Этноцентризм как социокультурный феномен кратко

Обновлено: 07.07.2024

Для поддержания группой позитивной идентичности используется специфический механизм межгруппового восприятия – внутригрупповой фаворитизм, заключающийся в тенденции благоприятствовать собственной группе и ее членам при сравнении с другими сопоставимыми с ней группами. Этот термин – калька с английского языка – уже достаточно прочно вошел в научный оборот, хотя более подходящим, видимо, было бы русское словосочетание предпочтение своей группы.

М.Бруэр и Д.Кэмпбелл выделили основные показатели этноцентризма:

? рассмотрение.обычаев своей группы в качестве универсальных;

? оценка норм, ролей и ценностей своей группы как неоспоримо правильных;

? представление о том, что для человека естественно сотрудничать с членами своей группы, оказывать им помощь, предпочитать свою группу, гордиться ею и не доверять и даже враждовать с членами других групп (см. Brewer, Campbell, 1976).

Следует отметить, что среди исследователей нет единодушия в отношении к этноцентризму. Советские обществоведы полагали, что этноцентризм – негативное социальное явление, равнозначное национализму и даже расизму. А многие психологи считают этноцентризм негативным социально-психологическим явлением, проявляющимся в тенденции неприятия всех чужих групп в сочетании с завышенной оценкой собственной группы.

Более того, этноцентризм изначально не несет в себе враждебного отношения к другим группам и может сочетаться g терпимым отношением к межгрупповым различиям. Так, Бруэр и Кэмпбелл обнаружили этноцентризм у всех исследованных ими тридцати этнических общностей в трех странах восточной Африки. К своей группе представители всех народов относились с большей симпатией, более позитивно оценивали ее моральные добродетели и достижения. Но степень выраженности этноцентризма варьировалась. При оценке групповых достижений фаворитизм был значительно более слабым, чем при оценке других аспектов. Треть общностей оценивала достижения, как минимум, одной из чужих групп выше, чем собственные достижения (см. Brewer, Campbell, 1976.

Этноцентризм, при котором некритичное отношение не распространяется на все свойства и сферы жизнедеятельности своей группы и предпринимаются попытки понять и объективно оценить чужую культуру, разные авторы называют благожелательным или гибким.

Но этноцентризм может проявляться в самых разных степенях выраженности[81]. Некоторые исследователи основную причину этого видят в особенностях культуры. Так, существуют данные, что представители коллективистических культур более этноцентричны, чем члены культур индивидуалистических. Но другими авторами было обнаружено, что именно в коллективистических культурах, где превалируют ценности скромности и гармонии, межгрупповая предвзятость меньше, например, полинезийцы демонстрировали меньшее предпочтение своей группы, чем европейцы.

При анализе этноцентризма, как и любого другого социально-психологического явления, необходимо учитывать социальные факторы. На степень его выраженности более значительное влияние оказывают не особенности культуры, а система социальных отношений общества, объективный характер межэтнических отношений. При наличии конфликта между этническими общностями и других неблагоприятных социальных условиях этноцентризм может проявляться в очень ярких формах и становиться дисфункциональным для индивида и группы. При таком этноцентризме, который получил наименование воинственного, люди не только судят о чужих ценностях, исходя из собственных, но и навязывают их другим.

Основными механизмами, выполняющими функцию межгрупповой дифференциации, являются атрибутивные процессы[83]. На уровне межгрупповых отношений изучаются два основных вида атрибутивных процессов. Во-первых, стерео-типизация как особый случай атрибуции черт, когда индивиду приписываются характеристики исходя из его группового членства. Во-вторЫх, социальная каузальная атрибуция или приписывание причин поведения и достижений индивидов на основании групповой принадлежности.

ЛЕКЦИЯ № 8. Общение как социально-психологическое явление

ЛЕКЦИЯ № 8. Общение как социально-психологическое явление 1. Понятие общения При всех групповых действиях участники выступают одновременно в двух качествах: как исполнители конвенциальных ролей и как неповторимые человеческие личности.Когда играются конвенциальные

2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ В ГРУППЕ

2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ В ГРУППЕ В жизни социально-психологическое обучение происходит по-разному. Оно начинается в семье, продолжается на детских площадках, в школе, в различных образовательных учреждениях и т. п. Оно происходит, как правило, спонтанно или

Что же это за явление?

Что же это за явление? Вспомним случай Макса из Австрии, мы встречались с ним в первой главе. Когда его мать была еще девочкой, у нее умер отец. Ребенок, потерявший родителя, переполнен болью. Связь с родителем обычно настолько сильна, что ребенок просто не в состоянии

ЗНАЧИМОЕ ЯВЛЕНИЕ

ЗНАЧИМОЕ ЯВЛЕНИЕ 5. Что такое значимое для индивида явление?ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Значимым оказывается явление хоть однажды частично или полностью удовлетворявшее по-требность человека или вызывавшее, и увеличивавшее его неудовлетворенность, а так же сигнал такого

КАК ЯВЛЕНИЕ СТАНОВИТСЯ СИГНАЛОМ

КАК ЯВЛЕНИЕ СТАНОВИТСЯ СИГНАЛОМ 8. Как формируется сигнал или как явление становится сигналом?Всякое раздражение нервной клетки, производимое воздействием извне или из самого организма, приводит к развитию в ее протоплазме целой цепи химических обратимых

Явление чрезмерной самоуверенности

Явление чрезмерной самоуверенности Все мы являемся теми, кого психологи Дэчер Келтнер и Роберт Робинсон называют наивными реалистами. Мы интуитивно предполагаем, что все, что мы видим в мире и помним, и есть на самом деле. Мы предполагаем, что окружающие видят то же самое,

Самогипноз — явление обыденное

Самогипноз — явление обыденное Все мы, сами о том не подозревая, погружаемся время от времени в спонтанный гипнотический транс. Самопогружение — явление настолько обыденное, что никому даже в голову не приходит связывать его как-то с гипнозом. Об этом, в частности,

Общий взгляд на явление

Общий взгляд на явление Разобрав в предыдущих главах основные методы классического и эриксоновского гипноза, мы не сомневаемся в эффективности внушения. Аналогичным влиянием на организм и психику обладает самогипноз (самовнушение) — внушение представлений, образов,

Лекция 4-5. Слухи как социально-психологическое явление и как орудие политической борьбы

Лекция 4-5. Слухи как социально-психологическое явление и как орудие политической борьбы – Ой, что деется! Вчерась траншею рыли - Откопали две коньячные струи! – Говорят, шпионы воду отравили самогоном, Ну а хлеб теперь – из рыбной чешуи! B. C. Высоцкий Феномен слухов и его

Эгоцентризм, этноцентризм и мироцентризм

Эгоцентризм, этноцентризм и мироцентризм Рассмотрим некоторые факты развития, тесно взаимосвязанные с уровнями, или стадиями. Для этого возьмём упрощённую модель, включающую только три из них. Если мы посмотрим, к примеру, на моральное развитие, то обнаружим, что

Сцена 31 Явление женщины

Сцена 31 Явление женщины Девушка стерла испарения с зеркала в ванной комнате, чтобы снова рассмотреть собственное лицо. В четвертый раз за вечер убедившись, что прыщ на щеке почти полностью зажил, она продолжила вытираться насухо. Ей двадцать лет, а она все еще страдает от

Зов и явление

Зов и явление Я — Дух нерожденного.Кто меня зовет?Выбирайте лучшие слова!Вложите в них ваши лучшие чувства!Выбирайте лучшую музыкальность для зова!И все это пошлите мне!Ваш голос с Земли начнет воспитывать меня на Небесах и притягивать к вам.Ну, как?Зовите, зовите,

– предпочтение своей этнической группы, проявляющееся в восприятии и оценке жизненных явлений сквозь призму ее традиций и ценностей. Термин этноцентризм ввел в 1906 У.Самнер, полагавший, что люди имеют тенденцию видеть мир таким образом, чтобы своя группа оказывалась в центре всего, а все другие соизмерялись с ней или оценивались со ссылкой на нее.

Этноцентризм как социально-психологическое явление.

Этноцентризм существовал на протяжении всей истории человечества. В написанной в 12 в. Повести временных лет поляне, имеющие, по мнению летописца, якобы обычай и закон, противопоставляются вятичам, кривичам, древлянам, не имеющим ни настоящего обычая, ни закона.

Эталонным может рассматриваться все, что угодно: религия, язык, литература, пища, одежда и т.п. Существует даже мнение американского антрополога Э.Лича, согласно которому, вопрос о том, сжигает ли конкретное племенное сообщество своих покойников или хоронит, круглые у них дома или прямоугольные, может не иметь иного функционального объяснения кроме того, что каждый народ хочет показать, что он отличается от своих соседей и превосходит их. В свою очередь, эти соседи, обычаи которых прямо противоположны, также убеждены в том, что их способ делать что бы то ни было – правильный и самый лучший.

Американские психологи М.Бруэр и Д.Кэмпбелл выделили основные показатели этноцентризма:

восприятие элементов своей культуры (норм, ролей и ценностей) как естественных и правильных, а элементов других культур как неестественных и неправильных;

рассмотрение обычаев своей группы в качестве универсальных;

представление о том, что для человека естественно сотрудничать с членами своей группы, оказывать им помощь, предпочитать свою группу, гордиться ею и не доверять и даже враждовать с членами других групп.

Советские обществоведы полагали, что этноцентризм – негативное социальное явление, равнозначное национализму и даже расизму. Многие психологи считают этноцентризм негативным социально-психологическим явлением, проявляющимся в тенденции неприятия чужих групп в сочетании с завышенной оценкой собственной группы, и определяют его как неспособность рассматривать поведение других людей в иной манере, чем та, которая продиктована собственной культурной средой.

Гибкий этноцентризм.

Этноцентризм изначально не несет в себе враждебного отношения к другим группам и может сочетаться с терпимым отношением к межгрупповым различиям. С одной стороны, пристрастность является главным образом результатом того, что собственная группа считается хорошей, и в меньшей степени она возникает из чувства, что все другие группы – плохие. С другой стороны, некритичное отношение может не распространяться на все свойства и сферы жизнедеятельности своей группы.

В ходе исследований Бруэра и Кэмпбелла в трех странах восточной Африки этноцентризм был обнаружен у тридцати этнических общностей. К своей группе представители всех народов относились с большей симпатией, более позитивно оценивали ее моральные добродетели и достижения. Но степень выраженности этноцентризма варьировалась. При оценке групповых достижений предпочтение своей группы было значительно более слабым, чем при оценке других аспектов. Треть общностей оценивала достижения, как минимум, одной из чужих групп выше, чем собственные достижения. Этноцентризм, при котором достаточно объективно оцениваются качества своей группы и предпринимаются попытки понять особенности чужой группы, называют благожелательным, или гибким.

Сравнение своей и чужих групп в этом случае происходит в форме сопоставления – миролюбивой нетождественности, по терминологии советского историка и психолога Б.Ф.Поршнева. Именно принятие и признание различий можно считать наиболее приемлемой формой социального восприятия при взаимодействии этнических общностей и культур на современном этапе истории человечества.

У соотечественников москвичи прежде всего отметили позитивные гуманистические характеристики: гостеприимство, дружелюбие, гуманность, доброту, отзывчивость. Сравнение качеств, составляющих два стереотипа, показывает, что они представляют собой взаимодополняющие образы. Однако сопоставление своей и чужой групп вовсе не свидетельствует о полном отсутствии этноцентризма. В нашем случае московские студенты продемонстрировали предпочтение своей группы: типичному ее представителю они приписывали высоко оцениваемые в русской культуре черты, а американцу – качества, формально позитивные, но находящиеся в нижней части иерархии личностных черт как ценностей. См. также СТЕРЕОТИПЫ СОЦИАЛЬНЫЕ.

Сравнение этнических групп в форме противопоставления.

Тенденция к межэтническому противопоставлению может проявляться и в более сглаженной форме, когда практически тождественные по смыслу качества оцениваются по-разному в зависимости от того, приписываются ли они своей или чужой группе. Люди выбирают позитивный ярлык, когда описывают черту, присущую своей группе, и негативный ярлык – при описании той же черты чужой группы: американцы воспринимают себя как дружелюбных и раскованных, а англичане считают их назойливыми и развязными. И наоборот – англичане полагают, что им присущи сдержанность и уважение прав других людей, а американцы называют англичан холодными снобами.

Некоторые исследователи основную причину разной степени этноцентричности видят в особенностях той или иной культуры. Существуют данные, что тесно связанные со своей группой представители коллективистических культур более этноцентричны, чем члены культур индивидуалистических. Однако рядом психологов было обнаружено, что именно в коллективистических культурах, где превалируют ценности скромности и гармонии, межгрупповая предвзятость выражена слабее, например, полинезийцы демонстрируют меньшее предпочтение своей группы, чем европейцы.

Воинственный этноцентризм.

Делегимитизация как крайняя степень этноцентризма.

Этноцентризм и процесс развития межкультурной коммуникации.

Практически все люди в той или иной степени этноцентричны, поэтому каждый человек, осознавая собственный этноцентризм, должен стремиться вырабатывать в себе гибкость при взаимодействии с другими людьми. Достигается это в процессе развития межкультурной компетентности, то есть не только позитивного отношения к наличию в обществе различных этнических групп, но и умения понимать их представителей и взаимодействовать с партнерами из других культур.

Процесс развития этнокультурной компетентности описан в модели освоения чужой культуры М.Беннетта, который выделяет шесть этапов, отражающих отношение индивидов к различиям между родной и чужими этническими группами. Согласно этой модели, человек проходит шесть этапов личностного роста: три этноцентристских (отрицание межкультурных различий; защита от различий с их оценкой в пользу своей группы; минимизация различий) и три этнорелятивистских (признание различий; адаптация к различиям между культурами или этносами; интеграция, т.е. применение этнорелятивизма к собственной идентичности).

Этнорелятивизм начинается с этапа признания этнокультурных различий, принятия индивидом права на иной взгляд на мир. Люди, находящиеся на этом этапе благожелательного этноцентризма, испытывают радость при обнаружении и исследовании различий. На этапе адаптации к межкультурным различиям индивид способен не просто осознавать межкультурные различия, но и вести себя в соответствии с правилами чужой культуры, не испытывая при этом дискомфорта. Как правило, именно этот этап свидетельствует о достижении человеком этнокультурной компетентности.

Но в процессе развития этнокультурной компетентности человек способен подняться еще на одну ступень. На этапе интеграции ментальность индивида включает миропонимание не только своей, но и других культур, у него формируется бикультурная идентичность. Индивида на этом – высшем – этапе личностного роста, практически преодолевшего этноцентризм, можно определить как человека-посредника между культурами. См. также МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Вэтноцентризм это акт суждения о культуре, отличной от своей собственной, на основе ценностей и стандартов той культуры, в которую погружен человек. Прежде всего это относится к оценке таких явлений, как язык, обычаи, поведение, верования и религия группы людей, помимо их собственной.

Когда вы думаете этноцентрически, люди сравнивают то, что делает их культуру уникальной, с наиболее важными элементами других обществ. Часто оценочные суждения, возникающие из этноцентризма, порождают конфликты и недопонимание между различными группами; хотя, если понять это явление, можно в значительной степени избежать этих проблем.

По словам Самнера, этноцентризм обычно вызывает эмоциональные состояния, такие как гордость и тщеславие. Более того, люди, которые обычно рассуждают таким образом, считают, что их группа превосходит остальные, и склонны проявлять презрение к тем, кто к ней не принадлежит. Это явление, если его не остановить, может привести к предрассудкам и расистскому поведению.

Со временем концепция этноцентризма была развита другими авторами, социологами и социальными теоретиками. Например, некоторые мыслители Франкфуртской школы установили этноцентризм как любой тип мышления, который проводит различие между собственной группой и людьми за ее пределами. Как правило, это последнее определение используется сегодня.

Происхождение и история

Хотя Уильям Г. Самнер обычно считается создателем этого термина, правда в том, что он был впервые использован австрийским социологом Людвигом Гумпловичем в 19 веке. Этот автор считал этноцентризм феноменом, аналогичным другим идеям, таким как геоцентризм или антропоцентризм, поэтому он думал, что это иллюзия.

Согласно Гумпловичу, этноцентризм - это набор причин, по которым группа людей считает, что они находятся на высшей точке по сравнению не только с остальными культурами и нациями, которые существуют сегодня в мире, но и по отношению ко всем этим. что существовало в прошлом.

Позже, еще в ХХ веке, социолог Уильям Г. Самнер предложил два разных определения концепции этноцентризма, которые в основном совпадают с используемыми сегодня. Первый, как мы уже видели, относится к взгляду на мир, с помощью которого остальные культуры исследуются через их собственный фильтр.

Другое определение Самнера было немного другим. В нем он описал этноцентризм как чувство сплоченности и преданности своей собственной группе, которое вызывает чувство превосходства над любым, кто принадлежит к другой группе. Следует отметить, что в данном случае автор также говорил на уровне культур, а не малых групп.

Исходя из формального определения термина, концепция этноцентризма использовалась для постулирования и усиления различных теорий, особенно в таких областях, как социология или психология.

Кроме того, исследования в таких областях, как социальная психология, подтвердили существование значительной части психических механизмов, которые предположительно связаны с этим способом мышления.

Характеристики этноцентризма

Этноцентризм - это сложное явление, которое включает в себя целый ряд четко дифференцированных убеждений, взглядов и моделей поведения. Далее мы увидим некоторые из его наиболее важных характеристик.

Суждение о других культурах на основе своей собственной

Основная характеристика этноцентризма - это использование собственных привычек, культурных факторов, способов мышления или убеждений в качестве фильтра, позволяющего судить, верны ли взгляды других людей или нет. Чем больше общество похоже на то, в котором он развился, тем более благосклонно о нем будут судить.

Так, например, индивид, затронутый этноцентризмом, будет думать, что религия, исповедуемая в его стране, будет единственно действительной, и будет принимать только в большей или меньшей степени те, которые очень похожи на его собственную. То же самое произойдет с другими аспектами их культуры, такими как их отношение к отношениям или сексу, их художественное самовыражение или их взгляды на жизнь.

Таким образом, когда возникает этноцентризм, сама культура становится мерилом, по которому оцениваются все другие группы на планете. Это отношение не принимает во внимание огромное разнообразие, существующее в мире с точки зрения обществ и их способов мышления и действий.

Установление иерархии

Побочным эффектом использования собственной культуры в качестве ориентира для оценки других является создание иерархии. Для этноцентричных людей общество, в котором они живут, превосходит все другие (и во многих случаях оно является лучшим из когда-либо существовавших в истории).

Остальные существующие в мире культуры будут лучше или хуже в зависимости от того, насколько они похожи на этноцентрическую личность. Таким образом, кто-то из Соединенных Штатов будет считать свое общество лучшим в мире, за которым будут следовать европейские и все остальные, далекие от них.

Появление предубеждений, предрассудков и расизма

Хотя это не всегда должно происходить, в большинстве случаев, когда присутствует этноцентризм, это идет рука об руку с другими негативными явлениями, такими как наличие предубеждений и предубеждений в отношении других культур. Кроме того, во многих случаях такой образ мышления приводит к расизму.

Когда человек придерживается этноцентрического мышления, он судит о других культурах мира на основе своих собственных предубеждений, а не анализирует их рационально и беспристрастно. Таким образом, они обычно применяют большое количество стереотипов и считают, что имеют право унижать других только на основании их места происхождения.

Это явление может произойти, например, в случае европейского туриста, который отправляется в азиатскую или африканскую страну и испытывает отвращение к обычаям ее жителей. Вернувшись домой, он расскажет своим близким, насколько неполноценными были уроженцы земель, которые он посетил, поскольку их обычаи были странными и сильно отличались от его собственных.

Типы этноцентризма

По мнению некоторых авторов, можно найти разные типы этноцентризма в зависимости от вызванных им убеждений. Наиболее важные из них:

- Ксеноцентризм или обратный этноцентризм. Речь идет об идее, что собственная культура менее значима, чем остальная, и, следовательно, может нанести вред жизни человека.

- Расовый этноцентризм. Вера в то, что люди, принадлежащие к собственной культуре, превосходят остальных из-за расы.

- Лингвистический этноцентризм. Мысль о том, что язык, принадлежащий к собственной культуре, в некоторых отношениях превосходит язык других народов. Например, можно считать, что он более тонкий или служит для выражения более сложных идей.

- Религиозный этноцентризм. Вера в то, что чья-то религия является единственно действительной и истинной, будучи теми, кто исповедует другую веру, невежественные или необразованные.

Примеры этноцентризма

На протяжении всей истории в мире возникло множество культур, которые утверждали, что превосходят остальные. Сегодня это явление существует и принимает самые разные формы. В этом разделе мы рассмотрим некоторые из наиболее важных типов этноцентризма сегодня.

Американская исключительность

Американская исключительность - это форма этноцентризма, последователи которого отстаивают, что Соединенные Штаты и их культура уникальны и более развиты, чем в остальных странах мира. Те, кто придерживается этого образа мышления, считают, что в силу своего происхождения, идеалов, на которых он был основан, и своей истории, эта страна американского континента будет полностью отличаться (и превосходить) всех остальных.

Для американских приверженцев исключительности Соединенные Штаты были первой страной, основанной на таких идеях, как равенство и свобода. Таким образом, территория превзошла бы ценности Европы, таким образом, превзойдя континент, от которого она изначально зависела. Сегодня этот тип этноцентризма по-прежнему широко распространен.

Евроцентризм

Евроцентризм - это вера в то, что западная культура со всеми ее достижениями и способом понимания жизни превосходит все другие, которые существовали на протяжении истории и которые можно найти сегодня.

Это произошло во времена колонизаций, когда европейские завоеватели осознали, что остальные общества были в основном земледельцами и скотом.

Люди с европоцентрической точкой зрения верят, что западная культура отвечает за продвижение мира. Часто наибольшее количество достижений в Европе и остальных странах Запада связано с этнической принадлежностью, хотя этот тип расизма не всегда связан с европоцентризмом.

Индийский национализм

Индийский национализм - это тип этноцентризма, который защищает Индию как самую развитую страну в мире в таких аспектах, как духовные или культурные. Люди, придерживающиеся этой точки зрения, считают, что культура этой азиатской страны больше всего повлияла на развитие всех остальных.

Япаноцентризм

Япаноцентризм - это набор убеждений, наиболее важным из которых является то, что Япония является или должна быть центром мира. Это проявляется в различном отношении как в небольшом масштабе (например, маргинализация иностранцев внутри азиатской страны), так и в международном масштабе.

Японская культура особенно озабочена различием между коренными жителями страны и иностранцами. Их язык - один из тех, в которых самые разные слова относятся к тем, кто приехал из-за границы. Более того, идея о том, что Япония должна играть центральную роль в международной политике, все еще очень актуальна среди жителей страны.

Синоцентризм

В наше время китаоцентризм значительно уменьшился; Но жители азиатской страны по-прежнему считают Китай самой важной и передовой страной в мире.

В политическом плане большинство руководителей территории считают, что их государство должно иметь гораздо большее значение на международном уровне, даже если это означает снижение благосостояния в других регионах планеты.

Этноцентризм в Мексике

В таких странах, как Мексика, которые пострадали от смешения совершенно разных культур во время испанского завоевания, этноцентризм играет очень важную роль даже сегодня. Таким образом, это явление можно найти по-разному в этой стране американского континента.

С одной стороны, мексиканцы с более выраженным европейским происхождением долгое время считались выше своих соотечественников с более коренными чертами. С другой стороны, в последние годы стала продвигаться противоположная точка зрения, согласно которой традиционная культура страны имеет характеристики, которые делают ее лучше, чем привнесенная колонизаторами.

И в Мексике, и в других странах с аналогичной ситуацией необходимо работать на социальном уровне, чтобы устранить и предотвратить проблемы, которые обычно связаны с этноцентризмом. Только так можно сделать совместимыми очень разные культуры, сосуществующие в его границах.

Расизм




В более широком смысле расизм сегодня — это все то, что связано с расовой дискриминацией, расо­выми предрассудками и попранием национального равноправия. Современный расизм проявляется и во враждебном отношении к переселенцам, и в непризнании прав на самоопределение и сохране­ние различных культур (Либкинд, 1994, 39-40) (Liebkind).

Концепция Пьера ван де Берге (1970) (Pierre van de Berghe) ( цитируемая здесь по названной книге Э. Гидденса) различает три уровня сегрега­ции (лат. segregare — отделять, удалять) на при­мере южноафриканского общества:

1. Микросегрегация — разделение некоторых общественных мест, таких как умывальные, залы ожидания, пассажирские вагоны и др. для белых и небелых граждан.

2. Меццосегрегация — выделение специальных жилых районов для небелых граждан и принуж­дение их к проживанию там.

3. Макросегрегация — создание специальных на­циональных резерваций.

Пожалуй, наиболее заметна, и даже негативно символична, микросегрегация — разделение мест общественного пользования для белых и черных. Но она как раз и сокращается из-за международ­ного осуждения и давления; остальные же формы сегрегации в какой-то мере сохраняются там, где они поддерживаются и контролируются расистки настроенными белыми (Гидденс, 1989).

Расизм — это, к сожалению, реальность сегод­няшнего мира, не исключая и Европы. Приходится признать, что есть еще немало людей, которые не могут смириться с тем, что кто-то по-иному мыслит и представляет иную культуру. Конечно, некоторые успехи в борьбе с расизмом есть; например, нару­шением прав человека признано преследование евреев. Однако неприязнь, а иногда и ненависть к иностранцам, ксенофобия (гр. xenos — чужой), неонацизм, ультраправое мышление, идеологичес­кие движения, направленные против какой-либо группы населения, ограничения прав репрессируе­мых групп населения и даже теракты против них, все это — лицо современного расизма. Может быть, различные этнические группы в европейских госу­дарствах еще не приобрели опыта совместного про­живания, и сепаратистские (т. е. поддерживающие разделение) стремления возникают время от вре­мени в разных частях Европы.

Исключительно показателен для всех многоэт­нических стран опыт США, которые, как известно, являются результатом величайшего переселения и могут служить примером для будущих перемен и в Европе. Э. Гидденс (1989, 271) констатирует три модели, которые характеризуют развитие эт­нических отношений СИТА:

3. Третья модель — плюралистическая культу­ра: общество развивается на основе многокультур­ного принципа, когда каждый этнос, с согласия дру­гих, сохраняет свою собственную культуру. В таком обществе существуют разные, но равноправные субкультуры.

Объединение Европы также означает сосущество­вание разных культур, хотя этнические и расовые предрассудки, такие как дискриминация мень­шинств и сегрегация, все еще создают напряжение.

Напомним, что тема этой главы — объекты ис­следования социологии. Мы стремились обрисо­вать в общих чертах главные из них: демографи­ческие, культурные и поведенческие.

Расизм

В более широком смысле расизм сегодня — это все то, что связано с расовой дискриминацией, расо­выми предрассудками и попранием национального равноправия. Современный расизм проявляется и во враждебном отношении к переселенцам, и в непризнании прав на самоопределение и сохране­ние различных культур (Либкинд, 1994, 39-40) (Liebkind).

Концепция Пьера ван де Берге (1970) (Pierre van de Berghe) ( цитируемая здесь по названной книге Э. Гидденса) различает три уровня сегрега­ции (лат. segregare — отделять, удалять) на при­мере южноафриканского общества:

1. Микросегрегация — разделение некоторых общественных мест, таких как умывальные, залы ожидания, пассажирские вагоны и др. для белых и небелых граждан.

2. Меццосегрегация — выделение специальных жилых районов для небелых граждан и принуж­дение их к проживанию там.

3. Макросегрегация — создание специальных на­циональных резерваций.

Пожалуй, наиболее заметна, и даже негативно символична, микросегрегация — разделение мест общественного пользования для белых и черных. Но она как раз и сокращается из-за международ­ного осуждения и давления; остальные же формы сегрегации в какой-то мере сохраняются там, где они поддерживаются и контролируются расистки настроенными белыми (Гидденс, 1989).

Расизм — это, к сожалению, реальность сегод­няшнего мира, не исключая и Европы. Приходится признать, что есть еще немало людей, которые не могут смириться с тем, что кто-то по-иному мыслит и представляет иную культуру. Конечно, некоторые успехи в борьбе с расизмом есть; например, нару­шением прав человека признано преследование евреев. Однако неприязнь, а иногда и ненависть к иностранцам, ксенофобия (гр. xenos — чужой), неонацизм, ультраправое мышление, идеологичес­кие движения, направленные против какой-либо группы населения, ограничения прав репрессируе­мых групп населения и даже теракты против них, все это — лицо современного расизма. Может быть, различные этнические группы в европейских госу­дарствах еще не приобрели опыта совместного про­живания, и сепаратистские (т. е. поддерживающие разделение) стремления возникают время от вре­мени в разных частях Европы.

Исключительно показателен для всех многоэт­нических стран опыт США, которые, как известно, являются результатом величайшего переселения и могут служить примером для будущих перемен и в Европе. Э. Гидденс (1989, 271) констатирует три модели, которые характеризуют развитие эт­нических отношений СИТА:

3. Третья модель — плюралистическая культу­ра: общество развивается на основе многокультур­ного принципа, когда каждый этнос, с согласия дру­гих, сохраняет свою собственную культуру. В таком обществе существуют разные, но равноправные субкультуры.

Объединение Европы также означает сосущество­вание разных культур, хотя этнические и расовые предрассудки, такие как дискриминация мень­шинств и сегрегация, все еще создают напряжение.

Напомним, что тема этой главы — объекты ис­следования социологии. Мы стремились обрисо­вать в общих чертах главные из них: демографи­ческие, культурные и поведенческие.

Читайте также: