Физиологический анализ средств восстановления представленных в школьной программе

Обновлено: 07.07.2024

Центральное место в проблеме восстановления отводится педагогическим средствам, предполагающим управление работоспособностью спортсменов и восстановительным процессам посредством целесообразно организованной мышечной и другой деятельности (рис. 1).

Возможности педагогических средств восстановления исключительно многообразны. Здесь следует отметить подбор, вариативность и особенности сочетания средств и методов в процессе построения программ тренировочных занятий, разнообразие и особенности сочетание при построении микроциклов, применение восстановительных микроцикловпри планировании мезоциклов и др.

При построении программ тренировочных занятий заслуживает внимания организация подготовительной и заключительной частей. Рациональное построение первой части занятия, способствуя более эффективному врабатыванию, помогает достичь высокого уровня работоспособности в основной части. Рациональная организация заключительной части позволяет быстрее устранить признаки острого утомления.

Правильный подбор упражнений и методов их использования в основной части занятия обеспечивает должный уровень работоспособности и эмоционального состояния спортсменов, эффективного протекания процессов восстановления при выполнении тренировочных программ. Этому же способствует оптимальное сочетание групповой и индивидуальной форм работы, использование средств активного отдыха.

Большое значение в качестве средства активного восстановления имеет компенсаторная работа – упражнения, выполняемые с невысокой интенсивностью (существенно ниже порога анаэробного обмена – 30 – 50 % VO2 max). Такая работа обеспечивает интенсивный кровоток в мышцах и не приводит к производству лактата, а наоборот, способствует интенсификации процесса его устранения. Таким образом, медленный бег, плавание, езда на велосипеде или гребля являются эффективным средством восстановительных процессов между тренировочными и соревновательными упражнениями.

Использование в восстановительном периоде работы переменной интенсивности с резким её перепадом способствует ускорению выведения лактата.

Занятия с малыми и средними нагрузками являются действенным фактором управления процессами восстановления после занятий с большими нагрузками. Однако интенсификация процессов восстановления после тренировочных занятий с большими нагрузками наблюдается лишь в том случае, если в дополнительных занятиях применяется работа принципиально иной направленности, при выполнении которой работоспособность определяется преимущественным функционированием других систем и механизмов.

Рациональное построение различных звеньев процесса подготовки, начиная от подбора тренировочных упражнений и заканчивая планированием макроциклов, предполагает использование всего комплекса педагогических средств, способных оказать положительное влияние на протекание процессов восстановления после отдельных упражнений, нагрузок занятий, микроциклов и т. д.

Не следует забывать и об условиях, способствующих эффективному протеканию восстановительных процессов – создании благоприятного психологического микроклимата при проведении занятий и соревнований, рациональной организации отдыха и досуга и т. п.

Фармакологические и физиологические средства восстановления.

Спортивная фармакология — это, прежде всего, фармакология здорового человека, позволяющая расширить возможности приспособления организма к чрезвычайно большим нагрузкам спорта высших достижений, которые граничат с возможностями конкретного спортсмена. Рациональное применение препаратов (под понятием "препараты" в фармакологии спорта следует понимать как лекарственные средства, так и диетические добавки — ДД) при экстремальных тренировочных и соревновательных нагрузках способствует достижению собственного рекордного результата, поэтому фармакология спорта изучает влияние препаратов, которые повышают физическую выносливость, психическую устойчивость и способность организма к быстрому восстановлению ресурсов спортсмена.

Усталость всегда сопровождает виды деятельности человека, где имеются запредельные физические и психические перегрузки (стресс), зависящие от их длительности и интенсивности (марафонский бег, лыжные гонки на 100 км, восхождение на горные вершины, выполнение боевых заданий, связанных с длительными переходами, бегом, плаванием, поднятием тяжестей, работа шахтеров, сталеваров, операторская деятельность, работа в условиях гипоксии, гиподинамия у космонавтов и др.). Для поддержания работоспособности спортсменов, ускорения процессов восстановления после больших нагрузок, при остром и хроническом утомлении, переутомлении, болезненном состоянии в современном спорте применяются различные фармакологические средства. Особое внимание уделяется фармакологическим препаратам растительного происхождения. В каждом конкретном случае врач и тренер решают вопрос об использовании тех или иных восстановительных средств

Среди фармакологических средств восстановления спортивной работоспособности и профилактики переутомления особое место занимают витамины. Недостаток их в организме приводит к снижению работоспособности, утомлению и различным болезненным состояниям.

В настоящее время в спорте применяются, как правило, комплексные препараты. Среди поливитаминов наиболее распространены следующие:

Ундевит – применяется при скоростно-силовых нагрузках; при нагрузках на выносливость.

Аэровит – применяется по 1 драже 1 раз вдень (курс 30 дней).

Глутамевит – применяется в период больших физических нагрузок, при тренировках в среднегорье, в условиях жаркого климата.

Комплевит – содержит микроэлементы, соли.

Олиговит – содержит микроэлементы, соли.

Декамевит – усиливает защитные функции организма, оказывает тонизирующее воздействие. Применяется при больших физических нагрузках, расстройствах сна.

Поливита комплекс – показан при утомлении и при переутомлении.

2. Противогипоксические средства.

Противогипоксическим требованиям отвечают следующие вещества: цитохром-С, аскорбиновая, аспарагиновая, фолиевая, пантатеновая кислоты и др. Эти препараты оказывают положительное действие на организм при развитии кислородной недостаточности. Под их влиянием улучшается общее самочувствие, снижается интенсивность симптомов гипоксии, повышается физическая работоспособность.

Бемитил – способствует ускорению восстановления и повышению работоспособности.

Глутаминовая кислота (глутамит натрия) – стимулирует окислительные процессы.

Гутимин – увеличивает интенсивность гликолиза, сокращает расходование во время физических нагрузок гликогена, ограничивает накопление избыточного лактата.

3. Препараты, влияющие на энергетические и метаболические процессы.

Цернилтон – даёт общеукрепляющий эффект, повышает устойчивость организмак инфекциям и воспалениям. Применяется как профилактическое средство, а также при смене временного пояса.

Пикамилон – снимает психоэмоциональную возбудимость, чувство усталости, улучшает настроение, обладает антистрессовым действием, ускоряет процессы восстановления, улучшает сон.

Аспаркам – обладает противоаритмическим свойством, понижая возбудимость миокарда. Применяется при профилактике переутомления, при тренировках в жарком климате.

Янтарная кислота – улучшает обменные процессы.

Пантокрин – применяется в качестве тонизирующего средства при переутомлении, астенических состояниях, гипотонии.

Рибоксин – принимает непосредственное участие в обмене глюкозы, активизирует энзимы пировиноградной кислоты, что обеспечивает нормальный процесс дыхания. Показания: острое и хроническое перенапряжение сердца, нарушение сердечного ритма, интенсивные тренировки и т. д.

Калия оротат – оказывает антидистрофическое действие, поэтому может назначаться при больших физических нагрузках. Показания: острое и хроническое перенапряжение сердца, болевой печёночный синдром, нарушения сердечного ритма.

4. Препараты, обеспечивающие усиление белкового синтеза.

Оротат калия (оротовая кислота) – назначается спортсменам с низкими показателями гемоглобина и эритроцитов в период акклиматизации, повышает количество эритроцитов в крови и кислородную ёмкость крови.

  1. Увеличение общей работоспособности при тренировках, развивающих выносливость.
  2. Увеличение мышечной массы при тренировках, развивающих силовые качества.
  3. Улучшения формирования двигательного навыка в сложнокоординационных видах спорта.
  4. Повышение показателей содержания гемоглобина при их снижении у спортсменов.

Инозин (гипоксантин рибозид) – значительно увеличивает эффект оротата калия. Применение комплекса даёт возможность существенно увеличить объём и интенсивность тренировочных нагрузок.

5. Препараты энергетического действия.

Панангин - применяется при нарушении кровообращения и обменных процессов в миокарде, нарушении сердечной проводимости, тахиаритмии, а также для ускорения процессов восстановления в спортивной практике.

Глутаминовая кислота - ускоряет восстановление работоспособности после тяжёлых нагрузок и препятствует развитию отрицательных сдвигов со стороны миокарда при выполнении работы на выносливость.

Кальция глицерофосфат - применяется как общеукрепляющее и тонизирующее средство при переутомлении. Действие связано с влиянием на обмен веществ, приводящих к усилению анаболических процессов.

Лецитин - принимает участие в метаболизме аминокислот, в синтезе белков, стимулируют тонус мышечных сокращений, повышают устойчивость организма к кислородному голоданию, к утомлению, ускоряет восстановление. Препарат безвреден.

6. Тонизирующие препараты.

Экстракт элеутерококка жидкий - препарат общеукрепляющего и тонизирующего действия, повышает физическую и умственную работоспособность, малотоксичен. Применяется как тонизирующее средство в тренировочный период, во время соревнований и при перетренировке.

Действия, способствующие скорейшему восстановлению организма после тренировки.

После тренировки очень важно дать организму возможность отдохнуть от нагрузок и восстановиться к следующему занятию. Чем лучше восстановление, тем больше шансов превратить все наработанное усердными тренировками в отличный результат. Для обеспечения максимального восстановления нужно соблюдать простые правила по режиму дня, питанию, уделять время восстановительным процедурам.

Питание в течение дня

На то, как вы переносите нагрузку и восстанавливаетесь после занятий, сильно влияет питание. Питание должно быть сбалансированным, т.е. питательные вещества (белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы, вода) должны поступать в нужных пропорциях, и содержать достаточное количество калорий. Необходимо кушать не менее 3х раз в день, соблюдая режим питания.

Введение. Постоянно возрастающие требования к функциональному состоянию высококвалифицированных спортсменов во время тренировочных и соревновательных нагрузок обуславливают необходимость своевременного применения восстановительных мероприятий. Одним из простых, доступных и высокоэффективных путей повышения спортивной работоспособности является использование физических средств восстановления, и в частности гидро-, вибро-, термовоздействий и ручного массажа.

В последние годы разработано множество методик, направленных на ускорение восстановительных процессов спортсменов. Однако их применение кроме благотворного влияния нередко дает и непредсказуемый результат, выражающийся в недовосстановлении спортсменов, ухудшении их функционального состояния, переутомлении. На наш взгляд, одной из причин такой практики является то, что при планировании восстановительных мероприятий необходимо учитывать не только специфику вида спорта, функциональное состояние организма, характер предшествующей нагрузки, но и направленность действия каждого конкретного средства восстановления.

Исходя из вышеизложенного, цель нашего исследования - экспериментальное обоснование дифференцированного подхода к использованию физических средств восстановления на этапе предсоревновательной подготовки высококвалифицированных спортсменов ациклических видов спорта (на примере фехтования, бадминтона, художественной гимнастики).

Для достижения поставленной в работе цели были использованы следующие методы исследования : теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы, анкетирование спортсменов, педагогические контрольные испытания, педагогический эксперимент, физиологические методы исследования (миотонометрия, долориметрия, тензодинамометрия, эргодинамометрия, подсчет частоты сердечных сокращений, измерение артериального давления), биохимические методы исследования, методы математической статистики.

Организация исследования . В исследованиях приняли участие 56 спортсменов квалификации от 1-го разряда до мастера спорта, из них 20 фехтовальщиков, 16 бадминтонистов, 20 спортсменок, специализирующихся в художественной гимнастике. На фехтовальщиках проводились предварительные исследования в условиях лаборатории до и после применения физических средств восстановления. Бадминтонисты и художницы тестировались до тренировочного занятия, после тренировки, после восстановительных мероприятий и на следующий день. В целях углубления наших представлений о влиянии изучаемых средств восстановления был проведен ряд биохимических исследований. На основании предварительных исследований нами были разработаны и внедрены технологии дифференцированного использования физических средств восстановления на этапе предсоревновательной подготовки высококвалифицированных спортсменов.

Результаты исследования . На основании литературных данных и собственных предварительных исследований нами были разработаны технологические режимы использования физических средств восстановления (см. таблицу).

Результаты предварительных педагогических и биохимических экспериментов убедительно доказывают, что исследуемые физические средства восстановления имеют две направленности (тонизирующую или релаксирующую), которые могут запускать механизмы, характерные преимущественно для срочной или долговременной адаптации [2 - 4].

Физические средства восстановления, используемые на этапе предсоревновательной подготовки

Физические средства восстановления

тонизирующая направленность

релаксирующая направленность

Двухминутный вибромассаж в области спины в сочетании с вибростимуляцией верхних и нижних конечностей

Температура воздуха - 90°С, отн. влажность - 10-15%; выполняется 2 захода в термокамеру, время одного захода - до появления обильного потоотделения и первых неприятных ощущений (5-12 мин)


Использование восстановительных мероприятий тонизирующей направленности способствует преобладанию процессов возбуждения в ЦНС, мобилизации функциональных резервов, улучшению функционального состояния нервно-мышечного аппарата (увеличение уровня проявления скоростно-силовых возможностей), преобладанию процессов катаболизма над процессами анаболизма, что указывает на формирование процессов, характерных преимущественно для срочной адаптации. Физические средства восстановления, технологические режимы которых обеспечивают релаксирующую направленность, способствуют преобладанию процессов торможения в ЦНС, накоплению энергетических и пластических веществ, снижению функционального состояния нервно-мышечного аппарата (уменьшение уровня проявления скоростно-силовых возможностей), преобладанию процесса синтеза над процессом распада, что указывает на запуск механизмов, характерных преимущественно для долговременной адаптации. Тонизирующая направленность восстановительных мероприятий обеспечивает срочное восстановление работоспособности спортсменов, релаксирующая направленность - отставленное.

Общеизвестно, что тренировочная нагрузка приводит к значительным изменениям в организме спортсменов, повышенным энерготратам [1]. Если к этому еще добавить постоянное использование физических средств восстановления тонизирующей направленности, которая стимулирует дальнейший расход ресурсов, то становится понятным, почему существует мнение о восстановительных мероприятиях как о дополнительной нагрузке на организм [5]. Анализируя научно-методическую литературу, мы обнаружили, что большинство предлагаемых методик физических средств восстановления ориентированы в основном на тонизирующую направленность. Вероятнее всего, именно из-за необоснованного использования физических средств восстановления тонизирующей направленности в спортивной практике и наблюдаются случаи ухудшения функционального состояния спортсменов, перенапряжения и даже травмы. Чрезмерное использование средств восстановления тонизирующей направленности в тренировочном процессе способствует постоянной мобилизации функциональных резервов организма, что в конечном итоге может привести к их истощению. В связи с этим кроме стимулирования распада веществ (мобилизации функциональных резервов) необходимо стимулировать также процессы накопления энергетических и пластических веществ с помощью физических средств восстановления релаксирующей направленности.

На наш взгляд, использование физических средств восстановления необходимо рассматривать не как восстановление утраченных физических качеств, а с позиции формирования адаптационного статуса спортсменов. Последний обеспечивается благодаря взаимодействию двух механизмов - срочной и долговременной адаптации. В связи с этим сам термин "восстановление" следует понимать не как результат какой-то деятельности, а как процесс. Поэтому хотелось бы подчеркнуть, что когда речь идет о терминах: "восстановление", "средство восстановления", - это не значит, что данные мероприятия приводят функциональное состояние организма спортсменов к исходному уровню. Напротив, использование физических средств восстановления с учетом направленности их действия способствует успешному управлению адаптационными механизмами, повышая или снижая функциональную активность организма спортсменов в зависимости от задач тренировочного процесса.

На примере одного тренировочного дня ударного микроцикла нам хотелось более детально проследить изменение показателей тензодинамометрии у фехтовальщиков с целенаправленным применением восстановительных мероприятий. Полученные результаты свидетельствовали о том, что первое тренировочное занятие вызвало утомление у фехтовальщиков, выражающееся в снижении таких показателей, как мощность, работа и максимальное усилие.

Сразу после использования физических средств восстановления тонизирующей направленности наблюдалось улучшение функционального состояния нервно-мышечного аппарата за счет увеличения мощности, работы, максимального усилия. Увеличение исследуемых показателей подтверждает результаты наших предварительных исследований и указывает на запуск преимущественно механизмов, характерных для срочной адаптации. Перед вторым тренировочным занятием отмечались также тенденция к увеличению мощности и незначительное снижение остальных показателей, что свидетельствовало о готовности нервно-мышечного аппарата к последующей тренировочной нагрузке. Второе тренировочное занятие (как и первое) вызвало значительное утомление спортсменов, выражающееся в достоверном снижении мощности, работы и максимального усилия. После применения физических средств восстановления релаксирующей направленности наблюдалось дальнейшее снижение исследуемых показателей тензодинамометрии, достигшее достоверно значимых различий по отношению как к фоновым показателям, так и к результатам, полученным после второй тренировки. Данное изменение исследуемых параметров, на наш взгляд, указывает на временное снижение функциональной активности нервно-мышечного аппарата и возможность восполнения затраченных ресурсов за счет запуска механизмов, характерных преимущественно для долговременной адаптации.

Результаты, полученные на следующий день, указывали на улучшение функционального состояния нервно-мышечного аппарата спортсменов, выражающееся в достоверном увеличении работы и максимального усилия (р

Таким образом, динамика показателей тензодинамометрии у фехтовальщиков в течение тренировочного дня позволяет прийти к заключению, что использование физических средств восстановления тонизирующей направленности после первой тренировки способствует наиболее оптимальной готовности нервно-мышечного аппарата спортсменов к последующей нагрузке в режиме дня. Физические средства восстановления релаксирующей направленности, используемые после второго тренировочного занятия (в конце тренировочного дня), позволяют наиболее эффективно (со значительным приростом - на фазе суперкомпенсации) подготовить организм спортсмена к следующему дню.

На основе предварительных исследований нами был разработан дифференцированный подход к использованию физических средств восстановления для высококвалифицированных спортсменов на этапе предсоревновательной подготовки, учитывающий направленность действия восстановительных средств и педагогические особенности построения тренировочного процесса.

Физические средства восстановления, технологические режимы которых обеспечивают тонизирующую направленность, следует использовать между тренировочными занятиями в режиме дня, когда необходимо подготовить организм спортсмена после первой тренировки ко второму тренировочному занятию. Данная направленность предполагает мобилизацию наличных резервов организма, повышая тем самым функциональное состояние нервно-мышечного аппарата сразу после работы, обеспечивая срочное восстановление спортсменов и запуская механизмы, характерные преимущественно для срочной адаптации, оптимально готовя спортсмена к предстоящей нагрузке в режиме дня. Физические средства восстановления, технологические режимы которых обеспечивают релаксирующую направленность, необходимо применять в конце тренировочного дня или в день отдыха. Это будет способствовать быстрейшему снижению функциональной активности организма, обеспечивая отставленное восстановление спортсменов; запуская механизмы, характерные преимущественно для долговременной адаптации, что создаст оптимальные условия для восполнения и накопления энергетического и пластического материала и выхода организма на качественно новый уровень функционирования на следующий день. В целях усиления эффекта можно использовать как одно, так и несколько средств восстановления, только в этом случае необходимо соблюдать однонаправленность их воздействия на организм.

Проведенные педагогические эксперименты позволяют утверждать, что дифференцированный подход к использованию физических средств восстановления в предсоревновательной подготовке высококвалифицированных спортсменов ациклических видов спорта (фехтование, бадминтон, художественная гимнастика) повышает эффективность управления адаптационными механизмами спортсменов, значительно увеличивая их функциональные возможности и предотвращая случаи перетренированности и травматизма.

Разработанная технология применения физических средств восстановления способствует значительной интенсификации тренировочного процесса и может использоваться при моделировании отдельных микроциклов в предсоревновательной подготовке, при моделировании соревновательных микроциклов, а также при планировании восстановительных мероприятий на различных этапах годичного цикла подготовки высококвалифицированных спортсменов различных специализаций.

1. Физические средства восстановления в зависимости от технологического режима могут обладать различной направленностью действия на организм (тонизирующей или релаксирующей), что необходимо учитывать при планировании восстановительных мероприятий как в недельных микроциклах предсоревновательной подготовки, так и в режиме одного тренировочного дня.
2. Физические средства восстановления соответствующей направленности должны подбираться с учетом продолжительности отдыха между выполненной и предстоящей работой.
3. При двухразовых тренировочных занятиях в режиме дня, когда продолжительность отдыха до следующей нагрузки составляет 5-6 ч и менее, необходимо использовать физические средства восстановления одной направленности - тонизирующей.
4. По окончании тренировочного дня или перед днем активного отдыха, когда продолжительность отдыха до следующей нагрузки составляет 12 ч и более, следует применять восстановительные мероприятия только релаксирующей направленности.
5. При планировании комплексного использования физических средств восстановления в тренировочном процессе высококвалифицированных спортсменов необходимо учитывать однонаправленность их воздействия на организм.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

В проблеме восстановления центральное место следует отводить педагогическим средствам, предполагающим управление работоспособностью спортсменов и восстановительными процессами посредством целесообразно организованной мышечной деятельности на основании учета количественных характеристик режимов нагрузки и отдыха. К педагогическим средствам восстановления относят: подбор, вариативность и особенности сочетания методов и средств в процессе построения программы тренировочных занятий, разнообразие и особенности сочетания нагрузок при построении микроциклов. Применение педагогических средств восстановления спортивной работоспособности [В.Н. Платонов, 1997] указаны в таблице 5.

Применение педагогических средств восстановления спортивной работоспособности



Известно, что одним из основных принципов построения спортивной тренировки является цикличность, которая проявляется в систематическом повторении относительно законченных структурных единиц тренировочного процесса – отдельных занятий, микроциклов, мезоциклов, периодов, макроциклов. В настоящее время различают микроциклы тренировки продолжительностью от 2-3 до 7-10 дней; мезоциклы – от 3 до 5-6 недель; периоды тренировки – от 2-3 недель до 4-5 месяцев; макроциклы – продолжительностью от 3-4 до 12 месяцев и более [5, 23, 61].

В гребном спорте типы тренировочных микроциклов подразделяют на: втягивающие, ударные, подводящие, соревновательные и восстановительные. Методика их построения зависит от различных факторов. К ним в первую очередь следует отнести особенности протекания процессов утомления и восстановления после нагрузок отдельных занятий. Чтобы правильно построить микроцикл, нужно точно знать, какое воздействие оказывают на спортсмена различные по величине и направленности нагрузки, каковы динамика и продолжительность протекания процессов восстановления после них. Не менее важным являются также сведения о суммарном эффекте нескольких различных нагрузок, о возможности использования малых и средних нагрузок с целью интенсификации процессов восстановления после больших и значительных нагрузок.

Также большую роль играет оптимальное соотношение нагрузок и отдыха в тренировочных микроциклах. Кроме того, используют разгрузочные циклы, основная функция которых – обеспечение полноценного восстановления после напряжённой тренировки в предыдущих микроциклах и создание оптимальных условий для протекания адаптационных процессов в организме спортсмена [10, 42, 44].

Одним из наиболее эффективных путей повышения результативности гребцов при подготовке к высшим достижениям является применение ударных микроциклов с ежедневным планированием больших нагрузок. Однако высокий тренировочный эффект таких микроциклов наблюдается лишь при рациональном построении отдельных занятий с различными по направленности нагрузками. Для каждого тренировочного занятия составляется его модель, т.е. ведется планирование с заранее направленным результатом воздействия на организм спортсмена.

План тренировочного занятия (урока)

1. Направленность занятия (техническая подготовка, обучение, развитие физических качеств и т.д.).

2. Характер упражнения (гребля в одиночке, двойке, на отрезках, с гидротормозителем, с отягощением и т.д.); метод тренировки.

3. Продолжительность занятия (час, общий километраж). Длина тренировочного отрезка, дистанции.

4. Диапазон скорости, темп, интенсивность (на отрезках).

5. Интервал отдыха между отрезками или сериями.

6. Порядок прохождения отрезков или выполнения упражнений (сериями, непрерывно, с уменьшением интервала и т.д.).

7. Характер отдыха в интервале (активный, пассивный, продолжительность, при активном отдыхе – интенсивность гребли, скорость хода лодки и т.д.).

8. Количество повторений (отрезков, серий).

9. Критерий для оценки эффективности применяемой системы нагрузки и упражнений (характер движений гребца, устойчивость двигательного навыка, темп и ритм гребли, скорость лодки, самочувствие, ЧСС и т.д.).

10. Информация о нагрузке (срочная, отставленная).

Известно, что к педагогическим средствам восстановления относятся физические упражнения, подбор и вариативность сочетания которых в структуре программ тренировочных занятий в мезо- и микроциклах обеспечивает достижение планируемого результата. Их следует применять индивидуально с учетом функциональных особенностей организма каждого спортсмена.

Правильный подбор упражнений и методов их использования в основной части занятия обеспечивает высокую работоспособность спортсменов, необходимый уровень их эмоционального состояния, что благоприятно сказывается на процессах восстановления между отдельными упражнениями, а также на характере утомления. Этому способствует оптимальное сочетание групповой и индивидуальной форм работы, использование средств активного отдыха между упражнениями [8, 62, 65, 71].

Большое значение как средство активного отдыха имеет общая физическая подготовка (ОФП).

ОФП, способствуя ускорению восстановительных процессов в организме спортсмена, расширяя функциональные возможности, позволяет осваивать более высокую специальную нагрузку. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы занятия по ОФП проводились в ущерб специальной подготовке [46, 72].

Педагогическим средством, способствующим восстановлению, является полноценная разминка. Известно, что основная цель разминки – достижение оптимальной возбудимости ЦНС, мобилизация физиологических функций организма для выполнения относительно более интенсивной мышечной деятельности и “проработка” мышечно-связочного аппарата перед тренировочным занятием или соревнованием. Ее недооценка нередко является причиной различного рода травм опорно-двигательного аппарата, которые не только снижают функциональные возможности организма, но и выводят спортсмена из строя иногда на длительный срок.


МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ВОССТАНОВЛЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ-ЕДИНОБОРЦЕВ 13-14 ЛЕТ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На современном этапе эволюции системы спортивной подготовки в спортивных единоборствах (бокс, кикбоксинг, карате, тхэквондо и др.) отмечаются резко возросшие объёмы и интенсивность тренировочных нагрузок, что зачастую приводит к перегрузке опорно-двигательного аппарата, морфофункциональным изменениям в тканях и органах, возникновению травм и заболеваний. В этой связи проблема восстановления спортсменов-единоборцев так же важна, как и тренировочный процесс.

Необходимой предпосылкой повышения эффективности занятий спортивными единоборствами является единство процессов воздействия физической нагрузки на организм и процессов восстановления. Под воздействием физической нагрузки в организме параллельно протекают процессы восстановления и адаптации [6].

Во время тренировочных занятий должен осуществляться контроль за процессом адаптации спортсменов к физическим нагрузкам и их переноси­мостью. На основании полученных данных планируются восстановительные мероприятия. Устойчивость к нагрузкам зависит от процессов восстановления. При бы­стром их протекании можно увеличить как нагрузку, так и частоту трениро­вочных занятий. Если восстановление неполное, то при повторяющейся на­грузке происходит переутомление, нарушаются процессы адаптации [24].

Одной из важнейших задач современного спорта является своевременное определение функционального состояния и изменения опорно-двигательного аппарата спортсмена, внесение коррекции в тренировочный процесс и прове­дение восстановительных мероприятий [13].

Цель работы - обоснование методики применения средств восстановления спортивной работоспособности юных спортсменов 13-14 лет, занимающихся спортивными единоборствами.

Гипотеза исследования: мы предположили, что применение естественных, гигиенических, а так­же медико-биологических (витаминизация, массаж, баня-сауна) средств вос­становления может оказать положительное влияние на физическую работо­способность, рост спортивных результатов юных спортсменов-единоборцев 13-14 лет.

  1. На основе анализа и обобщения данных научно-методической литературы выявить закономерности и механизмы восстановления спортивной работоспособности.
  2. Разработать методику применения средств восстановления спортсменов-единоборцев 13-14 лет.
  3. Исследовать эффективность применения медико-биологических средств на повышение физического развития, физической подготов­ленности и спортивного результата.

Для решения задач исследования были использованы следующие методы:

1. Анализ литературных источников

2. Педагогическое наблюдение

4. Педагогический эксперимент

8. Методы математической статистики.

1. Анализ научно-методической литературы применялся с целью соз­дания объективной картины, отражающей современное состояние во­проса о восстановительных мероприятиях, а также для теоретического обобщения.

2. Педагогическое наблюдение было направлено на эффективность применения медико-биологических средств и на выполнение плана тренировочного процесса.

3. Тестирование проводилось для определения физической подготовлен­ности.

Прыжки в длину с места - определялся уровень скоростно-силовых ка­честв. Измерение проводилось сантиметром, регистрировался лучший результат из трёх попыток, выполненных подряд.

Подтягивание проводилось для определения уровня развития скорост­но-силовых способностей и силовой выносливости. Регистрировался результат одной попытки.

Поднимание туловища из положения лёжа с согнутыми коленями за 1 минуту также позволяет определить уровень развития силовой вынос­ливости и скоростно-силовых качеств. Регистрировался результат одной попытки.

Бег 20 м проводился для определения скоростных способностей спорт­сменов, занимающихся тяжёлой атлетикой.

4. Педагогический эксперимент проводился с целью обоснования эффективности применения медико-биологических средств для подго­товки спортсменов-единоборцев.

5. В ходе эксперимента для изучения динамики показателей физического развития испытуемых применялись методы антропометрии (регистрировались соматометрические показатели: длина тела, масса тела), спирометрии (регистрировались значения жизненной емкости легких (ЖЕЛ) с помощью сухого спирометра), динамометрии (регистрировались значения силы кисти с помощью кистевого динамометра пружинного типа).

6. Методы математической стати­стики применялись для обработки полученных данных, в частности рассчитывались следующие статистические параметры: средняя арифметическая величина, среднее квадратическое отклонение, значения границ доверительных интервалов на основе критических значений t-критерий Стьюлента. Все расчеты производились с помощью компьютерной программы Microsoft Excel 2007.

В сентябре 2013 г., с юношами 13-14 лет была проведена беседа. После ознакомления учащихся с условиями эксперимента, 30 спортсменов решили принять в нём участие.

На первом этапе были проведены тесты - прыжки в длину с места, подтя­гивание, подъём туловища из положения лёжа с согнутыми ногами (за 1 минуту), бег 20 метров. Результаты тестов заносились в протоколы.

По результатам проведённых тестов были сформированы две группы по 15 человек - контрольная (А) и экспериментальная (В). Участникам экспери­мента были предложены карточки, в которых они, ежеднев­но, должны были регистрировать свои наблюдения за частотой сердечных сокра­щений утром, до тренировки, через 10 минут после тренировки и перед сном.

После этого спортсмены экспериментальной группы стали применять комплексы восстановительных средств, предложенные нами. А именно: баня (суховоздушная сауна), массаж (репаративный, точечный, самомассаж, душ Шарко), витаминизация.

В повторных тестах участники эксперимента приняли участие в декабре и апреле - месяцах. Кроме того в процессе проведения педагогического эксперимента регистрировались показатели физического развития испытуемых контрольной и экспериментальной групп.

При проведении эксперимента спортсменам 13-14 лет были предложены следующие восстановительные мероприятия: массаж, витаминизация, баня (суховоздушная сауна).

В ходе эксперимента группа (В) применяла различные виды массажа (таблица 1).

Если после физической нагрузки спортсмен был сильно утомлён, то про­водился кратковременный щадящий массаж - в основном массировали спи­ну, голову, шею. На следующий день проводился общий массаж.

Так как к восстановительному массажу через 10 процедур наступает при­выкание, спортсмены-единоборцы сочетали его с гидромассажем (душ Шарко).

Самомассаж спортсмены применяли в бане-сауне перед последним за­ходом в парилку, массируя утомлённые мышцы, отдельные участки тела. Массаж проводился неинтенсивный (число приёмов ограничено).

Баней спортсмены пользовались для восстановления один раз в неделю после тренировки. Банная процедура проходила при температуре 85, влаж­ности в пределах 5-15%. Пребывание - по 15 минут - 4 захода с интервалом между ними 15 минут. Сауна сочеталась с контрастным температурным воз­действием (прохладным душем) в интервале между заходами.

Потребление спортсменами витаминов, исходя из признаваемых боль­шинством специалистов Австрийского института спортивной медицины, вполне может быть покрыта при использовании, например, компливита, ко­торый мы и предложили применять спортсменам. Компливит содержит 10 витаминов - А, Е, B1, B2, В6, Р, С, РР, пантотеновую и глутаминовую кислоты, коферменты-рибофлавинмононуклеотид, липоевую кислоту и минеральные вещества - железо, медь, кальций, фосфор, магний, цинк, кобальт, марганец в виде солей.

В декабре и апреле - месяцах были проведены повторные тесты.

На основе полученных данных тестирования спортсменов-единоборцев 13-14 лет перед экспериментом в контрольной и эксперимен­тальной группах отличий в физической подготовленности не было. После повторных тестов в декабре и апреле месяцах произошёл прирост ре­зультатов.

Динамика результатов проведённых тестов в ходе эксперимента представлена также в табл. 2, рис. 1-4. Анализируя данные результатов проведённых тестов очевидно, что про­изошёл их рост, как в одной, так и в другой группах, но прирост результатов в группе, использующей медико-биологические средства восстановления на­много выше.

Читайте также: