Гигиена труда формы трудовой деятельности кратко

Обновлено: 25.06.2024

Физиология труда – специальный раздел гигиены труда (физиологии), изучающий изменения функционального состояния организма человека под влиянием трудовой деятельности с целью разработки и обоснования физиологических мероприятий по оптимизации трудового процесса, способствующих поддержанию высокой работоспособности и сохранения здоровья человека.

Общепринята следующая классификация основных форм трудовой деятельности:

1. Труд, требующий большой мышечной активности. Имеет место при отсутствии механизированных средств для работы (труд сталевара, грузчика, овощевода и т. д.). Развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в тоже время социально не эффективен, имеет низкую производительность, потребность в длительном отдыхе.

2. Механизированная форма труда. Требует специальных знаний и двигательных навыков, в работу включаются мелкие мышцы рук, ног, которые обеспечивают скорость и точность движения. Однако, однообразие простых действий, малый объём воспринимаемой информации приводит к монотонности труда.

3. Труд, связанный с автоматическим и полуавтоматическим производством. Недостатки: монотонность, повышенный темп и ритм работы, отсутствие творческого начала, так как обработкой предметов занимается механизм, а человек выполняет простые операции по обслуживанию станков

4. Конвейерный труд. Отличается дроблением процесса на операции, заданным темпом и ритмом, строгой последовательностью операций. Главный недостаток – монотонность, приводящая к преждевременной усталости и быстрому нервному источению. При однообразных повторяющихся раздражителях в корковой деятельности преобладает процесс торможения, что ведёт к рассеиванию внимания, падению скорости реакции, быстрому утомлению.

5. Труд, связанный с управлением производственными процессами и механизмами. Человек выступает в роли оператора, и чем менее автоматизирован процесс управления, тем больше его участие.

6. Умственный труд. Восприятие и переработка большого количества информации с включением памяти, внимания, активизация процесса мышления.

Формы умственного труда: а) операторский – контроль за работой машин. Отличается высокой ответственностью и нервно-эмоциональным напряжением; б) управленческий (руководители предприятия). Характеризуется большим ростом объёма информации при нехватке времени для её переработки, большой личной ответственностью за принятые решения, стрессовыми и конфликтными ситуациями; в) творческий труд (научные работники, преподаватели, писатели, конструкторы). Наиболее сложная форма, так как требует большого объёма памяти, напряжения, внимания. Приводит к повышению нервно-эмоционального напряжения, тахикардии, повышению кровяного давления, изменению ЭКГ и другим сдвигам со стороны вегетативных функций; г) труд преподавателей и медицинских работников – постоянный контакт с людьми, повышенная ответственность, частая нехватка времени и информации для принятия правильного решения, что приводит к высокому нервно-эмоциональному напряжению; д) труд учащихся и студентов – необходима концентрация памяти, внимания. Присутствуют стрессовые ситуации (экзамены, зачёты).

Как видно, многообразие форм трудовой деятельности сводится к двум основным.

Физический труд – характеризуется большой нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы (сердечно – сосудистую, нервно – мышечную, дыхательную и др.). Развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы, но из-за низкой производительности социально не эффективен. Основным его показателем является тяжесть. Энергозатраты при физическом труде, в зависимости от тяжести работы, составляют 4000 – 6000 ккал в сутки.

Умственный трудобъединяет работы, связанные с приёмом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти.

Данный вид труда характеризуется значительным снижением двигательной активности (гипокинезией), что приводит к сердечно – сосудистой патологии; длительная умственная нагрузка угнетает психику, ухудшает функции внимания, памяти. Основным показателем умственного труда является напряжённость, отражающая нагрузку на центральную нервную систему. Энергозатраты при умственном труде составляют 2500 – 3000 ккал в сутки. Вес мозга составляет 2% от массы тела, а потребляет он энергии (15 – 20)% от общего обмена в организме. 100 г коры головного мозга потребляет кислорода в 5 – 6 раз больше, чем скелетная мышца такого же веса при физической работе.




Суточный расход энергии при умственном труде повышается на 48% при чтении вслух сидя; на 90% при чтении лекций; на 90-100% у операторов ЭВМ. Кроме того, мозг склонен к инерции, т. к. после прекращения работы мыслительный процесс продолжается, умственная работа не прекращается, что приводит к большему утомлению и истощению ЦНС, чем при физическом труде.

Исходя из гигиенических критериев, условия труда подразделяются на три класса (рис. 4.1.):

1. Оптимальные условия труда. Сохраняется не только здоровье работающих, но и создаются предпосылки для поддержания высокой производительности труда. При этом за оптимальные принимаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы не превышают уровней, принятых в качестве безопасных для населения.

2. Допустимые условия труда. При них вредные воздействия не превышают уровней, установленных для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются при отдыхе, и не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдалённом периоде на состояние здоровья работающих и их потомства.

1 и 2 классы соответствуют безопасным условиям труда.

3. Вредные условия труда, при которых наличие вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормы, оказывает неблагоприятное влияние на организм работающего и его потомство.

4. Опасные условия труда. Воздействие вредных факторов в течение смены создаёт угрозу для жизни, и существует высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.


Физиологическое напряжение организма в процессе трудовой деятельности через некоторое время после начала работы вызывает появление признаков утомления: снижение уровня работоспособности человека под влиянием работы. Утомление может быть быстрое, при очень интенсивной работе (работа каменщика, грузчика), или медленное, при длительной монотонной работе (труд водителя, работа на конвейере).

Утомление – состояние, сопровождающееся чувством усталости, снижением работоспособности, ухудшением количественных и качественных показателей работы.

Утомление по своей биологической сущности – нормальный физиологический процесс, который выполняет определённую защитную функцию в организме, предохраняя его от перенапряжения и возможного в связи с этим повреждения. Если человек возобновляет работу на фоне медленно развивающегося утомления, то это приводит к переутомлению, то есть к хроническому утомлению, которое не ликвидируется за обычный период отдыха.

Выводы: 1. Невозможно создание такой техники или технологии, риск от которой равен нулю. 2. Никакая деятельность не имеет риска равного нулю.

Физиология труда – специальный раздел гигиены труда (физиологии), изучающий изменения функционального состояния организма человека под влиянием трудовой деятельности с целью разработки и обоснования физиологических мероприятий по оптимизации трудового процесса, способствующих поддержанию высокой работоспособности и сохранения здоровья человека.

Общепринята следующая классификация основных форм трудовой деятельности:

1. Труд, требующий большой мышечной активности. Имеет место при отсутствии механизированных средств для работы (труд сталевара, грузчика, овощевода и т. д.). Развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в тоже время социально не эффективен, имеет низкую производительность, потребность в длительном отдыхе.

2. Механизированная форма труда. Требует специальных знаний и двигательных навыков, в работу включаются мелкие мышцы рук, ног, которые обеспечивают скорость и точность движения. Однако, однообразие простых действий, малый объём воспринимаемой информации приводит к монотонности труда.

3. Труд, связанный с автоматическим и полуавтоматическим производством. Недостатки: монотонность, повышенный темп и ритм работы, отсутствие творческого начала, так как обработкой предметов занимается механизм, а человек выполняет простые операции по обслуживанию станков

4. Конвейерный труд. Отличается дроблением процесса на операции, заданным темпом и ритмом, строгой последовательностью операций. Главный недостаток – монотонность, приводящая к преждевременной усталости и быстрому нервному источению. При однообразных повторяющихся раздражителях в корковой деятельности преобладает процесс торможения, что ведёт к рассеиванию внимания, падению скорости реакции, быстрому утомлению.

5. Труд, связанный с управлением производственными процессами и механизмами. Человек выступает в роли оператора, и чем менее автоматизирован процесс управления, тем больше его участие.

6. Умственный труд. Восприятие и переработка большого количества информации с включением памяти, внимания, активизация процесса мышления.

Формы умственного труда: а) операторский – контроль за работой машин. Отличается высокой ответственностью и нервно-эмоциональным напряжением; б) управленческий (руководители предприятия). Характеризуется большим ростом объёма информации при нехватке времени для её переработки, большой личной ответственностью за принятые решения, стрессовыми и конфликтными ситуациями; в) творческий труд (научные работники, преподаватели, писатели, конструкторы). Наиболее сложная форма, так как требует большого объёма памяти, напряжения, внимания. Приводит к повышению нервно-эмоционального напряжения, тахикардии, повышению кровяного давления, изменению ЭКГ и другим сдвигам со стороны вегетативных функций; г) труд преподавателей и медицинских работников – постоянный контакт с людьми, повышенная ответственность, частая нехватка времени и информации для принятия правильного решения, что приводит к высокому нервно-эмоциональному напряжению; д) труд учащихся и студентов – необходима концентрация памяти, внимания. Присутствуют стрессовые ситуации (экзамены, зачёты).

Как видно, многообразие форм трудовой деятельности сводится к двум основным.

Физический труд – характеризуется большой нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы (сердечно – сосудистую, нервно – мышечную, дыхательную и др.). Развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы, но из-за низкой производительности социально не эффективен. Основным его показателем является тяжесть. Энергозатраты при физическом труде, в зависимости от тяжести работы, составляют 4000 – 6000 ккал в сутки.

Умственный трудобъединяет работы, связанные с приёмом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти.

Данный вид труда характеризуется значительным снижением двигательной активности (гипокинезией), что приводит к сердечно – сосудистой патологии; длительная умственная нагрузка угнетает психику, ухудшает функции внимания, памяти. Основным показателем умственного труда является напряжённость, отражающая нагрузку на центральную нервную систему. Энергозатраты при умственном труде составляют 2500 – 3000 ккал в сутки. Вес мозга составляет 2% от массы тела, а потребляет он энергии (15 – 20)% от общего обмена в организме. 100 г коры головного мозга потребляет кислорода в 5 – 6 раз больше, чем скелетная мышца такого же веса при физической работе.

Суточный расход энергии при умственном труде повышается на 48% при чтении вслух сидя; на 90% при чтении лекций; на 90-100% у операторов ЭВМ. Кроме того, мозг склонен к инерции, т. к. после прекращения работы мыслительный процесс продолжается, умственная работа не прекращается, что приводит к большему утомлению и истощению ЦНС, чем при физическом труде.

Исходя из гигиенических критериев, условия труда подразделяются на три класса (рис. 4.1.):

1. Оптимальные условия труда. Сохраняется не только здоровье работающих, но и создаются предпосылки для поддержания высокой производительности труда. При этом за оптимальные принимаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы не превышают уровней, принятых в качестве безопасных для населения.

2. Допустимые условия труда. При них вредные воздействия не превышают уровней, установленных для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются при отдыхе, и не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдалённом периоде на состояние здоровья работающих и их потомства.

1 и 2 классы соответствуют безопасным условиям труда.

3. Вредные условия труда, при которых наличие вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормы, оказывает неблагоприятное влияние на организм работающего и его потомство.

4. Опасные условия труда. Воздействие вредных факторов в течение смены создаёт угрозу для жизни, и существует высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.


Физиологическое напряжение организма в процессе трудовой деятельности через некоторое время после начала работы вызывает появление признаков утомления: снижение уровня работоспособности человека под влиянием работы. Утомление может быть быстрое, при очень интенсивной работе (работа каменщика, грузчика), или медленное, при длительной монотонной работе (труд водителя, работа на конвейере).

Утомление – состояние, сопровождающееся чувством усталости, снижением работоспособности, ухудшением количественных и качественных показателей работы.

Утомление по своей биологической сущности – нормальный физиологический процесс, который выполняет определённую защитную функцию в организме, предохраняя его от перенапряжения и возможного в связи с этим повреждения. Если человек возобновляет работу на фоне медленно развивающегося утомления, то это приводит к переутомлению, то есть к хроническому утомлению, которое не ликвидируется за обычный период отдыха.

Выводы: 1. Невозможно создание такой техники или технологии, риск от которой равен нулю. 2. Никакая деятельность не имеет риска равного нулю.

× Ваш Браузер не осуществляет полноценную поддержку JavaScripts, что может приводить к задержкам работы на страницах портала.


ГИГИЕНА ТРУДА И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ САНИТАРИЯ

10.03.2021 Обычная важность

Сегодня необходимо учитывать воздействие вредных веществ и физических факторов, которые могут привести к изменениям в организме работников. Эти задачи решают такие области знаний как гигиена труда и производственная санитария


  • Обеспечение здоровых условий труда;Предупреждение профессиональных заболеваний.
    ЗАДАЧИ ГИГИЕНЫ ТРУДА:
  • Усовершенствование технологического процесса;
  • Устранение нездоровых условий;
  • Установление режима труда и отдыха.ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ВРЕДНОСТИ ДЕЛЯТСЯ НА ТРИ ГРУППЫ:
  • связанные с трудовым процессом. Обусловленные нерациональной организацией труда (чрезмерное напряжение нервной системы, напряжение органов зрения, слуха, большая интенсивность труда и др.);
  • связанные с производственным процессом, но созданные за счет технических недостатков производственного оборудования (промышленная пыль, шум, вибрация, вредные химические вещества, излучения и т.д.)
  • связанные с внешними обстоятельствами труда и производства - с недостатками общесанитарных условий на рабочем месте (нерациональное отопление производственных помещений, освещенность и т.п.)СЛЕДСТВИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВРЕДНОСТЕЙ:
  • профессиональные заболевания;
  • усиление заболевания, которое уже имеет работник, и снижение сопротивляемости его организма в отношении внешних факторов, обусловливающих повышение общей заболеваемости;
  • снижение работоспособности и производительности труда.ВРЕДНЫЕ ВЕЩЕСТВА
    Вредные вещества могут находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии.
    Они проникают в организм человека через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожный покров.
    Степень воздействия вредного вещества на организм человека зависит от следующих причин:
  • концентрации вещества;
  • химического состава вещества;
  • растворимости в воде;
  • индивидуальных качеств и здоровья человека;
  • состояния окружающей среды;
  • длительности воздействия.Вредные вещества классифицируют по следующим признакам:
    I. По степени воздействия:
  • чрезвычайно опасные;
  • высоко опасные;
  • умеренно опасные;
  • мало опасные.II. По характеру токсичности:
  • Раздражающие – разрушающие кожный покров и слизистые оболочки (фтор, хлор и др.);
  • Удушающие – разрушающие органы дыхания (аммиак, сероводород, угарный газ и др.);
  • Наркотические – действующие на кровь (ацетилен, бензол, финол и др.);
  • Соматические – действующие на нервную систему (свинец, мышьяк, митиловый спирт, сероводород)III. По характеру воздействия на организм человека:
  • Общетоксические вещества, вызывающие отравление всего организма (оксид углерода, свинец, ртуть, бензол, мышьяк и его соединения и др.).
  • Раздражающие вещества, вызывающие раздражение дыхательного тракта и слизистых оболочек (хлор, аммиак, диоксид серы, озон и др.).
  • Сенсибилизирующие вещества, действующие как аллергены (формальдегид, различные растворители и лаки на основе нитросоединений и др.).
  • Канцерогенные вещества, вызывающие развитие раковых заболеваний (бензопирен, асбест, бериллий и его соединения и др.).
  • Мутагенные вещества, приводящие к нарушению генетического кода, изменению наследственной информации (свинец, марганец, радиоактивные изотопы и др.).
  • Вещества, влияющие на репродуктивную (детородную) функцию (ртуть, свинец, стирол, радиоактивные изотопы и др.).
  • Следует отметить и фиброгенное действие, заключающееся в раздражении слизистых оболочек дыхательных путей пылью, попадающей в организм человека. Оседая в легких, пыль задерживается в них. При длительном вдыхании пыли возникают профессиональные заболевания – пневмокониозы.Предельно допустимая концентрация (ПДК) вредного вещества в воздухе рабочей зоны – это концентрация, которая при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 часов или другой продолжительности, но не более 40 часов в неделю, в течение всего рабочего стажа не может вызвать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений.
    Снизить содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны позволяют следующие основные мероприятия:
  • исключение использования или замена вредных веществ менее вредными;
  • рационализация технологических процессов, устраняющая образования вредных веществ;
  • герметизация оборудования;
  • механизация и автоматизация производственных процессов;
  • увлажнение обрабатываемых материалов;
  • устройство различных систем вентиляции;
  • использование работающими индивидуальных средств защиты.ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МИКРОКЛИМАТ
    Высокая температура воздуха способствует быстрой утомляемости работающего, может привести к перегреву организма, тепловому удару.
    Низкая температура воздуха может вызвать местное или общее охлаждение организма, стать причиной простудного заболевания либо обморожения.
    Высокая относительная влажность при высокой температуре воздуха способствует перегреванию организма, при низкой же температуре увеличивается теплоотдача с поверхности кожи, что ведет к переохлаждению.
    Низкая влажность вызывает неприятные ощущения в виде сухости слизистых оболочек дыхательных путей работающего.
    Подвижность воздуха эффективно способствует теплоотдаче организма человека и положительно проявляется при высоких температурах, но отрицательно при низких.








Все права защищены. Любое копирование собственных материалов сайта разрешено с обязательным использованием ссылки на ресурс.

Читайте также: