Этапы театрализованной деятельности в детском саду

Обновлено: 03.05.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Мастер - класс для воспитателей детского сада

«Театрализованная деятельность в ГДОУ.

Калиберда Екатерина Юрьевна

Мастер-класс направлен на эффективное обучение воспитателей методам и приёмам работы над образом в театрализации. Однако эти методы можно широко использовать и в других видах детской деятельности: музыкальной, изобразительной, физкультурно-оздоровительной и в развитии речи.

Цели мастер-класса:

Повышение профессиональной компетентности педагогов в развитии творческих способностей дошкольников.

Представление опыта работы по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.

Систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста;

Демонстрация методов и приёмов работы над образом в театрализации.

Заинтересовать и побудить творческих людей к изготовлению театральных кукол с последующим их использованием в театрализованной деятельности для детей дошкольного возраста.

Пробудить интерес к театральному творчеству, сформировать мотивы обучения основам сценического искусства

Стимулировать к поиску выразительных средствдля создания образа, используя: движение, мимику, жест, выразительность интонаций.

Формировать умения по средствам образной выразительности определять эмоциональное состояние персонажей и выражать своё

Формировать навыки импровизации.

Поощрение инициативы при создании образа.

Обучить участников мастер-класса конкретным навыкам изготовления игрушек для кукольного театра.

Ход мастер-класса:

Сегодня мы поговорим о таком аспекте театрализованной деятельности:

Этапы работы над образом персонажа.

Выберем для демонстрации широко известный сказочный персонаж Бабу Ягу и разберём основные этапы работы над образом этого героя

I Первый этап - Определение характера образа.

Его задача - научить детей распознавать конкретный образ, выделяя характерные черты, присущие только ему.

В наше время, мы имеем возможность не только прочитать отрывки, но и показать детям эпизоды из художественных или мультипликационных фильмов

После просмотра, дети дают характеристику увиденным поступкам, таким образом, выделяя основные черты героя .

Давайте и мы поговорим об этом

Баба Яга обычно изображается мерзкой, злобной, жестокой старухой. Возможно, всегда чувствовалось, что это лишь маска, а не истинная суть.

Какой предстала перед вами Баба Яга?

Какие положительные черты Бабы Яги?

Какие поступки она совершала?

II . Второй этап - работа над мимикой.

Его задача - научить детей передавать эмоциональное состояние героев с помощью мимики.

Остановимся подробнее на приёме

Давайте разделимся на 2 подгруппы:

Перед вами ряд иллюстраций с изображением различных эмоциональных состояний. Выберете те иллюстрации, на которых мимика этих детей подходит к образу вашего персонажа, аргументируйте ваш выбор и изобразите мимикой эмоциональное состояние вашего персонажа. ( Выполнение задания слушателями .)

Вывод: Таким образом, мы видим, что приём "Работа с иллюстрациями" даёт возможность ребёнку подобрать мимику героя через его эмоциональное состояние.

III . Третий этап - работа над жестом и движением .

Его задача - научить детей двигаться в соответствии с характером персонажа.Решить эту задачу нам поможет игровой метод

Правила игры: первый участник показывает одно движение, присущее Бабе Яге, задача каждого последующего участника игры, воспроизвести движение, или жест предыдущего участника и добавить свой элемент, дополняющий образ. Затем упражнение повторяет вторая подгруппа

Вывод: Таким образом, игры на память физических действий способствуют развитию двигательной активности детей, и созданию образа через жест и движения: "жест-образ".

IV . Четвёртый этап - работа над голосом .

Его задача - эмоциональная окраска речи персонажа. Здесь нам поможет прием- "Интонационная выразительность",

Выполняя задание, каждый участник с различной эмоциональной окраской проговаривает предложенную фразу.

Вывод.: Таким образом, с помощью приёма "Интонационная выразительность" ребенок учится придавать речи эмоциональную окраску.

V . Пятый этап - Этюды

Его задача - применить изученные методы и приёмы на практике. Используем прием Инсценирование диалогов: Детям предлагают обыграть короткие диалоги других Бабок Ежек с персонажами героев из других сказок. Проговаривая тексты диалогов, необходимо помнить о эмоциональном состоянии Бабы Яги в данный момент, о мимике, жестах и движениях, о эмоциональной окраске голоса.

Тексты диалогов:

1.Диалог Бабы Яги со Снегурочкой

Снегурочка : Баба Яга, посмотри, как кругом весело, какие красивые ребятки.

Баба-Яга : Это что ж такое получается? Дети, значит, красивые. А я Бабуленька-Ягуленька, некрасивая?

Снегурочка : Что ты, что ты, Баба Яга! Ты тоже очень красивая!

Правда, ребята? Давайте ее похвалим. Пусть каждый скажет Б. Я. что-нибудь доброе, хорошее.

Дети говорят Бабе-Яге добрые слова.

Баба-Яга : Ой, я и впрямь такая кра-со-ту-лень-ка (любуется собой)

С вами я хочу играть

И не буду вас пугать!

Только елка что-то ваша

Без огней стоит. Беда!

2. Подъехала к воротам, остановилась и, обнюхав вокруг себя, закричала:

баба-яга — Фу, фу! Русским духом пахнет! Кто здесь?

Василиса Это я, бабушка! Мачехины дочери прислали меня за огнем к тебе.

баба-яга — Хорошо, — знаю я их, поживи ты наперед да поработай у меня, тогда и дам тебе огня; а коли, нет, так я тебя съем! (Потом обратилась к воротам)

— Эй, запоры мои крепкие, отомкнитесь. Ворота мои широкие, отворитесь!

Театрализованная деятельность - это не только работа над образом. Это множество театральных игр и упражнений. Сюда относятся:

артикуляционная гимнастика ;

упражнения на дыхание , дикцию , силу голоса ;

психогимнастика ;

упражнение на ритмопластику .

Эти упражнения просто необходимо включать, как часть занятия, в другие виды образовательной деятельности. Они способствуют развитию ассоциативно-образного мышления; развитию речевого и опорно - двигательного аппаратов; выполнение игровых заданий, в образах животных и персонажей из сказок, помогают лучше овладевать своим телом; Театральные игры формируют нравственные и эстетические позиции; Дети становятся раскрепощеннее, контактнее, учатся четко формулировать свои мысли. Тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Следовательно, чрезвычайно важно создавать специфическую предметно-окружающую среду, искать новые методы и приемы, способствующие развитию творческой личности ребенка.

И я Вам сейчас предлагаю научиться создавать куклы-ложки. Театр лопаток, являясь упрощённым вариантом представления с участием верховых кукол, помогает детям освоить приёмы кукловождения.

Изготовление лопаточного театра

Итак, возьмем каждый по лопатке, по лоскутку и тесемочки. Оденем нашу лопатку в одежду. Также нам понадобится клей и маленькие детали. Нужно приклеить вырезанные из бумаги ушки, рога, можно воспользоваться специальными бегающими глазками, купленными в магазине, а можно просто нарисовать. Волосы – обрезки шерстяных ниток. Дополним образ – можно сделать определенную прическу, сделать ротик и носик.

В играх с куклами у детей развиваются: коммуникативные, творческие способности, мелкая моторика, умение доводить начатое дело до конца. Иногда для какой-либо игры, инсценировки не получается подобрать нужную куклу и тогда ее можно сделать из предметов заместителей. А если кукла сделана своими руками? Интерес к куклам и их изготовлению возрастает в разы. Из каких материалов их только не делают! Например, в нашем детском саду, родители младшей группы изготовили прекрасные вязанные куклы би-ба-бо, что вы можете увидеть на выставке. Спасибо им за поддержку и участие в жизни сада!

Подготовка к театрализованной деятельности детей должна проходить в несколько этапов .

Из многообразия средств выразительности в д/с рекомендуется:

- во 2-й младшей гр. формируется образно-выразительное умение (имитация движения животных);

- в средней гр. обучать элементам художественно – образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме);

- в старшей гр. совершенствовать художественно-образные исполнительские умения;

- в подготовительной гр. развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Имитационным движениям можно обучать детей на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности.

Выполнение таких упражнений закономерно приводить к необходимости ознакомления детей с основными состояниями (радость, печаль, страх, злость и др.) и способами невербального и вербального выражения.

При этом воспитатель должен быть особенно тактичным, придерживаться чувством меры. Моменты фиксации эмоциональных состояний должны проходить естественно, при максимальной доброжелательности со стороны педагога и никоим образом не превращаться в уроки мимики.

Можно предложить разыграть отдельные маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенность ситуации мимикой. Например, изобразить, как девочке подарили новую куклу или ребёнок испугался медведя. Хорошо если проиграют эту сценку несколько пар. При этом не следует обращаться с вопросом у кого лучше получилось. Лучше спросить, у кого похоже и почему.

Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребёнок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приёмы:

- выбор детьми роли по желанию;

- назначение на главную роль наиболее робких;

- распределение роли по карточкам(выбирается любая карточка с изображением персонажа );

- проигрывание ролей в парах.

При этом возникают две основные проблемы:

- что делать, если не хватает на всех ролей;

- кто будет играть отрицательных персонажей.

Первую помогает решить подгрупповая организация, кроме того можно придумать дополнительные роли.

Вторая проблема-исполнение ролей отрицательных персонажей – несколько сложнее и требует вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребёнку. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются ,то и дети, хотят вы исполнять роль положительного героя и не хотят играть злодеев. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все - и дети, и взрослые - артисты, и они должны уметь играть и положительных и отрицательных роли. Причём отрицательного героя сыграть намного сложнее.

Однако иногда бывает и так: стремление активно участвовать в театральной деятельности, привлечь внимание к себе толкает ребёнка к постоянному исполнению отрицательных ролей. Постепенно этот образ как бы прилипает к нему , и в конце концов этот ребёнок начинает вызывать насмешки у других детей. Поэтому необходимо, чтобы каждый из детей исполнял как отрицательные, так и положительные роли.

Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования социально-эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:

- насыщении этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;

- постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;

- наличия интересных и эффективных методов и приёмов работы с детьми;

- совместное участия в данном процессе детей и педагогов.

1. Артемава Л.М. Театрализованные игры дошкольников. М.:Просвищение,1991.

2. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. М.:1981.

3. Маханева М.Д. – Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.:ТЦ Сфера,2004. – 128 с.

Этапы развития театральной деятельности для детей дошкольного возраста.

Занятия по театральному искусству учат понимать и создавать прекрасное, развивается у детей образное мышления и фантазия, дает гармоничное пластическое развитие. Театральная деятельность для детей обладает огромными возможностями, совершенствует, развивает духовно и гармонично.

Во время работы следует учитывать эмоциональные и физиологические особенности каждого ребенка, уровень восприимчивости и интересов.

Педагог должен быть знаком с основами театрального искусства и приемами театральной педагогики. Вся работа должна быть адаптирована к возрасту детей.

В основе развития театральной деятельности у детей лежит феномен- подражание. Способностью к подражанию и перевоплощению наделены все дети, это ярко проявляется в игре.

Игра является основным и важнейшим видам деятельности, в ней уже заключен элемент театра, она приносит удовольствие каждому ребенку. Театральная деятельность позволяет детям накапливать опыт таких ситуаций, которые в реальной жизни им не встречались, опыт чувств и эмоций, опыт со-переживаний и со-чувствия, и со-творчества.

Вымышленный характер персонажей, ситуаций позволяет детям почувствовать себя раскованно, естественно проявлять свои чувства и эмоции, а успешный опыт в театрализованной игре способствует уверенности, успешному общению в жизни.

Педагогическими условиями являются:

насыщение театральной деятельности интересным и эмоционально значимым содержанием для детей;

постепенность и последовательность этапов работы, учитывая возраст, регион.

обеспечение возможности продвижения каждого ребенка своим темпом;

использование интересных и эффективных методов, приемов работы с детьми.

Педагогической психологией введен основной закон усвоения материала:

Все этапы взаимосвязаны : восприятие сопровождается осмыслением, осмысление- запоминанием. Восприятие, осмысление и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе их применения, развивается фантазия. От ощущений к чувствам, от них к привычке, созданию нового, своего.

Эту формулу нужно применять в такой последовательности:

Запоминая- действуй, играй, пробуй;

Проверяя результат- показывай другому, фантазируй, придумывай новое.

Театрализованные игры проходят с детьми в несколько этапов.

Знакомство с новой сказкой требует от педагога динамизма речи с чередованием силы голоса и богатства интонации. Воспитатель должен так рассказать и показать, чтобы было захвачено внимание детей, в воображении ребенка возникли яркие образы, полные жизни и характерных черточек.

После знакомства с произведением обязательно нужно обсудить где выстроить декорации, какой выбрать реквизит. Все вместе делают необходимые детали, можно привлечь к этому и родителей. Все это подводит детей к следующему этапу- действия. В игре должна присутствовать импровизация, неожиданность, парадоксальность. Игра строится таким образом, чтобы каждый ребенок мог сыграть все интересующие его роли.

Ребенок не должен повторять слова взрослого, а решает сам речевую и актерскую задачу: рассказать своими словами, показать, создается ситуация живого общения. Если ребенок не может произнести текст, нужно помочь ему, подыграть, чтобы реплика у него родилась в диалоге. Четко поставленная задача: убежать от волка или утешить бабушку и деда - дает ребенку самостоятельность, формирует отношение к речи как к значимому действию.

Пластику или предметные действия можно освоить в массовых пластических этюдах. В играх дети задумываются над проблемой детализации.

Игры и упражнения на память физических действий.

Дети сами вспоминают предметы и выполняют действия, сначала с реальным предметом (щётка, швабра, стул, а потом с придуманными.

Эффективный прием парной работы для освоения выразительности интонационной речи персонажей, когда педагог берет на себя роль со сложным интонационным характером и играет в паре с ребенком.

В своей работе я часто использую игры для понимания строения, ритма, темпа речи.

Работа с детьми над выразительностью речи очень интересная и насыщенная, поэтому она требует отдельной статьи.

Игра-драматизация следующий этап работы.

Это праздник игры, в которой будут заняты все дети.

Особую радость доставляет работа, если дети импровизируют, фантазируют, придумывают свой театр.

Игры для развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Внимание – это сосредоточенность сознания.

Организация театрализованной деятельности как условие эстетического развития детей старшего дошкольного возраста Организация театрализованной деятельности как условие эстетического развития детей старшего дошкольного возраста Выполнила: Егушева Т. Н.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в театральной деятельности. История одной театральной постановки Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста развитие речи - одна из главных. Л. С. Выготский писал: «Есть.

Содержание музыкально-эстетической деятельности детей и этапы руководства музыкальной игрой-сказкой Музыкально-эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс чувственного и рационального познания эстетических явлений в искусстве.

Тестопластика-одно из направлений развития декоративно-прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей. Пересказ сказки способствует развитию связной речи детей. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков и поведения, решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, что помогает преодолевать робость, неуверенность в себе и застенчивость.

Традиционно выделяется несколько видов театрализованной деятельности. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве “артиста”, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность.

Видами драматизации являются:

игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

ролевые диалоги на основе текста;

постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду:

плоскостной и объемный

театр на фланелеграфе

кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

Этапы реализации театрализованной деятельности:

- Определение темы проекта;

- Формулировка цели и определение задач;

- Пополнение театрально-игрового уголка в группе разными видами театров, костюмами для ряженья.

- Проведение бесед, занятий, театрализованных игр, пальчиковой гимнастики, подвижных игр;

- Отгадывание загадок про животных;

- Показ взрослыми настольного, кукольного театра.

Обобщение работы, результатов.

Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада - М., КНОРУС", 2003 г.

Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ “Сфера”, 2001 г.

Читайте также: