционирования государственного механизма. Нет необходимости (как это было в 1917 г.) разрушать все до основания, чтобы начинать все с ноля и при этом желательно идти по исторической целине с российской спецификой.

Государственное управление в Российской Федерации (в широком смысле) осуществляют Президент РФ, Правительство и иные органы исполнительной власти, законодательные, судебные и органы местного самоуправления. Субъектами управления является вся совокупность государственных и муниципальных органов (опосредованно через получение полномочий от государства при помощи права).

Государственное управление в узком смысле представляет собой внутриорганизационную деятельность, осуществляемую в органах государственной власти с целью успешного решения стоящих задач (решение кадровых, финансовых, материально-технических и иных вопросов).

Государственное управление в собственном смысле слова представляет собой вид государственной деятельности, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть специальными субъектами — органами исполнительной власти.

Государственное управление, осуществляемое органами исполнительной власти, имеет следующие характерные черты, позволяющие отличать ее от деятельности представительных и судебных органов.

1. Выполнение общезначимых функций:

прогнозирование — обеспечивает научность и рациональность деятельности;

планирование — определяет цели, задачи на предстоящий период деятельности, средства их достижения и выполнения;

организация — направлена на упорядочение состояния тех или иных социальных образований;

координирование — в процессе ее производится подстройка уже организованной системы к изменяющимся внешним и внутренним условиям ее функционирования;

надзор — метод государственного управления, применяемый с целью выявления возможных недостатков в деятельности государственных и негосударственных структур;

контроль — метод государственного управления, сущностью которого является постоянная проверка результатов деятельности государственных и негосударственных структур с целью устранения недостатков и повышения эффективности этой деятельности.

2. Нормативно-распорядительное регулирование, которое осуществляется при помощи законов, указов, постановлений и других нормативных правовых актов.

3. Деятельность органов исполнительной власти носит подзаконный характер, т.е. она осуществляется на основе и во исполнение закона. Поэтому по последовательности в механизме реализации государственной воли она вторична по отношению к деятельности представительной (законодательной) ветви власти, основным предназначением которой является формирование законодательной базы для деятельности исполнительной и судебной ветвей власти. При этом деятельность исполнительной власти, как и других ветвей власти, носит самостоятельный и только присущий исполнительной власти характер.

4. Использование в своей деятельности властных полномочий. Это выражается в осуществлении единой государственной власти. Субъект государственного управления в рамках выполнения конкретных функций вправе применять различные формы и методы руководящего воздействия на управляемые объекты: осуществлять нормативное, методическое руководство и контроль; применять административное принуждение.

5. Непрерывный и оперативный характер государственной деятельности выражается в том, что государственное управление осуществляется в процессе повседневного, непосредственного руководства всеми сферами: экономикой, хозяйственным, административно-политическим и социально-культурным строительством.

6. Осуществление специализированных функций, требующих использования единообразной технологии. Виды и содержание таких функций обусловливаются сферой или областью государственного управления. К специальным функциям относятся следующие основные функции: защита конституционных прав и свобод субъектов права; обеспечение обороноспособности страны; охрана общественного порядка и собственности; охрана государственной границы; обеспечение экологической безопасности; развитие образования, науки, культуры, здравоохранения; создание соответствующих условий, необходимых для всестороннего и полного развития личности; социальная и иная защита граждан и т.д.

7. При необходимости применение мер административной ответственности, представляющей собой вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение.

8. Государственное управление представляет собой деятельность иерархически построенного, обладающего логической завершенностью и системным характером аппарата управления. Единство действий органов государственного управления выражается их соподчиненностью на основе единства государственно-управленческой деятельности;

9. Высокий профессионализм государственных служащих. Приоритет при комплектовании штатов органов государственного управления должен отдаваться лицам, обладающим прежде всего высокими личностными качествами, соответствующим опытом работы, наличием специального образования, профессионально компетентным лицам.

В мире продолжает увеличиваться разрыв в соотношении доли валового внутреннего продукта надушу населения между богатыми и бедными странами. Если в 1950 г. он составлял 20:1, а в 1971 г. — 30:1, то в конце 90-х гг. XX столетия — 75:1.

Для обеспечения принятых в Западной Европе, США и Японии современных стандартов жизни на одного человека в год расходуется от 3,5 до 6 т условного нефтяного эквивалента. В России для этого необходимо потратить 18 т, а сейчас добывается только около 8 т условного топлива. Отсюда и проистекают соответствующие реальные перспективы в обозримом будущем достигнуть западных стандартов уровня жизни у российских граждан.

Известный специалист в области государственного управления профессор Г.В. Атаманчук считает, что для анализа сущности управления и создания оптимальной по функциям и структуре управляющей подсистемы необходимо учитывать следующие условия 4 См.: Атаманчук Г.В. Проблемы управления и управляемости в обществе: Избранное. М.: Изд-во РАГС. 2011. С. 45. :

Все виды государственной деятельности по их месту в системе реализации государственной власти, содержанию и формам выражения можно разделить на три группы.

Родовые консолидированные государственной деятельности, осуществляемые государственными органами законодательной, исполнительной и судебной власти, принято именовать ветвями государственной власти.

По своему внутреннему содержанию деятельность органов каждой из этих трех ветвей власти является сложной и консолидированной, так как включает в себя несколько форм, но лишь одна из которых есть главная и определяющая. Так, для представительных (законодательных) органов власти главным и определяющим видом их деятельности является законодательная, хотя Федеральное Собрание осуществляет свою деятельность и в иных видах, на пример, импичмент, объявление амнистии, участие в решении кадровых вопросов о назначении на должность и освобождении от должности некоторых высших должностных лиц государства и т.д. Точно так же для органов исполнительной власти основной и определяющий вид деятельности — управленческая исполнительно-распорядительная деятельность.

Видовые специализированные формы государственной деятельности являются производными от трех родовых ветвей государственной власти. К ним относятся, например, реализация прокурорской власти, деятельность Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека и его аппарата, органов Центризбиркома и некоторых других звеньев системы государственного аппарата. Осуществляемые этими органами специализированные виды государственной деятельности также предусмотрены в действующей Конституции РФ и в деталях регулируются специальными федеральными законами.

Функциональные формы государственной деятельности, содержанием которых являются специфические функции различных правоохранительных и иных государственных органов, осуществляющих следствие, дознание, оперативно-розыскную деятельность, а также многочисленные и разнообразные специальные исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в установленных сферах ведения.

Государственное управление как основная определяющая форма реализации исполнительной власти и вид государственной деятельности имеет ряд признаков. Главный из них, отражающий суть и социальное предназначение государственного управления, заключается в практически организующем характере этого вида государственной деятельности. Сущностное предназначение государственного управления — в желании, умении и способности органов исполнительной власти организовать практическое исполнение общих предписаний и норм федеральных и субъектов Федерации, указов Президента РФ, а также актов руководителей субъектов Федерации до требуемого конкретного результата.

Второй признак государственного управления — его непрерывный и циклический характер, что объективно обусловлено непрерывностью общественного производства и потребления в самом широком смысле этого слова.

Все другие виды государственной деятельности, связанные с реализацией законодательной, судебной, прокурорской и других разновидностей государственной власти, носят прерывистый (дискретный) характер, тогда как государственное управление осуществляется постоянно, непрерывно. Завершается один цикл управленческого процесса, начинается, продолжается и завершается другой, и так далее.

Третьим признаком государственного управления является исполнительно-распорядительный характер этого вида государственной деятельности. Этот признак отражает особенности исполнительской деятельности органов государственного управления и их должностных лиц по практической реализации общих требований и предписаний законов и актов президентской власти.

Органы государственного управления исполняют требования законов и других общих предписаний президентской и правительственной власти через систему исполнительно-распорядительных управленческих действий, выражаемых в принимаемых ими административно-правовых актах и организационно-исполнительских действиях. Они исполняют законы распоряжаясь.

Субъектами государственного управления являются физические и юридические лица (организации), которые управляют или участвуют в управлении в качестве субъектов управленческих отношений. Граждане (россияне, иностранцы, лица без гражданства — апатриды) и общественные объединения могут выступать в качестве участников и, следовательно, субъектов управленческих административно-правовых отношений с государственными органами исполнительной власти, а государственные органы, их структурные подразделения и служащие — как управляющие субъекты в административно-правовых отношениях друг с другом в любых соотношениях, а также в отношениях с общественными объединениями и гражданами.

Объектами государственного управления и административно-правового регулирования могут выступать различные стороны административно-правового статуса граждан и их общественных объединений (действия, бездействие, права, обязанности, ответственность), а также различные стороны деятельности социально-культурных и иных учреждений, предприятий и их объединений (акционерные общества, холдинговые компании, финансово-промышленные группы, естественные монополии, закрытые административно-территориальные образования и др.).

Едиными очень крупными объектами государственного управления не редко выступают отраслевые и межотраслевые комплексы и ассоциации предприятий, учреждений и организаций; отрасли и сферы государственного управления; комплексы взаимосвязанных отраслей и целые их области (например, область экономики включает в себя промышленный, строительный, агропромышленный комплексы и комплекс обслуживающих отраслей). Отрасль государственного управления представляет собой совокупность предприятий, организаций, учреждений однородного социально-экономического или социально-культурного профиля, находящихся в ведении центрального федерального или субъекта Федерации органа исполнительной власти. Сфера государственного управления включает в себя деятельность специальных органов исполнительной власти, осуществляющих функциональное межотраслевое регулирование (государственная статистика, стандартизация и т.д.) в масштабе всех или, по крайней мере, многих отраслей управления.

Процесс государственного управления как важнейшая составная часть характеристики его структуры включает в себя следующие элементы: функции управления, формы и методы их осуществления, а также стиль управленческой деятельности.

Функции государственного управления — специализированные по своей объектной направленности части единого управленческого процесса как деятельности, обеспечивающей решение стоящих перед управляющими субъектами целей и задач.

Формы государственного управления представляют собой определенным образом документально закрепленные решения и действия государственных органов и их служащих.

Методы государственного управления характеризуют средства и возможности организующего воздействия управляющих субъектов на руководимые объекты и подчиненных лиц (методы убеждения, принуждения, стимулирования и т.д.).

Стиль государственного управления как составная часть содержательной характеристики управленческого процесса выражает его личностные моменты, отражая социально-культурные, интеллектуально-профессиональные, характерологические и иные черты и особенности личности управляющего субъекта.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Статья 16. Оказание бесплатной юридической помощи федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им учреждениями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственными им учреждениями, органами управления государственных внебюджетных фондов

Статья 16. Оказание бесплатной юридической помощи федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им учреждениями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственными им учреждениями, органами управления

1.1. Значение, характерные черты, правовое регулирование деятельности судебной власти

1.1. Значение, характерные черты, правовое регулирование деятельности судебной власти Согласно Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации выполняет три самостоятельные функции: законодательную, исполнительную, судебную (ст. 10).Конституция РФ включает

Структура федеральных органов исполнительной власти

Структура федеральных органов исполнительной

2. Организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления)

2. Организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления) Организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления) составляют основной массив

Тема 8. Государственные органы исполнительной власти (органы государственного управления): система и компетенция

Тема 8. Государственные органы исполнительной власти (органы государственного управления): система и компетенция 1. Понятие государственного органа исполнительной власти (государственного управления) и его компетенции Специфика органов государственного управления, их

1. Понятие государственного органа исполнительной власти (государственного управления) и его компетенции

1. Понятие государственного органа исполнительной власти (государственного управления) и его компетенции Специфика органов государственного управления, их отличие от всех других государственных организаций заключается в содержании их деятельности, которая по своей

2. Организационно-правовые основы построения системы органов исполнительной государственной власти (государственного управления) и основные звенья ее структуры

2. Организационно-правовые основы построения системы органов исполнительной государственной власти (государственного управления) и основные звенья ее структуры Всякая система имеет свое внутреннее строение (структуру), а любая структура неразрывно взаимосвязана с

3. Структура системы федеральных государственных органов исполнительной власти (высшие, центральные, территориальные органы государственного управления)

3. Структура системы федеральных государственных органов исполнительной власти (высшие, центральные, территориальные органы государственного управления) Структурными элементами системы федеральных государственных органов исполнительной власти являются

4. Структура системы органов исполнительной власти (государственного управления) субъектов Российской Федерации

4. Структура системы органов исполнительной власти (государственного управления) субъектов Российской Федерации Кроме федеральных органов государственного управления в единую систему исполнительной власти Российской Федерации входят также и органы исполнительной

5. Правовые основы формирования, организационная структура аппарата и штаты государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления)

5. Правовые основы формирования, организационная структура аппарата и штаты государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления) Правовые основы формирования государственных органов исполнительной власти (органов государственного

2. Понятие правовых актов государственного управления как основной формы реализации компетенции субъектов исполнительной власти. Классификация правовых актов

2. Понятие правовых актов государственного управления как основной формы реализации компетенции субъектов исполнительной власти. Классификация правовых актов Правовые акты государственного управления — это правовые управленческие действия, которые характеризуются

Статья 19.7.4. Непредставление сведений либо несвоевременное представление сведений о заключении государственного или муниципального контракта либо о его изменении, исполнении или расторжении в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган

Статья 19.7.4. Непредставление сведений либо несвоевременное представление сведений о заключении государственного или муниципального контракта либо о его изменении, исполнении или расторжении в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти

5. Правительство РФ в системе государственной власти: правовые основы деятельности, структура и полномочия

5. Правительство РФ в системе государственной власти: правовые основы деятельности, структура и полномочия В соответствии с ч. 1 ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ. Однако данную норму не следует толковать ограничительно.

ЛЕКЦИЯ № 8. Территориальная организация государственной власти. Особенности государственного устройства РФ

ЛЕКЦИЯ № 8. Территориальная организация государственной власти. Особенности государственного устройства РФ 1. Конституционно-правовые основы организации государственной власти субъектов, разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов

1.3. Единство системы государственного управления: взаимосвязь государственной власти и государственного управления

3.3. Организационно-функциональная структура федеральных органов исполнительной власти

3.3. Организационно-функциональная структура федеральных органов исполнительной власти Согласно Конституции РФ в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство РФ, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти. Федеральные

В нашей стране положения о власти в государстве содержатся в 10 статье Конституции РФ. В основе осуществления власти лежит ее разделение на три самостоятельные ветви (законодательная, исполнительная и судебная).

Государственная исполнительная власть характеризуется, в первую очередь, двумя ключевыми моментами: властью и исполнением. В этом случае исполнительная власть рассматривается как власть государства, с которой связывают:

  • функционирование особенных элементов аппарата государства, включая органы государственного управления,
  • прямая направленность работы органов государственного управления для обеспечения практической реализации (исполнения) общих норм. Нормы устанавливаются субъектами власти (представительная, президентская и правительственная) для урегулирования разных аспектов жизни общества.

Отличие власти, которая устанавливает общие нормы властью и исполнительной властью, заключается в сфере соотношения решений и исполнения.

В число определяющих сторон сущности государственной исполнительной власти включены ее:

  1. социальное предназначение, которое может состоять в выполнении общих предписаний, в состав которых входят решения Президента, Правительства и др.;
  2. реализация с помощью системы специальных исполнительных органов власти, которые раньше назывались органы государственного управления;
  3. волевые импульсы, которые проявляются в принятии управленческих решений, в том числе организация их исполнения в ходе и в результате осуществления управления в качестве особой и специфической государственной деятельности.

Управление — это работа исполнительной власти, осуществляемая в форме управления. Это происходит с помощью большого числа различных процедур и управленческих действий. Управление представляет собой действующую исполнительную власть.

Структура и особенности управления

Любой вид деятельности государства в соответствии с его местом в системе реализации государственной власти, содержанию и формам классифицируется в составе одной из 3 групп.

Ветви власти государства представлены родовыми консолидированными формами работы государства, которая осуществляется с помощью органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

В соответствии с внутренним содержанием работа органов данных ветвей считается сложной. Это обусловлено тем, что их деятельность заключается в нескольких формах, но только одна из них является главной и определяющей.

Например, представительные (законодательные) органы власти характеризуются тем, что определяющей деятельностью для них может являться законодательная. Тем не менее, Федеральное Собрание действует и посредством импичмента, объявления амнистии, решения вопросов с кадрами, касающихся назначения (освобождения) от должности определенного высшего должностного лица страны и др.

Таким же образом органы исполнительной власти в качестве определяющего и основного вида деятельности занимаются управленческой, исполнительной и распорядительной работой.

Если обратиться к видовым специализированным формам государственной деятельности, то их можно считать производными от рассмотренных ветвей государственной власти. Сюда можно отнести прокурорскую власть, работу Счетной палаты РФ, органов Центризбиркома РФ и др. Вся работа, которая осуществляется данными органами предусмотрена в действующих положениях Конституции РФ. В деталях их деятельность подлежит регулированию с помощью специальных ФЗ.

Функциональные формы государственной деятельности характеризуют содержанием, в состав которого включены специфические функции некоторых правоохранительных и прочих органов государства. Они занимаются дознанием, следствием, ведут оперативно-розыскную работу, выполняют большое число специальных исполнительных, контрольных, разрешительных, регулирующих и иных функций в установленной области ведения.

В качестве базовой формы реализации исполнительной власти и вида деятельности государственное управление обладает несколькими признаками. Главный из них касается сущности и характеризует социальное предназначение государственного управления. Он состоит в практическом, организующем характере данной деятельности в стране. Сущностным предназначением государственного управления является желание, умение и способность властных органов к организации практического исполнения общих предписаний и норм федеральных органов, органов субъектов, президентских указов и др.

Вторым признаком государственного управления является непрерывный и циклический характер. Этот признак характеризуется непрерывным общественным производством и потреблением в самом широком понимании.

Прочие виды государственной деятельности, которые связаны с реализацией трех ветвей власти, могут обладать прерывистым (дискретным) характером. При этом управление на уровне государства происходит постоянно и не может прерываться (когда завершен один цикл управления, начинается, продолжается и заканчивается другой и т.д.).

Третий признак заключается исполнительно-распорядительном характере данного вида деятельности государства. Он характеризует все аспекты исполнительской деятельности, которую ведут органы государственного управления и их должностные лица в области практической реализации общих предписаний и законодательных требований власти в стране.

Любой орган государственного управления призван выполнять требования законодательных актов и прочих общих предписаний Президента и Правительства. Это происходит с помощью системы исполнительно- распорядительных управленческих действий, которые выражаются в рамках принимаемых административных правовых актах и организационных исполнительских действиях.

Субъекты и объекты управления

В число субъектов управления в государстве можно включить физических и юридических лиц (предприятия). Они занимаются управлением, а также могут участвовать в управлении как субъекты управленческих отношений. Граждане, включая россиян, иностранцев, лиц без гражданства, а также общественные объединения выступают часто как участники а, следовательно, субъекты управленческих административно-правовых отношений. Такие отношения связывают их с государственными органами исполнительной власти, которые могут находиться друг с другом в любых отношениях, включая отношения с объединениями общества и гражданами.

В состав объектов государственного управления, как и административного регулирования в области права, включены соответствующие аспекты административно-правового статуса и все стороны общественных объединений граждан (обязанности и права, действие и бездействие, степень ответственности), разные стороны деятельности социальных, культурных и других организаций и учреждений, включая их объединения (АО, холдинговые компании, финансово-промышленные группы, закрытые административно-территориальные образования, монополии закрытого типа и др.).

Часто в качестве единых и очень крупных объектов государственного управления могут являться межотраслевые и отраслевые комплексы (ассоциации) организаций, учреждений, предприятий; отрасль и сфера управления государством; комплекс связанных между собой отраслей и их области (например, сфера экономики состоит из промышленного, строительного, агропромышленного комплекса и комплекса обслуживающих отраслей).

Отрасль государственного управления — это система компаний, организаций, учреждений, имеющих однородный социально-экономический или социально-культурный профиль. Они находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти (органов исполнительной власти определенного субъекта страны).

Область управления заключается в работе специальных органов исполнительной власти. Они производят функциональное межотраслевое регулирование, включая государственную статистику и стандартизацию. Это происходит в масштабе всех (многих) сфер управления.

В качестве важнейшего элемента характеристики его структуры, процесс государственного управления состоит из нескольких частей, функций управления, форм и методов их осуществления, стиля управленческой деятельности.

Таким образом, функции государственного управления представляют собой элементы единого управленческого процесса в качестве деятельности, которая обеспечивает решение задач и целей, стоящих перед управляющими субъектами. Такие функции специализированы в соответствии со своей объектной направленностью.

Формы государственного управления — решения и действия органов государства и служащих, которые соответствующим образом документально закреплены.

С помощью методов государственного управления можно характеризовать средства и возможности организующего влияния управляющих субъектов на руководимые объекты и подчиненных субъектов. Это может быть убеждение, стимулирование и принуждение.

Стиль управления в качестве составного элемента содержательных характеристик процесса управления способен выразить его личностные моменты. Он отражает социальные, культурные, интеллектуальные, профессиональные, характерологические и прочие особенности и черты личности управляющего субъекта.


В статье рассматриваются особенности исполнительной власти как самостоятельной ветви государственной власти в Российской Федерации, уделено внимание особенностям механизма исполнительной власти, раскрыты основные признаки исполнительной власти, а также функции органов исполнительной власти, кратко проанализирована структура федеральных органов исполнительной власти и функциональное предназначение каждого из органов, входящих в её состав.

Ключевые слова: разделение властей, исполнительная власть, органы исполнительной власти, правительство, министерство, служба, агентство, структура органов исполнительной власти.

The article discusses the features of the executive branch as an independent branch of state power in the Russian Federation, pays attention to the features of the executive branch mechanism, discloses the main features of the executive branch, as well as the functions of the executive branch, briefly analyzes the structure of the federal executive branch and the functional purpose of each of the constituent bodies in its composition.

Keywords: separation of powers, executive branch, executive bodies, government, ministry, service, agency, structure of executive bodies.

Исполнительная власть является одной из трёх традиционных ветвей власти. В рамках реализации своих законных полномочий в соответствии с компетенцией, установленной Конституцией и иными законами, исполнительная ветвь власти самостоятельна и независима. Фактически, исполнительная власть представляет собой подсистему, ветвь государственной власти, которая осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность в целях управления в определенных сферах (предметах) ведения путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного права [9, с. 51].

Исполнительная власть предполагает достаточно широкий спектр видов государственной деятельности, которая не относится к законодательной и судебной власти, и являет собой достаточно широкую совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих властно-политические и властно-управленческие функции в соответствующих сферах. Также одна из задач исполнительной власти — обеспечивать реализацию принятых нормативных актов на всей территории государства. С точки зрения концепции разделения властей исполнительная власть предназначена для организации условий для исполнения законов, используя все законные методы, в том числе, принуждение.

Именно исполнительная власть, возглавляемая Правительством РФ, обладает неизмеримо большими финансовыми, материально-техническими, технико-технологическими, организационными, людскими и иными ресурсами по сравнению с другими ветвями государственной власти. Кроме того, у органов исполнительной власти есть доступ к наиболее полной и исчерпывающей информации о процессах, происходящих во всех сферах жизни общества и государства.

Исполнительная власть может полностью реализовать свою миссию только при иерархичной организации её институтов и соблюдение четких правил функционирования органов исполнительной власти как системы. Именно таким образом исполнительная власть материализуется в деятельности специальных субъектов, которые составляют систему ее органов, функционирующих на центральном и местном уровнях, и которые представляют собой механизм исследуемой власти. Кроме того, от характера организации взаимодействия правительства и иных органов власти будет зависеть форма правления той и иной страны.

Особенностью механизма исполнительной власти является то, что он создает исполнительную вертикаль. В отличие от законодательных и судебных органов государства, где господствует соответствующая субординация, органы власти исполнительной связаны строгой иерархией, которая основывается на подчинении. Вышестоящие органы имеют право непосредственно обязывать подчиненные органы, определяя, каким образом им необходимо действовать, каким образом разрешить тот или иной вопрос.

К признакам исполнительной власти относятся следующие:

1) является самостоятельной ветвью государственной власти;

2) подчинена требованиям федерального законодательства;

3) отличается высокой степенью организованности и структурированности;

4) деятельность носит исполнительно-распорядительный, постоянный, непрерывный во времени характер;

5) является исключительным обладателем властных полномочий принудительного характера и ряда материальных ресурсов.

Обращаясь к функциям исполнительной власти, отметим, что зачастую их сводят к двум основным направлениям: политического руководства (политическая) и административного управления (административная).

Содержанием функции политического руководства является определение круга вопросов, которые требуют первоочередного внимания, сосредоточение максимальных усилий и направление всех необходимых средств для их разрешения. Также данная функция предполагает разработку государственной политики, подготовку предложений и принятие соответствующих решений, имеющих обязательное значение, определение путей дальнейшего развития государства, осуществление кадровых назначений на ключевые должности.

Содержанием административной функции является воплощение в жизнь государственной политики путем административно-государственного управления, то есть деятельности органов и учреждений исполнительной власти, в состав которых входят профессиональные государственные служащие. Она предусматривает иерархию и ответственность за выполнение государственных решений низших органов перед высшими.

Также можно выделить такие функции исполнительной власти как:

1) функция по принятию нормативных правовых актов (нормотворчество органов исполнительной власти Российской Федерации позволяет наиболее оперативно осуществлять правовое регулирование общественных отношений, разрешать возникающие сложности и проблемы; к примеру, введение режима чрезвычайной ситуации, когда для её ликвидации необходимо объединение нескольких регионов);

2) функция по оказанию государственных услуг (предполагает предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами);

3) функция по управлению государственным имуществом;

4) функция по контролю и надзору (контроль и надзор за исполнением законодательства, лицензирование отдельных видов деятельности, государственная регистрация актов, документов и пр.).

1) федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;

2) федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;

3) федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ.

Федеральные министерства являются федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политике и нормативно-правовому регулированию, а также по координации и контролю в отношении подчиненных органов.

Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью и пр.

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору; в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты; не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных в нормативных документах.

Особенную актуальность как с практической, так и с теоретической точки зрения имеют проблемы взаимоотношений федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам передачи осуществления отдельных полномочий. Вопрос о выборе формы, посредством которой оформляется передача осуществления части полномочий, решен законодателем в пользу такой формы, как соглашение.

Основные термины (генерируются автоматически): исполнительная власть, орган, Российская Федерация, государственная власть, Правительство РФ, функция, государственная политика, руководство деятельностью, федеральный орган, государственное имущество.

Читайте также: