Готический собор как модель мира кратко

Обновлено: 06.07.2024

Старейший собор Франции Сен-Дени, в котором расположена усыпальница французских королей.

Знание и познание есть основная составляющая обширного пространства человеческой культуры. То и другое не тождественные понятия. Если знание представляет собой определенный объем информации, которая тем или иным способом попадает в культурное поле конкретной эпохи и конкретного пространства, то познание — это проявленное знание, знание активизированное, систематизированное и объясненное. Знание может быть случайным, неупорядоченным, разбросанным, познание же это всегда система. За всю историю человечества мы сталкиваемся с самыми различными системами познания, с разными способами этого познания.

Л.В. Шапошникова, ученый-индолог, Россия

Собор – это наиболее полное хранилище герметического знания.

Виктор Гюго, писатель, Франция

Я предпочитаю потому еще готическую архитектуру, что она более дает разгула художнику. Воображение живее и пламеннее стремится в высоту, нежели в ширину.

Н.В. Гоголь. Об архитектуре нашего времени

- вопрошал П.А. Чаадаев. Будущая российская императрица Мария Федоровна, путешествовавшая по Европе вместе с супругом под именем графы Северные, имела счастье отстоять в соборе Парижской Богоматери службу 26 мая 1782 года. На следующий день, в ее письме к подруге детства, баронессе Оберкирх, появилась такая фраза:

Супруге императора Павла I вторит А. Герцен:

Европу поддерживает Азия:

Ты помнишь ли, как перед нами
Встал храм, чернеющий во мраке,
Над сумрачными алтарями
Горели огненные знаки
[7].

Мастера-строители соборов. Витраж в соборе Сен-Этьенн, Бурж, Франция.
Мельхиседек с Чашей святого Грааля. Собор Нотр- Дам, Шартр, Франция

Так оно и есть. Вся история человечества наглядно свидетельствует: грандиозные дела совершали люди, ставившие перед собой великие цели.

Мы стояли на плечах гигантов

Ex Оriente lux

(лат. С Востока свет)

Люди, ставившие перед собой великие цели, существовали во все века. Их идеи и творчество заметно влияли на окружающих, периодически вызывая новый духовный и творческий подъем.

Однако знание своими корнями уходило еще дальше. А именно: в эпоху Платона и его последователей, откуда представители христианской церкви восприняли идею, что все творение основывается на числе и пропорции, которую усиленно пропагандировал Святой Августин. А перед Платоном существовал Израиль, с его знаменитым мудрецом всех времен и народов царем Соломоном. Но и Соломон имел предтечей Моисея, а тот почерпнул свою мудрость из Египта. Как сказано в Учении Живой Этики:

Именно об этом повествует сцена на мраморном полу Домского собора в Сиене, на которой легендарный мудрец Гермес Трисмегист, он же египетский бог мудрости Тот, передает эстафету знаний Моисею.

мозаика на полу Дуомо Сиены. Гермес Трисмегист (справа) передает эстафету мудрости Израилю в лице Моисея.
Рафаэль Санти. Фреска Афинская школа, XVI в. Ватикан.

Рафаэль Санти. Фреска Афинская школа, XVI в. Ватикан. На ней изображены многие мудрецы древности: Платон, Пифагор, Ипатия, и другие.

Иными словами, средневековые ученые строили на фундамент преемственности. Е.И. Рерих писала:

 (372x378, 24Kb)


Собор - это не только красота, которой мы не можем не восхищаться. Даже если для вас это уже не наставление, коему надлежит
следовать, то, во всяком случае – это книга, которую надо понять.
Портал готического собора – это Библия.
Марсель Пруст

Рогир Ван дер Вейден. Семь Таинств. Ок. 1445.
Антверпен. Королевский музей изящных искусств.

Будучи символом Универсума, готический собор был реальным воплощением синтеза искусств, средствами которых этот Универсум воссоздавался. В лоне готического стиля необычайного расцвета достигли скульптура, витражное искусство, этот главный вид готической живописи, декоративное искусство (резьба по камню, дереву, кости и др.), музыка.

Собор в Амьене. Христос-благословляющий (Прекрасный Бог).
(Ротенберг. Искусство готической эпохи. Илл 71 )

Если в соборе на западной стороне было три портала, то главный – центральный – непременно посвящался Христу. Полное описание декора только лишь одного западного фасада готического собора заняло бы много места (для примера укажем, что один лишь центральный портал Реймского собора заключает в себе семьдесят шесть скульптур!) Однако необходимо дать представление о той всеохватности образов, которая побудила Марселя Пруста назвать готический портал – Библией.
Опишем Большой портал (Портал Христа) великолепного кафедрального собора в Меце.

Большой портал (Портал Христа). Мец. Кафедральный собор.
(см. Буклет, с.40)

Схема расположения фигур Большого портала (Портал Христа). Мец. Кафедральный собор.
(см. Буклет, с.40)

A – Христос
B – Давид
C – Мудрые девы (Мф. 25:1 - 13)
D – Неразумные девы (Мф. 25:1 - 13)
E – Херувимы (семь)
F – Серафимы (семь)
G – Господства (четыре)
H – Силы (четыре)
I – Архангелы (четыре: Михаил, Гавриил, Рафаил и Уриэль)
K – Власти (четыре)
L – Ангелы
M– Сивиллы и пророки
1 – Св. Петр
2 – Св. Андрей
3 – Св. Фома
4 – Св. Симон
5 – Св. Матфей
6 – Св. Филипп
7 – Св. Стефан
8 – Ветхий Завет
9 – Св. Павел
10 – Св. Иоанн
11 – Св. Иаков Старший
12 – Св. Иаков Младший
13 – Св. Варфоломей
14 – Св. Иуда (не путать с Иудой-предателем)
15 – Св. Лаврентий (в буклете, изданном Собором, эта фигура ошибочно названа Св. Павлом)
16 – Новый Завет
17 – Исаия
18 – Иеремия
19 – Иезекииль
20 – Даниил

Итак, можно смело утверждать, что готический собор действительно есть образ мира и – больше того – являет собою целый мир. И хотя не каждый в состоянии вместить в себя весь этот мир, сам этот мир в состоянии вместить в себя каждого.


В уроке рассказывается о зарождении готического стиля в архитектуре, его основных признаках. Описываются Амьенский собор и Реймсский собор. Подробно рассматриваются витражи собора Нотр-Дам в Париже.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Готический храм и его внутренний декор"

В XIII веке на полу Амьенского собора был выложен огромный восьмиугольный Лабиринт, символизирующий победу Христа над смертью. Он выполнен из чёрного бельгийского камня и белого камня из Па-де-Кале. Длина лабиринта около двухсот тридцати метров. В Средневековье многие паломники перед тем, как поклониться голове Иоанна Крестителя, хранящейся в соборе, на коленях проползали Лабиринт, двигаясь по чёрной линии, символизирующей крестный путь. Это считалось испытанием для тех, кто хотел искупить серьезные грехи или получить благословение.

В ходе занятия вы узнаете об архитектурных особенностях готики, скульптуре и витражах.

Архитектурными признаками готики являются стрельчатая арка и нервюры.

Нервюра – это выступающие рёбра свода, скреплённые на пересечении замковым камнем (цветком или фигурой святого по пояс).


В архитектуре и дизайне интерьера церкви Сен-Дени нашли отражение две идеологические стратегии, осуществлявшиеся в целях укрепления королевской власти в XII веке.

Первая заключалась в возрождении старинных традиций, благодаря чему французские короли могли утвердиться в качестве прямых потомков законной королевской династии и зарекомендовать себя достойными этого наследия. Вторая стратегия состояла в пропаганде новых идей, направленной на искоренение памяти о событиях недавнего прошлого. Другими словами, новое (как в политике, так и в архитектуре) рассматривалось как средство оценить по достоинству и возродить старое. Готическая архитектура в том виде, в каком она зародилась в аббатстве Сен-Дени, была призвана выразить эту идею как можно более наглядно.

Готическая архитектура церкви Сен-Дени стала не просто усовершенствованным образцом романского стиля. Это была первая попытка развить новое направление в архитектуре на основе критического изучения прошлого.

Церковь Сен-Дени служила усыпальницей французских королей. Аббатство, где захоронены почти все короли Франции, а также члены их семей, часто называют королевским некрополем Франции.

Вернёмся к особенностям готической архитектуры. Стрельчатая арка была изобретена арабами. Она давала возможность перекрывать любой пролёт, перенося нагрузку на нервюры, а через них на мощные опорные столбы – контрфорсы.

Распор на контрфорсы, возведённые рядом с боковыми стенами собора, передавался через соединительные арки – аркбутаны. Такая конструкция позволяла ставить высокие окна с цветными витражами, отделённые друг от друга только узкими перемычками опор. Также аркбутаны позволяли значительно сократить размеры внутренних опор, освободить пространство здания.


Преобладание в готическом соборе вертикальных линий отражает идею Вознесения как стремления человеческой души к Богу.

Готический собор называют каменной энциклопедией средневековой жизни, отражавшей в архитектуре реальную жизнь и идеалы людей. Соборы были не только местом, где проводилось богослужение. В них собиралась община для совета, заключались торговые сделки, хранились реликвии и покоились останки выдающихся людей.

Готический собор воплощал образ мира, в котором всё создано по велению Бога и гармонично сочетается друг с другом. Кафедральные соборы в Париже, Амьене, Реймсе, Руане украшены скульптурами и рельефами. Романский барельеф был заменён готическим горельефом, превратившим храм в каменное кружево. Совершенно фантастическим образом сочетались реальные и фантастические создания, фрагменты тела человека и звериного туловища.

На крышах соборов ангелы осеняли окрестности распахнутыми крыльями. На башнях – химеры демонстрировали человеческие пороки. На галереях размещали фигуры ветхозаветных царей, а на порталах – фигуры святых. Водостоки были сделаны в виде причудливых созданий.


Амьенский собор – один из самых больших соборов Франции. Его фасады отличаются удивительно гармоничным сочетанием скульптуры и архитектуры. В скульптурном оформлении трёх фасадов можно явно выделить три основные темы: Страшный суд, Дева Мария, а также картины из жизни Святого Фирмина – первого епископа города, после канонизации ставшего покровителем Амьена.


В результате проведённых исследований было выявлено, что монохромные скульптуры Реймсского собора во времена средневековья были цветными.

Гребень крыши собора в Реймсе украшен трилистниками и лилиями. Это напоминание о том, что именно здесь проводились коронации королей Франции.

Первый ярус готического храма – это порталы. Они объединены галереей королей – вторым ярусом фасада, где размещались изображения библейских царей.

Третий ярус – это окна с цветными витражами. Над боковыми порталами – окна в форме стрельчатой арки. А над центральным порталом – готическая роза. Это большое круглое окно, расчленённое фигурным переплётом на части в виде звезды или распустившегося цветка с симметрично расположенными лепестками и застеклённое витражным стеклом.

Витражам в готической архитектуре придавалось первостепенное значение. Они выполняли ту же функцию, что и каменный декор на порталах. Витражи обычно приносились в дар храму монархами, знатными феодалами, духовными лицами высокого сана или же ремесленными корпорациями. Рассмотрим витражи собора Нотр-Дам в Париже.

Витражи северного окна розы отражают события, которые происходили в момент ожидания Спасителя. Сердцевину розы занимает изображение Мадонны с младенцем. Они сидят на троне. Центральный образ окружают медальоны с пророками и патриархами, указывающие на связь Ветхого и Нового Заветов.

Южное окно-роза посвящено Страшному суду. В центре на престоле восседает Христос-Судия и оценивает добро и зло по делам, совершённым человеком в жизни. Сияние Бога озаряет помещённых в лепестках розы апостолов Петра и Павла, святых, ангелов, поющих хвалу господу, что символизирует слияние земного богослужения с небесным торжеством.

Сюжеты витражей в стрельчатых окнах апсиды рассказывают о детстве и земных деяниях Иисуса.

Благодаря витражным окнам воздух в соборах был словно окрашен. Свет в храме создавал таинственную и нарядную атмосферу. Преобладал фиолетовый цвет, который со временем стал восприниматься как цвет готики. В солнечные дни пол и колонны становились сиреневыми, алыми, желтоватыми. В сумеречную погоду собор погружался в голубовато-сиреневое марево.

Чтобы избежать отсветов от мерцания витражей, поверхности внутри собора покрывались лёгкими акварельными красками и золотом. Своды окрашивались в тёмно-синий цвет. Колонны украшали узоры королевских лилий на синем и алом фоне.


Скульптуре в интерьере храма отведено совсем немного места. Капители готических колонн с листьями винограда, плюща или хмеля свидетельствуют о любви мастеров к природе.

На пересечении нервюр расположились фигуры святых.

Внешние стенки хора украшены изображениями сцен на евангельские сюжеты.

В алтаре можно увидеть высокие статуи с характерным для готики эс-образным изломом фигуры.

Образ небесного Иерусалима, воссозданный в готическом соборе путём синтеза архитектуры, живописи и скульптуры, довершают звуки григорианского хорала. Так называют одноголосое богослужебное пение на латинском языке. Название хорала связано с именем папы римского Григория I, установившего порядок обязательного музыкального сопровождения церковной службы.

Григорианский хорал формировал образ мира, в котором каждый несёт ответственность за свою собственную жизнь, неотделимую от жизней других людей.

Для записи песнопений, сменявшихся в богослужении в зависимости от церковного календаря, использовались специальные знаки – невмы. Мелодию они передавали лишь приблизительно, но стилистически соответствовали эмоциональному содержанию текста.

Давайте подведём итоги. Готический стиль архитектуры возник во Франции. Архитектурными признаками готики являются стрельчатая арка и нервюры. Преобладание в готическом соборе вертикальных линий отражает идею Вознесения. Романский барельеф был заменён готическим горельефом, превратившим храм в каменное кружево. Витражам в готической архитектуре придавалось первостепенное значение.

Ксения Казакова

В каком бы городе Западной Европы мы ни оказались, если в нем есть готический собор, мы сразу же почувствуем, что он средоточие всей жизни города. Так было, есть и будет — до тех пор, пока собор стоит. Остроумный ход Пруста в его замечательной книге “Памяти убитых церквей” — предложить читателю представить себе, что собор давно умер, а теперь делаются попытки возродить его (речь идет не о здании, а об истинной его религиозной жизни). С помощью этого литературного приема писателю удается ярко продемонстрировать, что собор никогда не умирал.

Можно смело утверждать, что готический собор остается одновременно и источником жизненных устремлений, и их целью, он аккумулирует силы центростремительные и одновременно генерирует силы центробежные, от него все исходит и к нему все возвращается.

Глубокую мысль высказал Альфред Шнитке, великий современный композитор: готический собор, независимо от того, каким храмом он является (католическим или протестантским. — А.М.), — всегда некая модель мира. Например, Шартрский или Реймский соборы. По ним надо ходить, их необходимо обойти снаружи, их надо охватить сознанием, как некий огромный город.

И действительно, большие кафедральные соборы строились с таким расчетом, чтобы вместить все тогдашнее население города, иными словами — они должны были быть огромных размеров. Новые задачи потребовали небывалых инженерных решений, и в первую очередь проблемы сводов. Гениальный выход был найден посредством совершенно нового распределения веса свода на опоры (колонны и стены).

В готической архитектуре был достигнут поразительный эффект: пространство собора внутри кажется большим, нежели сам собор, когда осматриваешь его снаружи. Но что особенно важно — новые архитектурные решения были абсолютно адекватны теологической концепции мира, выработанной схоластической теологией XII–XIII столетий.

Готический собор как воплощение универсума

Готический собор при всем богатстве составляющих его элементов поражает необычайным единством как архитектурного плана, так и всей системы декора (экстерьера и интерьера). Более того, это единство характеризует готический стиль в целом. У Виктора Гюго в романе “Собор Парижской Богоматери” есть такое замечательное рассуждение: “Искусство меняет здесь (в разных памятниках готики. — А.М.) только оболочку. Самое же устройство христианского храма остается незыблемым. Внутренний остов его все тот же, все то же последовательное расположение частей. Какой бы скульптурой и резьбой ни была украшена оболочка храма, под нею всегда находишь, хотя бы в зачаточном, начальном состоянии, римскую базилику. Она располагается на земле по непреложному закону. Это все те же два нефа, пересекающихся в виде креста, верхний конец которого, закругленный куполом, образует хоры; это все те же постоянные приделы для крестного хода внутри храма или для часовен — нечто вроде боковых проходов, с которыми центральный неф сообщается через промежутки между колоннами. На этой постоянной основе бесконечно варьируется число часовен, порталов, колоколен, шпилей, следуя за фантазией века, народа и искусства. Предусмотрев и обеспечив все правила церковного богослужения, зодчество в остальном поступает как ему вздумается. Изваяния, витражи, розетки, арабески, разные украшения, капители, барельефы — все это сочетает оно по своему вкусу и своим правилам. Отсюда проистекает изумительное внешнее разнообразие подобного рода зданий, в основе которых заключено столько порядка и единства. Ствол дерева — неизменен, листва — прихотлива”.

Читайте также: