Годовой план психолога в коррекционной школе
Обновлено: 08.07.2024
Цель: обеспечение психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения.
Задачи:
- выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;
- осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);
- обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального и основного общего образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении;
- обеспечить возможность детьми с ограниченными возможностями здоровья для успешной социализации;
- поддерживать в решении задач личностного самоопределения и саморазвития обучающихся;
- оказывать помощь обучающимся в профильной ориентации и профессиональном самоопределении.
Основные направления работы педагога-психолога:
Организационно-методическая работа. Цель: создание методической базы информации, программ, рекомендаций по работе с учащимися с ОВЗ.
Диагностическая работа. Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.
Коррекционно-развивающая работа. Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Консультативная и просветительская работа. Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся, повысить уровень психологической культуры родителей и педагогов.
План работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ на 2019–2020 учебный год представлен в Приложении.
создание благоприятных условий для наилучшей адаптации детей с учетом их психофизических возможностей и оказанию им специализированной помощи.
реализация системно-ориентированных программ сопровождения, направленных на профилактику проблем восвоении образовательной, социальной - личностной и эмоционально-волевой сферах;
способствовать созданию психолого-педагогических условий для успешного развития детей, опираясь на индивидуальные особенности, реальные личностные достижения каждого ребенка и зону его ближайшего развития;
повышать психологическую компетентность педагогов и родителей учащихся;
отслеживание динамики психологического развития учащихся на различных этапах обучения и воспитания;
участие в работе школьного ПМПк.
Основные направления деятельности педагога - психолога.
1. Психодиагностическая работа.
Проводится с целью составления социально-психологического портрета обучающихся; определение путей и форм оказания помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении, общении, психическом самочувствии. А также выбор средств и форм психологического сопровождения детей в соответствии с присущими им особенностями развития. Психологическая диагностика - проведение подразумевает под собой как индивидуальную, так и групповую работу с учениками. Обследования обучающихся происходит с помощью адаптированных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей, администрации или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью. Психолог подбирает методику, валидную и надежную, направленную на изучение интересующих его особенностей ребенка. Полученные данные позволяют составить прогноз дальнейшей работы психолога.
2. Коррекционно-развивающая работа.
Коррекционные занятия могут быть индивидуальными и групповыми.
В ходе их психолог старается скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка. Эти занятия могут быть направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся. Занятия включают в себя разнообразные упражнения: развивающие, игровые, рисуночные и другие задания - в зависимости от поставленных целей и возраста школьников.
3. Психологическое консультирование.
Осуществляется с целью создания условий для активного усвоения и использование обучающимися, педагогами и родителями социально-психологических знаний в процессе межличностного, межгруппового взаимодействия в школе и за её пределами. Психолог проводит как индивидуальные, так и групповые консультации со всеми участниками образовательного процесса, как по личному желанию самого консультируемого, так и по запросу. Просветительская деятельность может проходить в виде семинаров, педагогических советов, групповых обсуждений, родительских собраний.
Консультирование родителей и педагогов - это работа по конкретному запросу. Психолог знакомит родителей или педагогов с результатами диагностики, дает определенный прогноз, предупреждает о том, какие трудности могут в будущем возникнуть у школьника в учебе и общении; при этом совместно вырабатываются рекомендации по решению возникающих проблем и взаимодействию со школьником.
Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить педагогов и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка.
4. Просветительская работа. Профилактическая работа
5. Организационно - методическая работа.
Проводиться с целью осуществляется планирование и анализ своей деятельности (составление годового, еженедельного плана работы, годового анализа работы, статистической справки); ведения текущая документация (заполнение рабочего журнала, составление графика работы, оформление справок); а также осуществления подготовки материалов к консультированию, просвещению, коррекции и т.д. (изучение специализированной литературы, подбор диагностического инструментария, разработка коррекционно-развивающих программ, подготовка материалов для выступления на методических объединениях педагогов и оформления тематических стендов).
Цель: создать психолого-педагогические условия, которые обеспечат полноценное личностное развитие, позитивную социализацию, жизненное самоопределение обучающихся в учреждении образования, семье и социальном окружении.
1. Повысить уровень знаний учащихся о необходимых жизненных навыках, сформировать позитивное отношения к здоровому образу жизни, выработать навыки и умения ЗОЖ;
2. Сформировать у обучающихся способности к самоопределению в выборе профессиональной деятельности;
3. Оказать целенаправленное влияние на формирование благоприятного социально-психологического климата в учреждении образования, создать условия для благоприятного социально-психологического развития классных коллективов;
4. Изучить личность учащихся и ученические коллективы с целью организации индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания;
5. Создать психолого-педагогические условия для успешной адаптации учащихся к особенностям образовательной среды школы;
6. Активизировать работу с семьей, своевременно выявить и осуществить профилактику неблагополучия в семьях , классными руководителями, педагогами и родителями;
7. Выявить и психологически поддержать 1) одаренных учащихся, 2) учащихся, требующих особого педагогического внимания, 3) учащихся, состоящих на различных видах учета через: - организацию комплексной психодиагностики;
8. Повысить психолого-педагогическую культуру родителей и педагогов.
Основные направления работы:
Цель: повысить психологическую компетентность каждого участника педагогического процесса.
Цель: изучить индивидуальные особенности участников педагогического процесса, динамику их развития.
Цель: корректировать познавательные процессы, эмоционально-волевую сферу, личностных и межличностных отношений.
Цель: помочь участникам педагогического процесса в решении возникающих проблем.
Цель: повысить профессиональную компетентность педагога-психолога.
диагностическая
профилактическая
консультативная
коррекционная
аналитическая
Учащиеся
Наблюдения за учащимися ГКП,I и V класса.
Определенность учащихся XI класса в выборе профессии.
1.Индивидуальные консультации для учащихся, оказавшихся в новых социальных условиях: новом коллективе, в профильном классе.
2.Индивидуальные консультации с учащимися.
1.Развивающая работа для учащихся ГКП, I и V класса с целью успешной адаптации.
1. Обновление банка нормативно-правовых документов
2 Обработка данных психосоциального анкетирования
Педагоги
1 Изучение запросов педагогов на учебный год по организации психологического сопровождения.
1. методическая помощь молодым специалистам, классным руководителям ГКП, I и V классa по изучению социально-психологической адаптации учащихся.
1.Консультирование по вопросам организации психолого-педагогической поддержки детей в период первичной адаптации.
2.Консультирование по актуальным вопросам, касающихся проблем обучения, поведения конкретных детей или класса.
3.Индивидуальные консультации для молодых специалистов.
Законные представители
1.Просветительская работа с законными представителями учащихся V классa по вопросам адаптации.
2.Просветительская работа с законными представителями учащихся различных категорий (неблагополучные семьи, опекаемые и приемные учащиеся).
Вид деятельности
диагностическая
профилактическая
консультативная
коррекционная
аналитическая
Учащиеся
1. Проведение психосоциального анкетирования на предмет употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ и их аналогов
1. Посещение учебных занятий
1.Индивидуальные и групповые консультации учащихся.
2.Индивидуальные консультации с учащимися
Работа для учащихся ГКП,I и V класса с целью успешной адаптации.
1.Обработка данных психосоциального анкетирования.
Динамика развития обучающихся с ОВЗ.
Выбор детей для прохождения районной ПМП комиссии.
Педагоги
1. Педконсилиум по преемственности (обучающихся V классa).
2. Методическая помощь молодым специалистам, классному руководителю V класса по изучению социально-психологической адаптации учащихся.
3. Участие в заседании совета по профилактике.
1. Консультации для педагогов по вопросам адаптации ГКП, I и V класса.
2.Индивидуальные и групповые консультации для молодых специалистов (по запросу).
Законные представители
1. Участие в заседании совета по профилактике.
1. Консультации для законных представителей (по запросу).
1. Проведение профилактической и коррекционной работы с семьями, где дети находятся в социально опасном положении.
диагностическая
профилактическая
консультативная
коррекционная
Аналитическая
Учащиеся
1.Индивидуальная (групповая) диагностика учащихся (по запросу).
1. Участие в заседании совета по профилактике.
1.Индивидуальные консультации XI классы по профориентации.
2.Индивидуальные и групповые консультации для учащихся
1. Обработка психологической диагностики.
2. Подготовка материала к педагогическому совету.
Педагоги
1. Методическая помощь молодым специалистам.
2. Участие в заседании совета по профилактике
1.Индивидуальные и групповые консультации для педагогов.(по запросу)
1.Индивидуальная работа с молодыми специалистами.
Законные представители
1. Участие в заседании совета по профилактике.
1. Консультации для законных представителей
1. Проведение профилактической и коррекционной работы с семьями, где дети находятся в социально опасном положении.
диагностическая
профилактическая
консультативная
коррекционная
аналитическая
Учащиеся
1.Индивидуальные консультации IX,XI классы по профориентации.
2.Индивидуальные и групповые консультации для учащихся
1. Коррекционные занятия с учащимися различных учетных категорий (по мере необходимости).
1. Обработка данных психологической диагностики.
Динамика развития обучающихся с ОВЗ в процессе обучения и воспитания;
Выбор детей для прохождения районной ПМП комиссии.
Педагоги
1. Анкетирование молодых специалистов на выявление профессиональных затруднений.
1. Методическая помощь молодым специалистам, классным руководителям.
1.Индивидуальные и групповые консультации для молодых специалистов, классных руководителей.(по запросу)
1.Индивидуальная работа с молодыми специалистами.
Законные представители
1.Просветительская работа с законными представителями учащихся различных категорий (неблагополучные семьи,)
Индивидуальные консультации «Как помочь ребенку в экзаменационный период.
1. Проведение профилактической и коррекционной работы с семьями, где дети находятся в социально опасном положении.
диагностическая
профилактическая
консультативная
коррекционная
аналитическая
Учащиеся
1.Индивидуальная диагностика (по запросу)
1. Профилактика правонарушений и преступлений через информационные ресурсы
1. Проведение консультаций по результатам индивидуальной диагностики
1.Индивидуальные коррекционные занятия для учащихся (по мере необходимости)
1. Обработка результатов диагностики
Педагоги
1. Методическая помощь молодым специалистам, классным руководителям.
1.Индивидуальные консультации с аттестующими педагогами по снятию тревожности.
Оценка эффективности и анализ коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ за I полугодие
Законные представители
1.Профилактическая работа (информационный ресурс)
1. Проведение индивидуальных консультаций для законных представителей учащихся, имеющих проблемы в поведении и общении со сверстниками (по мере необходимости)
диагностическая
профилактическая
консультативная
коррекционная
аналитическая
Учащиеся
1.Профопределение учащихся VIII классов.
2. Индивидуальная диагностика (по запросу)
1. Классные часы в классах VIII по профориентации.
1.Индивидуальные консультации для учащихся.
1. Проведение коррекционной работы с учащимися различных категорий (по мере необходимости).
1. Обработка данных психологической диагностики (информация по результатам диагностики).
Педагоги
1. Методическая помощь молодым специалистам, классным руководителям
Законные представители
1.Просветительская работа с законными представителями учащихся различных категорий (неблагополучные семьи учащиеся,.
1. Консультации законных представителей (по запросу)
1. Проведение профилактической и коррекционной работы с семьями, где дети находятся в социально опасном положении.
диагностическая
профилактическая
консультативная
коррекционная
аналитическая
Учащиеся
1.Индивидуальная диагностика (по запросу)
1.Индивидуальные консультации для учащихся
1.Индивидуальные развивающие занятия
1. Обработка данных психологической диагностики (информация по результатам диагностики).
Педагоги
1. Методическая помощь молодым специалистам, классным руководителям.
Законные представители
1.Просветительская работа с законными представителями учащихся различных категорий .
1. Консультации для законных представителей
диагностическая
профилактическая
консультативная
коррекционная
аналитическая
Учащиеся
1. Изучение межличностных отношений учащихся (по запросу)
1.Индивидуальные консультации для учащихся.
1.Индивидуальные развивающие занятия (по мере необходимости)
1. Обработка данных психологической диагностики (информация по результатам диагностики).
Педагоги
1. Методическая помощь молодым специалистам, классным руководителям.(по запросу)
1.Индивидуальные беседы с классными руководителями 8 классов по вопросам профориентации.
Анализ итогов успеваемости за 3 четверть (ОВЗ)
Законные представители
1.Просветительская работа с законными представителями учащихся различных категорий (неблагополучные семьи
1. Консультации для законных представителей
диагностическая
профилактическая
консультативная
коррекционная
аналитическая
Учащиеся
1. Изучение уровня тревожности учащихся IX, XI классов перед экзаменами.
1.Профилактическое мероприятие по проблеме употребления курительных смесей, индивидуальные беседы с учащимися по вопросам ЗОЖ.
1.Консультирование по вопросам подготовки к экзаменам.
2. Индивидуальные консультации (по запросу).
1.Психологическая помощь в экзаменационный период
1. Обработка данных психологической диагностики (информация по результатам диагностики)
Педагоги
1. Методическая помощь молодым специалистам, классным руководителям(по запросу)
1.Оценка эффективности и анализ коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ за II полугодие;
2. Динамика развития обучающихся с ОВЗ в процессе обучения и воспитания;
3. Выбор детей для прохождения районной ПМП комиссии
Законные представители
1. Просветительская работа с законными представителями учащихся различных категорий (неблагополучные семьи,
Составила: педагог-психолог высшей категории Бадыкова А. Г.
В современном обществе происходят серьезные преобразования. Нестабильность социально-экономической ситуации в стране за последние десятилетия привела к резкому падению уровня жизни населения и к кризису важнейшего социального института - семьи. Закономерным результатом этих процессов стало увеличение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Сегодня на всех уровнях государственной власти активно обсуждаются и реализуются различные методы профилактики социального сиротства. Тем временем очень остро стоит вопрос о воспитании и подготовке к самостоятельной жизни тех детей, которые уже находятся в детских домах и учреждениях интернатного типа.
Главная проблема заключается в том, что в большинстве случаев это дети из крайне неблагополучных семей. Чаще всего это физически ослабленные, социально и педагогически запущенные дети, уровень развития которых не соответствует возрастным нормам.
Решению этой задачи в Сосновской школе-интернате способствует система психологического сопровождения воспитанников.
Цель программы: сохранение и поддержание оптимального уровня психологического здоровья детей в условиях учреждения интернатного типа необходимого для их полноценного функционирования и развития.
Задачи психологического сопровождения:
1. Определение уровня психологического здоровья детей, воспитывающихся в интернате:
- диагностика уровня актуального развития школьников;
- определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении;
- выбор средств психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения;
- отслеживание динамики психологического здоровья детей, воспитывающихся в интернате.
2. Создание групп и проведение занятий психопрофилактической и коррекционно-развивающей направленности с целью повышения уровня психологического здоровья детей:
- содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;
- оказание учащимся помощи в определении своих возможностей исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
- формирование способностей к самоопределению и саморазвитию.
3. Создание психолого-педагогических условий для формирования и поддержания психологического здоровья детей:
- обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку;
- содействие педагогическим работникам в воспитании и обучении детей;
- психологическое просвещение детей и педагогического коллектива.
4. Создание методической базы для осуществления психологического сопровождения:
- проведение эмпирических и экспериментальных психологических исследований на базе школы, с целью создания практических рекомендаций по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
- разработка коррекционно-развивающих программ, адаптированных к условиям интернатного учреждения;
- обобщение и распространение опыта психологической работы с детьми-сиротами.
В соответствии с задачами выделяются 6 направлений деятельности психолога: диагностика, коррекционно-развивающая работа, консультирование и просвещение, деятельность в рамках ШПМПК, социально-диспетчерская и методическая работа. В основу годового плана работы психолога закладывается содержание именно этих направлений (см. табл. 1-6).
С учетом результатов анализа психологической работы прошлых лет в 2016-2017 учебном году, помимо основных направлений работы (коррекционно-развивающей и экспертной деятельности в рамках ШПМПК) необходимо уделить особое внимание:
1) пропаганде психологических знаний не только среди воспитанников школы, но и среди педагогического коллектива;
2) работе по профилактике суицидального поведения и жестокого обращения среди детей и подростков;
3) методической работе, направленной на внедрение современных психологических технологий в процесс психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях учреждения интернатного типа.
Для реализации выделенных направлений работы необходимо:
1) разработать программу работы с педагогами и воспитателями Сосновской школы-интерната, позволяющую повышать уровень их психологической культуры и профессиональной компетентности в вопросах обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (организовать системную работу в рамках педсоветов, методических объединений, семинаров, тематических консультаций);
2) апробировать различные формы и методы работы с детьми и подростками (тренинг, коллективное творческое дело, большая психологическая игра, психологическая акция и др.), для выявления наиболее эффективных;
3) проанализировать опыт работы различных моделей школьных служб примирения, направленных на развитие навыков конструктивного общения и разрешения конфликтов среди школьников и педагогов, и разработать проект создания подобной службы в Сосновской школе-интернате;
4) обновить содержание методической базы психологической службы школы-интерната (привести имеющиеся программы в соответствие с современными требованиями по ФГОСам).
На главную Документация школьного психолога Документация (планы, отчеты, характеристики) Годовой план работы школьного психолога
Годовой план работы школьного психолога |
Документация школьного психолога - Документация (планы, отчеты, характеристики) |
Перспективный план работы педагога – психолога _____________(образец)
|