Этапы речевой деятельности кратко

Обновлено: 15.05.2024

3. Многоплановый характер общения

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга. В данном определении выделяется три аспекта общения, а именно: передача информации (коммуникация), взаимодействие (интеракция), познание людьми друг друга (перцепция).

Наиболее полно общение может быть изучено в единстве всех трех аспектов, представим их в общем виде, в дальнейшем каждый аспект рассмотрим более подробно.

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то имеют в виду то, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и др. Набор сведений, которыми люди обмениваются между собой, можно рассматривать как информацию, а сам процесс коммуникации как обмен информацией. Рассматривается, как в условиях общения информация передается, формируется, уточняется, развивается. Что необходимо учитывать для наиболее эффективного общения. Рассматриваются коммуникативные барьеры, затрудняющие процесс общения. Способы передачи информации (вербальная и невербальная коммуникация).

Общение как восприятие людьми друг друга (перцепция) Эффективность общения невозможна без правильного восприятия, оценки, взаимопонимания партнеров. Межличностное восприятие или социальная перцепция представляет собой сложный процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с личностными характеристиками и интерпретацию на этой основе поступков и поведения.

На основе восприятия человека человеком формируется представление о намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках партнера по общению и определяется собственное поведение. Этот процесс межличностной перцепции осуществляется с двух сторон: каждый из партнеров по общению уподобляет себя другому. Следовательно, при взаимодействии людей в совместной деятельности должны быть приняты в расчет не только потребности, мотивы и установки одного человека, но и всех людей, участвующих в общении.

Общение как взаимодействие (интеракция) – взаимодействие людей в процессе общения, организация совместной деятельности. В ходе общения для участников важно не только обмениваться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать общую стратегию. Взаимодействую с окружающими по разным поводам, мы выбираем стратегии поведения, соответствующие ситуациям. Ученые пытаются упорядочить многообразные типы взаимодействия, создать целостную картину, моделирующую богатство общения. Наиболее распространенным оказалось дихотомическое деление: кооперация и конкуренция, согласие и конфликт, приспособление и оппозиция.

Педагогическое общение

Педагогическое общение - специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе.

Часто педагогическое общение определяется в психологии как взаимодействие субъектов педагогического процесса, осуществляемое знаковыми средствами и направленное на значимые изменения свойств, состояний, поведения и личностно-смысловых образований партнеров. Общение - неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения и воспитания (Леонтьев А.А., 1996)

Педагогическое общениеявляется основной формой осуществления педагогического процесса. Его продуктивность определяется, прежде всего, целями и ценностями общения, которые должны быть приняты всеми субъектами педагогического процесса в качестве императива их индивидуального поведения.

Основная цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от педагога учащимся, так и в обмене личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом. В общении происходит становление (т.е. возникновение новых свойств и качеств) индивидуальности как учащихся, так и педагогов (Чалдини Р., 2001)

Педагогическое общение создает условия для реализации потенциальных сущностных сил субъектов педагогического процесса.
Высшая ценность педагогического общения - индивидуальность педагога и учащегося. Собственное достоинство и честьпедагога, достоинство и честь учащихся - важнейшая ценность педагогического общения.

В связи с этим ведущим принципом педагогического общения может быть принят императив И. Канта: всегда относиться к себе и учащимся как цели общения, в результате которого происходит восхождение к индивидуальности. Императив - безусловное требование. Именно это восхождение к индивидуальности в процессе общения и является выражением чести и достоинства субъектов общения

Педагогическое общение должно ориентироваться не только на достоинство человека как важнейшую ценность общения. Большое значение для продуктивного общения имеют такие этические ценности, как честность, откровенность, бескорыстие, доверие, милосердие, благодарность, забота, верность слову.

Проблеме педагогического общения посвящено значительное количество исследований, анализ которых обнаруживает несколько аспектов в её изучении. Прежде всего это определение структуры и условий формирования коммуникативных умений педагога (В. А. Кан-Калик, Ю. Н. Емельянов, Г. А. Ковалев, А. А. Леонтьев и др.). В этом аспекте получили развитие методы активного социального обучения (АСО): ролевые игры, социально-психологические тренинги, дискуссии и др. С их помощью педагоги овладевают способами взаимодействия, развивают общительность. Другим направлением является исследование проблемы взаимопонимания между педагогами и обучаемыми (А. А. Бодалев, С. В. Кондратьева и др.). Они значимы в силу того, что контакт возможен только в условиях достаточно полного взаимопонимания между общающимися, достижение которого требует поиска определённых условий и приемов. Особую группу исследований составляют те, которые изучают нормы, реализуемые в педагогическом общении. Прежде всего это исследования по проблеме педагогической этики и такта (Э. А. Гришин, И. В. Страхов и др.).

Как и всякая деятельность, речевая деятельность осуществляется поэтапно.

3. Исполнительский этап (говорение или письмо).

Таким образом, речевая деятельность реализуется посредством сложных умственных действий, суть которых заключается в том, что человек оперирует не реальными предметами, а использует особые речемыслительные модели, позволяющие осознанно управлять процессом создания и восприятия речевых высказываний.

3. Виды речи.

Продуктом речевой деятельности являетсяречь. Если язык – это система знаков, то речь – это процесс, который строится на возможностях языка. Речь зависит от конкретных ситуаций, развертывается во времени и реализуется в пространстве. Речь материальна. По форме она может быть устнойиписьменной.

Устной называется речь, которой свойственны необратимость, поступательный и линейный характер развертывания во времени, словесная импровизация. Н.А. Ипполитова выделяет следующие качества устной речи:

избыточность – это не всегда оправданные повторы, уточнения, перифразы (использование синонимических структур), которые связаны с тем, что говорящий не всегда четко может сформулировать мысль, вследствие чего ему приходится повторяться, добиваясь желаемого результата;

лаконизм, т.е. краткость в выражении мысли. Лаконизм связан с тем, что говорящий пропускает слова, предложения, которые легко восстанавливаются слушающим из контекста;

самоперебивы, срывы конструкции – особенность устной речи, когда говорящий, не закончив начатое предложение, оставляет его, начинает снова, пытаясь сформулировать мысль другими словами;

прерывистость связана с тем, что говорящий делает неуместные паузы, так как обдумывает, что сказать, формулирует, подбирает слово;

несистемное и осознанное отступление от литературных норм;

обязательное наличие невербальных средств коммуникации;

зависимость от ситуации.

Письменная речь – это речь вторичная по отношению к устной, характеризующаяся тем, что информация передается в ней при помощи графических знаков. Письменная речь характеризуется следующими особенностями:

– использованием книжной лексики;

– наличием сложных синтаксических конструкций с большим количеством причастных и деепричастных оборотов;

прямым порядком слов;

четкой структурированностью, подразумевающей деление на главы и части;

– строгим соблюдением литературных норм.

По количеству говорящих речь может быть монологической (не требующей обмена репликами) и диалогической (требующей обмена репликами). Известно, что информация, которую слушатель получает в ответ на свой вопрос, усваивается лучше.

Для успешной речевой деятельности необходимо, чтобы присутствовали следующие ее компоненты:

Речевая деятельность реализуется в различных речевых жанрах.Речевые жанры– это формы построения языка, соответствующие целям и задачам общения, характеру адресанта и адресата, специфике сферы и ситуации общения (приветствие, просьба, приказ, лекция, доклад, статья и др.).

Как и всякая деятельность, речевая деятельность осуществляется поэтапно.




3. Исполнительский этап (говорение или письмо).

Таким образом, речевая деятельность реализуется посредством сложных умственных действий, суть которых заключается в том, что человек оперирует не реальными предметами, а использует особые речемыслительные модели, позволяющие осознанно управлять процессом создания и восприятия речевых высказываний.

3. Виды речи.

Продуктом речевой деятельности являетсяречь. Если язык – это система знаков, то речь – это процесс, который строится на возможностях языка. Речь зависит от конкретных ситуаций, развертывается во времени и реализуется в пространстве. Речь материальна. По форме она может быть устнойиписьменной.

Устной называется речь, которой свойственны необратимость, поступательный и линейный характер развертывания во времени, словесная импровизация. Н.А. Ипполитова выделяет следующие качества устной речи:

избыточность – это не всегда оправданные повторы, уточнения, перифразы (использование синонимических структур), которые связаны с тем, что говорящий не всегда четко может сформулировать мысль, вследствие чего ему приходится повторяться, добиваясь желаемого результата;

лаконизм, т.е. краткость в выражении мысли. Лаконизм связан с тем, что говорящий пропускает слова, предложения, которые легко восстанавливаются слушающим из контекста;

самоперебивы, срывы конструкции – особенность устной речи, когда говорящий, не закончив начатое предложение, оставляет его, начинает снова, пытаясь сформулировать мысль другими словами;

прерывистость связана с тем, что говорящий делает неуместные паузы, так как обдумывает, что сказать, формулирует, подбирает слово;

несистемное и осознанное отступление от литературных норм;

обязательное наличие невербальных средств коммуникации;

зависимость от ситуации.

Письменная речь – это речь вторичная по отношению к устной, характеризующаяся тем, что информация передается в ней при помощи графических знаков. Письменная речь характеризуется следующими особенностями:

– использованием книжной лексики;

– наличием сложных синтаксических конструкций с большим количеством причастных и деепричастных оборотов;

прямым порядком слов;

четкой структурированностью, подразумевающей деление на главы и части;

– строгим соблюдением литературных норм.

По количеству говорящих речь может быть монологической (не требующей обмена репликами) и диалогической (требующей обмена репликами). Известно, что информация, которую слушатель получает в ответ на свой вопрос, усваивается лучше.

Для успешной речевой деятельности необходимо, чтобы присутствовали следующие ее компоненты:

Речевая деятельность реализуется в различных речевых жанрах.Речевые жанры– это формы построения языка, соответствующие целям и задачам общения, характеру адресанта и адресата, специфике сферы и ситуации общения (приветствие, просьба, приказ, лекция, доклад, статья и др.).

Как и всякая деятельность, речевая деятельность осуществляется поэтапно.

I. Побудительно-мотивационный этап предполагает возникновение мотива речевой деятельности, что связано с характером общения, с особенностями речевой и коммуникативной ситуации, в которой оказался человек.

В процессе деятельности возникает ситуация, которая побуждает человека высказать свою точку зрения, возразить по поводу сказанного и т. п. В ряде случаев эта ситуация неизбежно влечет к речевой деятельности: иду на урок, следовательно, буду говорить; завтра экзамен, следовательно буду читать и т. п.

В других ситуациях мотив, побуждение к деятельности могут быть не реализованы: высказать свою точку зрения можно, но в данном случае лучше воздержаться.

Таким образом, на этом этапе мотив речевой деятельности осознается, и, если человек решил включиться в нее, формируется коммуникативное намерение участника общения, которое представляет собой единство мотива (уместно ли говорить, читать, писать в данном случае) и цели (зачем говорить? зачем читать? что я буду утверждать?) речевого действия.

II. Ориентировочный этап является, пожалуй, одним из важнейших в процессе порождения (и восприятия) высказывания.

На этом этапе происходит обдумывание, планирование, выбор класса (характера) речевого поведения, формирование первоначального представления о жанре и стиле высказывания. Другими словами, человек выбирает способ решения сформулированной на предыдущем этапе коммуникативной задачи, способ реализации коммуникативного намерения: попросить – потребовать – убедить в необходимости чего-либо – выклянчить; прочитать – прочитать все внимательно – прочитать бегло – прочитать и найти ответ на определенный вопрос – прочитать, чтобы найти ошибку у ученика – прочитать, чтобы понять, где ты ошибся, когда объяснял что-либо ученику и т. п.

Вербальная обработка высказывания носит минимальный характер, происходит приблизительный перевод эмоций, чувств, мыслей на словесный уровень.

Только после этого проявляется рациональный характер обработки материала, накопленного во внутренней речи, начинают активно работать средства внешней речи (за эти процессы отвечает левое полушарие головного мозга). Происходит структурирование информации, представление целого в виде его частей, начинают действовать центробежные процессы, связанные с обработкой отдельных фрагментов будущего высказывания, подбором более точных и уместных средств языка и т. д.

При восприятии текста ориентировочный этап также имеет большое значение. Именно на этом этапе начинаются активные поиски общей мысли высказывания, суть которой во многих случаях начинает осознаваться на эмоциональном уровне, только потом общий смысл по необходимости вербализируется в виде суждений, умозаключений, выводов и т. п.

Это происходит в процессе выделения и осознания значимых элементов речевого высказывания, соотнесения этих значений с реальной ситуацией общения, с определенным объектом действительности.

III. Исполнительский этап речевой деятельности завершает многомерный, многоаспектный процесс создания или восприятия высказывания. Происходит озвучивание замысленного текста: кодирование его звуковыми знаками – говорение – или кодирование письменными знаками – письмо. Другими словами, мы произносим или записываем обдуманное высказывание.

Таким образом, речевая деятельность реализуется посредством сложных умственных действий, суть которых заключается в том, что человек оперирует не реальными предметами, а использует особые рече-мыслительные модели, позволяющие осознанно управлять процессом создания и восприятия речевых высказываний.

1. Речевая деятельность. Этапы речевой деятельности.

Речевая деятельность – это такой вид деятельности, который имеет социальную направленность. В ее ходе формирование и использования высказывание создается для достижения определенной цели (общения, влияния, оказания воздействия и прочее).

В целом, структура речевой деятельности такова: она состоит из речевых актов, основанных на подготовке и реализации высказывания, имеющего различный объем и смысловую нагрузку. Однако психологи отмечают, что эта структура состоит из четырех уровней. Первый из них – это взаимодействие потребностей и желаний, а также мотивов, которые должны влиять на будущее высказывание. То есть ориентировочная, первая фаза направлена на определение условий проведения речевой деятельности, а также выделение ее предмета и использование необходимых средств. Второй уровень – планирование – предполагает выбор и организацию средств и способа ее проведения. Что касается третьей фазы, которая называется реализующей, она может быть внешне выраженной или же невыраженной. На четвертом уровне речевая деятельность контролируется, причем способы проведения этой операции проводятся по-разному. Например, во время слушания основной упор делается на цель и установку определенного его вида. Что касается говорения, здесь самоконтроль проводится в течение всего процесса.

Этапы речевой деятельности. Речевая деятельность как один из видов деятельности человека характеризуется целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных этапов: ориентировки, планирования (в форме внутреннего программирования), реализации и контроля. В соответствии с этими этапами осуществляется каждое отдельное речевое действие.

Исходным моментом любого речевого действия является речевая ситуация, то есть такое стечение обстоятельств, которое побуждает человека к высказыванию, например, необходимость ответить на вопрос, сделать доклад о результатах работы, написать письмо, побеседовать с другом и т.п. В реализации речевого действия выделяются следующие фазы:

1. Подготовка высказывания. Началом акта речевой деятельности является осознание мотивов, потребностей и целей вступления в общение. Далее осуществляется вероятностное прогнозирование результатов высказывания на основе прошлого опыта и учёта обстановки. У развитого в речевом отношении человека, с быстрыми реакциями, эти подготовительные действия протекают с большой скоростью на подсознательном уровне и завершаются созданием внутреннего плана высказывания, который может иметь различную степень обобщенности.

2. Структурирование высказывания. Содержанием данной фазы является выбор слов, их расположение в нужной последовательности и грамматическое оформления. Эти операции, осуществляемые в оперативной речевой памяти, сопровождаются оценкой создаваемого высказывания и его корректировкой на уровне внутреннего плана.

3. Переход к внешней речи. Осуществляется звуковое или графическое оформление высказывания. Это самая ответственная фаза речевого действия, она состоит в переходе от внутренней речи к внешней. Ошибки в таком переходе делают речь в глазах окружающих неполной, бессвязной, труднопонимаемой.

Принято выделять четыре этапа речевой деятельности:

1. Ориентировочный (побудительно-мотивационный).

На этом этапе происходит осознание потребности, мотива речевой деятельности в данной ситуации общения: для чего? с какой целью? кто мой собеседник? почему избран этот вид общения?

2. Этап планирования.


  • выбор типа общения (не конкретного способа, а формы воздействия: мягко – требовательно и т.п.);

  • определение желательного конечного результата;

  • внутреннее программирование речевой деятельности.

Происходит главное действие: а) порождение речи в устной или письменной форме, или б) её восприятие и понимание (различные виды перекодирования смысловых единиц); дополнительное действие: коррекция речи с учетом обратной связи.

4. Этап контроля.

Назначение этого этапа – оценка результата, обращение к возможным формам проверки: достигнута ли цель общения?

2. Виды речевой деятельности.

К основным видам речевой деятельности относятся:

- говорение (устное выражение мысли),

- слушание(восприятие речи на слух и ее понимание),

- письмо (графическое, письменное выражение мысли) и

- чтение (т.е. восприятие и понимание чужой записанной речи); различают чтение вслух и тихое чтение - чтение про себя.

Именно эти виды речевой деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации. От того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность, успешность речевого общения.

В каких бы условиях ни осуществлялась речевая коммуникация, с помощью каких бы средств ни передавалась информация, в основе ее лежит единая модель речевой коммуникации. Элементами этой модели являются:

Отправитель информации или адресант – говорящий или пишущий человек.

Получатель информации или адресат – читающий или слушающий человек.

2.1. Говорение.

Говорение как вид речевой деятельности в первую очередь опирается на язык как средство общения. Язык обеспечивает коммуникацию между общающимися, по­тому что его понимает как тот, кто сообщает информацию, кодируя ее в значениях слов, отобранных для этой цели, так и тот, кто принимает эту информацию, декодируя ее, т.е. расшифровывая эти значения и изменяя на основе этой ин­формации свое поведение.

Речь, как говорение — это вербальная коммуникация, т.е. вербальный процесс общения с помощью языка. Средством вербальной коммуникации являются слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями. Слова могут быть произнесены вслух, про себя, написаны или же заменены у глухих людей особыми жестами, выступающими носителями значений (так называемая дакти­лология, где каждая буква обозначается движениями пальцев, и жестовая речь, где жест заменяет целое слово или группу слов).

Различают следующие виды устной речи: диалоги­ческую и монологическую.

Наиболее простой разновидностью устной речи является диалог, т.е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совме­стно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы.

Вторая разновидность устной речи — монолог, который произносит один человек, обращаясь к другому или многим лицам, слушающим его: это рассказ учителя, развернутый от­вет ученика, доклад и т.п. Монологическая речь имеет боль­шую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог. Монологическая речь представ­ляет большие трудности по сравнению с диалогической речью. Совершенствование навыков говорения включает в себя повышение готовности к поддержанию беседы на различные темы и овладение техникой речи.

2.2. Слушание.

Слушать в нашей жизни не менее важно, чем говорить: через слух человек получает примерно 25% всей информации об окружающем мире.

Люди слушают что-либо с разной целью. Прежде всего, они хотят получить новую смысловую информацию. Таково слушание лекции, доклада, информации по радио и телевидению, выслушивание делового партнера и т.д. Нередко слушают и для получения эмоциональной, эстетической информации. Таково слушание стихов, художественной прозы.

Коммуникативные взаимодействия людей на три четверти состоят из речевого (вербаль­ного) общения, которое включает в себя не только сам процесс разговора, но и процесс слушанья. Неумение слушать приводит к различным недоразумениям, ошибкам, порождает вся­кого рода конфликты. Результаты обследований множества людей указывают на то, что доста­точными навыками слушания обладают немногие. Процесс слушанья выглядит отнюдь не про­сто при его более внимательном рассмотрении. А его эффективность зависит от многих при­чин.

Нерефлексивное слушание – это начальная фаза речевого диалога. Она состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Ошибочно было бы думать, что это пассивный акт. Нерефлексивное слушание – активный процесс, тре­бующий внимания к предмету разговора. Поэтому человеку нужны постоянные усилия и со­средоточенность не теме беседы, иначе станет невозможным двустороннее общение междупартнерами. Слушание – волевой акт, включающий также и умственные процессы. Однако, что­бы слушать необходимо еще и желание. В противном случае можно услышать только то, что хочется, и упустить нечто главное. Какие же факторы влияют на эффективность нерефлексив­ного слушания?

Нередко люди не слушают только потому, что слишком поглощены собой, своими пере­живаниями, заботами или проблемами. Иногда не слушают из-за отсутствия установки на слу­шание. Едва ли станет внимательно слушать тот, кто считает себя специалистом обсуждае­мой темы и имеет готовые ответы на все вопросы. Или же напротив, имеется негативная уста­новка на говорящего, стремление заранее оценить его со своих личных позиций. Часто реак­ция, основанная на личных предубеждениях, является помехой для нерефлексивного слушания. Все это – так называемые внутренние факторы.

Но нередко случается так, что затронутая проблема и важна и интересна хотя бы для од­ного из собеседников, но они все же не могут на ней сосредоточиться. Этому мешают отвле­кающие факторы: шум, присутствие посторонних людей, телефонные звонки и др.

Третья группа внешних факторов – личность собеседника и возникающие барьеры обще­ния. Если попасть под влияние собеседника, придерживающегося дикторской, неконтактной, авторитарной или гипорефлексивной модели общения, то крайне трудно оставаться вниматель­ным слушателем, поскольку он, поглощенный своей ролью, больше слушает себя, чем обраща­ется к партнеру.

Помехой нерефлексивному слушанию служат и некоторые черты характера говорящего. Раздражительность, вспыльчивость, ослабленный самоконтроль эпилептоида; обидчивость, честолюбие, непомерность требований к окружающим у застревающего типа; занудливость, формализм психастеника; упрямое отстаивание своих взглядов шизоида; крайняя чувствитель­ность, слезливость эмотивного типа – все эти черты акцентуированных личностей требуют от слушающего проявлений повышенного напряжения в общении с собеседником.

После окончания разговора достаточно спросить у одного из собеседников, что кроме содержания беседы было отмечено им в партнере: нетерпение, скрываемое раздражение, волнение, безмятежное равнодушие или же стремление побыстрее удалиться, чтобы в большинстве случаев получить неопределенный ответ на этот вопрос.

И уж тем более человек с трудом опишет, как во время беседы выглядел он сам. Ведь со­беседник своим видом может сказать больше, чем словами, не говоря о значении пауз в раз­говоре, скорости речи, мимике и жестах.

Эмпатийное слушание фактически несет на себе функцию обратной связи для собеседни­ка. Это своего рода помощь говорящему для осознания того, как мы воспринимаем его состоя­ние и поведение. Уметь слушать, так чтобы не вызывать у партнера чувство исходящей от Вас угрозы и чтобы не спровоцировать у него психологическую самозащиту, вовсе не просто.

Обеспечивая через эмпатийное слушание обратную связь партнеру, приходится идти на некоторый риск, ибо нет полной уверенности в правильном понимании своих действий собе­седником. Люди не всегда расположены открыто демонстрировать свои реакции на поведение других, чаще они скрывают свои чувства. Готовность партнеров к взаимной открытости свя­зана со степенью взаимной доверительности. Готовность доверительно выслушать проявляется через такие состояния: если Вы ожидаете откровенности от партнера в ответ на откровенность с Вашей стороны; если Вы заранее готовы к неуспеху и расплате за Вашу доверительность. Только почувствовав в себе признаки готовности, Вы можете вступать в контакты.

2.3. Чтение.

Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Оно занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности.

Чтение относят к рецептивным видам речевой деятельности, поскольку оно связано с восприятием и пониманием информации, закодированной графическими знаками. В чтении выделяют содержательный план (то есть о чем текст) и процессуальный план (как прочитать и озвучить текст). В содержательном плане результатом деятельности чтения будет понимание прочитанного; в процессуальном – сам процесс чтения, то есть соотнесения графем с морфемами, становление целостных приемов узнавания графических знаков, формирование внутреннего речевого слуха, что находит выражение в чтении вслух и про себя, медленном и быстром, с полным пониманием или с общим охватом.

Обучение чтению – одна из проблем, получивших наиболее полное освещение в предшествующие этапы развития методики. Проблеме формирования навыков чтения всегда уделялось большое внимание. Перед учителем ставятся задачи научить школьников читать тексты, понимать и осмысливать их содержание с разным уровнем проникновения в содержащуюся в них информацию. В идеале чтение на иностранном языке должно носить самостоятельный характер, осуществляться не по принуждению, а сопровождаться интересом со стороны учеников. Однако практика показывает, что интерес к чтению у школьников очень низок. Данный вид речевой деятельности не является для школьников средством получения информации, повышения культурного уровня или просто источником удовольствия.

В структуре чтения как деятельности можно выделить мотив, цель, условия и результат. Мотивом является всегда общение или коммуникация с помощью печатного слова; целью – получение информации по тому вопросу, который интересует читающего. К условиям деятельности чтения относят овладение графической системой языка и приемами извлечения информации. Результатом деятельности является понимание или извлечение информации из прочитанного с разной степенью точности и глубины.

Чтение как вид речевой деятельности развивается на основе аутентичных текстов разного жанра, имеющих коммуникативную и личностно-ориентированную направленность.

2.4. Письмо

Речь письменная — вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания). Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях — типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными для нее функциональными стилями. Ей свойственна весьма сложная композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладевать, и отсюда — особая задача обучения письменной речью в школе.

3. Взаимосвязь между видами речевой деятельности.

Чтение связано с аудированием, так как в основе того и другого лежит перцептивно-мыслительная деятельность, связанная с восприятием, анализом и синтезом. При аудировании слушающий воспринимает звучащую речь, а читающий – написанную. При чтении, также как и при аудировании, имеет большое значение вероятное прогнозирование, которое может быть как на вербальном, так и на смысловом уровне.

Самым тесным образом связано аудирование и с письмом. В процессе графического оформления человек проговаривает и слышит то, что пишет.
Таким образом, аудирование тесно связанным с другими видами речевой деятельности, аудирование играет важную роль в изучении языка и особенно при коммуникативно-направленном обучении. В современной методике обучения языка подчеркивается необходимость формирования аудирования как очень важного умения, без овладения которым немыслимо общение на языке.

Заключение.

Речевая деятельность человека является самой распространенной и самой сложной. Под речевой деятельностью понимается речь как процесс. От того, насколько умело осуществляется речевая деятельность, зависит успех любой профессиональной деятельности.

Речевая деятельность пронизывает всю жизнь человека. Общение – среда его обитания. Без общения, как без воздуха, человек не может существовать. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, образование, развитие интеллекта.

Речевая деятельность помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их. Способность общаться с другими людьми позволяет человеку достичь высокого уровня цивилизации.

Список используемой литературы.

1. Зарецкая Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М.: Дело, 2007.

2. Львов М. Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2002.

3. Петров О. В. Риторика: Учеб. пособие для вузов. М.: Профобразование, 2001.

4. Введенская Л. А. , Червинский П. П. Теория и практика русской речи. - Ростов - на - Дону, 1997.

Как и всякая деятельность, речевая деятельность осуществляется поэтапно.

3. Исполнительский этап (говорение или письмо).

Таким образом, речевая деятельность реализуется посредством сложных умственных действий, суть которых заключается в том, что человек оперирует не реальными предметами, а использует особые речемыслительные модели, позволяющие осознанно управлять процессом создания и восприятия речевых высказываний.

3. Виды речи.

Продуктом речевой деятельности является речь. Если язык – это система знаков, то речь – это процесс, который строится на возможностях языка. Речь зависит от конкретных ситуаций, развертывается во времени и реализуется в пространстве. Речь материальна. По форме она может быть устной и письменной.

Устной называется речь, которой свойственны необратимость, поступательный и линейный характер развертывания во времени, словесная импровизация. Н.А. Ипполитова выделяет следующие качества устной речи:

избыточность – это не всегда оправданные повторы, уточнения, перифразы (использование синонимических структур), которые связаны с тем, что говорящий не всегда четко может сформулировать мысль, вследствие чего ему приходится повторяться, добиваясь желаемого результата;

лаконизм, т.е. краткость в выражении мысли. Лаконизм связан с тем, что говорящий пропускает слова, предложения, которые легко восстанавливаются слушающим из контекста;

самоперебивы, срывы конструкции – особенность устной речи, когда говорящий, не закончив начатое предложение, оставляет его, начинает снова, пытаясь сформулировать мысль другими словами;

прерывистость связана с тем, что говорящий делает неуместные паузы, так как обдумывает, что сказать, формулирует, подбирает слово;

несистемное и осознанное отступление от литературных норм;

обязательное наличие невербальных средств коммуникации;

зависимость от ситуации.

Письменная речь – это речь вторичная по отношению к устной, характеризующаяся тем, что информация передается в ней при помощи графических знаков. Письменная речь характеризуется следующими особенностями:

– использованием книжной лексики;

– наличием сложных синтаксических конструкций с большим количеством причастных и деепричастных оборотов;

прямым порядком слов;

четкой структурированностью, подразумевающей деление на главы и части;

– строгим соблюдением литературных норм.

По количеству говорящих речь может быть монологической (не требующей обмена репликами) и диалогической (требующей обмена репликами). Известно, что информация, которую слушатель получает в ответ на свой вопрос, усваивается лучше.

Для успешной речевой деятельности необходимо, чтобы присутствовали следующие ее компоненты:

Речевая деятельность реализуется в различных речевых жанрах. Речевые жанры – это формы построения языка, соответствующие целям и задачам общения, характеру адресанта и адресата, специфике сферы и ситуации общения (приветствие, просьба, приказ, лекция, доклад, статья и др.).

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Читайте также: