Эволюция казахской государственности план урока

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 8839 0

Этапы развития казахской государственности

АВТОР: Байтенова С алтанат Бактыбековна,

преподаватель правовых дисциплин 1 категории

История Казахстана охватывает четыре крупнейших события, которые олицетворяют четыре этапа становления независимости.

Первый этап. Откочевка Жанибека и Керея в 1456 году. Это событие является началом возникновения Казахского ханства. Жанибек и Керей сумели вырваться из власти шейбанидов, собрать и увести племена, подданые им, и сплотить казахский народ.

Второй этап. Почти полуторавековая борьба против джунгарских завоевателей за сохранение самостоятельности национальной государственности казахов.

Третий этап. Антиколониальная борьба. Первые признаки борьбы против тоталитаризма.

И наконец, четвертый этап, 16 декабря 1991 года - объявление государственной независимости РК, что означает формирование новой политической системы, характеризующейся сильной, президентской власти, основанной на принципах демократии и уважения основ прав и свобод человека.

В середине XV в. - Образовалось Казахское ханство - результат противоречивого многовекового взаимодействия и взаимопроникновения политических и этносоциальных действий, происходивших на территории Центральной Азии. В этнополитогенезе кочевых племен нельзя не отметить необыкновенную значимость действия тех времен, которым стала откочевка в 1465 году потомков основоположника династии казахских ханов Урус-хана - Джанибека и Керея - с преданными им племенами Значение этого действия в том, как отмечают казахстанские историки, что оно ускорило процесс сложения казахской народности в итоге выделения и обособления родов, племен и формирующихся народностей Восточного Дешт-и Кыпчака [1].

Таким образом, в результате откочевки Керея и Жанибека и в процессе борьбы за расширение территории в 1465-1466 году образовалось Казахское ханство. Политика казахских ханов Касыма, Тауке, Хакназара, Тауекеля, Есима создали условия для развития и процветания Казахского ханства.

Несмотря на широкие масштабы, охватившее Среднюю Азию и Казахстан, национально – освободительные движение породило много споров и дискуссий среди историков. Только на научных совещаниях, состоявшихся в 1953 году во Фрунзе и Ашхабаде, затем в 1954 году в Ташкенте с участием историков Москвы, Ленинграда, Азербайджана, Казахстана и Средней Азии, была попытка раскрыть правильную суть и характер этого движения.

С конца Х VIII века и до образования КазССР в Казахстане произошло более 300 национально-освободительных волнений, войн, восстаний.

Наиболее важные решения, как правило, принимались в узком кругу лиц высшего политического руководства, и только потом, как истина в последней инстанции, доводились до народа. Власть неоднократно грубо ошибалась, но никогда, ранее 90-х годов, не признавала своих ошибок. Виновниками, как правило, объявлялись несознательные низы, враги народа, капиталисты, сионисты или ещё кто-нибудь.

Суверенность в республики провозглашалась только на словах. Центр неоднократно занимался перестройкой границ Казахстана. Когда в 1960-ые годы Хрущевым был создан целинный край, были разговоры о передаче края в состав РСФСР – это вылилось в резкую и бурную реакцию студенчества республики.

После распада Советского Союза Казахстан стал независимым государством. Наш народ осуществил вековую мечту – создал свою государственность. Доказательство – показания табло в зале заседания Верховного Совета 16 декабря 1991 года, квалифицированное большинство – 270 депутатов – проголосовало за независимость.

Есть казахская мудрость: «Что случилось потерять-

Если весь народ искать

Я понимаю это так, что мы, потеряв независимость, добились ее возвращения.

Каждое поколение имеет право по-своему интерпретировать историю. И не только имеет право, а в каком-то смысле и обязано это делать, чтобы удовлетворить свои насущные потребности. Мы хотим знать, как наши беды связаны с прошлым, и найти пути решения того, что, согласно нашим чувствам и нашему выбору, является главной задачей. История определяет наши проблемы, наше будущее и даже наши точки зрения. Мы устремляем взоры в прошлое, чтобы лучше увидеть настоящее.

Обретение Казахстаном государственной независимости положило начало целому ряду процессов, которые продолжают развиваться, и еще далеки от своего завершения. И только сейчас, пройдя первое серьезное испытание временем, можно с уверенностью констатировать факт несомненного признания авторитета нашего государства в мировом сообществе.

Список использованной литературы

1. Прошлое Казахстана в источниках и материалах / Под ред. проф. Асфендиярова С. Д. и проф. Кунте П. А. – 2-е изд. – Алматы: Казахстан, 1997. – 383 с.

2. Касымбаев Ж. К. История Казахстана: Учебник для 9 класса общеобразовательной школы. – 2-е изд., дополненное. – Алматы: Рауан, 1995. – 224 с.

4. Назарбаев Н.А. Стратегия становления и развития суверенного государства. Алматы, 1992. – 342 с.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Дата: 16.02.15.

Предмет: История Казахстана

1.Организационный момент

Вступительное слово учителя:
Ребята, перед вами карта Казахстана, государственность которого уходит далеко в прошлое. В 2015 году мы отмечаем 550 – годовщину создания Казахского ханства, из прошлых уроков мы знаем, что это было непростое время, тем не менее султаны Жанибек и Керей положили начало созданию государства в условиях кочевой цивилизации. Сегодня на уроке мы должны будем повторить основные моменты данного процесса. Урок будет проходить в форме путешествия от прошлого к настоящему.

1 ведущий : Казахстан на пути своего развития претерпел много изменений. Были периоды Казахского ханства, казахских жузов в составе Российской империи, Казахской ССР. Сейчас это — Независимая Республика Казахстан.

2 ведущий: Начнем свое путешествие из прошлого в настоящее.

Согласно родословным, помещенным в ряде источников, Джанибек и Гирей были близкими родственниками. Оба они были прямыми потомками Урус хана и имели право на власть, один как прямой потомок хана Барака (Джанибек – Барак хан – Куйручук оглан – Урус хан), другой – как старший по возрасту (Гирей – Булат султан – Тохта Кыйа султан – Урус хан).

Присоединение к Казахскому ханству части присырдарьинских оазисов явилось ключом к успеху казахских ханов по объединению страны в целом. К концу XV в. расширились первоначальные границы государства. В него вошли, помимо Западного Семиречья, отмеченные выше города в Южном Казахстане, район Каратау с прилегающими степными территориями, низовья Сырдарьи и Северного Приаралья, значительная часть Центрального Казахстана.

1 ведущий: Таким образом, мы узнали с вами историю образования казахской государственности. Проведем небольшое закрепление. Сопоставить на доске данные.

Мухаммеда Хайдар Дулати

Основатели казахского ханства

Восточном Дешт-и Кыпчаке

Западное Семиречье, долины Чу и Талас

Керей и Джанибек

2 ведущий: Следующий этап в истории казахского народа - это присоединение Казахского ханства к Российской империи.

Выступление ученика

Закрепление заданием: вставить пропущенные слова

1. Просьба о включении Младшего жуза в состав Российской империи была удовлетворена указом императрицы _________ от ____ февраля ______ г.

2. Для принятия ________ в Казахстан с грамотой к хану ___________ были направлены послы во главе с переводчиком Комиссии иностранных дел _______________ .

3. ___ октября _____ г. в местности ________ собрание старшин __________ жуза присягнула на верность ___________ империи.

1 ведущий: Небольшая историческая справка об образовании Казахской ССР.

2 ведущий: Родина. Что же для человека означает это слово?! Для меня Родина –это место, где я родилась, та земля, которая вскормила своим молоком, напоила целебными водами. Наш Казахстан сотни лет боролся за обретение независимости. Сколько крови наших предков было пролито ради нашей свободы.

1 ведущий: И последняя наша остановка это - современный Независимый Казахстан.

2 ведущий : И это правда, ведь у нас общая история, которая , как мы сегодня узнали на уроке уходит корнями далеко в прошлое. И в этом году казахской государственности, как говорилось выше исполняется 550 лет.

1 ведущий: И этот факт потверждает кандидат исторических наук, первый заместитель директора Института истории и этнологии им. Ч. Валиханова Нурлан Атыгаев после изучения всех письменных источников пришел к выводу о том, что в августе 2015 года Казахскому ханству исполняется 550 лет: - Празднование юбилея образования Казахского ханства должно способствовать укреплению казахстанской государственности и патриотизма. Политическая и общественная значимость грядущего юбилея заключается прежде всего в том, что Казахское ханство было первым в Центральной Азии национальным государством, созданным ныне существующим народом, а не его предшественниками или историческими предками.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мақсат\Цели – рассказать об образовании Каз АССР и объяснить его историческое значение ; продолжить развитие умения выделять главное в рассказе учителя; воспитать интерес и к истории своей Родины и чувство патриотизма.

Әдіс – тәсілдер\метод – словесный, наглядный

Сабак турі\ тип урока – комбинированный.

Вид урока: изучение новой темы

Сабак барысы\ход урока

Устный опрос учащихся:

1) Военные действия на территории Казахстана.

2) Экономическая политика в годы войны.

3) Итоги гражданской войны.

2. изучение новой темы.

1) Образование Каз АССР. Историческое значение.

2) Объединение казахских земель в Каз АССР.

1) Образование Каз АССР. Историческое значение.

В этом документе высшим военно-гражданским управлением в казахском крае объявлялся Казревком(каз. рев. Коммитет) – он должен был бороться с контрреволюцией, создавать условия гос., хоз. И культурного строительства, подготовить съезд советов.

Возглавил Казревком в Казахстане С. Пестовский, вошли в него Джангильдин, Байтурсынов, Мендешев, Каратаев.

9 марта 1920г. официально решено ликвидировать Алаш Орду. Шла подготовка образования автономии.

4 окт.1920г. в Оренбурге состоялся Учредительный съезд советов Каз АССР. Провозглашена Каз АССР. Т.о. была восстановлена нац. Государственность.

Верховные органы власти

Центральный исполнительный коммитет (ЦИК)

Председатель – С. М. Мендешев

Совет народных комисаров (СНК)

Председатель – Радус-Зенькович.

2) Объединение казахских земель в Каз АССР.

Столицей Каз АССР 1920-1924гг. – г. Оренбург.

Было решено включить в состав Каз ССР области : стр. 44.

Площад составила 2, 7 млн. Кв. Км.

В 1924г. столица – Кызыл-Орда

1929г. – Алма-Ата до 1995г. 3. Закрепление: составить 3 теста. 4. Подведение итогов. д\з пар. 7

Поурочный план

Преподаватель истории: Касымов Р.К.

Дата проведения:

Пән\предмет: история Казахстана.

Такырып\тема: Восстановление казахской национальной государственности.

Мақсат\Цели – рассказать об образовании Каз АССР и объяснить его историческое значение ; продолжить развитие умения выделять главное в рассказе учителя; воспитать интерес и к истории своей Родины и чувство патриотизма.

Әдіс – тәсілдер\метод – словесный, наглядный

Сабак турі\ тип урока – комбинированный.

Вид урока: изучение новой темы

Сабак барысы\ход урока

Устный опрос учащихся:

1) Военные действия на территории Казахстана.

2) Экономическая политика в годы войны.

3) Итоги гражданской войны.

2. изучение новой темы.

1) Образование Каз АССР. Историческое значение.

2) Объединение казахских земель в Каз АССР.

1) Образование Каз АССР. Историческое значение.

В этом документе высшим военно-гражданским управлением в казахском крае объявлялся Казревком(каз. рев. Коммитет) – он должен был бороться с контрреволюцией, создавать условия гос., хоз. И культурного строительства, подготовить съезд советов.

Возглавил Казревком в Казахстане С. Пестовский, вошли в него Джангильдин, Байтурсынов, Мендешев, Каратаев.

9 марта 1920г. официально решено ликвидировать Алаш Орду. Шла подготовка образования автономии.

4 окт.1920г. в Оренбурге состоялся Учредительный съезд советов Каз АССР. Провозглашена Каз АССР. Т.о. была восстановлена нац. Государственность.

Верховные органы власти

Центральный исполнительный коммитет (ЦИК)

Председатель – С. М. Мендешев

Совет народных комисаров (СНК)

Председатель – Радус-Зенькович.

2) Объединение казахских земель в Каз АССР.

Столицей Каз АССР 1920-1924гг. – г. Оренбург.

Было решено включить в состав Каз ССР области : стр. 44.

Площад составила 2, 7 млн. Кв. Км.

В 1924г. столица – Кызыл-Орда

1929г. – Алма-Ата до 1995г. 3. Закрепление: составить 3 теста. 4. Подведение итогов. д\з пар. 7

Открытый урок

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Дидактическая цель: создать условия для усвоения знаний и способов деятельности учащихся в системе, для формирования умений применять эти знания при решении стандартных и творческих задач, используя информационные технологии. ЗАДАЧИ УРОКА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: 1.Закрепить понятия о периоде становления страны как суверенного государства. 2.Обобщить при этом знания о Казахском ханстве второй половины XV – начале XVIII веков. Добиваться полных и разносторонних знаний. 3. Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности.

Читайте также: