Функции социально культурной деятельности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Социально-культурная деятельность – самостоятельная подсистема социализации личности, на основе включения человека в творческий процесс самореализации и освоения ценностей культуры в условиях свободного времени. Социокультурные функции сложились на основе многолетнего опыта, накопленного социокультурной сферой, отражают сущность социально-культурной деятельности, остаются постоянными величинами в процессе проектирования и реализации СКД.

Исходя из общественной значимости СКД можно утверждать, ее социальные функции - ее основные сферы и направления, обусловленные социальным назначением СКД в наши дни.

Функции проходят большой путь во времени — от возникновения и становления до полной зрелости. В зависимости от длительности тех или иных этапов развития социально-культурной деятельности, ее функции подразделяются на постоянные (основные), присущие большинству социально-культурных институтов, и вспомогательные, которые возникают и исчезают в соответствие с требованиями времени. Мы остановимся на основных функциях социально-культурной деятельности.

К ним относятся: развивающая, информационно- просветительная, культуротворческая, рекреативно-оздоровительная.

Генеральной функцией является развивающая функция социально-культурной деятельности. Благодаря своей главенствующей роли развивающая функция связывает в единый узел все остальные функции социально-культурной деятельности. Каждая из этих функций, имея свою цель и направленность, так или иначе связана с развитием и саморазвитием личности, ее социальным самоутверждением.

Наиболее полно развивающее начало воплощено в информационно- просветительной функции СКД. Под термином "просвещение" в данном случае подразумевается педагогическая, образовательная и самообразовательная деятельность, направленная на духовное обогащение личности, приобретение определенной системы знаний, получение необходимой информации.

Эта функция отличается постоянством и всеобщностью. Поскольку процесс просвещения носит непрерывный характер, каждый человек продолжает повышать уровень своего образования в течение всей жизни. Отметим характерные особенности этой функции, отличающие социально-культурную, досуговую деятельность от деятельности институтов народного образования (школ, вузов, техникумов): 1) информа­ционно-просветительная функция не связана с определенным регламентом, установленным и обязательным в учебных заведениях, а основана на добровольности, инициативе, самостоятельности самих людей; 2) она обеспечивает более полное удовлетворение разнообразных индивидуальных досуговых интересов, запросов и предпочтений людей различных возрастов и профессий; 3) она опирается на более широкий, чем в учебных заведениях, арсенал средств, форм и методов приобретения знаний, навыков, умений; 4) она продолжает, дополняет и углубляет знания и информацию, полученные в учебных заведениях и из других источников.

С этой функцией тесно взаимодействует и культуро-творческая функция социокультурной деятельности. Культуротворческая деятельность людей решает целый ряд важных социальных проблем. Способствует включению человека в процесс создания материальных и духовных ценностей, позволяет реализовать человеку собственные способности в различных сферах жизнедеятельности человека в свободное время. Она в значительной мере компенсирует недостаток возможностей для более полной реализации разносторонних творческих способностей ребенка, подростка, взрослого человека.

Специфической функцией социально-культурной деятельности является рекреативно-оздоровительная функция. По существу, она состоит в разработке и осуществлении множества развлекательных, игровых, оздоровительных досуговых программ для различных групп населения, причем с целью восстановления сил, затраченных в процессе труда, устранения производственного напряжения и одновременно развивающего воздействия.

Рекреативно-оздоровительная функция по содержанию и характеру ориентирована на досуг активный и пассивный, организованный (запрограммированный) и неорганизованный, коллективный (в том числе семейный) и индивидуальный. В любом случае организаторы стремятся к созданию рациональных, активных видов рекреации, основанных на добровольном, но управляемом общении. Общим признаком для всех видов рекреации является создание среды для регулярного, неформального общения людей, игровой деятельности, танцев, проведения зрелищных мероприятий, занятий в любительских объединениях и клубах по интересам, в реализации программ выходного дня. Осуществление рекреативно-оздоровительной функции требует установления тесных контактов и взаимодействия организаторов с широким кругом партнеров в лице творческих, экскурсионно-туристских, бытовых учреждений.




Также существуют функции, которые носят дополняющий основные функции характер, но в то же время на определенном этапе развития социально-культурной деятельности они также важны, как и основные. К ним относят: коммуникативную функцию, экономическую, нормативно–правовую, финансово-экономическую.

Коммуникативная функция - предполагает реализацию потребности человека в общении (клубно-кружковая работа, творческие объединения).

Экономическая функция - участие в создании необходимых социально-экономических условий развития и рекреации в различных формах досуга и творчества людей.

Нормативно-правовая функция - обеспечение защиты и свобод личности в условиях досуга.

Финансово-экономическая функция - владение механизмом материального обеспечения самодеятельных инициатив в сфере свободного времени.

На практике знание функций социально-культурной деятельности необходимо для того, чтобы совершенствовать, улучшать организацию досуговой сферы, исключить из нее элементы случайности, сократить ненужные затраты времени, рационально использовать кадровые ресурсы. Выполнение этих функций способствует благоприятному сотрудничеству государственных, общественных, частных предпринимательских структур сферы досуга. Только в своем единстве эти функции при их реализации будут способствовать эффективной и общественно- значимой СКД.

ВОПРОС 12. Характеристика современных принципов социАЛЬНО-культурной деятельности.

В настоящее время формируется новая система принципов СКД. Происходит их существенная трансформация, обусловленная новой социально - культурной ситуацией в стране.

Мы раскроем только те принципы, которые сейчас актуальны для современной СКД. Но сначала дадим определение понятий СКД и принцип СКД.

Социально-культурная деятельность - самостоятельная подсистема социализации личности на основе включения человека в творческий процесс самореализации и освоения ценностей культуры в условиях свободного времени.

Свод главных правил, которыми необходимо руководствоваться при организации конкретной деятельности – это принципы.

Принцип - это основополагающее положение, которым руководствуются в деятельности.

А теперь перейдём к самим современным принципам СКД:

1. Принцип приоритета общечеловеческих интересов над классово-сословными в процессе освоения духовных и нравственных ценностей и принцип приоритета общечеловеческих ценностей при выборе содержания социально-культурных проектов и программ (например, при организации социально-культурных мероприятий необходимо пропагандировать такие темы, как милосердие, свобода творчества, демократические ценности).

2. Принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций, (например, организация праздника единства нации, где каждая национальность рассказывает о своих традициях, показывает национальные художественные произведения. Происходит обмен опытом и знакомство с традициями других народов)

3. Принцип общественно-государственного соуправления социально-культурной деятельностью, обеспечения децентрализации и суверенности региональной политики в социально - культурной сфере, (в каждом СКУ наличие органов самоуправления, которые сотрудничают с областными и региональными организациями)

4. Принцип массового культуротворчества, самоорганизации, самодеятельности как доминирующего признака, (например, художественное самодеятельное творчество, смотры-конкурсы, отчетные концерты коллективов).

5. Принцип гуманизации содержания и педагогического воздействия СКД, (учет интересов, потребностей и установок личности в сфере социально-культурной деятельности).

Под гуманизацией мы понимаем - представления о человеке как о высшей ценности. Таким образом, в этих принципах отражены основные положения федеральных Российских документов по вопросам развития культуры. Реализация принципов должна быть комплексной с учетом принятых международных документов и российских программ (год чтения, год семьи) по реализации политики в области культуры.




• деятельность, которую выполняет определенный социальный
институт.

Слово функция фигурирует во многих науках и отраслях знаний, но все оттенки и значения, в конечном счете, связаны с родовым смыслом. Они в своем содержании отражают определенные направления и стороны деятельности как отдельных людей, так и социальных институтов, общностей, движений.

В социально — культурной деятельности функции определяют природу, специфику и средства достижения цели. Они выполняют роль своеобразного критерия при оценке социально - культурных процессов. Функции проходят большой путь во времени - от возникновения и становления до полной зрелости. В зависимости от тех или иных этапов развития социально-культурной деятельности, их длительности функции подразделяются:

1. постоянные, основные, присущие большинству социально -
культурных институтов.

2. вспомогательные, временные, которые возникают и исчезают на
определенных временных отрезках.

3. специфические, которые присущи конкретному социально -
культурному институту.

К основным постоянным функциям относятся:

1. развивающая функция - она связана с развитием и саморазвитием
личности, ее социальным самоутверждением. Она связывает в
единый узел все остальные функции. Рассматривается в едином
русле с деятельностью других социально - культурных
институтов;

3. культурно - творческая функция, так как культурно - творческая
деятельность решает ряд социальных проблем:

• компенсирует недостаток возможности для более полной
реализации разносторонних творческих способное гей
личности;

• одним из приоритетных направлений является работа по
сохранению, поддержанию, развитию художественных и
бытовых ремесел.

4. рекреативно - оздоровительная функция, которая состоит в разработке и осуществлении множества развлекательных, игровых, оздоровительных досуговых программ для различных групп населения.

Сегодняшнее назначение социально - культурной деятельности - это активное приобщение человека к культуре на основе творчества, оказывающего прямое воздействие на его жизнь и все виды деятельности.

Поэтому можно выделить социальные функции социально - культурной деятельности:

1. создание культурной пространственно - временной среды;

2. производство новых знаний, норм, ценностей, ориентации и
значений;

3. накопление, хранение и распространение знаний, норм ценностей
и значений;

4. воспроизводство духовного процесса через поддержание его
преемственности;

6. социализирующая, обеспечивающая через создание структуры
отношений социального общества;

Социальные функции социально - культурной деятельности следует подразделять на три уровня:

Федеральный уровень

• законодательное обеспечение условий для творческой
деятельности в социально - культурных учреждениях;

• защита национальной культуры и языка при расширяющихся
международных контактах;

• создание возможностей для вовлечения различных слоев
населения в творчески активную жизнь;

• противостояние негативному воздействию коммерциализации в
сфере культуры.

Региональный уровень

• децентрализация в сфере культуры ;

• обеспечение развития региональных культур и сохранения
культуры прошлого;

• налаживание взаимодействия и взаимопонимания между
различными культурными группами региона.

Местный уровень

• развитие общественной эстетически организованной среды;

• активизация местной культурной жизни, усиление местной
самодеятельности и локального своеобразия.

• создание условий для совершенствования деятельности социально
- культурных учреждений;

• развертывание системы домашнего досуга.

Социальные функции имеют свою внутреннюю структуру, они подразделяются:

• целевые организационно - методические;

Таким образом, все социальные функции составляют единое целое и постоянно реализуются в практической работе.

В настоящее время формируется новая система принципов социально -культурной деятельности. Происходит их существенная трансформация, обусловленная новой социально - культурной ситуацией, изменением в политической и экономической жизни общества, процессами демократизации и гуманизации, изменяющимися потребностями и интересами людей.

Принцип - руководящая идея, основное исходное положение какой-либо теории или науки.

В этическом плане - основное правило поведения, деятельности.

Принципы СКД - основные требования, которым следуют профессионалы в ее организации.

Знание и глубокое понимание принципов СКД - необходимое условие правильной научной организации деятельности учреждений культуры.

Основные принципы социально - культурной деятельности:

1. неразрывная связь с жизнью, практическими задачами
реформирования нашего общества.

Осуществление этого принципа предполагает соблюдение ряда условий:

• непрерывность процесса культурно - досуговой
деятельности.

2. дифференцированный подход к различным слоям населения;

3. опора на самодеятельность людей. Посетители должны
выступать не только в качестве зрителей , но и организаторов
досуговых мероприятий;

4. принцип индивидуализации, его можно представить как
взаимодействие двух тенденций:

• социализации - понимание личностью свое социальной
сущности

• индивидуализации - выработка индивидуального способа
жизнедеятельности.

5. принцип доступности культурно - досуговой деятельности,
осуществляется на основе учета социально - демографических и
социально - психологических особенностей , развития
способностей и мотивации личности.

6. принцип последовательности, осуществление конкретизации
общих целей культурно - досуговой деятельности, выстраивание
ее системы;

7. принцип системного подхода к решению культурно - досуговых
задач - не частных, на методическом уровне, а более общих и
принципиальных.

Эти принципы служат надежным ориентиром:

• при определении цели тех или иных социально - культурных
акций;

• при отборе содержания мероприятий;

• при выборе форм и разработке методики проведения
отдельных мероприятий;

• при поиске способов взаимодействия людей приобщенных к
социально - культурной деятельности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Функции и принципы СКД. Функция – это выполнение, осуществление, пополнение о.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Функции и принципы СКД. Функция – это выполнение, осуществление, пополнение о.

Функции и принципы СКД. Функция – это выполнение, осуществление, пополнение обязанность, круг, роль, значение (в переводе с латинского).

Понятие - функция Функция связана с деятельностью. Функциональная система хар.

Понятие - функция Функция связана с деятельностью. Функциональная система характеризуется тремя принципиальными чертами: 1. Любая функция включает в себя специально-выбранные компоненты (способы, приемы, методы); 2. Эти компоненты взаимодействуют друг с другом, в достижении конкретных целей; 3. Функции направлены на получение конечного результата.

Понятие – функции СКД Функции отражают определенные направления и стороны дея.

Понятие – функции СКД Функции отражают определенные направления и стороны деятельности отдельных людей, социально-культурных институтов, общностей, групп, движений. Функции СКД предполагают развитие самостоятельности, инициативы, предприимчивости населения.

Функциональная система. Характерные черты. 1. Функция включает в себя специал.

Функциональная система. Характерные черты. 1. Функция включает в себя специально выбранные компоненты: способы, приемы, методы; 2. Компоненты взаимодействуют друг с другом; 3. функции фиксируются на получение результата.

Подразделение функций: - постоянные - основные -вспомогательные - временные

Подразделение функций: - постоянные - основные -вспомогательные - временные

Основные функции 1. Коммуникативная – реализация потребности человека в общен.

Основные функции 1. Коммуникативная – реализация потребности человека в общении (вечера отдыха, дискотеки, праздники и др.) 2. Информационно- просветительная – это средства, формы и методы приобретения знаний; 3. Культуротворческая – развитие духовных сил и способностей, связана с активной творческой деятельностью:художественно – театральная, научно-исследовательская, техническая и др. 4. Рекреативно-оздоровительная – восстановление сил затраченных в процессе труда (развлекательные, игровые, оздоровительные программы)

Принципы СКД Принцип – генеральная идея, объективная норма, свод главных прав.

Принципы СКД Принцип – генеральная идея, объективная норма, свод главных правил реализации воспитательного и организационного назначения субъекта или объекта. Начало, основа, убеждение.

Принципы - Педагогизации окружающей социально – культурной среды - (внутренни.

Принципы - Педагогизации окружающей социально – культурной среды - (внутренний мир человека, получение удовольствия от процесса производимых действий и переживаний. Конкретный результат тоже возможен , в виде творческого продукта, услуги) - принцип личностного подхода – признание личности, уважения, принцип саморазвития, самореализации. - Принцип учета культурного многообразия взаимодействующих субъектов и объектов – касается большинства многонациональных по составу регионов РФ. Принцип ориентации на культурно – ценностные отношения и организацию культуротворчества в отдельных группах и общностях, построение межличностных отношений.

Принципы СКД Дифференцированный подход к различным слоям населения; Принцип д.

Принципы СКД Дифференцированный подход к различным слоям населения; Принцип доступности; Принцип последовательности; Принцип системного подхода.

Социально-культурная деятельность, как и всякая другая наука, имеет свои функции, которые определяют направление деятельности, ее позицию в той социо-культурной ситуации, которая существует в стране, они раскрывают содержание работы, которые приближены к определенному краю, району, городу, селу, т.е. к тому или иному региону.

Функции – это направления, стороны деятельности людей, социальных институтов, общности, движений групп. Они определяют природу, специфику и средства достижения целей в социально-культурной деятельности.[13]

От функций зависит эффективность социально-культурной деятельности и успех при организации досуга у разных категорий населения. В практике социально-культурной деятельности рассматривают пять функции:

· Информационно-просветительная и познавательная;

· Гедонистическая (получение наслаждения).

Генеральной функцией справедливо называют развивающую функцию социально-культурной деятельности. Эта функция рассматривается в едином русле с деятельностью других социально-культурных институтов.

Развивающая функция – связана с саморазвитием личности, ее социальным самоутверждением. Она имеет свою цель и направленность, чтобы предметно воздействовать на человека. Это двигательная активная функция, она побуждает человека к действию, заставляет работать инициативу человека, для того чтобы изменить себя, т.е. заставляет двигаться человека вперед.

Наиболее полно развивающее начало воплощено в информационно-просветительной и познавательной функции социально-культурной деятельности. Ее цель – это повышение информированности человека, расширение кругозора знаний, в различных науках, она заставляет человека получить информацию, переработать, анализировать ее, для того чтобы получить систему знаний и при этом перейти на более высокую ступень развития.

Цель культуротворческой функции заключается не только в повышении уровня культуры, но и в творческом развитии, т.е. человек стремится к творчеству, в соответствии со своими дарованиями, способностями, талантами. Занимаясь творчеством, он усваивает местные обычаи, традиции, этнические нормы, народную культуру, самобытность своего региона.

Специфической функцией социально-культурной деятельности является рекреативно-оздоровительная функция. По существу, она состоит в разработке и осуществлении множества развлекательных, игровых, оздоровительных досуговых программ для различных групп населения, причем с целью восстановления сил, затраченных в процессе труда, устранения производственного напряжения и одновременно развивающего воздействия. Именно поэтому при разработке программ организаторы учитывают и характер труда, его объем и уровень интенсивности, потребности людей в тех или иных видах досуговой деятельности.

Гедонистическая – получение наслаждение и удовольствия от увиденного, услышанного (музыка, изо, пластики, красоты человеческого тела, занятия творчеством). Наслаждение получают обе стороны процесса и организаторы, и потребители продукта социально-культурной деятельности.

Функции социально-культурной деятельности сложились на основе многолетнего опыта, накопленного при организации досуга и в сфере художественного творчества. Данные функции возникают и исчезают на определенных отрезках времени, в зависимости от потребностей общества запросов и желаний людей. [13]

Социально-культурной деятельности осуществляется как в организованных, так и в неорганизованных формах. Неорганизованные формы – осуществляются в домашних условиях или в быту. Социально-культурной деятельности - это общественное явление, общедоступное, развивается и совершенствуется в организованной форме на базе различных типов учреждений культуры, которые в практике социально-культурной деятельности называют социально-культурными институтами.

1.3 Социально-культурные институты

-государственные и муниципальные структуры

-производственные объединения и предприятия

-негосударственные общественные и коммерческие организации

-системы народного образования

-средства массовой информации

-специальные учреждения социально-культурного профиля:

театры, музеи, клубы и библиотеки, концертные и выставочные залы,

спортивно-оздоровительные и курортно-санаторные учреждения и т.д.

Социально-культурный институт объединяет людей для совместной деятельности по удовлетворению социально-культурных потребностей человека или решения конкретных социально-культурных задач.

Суть социально-культурного института состоит в том, что он организованно объединяет людей для совместной деятельности по удовлетворению социально-культурных потребностей человека или решению конкретных социально-культурных задач. Подобное целостное образование, возникающее и функционирующее, как правило, в сфере досуга, и называется социально-культурным институтом. [8]

Рассмотрим некоторые социально-культурные институты – наиболее распространенные, многочисленные и общедоступные:

Клуб – это центр досуга, он может быть государственным, коммерческим, частным, ведомственным. Учредителями могут быть разные предприятия, коммерческие фирмы, государство. Главная задача клуба – создание необходимых условий для удовлетворения культурных потребностей и организации отдыха людей. Это свободная организация объединений людей на основе общих интересов, люди добровольно посещают клубные учреждения для того чтобы развивать свои творческие способности и т. д. Иметь возможность общаться с людьми, приобщаться к духовным и материальным ценностям.

Библиотека – культурно-просветительное и научно-вспомогательное учреждение, организующее общественное пользование произведениями печати. Библиотеки систематически занимаются сбором, хранением, пропагандой и выдачей читателям произведений печати, а также информационно-библиографической работой.

В зависимости от своего назначения, состава книжных фондов и методов работы библиотеки делятся на два основных типа: а) массовые и б) научные и специальные.

Массовых библиотек большинство, они общедоступны, работают с широким читателем. Их можно поделить на публичные и универсальные.

Публичные библиотеки – ограничивают круг читателей возрастом, рассчитаны на тех, кто учится, занимается преподавательской деятельностью.

Универсальные библиотеки – общедоступны. Они имеют ведомственные подразделения, финансируются через государственный бюджет, через систему министерства культуры либо финансируются профсоюзом.

По значимости могут быть: государственные, региональные, городские. Графически это изображено на рисунке 1.

Государственные Региональные Городские

Районные Сельские Поселковые

Рис. 1. Библиотеки по значимости.

Научные и специальные библиотеки – научные, театральные, нотные, учебные, научно-технические.

Музей – научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение, осуществляющее хранение, комплектование, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

Музеи собирают и забоятся об объектах научной, художественной или исторической важности и представляют их для просмотра публики на выставках. Выставки бывают постоянными или временными. Большие музеи расположены в крупных городах по всему миру, а маленькие местные музеи работают в городах поменьше. Большинство музеев предлагает программу и развлечения для всех типов посетителей, включая детей и взрослых; они могут быть интересны представителям разных профессий. Программы для гостей музея могут быть разработаны в виде лекций или семинаров, проводимых экспертами, фильмов, музыкальных или театральных представлений или технологических демонстраций. Предметом многих музеев являются разнообразные религии. Невзирая на то, что практически во всех музеях запрещено трогать экспонаты руками, сейчас появились интерактивные артефакты и голограммы, которым ничего не будет, если вы решите приблизить руку. Современные тенденции в музеологии расширили спектр объектов, которые представляются в виде интерактивных выставок, с целью подобрать оптимальный набор материалов для каждого посетителя. С развитием всемирной сети Интернет увеличилось количество виртуальных выставок, т.е. веб-версий выставок, которые отображают картины и звуки.

Спортивно-оздоровительные учреждения - к ним в настоящее время относятся физкультурно-оздоровительные комплексы, Дворцы спорта, спортивные сооружения, другие социально-культурные институты, деятельность которых направлена на организацию населения всех возрастов в спортивные клубы по интересам, проведение соревнований и спартакиад, укрепление здоровья, формирование положительных эмоций. [1]

Раздел: Культура и искусство
Количество знаков с пробелами: 102805
Количество таблиц: 16
Количество изображений: 0

Читайте также: