Группа особый ребенок в детском саду что это

Обновлено: 06.07.2024

Дорогие родители, никого не хочу обидеть своей статьей и задеть ваши чувства. Все мы люди, и все ходим под одним небом. Я хочу поделится своим опытом работы в детском саду, когда в группе есть особенные детки.

Проработав 5 лет в государственном саду, конечно я видела разных деток с диагнозом и без, и те которые нуждаются в лечении, но родители думают, что у них нормальный ребенок. Сегодня расскажу о детках с особенностями психического развития и как работает инклюзивное образование в детском саду.

Первый раз я столкнулась с особенным ребенком в конце первого года работы. Так получилось, что детский сад в котором я работала закрыли на ремонт на пол года. Я как воспитатель и еще некоторые дети перешли в другой детский сад.

Это был пришкольный детский сад, который состоял из двух групп. В мою группу набрали 38 детей в возрасте 2-8 лет. Ходило на тот момент 90% детей. Это был полный кошмар.

В первые дни ко мне приводят мальчика 8 лет. Он достаточно крупный упитанный, школьник. Мама помогла ему раздеться, поздоровались со мной, улыбнулась и ушла.

Все хорошо, день только начался, было начало лета, дети позавтракали, собрались на прогулку. Все пошли, а он не идёт. Я начала его уговаривать, вижу, что он ведёт себя странно, прячет свой взгляд, ходит по кругу, говорит нет, нет, нет, не пойду гулять, а потом берет стул и кидает в сторону.

Няня, тем временем, помогает детям одеться, я с этим мальчиком не знаю что делать. Звоню маме, говорю так и так, она говорит, хорошо, я сейчас приеду за ним. Приехала, мы с ней начали разговор, она говорит, у нас аутизм. Я опешила. Почему она утром мне это в глаза не сказала, она надеялась, что все обойдется, или воспитатель не заметит?

В итоге он отходил наверное месяц и она его перестала водить. Но за этот месяц он конечно потрепал всем нервы.

Он толкал 2х летних детей, прыгал по кроватям, не хотел спать, не садился есть, прыгал на меня, пытался ударить, убегал из садика, я его поймала, кое-как в группу завела. Но он же не один в группе, у меня ещё 30 детей.

Помощи в виде тьютора не было, и где польза от такого посещения детского сада для его социализации и адаптации. Мама обижалась на меня, что я часто вызываю её по телефону, но я не могла рисковать здоровьем 2х-3х летних детей, потому что силушка у него была богатырская. Это был мой первый опыт работы с таким ребенком. К сожалению, я ему ничего полезного не могла дать.

Второй раз я столкнулась, когда вернулась после долгого ремонта работать в старый садик. Там в группе 2е деток были с ДЦП, один ребенок с сохранным интеллектом, но не мог самостоятельно ходить, и другой с нарушением слуха и лёгкое ДЦП.

На счёт не ходячего ребенка я сильно не переживала, ребёнок был спокойный любил по играть, был разговорчив, вставал на ножки опираясь на стол, и понемножку ходил опираясь на стульчик, возраст был 3-4 года.

Проблемы были в его переноске, когда мы собирались в спортивный зал, на музыкальное занятие, на прогулку, нужно было его носить. Мы по очереди делали это с няней. Честно для меня было тяжеловато носить, так как я сама 40кг и ребенок 15 кг. Ну ничего страшного, в нашей профессии и не такое бывает.

А вот второй ребенок был проблемный, потому что он не слышал и не разговаривал. Когда ребенок первый раз пришел в группу, я сразу заметила, что координация движений нарушена, ребенок проблемный, но маме это казалось нормальным. Он мог залазить на стол, подоконник, отбирать игрушки у детей, и плакал, когда у него их забирали, он постоянно толкался, дрался с другими детьми. Потому что просто не знал, как по другому можно общаться.

Один раз был случай, когда он толкнул неходячего ребенка, когда тот встал оперевшись на стол, и тот улетел просто, ударился головой. Я после этого места себе не находила. Тьютеров и помощников также не было, только мы с помощником воспитателя.

А когда в итоге спустя несколько месяцев выяснилось, что ребенок не слышит совсем, мама не верила, говорила, что он слышит, это мы придумываем всё.

В итоге уговорами заведующей, она прошла с ним медицинское обследование, диагноз подтвердился, но операцию делать было уже поздно.

В дальнейшем мама этого ребенка перевела его в коррекционный детский сад, где он начал развиваться хоть как-то. До этого, мама никакими уговорами не хотела отдавать его в другой садик, говорила, ему здесь хорошо. Теперь у ребенка стоит слуховой аппарат, он уже ходит в коррекционную школу.

Третий случай, когда я снова столкнулась с РАС, это были мои последние два года работы перед декретом. Причем официально подтвержленного диагноза у ребенка не стоит до сих пор, у него нет родителей, бабушка занимается его воспитанием, точнее совсем не занимается и на мои разговоры о странном поведении ее ребенка, она всегда ловко уходила от ответа.

Этот ребенок, не контактировал ни с кем, он мог сам себе под нос что-то говорить, а если ему задаешь элементарный вопрос "как тебя зовут?" он не смотрит в глаза, не отвечает на него. Смеётся часто без повода, крутиться вокруг себя и падает. Ни разу за два года не сказал "здравствуйте", "до свидания", не назвал меня по имени, как и свою бабушку.

Я конечно не специалист выставлять диагнозы, и здесь могу ошибаться, но с таким ребенком не знаешь как работать, как научить его чему-то. Хотя он хорошо собирал пазлы, сам называл животных, цвета, цифры буквы. Но вопросы наши не понимал совсем. Ему было на тот момент 4 года.

Сложности были в том, что он мог убежать с участка, и его очень было тяжело догнать, я бросала детей и бежала за ним сломя голову. Зимой он любил снять перчатки и его ручки быстро замерзали, он начинал плакать, я надевала ему перчатки, он их снова снимал. Бабушка постоянно скандалила с нами, что мы за ним не следим, что он грязный. А он просто любил поваляться в песке в любое время года.

Я не против таких детей, не против инклюзии. Но когда для этого созданы все условия. Чтобы за такими детками мог кто-то присмотреть, помочь, оказать им профессиональную помощь.

Но когда такие дети приходят в обычный не годный ни по каким условиям для инклюзивного образования детский сад, это просто изматывает.

Ещё когда родители делают вид, что их ребенок нормальный и отказываются верить воспитателю и другим специалистам, это просто в голове не укладывается.

Вот она жестокая реальность инклюзивного образования в обычных детских садах. Где нет не тьюторов, не помощников, работает 1.5 воспитателя на группе, куча бумаг и проверок. Ну и материальных поощрений за работу с таким ребёнком нет.

В комментариях делитесь своим опытом и мнением на этот счёт.

Коллеги, а как у вас обстоят дела с инклюзивным образованием?

Рабочая Программа обеспечивает разностороннее развитие детей с задержкой психического развития, с интеллектуальными нарушениями и детей с РАС в возрасте от 4 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям. (ФГОС ДО).

Программа определяет содержание и организацию коррекционно- развивающей работы в группе для детей задержкой психического развития и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, обеспечение помощи семьям в воспитании детей с задержкой психического развития дошкольного возраста, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции отклонений в развитии.

Создание положительного настроения у детей, поддержание стремления к самостоятельности, не погасив его критикой неумелых действий ребёнка, не подорвав его веру в собственные силы, не высказывая, нетерпение по поводу его медленных, неумелых действий, построение работы таким образом, чтобы игры была содержанием детской жизни.

Данная цель реализуется через качественное выполнение задач, с учётом приоритетных направлений данной группы:

-способствовать благоприятной адаптации в детском саду, установлению положительных отношений с воспитателем и детьми в группе;

-обеспечивать физическое развитие детей, своевременное овладение ОВД и элементарными культурно – гигиеническими навыками;

-способствовать развитию познавательной активности – представления о людях, предметах, явления и пр. ;

-способствовать развитию самостоятельности, овладению разнообразными способами действий, приобретение навыков самообслуживания, игровой деятельности и общения;

-воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему;

-развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласовано;

-формировать представления о здоровом образе жизни через привитие культурно - гигиенических навыков, обучение уходу за своим телом, формирование элементарных представлений о строении собственного тела, назначении органов, выработку осознанного отношения к своему здоровью.

В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные возможности и особенности развития детей с ОВЗ.

Содержательный раздел.

Приоритетные направления работы педагога – воспитателя с детьми:

Коррекция нарушений психомоторного и речевого развития

Социальная адаптация детей в коллективе дошкольного учреждения комбинированного вида.

Развитие коммуникативных навыков детей

[b]с детьми

-подгрупповая, индивидуальнас педагогамия коррекционно -развивающая работа;

- подгрупповые игры (отобразительная, сюжетно-ролевая, театрализованная игра).

с педагогами

- составление индивидуального маршрута развития, комплексно-тематического и календарного планирования.

-круглые стола, семинары, открытые мероприятия

с родителями[/b]

- родительские собрания (2- 3 раза за учебный год)

- анкетирование (сентябрь, для вновь поступивших детей, май - для выпускников)

-индивидуальные консультации, беседы

Этапы коррекционной работы с детьми:

• Диагностическое обследование, наблюдение - сентябрь/май

• Подгрупповая, индивидуальная коррекционно-развивающая работа – октябрь-май.

• Индивидуальная коррекционная работа с детьми – летний период.

• Планирование коррекционно-развивающей работы с детьми всех уровней развития осуществляется по индивидуальному маршруту развития, при составлении которого учитываются психические, речевые и физические возможности ребенка, по всем образовательным областям.

Принципы реализации рабочей программы:

Принципы полностью совпадают с принципами ООП ДО и принципами АООП ДО.

Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей группы.

Характеристика детей с задержкой психического развит ия.

1. Физические и моторные особенности. Дети с ЗПР, как правило, позже начинают ходить, имеют более низкий вес и рост по сравнению со своими сверстниками, затруднения в координации движений, недостатки моторики, особенно мелкой.

2. Уровень работоспособности снижен, отличается быстрой истощаемостью и утомляемостью, вследствие чего быстро утомляются, что в совокупности с другими особенностями и является препятствием к усвоению знаний, умений и навыков.

3. Уровень психического развития не соответствует возрасту. Инфантильны. Инфантилизм — первичное нарушение темпа созревания поздно формирующихся лобных систем мозга в результате нарушения трофики. Это приводит к замедлению развития эмоционально волевой сферы, что выражается в эмоциональной незрелости, несформированности произвольной регуляции поведения, снижении познавательной активности, мотивации поведения (в частности, учебной, низкому уровню самоконтроля.

4. Уровень развитие интеллекта не соответствует возрасту ребенка. Отставание в развитии всех форм мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения).

Однако наглядно-действенное мышление развито лучше, чем на-гляднообразное и словесно-логическое.

5. Уровень развития речи выражено снижен: речь бедна и примитивна. Дети с ЗПР позже начинают говорить. Как правило, имеют дефекты произношения, например, аграмматизм.

6. Внимание неустойчиво, имеет низкую концентрацию и распределяемость. Как следствие, дети легко отвлекаются на уроках и быстро утомляются.

7. Восприятие имеет низкий уровень: недостаточность, фрагментарность, ограниченность объема. Например, дети с ЗПР с трудом выделяют объект из фона. На уровень восприятия также влияют условия восприятия, например, нестандартное или непривычное для них положение объекта восприятия.

8. Память отличается малым объемом, непрочностью и

низкой продуктивностью произвольной памяти. Непосредственное запоминание легкого материала (запоминаниеоднозначных чисел, знакомых слов, элементарного текста)

близко к норме, но при отсроченном воспроизведении то,что было выучено, забывается полностью или отличаетсянеточностью и трудностью воспроизведения. Основным

приемом заучивания является механическое многократноеповторение (зубрежка). Запоминание сложного материала,требующего понимания и логических приемов переработки информации, значительно снижено. Непроизвольное запоминание также ниже границы нормы.

Дети с нарушением интеллекта называются умственно отсталыми.

Умственно отсталые - это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти словесно-логического мышления, речи и др.) [33].

К особенностям высшей нервной деятельности умственно отсталых детей относится то, что у данных детей новые условные связи, особенно сложные, формируются значительно медленнее, чем у нормальных детей. Сформировавшись, они оказываются непрочными, хрупкими. Эта слабость замыкательной функции коры головного мозга, проявляющаяся в затрудненном формировании новых, особенно сложных условных связей, является важнейшей особенностью нервной высшей деятельности умственно отсталых детей. Именно этим объясняется крайне замедленный темп их обучения [38].

При нарушении умственного развития главными и ведущими неблагоприятными факторами оказываются слабая любознательность (ориентировка) и замедленная обучаемость ребенка, т. е. его плохая восприимчивость к новому [44].

Восприятие, мышление и речь у детей этой категории оказываются при спонтанном развитии на очень низком уровне.

Умственно отсталым детям свойственны: слабость процессов возбуждения и торможения, их инертность, склонность к частому охранительному торможению и недоразвитие второй сигнальной системы.

Таким образом, можно говорить о том, что в дошкольном возрасте умственно отсталый ребенок без специальной коррекционной работы минует два важных этапа в психическом развитии: развитие предметных действий и развитие общения с другими людьми. Этот ребенок мало контактен как со взрослыми, так и со своими сверстниками, он не вступает в ролевую игру и в какую-либо совместную деятельность с другими людьми. Все это отражается на накоплении социального опыта детей и на развитии высших психических функций - мышления, произвольной памяти, речи, воображения, самосознания, воли [45].

Под умственной отсталостью отечественные специалисты понимают стойкое нарушение психического развития определенной качественной структуры. При умственной отсталости имеет место ведущая недостаточность познавательной деятельности и в первую очередь стойкая выраженная неразвитость абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения в сочетании с инертностью психических процессов.

У многих умственно отсталых детей наблюдаются нарушения в физическом развитии: дисплазии, деформации формы черепа и размеров конечностей, нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики, трудности формирования двигательных автоматизмов.

Умственно отсталым детям свойственны: слабость процессов возбуждения и торможения, их инертность, склонность к частому охранительному торможению и недоразвитие второй сигнальной системы. Характерно также наличие патологических черт в эмоциональной сфере: повышенной возбудимости или, наоборот, инертности; трудностей формирования интересов и социальной мотивации деятельности.

Аутизм как симптом встречается при многих психических заболеваниях, расстройствах, но в некоторых случаях он проявляется очень рано (в первые годы и даже месяцы жизни ребенка, занимает ведущее место в клинической картине и оказывает тяжелое негативное влияние на всё психическое развитие ребенка. В таких случаях говорят про РДА (синдром раннего детского аутизма). При РДА искаженное психическое развитие ребенка, например:

- хорошо развита мелкая моторика, а общие движения угловаты, неловки;

- не по возрасту богатый словарный запас, а коммуникативные навыки совсем не развиты;

Для детей с синдромом РДА характерно стереотипное поведение. Л. Каннер называл такое поведение тождественным (синдром Каннера). Детям очень важно, чтобы было все, как обычно, без изменений. Постоянный режим, постоянное время и температура купания. Определенное меню (узкий круг еды). Проблемы с одеждой: невозможно снять какую – либо вещь.

Для детей характерны ритуалы. По дороге в школу заходят в один и тот же магазин, кружит по залу с батоном в руке или с другим предметом, но не игрушкой.

Для детей характерно большое количество движений: раскачивания, бег по кругу, прыжки на двух ногах, совершение движений руками, подергивание отдельными частями тела, облизывание губ, скрежет зубами, причмокивание, закусывание губ.

Симптомами синдрома Каннера считаются такие состояния:

• Ребёнок не способен находиться в зрительном контакте с людьми, будь то родители или незнакомцы;

• Его действия имеют определённую последовательность с постоянным повторением монотонных движений;

• Отсутствует понимание об угрозе и опасности, а также способность к оцениванию обстановки;

• Эхолалия – лепет, повторяющийся многократно; вместо обычной речи – подражание её звучанию;

• Агрессивное поведение в отношении близких или незнакомых людей, если они пытаются с ним контактировать;

• Переиначивание игр под своё видение, игнорирование принятых правил и придумывание собственных, из-за чего ребёнок не способен играть со сверстниками;

• Больной общается с предметами и при этом не желает общаться с людьми;

• Мутизм, который считается одним из главных симптомов – ребёнок упрямо молчит и не откликается, когда к нему обращаются или пытаются поговорить.

Возрастные особенности детей 5-7 лет у детей.

У детей с задержкой психического развития, как правило, нет грубых нарушений осанки, ходьбы, бега, прыжков. Основные недостатки общей моторики: низкое качество выполнения основных движений (ходьбы, бега, прыжков, ползания, лазания, метания, недостаток гибкости и плавности движений (скованность движений, их неритмичность, замедленность темпа движений, моторная неловкость, недостаточность мышечной силы, плохая скоординированность движений. Потребность в двигательной активности проявляют все, а стремление к ее удовлетворению большинство. У большинства детей, посещающих дошкольное отделение, после 5 лет преобладают ситуативно-деловая и ситуативно-познавательная формы общения. К 7-8 годам у многих детей с задержкой психического развития и у отдельных с легкой умственной отсталостью, при условии оказания своевременной коррекционной поддержки, появляется внеситуативно-познавательная форма общения. С 6 лет у всех дошкольников существенно возрастает адекватность эмоциональных реакций и по силе, и по способам выражения. Появляется элементарная способность управлять собственным эмоциональным состоянием. При сохранении индивидуальных различий снижается частота полярных эмоциональных проявлений у детей.

Дети дошкольного возраста с нарушением интеллекта, в отличие от нормально развивающихся сверстников, не умеют ориентироваться в пространстве, не используют прошлый опыт, не могут оценить свойства объекта и отношения между объектами, испытывают ряд трудностей моторного характера. В связи с тем, что оценка свойств орудия у детей с интеллектуальной недостаточностью очень затруднена (эта палка короткая, не достану, надо длинную, они анализируют ошибочные варианты и повторяют одни и те же непродуктивные действия. Фактически, у них отсутствуют подлинные пробы.

Многие дети с аутизмом после этой стадии остаются неговорящими. Небольшое число детей никогда не овладевает разговорным языком. Около половины людей, которым когда-либо был поставлен диагноз аутизма (за исключением синдрома Аспергера, никогда не овладевают ни одним из разговорных языков и в практической деятельности остаются неговорящими.

Основная задача коррекционно - развивающей работы - создание условий всестороннего развития детей с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующе.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующе.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 19 Ворошиловского района г. Волгограда

В МОУ детском саду компенсирующего вида № 19 с 2003 года функционируют группа.

Основные задачи работы группы

Основные задачи работы группы

Основные задачи работы группы

Основные задачи работы группы

-Частичная интеграция детей с тяжёлыми нарушениями развития в общество более.

-Частичная интеграция детей с тяжёлыми нарушениями развития в общество более здоровых сверстников; -Консультационно-методическая поддержка родителей; -Оказание психотерапевтической помощи родителям;

Участники коррекционно-развивающего процесса

Участники коррекционно-развивающего процесса


Разработать индивидуальную программу каждому из детей с 3-4 усугубляющими дру.

Разработать индивидуальную программу каждому из детей с 3-4 усугубляющими друг друга диагнозами не просто. Очень тяжелы первые шаги коррекционной работы с вновь прибывшими детьми, когда взаимодействие с ребенком даже близко не напоминает занятие, когда всё идет от импульса ребенка, его сиюминутного желания .


Использование программ учителем-дефектологом

Использование программ учителем-дефектологом



Опыт работы на тему: «Использование комплексных занятий в коррекционно-развив.


Наиболее сложной, трудоёмкой и наименее предсказуемой по темпу и результатам.

Наиболее сложной, трудоёмкой и наименее предсказуемой по темпу и результатам является работа с неговорящими аутичными детьми.

Это либо дети, которые никогда не пользовались речью, либо дети, которые утра.

Это либо дети, которые никогда не пользовались речью, либо дети, которые утратили речь после небольшого периода её нормального развития (как правило, в возрасте 2-3 лет)

На самом первом этапе необходимо начинать комплексную поддержку ребенка с отк.

На самом первом этапе необходимо начинать комплексную поддержку ребенка с отклонениями в развитии в условиях семьи и детского сада, предполагающую активное взаимодействие дефектологов, психолога, логопеда, детского психиатра, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре, членов семьи, самого ребенка и детей-дошкольников.

Предметно-пространственная среда

Зона игровой терапии оформлена по 3 направлениям: Игрушки из реальной жизни (.

Зона релаксации помогает детям с проблемами в развитии снять усталость, распо.

Зона релаксации помогает детям с проблемами в развитии снять усталость, располагает к отдыху и расслаблению. Использую аудиотехнику для расслабления В наличии записи природных шумов и звуков, классической музыки. Зона организационно-планирующей деятельности дефектолога имеет письменный стол, материалы и средства для работы ( бумага, ручки, карандаши), вспомогательный материал: нормативная документация, специальная документация, организационно-методическая документация, компьютер с выходом в интернет в личном пользовании. В кабинете есть мини библиотека, в которой находятся книги: по общей и детской педагогики и психологии, по дефектологии, по психиатрии, пособия по коррекционно-развивающему обучению, по логопедии, по диагностике уровня развития детей.

К сожалению, с каждым годом увеличивается количество детей с врожденной патологией, которая резко ограничивает их возможность адаптации к современному обществу. Однако нужно отметить положительный момент, что многие дети с нарушениями в развитии остаются проживать в семье.

Вовлекая ребенка в индивидуальную и совместную деятельность педагогу необходимо определить ведущее направление работы:
- провести работу по созданию положительного эмоционального контакта;
- снизить уровень тревожности;
- сформировать желание учиться.

Большое внимание при работе уделяется проблемному поведению детей:
- уточняется, что предшествовало проблемному поведению;
- что последовало за проблемным поведением.

Предотвратить появление проблем поведения, связанных с реакцией на нарушение стереотипов, помогает работа, направленная на развитие гибкости поведения.

Так же много внимания отводится обучению речевым навыкам и навыкам общения.

-изучение конструкции с предлогами (в, на).

Успех коррекционной работы, зависит от комплексного подхода к обучению всех специалистов: психиатра, дефектолога, психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и, конечно же, родителей.

Большую часть времени ребёнок, посещающий образовательное учреждение, находится с педагогом. Поэтому роль воспитателя и дефектолога в формировании навыков общения ребёнка со взрослым и сверстниками очень важна. Добиться снятия диагноза, нельзя, но именно педагоги, веря в не безнадёжность своего дела, могут по-настоящему помочь ребёнку и сделать очень многое: понять ребёнка, принять его таким, какой он есть и, учитывая его особенности, помочь приспособиться к миру.

На долю родителей выпадает трудная роль по развитию и подготовке ребёнка к жизни. Эффективность описанных методов коррекции возможна только при их систематическом использовании в условиях домашней обстановки, при терпеливом и внимательном отношении к ребёнку.

Как бы подводя итог необходимо отметить, что основной целью работы проведённой с детьми и их родителями, является: адаптация детей к социальной жизни и только преемственность в работе специалистов ДОУ и семьи может обеспечить эффективность преодоления нарушений в развитии ребенка в наикратчайшие сроки, естественно в пределах возможного.

Читайте также: