Фельдштейн психолого педагогические проблемы построения новой школы

Обновлено: 06.07.2024

Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития Тимонова Е.В.

Я опираюсь на материалы исследований, проведенных в Психологическом институте РАО, Московском психолого-педагогическом университете, Факультете психологии МГУ им. Ломоносова, Институте психологии РАН, Гуманитарно-художественном институте Нижегородского архитектурно-строительного университета.

Во-первых, маркетизация , этика рынка, усиливающая ориентацию детей на потребление, а также адопция , отрывающая ребенка от культурных традиций общества и его истории. Во-вторых, маргинализация , то есть неравный доступ к образовательным ресурсам в мегаполисе и провинции, рост девиаций, стремление родителей ограничивать активность и самостоятельность ребенка.

Медикализация , выражающаяся в том, что детям ставят диагнозы, которые ранее ставили взрослым, при использовании антидепрессантов для агрессивных детей; повышенный уровень тревожности и страхов ребят, а в ряде случаев – повышенную агрессивность под действием фактора милитаризации и развития компьютерных игр, снижающих контроль детей за собственным поведением и формирующих зависимость.

Мобилизация , заключающаяся в том, что подростки, предъявляющие уже свой взгляд на мир, свой голос, позиционируют себя по отношению к миру детей и миру взрослых, создавая разнообразные неформальные объединения, удовлетворяющие их потребность в самовыражении, эпатаже, вызове и демонстрации своих отношений к миру.

Наличествует неблагоприятный прогноз дальнейших изменений в сфере общего психического развития и формирования личности ребенка, который подкрепляется ослаблением многих факторов, обладающих потенциалом противодействия нарастающим негативным влияниям.

Во-первых , в минимально короткий пятилетний период с 2005 до 2009 годов резко снизилось когнитивное развитие детей дошкольного возраста. Во-вторых , снизилась энергичность детей, их желание активно действовать. При этом возрос эмоциональный дискомфорт. В-третьих , отмечается сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности.

В-четвертых, обследование познавательной сферы старших дошкольников выявило крайне низкие показатели в тех действиях детей, которые требуют внутреннего удержания правила и оперирования в плане образов. Четко фиксируется неразвитость внутреннего плана действия и сниженный уровень детской любознательности и воображения . Детям оказывается недоступным то, с чем легко справлялись их ровесники три десятилетия назад.

В-пятых , обращает на себя внимание неразвитость тонкой моторики руки старших дошкольников, отсутствие графических навыков. Дефицит произвольности – как в умственной, так и в двигательной сфере дошкольника является одним из наиболее тревожных факторов, достоверно установленных учеными нашей академии.

В-шестых, отмечается недостаточная социальная компетентность 25% детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты. Прослеживается опасная тенденция, когда более 30% самостоятельных решений, предложенных детьми, имеют явно агрессивный характер.

В-седьмых, тревогу вызывают факты и факторы, связанные с приобщением детей к телеэкрану, начиная с младенческого возраста. Возникает особая потребность в экранной стимуляции, которая блокирует собственную деятельность ребенка.

В-восьмых, неблагоприятной тенденцией выступает обеднение и ограничение общения детей, в том числе и подросткового возраста, со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности, включая несформированность мотивов общения, сотрудничества и кооперации у значительной части растущих людей.

В-девятых , все больше становится детей с эмоциональными проблемами, с проявлениями эмоциональных нарушений – тревожные дети, находящиеся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности.

В-десятых , у детей подросткового возраста происходят регрессивные изменения в мозговом обеспечении познавательной деятельности, а обусловленная гормональным процессом повышенная активность подкорковых структур приводит к ухудшению механизмов произвольного регулирования. В-одиннадцатых, наблюдения в динамике за физическим развитием детей выявили тенденцию к прогрессивному снижению темпов их продольного роста, нарастанию астенизации телосложения, отставанию в приросте мышечной силы.

В-двенадцатых , в популяции современных растущих людей большую группу составляют дети, для которых характерно неблагоприятное, проблемное течение психического развития в онтогенезе. В-тринадцатых , имеется значительное число детей с ограниченными возможностями здоровья, где общее психическое недоразвитие (олигофрения) отмечается у 22,5%; задержанное психическое развития – у 19,8%; дефицитарное психическое развитие – у 27,5%; а дисгармоническое развитие (психопатии) отмечается у 26,5%.

В-пятнадцатых, знаменательно, что на первый план у современных детей подросткового возраста выходят не развлечения, а поиск смысла жизни, возрастает их критичность по отношению к взрослым, то есть фиксируются новые характеристики в их социальном развитии.

В-шестнадцатых, отмечаются серьезные изменения ценностных ориентаций детей, подростков, юношества не только по сравнению с серединой 90-х годов, но и началом нового столетия. Так, с 2007 г. начиная, на первый план выдвигаются интеллектуальные (1 место), волевые (2 место) и соматические (3 место) ценностные ориентации. Весьма тревожно, что эмоциональные и нравственные ценности – чуткость, терпимость, умение сопереживать занимают последние места в этой иерархии. Наблюдается негативная динамика культурных и общественных ценностных ориентаций школьников.

Первый скачок , называемый предростовым спуртом , в наши дни, судя по имеющимся сейчас данным, приходится не на старший дошкольный возраст – шесть – шесть с половиной лет, как тридцать лет назад, а на семь-восемь лет, то есть на младший школьный возраст. Второй скачок , называемый пубертатным спуртом , связанный с процессом полового созревания, также отодвинулся с пятого-шестого на восьмой-девятый класс для девочек и девятый-десятый для мальчиков.

Перед учеными нашей академии, перед всем педагогическим научным сообществом остро встает вопрос о норме и вариантах развития современного детства. Важно понять, как оно изменилось в своих системных характеристиках, установив общую картину его реального состояния, особенности его возрастных этапов и межвозрастных переходов.

Чрезвычайно важно тщательно проанализировать изменения в развитии сознания, самосознания детей, раскрыв особенности восприятия, памяти, мышления современного ребенка, выявив характер и последствия изменяющейся работы мозга.

Особого внимания требует разработка научных -- психологических, психофизиологических, психолого-дидактических основ построения учебников и учебных книг качественно нового поколения, установления их взаимосвязи с новейшими информационными технологиями, включая Интернет.

Важно определить условия сочетания существующего информационного прессинга и организованной системы образования детей, ведя поиск оснований организации процесса обучения в современных условиях, требующих раскрытия возможностей выработки у детей, избирательного отношения к информации, умения ее ранжировать в процессе самостоятельного присвоения знаний.

На первый план выходит необходимость проведения исследований не только когнитивного, социального, но и духовного развития детей, имеющих целью раскрытие внутреннего мира растущего человека, его переживаний, стремлений, сомнений, общих и специальных способностей, специфики заданного формирования системы духовных потребностей, нравственных установок.

Преподаватели и аспиранты, докторанты, соискатели кафедр и сотрудники лабораторий должны быть ориентированы на изучение: во-первых , общих закономерностей познавательных процессов растущего человека на всех этапах детства; во-вторых, на выявление сензитивных возможностей психического развития в каждом возрастном периоде; в-третьих, на установление предельных возрастных возможностей в усвоении знаний, формировании навыков, умений;

в-четвертых, на выявление педагогических, методических принципов подачи знаний, выработке у детей личного отношения к ним; в-пятых, на определение условий развития творческих способностей, т.е. потенциальных возможностей растущего человека, что позволит обоснованно решить проблемы инновационного образования, нацеленного на повышение, углубление культуры каждого ребенка;

в-восьмых, на определение психологических факторов, влияющих на формирование убеждений и социальных ценностей у подростков и юношей; в-девятых, на установление психологических условий их социализации и самоидентификации, при преодолении негативных явлений.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.


Описание презентации по отдельным слайдам:








феномены


«Детство не только удлиняется, но и изменяет структуру и особенности всех сво.

В нашем мире скоростного Интернета четко проявляются реальные изменения совре.

В нашем мире скоростного Интернета четко проявляются реальные изменения современного ребенка: Снизилось когнитивное развитие детей (линейное визуальное мышление). Снизилась энергичность детей. При этом возрос эмоциональный дискомфорт. Снижение уровня развития ролевой игры. Недоразвитость внутреннего плана действий и сниженный уровень детской любознательности и воображения. Недоразвитость тонкой моторики, отсутствие графических навыков, что свидетельствует об отсутствии графических двигательных умений и и несформированности определенных мозговых структур ребенка (минимальная мозговая дисфункция). Недостаточная социальная компетенция, неумение разрешать простейшие конфликты. А если есть самостоятельные решения, то они чаще всего носят агрессивный характер. Экранная зависимость и, как следствие – неспособность ребенка концентрироваться на чем-либо, отсутствие интересов, гиперактивность и повышенная рассеянность. Обеднение и ограничение общения детей, рост явлений одиночества, низкий уровень коммуникации, неверия в себя. Возросло число детей с аффективной напряженностью из-за постоянного чувства незащищенности. Такие дети ранимы, обостренно реагируют на отношение к ним окружающих. Снижается уровень внимания, уменьшается объем памяти. Отставание в физическом развитии.

Пограничное поколение (граница между нормой и патологией) В современном общес.

Первый скачок- предростовый спурт – приходится не на старший школьный возраст.

И если не мы с вами, то кто выправит создавшееся положение? Это не просто на.

И если не мы с вами, то кто выправит создавшееся положение? Это не просто наша с вами задача – это наша ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Краткое описание документа:

При всем многообразии и широте проводимых исследований мы имеем совокупность противоречивых данных, наблюдений, представлений, фиксирующих реальные изменения и одновременно сложную ситуацию развития современного человека. Например, с одной стороны, отмечается рост его самосознания, самоопределения, критического мышления, а, с другой, прослеживаются его неуверенность, напряженность, тревожность.

Возникшая неустойчивость социальной, экономической, идеологической обстановки, дискредитация многих нравственных ориентиров вызывают массовый психологический стресс, который сказывается на общем духовном и физическом здоровье, обуславливая, в частности, пассивность, безразличие обучающихся.

Поэтому остро встает проблема осмысления современной среды, понимания, в каком мире, каком пространстве и в каком обществе он живет и какие требования объективно предъявляет к нему новая ситуация его развития и общество.

Маркетизация, этика рынка, усиливающая ориентацию детей на потребление, а также адопция, отрывающая ребенка от культурных традиций общества и его истории.
Маргинализация, то есть неравный доступ к образовательным ресурсам в мегаполисе и провинции, рост девиаций, стремление родителей ограничивать активность и самостоятельность ребенка.

Вложенные файлы: 1 файл

Презентация Фельдштейна.ppt

Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития

Материалы исследований, проведенных на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, в Психологическом институте РАО, Московском психолого -педагогическом университете, Институте психологии РАН, Гуманитарно -художественном институте Нижегородского архитектурно-строительного университета.

  • Маркетизация, этика рынка, усиливающая ориентацию детей на потребление, а также адопция, отрывающая ребенка от культурных традиций общества и его истории.
  • Маргинализация, то есть неравный доступ к образовательным ресурсам в мегаполисе и провинции, рост девиаций, стремление родителей ограничивать активность и самостоятельность ребенка.
  • Медикализация, выражающаяся в том, что детям ставят диагнозы, которые ранее ставили взрослым, при использовании антидепрессантов для агрессивных детей; повышенный уровень тревожности и страхов ребят, а в ряде случаев – повышенную агрессивность под действием фактора милитаризации и развития компьютерных игр, снижающих контроль детей за собственным поведением и формирующих зависимость.
  • Мобилизация, заключающаяся в том, что подростки, предъявляющие уже свой взгляд на мир, свой голос, позиционируют себя по отношению к миру детей и миру взрослых, создавая разнообразные неформальные объединения, удовлетворяющие их потребность в самовыражении, эпатаже, вызове и демонстрации своих отношений к миру.
  • Во-первых, в минимально короткий пятилетний период с 2005 до 2009 годов резко снизилось когнитивное развитие детей дошкольного возраста.
  • Во-вторых, снизилась энергичность детей, их желание активно действовать. При этом возрос эмоциональный дискомфорт.
  • В-третьих, отмечается сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности.
  • В-четвертых, обследование познавательной сферы старших дошкольников выявило крайне низкие показатели в тех действиях детей, которые требуют внутреннего удержания правила и оперирования в плане образов.

Четко фиксируется неразвитость внутреннего плана действия и сниженный уровень детской любознательности и воображения. Детям оказывается недоступным то, с чем легко справлялись их ровесники три десятилетия назад.

  • В-пятых, обращает на себя внимание неразвитость тонкой моторики руки старших дошкольников, отсутствие графических навыков.

Дефицит произвольности – как в умственной, так и в двигательной сфере дошкольника является одним из наиболее тревожных факторов, достоверно установленных учеными РАО.

  • В-шестых, отмечается недостаточная социальная компетентность 25% детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты. Прослеживается опасная тенденция, когда более 30% самостоятельных решений, предложенных детьми, имеют явно агрессивный характер.
  • В-седьмых, тревогу вызывают факты и факторы, связанные с приобщением детей к телеэкрану, начиная с младенческого возраста. Возникает особая потребность в экранной стимуляции, которая блокирует собственную деятельность ребенка.
  • В-восьмых, неблагоприятной тенденцией выступает обеднение и ограничение общения детей, в том числе и подросткового возраста, со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности, включая несформированность мотивов общения, сотрудничества и кооперации у значительной части растущих людей.
  • В-девятых, все больше становится детей с эмоциональными проблемами, с проявлениями эмоциональных нарушений – тревожные дети, находящиеся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности.
  • В-десятых, у детей подросткового возраста происходят регрессивные изменения в мозговом обеспечении познавательной деятельности, а обусловленная гормональным процессом повышенная активность подкорковых структур приводит к ухудшению механизмов произвольного регулирования.
  • В-одиннадцатых, наблюдения в динамике за физическим развитием детей выявили тенденцию к прогрессивному снижению темпов их продольного роста, нарастанию астенизации телосложения, отставанию в приросте мышечной силы.
  • В-двенадцатых, в популяции современных растущих людей большую группу составляют дети, для которых характерно неблагоприятное, проблемное течение психического развития в онтогенезе.
  • В-тринадцатых, имеется значительное число детей с ограниченными возможностями здоровья, где общее психическое недоразвитие (олигофрения) отмечается у 22,5%; задержанное психическое развития – у 19,8%; дефицитарное психическое развитие – у 27,5%; а дисгармоническое развитие (психопатии) отмечается у 26,5%.
  • В-пятнадцатых, знаменательно, что на первый план у современных детей подросткового возраста выходят не развлечения, а поиск смысла жизни, возрастает их критичность по отношению к взрослым, то есть фиксируются новые характеристики в их социальном развитии.
  • В-шестнадцатых, отмечаются серьезные изменения ценностных ориентаций детей, подростков, юношества не только по сравнению с серединой 90-х годов, но и началом нового столетия. Так, с 2007 г. начиная, на первый план выдвигаются интеллектуальные (1 место), волевые (2 место) и соматические (3 место) ценностные ориентации.

Весьма тревожно, что эмоциональные и нравственные ценности – чуткость, терпимость, умение сопереживать занимают последние места в этой иерархии. Наблюдается негативная динамика культурных и общественных ценностных ориентаций школьников.

Секулярный тренд (от лат. secular trend - вековая тенденция) - это изменение человеческого вида, связанное с увеличением длины тела, репродуктивного периода, продолжительности жизни и других важнейших свойств человека в определенные (длительные) интервалы времени.

Астенизация выражается в увеличении в популяции астенического или астеноидного типа. Процесс астенизации идет необычайно быстрыми темпами: если среди населения старше 50 лет доля астеников составляет только 30-35%, то среди юношей и подростков - уже около 40%, а среди дошкольников и детей младшего школьного возраста - около 50%!

Начиная с 80-х гг. прошлого века стало наблюдаться не только снижение темпов акселерации, но и обратный процесс - деселерация. замедление скорости биологического развития, включая как период первого – предростового скачка, так и сроков полового созревания.

Грацилизация - утончение скелета и общее ослабление опорно-двигательного аппарата - костей и поперечно - полосатых мышц, а также уменьшение силы мышц. Более грацильными в наши дни становятся не только астеники, но и представители других конституциональных типов - атлетики и пикники.

Андрогиния или гинандроморфия заключается в частичном сглаживании половых различий или полового диморфизма.

Первый скачок, называемый предростовым спуртом, в наши дни приходится не на старший дошкольный возраст – шесть- шесть с половиной лет, как тридцать лет назад, а на семь-восемь лет, то есть на младший школьный возраст.

Второй скачок, называемый пубертатным спуртом, связанный с процессом полового созревания, также отодвинулся с пятого-шестого на восьмой-девятый класс для девочек и девятый-десятый для мальчиков.

Перед всем педагогическим научным сообществом остро встает вопрос о норме и вариантах развития современного детства.

Важно понять, как оно изменилось в своих системных характеристиках, установив общую картину его реального состояния, особенности его возрастных этапов и межвозрастных переходов.

Чрезвычайно важно тщательно проанализировать изменения в развитии сознания, самосознания детей, раскрыв особенности восприятия, памяти, мышления современного ребенка, выявив характер и последствия изменяющейся работы мозга.

Особого внимания требует разработка научных - психологических, психофизиологических, психолого -дидактических основ построения учебников и учебных книг качественно нового поколения, установления их взаимосвязи с новейшими информационными технологиями, включая Интернет.

Важно определить условия сочетания существующего информационного прессинга и организованной системы образования детей, ведя поиск оснований организации процесса обучения в современных условиях, требующих раскрытия возможностей выработки у детей, избирательного отношения к информации, умения ее ранжировать в процессе самостоятельного присвоения знаний.

Обрисованы основные социокультурные изменения, происходящие сегодня в обществе. Раскрывается их влияние на личностное развитие детей и подростков. Выделены особенности современных детей, обусловленные эволюционными морфологическими преобразованиями человека. Сформулированы задачи, которые ставят вышеперечисленные процессы перед психологической и педагогической наукой и практикой, особенно перед современной школой.

Просвещение учителей и родителей.

Поклассное просвещение родителей, осуществляемое классным руководителем на основе задач воспитания, систематически проводимого изучения учащихся и клас­сного коллектива, содержания и методики воспитатель­ного процесса. Разумеется, эта форма родительского всеобуча наиболее эффективна, но и требует высокого уровня писхолого-педагогйческой, медицинской, юри­дической подготовленности классного руководителя. Поклассное просвещение родителей может проводиться и в различных формах: конференций (отцов, мам, ба­бушек и дедушек), проблемные конференции всех ро­дителей; индивидуальные и групповые консультации классного руководителя, учителей-предметников, школь­ного психолога, социального работника, приглашен­ных специалистов — врачей, психологов, работников культуры и т.д. Можно использовать и обмен специ­альной литературой.

>• Различного рода читательские конференции, обзоры и выставки литературы для родителей..

Вопрос № 8

Схема ответа

Что такое сопровождение и программа сопровождения

Социальное сопровождение - особый вид деятельности социальных служб и особый тип деятельных взаимоотношений со специалистами социальной сферы.

Программа социального сопровождения предполагает, что

клиент остается в контакте со специалистом по социальному сопровождению до тех пор, пока не будут определены пути решения проблем, возникающих у клиента, однако виды предоставляемых услуг могут варьироваться в зависимости от конкретных потребностей клиента на конкретном жизненном этапе.

Таким образом, социальное сопровождение является важнейшим компонентом социальной деятельности, суть которого в усилении позитивных и в нейтрализации негативных тенденций в жизни и деятельности клиента.

Что такое социально-ценная деятельность

социально-культурной деятельности - это оп­ределенные направления, сферы, через которые реализуются ее сущность и общественное назначение, это категории, выражаю­щие основные ее свойства, направленные на реализацию куль-туросозидающих возможностей общества и личности.

Поддержка социально-ценной деятельности, за счет чего мотивировать обучающихся

Мотивация (от лат. moveo – двигаю) – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активно-му освоению содержания образования. Бразды мотивации держат в своих руках сов-местно учителя и учащиеся. Имея в виду первых, говорим о мотивации обучения, с позиций обучаемого следует вести речь о мотивации учения (внутренней или автомотивации).

Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляю-щие личность действовать, совершать поступки. Мотивы можно определить и как от-ношение школьника к предмету его деятельности, направленность на эту деятельность. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Поэтому мотивы – очень сложные образования, пред-ставляющие собой динамические системы, в которых осуществляются анализ и оцен-ка альтернатив, выбор и принятие решений. Понимание мотивов-побуждений ослож-няется тем, что, во-первых, они всегда представляют собой комплексы, и в педагогиче-ском процессе мы почти никогда не имеем дело с одним действующим мотивом, а во-вторых, мотивы не всегда осознаются учителями и учащимися.

План составления программы сопровождения, методы, приемы

Согласно алгоритму, при построении индивидуальной программы коррекции следует придерживаться следующего плана действий:

1. Отбор наиболее подходящих методов и приёмов диагностики;

2. Получение информации о психофизиологическом развитии ребёнка: изучение медицинской документации, проведение обследования (наблюдение, эксперимент, беседы со специалистами, заполнения протоколов обследования, составление логопедических и психолого-педагогических характеристик;

3. Анализ полученных данных: определение категории нарушенного развития; выявление структуры дефекта;

4. Определение прогноза развития ребёнка, состава участников коррекционной работы, основных направлений коррекционной работы, форм, методов и приёмов коррекции;

5. Составление плана индивидуальной коррекционной работы.

Значимость сопровождения

Необходимо учитывать эти различия в практической деятельности по осуществлению социального сопровождения, руководствуясь при этом следующими принципами:

o Участие клиента в социальной деятельности жизненно необходимо. Такое участие позволяет человеку удовлетворять природные потребности, приобретать навыки и способности, необходимые для преодоления жизненных проблем, достигая чувства удовлетворенности и значимости.

o Взаимоотношения между клиентом и социальным сопровождающим носят характер сотрудничества. И тот и другой вносят в этот процесс свои знания, умения и опыт.

o Каждый человек имеет возможности для своего развития и совершенствования. Хотя возможности и способности могут быть ограничены по разным причинам, человек всегда имеет потенциал к развитию и совершенствованию. Люди, страдающие недееспособностью, все же располагают определенными резервами для удовлетворительной социальной деятельности.

o Между элементами, составляющими занятия, должен быть баланс, который необходим для обеспечения здорового и благоприятного образа жизни. Уход за собой, досуг и трудовая деятельность образуют определенную структуру в повседневной жизни человека.

o Требования к деятельности социального сопровождающего и его обязательства по отношению к клиенту изменяются на протяжении жизни и должны рассматриваться в перспективе развития. В процессе социального сопровождения необходимо учитывать возрастные особенности клиента.

6.Что такое инициатива, социальная инициатива

Инициатива Социальная - совокупность действий (деятельность) по выдвижению, утверждению, распространению и практич. реализации социально значимой идеи, сознательно, самостоятельно и добровольно осуществляемых субъектом; характеристика, индикатор и форма проявления соц. активности. И.с. обладает рядом отличительных признаков.

Читайте также: