Государство как политическая структурная и территориальная организация общества кратко

Обновлено: 29.06.2024

Как правило, древнейшие государственные образования закономерно возникают на социально-экономической основе раннеземледельческого общества и характеризуются как раннеклассовые госу­дарства. Эти первичные государства возникают к IV-III тыс. до н.э. в Месопотамии, Месоамерике, в Горном Перу, в некоторых других районах разновременно и независимо друг от друга.

Первоначально они возникают как города-государства. Поселок, в котором живут свободные общинники-земледельцы, представляет теперь не родовую (семейную), а соседскую общину. Он выделяется из группы первоначальных селений в хозяйственный и религиозный центр – город. Этот город с прилегающей к нему небольшой сельскохозяйственной местностью и становится городом-государством. В таком городе постоянно проживают вожди и жрецы, он становится местом, где происходят заседания советов и собраний.

В городе-государстве организуются три центра управления: городская община, дво­рец и храм. Город начинает выполнять по отношению к другим прилегающим селениям функции государственного управления.

Первичное государство возникает, чтобы органи­зационно обеспечить функционирование производящей экономики, новые формы трудовой деятельности, которая становится отныне условием выживания и воспроизводства человечества.

Многочисленные функции города-государства привели уже на первых этапах его возникновения к созданию раз­ветвленного бюрократического аппарата.

Классовая природа первичных государств четко определялась лишь с течением времени, когда расслоение общества, классообразование приводили к захвату государства тем или иным классом и при­способлением его к своим интересам, нуждам.

Следовательно, процессы образования классов и государства нельзя понимать упрощенно, будто сперва возникли классы, затем их антагонизм привел к появлению государства. Эти процессы идут па­раллельно, независимо, взаимодействуя друг с другом. Не только классообразование стимулирует появление первич­ных государств. Само первичное государство выступает мощ­ным катализатором классообразования, способствует возникновению раннеклассового общества.

В свое время Ф. Энгельс указал на два пути образования полити­чески и экономически господствующих классов: во-первых, через присвоение должностей с помощью наследственного механизма и обогащения на этой основе и, во-вторых, с помощью присвоения прибавочного продукта. Первый путь оказывается исторически наи­более распространенным, типичным.

Таким образом, в конкретно-исторической действительности раннеклассовое государство не возникало как результат деятельности только господствующего класса. Оно результат определенного разви­тия общества на этапе становления производящей экономики. Но, разумеется, тот или иной класс, захватив государство, мог стать при помощи государства и господствующим классом.

Государство не имеет вечной природы, оно не существова­ло в первобытном обществе, появилось лишь на финальном этапе развития этого общества в силу вполне ясных причин, связанных с новыми организационно-трудовыми формами существования и вос­производства человечества.

И, следовательно, раннеклассовое общество занимает самостоя­тельное место в общем процессе развития человечества, а раннеклас­совые государства – это самостоятельный этап в развитии государст­венности, первичная форма новой социальной организации человечества.

В отличие от социальной организации первобытнообщинного
строя раннеклассовое общество получило в форме государства новое
политическое, структурное и территориальное образование.

Политическое потому, что стало выражать и защищать интересы всего общества, классовые интересы, интересы иных социальных групп, осуществлять крупные внешние и внутренние акции: военные походы, завоевания, взимание дани — словом, стало заниматься по­литикой.

Государство стало и новой структурной организацией общества, т.к. из общества выделился особый слой людей, основным занятием кото­рых стали государственное управление, организационная деятельность. Появляется новое структурное образование - аппа­рат государства, первичная бюрократия, которая возникает объек­тивно и выполняет управленческие функ­ции.

Наконец, в отличие от первобытного общества государство было территориальным образованием. Государство постепенно путем перерастания общин в соседские, переходом в основном к оседлому образу жизни, которого объективно требовало земледелие, сформировалось на территориальной основе. Первым этапом территориальной органи­зации стал город, объединявший уже не столько родственников, сколько население, проживающее на определенной территории.

Отныне и аппарат государства ориентировался не только на уп­равление теми или иными группами, но и на управление территори­ями.

Государственно-организованное раннеклассовое общество отличается от первобытного тем, что оно уже выступает политической, структурной, территориальной организацией.

Политической организацией оно выступает, поскольку выражает и защищает интересы всего общества, отдельных социальных групп, осуществляет внутренние и внешние акции – крупные общественные работы, взимание дани, военные походы и т.д., то есть занимается политикой. Например, политическими становятся отношения между городами-государствами, союзы и войны между ними. Известные из истории завоевания одних городов-государств другими ведут к расширению территории государств, превращают их в многонаселенные и значительные по своим территориям империи. Если в первобытном обществе социальная организация имела дело с относительно малыми группами (исключения составляли объединения некоторых групп, родов для совместных ритуалов, военных набегов, для обороны), то государство имеет уже дело с многочисленным населением, его акции затрагивают массы людей и становятся в силу этого политикой.

Структурной организацией город-государство выступает, поскольку в нем выделяются социальные слои, выполняющие функции, не связанные непосредственно с производственной деятельностью. В этом обществе появляются профессии, носящие управленческий характер, и прослойка управленцев, из которой формируется государственный аппарат, первичная бюрократия. Например, в некоторых древнейших небольших городах-государствах IV - III тысячелетий до н.э. насчитывалось, как свидетельствуют письменные источники, до 130 должностей и профессий: руководители работ, военачальники, смотрители за состоянием ирригационных сооружений, учетчики, писцы, гонцы и т.д. Для их содержания осуществляется сбор налогов. Для выполнения своих управленческих функций аппарат наделяется властью, в том числе возможностью применять принуждение для подчинения своей воле другие слои населения. Это обусловливает появление карательных органов: суда, полиции, тюрем, армии и т.д. Однако основной функцией аппарата управления остается выполнение общесоциальных функций, например, управление производственной деятельностью и духовной жизнью общества.

Территориальной организацией первичное государство выступает, поскольку родовые общины перерастают в соседские (крестьянские) общины, люди объединяются по территориальному признаку. Первым этапом территориальной организации стал город, объединявший уже не столько родственников, сколько население, проживающее на определенной территории. Дворцы, храмы, строения для производства работ, сельскохозяйственные угодья и т.п. – все это сооружалось на определенной территории, которая отныне становилась территорией государства. Отныне и аппарат государства ориентировался не только на управление теми или иными группами, но и на управление территориями. Территория становилась неотъемлемым атрибутом, собственностью государства, и многие войны в III - II тыс. до н.э., т.е. в то время, когда возникают первичные, раннеклассовые государства, велись ради приобретения территорий или их защиты.

Эти признаки позволяют сделать вывод, что раннеклассовое земледельческое общество государственно организовано.

Основные признаки Г.: 1) наличие особой системы органов и учреждений, образующих в совокупности механизм Г. 2) наличие права, т. е. обязательных правил поведения, устанавливаемых или санкционируемых Г. С помощью права Г. как политическая власть закрепляет определённый порядок общественных отношений, а также структуру и порядок деятельности государственного механизма; 3) наличие определённой территории, пределами которой ограничена данная государственная власть. Выступая как территориальная организация, Г. активно способствовало процессу формирования наций.

Г. — основное, но не единственное политическое учреждение классового общества; наряду с Г. в развитом обществе функционируют различные партии, союзы, религиозные объединения и т. д., которые в совокупности с Г. образуют политическую организацию общества. Отличие Г. от др. политических институтов классового общества состоит в том, что ему принадлежит высшая власть в обществе (суверенность государственной власти). Верховенство государственной власти конкретно выражается в универсальности (её властная сила распространяется на всё население и общественные организации данной страны), прерогативах (государственная власть может отменить любое проявление всякой другой общественной власти), а также в наличии таких средств воздействия, которыми никакая др. общественная власть не располагает (например, монополия законодательства, правосудие).

Г. представляет собой социальное явление, ограниченное определёнными историческими рамками. Первобытнообщинный строй не знал Г. Оно возникает в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и раскола общества на классы. Экономически господствующие классы нуждаются для защиты своих привилегий и закрепления системы эксплуатации в особом властном механизме политического господства, каким и явилось Г. и его аппарат. С появлением Г. этот механизм уже не совпадает с обществом, как бы стоит над ним и содержится за счёт общества (налоги, сборы). Как ни различны исторические формы Г., государственной власти и организации аппарата Г.. его сущность, природа его отношений с обществом — это политическая власть господствующего класса (диктатура класса). Классы, владеющие средствами производства, становятся с помощью Г. политически господствующими и тем самым закрепляют своё экономическое и социальное господство и руководящую роль внутри данного общества и в его взаимоотношениях с др. Г. и странами.

Г., таким образом, обусловлено в конечном счёте характером производственных отношений и способа производства в целом. В ходе истории Г. Приобретает самостоятельность. Его самостоятельное воздействие на основные сферы жизни общества, исторические и социальные процессы весьма существенно и осуществляется в разных направлениях, т. е. Г. может способствовать развитию общественных отношений или, наоборот, тормозить его. По мере усложнения государственно-организованного общества роль этого воздействия возрастает.

44.Функции государства. Понятие политической власти. Формы власти.

Государство - это система органов общества, которая обеспечивает организованную внутреннюю правовую жизнь народа как единого целого, защищает права своих граждан, осуществляет нормальное функционирование институтов власти - законодательной, судебной и исполнительной, контролирует свою территорию, защищает свой народ перед внешней угрозой, гарантирует выполнение обязательств перед другими государствами, сохраняет природную среду и культурные ценности, способствуя выживанию общества и его прогрессу. Признаки: 1) Отделение публичной власти от общества, 2) Территория, ограниченная четко-определенной границей, 3) Суверенитет, 4) Право взимания налогов и сборов с населения, 5) Обязательность гражданства. Функции государства (внутренние): 1)Политическая

5) Культурно- воспитательная

7) Зашита прав граждан(По лекциям: 1Регулирование отн-й. между слоями,2 Управление общ. делами граждан прожив. на данной территории и организ. в гос-во. , функции осуществляются через задачи 1-7)

1) Защита границ

2) Интеграция в мировую экономику

3) Защита международной безопасности

Политика - представляет собой участие в делах государства, в определении направления

его функционирования, в определении форм, задач и содержания деятельности

государства. Целью политики является сохранение или создание наиболее приемлемых

для определенных социальных слоев или классов, а также общества в целом условий и

способов осуществления власти. Политическая власть - это тонкое искусство

государственного управления. Она представляет собой совокупность элементов,

являющихся официально признанными исполнителями политической власти (госаппарат,

полит.партии, движения, профсоюзы).Это главные элементы разветвленного механизма, с

помощью которого осуществляется политическая власть в обществе.

Власть - это всегда организованная воля и сила каких-либо субъектов, направленная на

людей, независимо от их установок относительно такого влияния.

Различают монархические и республиканские формы правления. Монархия - это

государство, главой которого является монарх; здесь существует самодержавная или

ограниченная власть одного человека (царя, короля, императора), которая обычно

передается по наследству и рождение определяет кому быть правителем. Республика -

форма правления, осуществляемого выборными органами, т.е. по закону источником

власти выступает народное большинство. Республика предполагает правовой порядок,

гласность и разделение властей.

Олигархия - форма правления, при которой государственная власть принадлежит

небольшой группе людей, как правило, наиболее экономически могущественных.

Деспотия - форма государственного устройства и правления, при которой самодержавный

властитель неограниченно распоряжается в государстве, выступая по отношению к

подданным в качестве господина и хозяина.

Демократия - государственная форма, в которой верховная власть принадлежит всему

Теократия - форма государства, в котором как политическая, так и духовная власть

сосредоточены в руках духовенства (церкви).

45 Политическое и правовое сознание, их роль в жизни общ- ва.

Политическое сознание возникло в античности как ответ на реальную потребность в осмыслении таких новых явлении как государство и государственная власть , кот. впервые возникли с расколом общества на антологические классы. Так как общественное разделение труда ведет к возникновению классов, а значит и к резким различиям в условиях, их жизни и деятельности, то появляется необходимость поддерживать сложившуюся классовую структуру через государственную власть, кот. чаще всего, естественно выражает интересы господствующего класса. Таким образом, политическое сознание является отражением производственно- экономических и общественных отношений классов в их совокупном отношении к государственной власти. В этой обусловленности непосредственными экономическими и классовыми интересами стоит специфика политического сознания. Устройство государственной власти центральная проблема политического мышления. Политическая борьба за определение устройства , задач и содержания деятельности государства исторически облеклась в самые разные по своему качеству формы-начиная от гласного обсуждения социальных проблем , от парламентских дискуссий и экономических требований , ведущих к частным реформам, и кончая насильственными государственными переворотами, социальными революциями.

(2вар)Именно политические интересы чаще всего являются стержнемвсех общественно активных объединений, и тем более, социальных столкновений. Не только социально- политическая ,но и духовная жизнь общества находятся в зависимости от политических интересов.

Пока не исчезнут классы (=проблема государственной власти) все устремления человеческого духа будут вовлекаться сознательно или насильственно в политические противоречия. Правовое сознание- это та форма общественного сознания, в которой выражаются знание и оценка принятых в данном обществе в качестве юридических законов нормативно социально -экономической деятельности различных субъектов права ( индивида, предприятия, трудовых коллективов, организации. Должностных лиц и т. д.) .Правовое сознание как бы промежуточное между политическим и нравственным сознанием. Если политическое сознание формируется в зависимости от объективных социально- экономических интересов . то правосознание в большей степени ориентируется на рационально -нравственные оценки.

Правовое сознание общества всегда есть поддержка самой идеи регламентированных отношений между личностью и государством , кот. признаются необходимыми для поддержания общества против сил анархии .кот. нужно знать и соблюдать ,но нельзя считать абсолютными, то есть свободными от критической оценки. Политическое и правовое сознание существуют как на общественно - практическом ,так и на теоретическом уровни.

Целью данной работы является всестороннее освещение и раскрытие сущности государства, его внутренней структуры, элементов его составляющих и анализ государства как политической организа¬ции зрелого, сформировавшегося классового общества.

Содержание работы

Введение 3
1. Определение понятия государства. 4
2. Происхождение государства его признаки и сущность. 7
2.1 Теории возникновения государства. 7
2.2 Признаки государства. 9
2.3 Сущность государства. 11
3. Функции государства. 11
4. Структура и формы государства. 13
4.1 Структура государства. 13
4.2 Формы государства. 14
5. Исторические типы государства. 22
5.1 Типы государств согласно формационной теории. 22
5.1.1. Рабовладельческое государство 22
5.1.2 Феодальное государство 23
5.1.3 Буржуазное государство 24
5.1.4 Социалистическое государство 25
5.1.5 Переходное государство 25
5.2 Типы государств согласно цивилизационной теории и современная теория государства. 26
Заключение 28
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

Курсовая ТГП.doc

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра теории и истории государства и права

Курсовая работа по дисциплине:

«Государство как политическая, структурная и

Выполнил: студент 1 курса, 11 группы, з/о,

Проверил: доцент Якушев А. Н.

Поступила на кафедру _______________

Введение

В первом разделе дается определение понятию государства. Приводятся примеры рассмотрения данного понятия с различных точек зрения.

В следующем разделе рассматривается происхождение государства его признаки и сущность. Освещаются проблемы становления государства, теории возникновения государства, сформировавшиеся на разных этапах развития правовой мысли, такие как марксистская, теологическая, патриархальная, договорная, органическая, теория насилия, психологическая и классовая. Так же затрагиваются вопросы динамики развития государства и понятия государства в наши дни.

Место и роль государства в политической системе общества раскрывается в его функциях - данной проблематике посвящен третий раздел. Традиционно функции делят на внутренние и внешние.

Четвертый раздел - структура и формы государства. Как политическая структура государство имеет сложное строение и включает в себя систему органов и учреждений, которая получила название механизм государства. В структуре государства выделяют три ветви государственной власти и соответственно три вида органов власти: законодательную, исполнительную и судебную. Дальнейший анализ государства связан с выделением возможных форм государства: формы государственного правления; формы государственного устройства; политического режима.

В последнем разделе речь пойдёт об исторических типах государства. Будут рассмотрены типы государств, согласно двум подходам – формационному и цивилизационному.

Целью данной работы является всестороннее освещение и раскрытие сущности государства, его внутренней структуры, элементов его составляющих и анализ государства как политической организации зрелого, сформировавшегося классового общества.

1. Определение понятия государства.

2. Происхождение государства его признаки и сущность.

2.1 Теории возникновения государства.

Существуют различные теории происхождения государства.

Теологическая теория происхождения государства получила своё распространение в средневековье, в трудах Фомы Аквинского. Известно, что ещё в древнем Египте и Вавилоне возникли идеи божественного происхождения государства и права. В силу особых взглядов и воззрений части общества духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование общественно политической мысли и в последующие периоды развития человеческого общества. Наиболее прочные позиции теологическая теория завоевала в период становления и развития феодализма.

Договорная теория (теория договорного происхождения государства и права) получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVII-XVIII вв. в трудах Вольтера, Гроция, Руссо, Радищева и др. Она объясняет происхождение государства общественным договором - результатом разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Отдельные положения этой теории развивались в V - IV веках до н.э. Софистами в Древней Греции. Основой данной теории является положение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Условия жизни людей и характер человеческих взаимоотношений в естественном состоянии представлялись не однозначным образом.

Органическая теория происхождения государства — теория происхождения государства, согласно которой государство — это организм, который рождается, живет, стареет и умирает. Элементы данной теории встречаются в трудах древнегреческого философа Платона и английского философа и социолога Герберта Спенсера.

Психологическая теория происхождения государства разработана Л. И. Петражицким и Зигмундом Фрейдом. В теории говорится, что государство образовалось в результате деления общества по психологическим признакам: одни способны только подчиняться, другие могут управлять. Естественно, что социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, деятельность. Поэтому свойства человеческой психики оказывают определенное влияние на реализацию этих закономерностей. Но, с одной стороны, это влияние не является решающим, а с другой - сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий.

К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Конфуция, Аристотеля, Филмера, Михайловского и др. Они обосновывают тот факт, что люди - существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем, развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей приводят к образованию государства. Отношения отца с членами семейства в соответствии с патриархальной теорией происхождения государства уподобляются отношениям монарха с подданными. Монарх должен, подобно отцу семейства заботится о своих подданных, а те в свою очередь должны беспрекословно подчиняться и уважать его.

Теория насилия одна из распространённых теорий происхождения государства и права. Наиболее видные её сторонники — немецкий философ и экономист Е. Дюринг, австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович, Каутский, Карл и др. Основой теории насилия является утверждение о том, что главная причина возникновения государства и права лежит не в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племён другими.

Расовая теория берет свое начало еще в эпоху рабовладения, когда в целях оправдания существующего строя развивались идеи естественного деления населения в силу у прирожденных качеств на две породы людей - рабовладельцев и рабов. Наибольшее развитие и распространение расовая теория государства и права получила в конце XIX - первой половине XX в. Она легла в основу фашистской политики и идеологии.

Как показывают исследования историков и этнографов, не может существовать только одно объяснение в отношении возникновения всех государств. Большинство приведенных теорий отражают определенные группы факторов, ставших причинами происхождения государства. Государство появляется в результате разложения родового строя, когда власть вождей обосабливается от общества. На этот процесс оказывали влияние разнообразные факторы. Такие как: появление частной собственности и имущественного неравенства, а в конечном итоге и антагонистических классов; рост численности и увеличение плотности населения; завоевание одних народов другими; потребность защиты от внешних врагов; общественное разделение труда и выделение управления в особый вид деятельности; потребности организации ирригационных работ (государства Древнего Востока).

2.2 Признаки государства.

Государство имеет свои специфические черты, отличающие его от всех других форм объединений людей (рода, семьи), институтов и организаций (партий, движений и др.). 6

Наличие герба, флага и гимна. Отделение публичной власти от общества, её несовпадение со всем населением, появление слоя профессиональных управленцев. Это отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления. Осуществление публичной власти требует определенной организации - специального аппарата (чиновников, судей, армии и др.). Современное государство сочетает профессиональный аппарат управления с представительной системой, которая формируется посредством выборов. Существование налоговой системы, для содержания управленческого аппарата.

Территориальное деление населения. Законы и полномочия государственных органов распространяются на людей, проживающих в контуре границ государственной территории. Государство строится на основе территориальной общности людей, а не по принципам кровного родства или религиозным принципам. Правда в истории были примеры, когда границы государства не были четко определены, например, кочевая империя, созданная Чингисханом.

Суверенитет. Это такое свойство государственной власти, которое выражается в ее верховенстве и независимости по отношению к любым другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений. Выделяют внутренний суверенитет, что означает право власти принимать или изменять законы, обязательные для всего населения, и внешний суверенитет, который предполагает свободу государства от контроля извне.

Читайте также: