Эволюционный путь развития человека как он проходит философия кратко

Обновлено: 02.07.2024

Почему в одних обществах прогрессивные изменения нарастают быстрыми темпами, а другие застыли на том же экономическом, политическом и духовном уровне? Человечеству всегда хотелось ускорить развитие экономики и общества в целом. Но в разных странах добивались этого разными путями – одни путем ведения захватнических войн, другие путем проведения прогрессивных реформ, нацеленных на преобразование общества и хозяйства. В ходе истории развития человечества определились два пути развития общества – революционный и эволюционный.

Уникальными являются в конце XVII – начале XVIII вв. реформы Петра I, начавшего со стрижки бород у бояр и закончившего суровыми карами по отношению к противникам реформ. Эти реформы русского императора были в духе революционного пути развития общества. В конечном итоге они способствовали значительному прогрессу в развитии России, укреплению ее позиций в Европе и мире в целом на многие годы вперед.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Феномен Востока: два пути развития

Феномен Востока: два пути развития Восток с его тайнами и загадками всегда интересовал европейских (в том числе и российских) историков и социологов.Одним из основных вопросов востоковедения являлась попытка определения момента, когда пути Востока и Запада разделились.

1. Особенности развития гомеровского общества

Два пути развития

Два пути развития В тех местностях, где был выбор: заниматься скотоводством или земледелием, – люди, как правило, начинали со скотоводства, как дела более простого и быстрее приносящего отдачу, но позже все же осваивали и земледелие, которое дает более устойчивый

Два пути развития сельского хозяйства

Два пути развития сельского хозяйства Наиболее часто критикуется основное положение социалистического уклада — общественная собственность: общее — значит ничьё.Это мнение не лишено оснований. Хотя так рассуждает далеко не каждый. Тот, кому хотелось бы поживиться

Условия и обстоятельства выбора пути развития

Условия и обстоятельства выбора пути развития Вернемся, однако, к проблеме выбора пути развития. Проблема эта для стран зависимых встала в начале XX в., для колоний – после деколонизации в середине века. Однако если учесть сложность и неоднозначность процесса выбора и

Региональные особенности развития латиноамериканского общества в XIX в.

Региональные особенности развития латиноамериканского общества в XIX в. Развитие латиноамериканского региона характеризовалось общими, типичными чертами, в большей или меньшей степени свойственными всем находящимся в регионе странам. Вместе с тем, отдельным

НАВСТРЕЧУ НОВОЙ СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ ПРИМИТИВНОГО ОБЩЕСТВА

НАВСТРЕЧУ НОВОЙ СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ ПРИМИТИВНОГО ОБЩЕСТВА Период перехода от палеолита к неолиту был временем кардинальных перемен во всех областях как материальной, так и духовной жизни тех групп людей, которые десять тысяч лет назад населяли нынешнюю территорию

Траектории развития по пути капитал + принуждение

Траектории развития по пути капитал + принуждение Не вся Верхняя Адриатика одинаково хорошо иллюстрирует капиталистический путь в развитии государства. Со временем, например, Австрия заявила права на значительный кусок побережья, включая Триест, и подчинила его

6. Индия и Пакистан. Какие пути развития?

6. Индия и Пакистан. Какие пути развития? Закон о независимости Индии предусматривал создание двух доминионов – Индийского союза и Пакистана. Бывшая колония Великобритании была разделена по религиозному признаку. Размежевание происходило в условиях острой

1.2. Гласность как средство ускорения развития общества

1.2. Гласность как средство ускорения развития общества Горбачеву предстояло решить нелегкую задачу, ибо чувство хозяина человек должен был обрести там, где все является коллективным. Попытки устранить это очевидное противоречие не отличались последовательностью.

115. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА XX в. И ЕГО СОЦИАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ

115. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА XX в. И ЕГО СОЦИАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ На протяжении XX в. в мире боролись противостоящие друг другу общественные тенденции – демократическая и авторитарная, интернационализм и национализм, интеграция и сепаратизм. Исторический опыт

Разнонаправленные пути развития

Разнонаправленные пути развития Берлинский конгресс увеличил территорию Сербии и Черногории, однако и Австро-Венгрия стала больше по территории после оккупации Боснии и Герцеговины. В результате количество сербов, проживавших в независимых государствах и в монархии

ПУТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ПУТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Главным последствием Крымской войны стала, как известно, отмена крепостного права в России. Реформа пришла и в Крым. Однако здесь, где формально число крепостных не превышало 4% населения, это событие не несло с собой таких масштабных сдвигов,

Сочетая в себе одновременно животную и Божественную природу, у нас есть право выбора, как прожить жизнь, которая нам дана.

Например, мы можем ограничиться лишь реализацией своей животной природы, удовлетворяя потребности в еде, отдыхе, сексе (продолжении рода), безопасности и положении в обществе. Внешне это может выглядеть очень искусно – кулинарные изыски, современные технологии, головокружительные карьеры и борьба за власть в обществе. Но, по сути, такая жизнь не особо отличается от жизни животных, которые также добывают себе пищу, спят, отстаивают свою территорию и место в стае, заботятся о потомстве.

Или же задачей своего воплощения на Земле мы можем выбрать реализацию своей Божественной Природы, раскрытие безграничного потенциала, заложенного в нас изначально, и дальнейшее эволюционное развитие. Когда поставлена такая высокая Цель, закрытие первоначальных потребностей происходит само собой, без создания излишнего потенциала важности вокруг них. Только Путь реализации в себе нашей божественной природы приносит счастье и свободу, позволяет по праву называться Человеком.

И здесь возникает логичный вопрос: как же реализовать свой истинный потенциал?

Для начала необходимо осознать, насколько мы зависимы от нашего ума. Пока ему отданы бразды правления, мы вынуждены бесконечно гоняться за реализацией своих социальных целей и эгоистических желаний, являясь при этом комком страхов, комплексов и старых паттернов поведения – фактически, биороботом. Находясь в постоянном режиме потребления, мы не развиваемся, а потворствуем своей животной, эгоистической природе.

Осознать свою несвободу можно, к примеру, на ретрите , где созданы все условия для внутренней работы и затихании ума. После чего мы начинаем прислушиваться к нашей Душе, жить более чувственно, сердцем. В этот момент появляется реальный шанс полностью изменить свою жизнь, развернуть её от потребления на безусловную Любовь, отдачу и служение миру.

Для того, чтобы осуществить этот разворот, человечеству даны Живые Знания.

Регулярно занимаясь практикой, мы раcтожествляемся со своим умом, становимся всё более осознанным и проходим точку Пробуждения. На этом процесс познания себя не заканчивается: через служение людям нам открывается всё большая глубина происходящего (глубина Жизни, Источник), реализуется энергия не только нашего физического тела, но и тонких тел. Таким образом мы всё больше пропускаем энергию Жизни (энергию Света) в свое происходящее, в мир форм, согревая его безусловной Любовью. Энергии Жизни (Света) подвластно всё, она создаёт все формы, и для человека, который становится её проводником, нет ничего невозможного.

Те, кто прошёл этот Путь, становились духовными лидерами. Они делятся своим опытом и знаниями, переводя вектор внимания людей от эгоистических желаний на Безусловную Любовь и заботу о ближнем, постоянно напоминая нам о вечном, настоящем, великом. Они демонстрировали неограниченные возможности человека; их помнят и почитают по прошествии многих веков.

В наше время уровень эгоизма вырос настолько, что в одиночку встать на Путь и полностью реализовать свой потенциал, выйти из мира иллюзий, оставив игры ума, стало невозможно даже при наличии Знаний. Для этого необходима команда единомышленников, которую направляет реализованный учитель – человек, уже проделавший этот Путь.

В Школе Гивина присутствуют все эти важнейшие составляющие: учитель, знания, команда. Также здесь создается среда, помогающая каждому ищущему осознать, что внутренний труд по освобождению от концепций ума является не просто нормой, но необходимостью для каждого разумного, стремящегося к развитию человека. Изучение практических Знаний о том, как стать свободными и счастливыми – больше не удел избранных, а естественный процесс нашего эволюционного развития от говорящего животного к Человеку.

Теперь, когда мы научились летать по воздуху как птицы, плавать под водой как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле как люди.

В отличие от животных, человечество представляет реальную угрозу, способную привести планету к катастрофе. Сейчас сама жизнь посредством сложившейся ситуации (вирусы, войны и т.д.) показывает людям, что пора всерьез задуматься, в каком мире мы хотим жить дальше, какое наследие хотим оставить нашим детям. Готов ли я совершать реальные действия в сторону осознанности, чтобы оправдать звание Человека? Этот вопрос касается каждого из нас, ведь речь идёт о нашем общем доме, о наших любимых людях, их благополучии и счастье. Мир так или иначе перейдёт на следующий этап развития. Вопрос только, захочет ли человечество добровольно и осознанно перейти на новую ступень эволюции или же будет уничтожено, как опасная форма жизни.

Итак, от внутреннего выбора каждого человека, кто он – говорящее животное или бессмертная Душа – зависит ни много ни мало, а будущее всего человечества.

От моего выбора прямо здесь и сейчас. Зависит. Будущее. Всего. Человечества.


Существует несколько основных теорий происхождения человека. В научном мире лидирующие позиции по-прежнему принадлежат теории английского ученого Чарльза Дарвина, согласно которой далекими предками человека были приматы. Для столь разительного скачка в развитии человечеству потребовалось пройти долгий путь эволюции.


Теория происхождения человека

Долгое время единственным объяснением происхождения человека была теория креационизма – самая старая из всех существующих теорий, согласно которой человек есть творение высшего существа. Например, в христианской религии человек был создан по образу и подобию Бога. Аналогичная идея широко распространена во многих религиях и мифах.

В XIX веке в научном мире произошел настоящий переворот, когда английский ученый Чарльз Дарвин предложил сенсационную теорию, утверждающую, что человек произошел от обезьян. Эволюция человеческой расы стала возможной благодаря естественному отбору и законам наследственности и изменчивости. А также стоит вспомнить крылатую фразу Ч. Дарвина: “труд сделал из обезьяны человека”.

Чарльз Дарвин

Рис. 1. Чарльз Дарвин.

Наиболее экзотической теорией появления человечества является космическая. Согласно ей человеческая раса появилась на Земле вследствие инопланетных экспериментов, а люди являются прямыми потомками внеземных существ.

Основные этапы эволюции человека

При всем многообразии различных теорий, научный мир придерживается дарвинистской теории, которая имеет немало научно обоснованных доказательств.

Первобытные люди

Эволюция — это.

Определение эволюции присутствует во многих источниках: энциклопедиях, научных журналах, школьных учебниках, популярной литературе и т.д.

Если сделать краткое обобщение этого понятия, то эволюция – это, прежде всего, процесс последовательного естественного развития, характерными чертами которого являются:

  1. необратимые постепенные изменения в природе и социальных системах; к условиям окружающей среды и факторам внешнего воздействия (иными словами, борьба за существование);
  2. преобразование активной оболочки Земли (биосферы);
  3. отмирание старых и образование новых генетических популяций и мутаций в животном и растительном мире.

Важно понимать, что эволюционный процесс протекает естественным путём, плавно и без бурных всплесков и скачков, что в корне отличает его от революционных преобразований.

Когда говорят об эволюции, чаще всего подразумевают биологическую эволюцию, теоретические основы которой заложили Мендель, Ламарк и Дарвин. В то же время в современной философской науке всё большее внимание уделяется эволюции социальной, характеризующей изменения в жизни общества.

Существующие в наши дни эволюционные теории отличаются друг от друга тем, что по-разному объясняют механизмы эволюционных процессов.

Наибольшее признание получила синтетическая теория эволюции, развивающая дарвиновское учение на основе последних научных достижений.

Попробуем разобраться в нюансах эволюционных хитросплетений.

Движущие силы эволюции

Согласно выдвинутой им концепции (что это?) движущей силой эволюции служит стремление организма к самосовершенствованию. Ламарк считал, что полезные признаки передаются животными своему потомству по наследству. В частности, жирафы наследуют от предков длинную шею, муравьеды – длинный язык и т.д.

  1. Живые организмы изменяются, приспосабливаясь к новой среде обитания.
  2. Движущей силой эволюции является борьба за существование, в процессе которой происходит естественный отбор, то есть выживают особи, располагающие оптимальным набором полезных свойств.
  3. Каждому виду присуща наследственная изменчивость.
  4. Естественный отбор сопровождается образованием новых видов.
  5. Эволюционируют не конкретные особи, а целый вид или популяция.

Дарвиновская теория до сих пор пробуждает недоверие и даже неприязнь у людей, не желающих смириться с тем, что нашими предками были какие-то обезьяны, пусть даже человекоподобные и по-своему симпатичные. Особенно нетерпимо к этому относится религия, рассматривающая человека как высшее божественное творение.

Вообще старику Дарвину повезло в том плане, что он выдвинул свою теорию в ХIX, а не, скажем, в VI веке. Иначе гореть бы ему на костре святой инквизиции как злостному еретику (кто это?).

Но и в научном мире немало противников дарвинизма, которые на базе последних достижений в биологии и генетике (особенно после открытия ДНК) ставят под сомнение или полностью опровергают эволюцию по Дарвину. Это нормально, так как процесс познания бесконечен.

Синтетическая теория эволюции (СТЭ)

Данная теория возникла в 40-х годах двадцатого века и представляет собой синтез различных дисциплин, в первую очередь дарвинизма, генетики и молекулярной биологии. Ценный вклад внесла и палеонтология.

Такой подход позволил нарисовать более полную картину развития жизни на нашей планете. СТЭ вовсе не опровергает дарвиновское учение, скорее, наоборот, она его дополняет и параллельно подтверждает многие тезисы, выдвинутые великим учёным.

Дело в том, что эти тезисы во многом основывались на предположениях и наблюдениях и в то время не могли быть доказаны в силу недостаточного развития научной мысли.

СТЭ существенно расширяет представления Дарвина об эволюционных процессах, раскрывая разнообразие движущих сил эволюции. Если Дарвин обходился внутривидовой и межвидовой борьбой за выживание в неблагоприятных условиях, то современная наука выделяет такие факторы эволюции, как мутация, изоляция, популяционные всплески численности и др.

Синтетическая теория впитала в себя две теории: микро- и макроэволюцию. Первая изучает преобразования на генетическом уровне, которые способствуют формированию новых популяций. Вторая исследует закономерности и направления эволюции живых организмов, включая происхождение человека.

Явления, происходящие на микроэволюционном уровне, доступны для наблюдения, в то время как макроэволюция длится на протяжении тысячелетий и может быть только реконструирована. Таким образом, прямой эксперимент, свидетельствующий о существовании макроэволюции, поставить невозможно.

Однако есть немало косвенных доказательств, полученных на основе других наук: палеонтологии, морфологии, археологии, генетики. В конечном же счёте оба процесса протекают под влиянием природных изменений.

В упрощённом виде основными положениями синтетической теории эволюции являются:

  1. Эволюция происходит на фоне наследственных изменений – генных мутаций.
  2. Главный фактор эволюции – естественный отбор в результате борьбы за существование.
  3. Наименьшая единица эволюции – популяция.
  4. Целостность вида сохраняется благодаря миграциям особей между популяциями.
  5. Образование нового вида происходит в результате длительного эволюционного процесса.
  6. Эволюция носит ненаправленный характер, то есть её конечная цель не определена.

Этапы эволюции человека

Большинство учёных отстаивает эволюционную теорию происхождения человека, которая подтверждается множеством археологических находок и биологических исследований.

Самым древним животным, проявившим признаки сходства с человеком, считается австралопитек: эта волосатая обезьяна жила в Африке 2-4 млн. лет назад, могла ходить на двух ногах и пользоваться предметами в качестве орудий.

Далее период развития человека делится на три этапа:

  1. древнейшие люди (архантропы);
  2. древние люди (палеоантропы);
  3. современные люди (неоантропы).

Характерным представителем архантропов является питекантроп (в Китае – синантроп, в Европе – гейдельбергский человек) – прямоходящий обезьяночеловек ростом порядка 170 см с объёмом черепа 900 куб. см. Питекантропы жили первобытным стадом примерно 700-900 тысяч лет назад, занимались по большей части охотой и рыбной ловлей.

питекантроп

На смену архантропам пришли палеоантропы (неандертальцы). Объём их мозга увеличился до 1400 куб. см. Эти существа умели изготавливать грубую одежду, орудия труда и охоты из камня, а также пользоваться огнём. В отличие от своих предшественников неандертальцы жили группами до ста особей, нередко пользуясь пещерами в качестве жилья.

неандертальцы

Неоантропы научились приручать животных и стали заниматься земледелием. По уровню мышления они значительно превзошли своих предшественников, а их эволюция протекала под сильным влиянием социума.

Эволюция человека

Появление кроманьонцев рассматривается как завершающая стадия формирования современного человека. Человеческое первобытное стадо сменилось родовым строем, и дальнейший прогресс человеческого общества стал управляться социально-экономическими законами.

Доказательства эволюции

В качестве доказательств происхождения человека от человекообразных млекопитающих учёные приводят анатомические, эмбриологические, физиологические, молекулярно-генетические и другие факторы, среди которых можно выделить следующие.

  1. Человеческий скелет имеет такое же строение, как и у хордовых животных, а в коже присутствуют млечные и потовые железы. (например, рождение хвостатого ребёнка).
  2. Внутриутробное развитие детёныша с питанием через плаценту.
  3. Замкнутая кровеносная система с похожим составом гемоглобина (что это?).
  4. Большая схожесть структуры генов (до 90%) у человека и некоторых видов обезьян.

Доказательства эволюции челоека

Критики эволюционизма приводят ряд контраргументов, опровергающих дарвиновскую теорию в чистом виде. На этой почве и появилась вышерассмотренная синтетическая теория эволюции – некий компромисс между двумя течениями. Не осталась в стороне и церковь, ищущая пути примирить эволюционную теорию с библейской версией создания мира.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (4)

Илья: спасибо, поправили.

В современных теориях эволюции много несостыковок. Например, если человек действительно произошёл от обезьяны, то почему ни один вид из ныне существующих приматов не превращается в более развитую форму? Причем некоторые даже деградируют. Скорее всего, никакой цели у всего этого действительно нет. Животные, как и люди просто выживают ради самой жизни.

Ну а зачем сводить теорию эволюции именно к эволюции человека? Можно ведь доказать эволюционный путь развития на примере любых других животных и растений, а уж дальше и человека можно подвести под теорию, в которой не найдётся места для исключений.

Читайте также: