Халдеи кто это кратко и понятно

Обновлено: 02.07.2024

(на арамейском языке касдай, касдайа; на иврите כַּשְׂדִים , касдим; на аккадском языке калду, калдайа, откуда греческое халдайой), родственная арамеям этническая группа, проникшая в Южную Месопотамию в конце 2 тыс. до н. э.

Первое упоминание о халдеях восходит к 1-й половине 9 в. до н. э. В анналах Салманасара III (858–824 до н. э.) содержится материал о древнем племенном делении халдеев. Наиболее значительными были племена бит-даккури на севере и бит-иакин на юге. Ко времени Салманасара III эти племена образовали небольшие самостоятельные государства, платившие подать ассирийскому царю. По всей видимости, Тиглатпаласар III (745–727 гг. до н. э.) включил халдейские царства в состав подвластной ему Вавилонии. В правление Саргона II (722–705 гг. до н. э.), а затем Санхерива (704–681 гг. до н. э.) усилился царь бит-иакина Мардук-апла-Иддина (библейский Меродах-Баладан), чьи политические интриги отражены в Библии (Ис. 39). Несколько раз Меродах-Баладан захватывал власть в Вавилоне, однако перед лицом ассирийского военного вторжения был вынужден искать убежища в Эламе. Он искал союза против Ассирии на западе, и пророк Исайя предостерегал об опасности, которой подвергнется Иудея, оказав помощь мятежнику (Ис. 23:13), и предсказывал его поражение (Ис. 43:14). После смерти Мардук-апла-Иддины его преемник Мишезиб-Мардук, заручившись поддержкой эламитов, воцарился в Вавилоне и был свергнут ассирийцами после девятимесячной осады города (689 г. до н. э.).

В середине 7 в. до н. э., в правление Асархаддона, а затем Ашшурбанипала, халдеи продолжали беспокоить Ассирию, а после смерти Ашшурбанипала правитель халдеев Набопаласар при поддержке арамеев и самих вавилонян воцарился в Вавилоне (626 до н. э.). Заключив союз с мидийцами, Набопаласар разгромил Ассирию и основал Нововавилонское царство, наиболее прославленным правителем которого был его сын Навуходоносор, сокрушивший Иудейское царство в 587–586 гг. до н. э.

Халдеи играли важную роль в администрации Нововавилонского царства и пользовались славой мудрецов в персидский и даже эллинистический период.

Халдеи относятся к семитским племенам, которые занимали южные территории Месопотамии. Их жизнь была связана с борьбой за владение Вавилоном.

У халдеев был распространен арамейский, который сейчас активно используется на Ближнем Востоке. Письменность была представлена клинообразным письмом, которым могли владеть только жрецы.

Особенностью письма были горизонтальные и вертикальные стреловидные буквы. Фактически письмо является иероглифами. Некоторые знаки изображают понятия и звуки.

История

Первое упоминание о халдеях датируется 878 г. до н.э. Местом обитания народа называют Персидский залив. Возле его территорий располагались шесть племен. К IX веку халдеи стали продвигаться на север, предварительно заняв южные территории в Вавилонии. Для халдеев был характерен полуоседлый образ жизни. Все племена имели своих предводителей. Характерной особенностью племен стало стремление получения независимости от Ассирии и друг от друга.


Важным моментом в истории халдеев стало завоевание Вавилона князем Бит-Амуккани. Царствие правителя Укин-Цира продлилось 3 года, после чего ассирийцы начали плановое уничтожение халдейских племен одно за другим. Военные походы ассирийцев увенчались успехом, в том числе и в отношении Вавилона. Но с течением времени и Ассирийское царство стало претерпевать упадок. Летопись тех лет указывает, что в VIII веке до н.э. халдеи переместились в город Ур. Также они были замечены в Сипарре, Кише и Куфе. Тогда в народе начинает зарождаться идея об объединении. Противостояние с ассирийцами продолжалось, как и стремление овладеть Вавилоном. Вторым из халдеев завоевать его удалось Мардуку II, который правил великим городом в течение 12 лет.

Мардуком II была предпринята попытка сформировать коалицию с иудейским царем Езекии. Но в Вавилоне правление халдейского царя воспринималось негативно. Стремление побороть Ассирию требовало от Вавилонии значительных усилий, что в итоге стало причиной восстаний. Ассирийский царь Саргон II победил халдейского царя и был встречен вавилонянами подобно освободителю. После победы ассирийцев, Мардук II сбегает в Элам, но возвращается в Вавилон с войском сразу после смерти Саргона II, произошедшей в 710 году до н.э. Удержать престол дольше 9 месяцев Мардуку II не удается. Ассирийцы вновь одерживают над ним победу. Мардуку снова удается сбежать, но повторно захватить Вавилон он уже не смог. Владения халдейского царя Эламе были уничтожены.

Помимо Мардука II из халдеев Вавилон захватывал Мушазиб-Мардук и Набопаласар. Значимым периодом в истории халдеев было правление Навуходоносора, при котором произошло формирование Нововавилонского царства. Библия называет Навуходоносора халдейским царем, которому удалось покорить Иудейское царство. Его великое правление закончилось с нашествием персов.

Культура

Халдеи прослыли жрецами. Основными занятиями жрецов были астрономия и астрология. Среди халдейских жрецов была популярна идея бессмертия души. С ними отождествляли зороастризм.


Популярность халдейских жрецов оказалась настолько велика, что в мире стали встречать шарлатанов, выдававших себя за халдеев. Политик и писатель Марк Катон, живший во времена древнего Рима, призывал быть бдительными по отношению к самозванцам. Подтвердить свои корни жрец мог с помощью халдейской грамоты. Известны случаи, когда убиенный оказывался невинной жертвой, просто не успев достать свою грамоту. Влияние халдеев на вавилонскую культуру оказалось настолько велико, что многие путешественники не делали между ними различий. Математика халдеев стала одним из важнейших достижений, которое использовалось для решения возникающих задач. В Вавилоне активно использовали математические модели для измерения полей, создания ирригационных каналов, защиты от размытия рек. Некоторые исследователи и историки полагают, что вавилонская математика в некоторых моментах превзошла греческую. Однако шестнадцатеричная система уступала десятичной.

Известными типами задач были объемы усеченной пирамиды и использование свойств прямоугольных треугольников. Есть ряд доказательств, которые свидетельствуют о создании основы алгебры. В частности, халдейскими и вавилонскими математиками использовались уравнения с тремя неизвестными. Число Пи, однако, ровнялось трем, что считается довольно грубым приближением.
Изучение астрономии прослеживается особенно четко вследствие развитого земледелия. Однако религиозные воззрения серьезно ограничивали ее развитие, так как изучение многих астрономических вопросов обязательно должно было быть связано с конкретным религиозным фактом. Плюс на астрономию оказывала влияние астрология.

Халдейские жрецы также практиковались в медицине и химии, связывая эти дисциплины с магией. В некоторых аспектах они сумели достигнуть успеха. Сейчас трудно сказать, является ли изобретение плавильной печи их заслугой или это достижение вавилонян. Понимание деятельности затруднено вследствие невозможности расшифровки ряда текстов (клинописи).


Если вавилоняне развивали зоологию, ботанику и минералогию, то халдеи концентрировались на филологии. Они способствовали изучению аккадского и арамейского языков.

Городские постройки, по описаниям современников, удивляли своей красотой и массивностью. В качестве строительного материала использовали обожженный кирпич, цементообразующей смесью служила горная смола. Храмы и дворцы покрывали известковыми плитами, украшали скульптурами. Однако, несмотря на всю красоту, такие постройки нельзя было назвать надежными. С течением времени от них остались только первые этажи. На многих кирпичах указывали имя правящего царя. Сейчас о величии халдеев напоминают развалины, расположенные в городе Варка, который был столицей халдеев и назывался Эрех. Рядом с городом располагается кладбище, хорошо сохранившееся по сей день. На нем можно видеть, что каждая усыпальница имеет длину в пределах 2 м. Археологи установили, что халдеи клали тела на пол, который был покрыт тростниковой циновкой. Под голову покойного подкладывался кирпич. В правую руку давали медную чашу, а возле стен расставляли сосуды, в которые наливали напитки и оставляли еду. Некоторые усыпальницы имеют овальную форму, плотно заделаны глиной. Сама усыпальница немного возвышается над землей. Практически все плотно прижаты друг к другу, составляя единый ряд. В усыпальницу могли класть оружие, золото, драгоценности.
Развитие ремесел тоже влияло на культуру. Халдеи сумели достичь высокого уровня при изготовлении льняных и шерстяных тканей. Умельцы создавали искусные образцы глиняной посуды. Была развита торговля благовониями и лечебными мазями.

Религия

В религии халдеев было много мифов.
Миф о сотворении гласит, что изначально халдеи были разделены и жили в беспорядке. Однажды из моря поднялось существо Оаннес. Оно имело тело рыбы и человеческую голову, спрятанную за рыбьей головой. Из его хвоста росли человеческие ноги. Именно Оаннес познакомил халдеев с наукой, письмом, искусством, обучил строительству храмов, а затем снова отправился в морскую пучину. Следом за существом появилось еще шесть ему подобных. Они стали учителями халдеев и помогли им закрепить полученные знания.


Верховный бог носил имя Элом. В его честь был назван город Бабель. Вторым по значимости Богом был Ану. Халдеи также славили солнце, которое олицетворял Самас. Халдейские боги были связаны с планетами. Например, Марсом управлял Нергал, а Венерой — богиня Билит. Богиня Билит считалась матерью всех остальных богов. Самой отдаленной планетой халдеи считали Сатурн, которым управлял Адар. В противопоставление ей ставили Исрар — Богиню смерти и разрушений. Некоторые надписи, обнаруженные в Вавилоне, свидетельствуют о царствовании Исрар в Вавилоне.

В пантеоне богов халдеев легко прослеживается влияние астрономии. Отождествление небесных светил с божественными образами связано с природными явлениями, характерными для нашей планеты. Так халдеи смогли понять, что жизнь природы связана с небесными телами. Именно такое понимание и развивали жрецы, однако большое развитие оно не получило из-за обилия суеверий. Жрецы могли узнавать с помощью звезд, когда лучше начинать конкретное дело. Они также составляли гороскопы для каждого человека.

Жизнь

Основу развития составляла торговля. Среди торговых партнеров халдеев были Иудея, Египет, Аравия, Индия и Армения. С приходом финикийцев, ставших главными в море, торговля получила еще большее развитие. Народ открыл для себя возможность морской торговли и начал партнерские отношения с Грецией.


Ремесленники самостоятельно изготавливали предметы обихода, оружие, была развита скульптура. Сохранились статуи львов и быков.

Жилище

Бедные семьи пользовались мебелью из тростника, который служил для изготовления лож, сундуков, скамеек и табуреток. Только богатые люди могли позволить себе деревянную мебель. Для украшения стен пользовались краской, реже звали художников.

Видео


1. мн. ч. (халде́и, -ев). Семитические племена, жившие в 1-й половине 1-го тысячелетия до н. э. в Южной Месопотамии и образовавшие ряд княжеств, которые вели борьбу с Ассирией за обладание Вавилоном.

2. Персонаж старинной религиозной обрядовой постановки, рядившийся в восточные одежды. || Пренебрежительное название ряженых шутов и скоморохов, потешавших народ на святках на улицах, базарах и обычно не стеснявшихся грубых и непристойных выходок.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Халдей — представитель народа халдеев.

Халдей — в древней Греции — бродячий предсказатель, астролог.

Халдей — название ряженого шута или скомороха, потешавшего народ на улицах, базарах и не стеснявшегося непристойных выходок (обычно с оттенком пренебрежительности).

Халдей — жаргонное название официанта.

ХАЛДЕ'Й, я, м. 1. Человек семитической народности, населявшей в древности Вавилонскую низменность. Халдеи славились своей восточной образованностью, вследствие чего в старину слово халдей стало синонимом звездочета, мага, прорицателя. 2. Персонаж пещного действа (см. пещной), рядившийся

в восточные одежды (старин.).

|| Пренебрежительное название ряженых шутов и скоморохов, потешавших народ на святках на улицах, базарах и обычно не стеснявшихся грубых и непристойных выходок (старин.).

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: свистопляска — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

(вавилонское Kaldu и греческое, "Χαλδαίοι" — имя народа, обитавшего в болотистой области устьев Тигра и Евфрата на сев.-зап. берегу Персидского зал. Туземное имя может быть сохранено в евр. "Кашдим". Происхождение неизвестно. Вероятнее всего предположение, что X. — семиты, переселившиеся, подобно другим членам этой расы, из Аравии, и что они принадлежат к той же группе, что и арамеи и также в 1/2 II тысячелетия напирали на область вавилонской культуры, но с юга. Будучи первоначально номадами (см. Иова И, 1 и 17), они скоро подчинились влиянию вавилонской культуры, приняли язык и религию вавилонян. Осев в плодородной и луговой области устья, они образовали ряд княжеств, часто встречающихся в клинописной литературе и обозначаемых по именам основателей: Bit-Jakin ("Дом Якина"), Bit-Dakuri, Bit-Amukkani, Bit-Saalli и т. п. Некоторые из них были расположены почти в виду крупных вавилонских городов, напр. Bit-Dakuri в ближайшем соседстве с Вавилоном и Борсиппой. Страна была до такой степени переполнена X., что касситы (см.) называли ее Кардуниаш, может быть, по их имени ("страна Карду", т. е. X.), равно, как и ассирийцы, употреблявшие иногда безразлично mat (страна) Kaldu и Кардуниаш. При таких условиях понятны увеличивавшиеся притязания X. и их стремление завладеть вавилонским престолом, который, таким образом, сделался предметом соперничества между ними, Ассирией и Эламом. Туземное население делалось все более и более не способным к инициативе, X. же постоянно враждовали между собой, делясь на много племен и "домов" (bit). Поэтому, как власть царя-вавилонянина не обеспечивала против нападений X., так и владычество последних было для Вавилонии синонимом анархии. Такое положение было на руку ассирийским царям, умевшим выставлять себя правоверными защитниками священного города и, действительно, достаточно сильными для водворения спокойствия. Уже Салманассар II, вмешавшись в споры о вавилонском престоле (851 г.), впервые имел дело с X.: князья Бит-Дакури, Амуккани и Якин должны были заплатить дань; воевали с ними Самси-Рамман III и Рамман-Нирари III (803 — у моря, 796 и 785 — севернее), принудив всех князей X. к дани. Но наступивший затем временный упадок ассирийского могущества снова развязал руки X., и они к концу VIII в. появляются уже в древних городах: Уре, Ниппуре, Кише, Куфе и Сиппаре. Вместе с тем у них замечается стремление к объединению, князь Бит-Якина называется "царем X.". В это время (732) прекращение вавилонской династии было сигналом к посягательствам со стороны X., Элама, Ассирии. Князь Бит-Амуккани Укин-Цир (Χινζηρος Птолемея) захватил Вавилон и процарствовал три года, пока Тиглатпалассар III осаждал Дамаск. Покончив с последним, ассир. царь направился против X. Набуушабши, князь Бит-Шилини, был казнен пред стенами своего города Саррабану, Закиру Бит-Шаалльский уведен в плен со своими подданными, наконец, и Укин-Цир, после долгой успешной осады, должен был сдать свою крепость Сапею. Тогда Баласу бит-дакурский и Меродах-Баладан бит-якинский заплатили дань. Тиглатпалассар возложил на себя вавилонскую корону с именем Фула; то же сделал и его преемник Салманассар IV, принявший имя Улулая. После его смерти поднялся опять Меродах-Баладан и, овладев Вавилоном, удержался 12 лет (721—710), опираясь на эламского царя Хумбанигаша и пользуясь затруднениями Саргона в Сирии и Армении. Он пытался образовать против Ассирии большую коалицию и для этой цели посылал даже к Езекии Иудейскому (см. соотв. статью). Но вавилоняне были им недовольны за предпочтение X. и за конфискации для платы солдатам; они приняли Саргона (710), как освободителя. Меродах-Баладан бежал в Элам, чтобы после смерти Саргона снова появиться на сцене. На этот раз он царствовал всего 9 мес., был разбит при Кише и снова бежал. X. были оттеснены в свои области. Новая попытка в 700 г. не имела успеха: Меродах-Баладан бежал в болота, а потом, захватив своих богов, в Элам; часть его подданных была переселена на С Синахерибом, который на своих судах достиг до прибрежных областей Элама. В это время X. Мушезиб-Мардук (Μεσησιμόρδακος) захватил Вавилон и вступил в вассальные отношения к Эламу, купив его покровительство храмовыми сокровищами (692—89). Союзники разбили даже Синахериба, но неожиданная смерть эламского царя Умман-Менану дала делу другой оборот. Вавилон был взят и разрушен, Ассаргаддон вскоре после воцарения имел дело с сыном Меродах-Баладана Набу-зиру-киниш-лиширом, теснившим ассирийского наместника в Уре. Прогнанный в Элам, он был убит. Брат его Наид-Мардук подчинился добровольно и был признан вассалом в Бит-Якине. В 677 г. восстал князь бит-дакурский Шамаш-ибни, но был взят в плен и заменен верным Набу-Шаллимом. Во время восстания Шамашшумукина против Ассурбанипала X. держали сторону первого и долго сопротивлялись даже после его падения. После окончательного поражения, их князь, внук Меродах-Баладана, Набу-бель-шуме, спасся, было, в Элам, но, желая избегнуть выдачи, лишил себя жизни. Это была последняя победа Ассирии над X. С 625 г. в Вавилоне царствует Набопалассар (см.), основатель нововавилонской халдейской династии, в то время, как мидяне ниспровергали Ниневию. Несколько десятков лет X. были во главе новой вавилонской державы, которую Навуходоносор (см.) расширил еще покорением Иудейского царства и в последний раз в древнем мире образовал великую семитическую монархию. Внутренняя деятельность была направлена на украшение города, укрепление против нашествий, восстановление святилищ, приведение в порядок сети каналов, сглаживание антагонизма отдельных частей населения. Но последнее было еще преждевременным: династия X. не удержалась, и последним вавилонским царем был "вавилонянин" Набонид (см.). Еще Берос называет Навуходоносора "Царем X. и Вавилонян". Зато под иноземным персидским владычеством объединение сделало большие успехи, и скоро на западе оба этнографических термина перестали различаться. Дело дошло до того, что во время эллинизма имя X. сделалось обозначением вавилонского жречества с его "наукой", о которой на Западе ходили всевозможные россказни и которая давала повод к эксплуатации народного суеверия. По Ктесию, X. пришли из Египта с Белом, организовавшим их в жреческую касту и научившим всякой божеской и человеческой премудрости, которую они в течение веков передавали из рода в род. Таким образом, X., наряду с магами, друидами, брахманами, приобрели репутацию жреческих философов, всесветных мудрецов. Это представление сделалось господствующим. X. сделались синонимом вавилонской культуры. Их считали основателями звездочетства и астрономии (Diod., II, 31, между прочим, говорит об их наблюдениях, обнимавших тысячелетия), первыми провозгласившими бессмертие души (Paus. 4, 32), математиками (Porphyr. v. Pythag. 9) и натуралистами, теософами и т. п. В связь с ними ставили даже религию Зороастра, объявляя его учеником их (Ammian Marcel. 23. 6) и т. п. По всему миру можно было встретить странствующих шарлатанов, называвших себя X. Уже Катон предостерегал от них римлян (De agricult., 5). В 139 г. до Р. Хр. сенат изгнал из Рима шайку X., но вскоре при трупе одного консула нашли халдейскую грамоту (Plut. Mar. 42). В X. веровал Сулла (Plut. S. 73), Цезарь, Помпей, Красс не гнушались слушать их предсказания. Существовали целые оккультистические школы X. Тиверий на Родосе изучал у какого-то Фрасилла Scientiam Chaldaeorum artis (Tac. Ann. VI, 20). X. имели успех при дворе императоров и у аристократии, а для провинций, после общественных бедствий, они были настоящими бичами, эксплуатируя суеверие, несмотря на протесты таких людей, как Фаворин (у Gell. 14, 1: "Adversu s eos, qui Ch. appellantur"). При таких условиях совершенно забывалось различие Х. и вавилонян и даже вообще этнографическое значение термина "X." Последним, кто дает себе в этом отчет, был Страбон (16, 765: Βαβυλώνιοι χαί τό των Χαλδαίων έθνος). Впрочем, во время парфян и Сассанидов различие окончательно сгладилось, тем более, что население Вавилонии осложнилось новыми элементами: иранцами, сирийцами, арабами. Смешение культур и синкретизм религий еще более содействовал усилению ложных наук и теургий. Представители смешанного населения на почве древней культуры, гордясь своим мнимым происхождением от ее насадителей, производили впечатление еще на мусульманских арабов времен Аббасидов. Псевдохалдейская премудрость долго держалась как в Вавилонии (Багдад), так, особенно, в Месопотамии (см. Харран), выставив ряд ученых (особенно Табит ибн-Курра, 826—901) и целую литературу (на араб. яз.) якобы переводов с древних вавилонских трактатов и сочинений якобы о вавилонской религии и философии. Эти заведомые фальсификации высоко ценились до более близкого знакомства с подлинной вавилонской литературой.

В настоящее время под именем X. или сиро-халдеев известны месопотамские и персидские христиане, как несториане (см.) и перешедшие в православие, так особенно перешедшие в унию с Римом. Последним имя X. предписано еще папой Евгением IV, но получило реальное значение только в половине XVI в., когда после смерти несторианского католикоса Симона VII партия, недовольная непотизмом, провела через подчинение Риму своего кандидата Иоанна, рукоположенного в 1553 г. папой Юлием ΠΙ в халдейские патриархи. По интригам католикоса Симона VIII он был убит в 1555 г. в тюрьме, куда его бросил диарбекирский вали. Но рукоположенный им Абд-ишо был его преемником и получил из Рима утверждение. Преемник его Абд-аллах не интересовался Римом, но все дальнейшие поддерживали с ним сношения до конца XVIII века, когда снова отстали от унии, но папам еще в XVII в. удалось вовлечь в нее консервативную ветвь патриархов: при Элии VII в Амиде состоялся собор, на котором католикос с 6 епископами осудил лжеучения: "Диодора, Феодора и Нестория". Один из преемников его, Элия XI, в 1778 г., желая закрепить кафедру в своем роде, рукоположил своего племянника мар-Ханну, который обещал упрочить унию. Но избрали не его, а Элия XII, который умер в 1804 г. Между тем, мар-Ханна не отказывался от своих прав, но только в 1830 г. был признан папой "патриархом халдейским и вавилонским". Эта линия в настоящее время и есть настоящая халдейская униатская.

Литература. Впервые поставил вопрос о национальности X. Schrader: "Die Abstammung der Chaldäer und die Ursitze d. Semiten" ("Z. d. Deutsch. Morgenl. Gresellsch.", XXVII). Дальнейшие исследования Delattre'a ("Les Chaldéens", Лувен, 1889) и Winckler'a ("Die Stellung d. Ch. in d. Geschichte. Untersuch. z. altorient. Gesch.", 1889) выяснили этот вопрос, запутанный еще в греко-римское время. О халд. христианах см. преосв. Софония, "Соврем. быт и литургия иаковитов и несториан" (СПб., 1876); В. В. Болотов, "Из истории церкви Сиро-Персидской" ("Христ. Чтение", 1898—1901).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Полезное

Смотреть что такое "Халдеи" в других словарях:

ХАЛДЕИ — семитические племена, жившие в 1 й пол. 1 го тыс. до н. э. в Юж. Месопотамии. Вели борьбу с Ассирией за обладание Вавилоном. В 626 538 в Вавилоне правила халдейская династия, основавшая Нововавилонское царство … Большой Энциклопедический словарь

Халдеи — семитские племена, жившие в 1 й половине 1 го тыс. до н.э. в Южной Месопотамии. Вели борьбу с Ассирией за обладание Вавилоном. В 626 538 гг. до н.э. в Вавилоне правила халдейская династия (Навуходоносор II и др.), основавшая Нововавилонское… … Исторический словарь

Халдеи — (евр. касдим; вавил. калду; греч. халдайой), арам. полукочевое племя, упомянутое в Иов 1:17. Х. поселились на юге Вавилонии, восприняли вавил. цивилизацию, заложив основу Нововавилонского, или Халдейского, царства (4Цар 25:4; 2Пар 36:17; Ис… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Халдеи — ХАЛДЕИ или Касдим. Сперва племя, затем каста ученых каббалистов. Они были учеными, магами Вавилонии, астрологами и предсказателями. Знаменитый Хиллел, предшественник Иисуса в философии и этике, был халдеем. Франк в своей Каббале указывает на… … Религиозные термины

ХАЛДЕИ — Храбрый и воинственный народ, поселившийся в VII ст. до Р. Хр. в Вавилонской низменности, славился своими астрономическими познаниями. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

халдеи — халдеи, род. халдеев … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Халдеи — Не следует путать с Халди (народ). Древняя Месопотамия Ассириология Области и государства Города государства Шумера … Википедия

халдеи — семитические племена, жившие в 1 й половине 1 го тысячелетия до н. э. в Южной Месопотамии. Вели борьбу с Ассирией за обладание Вавилоном. В 626 538 в Вавилоне правила халдейская династия, основавшая Нововавилонское царство. * * * ХАЛДЕИ ХАЛДЕИ,… … Энциклопедический словарь

Читайте также: