Финансовые ресурсы проекта в доу

Обновлено: 08.07.2024

В данной статье рассмотрены особенности финансового планирования в некоммерческих организациях дошкольного образования. Порядок финансового обеспечения образовательных учреждений определяется его организационно-правовой формой и формой собственности. В статье даётся сравнение структур поступлений денежных средств, дошкольных образовательных учреждений, являющихся различными по форме негосударственными организациями (муниципальное бюджетное учреждение, частное учреждение). На основании изучения финансового планирования было выявлено то, что направление расходования средств в большей степени зависит от вида деятельности, чем от формы собственности, а структура доходов зависит от типа некоммерческой организации дошкольного образовательного учреждения. Также в зависимости от формы некоммерческой организации различаются формы воплощения финансового планирования, в муниципальных бюджетных учреждениях составляется план финансово-хозяйственной деятельности на основе госзадания, а частные учреждения работают на основании бюджетной сметы учредителя и отчета о целевом использовании средств.


1. Варкулевич Т.В., Кучерова А.О., Новые механизмы хозяйствования вузов в условиях реформирования системы образования в РФ // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2011. – № 1. – С. 41–50.

2. Варкулевич Т.В., Кузьмичева И.А., Отдельные элементы методики формирования себестоимости услуг государственного образовательного учреждения // Экономика и предпринимательство. – 2014. – № 4–2. – С. 546–551.

3. Ворожбит О.Ю., Зубова Н.В. Методы обеспечения сбалансированности местных бюджетов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 11–4. – С. 630–633.

5. Даниловских Т.Е., Даримова Я.С., Государственное (муниципальное) задание как основа финансового обеспечения деятельности бюджетных и автономных учреждений // Фундаментальные прикладные исследования. – 2014. – № 16. – С. 200–206.

6. Даниловских Т.Е. Даримова Я.С., Анализ доходов и расходов в дошкольном образовательном учреждении / Обучение и воспитание: методики и практика. – 2014. – № 17. – С. 322–328.

8. Чекмез А.В., Финансирование дошкольных образовательных учреждений // Экономика и управление: Анализ тенденций и перспектив развития. – 2014. – № 16. – С. 127–132.

Для дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) речь идет о разделении затрат на затраты, связанные с оказанием услуг по временному пребыванию детей в саду (в том числе образовательные услуги, которые рассматриваются отдельно), и на затраты, связанные с содержанием помещения (имущества) ДОУ.

Выделяются различные формы НКО, при этом для ДОУ используются следующие: частные учреждения, государственные, муниципальные учреждения (типы: бюджетное, автономное). Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.

Планирование финансово-хозяйственной деятельности дошкольного образовательного учреждения – один из инструментов, используемых для достижения целей, ради которых оно создано. Документ, который содержит информацию о планируемом движении финансовых ресурсов на очередной плановый период и определяет деятельность учреждения на год, называется планом финансово-хозяйственной деятельности.

Для образовательного учреждения предусмотрено составление плана финансово-хозяйственной деятельности (далее – ПФХД) в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденными приказом Министерства финансов РФ от 28 июля 2010 г. № 81-н, которым установлены особенности составления и утверждения ПФХД [4].

На этапе формирования проекта бюджета на очередной финансовый год бюджетным/автономным образовательным учреждением составляется проект ПФХД на основании представленной учредителем информации о планируемых объемах субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания; целевых субсидий; бюджетных инвестиций; публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, полномочия по исполнению которых от имени органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) передаются в установленном порядке учреждению. После утверждения закона (решения) о бюджете проект ПФХД уточняется. Вторым ключевым моментом процесса финансового планирования в МДОБУ является наличие муниципального задания (для регионального уровня – государственное задание) [5].

Согласно статье 69.2 Бюджетного кодекса РФ государственное (муниципальное) задание должно содержать показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг; порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания; а также требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.

При оказании муниципальных услуг физическим лицам муниципальное задание также должно содержать определение категорий физических лиц, являющихся потребителями услуг; порядок оказания услуг; предельные цены (тарифы) на оплату услуг физическими лицами, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, определенных законодательством [5].

В табл. 1 представлена структура поступлений средств МДОБУ ЦРР ДС № 1 за 2012–2014 гг., в которой видно, что основная сумма доходов в плане ФХД – это субсидия на выполнение муниципального задания, при этом уровень родительской платы составляет порядка 20 % от всех поступлений МДОБУ ЦРР ДС № 1.

До 2013 года субсидирование осуществлялось из местного бюджета, однако позже, в целях повышения сбалансированности местных бюджетов, эти полномочия были переданы на региональный уровень [3].

Структура поступлений Центр развития ребенка – Детский сад № 1 (МДОБУ ЦРР ДС № 1) за 2012–2014 гг., в %

Актуальность темы определяется тем, что важнейшим условием эффективного функционирования национальной экономики является рациональное и экономное использование средств государственного бюджета, направляемых на содержание отраслей непроизводственной сферы.

При сложившейся экономической ситуации, когда бюджетного финансирования становится недостаточно для покрытия текущих расходов, перспектива развития любого учреждения в экономическом и финансовом плане наряду с объективными макро – и микроэкономическими факторами во многом обусловлена субъективным фактором, а именно финансовой политикой, проводимой руководством организации. В этой связи существенное значение имеет комплексный анализ деятельности организаций, финансируемых из бюджета. Аналитическая функция управления призвана обеспечивать оперативный, текущий и стратегический анализ информации о реальном экономическом состоянии субъекта хозяйствования, резервах экономии бюджетных ресурсов, целевом использовании выделенных государством денежных средств для деятельности организаций непроизводственной сферы.

Цель исследования изучить особенности финансирования бюджетных организаций сферы дошкольного образования. Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы деятельности и источники финансирования бюджетных учреждений сферы дошкольного образования.

2. Дать характеристику деятельности дошкольного учреждения на примере муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада№ 62 комбинированного вида.

3. Провести анализ утвержденного и фактического использования финансирования деятельности дошкольного учреждения за 2014г.

4. Изучить современные проблемы и перспективы финансирования и деятельности бюджетных учреждений сферы дошкольного образования.

5. Дать рекомендации по совершенствованию финансирования и деятельности на примере муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 62 комбинированного вида.

Объектом исследования в работе выступает муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 62 комбинированного вида.

Предметом исследования в работе является финансовые отношения, связанные с изучением особенностей финансирования дошкольного образовательного учреждения. Временной период исследования – деятельность учреждения детского сада № 62 комбинированного вида за 2015 г.

Для написания работы были использованы следующие методы: метод логического анализа, метод статистического анализа, экономико - математические методы, метод графического анализа и др.

Методической основой для написания работы явились следующие группы информационных источников: нормативные документы; учебная литература; материалы периодических изданий; электронные ресурсы.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в финансовой деятельности дошкольного образовательного учреждения (на примере муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 62 комбинированного вида за 2015г.).

В главе 1 показаны экономическая сущность и основы деятельности бюджетных учреждений сферы дошкольного образования.

В главе 2 проведен анализ финансирования бюджетного учреждения сферы дошкольного образования (на примере муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 62 комбинированного вида.

В главе 3 даны рекомендации по совершенствованию финансирования бюджетной организации МБДОУ детского сада № 62 комбинированного вида.

Работа представлена на 58 страницах, включает в себя введение, 3 главы, заключение и список литературы, состоящий из 22 источников. Для наглядности изложения материала в работе представлено 2 таблицы.

Глава 1. Экономическая сущность и основы деятельности бюджетных учреждений сферы дошкольного образования

1.1. Нормативная база функционирования бюджетных учреждений сферы дошкольного образования

Образование по законодательству РФ - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями. Образование - социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре.

В современном мире право на образование рассматривается как одно из фундаментальных естественных основных прав человека. Такое понимание права на образование закреплено Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцией о правах ребенка, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. ЮНЕСКО рекомендует рассматривать право на образование как элемент права на жизнь, права на развитие, права на непрерывное образование, которое должно реализовываться в течение всей жизни человека. Большую часть своего детства ребенок проводит в роли ученика. От того, какой опыт получит он в детском саду, школе - опыт дружеской и доверительной атмосферы, уважения к своим правам и человеческому достоинству или опыт учебы в атмосфере безразличия,

В процессе формирования нормативной основы функционирования дошкольного учреждения каждый руководитель в своей управленческой деятельности должен руководствоваться следующими документами организационной направленности:

1) решением вышестоящих организаций о создании дошкольного образовательного учреждения (приказ);

3) свидетельством о государственной аккредитации государственного образовательного учреждения;

6) лицензией на правоведения образовательной деятельности;

7) контрактом и свидетельством на право оперативного управления земельным участком и зданием (ст. 48, 51 ГК РФ);

8) свидетельством о присвоении ИНН (ст. 19 НК РФ);

9) свидетельством о регистрации территориальных отделениях Пенсионного фонда РФ (ПРФ, Фонда социального страхования РФ (ФСС).

Правовой статус современного дошкольного образовательного учреждения определяют такие факторы, как:

наличие прав юридического лица в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, т. е. статус, подтвержденный документально свидетельством о государственной регистрации;

наличие права на ведение образовательной деятельности;

прохождения лицензирования, государственной аккредитации и аттестации.

Чтобы получить право осуществлять свои функции, дошкольное образовательное учреждение должно пройти регистрацию уполномоченным органом. Процедура регистрации предоставляет право дошкольному образовательному учреждению статус юридического лица, необходимый для ведения самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивающей воспитательно-образовательный процесс, предусмотренный Уставом ДОУ.

В связи с новым Трудовым кодексом РФ разработка локальных документов и их оформление является одним из аспектов управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения.

Локальные акты юридически обеспечивают упорядоченность всей деятельности учреждения, придают юридическую силу органам самоуправления и дают возможность развитию Управляющего коллектива.

В соответствии со ст. 8 ТК РФ руководитель вправе принимать локальные нормативные акты, в пределах своей компетенции, которые не противоречат законам или иным нормативно-правовым актам. Любой локальный нормативный акт, принимаемый в учреждении, подлежит правовой экспертизе.

При подготовке локальных актов соблюдаются требования, обеспечивающие юридическую силу документов. Состав документов, образующих в процессе деятельности ДОУ, определяется:

его компетенцией и функциями;

кругом управленческих действий;

порядком разрешения вопросов (единоначальный или коллегиальный)

характером взаимодействия между общеобразовательными учреждениями и другими организациями.

Документальную основу деятельности ДОУ составляют обязательные базовые документы, которые поступают от вышестоящих организаций.

В процессе документационного обеспечения управления дошкольным образовательным учреждением руководители должны использовать государственные и ведомственные нормативные акты, а также вновь издаваемые законодательные документы, отражающие специфику деятельности конкретного ДОУ.

Государственная политика в области образования отражена в ряде правовых документов, действующих на территории Российской Федерации. К ним относят:

Конституция Российской Федерации;

Семейный кодекс РФ;

Гражданский кодекс РФ;

Дошкольное образовательное учреждение издает следующие локальные акты, регламентирующие его деятельность: Устав; договор с Учредителем; приказы и распоряжения заведующего; Правила внутреннего трудового распорядка; Коллективный договор; Положение о премировании, надбавках и доплатах; трудовой договор; договор ДОУ о сотрудничестве с родителями (законными представителями); Положение о Попечительском совете; Инструкция об охране жизни и здоровья детей;

штатное расписание; графики работ сотрудников; планы работ учреждения.

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельности

Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельности Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач детского поведения и эмоций, так как по своему характеру является художественной.

Вид проекта: познавательно-творческий, информационный.

По продолжительности: краткосрочный (2 недели - с 15 по 29 января 2021 года).

По содержанию: социально-педагогический, информационный.

По характеру контактов: педагог – ребенок - родитель, в рамках ДОУ.

Участники: дети подготовительной группы №17, воспитатели, родители.

Проблема: недостаточная информированность детей о финансах.

Актуальность:

В современном мире очень сложно жить без экономических знаний.

Основам экономики не обучают в дошкольных образовательных учреждениях несмотря на то, что знания о финансах и умение грамотном их распределять с учетом возможностей, потребностей и желаниях открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастут.

Обучение экономической культуре дошкольников не сводится к тому, чтобы научить детей в дальнейшем зарабатывать деньги. В дошкольном возрасте основы финансовой грамотности изначально должны прививаться через базовые нравственные представления: о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам.

Чем раньше дети узнают о роли денег, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевают первичными экономическими знаниями.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается, что достаточное количество финансовых ресурсов открывает перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Формирование основ финансовой грамотности в дошкольном возрасте необходимо осуществлять от простого к сложному, в игровой, понятной детям форме. Именно в дошкольном возрасте у нас есть уникальная возможность дать детям основы финансовой грамотности, первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях.

Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности в дошкольном возрасте.

Цели проекта: создать условия для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности.

  • Развитие интереса к экономическому воспитанию детей совместно с ДОУ;
  • Формирование основ финансовой грамотности у детей на личном примере грамотного распределения своих финансовых возможностей с учетом потребностей и желаний на практике;
  • Укрепление взаимоотношений взрослых и детей.

Практическая значимость: формирование финансовой грамотности в ДОУ приближает дошкольников к реальной жизни, способствует развитию экономического мышления, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности (целеустремленность, честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и т.д.)

  • воспитание и обучение детей;
  • развитие всесторонне развитий личности;
  • подготовка детей к самостоятельной социальной жизни, посредством формирования основ финансовой грамотности.
  • Дети приобрели первичный финансовый опыт, умение устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности;
  • Педагоги практически освоили первый опыт системы работы по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста;
  • Родители получили дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

Этапы и сроки реализации проекта:

1 этап - Информационно-накопительный этап

(с 11 по 13 января 2021 года):

2 этап - Организационно-практический этап

(с 14 по 20 января 2021 года):

3 этап – Презентационно-завершающий этап

(с 21 по 27 января 2021 года):

Образовательные области: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие.

Совместная деятельность детей и педагогов.

Цель: активизировать познавательный интерес к основам экономики, финансовой грамотности (истории денег, способам их получения, сбережения, приумножения, распределения бюджета и т.д.).

Проведение ООД и совместной деятельность с использованием интерактивных пособий на тему финансовой грамотности.

Чтение художественной литературы

Знакомство детей с пословицами, загадками, связанные с финансами.

Продуктивные виды деятельности:

Взаимодействие с родителями

Показателями эффективности работы стало следующее:

  • Информированность о финансовой грамотности;
  • Проявление интереса к формированию основ экономики, финансовой грамотности совместно с детьми;
  • Укрепление взаимоотношений взрослых и детей.

Родители проявили интерес к формированию финансовой грамотности у дошкольников и отразили свои впечатления в совместной творческой деятельности.

Читайте также: