Философия как любовь к мудрости кратко

Обновлено: 05.07.2024

В отличие от мифологического и религиозного миросозерцания философская мысль представляла собой принципиально иной тип миропонимания, прочным фундаментом для которого стали позиции разума, интеллекта. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства начали вытеснять фантастический вымысел, сюжеты, образы и самый дух мифологического мышления, предоставляя их сфере художественного творчества. С другой стороны, бытующие в народе мифы подвергаются пересмотру с позиций разума, им придается новое смысловое, рациональное истолкование. Само понятие мудрости несло в себе возвышенный, не будничный смысл: мудрость противопоставлялась более обыденным разумению и рассудительности как стремление к совершенно особому интеллектуальному постижению мира, основанному на бескорыстном служении истине. Развитие философской мысли означало, таким образом, не только прогрессирующее отмежевание от мифологии, но и разрыв узких рамок обыденного сознания, преодоление его ограниченности.

Таким образом, возникновение философии означало появление особой духовной установки — поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами. В древнегреческой философии было схвачено и передано последующим векам ценное прозрение того, что познание само по себе недостаточно, неполноценно, что оно — лишь одна из функций культуры, приобретающая смысл только в сочетании с ценностями человеческой жизни. Гениальной догадкой, возникшей у самых истоков философской мысли, было и понимание того, что мудрость — это не что-то готовое, что можно открыть, выучить, затвердить и использовать. Это стремление, поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека, это путь, который каждый человек, даже приобщаясь к мудрости великих, к мудрости прошлых веков и наших дней, все же должен пройти и сам.

Любовь – это нравственное притяжение одного тела к другому.

Вывод: любовь к мудрости – это бескорыстный и страстный поиск истины о мире в целом и его началах.

Но познание этого бытия – тоже философия. Т.е. философия – это еще и учение о закономерностях познания бытия.

Также необходимы ценностные определения бытия. Т.е. философия – это еще и учение об общих закономерностях ценностных определений, их роли и значения в жизни человека и общества.

В итоге: философия – учение о закономерностях познания мира и закономерностях его ценностных определений.

Структура философского знания

Онтология – это учение о бытие и сущем. Состоит из натурфилософии (происхождение мира), антропологии (происхождение человека) и социальной философии.

Сущее бесконечно в пространстве. Взаимодействие в пространстве ограниченного и неограниченного – одна из проблем онтологии. Сущее – мгновение настоящего, через которое будущее перетекает в прошлое. Есть 3 формы сущего с точки зрения времени – настоящее сущее, прошедшее и будущее.

Гносеология – это учение о познании. Познание бывает чувственным и рациональным. В структуре гносеологии также логика.

Восприятие мира – отражение отдельного единичного предмета и их отношений. Представление – взаимодействие ощущения и восприятия.

Чувственное познание – вид познания, который осуществляется в формах восприятия представления, ощущения, и который отражает отдельные единичные вещи и их свойства.

Аксиология – это учение о ценностях. Есть общая теория ценностей и теории отдельных ценностей (прекрасного и безобразного, добра и зла, справедливого и несправедливого, истины и лжи, праведности и греховности).

Атомистический материализм Демокрита

Демокрит (460-370 годы до н.э.) – второй крупнейший представитель афинской натурфилософии. Демокрит – материалист, стремившийся объяснить мир из законов самой природы, их господствующих в ней причинности и необходимости.

Этот материалистический принцип распространился на антропологическое учение.

- атомистическое строение человека и души.

- подчинение человека законам природной необходимости и поиск свободы в необходимости социальной, необходимости совместного сосуществования людей по установленным ими самими законам.

Учение Демокрита сыграло большую роль в становлении материализма как одного из центральных направлений философской мысли.

Сократ о методах философии

Философский метод Сократа – устный, диалогический, его основа – в философских дискуссиях, которые Сократ проводил со всеми людьми, вступавшими с ним в беседу, с софистами.

Философия Платона.

Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению философии — это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей, или форм. Идеи (эйдосы) являются прообразами вещей, их истоками. Идеи (эйдосы) лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить.

Мир идей (эйдосов) существует вне времени и пространства. В этом мире есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные. Благо тождественно абсолютной Красоте, но в то же время это Начало всех начал и Творец Вселенной. В мифе о пещере Благо изображается как Солнце, идеи символизируются теми существами и предметами, которые проходят перед пещерой, а сама пещера — образ материального мира с его иллюзиями.

Идея (эйдос) любой вещи или существа — это самое глубокое, сокровенное и существенное в нем. У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа. Идеи (эйдосы) обладают качествами постоянства, единства и чистоты, а вещи — изменчивости, множественности и искаженности.

Второй силой, не менее преобразующей человека и способной поднять его до мира богов, является Любовь. Вообще, сам философ напоминает Эрота: от также стремится достичь блага, он и не мудр и не невежественен, но является посредником между одним и другим, он не обладает красотой и благом и именно поэтому стремится к ним.

И философия, и любовь дают возможность рождения чего-то прекрасного: от создания прекрасных вещей до прекрасных законов и справедливых идей.

Платон проводит параллели между частями души и типами людей в государстве и называет справедливостью в государстве, когда каждый человек находится на своем месте и делает то, к чему более всего способен.

Вопросы метафизики в философском учении Аристотепя. Критика платоновской теории идей.

Подобно Платону, Аристотель полагает, что посредством понятий познаются существенные, коренные и неизменные свойства бытия. Так же как и Платон, Аристотель считает именно понятия средством познания существенных свойств предметов. Но, соглашаясь в этом с Платоном, Аристотель самым решительным образом выступает против учения Платона о безусловной самобытности понятий, иначе — против учения об их безусловной независимости от вещей по бытию. Принципиальное возражение в нем .вызывает платоновское противопоставление понятий как единственно действительных сущностей чувственному бытию.

Например, как мог возникнуть глиняный горшок? Во-первых, необходима глина, из которой можно сделать горшок (материальная причина). Во-вторых, нужен гончар, который из этой глины вылепит горшок (действующая причина). В-третьих, гончар должен иметь цель, ради которой он возьмется за работу, например, продать горшок или сварить в нем похлебку (целевая причина). Но даже если есть и глина, и гончар, и цель – этого мало. Гончар не сможет создать горшок, если не будет знать, как он выглядит, какова форма горшка (формальная причина).

Две причины из перечисленных выше являются вечными: формальная и материальная. Любая вещь – это неразрывное единство формы и материи. Не только форма вечна и не меняется с разрушением отдельных горшков, но и материя тоже вечна, она лишь переходит из одного состояния в другое, от одной формы к другой, - иначе нечего было бы оформлять. Приоритет Аристотель отдавал формальной причине. Ведь материя, с его точки зрения, - неопределенный, лишенный формы субстрат, пассивный материал для оформления. Поэтому формальная причина бытия – самая важная, ведь форма является обязательным условием существования вещей, их сущностью. Все возникающее возникает лишь постольку, поскольку становится определенным, оформляется. Материя – только возможность, как медь является возможностью и для медного шара, и для монеты, и для статуи. Возможность превращаться в действительность (в шар, монету, статую) только при оформлении.

Таким образом, главной проблемой метафизики Аристотеля стала проблема соотношения формы и материи.

Бог Аристотеля — как бы идеальный величайший и совершеннейший философ, созерцающий свое познание и мышление, чистый теоретик. Такое учение — очень опосредствованное, отдаленное, но несомненное отражение общественной основы, на которой оно возникло. Основа эта — развитое рабовладельческое -общество, резкое отделение умственного труда от физического, захват рабовладельцами привилегии на умственный труд, отделение теории от практики, науки от техники и практики, созерцательный характер самой науки, преобладание в ней умозрения и созерцательного наблюдения над экспериментом.

Понятие души у Аристотеля

Виды души. Аристотель различает три вида души. Два из них принадлежат к физической психологии, поскольку они не могут существовать без материи. Третья метафизична. В своем минимуме душа есть везде, где есть жизнь. "Отправляясь в своем рассмотрении от исходной точки, мы утверждаем, что одушевленное отличается от неодушевленного наличием жизни" (II, 2, с. 396). А чтобы быть живым, достаточно обладать способностью к питанию, к росту и к закату (естественный цикл живого), т. е. быть растением. Способность к питанию - критерий растительной души. В своем же максимуме душа есть там, где есть ум, при этом даже только ум. Таков бог, о котором, как мы видели, Аристотель говорил, что "жизнь без сомнения присуща ему, ибо деятельность разума есть жизнь" (Метафизика, XII, 7, с. 221).
Вообще говоря, чтобы быть живым, достаточно обладать хотя бы одним из таких признаков, как ум, ощущение, движение и покой в пространстве, а также движение в смысле питания, упадка и роста. Так, чтобы быть животным, достаточно чувства осязания: "животное впервые появляется благодаря ощущению" (О душе, II, 2, с. 397). Способность к осязанию - критерий наличия животной души, так же как способность к питанию - растительной. В свою очередь, способность к ощущению (а осязание - его минимум) влечет за собой удовольствие и неудовольствие, приятное и неприятное, а тсм самым желание приятного. Кроме того, некоторым живым существам присуща способность к движению в пространстве. Так как способности к ощущеншо не может быть без растительной способности, то животные обладают не только животной, но и растительной душой. Таковы две низшие, "физические" души. Вторая выше первой и включает ее в себя. Где есть животная душа, там есть и растительная, но не наоборот. Поэтому животных меньше, чем растений.
"Наконец, совсем немного существ обладает способностью рассуждения и размышления". Эти существа распадаются на две группы: люди и бог. Люди, обладая способностью к рассуждению и размышлению, обладают как животной, так и растительной душой. Бог, как было уже сказано, обладает лишь разумной душой. Человек - и растение, и животное. Бог - только бог. Так образуется лестница живых существ в психологическом аспекте. В принципе эта лестница непрерывна, но все же она распадается на три пролета:
1) растительная душа - первая и самая общая способность души, чье дело - воспроизведение и питание, а воспроизведение - минимальная причастность к божественному 1 /Здесь слышится мотив платоновского "Пира:": "Рождение - это та доля бессмертия и вечности, которая отпущена смертному существу" (Платон. Соч. в 3-x т., т. 2, с. 137 - 138)./. Растения не ощущают, потому что они воспринимают воздействие среды вместе с материей. Растения не способны отделить от материи форму;
2) животные отличаются от растений тем, что обладают способностью воспринимать формы ощущаемого без его материи. Здесь слово "формы" употреблено не в метафизическом смысле. Это не сущности, не даваемые в ощущениях и совсем не воспринимаемые животными, а внешние формы, образы отдельных предметов и явлений, данных в ощущениях и в их синтезе в представлениях. Такова животная душа;
3) человеческая душа кроме растительного и животного компонентов обладает также и разумом. В слклу этого она наиболее сложная, иерархичная, разумная душа

24. Аристотель считал: "Чувственное восприятие общо всем . и мудрости в нем нет никакой"[37], общее в вещах может быть обнаружено лишь разумом. Поэтому в сознании человека должны существовать некие абстрактные идеи и знания, которые не зависят от опыта и определяются только теоретическим мышлением. Дальнейшее развитие познания (особенно научного) подтвердило справедливость этого тезиса и привело, в свою очередь, к усилению позиций рационализма в новой и новейшей философии. Историческая заслуга рационализма состояла в том, что он выявил активную творческую роль разума в познании мира.

Средневековая философия.

Ситуация во взаимоотношениях между религией и философией начала существенно меняться после возникновения и утверждения в общественной жизни христианства, что произошло в I веке нашего летоисчисления. В истории взаимоотношения философии и религии открылся новый период, который продолжался почти пятнадцать столетий, то есть все Средневековье. Качественным его отличием является служение философии (сознательное или вынужденное обстоятельствами) целям религии и теологии. Первые шаги в деле подчинения философии Священному писанию были сделаны еще в I веке Филоном Александрийским. В последующие столетия эта цель была полностью достигнута. Соотношение между философией и христианством в период Средневековья, вплоть до XV века, то есть начала Нового Времени, можно характеризовать следующим образом.

Прежде всего отметим стремление использовать философию для укрепления позиций только-только появившегося христианства, которое и концептуально и организационно нуждалось в такой поддержке. Напомним, что первые христиане в течение нескольких столетий, вплоть до IV в., вынуждены были отстаивать свои убеждения в борьбе с языческими верованиями. Кроме того, они не всегда встречали понимание со стороны правителей Римской империи. Не меньшим препятствием для утверждения христианства, как это ни покажется парадоксальным, являлась античная философия со своими идеями о сущности мироздания и путях его познания. Ранние христианские идеологи, такие как, например, живший во II веке Климент Александрийский, стремились к синтезу эллинской культуры и христианской веры, а в действительности – подчинению философии христианской религии. Именно ему принадлежат знаменитые слова, служившие своеобразным методологическим руководством в период Средневековья, что истинная философия – это христианская религия.

Позднее неоплатонизм становится важнейшим исходным материалом для развития средневековой философии и христианства. Идеологи христианства неслучайно прежде всего обратились к философии Платона и неоплатонизма, так как она по своему содержанию ближе всего подходит к религиозной вере.

Начиная с XIII века, христианство с целью доктринального усиления своих позиций, расширения и углубления своей веры начинает усиленно использовать аристотелевскую философию, которая до этого лишь частично была им известна и одновременно из-за своей рационалистичности и эмпиричности ими игнорировалась.

Сотворение мира.

1. Онтология христианства. Есть Высшее Начало бытия – это Бог. Бог есть Личность, а не просто некий безликий и абстрактный принцип. Он вечен и безусловен. В природе Бога христианство выделяет три стороны, три ипостаси: 1) Бог-Отец – та ипостась Бога, которая лежит по ту сторону сотворенного мира, 2) Бог-Сын - аспект Бога, через который Он сообщается с сотворенным миром, 3) Бог-Дух-Святой – сторона Бога, связывающая воедино первую и вторую ипостась Бога. Триединая природа Бога выражается в христианстве в так называемом догмате троичности. Согласно этому догмату, три стороны Бога – это одновременно один Бог, и в то же время три самостоятельные личности. Бог одновременно един и тройственен (не един). Это противоречие. Но христианская догматика сознательно сохраняет такое противоречие и не пытается его как-либо преодолеть. Нераздельность и неслиянность Бога есть противоречие, выражающее сверхразумную природу Бога, не способную быть адекватно выраженной конечным человеческим разумом. Еще один важный догмат христианства – догмат творения. Бог сотворил мир из ничего (по латыни – ex nihilo). Здесь мы видим отличие идеи творения от античного образа демиурга, которому для сотворения мира понадобились материя и идеи. Христианский Бог настолько могущественный, что ему не нужно ничего, кроме него самого, чтобы сотворить мир. Это и значит, что Бог творит из ничего, т.е. до творения нет ничего, кроме самого Бога. Предшествуют творению мысли Бога о мире, образующие мир идей, Божественных первообразов мира. Бог творит мир, уподобляя его себе. Так как Бог свободен, то и мир получает свободу, возможность отпадать от Бога, погружаться в грех. В то же время цель создания мира – слияние мира с Богом без потери своей свободы. После сотворения мир отпадает от Бога. Грехопадение его оказывается столь глубоким, что требуется вмешательство Бога в мир и его спасение. Бог населяет мир бесконечным множеством существ. Все они образуют иерархию. В центре этой иерархии – человек. Над ним – ангелы, под ним – природа. Многие из этих существ также отпадают от Бога, в том числе и человек. Спасая мир, Бог тем не менее не снимает ответственности с него. Это выражается в суде над миром в конце времен и разделении его на две части, только одна из которых будет воссоединена с Богом, другая же пребудет в вечных муках отвержении от Бога. Человек – предмет особого внимания Бога, его боль и забота. Земля, как местопребывания человека, находится в центре Вселенной. Средневековое христианство принимало птолемееву систему мира, считая вселенную конечной.

Догматов христианства много:
1.Иисус – сын божий. Он мессия, спаситель мира.
2.Иисус – Бог единосущный отцу. От Христа исходит такая же сила как и от Бога.
3.Иисус вочеловечился от духа святого и девы Марии.
4.Иисус распят за грехи людей.
5.На третий день после своей смерти Иисус воскрес.
6.Иисус взошел на небеса и сел по правую руку Бога-Отца.
7.Иисус в дальнейшем явится судить людей (второе пришествие).

По мере усложнения жизни объяснение мира и человека в нем, даваемые мифологией, а также возникшей на ее основе религией, перестали удовлетворять людей. Магические способы действия все больше выявляли свою неэффективность. Возникла потребность в реалистическом объяснении мира и рациональном обосновании надлежащего образа жизни и поступков людей, основанных на объективных знаниях. Эта потребность реализовалась у людей в виде философии как новом историческом типе мировоззрения.

В третьих, любовь к мудрости подразумевала стремление к поиску оптимальных решений в сложных и неопределенных ситуациях. Мудрец – тот, кто находит выход из положения в том случае, когда другие этого сделать не могут. В четвёртых, любовь к мудрости понималась как желание ясно, свободно, логично и красиво излагать свои мысли. Первые профессиональные учителя философии в Греции были одновременно и учителями красноречия. И, наконец, в пятых, любовь к мудрости означала приверженность к разумному и достойному образу жизни, основанному на принципе меры и соответствующему природе человека.

В то время философия включала в себя всю совокупность логически обоснованных знаний о мире, это была нерасчлененная форма теоретического знания. Предметом философии было всё окружающее человека. Отдельные науки еще не существовали, а зачатки частных наук входили в состав философии, так же как и элементы мифологии. Эту нерасчлененную форму знания некоторые авторы называют предфилософией, протофилософией, прафилософией и пранаукой. Поскольку сами древние мыслители называли эту форму познания философией, то этому будем следовать и мы.




Чем же теперь стала философия? Прежнее понимание философии как любви к мудрости, разумеется, распространяется и на современную философию, однако теперь оно становится недостаточным. Стремление к мудрости в отмеченных выше проявлениях может быть присуще не только философу, но и экономисту, физику, врачу, педагогу и т.д., т.е. сейчас оно служит общим качеством всех интеллектуально и нравственно развитых людей, а не только философов. Поэтому мы должны дополнить древнее понимание философии как любви и мудрости.

Существует множество определений философии: философия – учение о сущности и предельных основаниях бытия, философия – учение о познании, философия – учение об общих законах развития всех сфер бытия, философия – своеобразная интеллектуальная деятельность, имеющая не содержательное, а функциональное назначение по очищению языка от псевдопроблем, философия – учение о нравственности, ценностях, счастье или человеке вообще. Приведённые определения фиксируют либо наиболее существенные части конкретных философских систем, либо преимущественную направленность познавательных интересов отдельных философов.

ЛЕКЦИЯ №1

Философия, ее место в культуре и роль в жизни человека и общества

Философия как любовь к мудрости

По мере усложнения жизни объяснение мира и человека в нем, даваемые мифологией, а также возникшей на ее основе религией, перестали удовлетворять людей. Магические способы действия все больше выявляли свою неэффективность. Возникла потребность в реалистическом объяснении мира и рациональном обосновании надлежащего образа жизни и поступков людей, основанных на объективных знаниях. Эта потребность реализовалась у людей в виде философии как новом историческом типе мировоззрения.

В третьих, любовь к мудрости подразумевала стремление к поиску оптимальных решений в сложных и неопределенных ситуациях. Мудрец – тот, кто находит выход из положения в том случае, когда другие этого сделать не могут. В четвёртых, любовь к мудрости понималась как желание ясно, свободно, логично и красиво излагать свои мысли. Первые профессиональные учителя философии в Греции были одновременно и учителями красноречия. И, наконец, в пятых, любовь к мудрости означала приверженность к разумному и достойному образу жизни, основанному на принципе меры и соответствующему природе человека.

В то время философия включала в себя всю совокупность логически обоснованных знаний о мире, это была нерасчлененная форма теоретического знания. Предметом философии было всё окружающее человека. Отдельные науки еще не существовали, а зачатки частных наук входили в состав философии, так же как и элементы мифологии. Эту нерасчлененную форму знания некоторые авторы называют предфилософией, протофилософией, прафилософией и пранаукой. Поскольку сами древние мыслители называли эту форму познания философией, то этому будем следовать и мы.

Чем же теперь стала философия? Прежнее понимание философии как любви к мудрости, разумеется, распространяется и на современную философию, однако теперь оно становится недостаточным. Стремление к мудрости в отмеченных выше проявлениях может быть присуще не только философу, но и экономисту, физику, врачу, педагогу и т.д., т.е. сейчас оно служит общим качеством всех интеллектуально и нравственно развитых людей, а не только философов. Поэтому мы должны дополнить древнее понимание философии как любви и мудрости.

Существует множество определений философии: философия – учение о сущности и предельных основаниях бытия, философия – учение о познании, философия – учение об общих законах развития всех сфер бытия, философия – своеобразная интеллектуальная деятельность, имеющая не содержательное, а функциональное назначение по очищению языка от псевдопроблем, философия – учение о нравственности, ценностях, счастье или человеке вообще. Приведённые определения фиксируют либо наиболее существенные части конкретных философских систем, либо преимущественную направленность познавательных интересов отдельных философов.

Слово философия образовано от греческих слов "любовь" и "мудрость", т.е. наука о любви к мудрости. Так в греческом языке обозначен этот термин.

Философия – это исключительное знание, которое достигается через опыт и систему ценностей личности. Это знание даёт возможность принимать взвешенные и глубокие решения, с проекцией на дальнейшее будущее, касательно мира, общества и человека.

Определение мудрости и её формы

Практически все дефиниции мудрости, в своей традиционной форме, несут мысль о том, что высшее знание заключается в ценностном выражении.

Мудрость, в свою очередь, имеет несколько обозначений. Разные философы по-разному трактуют это понятие. Г. В. Лейбниц утверждает, что мудрость – это знание наивысшего блага, а И. Кант полагает, что мудрость – это способность воли сотрудничать с наивысшим благом как с результатом всех вещей. В свою очередь Л. Н. Толстой говорит, что мудрость есть познание бессмертных истин, соотносящихся с жизнью.

Мудрость – это наивысшее, единое, духовно-практическое знание, которое ориентировано на познание безусловного смысла бытия и достижимо через духовно-жизненный поиск правды субъектом знания.

Мудростью не обозначаются знания о мире, человеке или обществе. Глубокие исследования природы, мира и общества дают возможность разным наукам делать определённые выводы относительно объектов изучения, но такие воззрения никогда не смогут называться мудрыми. Согласно древнейшим источникам, Гераклит высказывал мнение о том, что многознание никак не относится к мудрости, которое базируется на познании основ и причин. Но, несмотря на это, знание являет собой один из важнейших факторов как предпосылок мудрости.

Мудрость затрагивает, в первую очередь, человека и всё, что его окружает, поэтому скорее сосредоточена в науках о человеке и среде его существования, нежели в естественных науках о природе. Но справедливо заметить тот факт, что и в гуманитарных, и в естественных науках мудрость выделить из общей массы эмпирического, субъективного и поверхностного знания достаточно сложно. Прежде всего, мудрость крепко соединена с человеком и его деятельностью, а значит, с теми ценностями, которые выбирает для себя и своей жизни.

Основа мудрости – здравый смысл, но она проникает в глубину настолько сильно, что редко встречается. В основном потому, что требует жизненного опыта и абстрагирования от событий, которые необходимо судить. Согласно высказыванию Гегеля, сова Минервы вылетает в сумерки. Это значит, что мудрость поистине проявляется в тот момент, когда уже поздно что-то менять, и остаётся лишь созерцать.

Роль философии в жизни человека и общества

В современном мире принято полагать, что философии как таковая отсутствует. Нынешнее философское знание скорее представляет собой систему наук и учений. Важнейшими из которых являются:

  • Онтология. Способ познания строения и движения имеющегося мира. Здесь рассматривается человек, природа и общество.
  • Эпистемология или гносеология. Учение о постижении человеком окружающего мира и своего сознания при содействии интеллекта, чувств, ощущений, инстинкта, а также отвлеченного мышления.
  • Философия общества. Социальная философия призвана ответить на вопрос о том, что есть общество и каково место человека в нём.
  • Политическая философия. Учение, которое рассматривает вопросы разделения власти в обществе.
  • Логика. Наука о закономерностях истинного мышления.
  • Аксиология. Учение, направленное на ориентирование ценностей человека в мире.
  • Этика. Наука, о моральных связях человека с другими людьми, этическом отношении к самому себе, а также о нравственности и проблемах добра и зла в обществе и мире в целом.
  • Эстетика. Учение философской науки о формах социального мировоззрения, которое базируется на исследованиях идеологической сущности и конфигурациях прекрасного в искусстве, природе и жизни человека.
  • Философия человека. Наука о биологической природе человека.
  • Философия религии. Наука о совокупности философских установок по отношению к религии, концептуальности её природы и функция, а также философских обоснований существования божества, философские рассуждения о его природе и отношении к миру и человеку.

Выделяют также несколько иных разделов философии, которые могут быть собраны и объединены уже по другим общим факторам.

Методология – учение о научном методе вообще или о методах отдельных наук.

Философия природы – учение о сторонах органической и неорганической природы.​​​​​

В обоих случаях основания для изучения совсем иные, нежели в списке, представленном выше. Методология исследует природу посредством эмпирических, теоретических и экспериментальных методов, философия природы изучает биосферу и космос.

Философия – особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях. Название "философия" происходит от греческих слов "phileo" люблю и "sophia" мудрость, что означает любовь к мудрости, любомудрие. Этот буквальный смысл как будто далек от действительного значения понятия "философия". Однако это верно лишь отчасти. Мудрость и сейчас остается существенным определением философского мышления. Философия есть мудрость, но не отдельного человека, а объединенного разума людей. Иными словами, философия есть коллективное мышление. Как это понимать?

Во-первых, философия есть именно мышление, а не познание, не чувствование, не верование, не воление, не действование. Мышление – процесс отражения объективной реальности в умозаключениях, понятиях, теориях, суждениях и т.п. Познание – творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире.

Во-вторых, философия не просто мышление, а сомышление, т.е. такое мышление, которое предполагает мыслящее общение людей или мышление людей сообща. Философия коллективное мышление так же, как наука коллективное познание, искусство коллективное чувствование, религия коллективное верование, мораль-политика-право коллективное воление, экономика коллективное производство-распределение и т.д.

В-третьих, исходным и конечным пунктом философствования является не знание, не благо, не красота, а мысль, имеющая смысл-значение для многих людей, прежде всего для самих философов. Конечно, коллективно мыслят и в науке, в искусстве, во всех других сферах человеческой деятельности. Но это коллективное мышление лишь подчиненный момент научно-познавательной, художественной и т.п. деятельности. Оно философично лишь в той мере, в какой внутренне свободно, не связано непосредственно с производством знания, красоты, материальных благ и т.д. В философии коллективное мышление самодостаточно, максимально удалено от решения познавательных-художественных-практических задач. Стихия философии это стихия чистой, самодостаточной мысли. Раньше некоторые философы, писатели и ученые выдвигали положение о философии как науке наук. Это положение, правильно подчеркивая особую роль философии по сравнению с частными науками как общей мировоззренческой, методологической, идеологической основы научного познания, вместе с тем страдает существенным изъяном. Оно объявляет философию наукой и этим устанавливает жесткую связь между философскими представлениями и научными теориями. Наука – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. В действительности философия является особой формой мышления. Она включает в себя элемент научности, но не сводится к научной форме знания. Наука есть форма коллективного познания, в то время как философия есть форма коллективного мышления людей.

Отметим, что как во взглядах на соотношение философии и науки существует определенная путаница (когда философию представляют наукой), так и в вопросе о соотношении мышления и познания первое нередко представляют как часть, вид или форму второго. На самом деле между мышлением и познанием есть существенное различие и не только в том, что познание включает в себя также чувственные формы отражения. Мышление в равной степени "участвует" как в познавательной, так и в управляюще-преобразовательной деятельности, т.е. является идеальным орудием познания и управления-преобразования. Кроме того, философия, в отличие от науки, не может обязывать, предписывать, указывать "как надо", быть законодательницей. Ее положения обладают только рекомендательной силой по отношению к другим отраслям человеческой деятельности. Выражение "философия наука наук" отражает как раз попытку представить философию законодательницей наук, диктующей им свою волю, сценарий поведения.

Философия как форма коллективного мышления имеет непосредственное отношение и к науке, и к искусству, и к материальной практике, и к управлению обществом, и к индивидуальному опыту человека. Иными словами, философия средоточие, центр всех человеческих исканий и дерзаний.

Наука, как мы уже говорили, занимается познанием; философия осмысливает ход и результаты познания, практики, искусства, вообще всего человеческого опыта. Наука производит знания. Философия же вырабатывает и разрабатывает идеи. Не более того. Философские идеи это идеи идей: научных, художественных, практических и т.д. Соответственно и философствование не прямо служит познанию, практике, искусству, а весьма опосредованно. Никто, ни научные авторитеты, ни государственные, ни религиозные деятели не должны вмешиваться в дела философии.

Примером онаучивания, сциентификации философии являются попытки некоторых философов и философских школ выразить основные философские положения в форме законов. Закон – традиционно-существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь (отношение) между явлениями. Наиболее ярким примером изобретения философских законов являются марксистские законы диалектики. С нашей точки зрения, только наука может претендовать на открытие и исследование законов предметной области. В философии же "закон" лишь одна из категорий, парная категории "явление", и называть этим же термином некоторые философские основоположения это логическая ошибка. Либо мы должны признать, что "закон" является высшей категорией диалектики, либо признать, что слово "закон" в случае, когда речь идет о "законе диалектики", имеет иной смысл, чем тот, когда им обозначают одну из категорий диалектики. Во втором случае создается опасность неоднозначного употребления термина "закон", ведущая лишь к путанице понятий и к различным перекосам в мышлении.

Одной из причин использования в марксистской философии понятия "закон" применительно к некоторым ее основным положениям служит как раз вольное или невольное проведение аналогии между философией и наукой.

Хотелось бы обратить внимание еще вот на какую сторону вопроса о законах диалектики. Наш мир это вероятностный мир, и случайность играет в нем не меньшую роль, чем необходимость, закономерность. Выражение "законы диалектики", хотим мы этого или нет, акцентирует внимание на познании закономерности, упорядоченности реального мира и оставляет в тени другую, прямо противоположную его сторону: неупорядоченность, многообразие явлений. А это создает известный перекос в сторону механистического детерминизма, абсолютизирующего необходимость, закономерность, упорядоченность. Перекос в философском мышлении приводит к перекосу и в любом другом мышлении: политическом, экономическом, управленческом. Разве не этим объясняется, что на протяжении десятилетий в нашей стране создавался культ плана, культ приказных, административных методов управления и недооценивалось значение других механизмов, в частности, рынка, системы выборов? У нас преимущественно говорили о сознательности, организованности, планомерности и боролись со стихийностью. А ведь стихийность в определенной мере так же важна, как и планомерность, организованность. Человеческое общество живая система, и ему нужен не твердый порядок, предполагающий систему жесткой детерминации поведения людей, а живой порядок-беспорядок, учитывающий в равной степени необходимость и случайность, единство и многообразие, общее и частное. Необходимость – вещь, явление в их всеобщей закономерной связи, отражение преимущественно внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений действительности, основных направлений ее развития. Случайность – отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности; выражение начального пункта познания объекта; результат перекрещивания независимых причинных процессов, событий; форма проявления необходимости и дополнение к ней.

Нежизненность концепции законов диалектики особенно видна на примере закона отрицания отрицания. Концепция этого закона навязывает нам жестко однозначную схему направления развития, становления. Она, по существу, исключает элемент случайности в возникновении нового, многовариантность путей развития, становления. Концепция закона отрицания отрицания уязвима еще вот в каком отношении. Этот закон определяется обычно как закон, характеризующий направление процесса развития, единство возникновения нового и относительной повторяемости некоторых моментов старого. Между тем, если вдуматься, закон отрицания отрицания не может характеризовать направление развития в полной мере. В самом деле, во всяком развитии (становлении) важнейшим моментом является переход от старого к новому, т.е. конструктивное движение от одного положительного содержания к другому. В законе же отрицания отрицания акцент делается на отрицании, пусть это будет даже второе отрицание, отрицающее первое. Да, действительно, новое отрицает старое. Но это лишь момент отношения нового к старому. В новом есть другое положительное содержание, которого нет (никогда не было!) в старом, и понятием отрицания это содержание отнюдь не выявляется в полной мере. Из отрицания старого отнюдь не следует утверждение нового, иначе правы были бы анархисты и всякие отрицатели-нигилисты. Отрицание всегда остается отрицанием, как бы его ни называли: снятием, диалектическим отрицанием, вторым отрицанием. (В гегелевской философии отрицание имело смысл положительного понятия, так как для этой философии характерна закольцованность представлений абсолютный, мировой дух в конечном счете возвращается к себе.) В понятии отрицания, если оценивать его реалистически, на первый план всегда выступает отрицательное содержание. Иначе это понятие обозначалось бы другим словом. Конечно, между отрицанием как разрушением-уничтожением и отрицанием как моментом развития есть разница. Но это не дает нам права считать диалектическое отрицание таким моментом, который делает развитие развитием, а становление становлением. "Закон" отрицания отрицания отражает лишь факт отрицания и преемственности между новым и старым. В полной мере взаимоотношения старого и нового характеризуются категориями развития и становления. Никаких искусственных подпорок, хотя бы в виде "закона отрицания отрицания", не требуется для объяснения смысла указанных категорий. Уж если говорить о раскрытии содержания категорий "развитие" и "становление", то следует сказать, что это содержание раскрывается в целой системе категорий и понятий.

Говоря о том, что философия ничего не познает, мы имели в виду, что "экологическая ниша" философии как особого типа культуры не познание, а мышление. Целью философствования является не постижение истины, а мудрость. Ведь философствование и есть мудрствование (в хорошем смысле этого слова). Только наука "имеет право" заниматься познанием. Это ее особенность, ее "хлеб". Могут сказать: а как же быть с выражениями "философское знание", "философская наука" и т.п.? На это ответим: слова "знание" и "наука" применительно к философии употребляются в ином смысле, нежели когда говорят о науке как типе культуры и о познании как отрасли человеческой деятельности. Ведь и в богословии нередко употребляют выражения "богословское знание", "богословская наука". Но ведь никто не считает "богословское знание" научным знанием, а "богословскую науку" действительно наукой подобно физике, биологии, социологии.

Когда говорят о философском знании, то имеют в виду не то знание, которое приобретается в процессе научного познания. Философское знание и научное знание различные "вещи". Научное знание результат познания реального мира, мира как объекта познания. Философское знание результат внутрифилософских потоков информации, идущих от одного философа к другому. Если я прочитал сочинения Платона и понял их, то получил знание об учении Платона, о его идеях, взглядах и т.п. Сумма философских знаний это прежде всего знание основных философских учений-идей прошлого и настоящего. Философское знание похоже на научное знание в том смысле, что оно, как и научное знание, более или менее адекватно, соответственно отображает предмет, в нашем случае учение, идеи, мысли другого философа. Философски образованный человек это человек, который более или менее адекватно воспринял и усвоил основные идеи философов прошлого и настоящего. Философское образование является основой философской учености и философского профессионализма. Слова "ученость" и "ученый" применительно к философу означают лишь то, человек основательно учился философии. Почти то же можно сказать о словах "научность" и "наука". Применительно к философии эти слова означают научение философии. Кроме того, слово "наука" в сочетании с прилагательным "философская" (философская наука) означает тот или иной раздел философии, выделившийся в относительно самостоятельную философскую дисциплину, в отрасль философского знания. Философскими науками называют этику, эстетику, логику. Этика – учение о морали, ее сущности, структуре, функциях, законах, ее историческом развитии и роли в общественной жизни. Эстетика – учение об искусстве и художественном творчестве. Логика (греч. logic – слово, разум) – совокупность наук о законах и формах научного мышления.

Читайте также: