Государственная школа видит в основе эволюции общества деятельность правоохранительных органов

Обновлено: 04.07.2024

уметь: осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями законодательных и других нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность войск национальной гвардии

Время: 6 часов (6 часов теоретическое обучение,)

СОДЕРЖАНИЕ

Всего:

Тема 1. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность. Место войск национальной гвардии России в системе правоохранительных органов. Понятие правоохранительной деятельности.

Понятие правоохранительной деятельности означает тот вид деятельности государства, который реализуется специальными уполномоченными правоохранительными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.

Понятие правоохранительных органов.

Правоохранительные органы – это отдельная группа государственных органов, которые уполномочены выполнять деятельность по охране законности и правопорядка, а также защите прав и свобод человека.

В Российской Федерации на законодательном уровне предусмотрена вероятность того, что в процессе осуществления этого вида деятельности могут быть частично ограничены права и свободы правоохраняемых субъектов (например, рядовых граждан).

Основные признакиправоохранительной деятельности:

юридические меры воздействия;

строгое соответствие с законом;

установленный законом порядок исполнения;

реализация специально-уполномоченными органами.

Задачамиправоохранительной деятельности признаются:

1) выявление, предупреждение, пресечение правонарушений, раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

2) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

3) добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или эко­логической безопасности Российской Федерации;

4) надзор за процессом правоприменения;

5) правильное применение закона, обеспечение его верховенства;

6) оказание юридической помощи гражданам и организациям;

7) правильное и быстрое рассмотрение и разрешение гражданских; уголовных, административных, конституционных дел и иных подведомственных правоохранительным органам вопросов;




8) регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Цели рассматриваемого вида деятельности подразделяются на два вида:

Главная цель правоохранительной деятельности – пресечение правонарушений, поиск и наказание правонарушителей.

Непосредственные цели:

1) обеспечение и защита (охрана):

- нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

Разные виды правоохранительных органов выполняют одну или несколько функций. В совокупности в их деятельности можно выделить 9 основных функций правоохранительных органов:

1. Конституционный контроль.

2. Прокурорский надзор.

3. Расследование нарушений права.

4. Обеспечение безопасности.

5. Исполнение решений суда.

6. Оперативный розыск.

7. Охрана общественного порядка.

8. Юридическая помощь и консультирование.

9. Предупреждение правонарушений.

Правоохранительные органы РФ:

Система правоохранительных органов в России состоит из 12 органов:

Суды (общей юрисдикции и конституционные) – осуществление правосудия и конституционного контроля.

Прокуратура РФ – надзор за соблюдением Конституции, ее законов, надзор за осуществлением оперативно-розыскной деятельности и исполнением законов судебными приставами.

МЧС России – поисково-спасательная, горноспасательная, противопожарная деятельность, а также гражданская оборона, защита населения и экстренная психологическая помощь.

Следственный комитет РФ – независимый от других органов, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность особо серьезных правонарушений.

Федеральная служба безопасности (ФСБ) – федеральный орган исполнительной власти, деятельность которого направлена на обеспечение безопасности Российской Федерации (контрразведка, борьба с терроризмом и особо опасными формами преступности, разведка, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности, борьба с коррупцией).

Министерство внутренних дел РФ – федеральный орган исполнительной власти, занятый выработкой и реализацией политики государства, и правовым регулированием в сфере внутренних дел. Ключевая составная часть МВД – полиция, имеющая сложную структуру, каждое ее подразделение занято узкоспециализированной деятельностью.

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) — федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, спецслужба, создана 5 апреля 2016 года. В структуру службы входят войска национальной гвардии Российской Федерации, созданные на базе ВВ МВД России. Относится к государственным военизированным организациям, которые имеют право приобретать боевое ручное стрелковое и иное оружие.

Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, функции по контролю и надзору за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, функции по контролю и надзору за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации), функции по контролю и надзору за производством и оборотом табачной продукции, функции по контролю и надзору за применением контрольно-кассовой техники, функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов. государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций), представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Федеральная таможенная служба (ФТС России) — федеральный правоохранительный орган государственной исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела. Относится к государственным военизированным организациям, которые имеют право приобретать боевое ручное стрелковое и иное оружие.

Нотариат - общественный институт, занимающийся удостоверением сделок и приданием юридической силы различным документам (завещаниям, доверенностям, копиям документов и т.д.).

Адвокатура — социально-правовой институт, занимающийся защитой прав, свобод и интересов доверителя в суде любыми законными способами.

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики (государственное управление) и нормативно-правовое регулирование в сфере юстиции, а также координирующее деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) — федеральный орган исполнительной власти, подведомственный Министерству юстиции Российской Федерации, который осуществляет правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осуждённых, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осуждённых и осуждённых, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания[2]. Федеральная служба исполнения наказаний создана для исполнения наказаний и для содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых, осуждённых. В подчинении службы находятся все места лишения свободы России. Контроль за условно-осуждёнными лицами, лицами, осуждёнными к исправительным и обязательным работам, а также ограничению свободы ведут уголовно-исполнительные инспекции ФСИН России

Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации (ФССП России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. ФССП России подчиняется Министерству юстиции Российской Федерации.

Все эти органы (также и в других странах) можно разделить на три вида правоохранительных органов:

1. Органы выявления и расследования правонарушений.

2. Органы юридической помощи.

3. Органы обеспечения правопорядка и безопасности.

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) — федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, спецслужба, создана 5 апреля 2016 года. В структуру службы входят войска национальной гвардии Российской Федерации, созданные на базе ВВ МВД России. Относится к государственным военизированным организациям, которые имеют право приобретать боевое ручное стрелковое и иное оружие.

На Войска национальной гвардии Российской Федерации возложено решение следующих основных задач:

участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности;

охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнями, утверждёнными Правительством Российской Федерации;

участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом;

участие в обеспечении режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции;

участие в территориальной обороне Российской Федерации;

оказание содействия пограничным органам ФСБ России в охране Государственной границы России;

федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны;

охрана особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране Войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утверждённым Правительством Российской Федерации, охрана имущества физических и юридических лиц по договорам.

На Войска национальной гвардии могут быть возложены иные задачи решениями Президента Российской Федерации, принятыми в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Анализ нормативно-правовой базы Национальной гвардии РФ позволяет выделить ее особое значение в системе правоохранительных органов РФ (ст. 3).

Учитывая вышеизложенное можно выделить три этапа формирования войск Национальной гвардии РФ в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина.

В статье раскрываются теоретические подходы и взгляды отечественных ученых-юристов относительно понятия и содержания правоохранительной деятельности, в том числе деятельности органов внутренних дел.

Ключевые слова: правоохранительная деятельность, общественные отношения, функции права, функции государства, реализация права, правопорядок, юрисдикция, органы внутренних дел.

Law enforcement: the evolution of the theoretical views Y. V. Stepanenko

The article reveals the theoretical approaches and views of local scientists-jurists on the concept and content of law enforcement activities, including the activities of internal affairs bodies.

Key words: law enforcement, public relations, the functions of law, the functions of the state, the implementation of law, the rule of law, jurisdiction, internal affairs bodies.

В правовой науке получил широкое распространение подход, в соответствии с которым содержание правоохранительной деятельности раскрывается в широком и узком смысле. По мнению А. Г. Братко, содержание правоохранительной деятельности в широком смысле составляет охрана норм права от нарушений. В этом смысле каждый орган государства так или иначе занимается правоохранительной деятельностью в пределах своей компетенции. Речь идет об охране юридических норм в самой управленческой системе. Такая правоохранительная деятельность имеет как бы внутренний характер [21. С. 31 — 32]. Кроме того, правоохранительная деятельность выходит за рамки реализации права, так как она охватывает и создание юридических (охранительных) норм, направленных на охрану общественных отношений [21. С. 29]. Правоохранительная деятельность в узком смысле слова есть не что иное, как специализированная деятельность по правовой охране общественных отношений. Зани маются этой деятельностью специально созданные для этого правоохранительные органы государства. Таким образом, как полагает А. Г. Братко, речь может идти об общей и специализированной правоохранительной деятельности, которые неразрывно взаимосвязаны [21. С. 32]. И. А. Ребане понимает под правоохраной в широком смысле различные гарантии законности: организационные, воспитательные и прочие мероприятия, надзор, контроль и т. д. Под правоохраной в более узком смысле — предупреждение и пресечение посягательств на правопорядок, а также непосредственную борьбу с уже совершенными правонарушениями [61. С. 13 — 14]. Т. М. Шамба представляет правоохранительную деятельность в широком смысле как разветвленную функциональную систему социально-правовых средств, обеспечивающих охрану правопорядка; в узком смысле — как непосредственную охрану установленного законом порядка общественных отношений, то есть борьбу с правонарушениями путем привлечения виновных к ответственности, рассмотрения уголовных и гражданских дел, применения санкций [61. С. 124 — 126]. Он же предлагает рассматривать правоохранительную деятельность в широком смысле как состоящую из правовоспитательной, профилактической и правоохранительной (в собственном, узком смысле) деятельности [61. С. 124 — 125]. Данное положение Т. М. Шамба выдвинул относительно правоохранительной деятельности, осуществляемой всеми органами государства и общественными организациями. Здесь мы разделяем мнение Н. Т. Шестаева, считающего, что такое разграничение правоохранительной деятельности на виды вполне можно экстраполировать на правоохранительную деятельность органов внутренних дел. Ведь задачи последних не ограничиваются непосредственной борьбой с правонарушениями путем их выявления, пресечения и привлечения виновных к ответственности [20. С. 118]. С. С. Самыкин считает, что правоохранительная деятельность в широком смысле охватывает законодательную деятельность государства. По его мнению, законодательный процесс и сами законы направляются на охрану права всеми средствами государства. Более узкий смысл правоохрана получает в том случае, когда ее связывают с деятельностью государства по обеспечению справедливости и порядка, возведенных в закон. Сюда войдет вся подзаконная деятельность государственных органов. Еще более узкий смысл правоохрана приобретает в том случае, если ее понимать как деятельность специальных (правоохранительных) органов государства [9. С. 20, 28 — 29]. С точки зрения С. М. Кузнецова, правоохранительная деятельность в самом широком смысле слова — это такая специфичная деятельность, которая свойственна демократическому и правовому государству и его органам (законодательным, исполнительным, судебным), состоящая в защите и охране прав и свобод человека и гражданина, а также законных прав и интересов юридических лиц. Правоохранительная деятельность в широком смысле — это целенаправленная деятельность, которая имеет своей целью, задачей и функцией создание условий, при которых общественные и государственные ценности надежно гарантированы, практически реализуемы и являются реальным достоянием каждого человека [53. С. 21, 130]. Как видим, между приведенными точками зрения нет непроходимой грани. Но они не разрешают всех спорных вопросов в подходах к пониманию содержания правоохранительной деятельности. В одних из них смысл правоохранительной деятельности представляется слишком интегрированным и заключенным в более общие понятия, в других, наоборот, предусматривается его четырехчленная градация (более узкий, узкий, широкий, самый широкий). Поэтому далее целесообразно сосредоточиться на содержании правоохранительной деятельности в узком смысле, специализированной правоохранительной деятельности (на примере органов внутренних дел), заключающейся в предупреждении и пресечении посягательств на правопорядок, а также непосредственной борьбе с уже совершенными правонарушениями . При этом основное внимание будет уделено функциональной характеристике правоохранительной деятельности, поскольку ее объектное содержание и конкретные задачи правоохранительных органов закреплены в соответствующих нормативных правовых актах. ——————————— Сказанное, однако, не означает, что вопросы правоохранительной деятельности во внутриотраслевом управлении не имеют значения. Просто в данном случае они носят второстепенный характер.

Основной сферой деятельности органов внутренних дел являются публичные отношения. Именно это обстоятельство обусловливает особую роль административного права в функционировании органов внутренних дел [57. С. 8]. По меткому выражению Ю. А. Тихомирова, административное право является главной опорой всей семьи публичного права и в качестве базовых первичных регуляторов взаимодействует почти со всеми отраслями права. Институты и нормы административного права, существующие сами по себе, как бы десантируют в другие отрасли, причем в более полном объеме в иные отрасли публичного права или смешанные отрасли законодательства [68. С. 7]. В чем же конкретно проявляется роль административного права в деятельности органов внутренних дел? 1. Органы внутренних дел являются составной частью исполнительной власти, регулятором которой служат административно-правовые нормы. Правовой статус и компетенция органов внутренних дел, в том числе во внешненаправленной деятельности и деятельности по руководству подчиненными подразделениями, определяются нормами административного права, содержащимися в федеральных законах, президентских, правительственных и ведомственных нормативных правовых актах, положениях (уставах), административных и служебных регламентах. 2. Административно-правовыми нормами регулируются отношения, возникающие в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и в организации самой правоохраны, определяются основные формы правовой деятельности органов внутренних дел (контроль, надзор, административная юрисдикция и т. д.). 3. Указанные нормы формулируют составы административных правонарушений и устанавливают ответственность за их совершение, определяют полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об административных правонарушениях, порядок производства и исполнения постановлений по этим делам [69. С. 14; 70. С. 26 — 27]. 4. Административно-правовая деятельность — одно из наиболее объемных, многогранных, полисубъектных направлений работы органов внутренних дел. Последние обладают значительным арсеналом административно-правовых средств охраны общественного порядка и общественной безопасности, воздействие которых адресовано практически всему населению. Усиливая в этом смысле роль административного права, И. И. Сыдорук пишет, что оно располагает мощным арсеналом охранительных методов не только для охраны порядка на улицах, стадионах и т. д., но и для обеспечения правового порядка реализации общественных отношений, например в экономической сфере, прямо или косвенно участвуя в реализации охранительных механизмов бюджетного, налогового, таможенного, гражданского законодательства [26. С. 23 — 24]. 5. Нормы административного права не только регулируют деятельность органов внутренних дел в сфере публичных отношений. В процессе их реализации они проходят свою социальную апробацию, проверку на эффективность. Затем с учетом административной практики органов внутренних дел совершенствуется сам механизм административно-правового регулирования, то есть налицо обратная связь норм и правоприменительной практики [66. С. 8]. 6. С помощью норм административного права устанавливаются административно-правовые режимы (лицензионно-разрешительной, паспортно-визовой систем и т. д.), в поддержании которых важная роль принадлежит органам внутренних дел. Рассмотренная в статье общая концепция правоохраны в принципе может быть использована при характеристике деятельности любого правоохранительного органа, прежде всего органа внутренних дел. При этом она уточняется, дополняется, варьируется в зависимости от специфики охраняемой сферы, особенностей образующих ее общественных отношений и объективных факторов. В следующей публикации автор планирует предложить вниманию юридической общественности результаты теоретического анализа особенностей современного понимания правоохранительной деятельности.

1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. 2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. 3. Байтин М. И. О принципах и функциях права: новые моменты // Правоведение. 2000. N 3. 4. Радько Т. Н. Методологические вопросы познания функций права. Волгоград, 1974. 5. Радько Т. Н. Функции права // Общая теория права: Курс лекций. Нижний Новгород, 1993. 6. Радько Т. Н. Основные функции социалистического права. Волгоград, 1976. 7. Борисов В. В. Правовой порядок развитого социализма. Вопросы теории. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1977. 8. Боброва Н. А. Охранительный механизм права и теория конституции // Охранительный механизм в правовой системе социализма: Межвуз. сб. науч. трудов. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1989. 9. Самыкин С. С. Охранительная функция права в сфере экономики: Дис. … канд. юрид. наук. М.: Академия МВД России, 1994. 10. Правовая реформа и совершенствование правоохранительной деятельности органов внутренних дел. М.: Академия МВД СССР, 1990. 11. Явич Л. С. Социалистический правопорядок. Л., 1972. 12. Лазарев В. В., Попов Л. Л. Роль права в деятельности органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка. М.: Академия МВД СССР, 1985. 13. Федоров В. П. Право и правоохранительная деятельность // Использование зарубежного опыта в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: Материалы межвуз. научно-практ. конф. СПб., 1995. Ч. 3. 14. Байтин М. И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1979. 15. Юсупова И. К. Охранительная функция в системе Российского государства // Российская академия юридических наук. Научные труды. М.: Юрист, 2001. Т. 1. 16. Теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. М., 1997. 17. Николаева Л. А. К новой концепции правоохранительной деятельности государства // МВД России — 200 лет: Материалы междун. науч.-практ. конф. СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1998. Ч. 2. 18. Кузнецов И. А. Правовые формы осуществления функции охраны правопорядка, собственности, прав и свобод граждан // Формирование правового государства и вопросы предварительного следствия. Волгоград: ВСШ МВД РФ, 1992. 19. Коженевский В. Б. Функции советского общенародного социалистического государства: Учебное пособие. Иркутск, 1974. 20. Шестаев Н. Т. Органы внутренних дел в механизме социалистического общенародного государства: Дис. … канд. юрид. наук. М.: Академия МВД СССР, 1988. 21. Братко А. Г. Правоохранительная система (Вопросы теории). М.: Юрид. лит., 1991. 22. Радько Т. Н. Понятие и структура функции охраны социалистического правопорядка // Проблемы дальнейшего укрепления социалистической законности в деятельности органов внутренних дел: Межвуз. сб. науч. трудов. Киев: Высшая школа МВД СССР, 1986. 23. Социалистическое государство. Сущность, функции и формы. М.: Мысль, 1976. 24. Мушкет И. И., Хохлов Е. Б. Полицейское право России: проблемы теории. СПб.: СПбГУ, 1998. 25. Черноголовкин Н. В. Теория функций социалистического государства. М.: Юрид. лит., 1970. 26. Сыдорук И. И. Государственно-правовой механизм обеспечения правопорядка в Российской Федерации (теоретическое административно-правовое исследование): Автореф. дис. … докт. юрид. наук. М.: ВНИИ МВД России, 2002. 27. Забелов С. М. Административно-правовое обеспечение общественного порядка исполнительными комитетами районных, городских советов депутатов трудящихся (по материалам Белорусской ССР): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Минск: АН БССР, 1977. 28. Каск Л. И. Функции и структура государства. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1969. 29. Зубов И. Н. Государственно-правовые и организационные проблемы функционирования и развития системы МВД России: Дис. … докт. юрид. наук. СПб.: Санкт-Петербургский ун-т МВД России, 1999. 30. Самощенко И. С. О правовых формах осуществления функций Советского государства // Советское государство и право. 1956. N 3. 31. Байтин М. И. О формах осуществления функций социалистического государства // Ученые записки. Саратовский юрид. ин-т. Вып. 18. Саратов: 1969. 32. Основы теории государства и права / Под ред. Н. Г. Александрова. М., 1963. 33. Бухтерева М. А. Понятие и классификация функций государства и форм их реализации: Лекция. М.: Академия управления МВД России, 2002. 34. Горшенев В. М. Участие общественных организаций в правовом регулировании. М., 1963. 35. Алексеев С. С. Проблемы теории права. Свердловск, 1972. Т. 1. 36. Лазарев В. В., Левченко И. П. Правоприменительная деятельность органов внутренних дел: Учебное пособие. М.: Академия МВД СССР, 1989. 37. Коренев А. П. Правовые формы деятельности органов государственного управления // Правоведение. 1974. N 6. 38. Берекашвили Л. Ш. Обеспечение прав человека и законности в деятельности правоохранительных органов: Учебное пособие. М.: Московская академия МВД России; Щит-М, 2000. 39. Карташов В. Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1989. 40. Юсупов В. А. Правоприменительная деятельность органов государственного управления // Советское государство и право. 1978. N 7. 41. Мицкевич А. В. Юридическая природа актов правотворчества высших органов государственной власти и управления в СССР: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. М., 1967. 42. Шергин А. П. Административная юрисдикция. М.: Юрид. лит., 1979. 43. Самощенко И. С. Правоохранительная деятельность Советского государства — важнейшее средство обеспечения социалистической законности: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1955. 44. Поярков С. Я. Системный подход в исследовании правоохранительной деятельности // Правовое государство и проблемы реформирования правоохранительных органов. Вып. 5. СПб.: Санкт-Петербургский юрид. ин-т МВД России, 1995. Ч. 1. 45. Кучинский В. А. Правовые средства обеспечения правомерного поведения граждан и их применение в правоохранительной деятельности органов внутренних дел // Правовые средства обеспечения социалистической законности в деятельности органов внутренних дел. Минск: МВШ МВД СССР, 1989. 46. Канделаки Т. Л. Семантика и мотивированность термина. М., 1977. 47. Белкин Р. С. Курс криминалистики: В 3-х т. М.: Юристъ, 1997. Т. 2: Частные криминалистические теории. 48. Вопленко Н. Н. О понятии и содержании правоохранительной деятельности // Труды ВСШ МВД СССР. Вып. 18. Волгоград, 1978. 49. Федоров В. П. Человек и правоохранительная деятельность (философско-правовой аспект): Автореф. дис. … докт. юрид. наук. СПб.: Юрид. ин-т МВД России, 1996. 50. Правоприменение в Советском государстве. М.: Юрид. лит., 1985. 51. Гранат Н. Л., Колесникова О. М., Тимофеев М. С. Толкование норм права в правоприменительной деятельности органов внутренних дел: Учебное пособие. М.: Академия МВД СССР, 1991. 52. Кузнецов С. М. Правоохранительная деятельность органов внутренних дел (административно-правовые аспекты): Дис. … канд. юрид. наук. М., 1997. 53. Миндагулов А. Х. Отношения управления в сфере правоохранительной деятельности: Лекция. М.: Академия МВД РФ, 1992. 54. Дырда С. Г. Проблемы целей в правоохранительной деятельности органов внутренних дел // Совершенствование правоохранительной деятельности органов внутренних дел. Минск: Академия МВД, 1997. 55. Босхолов С. С. Основы уголовной политики: Конституционный, криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты. М.: ЮрИнфоР, 1999. 56. Иванов Л. О., Резник Г. М. Цели уголовной юстиции и преступность // XXVII съезд КПСС и укрепление законности и правопорядка. М., 1987. 57. Шергин А. П. Основные направления исследований проблем административно-правовой деятельности органов внутренних дел // Вопросы совершенствования деятельности милиции общественной безопасности. Сб. N 7. М.: ВНИИ МВД России, 2000. 58. Капитонов С. А. Ведущая функция органов внутренних дел и проблемы ее реализации // Научные исследования высшей школы. Тюмень: Тюменский юрид. ин-т МВД России, 1997. 59. Зубов И. Н. Система МВД России: современные проблемы функционирования и развития: Монография. СПб.: Санкт-Петербургский ун-т МВД России, 1998. 60. Ребане И. А. Убеждение и принуждение в деле борьбы с посягательствами на советский правопорядок: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. М., 1968. 61. Шамба Т. М. Советская демократия и правопорядок. М., 1985. 62. Самощенко И. С. Охрана режима законности Советским государством. М.: Госюриздат, 1960. Нередко компоненты содержания правоохранительной деятельности именуются в юридической литературе ее видами, разновидностями, организационно-правовыми формами, подсистемами или направлениями. 63. Горшенев В. М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1972. 64. Петрухин И. Л. Правосудие в системе государственных функций // Правоведение. 1983. N 3. 65. Болотина Е. В. Правоохранительная функция государственной власти (теоретико-правовой аспект): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб.: Санкт-Петербургский ун-т, 2000. 66. Шергин А. П. Права человека и административная политика // Проблемы обеспечения прав человека в деятельности органов внутренних дел: Материалы научно-практ. конф. М.: Академия МВД РФ, 1994. 67. Калашников С. В. Право XXI века в условиях формирования в России правового государства и гражданского общества: проблемы реализации и перспективы развития // Право XXI века: взгляд в будущее. М.: Академия управления МВД России, 2001. 68. Тихомиров Ю. А. Административное право на рубеже столетий // Административное право: теория и практика. Укрепление государства и динамика социально-экономического развития: Материалы науч. конф. М.: ИзиСП при Правительстве РФ, 2002. 69. Лазарев В. В., Попов Л. Л., Розин Л. М. Правовые основы обеспечения общественного порядка: Учебное пособие. М.: Академия МВД СССР, 1987. 70. Лазарев В. В., Попов Л. Л. Роль права в деятельности органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка. М.: Академия МВД СССР, 1985.

Читайте также: