Фро платонов план урока

Обновлено: 07.07.2024

…Уникальный творческий материал Платонова наконец всплывает во всем богатстве своих контуров и извивов.

С. Г. Семенова

Творчество Платонова прежде всего поэтично, в нем всегда есть несравненный осадок, который не поддается рассудочному и деловому анализу, и этот осадок – самое дорогое.

I. Вступительное слово учителя.

В нашей литературе есть авторы, чье творчество, вроде бы вписываясь в общий процесс, все же стоит особняком, как бы поодаль в стороне. К числу этих немногих можно отнести писателя Андрея Платонова.

Платонов необычен и притягателен одновременно. Читая этого автора, постепенно, шаг за шагом, приходишь к выводу, что его произведения, его язык помогают глубже понять, постичь самого себя, а значит, и окружающих. А ведь это то, к чему стремится в жизни каждый.

В беседе с Андреем Карауловым Д. С. Лихачев сказал, что А. Платонов для нас еще не разгаданный писатель, писатель, который в таланте не уступит самому М. Булгакову, а может, и наоборот. Такая высокая оценка творчества этого автора заставляет нас вернуться к страницам его произведений.

II. Рассказ учащихся о писателе.

Андрей Платонович Климентов родился 1 сентября 1899 года. Фамилия Платонов – псевдоним, образованный от имени отца в 1920 году.

Родился Платонов в Воронеже, в семье слесаря железнодорожных мастерских. С малолетства познал бедность, нищету. Отец Платонова около полувека проработал машинистом паровоза, слесарем на железной дороге.

Платонов работал помощником машиниста, инженером-электриком, занимался мелиорацией и электрификацией. и в годы г ражданской войны, и в годы Великой Отечественной был на фронте в качестве корреспондента.

В ноябре 1944 года Платонов прибыл с фронта с тяжелой формой туберкулеза легких.

5 января 1951 года он скончался от этой болезни. Похоронен на Армянском кладбище в Москве.

III. Обзор творчества Андрея Платонова.

1. Учитель . С 1927 года Платонов – профессиональный литератор. Книги его – философские. Вечные вопросы смысла человеческой жизни, размышления о месте человека в мире, одновременное обращение и к душе отдельного человека, и ко всему мироустройству – все это мы найдем у Андрея Платонова.

Наблюдаем сюжетное развертывание характера главного героя в потоке событий гражданской войны. Машинист Пухов, платоновский скиталец, – независимый наблюдатель в цепочке происшествий.

Платонов вложил в жизнеощущения Пухова многое от своего восприятия революции как грандиознейшего события XX века, изменившего всю историю. Но в эпохе торжества бюрократических сил, корпуса всесильных чиновников герой, как и сам автор, увидел признаки торможения, окаменения душ, опошления великой мечты.

Вопросы для домашней подготовки группы:

2. Почему автор избрал сюжет скитальчества, странничества для раскрытия характера?

Вопросы для обсуждения:

– Какова тема произведения? (Отцы и дети, материнская любовь, жизнь и смерть, смена поколений.)

1. Слово учителя .

Андрей Платонов как никто другой должен был радоваться происходящим в стране переменам. Именно он еще в 1922 году в небольшой газетной заметке писал: «Страдания человечества от голода смертельны. Умирающие рвут сердце живым… Эти живые должны массами отправляться по русской стране с проповедью нового Евангелия-техники… Из этих вот тоскующих, пустынных, раненных временем полей и должно подняться человечество…

Именно он, инженер-мелиоратор по специальности, должен был приветствовать индустриализацию как путь к торжеству человека над природой.

2. Работа с текстом .

1) В повести высокий пафос сочетается с острой сатирой.

Повесть поражает противоречивым единством реального и фантастического.

– Как Платонову удалось воссоздать приметы исторического времени? Найдите их в тексте.

Одновременно мы сталкиваемся с мужиками, заготавливающими впрок гробы, дисциплинированными колхозными лошадьми, идущими строем на водопой, ударником труда медведем-молотобойщиком.

2) Уже в первой части повести разносторонне раскрываются образы всех центральных героев произведения.

Вопросы на карточках.

– К какому завершению приходит вощевский поиск истины в финале повести?

– Что объединяет этих двух различных, но внутреннее близких людей? Покажите это на материале текста повести.

– Почему их тоске и внутренней неустроенности уделено в повести так много внимания?

3. Одной из самых ярких и колоритных является фигура Жачева, безногого инвалида, фанатика революции.

– Как проявляются в образе Жачева свойственные повести Платонова неоднозначность, противоречивость характеров и положений?

– Как характеризует Жачева его отношение к другим героям; почему он так привязан к Чиклину и Насте и сторонится Сафронова?

4. Сафронов – идейный антипод Вощева. Сатирический характер повести очень ярко выразился в языке Сафронова.

Проанализируйте это высказывание Сафронова с точки зрения его содержания и словоупотребления. Чего больше в его словах: смешного или трагического? Почему?

– Почему писатель так пространно описывает дом Пашкина и детали его быта (в сценах с Жачевым)?

– В каком соотношении находятся их представления о жизни с самой реальной действительностью, изображенной в повести?

6. Образ и судьба девочки Насти приобретают в повести некое символическое, решающее значение; она становится участницей и комментатором важнейших сюжетных ситуаций повести.

– Какую роль в жизни строителей котлована играет девочка-сиротка?

– Как в поведении Насти отразилась общественная атмосфера времени?

– Почему писателю так важны образ девочки и ее судьба, что всю повесть он заканчивает именно ее похоронами?

– Почему со смертью Насти завершается поиск Вощевым истины?

3) Самые страшные страницы повести посвящены раскулачиванию.

Мужики, заготовившие впрок гробы, инстинктивно чувствуют неизбежность гибели: и физической, и духовной. Найдите подтверждение в тексте.

– О языке Андрея Платонова писали много: то как о своеобразном эстетском языке, то как о языке – маске, языке – кривлянье. Но чаще всего им восторгались, его красотой, гибкостью, выразительностью. Большинство пишущих отмечало сложность, загадочность фразы писателя.

Вслушиваясь и вникая в смысл платоновских метафор, образов, символов, вглядываясь в мир платоновских утопий, сатирических картин, перечитывая страницы его удивительных книг, глубже и полнее через диалог с его временем начинаем понимать время собственное.

Безусловно, эпоха Андрея Платонова – это эпоха, которая отнюдь не способствовала выражению мысли в прямом авторском слове, так как слово это не совпадало с официальной идеологией. У Платонова, как справедливо заметил Л. Шубин, мысли героя и мысли автора совпадают.

– Обратимся к первой фразе: чем она вас поразила? (Корявость, неуклюжесть фразы дальше усиливаются.)

– Попробуем убрать эти части фразы, как она будет выглядеть?

Горько-иронический эффект погружает нас в то время, которое рождало чудовищную бюрократическую систему, подавляющую личность, превращающую людей в безликую массу.

Платонов отразил тот этап, когда идеологическим штампом, бюрократической стерилизацией ломался живой язык народа. Отсюда шершавость, корявость, соединение в одно целое несоединимых разностильных слов и выражений.

Слово Платонова – слово-предупреждение, слово-пророчество.

Итак, с первой же фразы повести Платонова перед нами предстает образ человека, не утратившего своей личности, не растворившегося в массе.

V. Итог уроков.

2. О чем заставила вас задуматься книга Платонова?

3. В чем особенность писательской позиции Платонова?

Домашнее задание.

Трудно тебе будет,да сердце у тебяесть, а на сердцеи разум придет, аот разума и трудное легкимстанет.Из сборника сказок А. Платонова

1) обеспечить условия для понимания учащимися личностных и литературных позиций А. Платонова (проверка степени усвоения материала предыдущего урока);

3) проанализировать систему персонажей рассказа;

4) определить решение выявленных в рассказе проблем в рамках философии А. Платонова и в личностном понимании каждого учащегося.

1. Психологический настрой учащихся на восприятие материала урока

Предлагаю учащимся подумать над вопросом, что значит надлежащее отношение человека к жизни. Выслушиваем полностью ответ одного учащегося и дополнения (по желанию). Формулируем мысль о том, что отношение человека к жизни только тогда будет достойным, когда человек будет стараться понять самого себя и мир вокруг, отдавая должное сложности их устройства. Мир устроен на основе сложных, не всегда просматриваемых взаимосвязей, а искусство призвано вскрыть эти взаимосвязи. Чем сложнее уровень проблем, решаемых в произведении, тем серьезнее необходимо относиться к его истолкованию.

2. Формулировка темы и целей урока

Учитель подводит учащихся к формулировке темы и постановке целей урока.

1) Какие проблемы прослеживаются в творчестве А. Платонова?

3) Какие аспекты человеческой жизни выходят в рассказе и в творчестве Платонова на первый план?

4) С чем связаны основные переживания главной героини?

Анализируем эпиграф, для выделения проблемы разума и сердца и формулируем задачи:

– проследить путь объединения в человеческой жизни разума и сердца в концепции А. Платонова;

– достроить систему диад, начатую на предыдущем уроке и выявить значение данных противопоставлений для философии А. Платонова;

– выстроить систему персонажей рассказа с учетом их роли в решении основных проблем, поставленных автором.

3. Связь с материалом предыдущего урока. (Проверка усвоения материала).

Для наиболее полноценной работы необходимо восстановить то, что мы уже знаем о рассказе и о Платонове.

1) охарактеризуйте личностную и литературную позиции А. Платонова. Подтвердите свой ответ примерами из жизни писателя;

2) нарисуйте устный портрет Платонова-человека;

3) назовите основные проблемы в творчестве писателя;

4. Обусловленность проблем исторической и культурной ситуацией

Слово учителя: Платонов продолжает и развивает проблематику литературы рубежа веков. Его интересуют сокровенные глубинные основы жизни человека, которые являются важными в любые времена до тех пор, пока живо человечество. В современной Платонову ситуации его произведения были протестом против обезличивания человека общей идеей, которая не имеет значимости для отдельного человека.

1) Насколько в рассказе отражены особенности времени?

2) Как вы можете охарактеризовать особенности времени написания и опубликования рассказа?

3) Найдите в рассказе основания для того, чтобы объявить Платонова антисоветским писателем.

Вывод: Платонов скорее решает общечеловеческие, чем конкретно исторические проблемы, но он не абстрагируется от исторической ситуации, он пытается раскрыть свое понимание жизни человека в условиях современной ему исторической ситуации.

5. Анализ основных проблем в режиме диалогических пар философии А. Платонова

Схема предыдущего урока:

Задание учащимся: достроить схему диалогических пар на основе посылок из текста.

В итоге анализа работы учащихся получается следующая схема:

Энтропия Накопление энергии

Вывод: все диалогические пары имеют смысл только по отношению к человеческой жизни, поэтому установить характер их взаимосвязи можно лишь применительно к жизни конкретных людей. Для Платонова это герои его произведений.

6. Анализ персонажей рассказа

Учащиеся заранее получают задание по группам: подготовить анализ персонажей рассказа по заданной схеме:

1. Имя персонажа (или отсутствие имени). Значение имени или его отсутствия.

2. Внешность персонажа: портрет, что во внешности значимо. Отношение автора и персонажа к внешности.

3. В связи с какими событиями в рассказе появляется персонаж?

4. Внутреннее состояние персонажа: его переживания, причины переживаний, изменение состояния персонажей в ходе рассказа.

5. По каким признакам можно судить о смене переживания?

6. Связь с другими персонажами,

7. Значение персонажа в рассказе: какова роль персонажа в решении проблем, поставленных автором.

Рассматриваются образы отца, мальчика Федора; анализ образа Фро проводим совместно.

Затем составляем систему персонажей, выясняя, почему Фро является главной героиней рассказа. Определяем, как в истории каждого персонажа и в их взаимодействии соотносятся выделенные диалогические пары.

7. Выводы по уроку

1) основные проблемы творчества Платонова;

2) основные проблемы рассказа;

3) система персонажей рассказа и ее роль в решении поставленных автором проблем;

Письменные ответы учащихся на вопросы (по выбору: каждый учащийся выбирает 1-2 вопроса):

1) Что мне понравилось в работе по анализу рассказа и почему?

2) Что мне не понравилось в работе по анализу рассказа и почему?

3) Какое задание оказалось для меня самым сложным и почему?

4) Какое задание мне было легко выполнять и почему?

6) В чем я не могу согласиться с А. Платоновым и почему?

7) В чем моя жизненная позиция близка взглядам А. Платонова и почему?

Варианты вопросов раздаются на руки всем учащимся.

Приложения к уроку

Исторические реалии в рассказе и их значение

Мостики Уитсона названы по имени английского физика второй половины ХIХ века, создателя телеграфного аппарата, в 1884 году он предложил мостовой метод электрических измерений.

Вопросы к заданию:

1. Какое значение в рассказе имеют перечисленные исторические реалии?

2. По каким еще признакам можно определить время, в котором живут персонажи?

1. В каких ситуациях в рассказе упоминается имя героини и каково значение этих ситуаций для раскрытия смысла имени?

2. Сформулируйте и обоснуйте свою трактовку значения имени героини.

3. Какое противопоставление, характерное для понимания Платоновым мира, вы видите в данном высказывании?

Список литературы к уроку

1. Геллер М. Андрей Платонов. В поисках счастья. –М.,2000.

2. Гогоберидзе Г.М. Диалог культур в системе литературного образования. – М., 2003.

3. Замятин Е., Толстой А.Н., Платонов А., Набоков В. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. / Составитель Г.Г. Красухин. – М., 1997.

5. Карасев Л.В. Движение по склону: о сочинениях А. Платонова. – М., 2002.

6. Литература: 11 класс. Поурочные планы. – Волгоград, 2001.

7. Платонов А.П. Повести и рассказы. – М., 2002.

8. Платонов: воспоминания современников. – М., 1994.

9. Поурочные разработки по русской литературе. ХХ век. – М., 2003.

10. Пустошина А.А. Современные открытые уроки литературы. – Ростов-на-Дону, 2003.

11. Чалмаев В.А. А. Платонов: в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – М., 1999.

Татьяна СЕРГЕЕВА, учитель русского языка и литературы Барнаульской школы-интерната с первоначальной летной подготовкой, учитель года Алтая – 2004

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своём творчестве А. Платонов продолжает и развивает проблематику литературы рубежа веков. Его интересуют сокровенные глубинные основы жизни человека, которые являются важными в любые времена до тех пор, пока живо человечество. В современной Платонову ситуации его произведения были протестом против обезличивания человека общей идеей, которая не имеет значимости для отдельного человека.

Солнце, небо, дождь и снег, семья, друзья, день и ночь … жизнь … - это вечное, потому что оно овеяно любовью, что и делает человека счастливым.

- Комментарии учащихся к своим работам в музыкальном сопровождении: какими они видят счастье, любовь, вечное (желательно одним предложением)

- Почему невозможно для Фро вынести разлуку с мужем?

(отвечая, учащиеся заполняют уравнение, заканчивают предложение)

Для Фро любовь = жизни, радости бытия

Лейтмотив героини – влюблённая душа

Счастье для неё – эгоистическое чувство. Взять у мира счастье для себя. Отсюда безразличие к близким.

Возвращение мужа – возвращению счастья.

Фро молода, любит, хочет быть счастливой. Она тоскует по мужу, без него она теряется в этой жизни, теряет стержень. Никого и ничего не замечает Фро вокруг себя как что-то отдельное, живое, страдающее или радующееся. Для неё любовь к мужу = счастью, но счастью эгоистическому. А поэтому возвращение мужа = возвращению счастья.

- Почему же эта попытка вернуть счастье не удалась для Фро?

По мнению А. Платонова, любовь приносит счастье, делает человека счастливым, если она бескорыстна, если она многогранна, если ею человек наполняет пространство вокруг себя.

- Как вы понимаете эти слова? Мыслям какого писателя они созвучны?

В Оленьке никаких перемен!

- В чём выразилась перемена во Фро? Почему она может вынести теперь

разлуку с мужем?

Изменились отношения с отцом, изменились отношения с мальчиком

с губной гармоникой.

Фро услышала, как страдают другие люди, возникло сочувствие к ним. Мальчик похож на детскую фотографию Фёдора, это только теперь увидела Фрося: так далёкое становится близким.

- Как вы понимаете смысл финальной сцены рассказа?

- Любовь Мастера и Маргариты – это счастье? (можно не обсуждать, так как ранее об этом говорилось. Достаточно напомнить учащимся эту пару, эту любовь)

Маргарита – энергичная, самостоятельная, прямолинейная, справедливая

Фрося – благомыслящая, радостная, включает в себя и Ефросинию (радость, веселье), и Афродиту (богиня любви и красоты)

Ольга – святая, светлая, мудрая, роковая

(Обращение к работам учащихся)

- Покажите, выразите с помощью веток, прутьев своё понимание женского счастья, любви, вечного (работа в группах – 3 минуты)

На доске

Искусство заключается в том, чтобы посредством

наипростейшего выразить наисложнейшее.

А. Платонов

Женское счастье и Фро, и Маргариты, и Оленьки так похоже на эту ветку: можно легко разломить, а можно гнуть, гнуть …

Когда любовью наполняется сердце, да так, что тесно ей там, душа вступает в действие. И любовью одаривается каждый, особенно страдающий. И чувствует себя человек по-настоящему счастливым!

Домашнее задание

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

На фоне рассуждений об отношении героев рассказа к труду А.П. Платонов показывает их скромный быт. Муж Фроси не ценит и не копит деньги. Питается семья очень скромно (чай с сушками, вчерашние макароны). Из повествования видно, что так живут и другие семьи: Наташа Букова мечтает попить с мужем фруктовой воды, а соседи Фроси в который раз откладывают замену обветшавшего белья. Становится очевидным, что герои рассказа работают не ради денег, а просто из-за потребности делать свое дело в жизни.

Фрося же, скучая без мужа, решается вызвать его ложной телеграммой о том, что она при смерти. Тот сразу же приезжает. Начинается счастливое время. День за днем герои наслаждаются своей любовью, каждый раз откладывая дела (работу, учебу). На десятый день Федор, муж Фроси, все-таки уезжает опять на Дальний Восток. Мещанскому семейному счастью герой предпочитает окрыляющее его дело.

Муж Фроси искренне любит ее, но он не может позволить себе потратить всю жизнь на собственные наслаждения. Глобальные мечты о счастье всех людей, всего человечества заставляют его включаться в самые смелые проекты.

В этом рассказе А.П. Платонов подчеркивает одну из своих излюбленных идей о том, что человек должен жить ради дела, а не ради мирских утех. Так жили наши предки из поколения в поколение. Так назначено жить и нам. Нс случайно в разговоре с дочерью отец Фроси рассказывает о том, как ждала его с работы жена, и говорит о том, что и Фросе надо так преданно ждать мужа. В финале рассказа Фрося смиряется со своей судьбой. Ее внимание к соседскому мальчику заставляет читателя верить в то, что сбудется ее мечта и у нее скоро тоже появится похожий на Федора ребенок. Это событие наполнило бы ее жизнь смыслом и истинным счастьем.

Читайте также: