Гимнастика для глаз как здоровьесберегающая технология в доу

Обновлено: 30.06.2024

Формирование у родителей элементарных представлений о роли зрения в жизни любого человека и способах профилактики нарушений зрения у детей.

Оценить 2470 0

МБОУ "Неволинская ООШ" структурное подразделение для детей дошкольного возраста

«Гимнастика для глаз

Голдина Людмила Евгеньевна

Актуальность:

На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных. Перед нами, взрослыми (родителями и педагогами) стоит очень важная задача – воспитать здорового человека, человека здорового физически, нравственно и духовно, человека всесторонне и гармонично развитого, в соответствии с ФГОС.

Быть здоровым – естественное желание каждого человека.

Зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире, воспринимающий 80 % всей поступающей информации.

Исследования физиолога В. Ф. Базарного показали, что к основным причинам нарушения зрения относятся:

-низкий уровень физической активности детей раннего возраста,

- несвоевременная профилактика зрения;

- пагубное влияния дисплеев и компьютеров на зрение;

- полное отсутствие или частичное просвещение родителей по вопросам охраны, гигиены и укрепления здоровья глаз.

Цель проекта:

Формирование у родителей элементарных представлений о роли зрения в жизни любого человека и способах профилактики нарушений зрения у детей.

- Осуществлять просвещения родителей по вопросам охраны, гигиены и укрепления здоровья глаз.

- Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной работе по профилактике зрения.

Ожидаемые результаты:

- Сформировать устойчивый интерес у родителей к проблеме укрепления и сохранения зрения детей .

Тип: информационно-практико-ориентированный

Вид проекта: групповой.

Продолжительность реализации проекта: краткосрочный.

Срок реализации: январь 2016

Участники проекта: - дети, родители, учитель-логопед.

Этапы реализации проекта:

Реализация проекта включает в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный

1этап — подготовительный этап

- изучение психолого-педагогической методической литературы;

- определение темы проекта, формирование цели и задач проекта;

- разработка цикла мероприятий, направленных на формирование у родителей элементарных представлений о роли зрения в жизни любого человека и способах профилактики нарушений зрения у детей.

- подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.

2 этап — основной этап

Проведение цикла мероприятий, направленных на формирование у родителей элементарных представлений о роли зрения в жизни любого человека и способах профилактики нарушений зрения у детей.

3 этап — заключительный этап (май 2015год)

- презентация проекта (итоговое совместное мероприятие с детьми, родителями);

- анализ проведенного проекта.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Разместить в родительский уголок: статьи, рекомендации, консультации, памятки по теме проекта.

Просвещение родителей по теме. Привлечь внимание родителей к своевременному обследованию детей и при необходимости к медицинской помощи

Творческая мастерская "Изготовление офтольмотренажеров"

Изготовление картотеки (гимнастика для глаз)

Изготовление тренажеров для глаз

Защита на педсовете

Приложение 1

Простые упражнения, которые помогут сохранить зрение Вашим детям.

(Советы для родителей по профилактике нарушений зрения, а также сохранению и улучшению зрения) .

В настоящее время в связи с тем, что информационно-компьютерные технологии плотно вошли в нашу жизнь, у многих детей отмечается ухудшение зрения. Жизнь современных мальчиков и девочек неотрывно связана с просмотром телевизионных передач, игр в различные игровые приставки, телефон и компьютер. Причем родителям зачастую очень удобно, что любимое чадо не пристает к ним с просьбами уделить им внимание, поиграть или просто почитать книгу, а все свое свободное время проводит за компьютером, в телефоне или осваивая новую игровую приставку. Подобное легкомысленное отношение со стороны взрослых весьма негативно сказывается на зрении детей. Усугубляют эту ситуацию и такие факторы, как неправильная посадка детей во время игр, выполнения уроков или просмотра мультфильмов, также отрицательно влияет плохая освещенность рабочего места, особенно при искусственном освещении, добавим к этому малоприспособленную к занятиям мебель, неправильный режим дня ребенка, где учебная деятельность не чередуется с достаточным временем для отдыха. Все вышеперечисленные факторы достаточно быстро приводят к развитию дальнозоркости у детей и ухудшению зрения в целом.

Ответственность за устранение неблагоприятно влияющих на зрение факторов целиком ложится на родителей, учителей и воспитателей. Только совместно направленные усилия взрослых могут радикально изменить ситуацию. Во-первых, необходимо постоянно следить за правильной посадкой детей как при выполнении заданий, при приеме пищи, так и во время свободной деятельности: игры в настольные дидактические игры, разукрашивании, лепке и др. При этом необходимо обеспечить правильное освещение рабочей поверхности.

Второй немаловажной задачей является четкое соблюдение продуманного режима дня, в котором нет места переутомлению, а учебная деятельность не только чередуется с активным и пассивным отдыхом, но и сочетается со специальными упражнениями для глаз, которые помогают вовремя снять напряжение с утомленных глаз, укрепить глазные мышцы и предотвратить развитие более серьезных заболеваний.

Родители должны не только стараться сводить влияние негативно влияющих на зрение факторов на нет, но и внимательно наблюдать за своим ребенком, чтобы не пропустить начало возникновения заболевания. Необходимо срочно обратиться к врачу в случае, если Ваш ребенок часто трет глаза, его глаза покраснели, принимает неестественную позу при просмотре телевизора, игре в компьютер или чтении: старается смотреть боком, прищуривает глаза, часто моргает.

Настоятельно рекомендую всем родителям ежедневно выполнять элементарные упражнения для глазных мышц, которые не отнимут много времени, но будут способствовать снятию напряжения с глаз, сохранению гибкости и эластичности мышц глаза, обогащению тканей глаза кислородом, а соответственно, и улучшению зрения в целом.

Современная литература предлагает широкий спектр различных комплексов упражнений для глаз, так, например, детям очень нравятся гимнастики в стихах.

Летела птичка – собой невеличка (ребенку показывается птичка, за полетом которой он следит)

Как птичка летела –все люди глядели (выполнение круговых движений птицей)

Как птичка садилась- все люди дивились (движение птички вверх –вниз) .

Вы же можете использовать также весьма простые упражнения, регулярное выполнение которых приведет к значительным результатам. Главное условие выполнения этих упражнений – систематичность и продолжительность не менее 5-6 минут в день (их можно выполнять и чаще, в случае, если вы заметили, что в результате какой-то деятельности глаза ребенка испытывали некое напряжение) .

1. Сильно зажмурить глаза, удержать их в таком положении на несколько секунд, затем открыть, похлопать глазами. Упражнение повторить 5-6 раз с интервалом в 30 секунд.

Несомненно, выполнение даже таких простых, на первый взгляд, упражнений принесет пользу как детям, так и взрослым, так как данные упражнения тренируют мышцы глаз, улучшают кровообращение в области глаза и хорошо снимают умственное напряжение.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

гимнастики для глаз

(средняя группа)

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто.

В век информационных технологий организм детей и взрослых подвергается большому воздействию факторов, негативно влияющих на здоровье. Не секрет, что телефоны, компьютеры, планшеты, телевизоры – ежедневно оказывают нагрузку на зрительный аппарат детей, даже младшего дошкольного возраста. Поэтому профилактическая и корригирующая работа с органами зрения выступает сегодня, как необходимый компонент образовательной деятельности ДОУ.

Важно не только научить детей выполнять специальные упражнения в системе, но и понять необходимость заботы о своем зрении и здоровье в целом.

Одной из форм работы по профилактике и коррекции нарушений зрения, переутомления зрительного аппарата выступает зрительная гимнастика.

Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.

Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников.

Задачи:

-укрепление глазных мышц

- общее оздоровление зрительного аппарата.

Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма.

Условия: Для проведения не требует специальных условий. Любая гимнастика для глаз проводится стоя.

Время: Выполняются 2-4 мин.

Правило: При выполнении упражнений голова неподвижна (если не указано иначе).

Детям с патологией зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы.

Прием проведения – наглядный показ действий педагога.

Общие рекомендации:

При планировании НОД с использованием ИКТ 1 раз в неделю мы рекомендуем за месяц разучивать и использовать 1 гимнастику для глаз в стихах, а на 4 раз использовать гимнастику с предметами или без предметов, в виде комплексов движений.

Если гимнастика для глаз используется педагогом в системе здоровьесбережения ежедневно, то рекомендуется на неделю планировать для разучивания и выполнения 1 комплекс в стихотворной форме, совмещая его 1 или 2 раза с комплексами другого вида.

По названию гимнастики для глаз легко подобрать ее по теме НОД.

При планировании рекомендуется учитывать принцип усложнения, отработав вначале простые движения глазами: вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения, зажмуривания, моргание, выпячивание глаз, а затем используя их по поду более сложного стихотворного текста в различных сочетаниях. Стихотворный текст также нужно использовать вначале небольшой (до 4 строк), а затем переходить к более сложным и длинным.

Виды гимнастик.

По использованию художественного слова гимнастики для глаз можно разделить на те, которые имеют стихотворное сопровождение и те, которые проводятся без него.

По использованию дополнительных атрибутов, можно выделить 4 вида:

- с предметами или работа с расположенными на стенах карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, цифры, геометрические фигуры и т.д. (размер изображенных предметов от 1 до 3 см). По просьбе педагога дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т.д.

- без атрибутов (никакие предметы и плакаты не используются);

- с использованием ИКТ. Существуют специализированные программы, направленные на снятие напряжения и коррекцию зрения. Как правило, они дорогостоящие и мало используются в ДОУ. Но мультимедийную гимнастику для глаз легко изготовить самим, используя программу PowerPoint для создания презентаций, где любому объекту можно задать определенное движение (инструменты Анимации). Это удобно при использовании непосредственной образовательной деятельности на основе презентации, когда педагог подбирает рисунки по теме и вставляет ее в нужный этап.

Интереснее всего проходят гимнастики для глаз, на которых используются предметы или задания в стихотворной форме, движения по определенным дорожкам, задания на поиск предметов и картинок в разных частях группы.

Картотека гимнастики для глаз

Способствует снятию статического напряжения мышц глаза, улучшение кровообращения (и.п. – сидя).

Плотно закрыть, а затем широко открыть глаза с интервалом 30 сек. (пять – шесть раз).

Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо не поворачивая головы (три – четыре раза).

Вращать глазами по кругу по 2 – 3 сек. (три – четыре раза).

Быстро моргать (1 мин.).

Смотреть вдаль, сидя перед окном (3 – 4 мин.).

Способствует снятию утомления, улучшения кровообращения, расслаблению мышц глаза(и.п. – стоя).

Смотреть прямо перед собой (2-3 сек.), поставив указательный палец на расстоянии 25 – 30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2-3 сек., опустить руку (четыре – пять раз).

Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты (ноги на ширине плеч) (три – четыре раза).

Посмотреть на вершины деревьев перед окном; перевести взгляд и назвать любой предмет на земле; отыскать в небе птиц или самолёт и проследить за ним взглядом, назвать транспорт, проезжающей мимо или стоящий на обочине дороги.

Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости, восстанавливает кровообращение (и.п. – сидя).

Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко одноимённого глаза (1-2 сек.); отвести пальцы (три – пять раз).

Смотреть на концы пальцев вытянутой вперёд руки (по средней линии лица); медленно приблизить указательный палец к лицу, не отводя от него взгляда (три раза).

Отвести полусогнутую правую руку с игрушкой в сторону; медленно передвигать игрушку справа налево, следить за ней двумя глазами; тоже самое и в обратную сторону (четыре – пять раз).

Способствует улучшению координации движений глаз и головы, развитию сложных движений, улучшению функций вестибулярного аппарата (и.п.- стоя).

Поднять глаза вверх, опустить вниз; посмотреть вправо, влево, не поворачивая головы (три – четыре раза).

Поднять голову вверх; совершать круговые движения глазами по часовой стрелке, против часовой стрелке (два – три раза).

Посмотреть на левый носок ноги; поднять голову, посмотреть на люстру; опустить голову, посмотреть на правый носок; поднять голову, посмотреть на люстру (два – три раза).

Тренирует мышцы глаза, улучшает упругость век, восстанавливает циркуляцию внутриглазной жидкости.

И.п. – сидя на полу. Ноги согнуты в коленях, руки в упоре сзади; повернуть голову назад и увидеть предметы, расположенные сзади (два раза).

И.п. – стоя, руки на палке, расположенной вертикально. Отвести руки от палки в стороны и успеть удержать подающую палку; попеременно перехватывать палку двумя руками (повторить три – четыре раза).

И.п. – стоя, руки с мячом внизу. Поднять мяч до уровня лица, широко открытыми глазами посмотреть на него; опустить мяч; поднять мяч до уровня лица, прищурить глаза, посмотреть на мяч; опустить его.

И.п. – стоя, мяч на вытянутых перед собой руках. Двигать руками влево и вправо, следить глазами за мячом (пять – шесть раз)

И.п. – стоя, руки с мячом внизу. Совершать медленные круговые вращения руками снизу вверх, вправо и влево, следить взглядом за мячом (четыре – пять раз).

И.п. – стоя, мяч на вытянутых руках. Согнуть руки, поднести мяч к носу; вернуться в и.п., следить за мячом (четыре – пять раз).

Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.

Не поворачивая головы, закрытыми глазами "посмотреть" направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

На счет 1-4 закрыть глаза, без напряжения глазных мышц, на 1-6 широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.

Посмотреть на кончик носа, на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо.

-Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно 5 секунд.

-Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль.

-Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами за медленными движениями указательного пальца: влево - вправо, вверх-вниз.

-Сидя, поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот.

-Указательными пальцами поделать легкие точечные массирующие движения верхних и нижних век.

Выполняется стоя, у каждого ребенка в руках игрушка (рисунок).

1. «Посмотрите, какая красивая … пришла к вам в гости. (2—-3 сек). Посмотрите, какая у меня … (2—3 сек).

Дождик, дождик, пуще лей.

Смотрят вверх.

Капай, капель не жалей.

Смотрят вниз.

Только нас не замочи.

Делают круговые движения глазами.

Зря в окошко не стучи

Ветер дует нам в лицо.

Часто моргают веками.

Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо.

Ветер тише, тише, тише.

Медленно приседают, опуская глаза вниз.

Деревца все выше, выше.

Встают и глаза поднимают вверх.

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить объект (по теме занятия). Закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку.

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Закрывают оба глаза,

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

Продолжают стоять с закрытыми глазами.

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

Открывают глаза, взглядом рисуют мост.

Нарисуем букву о, получается легко.

Глазами рисуют букву о.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

Вправо, влево повернем,

Глаза смотрят вправо-влево.

Заниматься вновь начнем.

Мы снежинку увидали,

Со снежинкою играли.

Снежинки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели.

Вот снежинки полетели,

Дети влево посмотрели.

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал…

Дети смотрят вверх и вниз.

Все на землю улеглись.

Лучик солнца

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной.

Моргают глазами.

Ну-ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись.

Делают круговые движения глазами.

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.

Отводят взгляд влево.

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду.

Отводят взгляд вправо.

Бег по дорожкам.

Данное пособие помещается в групповой комнате или компьютерном классе. Глаза детей отдыхают при рассматривании цветового спектра.

1. Раскина И.И., Баракина Т.В. Как появился и из чего состоит компьютер? – Омск: ОмГПУ, 2005

2. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов н./Д: Феникс, 2002.

3. Анищенко В.С. Физическая культура: Методико-практические занятия студентов: Учебн. Пособие. М.: Изд-во РУДН, 1999.

4. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. - М.: ВАКО, 2007

ребенок закрыл глаза

Современные дети уже с раннего возраста много времени проводят за просмотром мультфильмов, старшие же дошкольники сегодня вовсю играют в компьютерные игры. В результате глаза, испытывающие большую нагрузку, не получают достаточного отдыха. Чтобы избежать возможных проблем со здоровьем этих важных органов, в детском саду обязательно проводится несложная и увлекательная зрительная гимнастика.

Цели проведения гимнастики для глаз в дошкольном учреждении

Зрительная гимнастика — одно из эффективных средств профилактики заболеваний глаз, а также коррекции уже имеющихся проблем. В детском саду она относится к современным здоровьесберегающим технологиям (наряду с динамическими паузами, самомассажем, дыхательной гимнастикой и пр.).

Интересно, что первые упражнения, призванные сохранить остроту зрения, были придуманы ещё до нашей эры индийскими йогами. Создавая комплексы для всего тела, они не забыли и о глазах.

В дошкольном учреждении гимнастика для глаз имеет очень важное значение, поскольку выполняет целый ряд задач:

Девочка сделала пальцы кружком и смотрит через них

Зрительная гимнастика приучает дошкольников заботиться о своих глазах, понимать всю ценность зрения

Дети дошкольного возраста сидят с мобильными телефонами и смотрят в экраны

Телевизор, компьютер и мобильные телефоны с ранних лет пагубно влияют на зрение дошкольников

Виды зрительной гимнастики в ДОУ

В детском саду практикуется несколько видов зрительной гимнастики:

Воспитателю желательно проводить с дошкольниками различные виды гимнастики для глаз, разумно их чередуя.

Методика проведения зрительной гимнастики

Проводится зрительная гимнастика с самого раннего дошкольного возраста. Делать с детьми полезные упражнения следует два-три раза в день. Продолжительность занятий в младшей и средней группе — две-три минуты, в старшем же звене — четыре-пять минут.

При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённые правила:

  1. Ребята должны стоять или сидеть. При этом не следует напрягать тело.
  2. Голова занимает фиксированное положение (если, конечно, гимнастика не активная — не сочетается с поворотами головы для укрепления мышц шеи).
  3. Если некоторые дети носят очки, то их следует обязательно снять.
  4. Детское дыхание должно быть равномерным и глубоким.
  5. Последним упражнением лучше всего сделать моргание, а после окончания гимнастики малышам желательно хорошенько потянуться.

Дошкольники делают зрительную гимнастику

Во время проведения гимнастики для глаз очки нужно снимать

Чтобы вызвать максимальный интерес дошкольников к зарядке для глаз, её следует проводить в игровой форме, использовать образность. Например, можно не просто предложить детям крепко зажмуриться, а превратиться в филинов или кошечек, которые только что проснулись. Кроме того, ребятам всегда нравится выполнять упражнения под весёлые стихотворения.

Проводить зрительную гимнастику можно в любое время: на прогулке, в свободное время, органично включать её в любые занятия (познание, развитие речи, продуктивная деятельность). При этом тема зарядки связывается с темой непосредственно образовательной деятельности. Например, если ребята изучают насекомых, то ребята могут проследить глазами полёт игрушечной пчёлки. Если во время непосредственно образовательной деятельности речь идёт о транспорте, то можно предложить упражнение под коротенькое стихотворение:

  • По городу мчатся с утра и до ночи
  • Машины всех марок, красивые очень.
  • Поедут налево, направо, кругом –
  • Свободны машины и ночью и днём.

При этом дети выполняют движения глазами согласно тексту (влево, вправо, круговые), а в конце моргают.

Если занятие связано со зрительным напряжением (продуктивная деятельность), то гимнастика для глаз проводится в середине занятия. Если же непосредственно образовательная деятельность не предполагает нагрузки на зрение (развитие речи, чтение художественной литературы), то отдельное упражнение для глаз можно сделать во второй половине занятия: ребята получат своего рода разрядку, смогут немного отвлечься.

Массу идей для проведения зрительной гимнастики можно найти во время прогулки. Например, воспитатель предлагает дошкольникам посмотреть вниз на траву, потом вверх — на небо, поискать там птичек, потом вновь на травку. В тёплое время года можно понаблюдать за бабочкой, которая машет крылышками, и предложить так помахать ресничками.

Бабочка на руке у девочки

Массу идей для проведения зрительной гимнастики можно найти во время прогулки

Тренировать детские глазки можно и в свободное время, утром или вечером. Педагог предлагает ребятам офтальмологические тренажёры или специально чередует определённые игры: сортировка мелких предметов по форме или цвету (работают мышцы глаза, отвечающие за ближнее зрение) и бросание мячиков в корзину или кегли (при этом ребёнок смотрит вдаль). В солнечную погоду можно воспользоваться обычным зеркальцем и погонять по комнате солнечных зайчиков: малыши будут следить за ними взглядом.

Девочки держат в руках зеркальца и направляют их в потолок и на стену

Тренировать зрительные мышцы можно даже с помощью обычных солнечных зайчиков

Особенности работы с дошкольниками разного возраста

Заставлять маленького ребёнка что-либо делать, если ему это не интересно, недопустимо и, кроме того, не принесёт никакой пользы.

Что же касается старшего дошкольного возраста, то здесь мотивировать ребят можно познавательной беседой: рассказать им о строении человеческого глаза, о необходимости ухода за ним. Любознательным воспитанникам будет интересно также узнать отличия в устройстве глаза человека и различных животных (например, у крокодила глаза расположены по бокам головы и имеют три века). Воспитателю стоит обсудить с детьми, насколько вредно долго смотреть мультфильмы, просиживать за компьютерными играми. После такого разговора дошкольники сами захотят делать полезные упражнения.

Если при проведении зрительной гимнастики с младшими дошкольниками воспитатель обязательно сам должен показывать каждое упражнение, делать его вместе с детьми, то в старшем звене педагогу достаточно один раз продемонстрировать выполнение действий. В дальнейшем уже будет достаточно словесной инструкции либо чтения стихотворного текста (если он сопровождает зарядку).

Примеры упражнений

При проведении гимнастики с младшими дошкольниками упражнения должны быть предельно простыми, но при этом занимательными. Можно использовать такие варианты:

Начиная со среднего возраста, упражнения следует усложнять:

Кроме того, ещё с младшего возраста можно проводить зрительную гимнастику под стихотворный текст. Вначале это короткие произведения, затем более длинные. Можно воспользоваться следующими вариантами:

Как-то осенью в лесу
Висела шишка у всех на виду.
Шишка на всех глядела
И тихонечко висела.
Смотреть на указательный палец вытянутой руки
Лось сказал, что низко, Движения глазами вниз
А зайчонок — высоко, Движения глазами вверх
Белочка, сказала — близко, Движения глазами на кончик носа.
А ежонок — далеко. Движения глазами вдаль.
Ослик ходит, выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Обвести глазами круг
Наверху созрела слива, Посмотреть вверх
А внизу растёт крапива, Посмотреть вниз
Слева — свёкла, справа — брюква, Посмотреть влево- вправо
Слева — тыква, справа — клюква, Влево — вправо
Снизу — свежая трава, Посмотреть вниз
Сверху — сочная ботва. Посмотреть вверх
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег.
Закрыть глаза
Вот стоит большая ёлка,
Вот такой высоты.
Посмотреть снизу вверх
У неё большие ветки
Вот такой ширины.
Посмотреть слева направо
Есть на ёлке даже шишки, Посмотреть вверх
А внизу — берлога мишки. Посмотреть вниз
Зиму спит там косолапый
И сосёт в берлоге лапу.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз

Следующие примеры относятся уже к активной зрительной гимнастике (она сопровождается движениями тела) под стихотворный текст.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Выполнила : Воспитатель детского сада №12 Козлова Е.Д

Солнечный мой заинька,

Прыгни на ладошку.

Солнечный мой заинька,

Маленький, как крошка.

Прыг на носик, на плечо.

Ой, как стало горячо!

Прыг на лобик, и опять

На плече давай скакать.

Вот закрыли мы глаза,

А солнышко играет:

Щечки теплыми лучами

Дети вытягивают вперед ладошку.

Ставят на ладонь указательный палец другой руки.

Прослеживают взглядом движение пальца, которым медленно прикасаются сначала к носу, вновь отводя вперед, затем последовательно дотрагиваются до одного плеча, лба и другого плеча, каждый раз отводя палец перед собой.

Голова все время находится в фиксированном положении.

Закрывают глаза ладонями.

По использованию художественного слова гимнастики для глаз можно разделить на те, которые имеют стихотворное сопровождение и те, которые проводятся без него.

По использованию дополнительных атрибутов

Воспитатель берет зайчика в руки и читает стихотворение:

Зайка вправо поскакал,

Каждый зайку увидал.

Зайка влево поскакал,

Каждый взглядом увидал.

Зайка – вправо, зайка – влево.

Ах, какой зайчонок смелый!

Дети прослеживают движения зайчика взглядом, голова остается в фиксированном положении.

Читайте также: