Физкультурно спортивная деятельность в школе

Обновлено: 05.07.2024

Физическое воспитание детей, а также организация физкультурно-спортивной работы - одна из первоочередных задач государства. С этой целью создаются детско-юношеские спортивные школы всех наименований (ДЮСШ, ДЮСТШ), детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва (СДЮШОР) (далее - спортивные школы), а также другие учреждения, осуществляющие физкультурно-спортивную деятельность, в том числе школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ), училища олимпийского резерва (УОР), физкультурно-спортивные клубы и другие физкультурно-спортивные организации.

Рассмотрим особенности организации деятельности спортивных школ.

Общие положения по организации деятельности спортивных школ. Основным документом, регламентирующим деятельность спортивных школ, являются Методические рекомендации .

Письмо Росспорта от 12.12.2006 N СК-02-10/3685 "О Методических рекомендациях по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации".

Как определено п. 1.1 данных Рекомендаций, спортивная школа представляет собой образовательное учреждение дополнительного образования детей, организация которого осуществляется в соответствии с Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 233. Максимальный возраст обучающихся в спортивных школах не должен превышать 18 лет (для учащейся молодежи - 21 года), минимальный - четырех. Последнее возможно при следующих условиях (п. 3.2 Методических рекомендаций):

  • наличие письменного заявления одного из родителей (законного представителя) ребенка;
  • наличие образовательной программы с методикой физического воспитания детей раннего возраста;
  • сохранение спортивной школой набора детей в группы начальной подготовки в возрастном диапазоне, рекомендованном образовательной программой;
  • наличие у тренера-преподавателя, привлеченного к работе с детьми раннего возраста, квалификационной категории или прохождение им специальных курсов повышения квалификации.

Рекомендуемый минимальный возраст зачисления детей в спортивные школы по видам спорта определяется в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) СанПиН 2.4.4.1251-03, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 N 27.

На спортивные школы возлагаются как общие задачи организации образовательного процесса, так и реализация политики в области физической культуры и спорта (см. таблицу).

К сведению. Обоснованием открытия спортивной школы в виде СДЮШОР является необходимость обеспечения целенаправленной подготовки спортивного резерва для сборных команд (команд по игровым видам спорта) муниципального образования или субъекта РФ по олимпийским видам спорта. Условиями функционирования СДЮШОР являются (п. 1.7 Методических рекомендаций):

  • наличие необходимой материально-технической базы по культивируемому виду спорта и организация работы СДЮШОР на базе спортивного сооружения;
  • наличие образовательных программ спортивной подготовки повышенного уровня (спортивное совершенствование и высшее спортивное мастерство), в том числе экспериментальных и авторских;
  • наличие высококвалифицированных тренерских кадров, обеспечивающих реализацию данных образовательных программ;
  • наличие региональной системы соревнований по культивируемому (олимпийскому) виду спорта (дисциплине), позволяющей юным спортсменам выполнять установленные нормативные требования по видам спорта;
  • традиционность и популярность данного вида спорта в регионе;
  • наличие спортивных клубов (центров спортивной подготовки) и команд мастеров в регионе, в которых могли бы продолжить спортивную деятельность обучающиеся в СДЮШОР.

Невыполнение возложенных на спортивную школы функций и задач, реализация образовательного процесса не в полной мере, причинение вреда жизни и здоровью обучающихся, а также нарушение их прав и свобод влекут применение к учреждению соответствующих предусмотренных законодательством РФ видов ответственности (п. 1.2 Методических рекомендаций).

Спортивным школам разрешается создавать структурные подразделения по виду (видам) спорта или этапу подготовки.

Организация спортивной подготовки. Она основывается на реализации этапов подготовки учащихся спортивных школ и предусматривает многолетний период подготовки. Выделяют следующие этапы подготовки:

  • спортивно-оздоровительный. Данная группа формируется как из вновь зачисляемых в спортивную школу обучающихся, так и из обучающихся, не имеющих по каким-либо причинам возможности продолжать занятия на других этапах подготовки, но желающих заниматься избранным видом спорта;
  • начальный. Набор в эту группу при наличии большого количества желающих осуществляется по результатам сдачи контрольных нормативов. Порядок проведения отбора устанавливается учреждением и доводится до сведения общественности;
  • учебно-тренировочный. На данном этапе обучаются лица, проходившие необходимую подготовку на этапе начальной подготовки не менее одного года. Еще одним условием зачисления на этот этап подготовки является выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, установленных образовательными программами;
  • спортивного совершенства. Указанный этап подготовки распространяется на спортсменов, выполнивших нормативы спортивного разряда не ниже кандидата в мастера спорта России, по игровым видам спорта - не ниже первого спортивного разряда;
  • высшего спортивного мастерства. На данный этап зачисляются перспективные спортсмены, вошедшие в основной или резервный состав сборной команды субъекта РФ и показывающие стабильные высокие результаты (на уровне нормативов мастера спорта России). Возраст обучающегося на этом этапе может не ограничиваться, если спортсмен продолжает выступать за данную спортивную школу на условиях письменного договора.

Стоит отметить, что в целях повышения спортивных результатов региона на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства рекомендуется согласовывать списки обучающихся (спортсменов) с соответствующими местными и региональными органами управления физической культурой и спортом. Кроме того, учащиеся спортивных школ в случае зачисления их в целях повышения спортивного мастерства в УОР или ШВСМ имеют право выступать за школьную команду, но не более двух лет.

Зачисление в каждую из групп подготовки осуществляется на основании приказа директора спортивной школы. Перевод в группы спортивной подготовки производится на основании решения тренерского совета. При принятии решения совет руководствуется стажем занятий учащегося, выполнением им контрольных нормативов общей и специальной физической подготовки, а также заключением врача (медицинской комиссии) (п. 3.13 Методических рекомендаций).

Приведем организационную структуру спортивной подготовки.

"+" - основные этапы подготовки;

"*" - рекомендуется при наличии условий и возможностей;

На каждом этапе подготовки проводится анализ деятельности спортивной школы. При этом используются следующие критерии (п. 2.4 Методических рекомендаций):

а) стабильный рост общей физической подготовленности обучающихся наряду с основами технических навыков в избранном виде спорта;

б) уровень усвоения основ знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а также овладения теоретическими основами физической культуры и навыков самоконтроля;

а) стабильность состава обучающихся. Уровень потенциальных возможностей обучающихся в избранном виде спорта;

б) динамика роста индивидуальных показателей физической подготовленности обучающихся;

в) уровень усвоения основ техники в избранном виде спорта;

а) состояние здоровья, уровень физической подготовленности обучающихся;

б) динамика роста уровня специальной физической и технико-тактической подготовленности обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями;

в) уровень усвоения объемов учебно-тренировочных нагрузок, предусмотренных образовательной программой спортивной подготовки по избранному виду спорта;

г) выполнение нормативов массовых спортивных разрядов;

а) уровень общего и специального физического развития и функционального состояния организма обучающихся;

б) динамика спортивных достижений, результаты выступлений в официальных региональных и всероссийских соревнованиях;

в) зачисление воспитанников спортивной школы в училища олимпийского резерва и школы высшего спортивного мастерства;

а) стабильность успешных выступлений во всероссийских и международных соревнованиях;

б) достижение результатов уровня сборных команд России.

Наполняемость учебных групп и объем учебно-тренировочной нагрузки определяются с учетом техники безопасности в соответствии с образовательной программой. В случае отсутствия указанных нормативов учреждения вправе придерживаться нормативов, представленных в Методических рекомендациях.

Также стоит отметить, что продолжительность одного занятия в группах спортивно-оздоровительной направленности и начальной подготовки не должна превышать двух академических часов, в учебно-тренировочных группах - трех академических часов при менее чем четырехразовых тренировочных занятий в неделю; в группах, где нагрузка составляет 20 часов и более в неделю, - четырех академических часов, а при двухразовых занятиях в день - трех академических часов (п. 4.7 Методических рекомендаций).

Организация учебно-тренировочного процесса. Данный процесс осуществляется в течение всего календарного года. Начало и окончание учебного года зависят от специфики вида спорта, календаря спортивных соревнований, периодизации спортивной подготовки и устанавливаются администрацией спортивной школы для каждого вида спорта индивидуально (п. 4.1 Методических рекомендаций).

Учебно-тренировочные занятия в отделениях по видам спорта спортивной школы проводятся в соответствии с годовым учебным планом, рассчитанным на 46 недель учебно-тренировочных занятий, непосредственно в условиях спортивной школы и дополнительно 6 недель - в условиях оздоровительного лагеря спортивного профиля и (или) по индивидуальным планам обучающихся на период их активного отдыха. Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам, медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях, матчевых встречах, учебно-тренировочных сборах, инструкторская и судейская практика. К проведению учебно-тренировочных занятий в учебно-тренировочных группах, группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства, кроме основного тренера-преподавателя, допускается привлекать дополнительно тренеров-преподавателей и других специалистов в пределах количества часов образовательной программы.

Круглогодичность учебно-тренировочного процесса, спортивной подготовки и активного отдыха учащихся в период каникул поддерживается в виде организации спортивно-оздоровительных лагерей. Порядок привлечения работников к работе в них определяется в соответствии с Порядком и условиями привлечения педагогических и других работников для работы в оздоровительных лагерях, летних загородных дошкольных учреждениях, по проведению туристских походов, экспедиций, экскурсий и оплаты их труда, утвержденными Приказом Минобразования России от 29.03.1993 N 113.

Методическими рекомендациями установлены и сроки проведения учебно-тренировочных сборов. Так, для подготовки обучающихся в личных и командных видах спортивных дисциплин, в том числе по игровым видам спорта, спортивной школе рекомендуется проводить учебно-тренировочные сборы продолжительностью до 12 дней к муниципальным, региональным и г.г. Москвы и Санкт-Петербурга и до 18 дней к всероссийским и международным соревнованиям (п. 4.8 Методических рекомендаций). Группы высшего спортивного мастерства могут работать в режиме постоянно действующих учебно-тренировочных сборов по подготовке к международным, всероссийским соревнованиям, матчевым встречам и международным турнирам продолжительностью до 100 дней для выявления и подготовки перспективных спортсменов, кандидатов в муниципальную, региональную сборные команды, а также сборные команды г.г. Москвы и Санкт-Петербурга и до 250 дней для подготовки спортсменов, включенных в состав сборных команд РФ (п. 4.9 Методических рекомендаций).

Медицинское обслуживание и контроль. Как определено п. 5.1 Методических рекомендаций, медицинское обеспечение обучающихся осуществляется спортивной школой в соответствии с Приказом Минздрава России от 20.08.2001 N 337 "О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры" (далее - Приказ Минздрава России N 337) и другими нормативными актами.

Приказом Минздрава России N 337 утверждено Положение о медицинском обеспечении лиц, занимающихся физкультурой и спортом. Данное обеспечение осуществляется врачебно-физкультурными диспансерами и отделениями независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности. Главное условие осуществления деятельности - наличие лицензии на выполнение работ и оказание услуг по медицинской деятельности (в области лечебной физкультуры и спортивной медицины).

Медицинское обеспечение учащихся спортивных школ осуществляется:

  • специалистами соответствующих поликлиник - для допуска к занятиям в группах начальной подготовки;
  • специалистами врачебно-физкультурных организаций и подразделений - для допуска к занятиям в группах спортивного совершенствования.

Медицинское обеспечение может осуществляться в медицинских кабинетах. Дело в том, что согласно Приказу Минздрава России N 337 медицинский кабинет является структурным подразделением врачебно-физкультурного диспансера либо иного лечебно-профилактического учреждения или спортивной организации.

Приказом Минздрава России N 337 утверждено Положение по организации такого кабинета. В частности, его деятельность заключается:

  • в организации и проведении лечебно-профилактических мероприятий по восстановлению и повышению спортивной работоспособности и реабилитации после перенесенных травм и заболеваний;
  • в организации медицинского обеспечения спортивно-массовых мероприятий, учебно-тренировочных сборов и соревнований;
  • в проведении экспертных осмотров лиц различных возрастных групп, занимающихся физической культурой и спортом, с целью раннего выявления заболеваний, оценки уровня физического развития и функционального состояния и подготовки соответствующих рекомендаций.

Учебно-спортивная база спортивной школы. В силу п. 6.1 Методических рекомендаций спортивным школам при определении перечня оборудования, инвентаря, спортивной формы и обуви в объеме, необходимом для качественного проведения учебно-спортивной работы, рекомендуется руководствоваться Табелем оснащения спортивных сооружений массового пользования спортивным оборудованием и инвентарем, утвержденным Приказом Госкомспорта России от 26.05.2003 N 345 (далее - Табель оснащения спортивных сооружений), и Табелем обеспечения спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального пользования, утвержденным Приказом Госкомспорта России от 03.03.2004 N 190/л (далее - Табель обеспечения спортивной одеждой, обувью и инвентарем).

Например, в отношении олимпийских видов спорта Табель оснащения спортивных сооружений определяет номенклатуру и необходимое количество оборудования и инвентаря и других спортивно-технологических средств на спортсооружениях, предназначенных для проведения массовых занятий по физической культуре и спорту, учебно-тренировочного процесса и соревнований с начинающими спортсменами и спортсменами массовых разрядов. Количество оборудования, инвентаря и других технологических средств в перечнях по видам спорта рассчитано на одно специальное по данному виду спорта спортивное сооружение, соответствующее строительным нормам, нормам единовременной пропускной способности, санитарно-гигиеническим требованиям и - главное - правилам проведения соревнований.

Также в Табель включены основное оборудование и инвентарь, необходимые для оформления спортивных сооружений при проведении соревнований и массовых мероприятий на этих спортивных объектах; перечни оборудования и инвентаря для работы судейской коллегии при проведении соревнований, для оснащения методических кабинетов спортивных сооружений и медицинских пунктов, расположенных на этих сооружениях.

Например, применительно к занятиям баскетболом спортивные школы должны быть оборудованы по следующим нормам:

В соответствии с Табелем обеспечения спортивной одеждой, обувью и инвентарем при приобретении спортивной одежды, обуви и инвентаря для занятий баскетболом спортивная школа обязана руководствоваться следующими нормами:

Обеспечение учащихся и тренеров-преподавателей спортивных школ, специализирующихся по баскетболу, спортивной одеждой, обувью и спортивным инвентарем индивидуального пользования

При отсутствии в спортивных школах собственных спортивных сооружений и оборудования в смете доходов и расходов должны быть предусмотрены расходы на их аренду (п. 6.2 Методических рекомендаций).

"Учреждения физической культуры и спорта:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Автор: Углов Иван Владимирович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "ООШ №98"
Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: "Модель физкультурно-спортивной деятельности в школе"
Раздел: среднее образование

Модель физкультурно-спортивной деятельности в школе

предполагает взаимодействие всех участников педагогического процесса и

Модель физкультурно-спортивной деятельности в школе (рис.1).

Опишем данную модель.

Целями физкультурно-спортивной деятельности в школе являются:

потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.

культуры и спорта.

- Пропаганда и приобщение к здоровому образу жизни обучающихся.

- Формирование навыков и развитие мотивации обучающихся к выбору

здорового образа жизни.

должны быть направлены на решение задач:

укреплению физического и психического здоровья обучающихся средствами

физической культуры и спорта;

Цель: сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитание потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом; пропаганда и приобщение к здоровому образу жизни обучающихся; воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физкул ьтурой, использовать различные спортивные игры в организации своего отдыха; дополнительное образование обучающихся в области физической культуры и спорта; формирование навыков и развитие мотивации обучающихся к выбору здорового образа жизни.

В современных условиях проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье ребёнка, определяется воздействием внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять этим воздействиям. Учащихся необходимо научить правильно и целесообразно выбирать средства и формы для формирования здорового организма.

Успешность этой деятельности, устранение вредных воздействий и повышение устойчивости к ним, определяет направления усилий по сохранению и укреплению здоровья.

Культурный же человек, как отмечал И.И. Брехман, "не должен допускать болезни, особенно хронические, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни в течение довольно длительного времени".

Свою долю ответственности за здоровье учащихся несёт система образования.

Известно, что здоровый образ жизни, положительное отношение к занятиям спортом и физической культурой закладывается в школьные годы. Семья вместе с общеобразовательной школой играет в этом немаловажную роль.

Внеклассная физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа решает много важнейших задач. Успешность их решения зависит от правильного, чёткого планирования и организации методической работы в школе в которой принимают активное участие (директор ОУ, завуч-куратор, председатель методического объединения, классные руководители, медицинский работник школы, родители, совет старшеклассников, попечительский совет школы).

Только совместная работа всех звеньев управления школы даёт возможность грамотно и целесообразно организовать спортивно-массовую работу школы направленную на оздоровление школьников, приобщение их к ЗОЖ.

Одной из главных задач школы является укрепление здоровья и правильное физическое развитие учащихся. С этой целью используются различные формы: урок физической культуры, физкультминутки, спортивные секции, подвижные перемены, час здоровья, спортивные праздники, дни здоровья и спорта и тд. Ведётся совместная работа учителей физ. культуры и медицинского работника по отслеживанию состояния здоровья. Составляются графики и диаграммы состояния здоровья учащихся, их анализ, учитывается охват учащихся занимающихся спортом, проводится анкетирование учащихся.

Цель анкетирования выявить наиболее популярные виды спорта, а также интерес школьников в изучении предмета. С помощью анкетных данных выявляем группы риска учащихся с малоподвижным образом жизни.

  1. Занимаешься ли ты спортом? Каким?
  2. Занимаются ли родители с тобой физической культурой?
  3. Чтобы ты хотел(а) дополнить к уроку физической культуры?

Анкетные данные помогли выявить классы с наибольшим риском, где ребёнок предоставлен сам себе, его досуг не организован. Данную проблему обсуждаем на педагогических советах, с классными руководителями, даём рекомендации на общешкольных родительских собраниях, приглашаем медицинских работников, тренеров спортивной школы с целью ознакомления родителей и детей со здоровье сберегающими технологиями.

Задача учебного предмета физическая культура: формирование навыков ЗОЖ через систему физкультурно-оздоровительных мероприятий. Основной формой является урок физической культуры. Полностью и качественно решить 3 основные задачи школьного физического воспитания: образовательную, воспитательную, оздоровительную только за счёт 2 уроков физической культуры крайне сложно, а порой и невозможно. Поэтому мы используем резервы физкультурно-оздоровительных мероприятий, внеклассную, внешкольную и физкультурно-спортивную работу. Осуществляем это вместе с учреждениями дополнительного образования. Поддерживаем связь с ДЮСШ по таким видам спорта, как лыжи, волейбол, бокс, баскетбол, карате, а также со спортивным клубом "Беркут" и аэробики. Сотрудничаем с фок "Надежда", ребята с удовольствием посещают бассейн и тренажёрный зал.

Оздоровительная роль достигается:

- организацией учебного процесса с учётом состояния здоровья школьников;

- обеспечения гигиенических условий;

Внеклассные спортивно- массовые мероприятия включают в себя такие соревнования как:

- Декада физической культуры и ОБЖ, в которую входят президентские состязания, конкурс рисунков о спорте и ЗОЖ, конкурс меткий стрелок, санитарных дружин, кросс, футбол, волейбол, баскетбол, пионербол, весёлые старты;

- Дни спорта, дни здоровья;

- Мужичёк с ноготок;

- Первенство по волейболу, баскетболу, пионерболу, футболу;

- Безопасное колесо и тд.

Спортивные праздники проводим совместно с ДОУ № 22,66, СОШ № 10,23,33, сотрудничаем с КТОСОМ № 4 и специалистами отдела физической культуры. Сборная школы успешно выступает в городских соревнованиях по волейболу, баскетболу, футболу, лёгкой атлетике, лыжных гонках и др. В школе работают спортивные секции по баскетболу, волейболу, пионерболу, лыжам, аэробике, карате, тэквондо. Школа является лауреатом городского конкурса "Лучший школьный двор". Праздники сопровождаются концертами школьного ансамбля.

В своей работе особое внимание уделяется основным направлениям развития учащихся средствами физического воспитания на основе индивидуального - дифференцированного подхода с учётом психолого-педагогических исследований. Уделяется внимание методики и технологии современного урока, обсуждаются новинки в методике проведения уроков, внеклассных мероприятий, здоровье сберегающих технологий учащихся. В центре внимания ставятся вопросы физического воспитания, здоровья детей и подростков, техники безопасности во время занятий физической культурой, проектной деятельности, подготовки к экзаменам. Большая роль отводится исследовательской работе, такой как графический анализ по технологии профессора педагогических наук Третьякова П.И 1 блок "Здоровый образ жизни и физическое совершенствование". Составлены: диаграмма состояния здоровья учащихся, графический анализ видов заболеваний учащихся, график учащихся, занимающихся физической культурой и спортом. Анкетирование учащихся с целью выяснения двигательную активность учащихся и их родителей с целью оздоровления и семейного воспитания, учёта пожеланий и выявления наиболее популярных видов спорта.

В целях совершенствования системы Олимпийского образования школьников, стимулирования изучения ими основных Олимпийских знаний, популяризации творческого труда выдающихся олимпийцев, их благородных поступков, являющихся эффективным методом воспитания подрастающего поколения, проводится конкурс лучший реферат, конкур рисунков на спортивную тему, тесты по знаниям олимпийского движения. Ежегодно ученики школы участвуют в городском конкурсе " Олимпийское образование России ". В своей работе использую научную концепцию и теории авторов: ведущего педагога профессора, доктора педагогических наук Ляха В.И, а так же профессора педагогических наук Третьякова П.И


Введение. В настоящее время стало объективной необходимостью воспитывать людей, способных быстро обучаться, легко осваивать в больших количествах новую информацию, перерабатывать и трансформировать полученные знания, умения и навыки в соответствии с быстроменяющейся ситуацией [1].

Физическое воспитание содержит большой потенциал интеллектуального и воспитательного воздействия на личность. Результаты такого воздействия находят отражение в совершенствовании многих физиологических функций, в том числе и тех, которые обеспечивают функционирование психических процессов, эффективную интеллектуальную деятельность, нормальное душевное состояние человека, его физическое и духовное здоровье [2].

Освоение движений и развитие физических качеств способствуют более эффективному развитию всех физиологических и психических функций, в том числе памяти, сознания, мышления, интеллекта человека. Такое позитивное воздействие двигательной активности на психику человека обусловлено тем, что именно освоение движений с целью более успешного решения двигательных задач, более эффективного удовлетворения природной потребности в движении было ведущим началом в развитии мозга и его функций почти на всем протяжении многовековой эволюции.

Однако в физическом воспитании учащихся еще наблюдается недооценка и неумение преподавателя реализовать все возможности физической культуры, воспитать у подрастающего поколения интерес к занятиям физическими упражнениями. Такая ситуация требует внесения в содержание образования по физическому воспитанию школьников научно обоснованных изменений, выделения педагогического воздействия на учеников, при котором возникнет необходимость в активной и сознательной деятельности учащихся в сфере физической культуры.

Цель нашего исследования — сформулировать теоретико-методические основы повышения эффективности учебного процесса школьников посредством физкультурно-спортивной деятельности и педагогические условия их осуществления.

Мы исходили из того, что уроки физической культуры должны отвечать прежде всего образовательным задачам, соотноситься с задачами, решаемыми по другим предметам, способствовать вооружению учащихся приемами саморазвития.

Модернизация системы физического воспитания школьников предполагает учет четырех основных характеристик: возрастных особенностей школьников, содержания физического воспитания, участия педагогического коллектива школы, условия обучения в школе (менталитет здоровья). Недооценка этого сдерживает процесс модернизации физического воспитания [3].

Наше исследование базировалось на измерении меняющихся интеллектуальных качеств, повышающих успешность в обучении не только по физической культуре, но и по общеобразовательным предметам вследствие увеличения объема двигательной активности.

Количество испытуемых Успеваемость,
I полугодие II полугодие I полугодие II полугодие
9-е классы Темп прироста Контрольная группа, n=28 Экспериментальная группа, n= 26
4,68+0,62 4,2+0,56 4,6+0,5 4,87+0,5
Повышение на 0,07% Повышение на 0,8%
10-е классы Темп прироста 4,6+0,5 4,5+0,5 4,6+0,5 4,88+0,6
n = 45 n = 51
Повышение на 1,9% Повышение на 10,2%
11-е классы Темп прироста 4,3+0,5 4,2+0,6 4,37+0,6 4,59+0,7
n = 35 n = 53
Снижение на 5,9% Повышение на 3,3%

Кроме уроков физической культуры применялись:

  • физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, внеурочные физкультурно-оздоровительные мероприятия, физкультминутки, закаливающие мероприятия);
  • активный отдых (физкультурный досуг, физкультурные праздники, дни здоровья);
  • самостоятельная двигательная деятельность детей;
  • работа с семьей (задания на дом);
  • секционная работа.

Объединение в комплекс уроков, мероприятий внеклассной и дополнительной деятельности учащихся создает предпосылки появления условий, повышающих эффективность учебного процесса. При этом важно, чтобы данная работа являлась отлаженной системой в работе общеобразовательной школы.

Задачи физического воспитания решались в комплексе, что позволило ученику приобрести необходимую базу для дальнейшего физического, интеллектуального, духовного, эмоционального развития; психофизической готовности к обучению в школе и трудовой деятельности. Приобретение школьниками знаний зависит от педагогических условий в учебной деятельности, особенно от желания самого обучающегося, которое обусловливается мотивами учения, формирование которых — одно из важнейших условий развития интеллектуальных качеств ученика.

Рациональное использование возможностей физической культуры для развития умственных способностей учащихся обеспечивается решением следующих направлений:

  • обучение необходимому жизненно важному арсеналу умений и навыков в процессе физкультурно-спортивной деятельности, должному объему знаний в области физической культуры, гигиены и медицины, овладение знаниями и умениями по основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями;
  • укрепление здоровья и повышение физической подготовленности обучающихся, развитие функциональных возможностей их организма и совершенствование физических качеств средствами физической культуры;
  • воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями для физического и духовного совершенствования, формирование здорового стиля жизни, поиск рациональных способов самовоспитания и самопознания;
  • развитие познавательных способностей, таких как любознательность и пытливость, острота мышления, динамичность, умение абстрагировать, обобщать, сравнивать, делать выводы;
  • привитие организаторско-методических умений;
  • воспитание нравственных и волевых качеств (благородства, честности, уважения к сопернику).


Рис. 1. Уровень учебной успеваемости учащихся экспериментальной группы по общеобразовательным предметам


Рис. 2. Сравнительные показатели умственной и физической подготовленности учеников контрольной и экспериментальной групп за период с 2000 по 2004 г.

В школе № 609 г. Зеленограда путем пересмотра подходов к процессу физического воспитания была выстроена система, основанная на повышенном двигательном режиме, соединении в комплекс всех форм физического воспитания, что дало положительный образовательный результат.

Система физического воспитания в школе работает на решение главной цели: способствовать вооружению учащихся способами саморазвития и их сознательного участия в этом процессе; рациональностью содержания и объема физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, широким вовлечением учащихся в различные формы внеурочной работы по физической культуре, спорту и туризму, внедрением самостоятельных занятий физическими упражнениями в повседневную жизнь школьников, регулярным врачебным контролем за здоровьем учащихся и постановкой учебно-воспитательной работы, физкультурной грамотностью родителей. А для этого им необходимы определенные теоретические знания и практические навыки по физической культуре.

В программе по физической культуре для учащихся 1-11-х классов при повышенном объеме двигательной активности, разработанной в средней общеобразовательной школе № 609, помимо практических включены специальные занятия по основам теоретических знаний [4]. Это коренным образом отличает процесс образования в контрольной и экспериментальной группах (рис. 2).

С целью контроля объективности полученных данных проводилось сравнение результатов обследования учащихся школы № 609 за период с 2000 по 2004 г. с результатами учащихся контрольных групп, которое позволило определить эффективность разработанных автором воздействий (табл. 1).

Таблица 2. Показатели здоровья учащихся школы №609 г. Зеленограда в 2000-2004 гг., %

Учебные годы 1-4-е классы (л = 486) 5-9-е классы (п=1055) 10-11-е классы (п=314)
2000/2001 24,3 55,5 19,8
2001/2002 24 55,3 18,5
2002/2003 21,3 50,6 16,6
2003/2004 18,7 46,4 15,1


Благодаря повышенной двигательной активности (три урока физкультуры в неделю и дополнительных занятий) сократилось число простудных заболеваний. В табл. 2 прослеживается динамика заболеваемости, где за 100% взято количество случаев ОРВИ за учебный год.

Ученики подготовительных и специальных медицинских групп, изучая теоретические основы физкультурных знаний, приходят к потребности заниматься физкультурой в доступной для них форме. При ограничении физической нагрузки они изготавливают пособия: альбомы, рефераты, подбирают комплексы физических упражнений, а также упражнений для развития двигательных качеств, участвуют в судействе соревнований по различным видам спорта.

Для эффективного использования разработанной нами методики рекомендуем придерживаться следующих условий:

а) для оптимизации учебно-воспитательного процесса необходима координация совместной деятельности преподавателей и родителей;

б) формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни;

в) развитие потребностно-мотивационной сферы, которая является центральным фактором всех воспитательных воздействий. Она формируется в процессе социально-психологического, интеллектуального и двигательного воспитания. Все виды воспитания должны осуществляться в комплексе в процессе учебной, внеклассной, внешкольной, досуговой, внутрисемейной физической культуры.

В процессе интеллектуального воспитания нужно развивать умение вовлекать школьника в суть окружающего мира, усиливать положительные мотивы учения, обеспечивающие эмоции, вызывающие у школьника интерес к уроку и желание после занятий продолжить процесс познания. Активизировать творчество школьников, обеспечивающее учебный успех каждого ученика. Рационально сочетать спортивную деятельность с учебной, художественной, общественно полезной и досуговой деятельностью.

На основе профессионализма педагогических кадров, хорошей материальной базы, положительных традиций не только обеспечивается достижение высоких результатов на уроках физической культуры, внеклассных занятиях, участия в соревнованиях, создаются благоприятные условия для интеллектуального воспитания и повышается успешность в обучении.

  1. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках: пособие по спецкурсу для вузов /М.В. Кларин. - М., 1994. - 222 с.
  2. МатвеевЛ.П. Теория и методика физической культуры. Общие основы теории и методики физического воспитания: Теоретико-методические аспекты и профессионально-прикладные формы физической культуры: учебник для ин-тов физкультуры /Л.П. Матвеев. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 428 с.
  3. Пирогова Е.А. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека /Е.А. Пирогова, Л.Я. Иващенко, Н.П. Стрепко. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 150 с.
  4. Физическая культура: Программа с повышенным объемом двигательной активности для учащихся 1-11-х классов /Ю.Д. Железняк, Е.А. Блехман, Л.Е. Савиных, Е.Н. Харитонова. — Зеленоград, 2005. — 135 с.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Читайте также: