Государство как элемент политической системы общества кратко

Обновлено: 04.07.2024

Государство стало первой, но не последней и не единственной политической организацией классового общества. Объективно сложившиеся человеческие отношения вызвали к жизни новые политические формы движения социальной материи. История свидетельствует, что наряду с государством и в его рамках возникают различного рода негосударственные объединения, отражающие интересы определенных классов, сословий, групп, наций и принимающие участие в политической жизни общества. Например, Аристотель упоминает о партиях горы, равнины и прибрежной части города рабовладельческих Афин. В условиях феодального общества значительное влияние на осуществление политической власти оказывали различные объединения собственников – общины, гильдии, цехи. Особую роль в этом плане играли церковные учреждения, выступавшие организационно-идеологической опорой правящих классов. В буржуазном и социалистическом обществе помимо государства действуют разного рода политические партии, профсоюзы, женские и молодежные общественные объединения, организации промышленников и фермеров, отражающие в своей деятельности интересы определенных социальных сил и оказывающие влияние на политику. И все же государство занимает центральное место в политической и общественной жизни любой страны. Сказанное обусловлено следующим:

В то же время не кто иной, как государство, на протяжении всей истории человечества тысячекратно ввергало своих подданных в междоусобные и региональные вооруженные конфликты, войны, включая две мировые войны. В одних случаях (как агрессор) государство было и есть орудие определенных политических группировок, отражающих интересы господствующих слоев, классов общества. В других случаях (как защитник) оно зачастую выражает общенародные интересы.

Вместе с тем между государством и отдельными гражданами (независимо от того, к какому классу они принадлежат) существует комплекс противоречий, который в целом характеризуется как одно из основных внутренних противоречий политической системы общества. Это противоречия между демократией и бюрократией в сфере законодательной и исполнительной власти, между тенденциями развития самоуправления и ограниченными возможностями его осуществления и др. Противоречия эти резко обостряются, когда государство проводит ярко выраженную классовую, национальную, расовую политику по отношению к гражданам, не принадлежащим к политически господствующим социальным группам.

· В ряду факторов, обусловивших появление государства, важное место занимает социально-классовое расслоение общества. Отсюда следует, что государство выступает политической организацией экономически господствующего класса.

И все же марксистско-ленинская характеристика классовой сущности государства как органа подавления верно отражает только особое состояние в развитии общества, когда в нем возникает такая классовая напряженность (вызванная, как правило, военными конфликтами, экономическим и духовным кризисом), которая способна взорвать общество, привести его в состояние хаоса. В обычные же нормальные периоды в классовом обществе превалируют общесоциальные связи, более сильные и созидательные, чем классовые антагонизмы. Достойной внимания остается мысль Ф. Энгельса о том, что в действительном мире метафизические полярные противоположности существуют только во время кризисов, что весь великий ход развития происходит в форме взаимодействия. Государство в силу своего социального назначения не может быть постоянно функционирующим в режиме господства и насилия. Как свидетельствует история, деятельность государств такого типа (деспотических, авторитарных) имеет свои временные пределы, которые по мере развития цивилизации все более сужаются.

· Государство стало первым результатом политической деятельности людей, каким-либо образом организованных и представляющих интересы определенных социальных групп и слоев. Это обусловило его претензии на всеобщность охвата политических явлений, а признаки территориальности и публичной власти сделали реальным значение государства как формы политического общежития различных социальных и национальных образований, а также выражающих их интересы различного рода организаций и партий. Государственность – форма бытия классового общества.

· Государство – важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество. В силу своего социального происхождения государство берет на себя заботу об общих делах. Оно вынуждено заниматься общесоциальными проблемами – от строительства домов для престарелых, устройства связи, транспортных артерий до энергетического, экологического обеспечения будущих поколений людей. Как основной собственник средств производства, земли, ее недр оно финансирует наиболее капиталоемкие отрасли науки и производства, несет бремя расходов на оборону. В качестве органа, управляющего общественными делами, государство посредством аппарата, вещественных придатков (полиция, тюрьма и т. п.) сохраняет определенную целостность политической системы, обеспечивает правопорядок в обществе.

Разумеется, здесь возникает масса противоречий, которые могут быть условно сведены к гипертрофированному пониманию роли государства в жизни общества и принижению значения отдельной личности. Поэтому только то государство может считаться социальным и демократическим, в котором созданы условия для реализации прав и свобод человека.

Для политической системы общества важное консолидирующее значение имеет суверенный характер государственной власти. Только государство имеет право выступать внутри и вне страны от имени народа и общества. Вхождение политической системы конкретного общества в мировое политическое сообщество во многом завысит от реализации суверенных качеств государства.

· Политическая система в силу подвижности экономических, социально-классовых отношений, изменчивости идеологической! и психологической ауры находится в постоянном движении. Все ее элементы и компоненты работают как бы в равной степени, увязывая, согласовывая интересы социальных групп, вырабатывая политические решения. Когда же возникают чрезвычайные общественные ситуации (происходят стихийные бедствия, изменяется форма правления или политический режим), особая роль в разрешении их отводится государству. Причем в этом случае речь идет не просто о государстве, а о его субстанциональном проявлении – государственной власти. Только законная государственная власть может обеспечить относительно безболезненный и бескровный переход к новому состоянию общества.

Любая политическая деятельность в конечном счете так или иначе связана с государственной властью. Можно спорить о том, какие факторы лежали в основе возникновения государства, чьи интересы выражают те или иные современные государственные образования. Но аксиомой является то, что квинтэссенцией результата политической деятельности людей и их объединений выступает государственная власть. И что бы ни было зафиксировано в программных документах различных политических партий разных времен, ясно одно: им нужна государственная власть для осуществления декларативных или тайных целей. Самое существенное в государстве – не возможность объединения людей, не территория, а обладание властью. Поэтому чрезвычайно важным для всего общества является создание четкого, бесперебойно работающего правового механизма образования и осуществления государственной власти.

Политическая система – это, как известно, комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющихполитические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти

Государство в политической системе занимает центральное место.

во-первых, обладает суверенитетом, т. е. независимостью и самостоятельностью по отношении к кому либо.

Во-вторых, только государство одно обладает правом применения силы - все остальные либо получают данное право от государства, либо вообще им не обладают.

вся политическая система как бы вертится вокруг государства.

Территориально политическая система совпадает с государством, однако по элементному составу она шире государства. Но не надо соотносить политическую систему с государством как целое и часть. Государство больше чем часть политической системы. Так скажем если в политической системе отсутствует, какой либо другой институциональный элемент (например, профсоюзы) то она все равно будет существовать и вполне нормально функционировать. И здесь профсоюзы выступают только частью политической системы. Если же из политической системы удалить государство, то попросту не будет и самой политической системы или по крайне мере она будет не полноценной. Кроме того другие элементы политической системы могут не взаимодействовать между собой (например, партии и религиозные организации), но все они без исключения так или иначе поддерживают коммуникацию с государством. Более того от государства и зависит в итоге тип политической системы, поддержание того или иного итогового политического состояния государства, нормальное и напротив деструктивное функционирование политической системы, регулирование политических отношений в стране и в этом ракурсе государство можно рассматривать даже шире политической системы.

4. гос-во обладает гос-м аппаратом. Он с помощью права иногда насилия реал-т общ-ые отн-ия и предает своим решениям волевой, обяз-й хар-р для всех граждан и орг-й.

5. Деят-ть общ-х орг-й находится под охраной гос-ва. Охрану осущ-т суд, прок-ра и другие гос. Органы .

Понятия “государство” и “политическая система общества” соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму “общеобязательности”. Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность. Государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества, так как оно: 1) выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства; 2) является единственным носителем суверенитета; 3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; 4) обладает “силовыми” структурами (вооруженными силами, милицией, службой безопасности и т.п.); 5) обладает, как правило, монополией на правотворчество; 6) обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.).

Все сказанное позволяет заключить, что государство и связанные с ним властные отношения по поводу управления им составляют ядро политической системы.

Политическая система – это, как известно, комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющихполитические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти

Государство в политической системе занимает центральное место.

во-первых, обладает суверенитетом, т. е. независимостью и самостоятельностью по отношении к кому либо.

Во-вторых, только государство одно обладает правом применения силы - все остальные либо получают данное право от государства, либо вообще им не обладают.

вся политическая система как бы вертится вокруг государства.

Территориально политическая система совпадает с государством, однако по элементному составу она шире государства. Но не надо соотносить политическую систему с государством как целое и часть. Государство больше чем часть политической системы. Так скажем если в политической системе отсутствует, какой либо другой институциональный элемент (например, профсоюзы) то она все равно будет существовать и вполне нормально функционировать. И здесь профсоюзы выступают только частью политической системы. Если же из политической системы удалить государство, то попросту не будет и самой политической системы или по крайне мере она будет не полноценной. Кроме того другие элементы политической системы могут не взаимодействовать между собой (например, партии и религиозные организации), но все они без исключения так или иначе поддерживают коммуникацию с государством. Более того от государства и зависит в итоге тип политической системы, поддержание того или иного итогового политического состояния государства, нормальное и напротив деструктивное функционирование политической системы, регулирование политических отношений в стране и в этом ракурсе государство можно рассматривать даже шире политической системы.




4. гос-во обладает гос-м аппаратом. Он с помощью права иногда насилия реал-т общ-ые отн-ия и предает своим решениям волевой, обяз-й хар-р для всех граждан и орг-й.

5. Деят-ть общ-х орг-й находится под охраной гос-ва. Охрану осущ-т суд, прок-ра и другие гос. Органы .

Понятия “государство” и “политическая система общества” соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму “общеобязательности”. Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность. Государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества, так как оно: 1) выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства; 2) является единственным носителем суверенитета; 3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; 4) обладает “силовыми” структурами (вооруженными силами, милицией, службой безопасности и т.п.); 5) обладает, как правило, монополией на правотворчество; 6) обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.).

Все сказанное позволяет заключить, что государство и связанные с ним властные отношения по поводу управления им составляют ядро политической системы.

Если рассматривать понятие государства в политическом аспек­те, то можно предложить такое его определение: ГОСУДАРСТВОэто организация политической власти, содействующая преиму­щественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т. п.) в пределах определенной территории.

Государство представляет собой универсальную территориаль­ную форму организации политической власти в социально неодно­родном обществе.

Всеобщее значение решений государственных органов обуслов­лено самим фактом существования общества, нормальное функци­онирование которого невозможно без решения общих для его чле­нов проблем.

Именно в этом качестве государство играет особую роль в по­литической системе, придавая ей своего рода целостность и устой­чивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управ­лению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизне­деятельность.

Факторы, предопределяющие особое место государства в по­литической системе:

государство имеет широкую социальную основу, выражает интересы основной части населения;

— государство является единственной политической органи­зацией, которая обладает аппаратом управления и принужде­ния, распространяющим свою власть на всех граждан;

— государство располагает широким набором средств воздей­ствия на своих граждан, при этом возможности всех политиче­ских организаций ограниченны;

— государство устанавливает правовые основы функциониро­вания всей политической системы, принимает законы, опреде­ляющие порядок создания и деятельности других политических организаций, устанавливает прямые запреты на деятельность тех или иных общественных организаций;

— государство располагает огромными материальными ресур­сами, которые обеспечивают ему проведение своей политики;

ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

КАТЕГОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ выполняет в политологии двоякую функцию: с одной стороны, она позволяет выделить раз­личные элементы политической жизни, выяснить характер их вза­имодействия, с другой — представить политику как некую целост­ность, выделить общие черты политической жизни в разных стра­нах, сопоставить разные типы ее организации. В этом случае мож­но говорить о различных типах политических систем.

Ясно, что поскольку основания выделения и сопоставления спо­собов организации политической жизни могут быть разные, то раз­личными оказываются и типологии политических систем.

В зависимости от исторического опыта и традиций выделяют на­циональные типы политических систем, по господствующим спосо­бам управления и разрешения политических противоречий их под­разделяют на командную (ориентированную на использование при­нудительных методов управления), соревновательную (где управ­ленческие задачи решаются в ходе противоборства различных по­литических сил) и социопримирительную (нацеленную на поддер­жание социального согласия и преодоление конфликтов).

В зависимости от характера господствующего политического режима политические системы бывают демократическими, авто­ритарными и тоталитарными.

Рассмотрим характерные черты каждого типа политических си­стем.

*- Назовите характерные черты политической системы демократического типа.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКО­ГО ТИПА:

1) правление большинства;

2) свобода критики и оппозиции правительству;

3) защита меньшинства и его лояльность политическому сооб­ществу;

4) право народа на участие в решении государственных дел;

5) уважение и защита прав человека.

*- Назовите характерные черты политической системы антидемократического типа.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ АВТОРИТАРНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ:

1) использование сильных, жестких средств решения социаль­ных и политических проблем, опора на репрессивные органы в де­ятельности;

2) ограничение политических свобод граждан, подавление оп­позиции;

3) централизация управления, подавление региональной и лич­ностной автономии;

4) сосредоточение функций управления обществом в одном лице или узком социальном слое.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ТОТАЛИТАРНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ:

1) отрицание или значительное ограничение прав и свобод лич­ности, установление жесткого контроля государства над всеми сто­ронами жизни общества;

2) стирание грани между личным и общественным, индивиду­альным и публичным;

3) ломка всесильным политическим механизмом автономии всех общественных отношений;

4) радикальное ограничение инициативы индивида, его полная зависимость от государственной машины в решении практически всех политических проблем.

*- Какие формы включает в себя государство? (Форма государства включает в себя: форму правления, фор­му территориально-государственного устройства и полити­ческий режим.)

*- Что такое форма правления, форма государственного устройства, политический режим и назовите их виды.

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ это способ организации высших орга­нов государственной власти и их взаимодействия между собой, а также с населением.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ это политико-правовые средства и способы осуществления государственной власти, которые выра­жают её содержание и характер.

ФОРМА ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА это способ национального и административно-территориального устройства государства, отражающий характер взаимоотноше­ний между его составными частями, а также между централь­ными и местными органами власти.

ФОРМА ГОСУДАРСТВА – указывает, как организованы и функционируют государство и право

Форма правления

Форма государственного устройства

Политический режим

Определяет, кому принадлежит власть, т.е. это способ организации верховной государственной власти

Определяет соотношение государства в целом и его отдельных частей

Совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления

* Унитарное государство (Финляндия, Япония, Франция, Италия);

* Федеративное государство (Россия, США, Бразилия, Канада, Индия);

* Конфедеративное государство (ЕС).

* Президентская (США, Аргентина, Бразилия)

*Полупрезидентская (смешанная) (Австрия, Франция, Россия)

*Парламентская (Италия, Германия, Швейцария, Индия)

*- Давайте более подробно вспомним формы государственного устройства.

*- Чем различаются между собой федерация, конфедерация, унитарное государство?

ФЕДЕРАЦИЯ – это форма государственного устройства, при которой территориальные единицы обладают самостоятельностью.

КОНФЕДЕРАЦИЯ – союз государств.

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО – это форма государственного устройства, при которой территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью.

Государственное устройство

Федеративное (федерация)

Конфедеративное (конфедерация)

США, Мексика, ФРГ, Индия, Канада, Россия, Бразилия

Швейцария до 1849 г., США до 1787 г., Германия до 1866 г., СНГ, ЕС

Финляндия, Франция, Япония, КНР, Афганистан, Пакистан, Египет, Италия, Венгрия, Великобритания

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА это национально-территориальная структура государства, способ организации государственной власти по территории, характеризующий со­отношение государства как целого с его составными частями. По форме государственного устройства государства подразделя­ются на унитарные государства, федеративные государства и конфедерации.

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО характеризуется единой государ­ственной властью, т. е. отсутствием территориального разделе­ния властей.

Это единое государство, не имеющее в своём составе других государственных образований (например, Франция, Швеция, Турция, Египет).

ПРИЗНАКИ УНИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА:

территория государства делится на административно-тер­риториальные образования, которые не обладают политической самостоятельностью, хотя в хозяйственной, социальной и куль­турной сферах их полномочия могут быть весьма широкими;

— государственный аппарат представляет собой единую структуру на всей территории страны;

— компетенция высших государственных органов ни юри­дически, ни фактически не ограничена полномочиями местных органов;

— гражданство унитарного государства является единым, административно-территориальные образования собственного гражданства не имеют;

— функционирует единая система права;

— существует одна конституция, действующая на всей тер­ритории страны;

— местные органы власти обязаны применять все норматив­ные акты, принимаемые центральными органами власти; их собственные нормативные акты носят подчинённый характер и распространяются только на территорию данного образования;

— судебная система является единой и централизованной.

ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО это единое государство, ко­торое одновременно является и союзом нескольких государств. Федерализм предполагает определённую степень самостоятель­ности национальных образований, входящих в состав единого государства.

ПРИЗНАКИ ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА:

наличие в составе федерации государственных образова­ний, являющихся субъектами федерации, которые наделены собственными властными полномочиями;

— субъекты федерации не обладают полным суверенитетом;

— наряду с федеральной конституцией и федеральными за­конами действуют конституции и законы субъектов федерации при верховенстве федеральных;

— помимо федеральных законодательных, исполнительных и судебных органов имеются такие же органы субъектов фе­дерации, при этом проводится разграничение компетенции в сферах законодательства и управления между федерацией и её субъектами;

— в федеральном парламенте обеспечивается в разных фор­мах представительство субъектов федерации. Критерии федеративного государства:

— федеральное правительство обладает правом исключитель­ного контроля за проведением внешней политики;

— субъекты федерации не имеют права выйти из федерации или в одностороннем порядке прекратить с ней связи;

— федеральное правительство имеет право использовать свою власть независимо от субъектов федерации;

— никакие поправки не могут быть внесены в федеральную конституцию без одобрения субъектов федерации;

— федеративное правительство не имеет права в односторон­нем порядке изменять границы субъектов федерации;

— государственная власть разделена между федеральным правительством и правительствами субъектов федерации;

— определённые и достаточно значительные полномочия должны быть оставлены за субъектами федерации;

— главный законодательный орган страны должен быть двух­палатным и субъекты федерации должны иметь равное предста­вительство в одной из его палат;

— федеральный суд толкует конституцию и может разрешить конфликты между федеральным правительством и правитель­ствами субъектов федерации.

КОНФЕДЕРАЦИЯ это союз государств, которые объедини­лись для решения определённых задач, но сохранили полный суверенитет.

ПРИЗНАКИ КОНФЕДЕРАЦИИ:

субъекты конфедерации представляют собой суверенные го­сударства, обладающие правом свободного выхода из её состава;

— субъекты конфедерации имеют собственные системы ор- ; ганов власти и правосудия; I

— конфедерация не имеет собственной территории: она со­стоит из территорий входящих в её состав государств;

— конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, а образует центральные органы, наделённые полномочиями, которые делегированы им субъектами конфедерации;

— центральные органы не обладают прямой властью над субъ­ектами конфедерации;

— конфедеративные органы могут принимать нормативные акты только по тем вопросам, которые входят в их компетен­цию;

— гражданство конфедерации отсутствует: каждый субъект конфедерации имеет своё гражданство;

— единая судебная система отсутствует;

— бюджет конфедерации формируется из добровольных взно­сов субъектов конфедерации, налоги отсутствуют.

Государство как основной элемент политической системы общества

Политическая система общества — это совокупность различных политических институтов (государственных органов, общественных организаций, политических движений и др.), упорядоченная на основе права и других социальных норм. В рамках политической системы осуществляется политическая власть и проходит политическая жизнь.

Политическая система отражает политическую жизнь общества. Нельзя отождествлять государство с политической системой, его необходимо рассматривать, как важный составной элемент политической системы, целостный политический институт.

Государство — это сложная многофункциональная структура, характеризующаяся наивысшей концентрацией власти, способностью решать все многообразие общественных проблем. Государство обеспечивает целостность общества, является политическим центром, который притягивает все иные политические силы, выполняет задачи, важные для обеспечения оптимального функционирования какой-либо человеческой общности — охрану среды и защиту безопасности.

Как политическая сила, государство обеспечивает организованность общества, наличие в нем определенного порядка.

Государство как элемент политической системы:

  • представляет собой всех членов общества, тесно взаимосвязанных в политико-правовой сфере, независимо от возрастной, классовой, профессиональной и другой принадлежности;
  • выступает выразителем мировоззрения граждан и их общих интересов;
  • предоставляет гражданам возможность участвовать в политической жизни;
  • закрепляет в Конституции и других нормативно-правовых актах возможность для участия каждого гражданина в делах государства.

Государство должно обладать качествами, позволяющими обеспечить свободное функционирование гражданского общества, достаточные темпы научно-технического и общественного прогресса, обеспечить эффективное решение масштабных задач, высокую степень защищенности перед лицом глобальных катастроф.

Конституция РФ отражает положение о том, что государство объединяет все население страны в гражданское общество. Социальное государство обладает характерными особенностями, выполняет специальные социальные функции, направленные на защиту интересов малообеспеченных и слабозащищенных групп населения посредством реализации конституционных социальных и экономических прав и свобод граждан.

Готовые работы на аналогичную тему

Роль государства в политической системе общества

Главенствующая роль государства в политической системе обусловлена следующими аспектами:

Государство занимает в политической системе общества особое место, в отдельных случаях оно может подменить эту систему (например, в странах с фашистским и тоталитарным режимом). Чрезмерное вмешательство государства в политическую жизнь граждан может привести к произволу и беззаконию. Поэтому важно юридически закрепить пределы деятельности государства, освободить от его непосредственного влияния те политические отношения, которые должны быть свободны от государственного вмешательства и регулирования.

Государство регулирует поведение разных субъектов политических отношений, имея достаточно широкие полномочия: установление правового режима организации и функционирования политических партий, объединений, движений и т.д.; регистрация их министерством юстиции и другими государственными органами; осуществление надзора за законностью деятельности иных субъектов политических отношений; применение мер принуждения за правонарушения.

Функционирование политической системы обеспечивает правовое регулирование деятельности политических партий, общественных организаций, что нашло выражение в следующих аспектах:

  • вступление в политическую партию или общественную организацию является сугубо добровольным;
  • политические партии и объединения, политические движения создаются на основании уставных документов и соответствующей регистрации в государственных органах;
  • деятельность политических партий (объединений) не должна ущемлять каким-либо образом права граждан и их свободы;
  • решения политических партий не обязательны для исполнения государственными органами;
  • в государственных органах не допускается создание организационных структур партий;
  • законом запрещены действия должностных лиц и государственных органов, ведущие к незаконному ограничению деятельности партий;
  • запрещена деятельность партий (объединений), проповедующих социальную, национальную и религиозную рознь, призывающих к свержению конституционного строя.

Политическая партия — это добровольное объединение людей с единой идеологией, стремящихся получить, использовать и удерживать государственную власть для осуществления своих интересов.

Государство сохраняет свое институциональное положение в международных отношениях, его развитие в условиях глобализации сопровождается статусными и институциональными уступками (субъектам международных отношений, структурам гражданского общества), объем которых обусловлен процессами адаптации внутренних качеств государства и адекватностью его реагирования на изменения внешней среды. Постепенно государство эволюционирует в новую форму политической организации общества, наиболее полно отвечающую конструкции глобального политического порядка.

Читайте также: