Этапы экспериментальной деятельности в доу

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Дрожжина Наталья Анатольевна

Организация: МКДОУ д.с. 466

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск

ФГОС дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу создания условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Я считаю, что опытно-экспериментальная деятельность, наряду с игровой, как нельзя лучше способствует решению данной задачи, так как эти два вида детской деятельности оказывают существенное влияние на полноценное, разностороннее развитие личности ребёнка. Правильная организация этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

Опытно-экспериментальная деятельность — это практическая деятельность, направленная на активный поиск решений задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.

Ребенок-дошкольник по своей природе является исследователем, поэтому организация детского экспериментирования, направлена на создание таких условий, в которых предметы и явления наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена в каждом ребенке и является одним из главных и естественных проявлений детской психики. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и задача педагогов создать полноценные условия для удовлетворения познавательных потребностей детей, что в свою очередь будет способствовать их интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Так же, необходимо отметить, что особое значение в становлении личности дошкольника несет экспериментирование в природе - усвоение представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения дошкольников.

Одним из основных принципов дошкольного образования, указанных в п. 1.4. ФГОС ДО, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Экспериментальная деятельность наиболее полно позволяет реализовать данный принцип, так как побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Чем разнообразнее и интенсивнее опытно-экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем более полноценно и разносторонне развивается его личность.

Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду должна быть построена с учётом следующих принципов:

  • наглядности
  • целостности
  • доступности
  • результативности
  • активного обучения
  • индивидуально-личностной ориентации

Среди множества педагогических технологий в организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников мне хотелось бы остановиться на следующих

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.

Значимым аспектом интерактивной образовательной среды ДОУ является использование педагогами ИКТ, в виде инструмента развития мотивации образовательного процесса. ИКТ, тем самым, помогает перенести тяжесть с вербальных методов образования на методы поисковой и творческой деятельности воспитателей и воспитанников.

Технология проектной деятельности . Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о ФГОС ДО предусматривает сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности, обучение через совместный поиск решений, предоставление ребенку возможности самостоятельно овладеть нормами культуры. Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Стержнем проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Я считаю, что в процессе проектно-исследовательской деятельности дети получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность и систематизировать свои представления о мире.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель- становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его. Один из принципов таких технологий является учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе развития и воспитания. Построения педагогического процесса с ориентацией на личность ребенка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.

Технология исследовательской деятельности. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.

Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения, это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

В процессе исследовательской деятельности идёт развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость формулировать закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. В процессе исследовательской деятельности дети учатся измерять, считать, сравнивать. Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования.

Организуя работу по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду, необходимо знать этапы детского экспериментирования

  1. Познавательные задачи выдвигаются воспитателем или самими детьми. Во всех случаях задача должна быть сформулирована взрослым четко и ясно, должна быть принята детьми как задача, требующая решения. Для этого задача должна быть связана с детским опытом - вытекать из игры, труда, возникать в процессе учения.
  2. Следующим этапом опыта является анализ задачи - выявление известного и неизвестного. Взрослый своими вопросами направляет детей на воспроизведение сложившихся у них представлений, а дети должны прийти к убеждению, что не располагают достаточными знаниями для решения задачи. Детей старшего дошкольного возраста можно привлечь к высказыванию предложений о сущности или причинах явления. На основе выделения известного и неизвестного воспитатель обсуждает с детьми организацию опыта: определяет условия, способы воздействия. Важно довести до сознания детей направленность их воздействия на объекты - что меняется и зачем, почему. Подчеркивается сохранение условий, кроме того, которое подвергается воздействию, изменению.
  3. Дети активно участвуют в изменении условий, в преобразовании ситуации. Опыт включает наблюдение: дети устанавливают изменения, новые проявления, связи. Вопросы, указания воспитателя помогают детям фиксировать эти факты. Иногда опыт приобретает характер длительных сравнительных наблюдений. В этом случае отмеченные проявления отражаются в рисунке, графике и т. д.
  4. Заключительный этап опыта - анализ полученных результатов. Его следует начинать с воспроизведения в памяти детей задачи, которая решалась в процессе опыта, тех условий, которые были созданы для его проведения, содержания и направленности воздействия, преобразования явления, в котором непосредственно участвовали дети. На этой основе полученные данные сопоставляются между собой и с тем, что имелось ранее. Результаты соотносятся с характером воздействия и т. д. В итоге дети подводятся к выводу, суждению – к решению познавательной задачи. Заключительная часть чаще протекает как беседа эвристического характера.

Таким образом, участие детей в элементарных опытах требует сложной аналитико-синтетической деятельности мышления, способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и т. д. В ходе опытов эти умения и формируются. Вот почему данный метод чаще используется образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Немаловажную роль для успешной работы в рамках поставленных задач имеет правильная организация развивающей предметно – пространственной среды. Из п. 3. 3. 1. Образовательного Стандарта следует, что развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию Образовательного потенциала пространства Организации, группы, а также территории. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной (п. 3. 3. 4. ФГОС).

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность. Выработанные педагогами навыки и сформированные в детском саду понятия закрепляются в семье в обыденной жизни. Для этого родители должны быть хорошо осведомлены о содержании работы, проводимой педагогами, знать программу работы с детьми в каждой возрастной группе, понимать и принимать активное участие в её реализации. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной информации нужно знакомить родителей с процессом экспериментальной деятельности, целями и задачами в каждой возрастной группе, стремимся показать родителям важность поддержания познавательного интереса детей, их стремления узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желания вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

В заключении, хочу отметить, что на этапе завершения дошкольного уровня образования, результатом успешной работы по организации опытно-экспериментальной деятельности, можно считать следующие показатели. Во-первых, устойчивая мотивация к проведению практических исследований, в том числе в самостоятельной деятельности (на прогулках, в центрах самостоятельного экспериментирования, дома). Дети проявляют инициативу в выборе материалов и инструментов для проведения опытов, задают и решают проблемные вопросы, проверяет собственные предположения опытным путём, стремится довести начатое до конца, чтобы узнать и зафиксировать результат эксперимента.

Во-вторых, высокий уровень детской самостоятельности, расширяется круг их интересов, дети инициативны в выдвижении и проверке гипотез, ищут необычные подходы к решению проблемных ситуаций.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Этапы экспериментальной деятельности в ДОУ Подготовил воспитатель МДОУ – д/с.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Этапы экспериментальной деятельности в ДОУ Подготовил воспитатель МДОУ – д/с.

Этапы экспериментальной деятельности в ДОУ Подготовил воспитатель МДОУ – д/с № 37 г. Комсомольска-на-Амуре О.А.Степанюк

1 Этап Постановка проблемы, которую необходимо разрешить. Педагог ставит проб.

1 Этап Постановка проблемы, которую необходимо разрешить. Педагог ставит проблему и начинает ее решение, дети самостоятельно осуществляют решение проблемы . Приёмы: наводящие вопросы; уважительное отношение к любым высказываниям ребенка, его действиям.

Проблемная задача должна быть понятной, должна вызвать интерес, определенные.

Проблемная задача должна быть понятной, должна вызвать интерес, определенные эмоциональные переживания и содержать новизну. Она должна мотивировать ребенка на поиск ответа. Однако, трудность должна быть доступной, преодолимой для ребенка. Проблемная задача предполагает стимулирование активности, инициативы через использование игровых приемов, вопросов проблемного характера, беседы с элементами дискуссии, упражнений, примера взрослых и детей; обращение к книге и другим культурным источникам, выстраивание гипотезы, проведение опыта, эксперимента.

2 этап Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы) Педагог ставит.

2 этап Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы) Педагог ставит проблему, дети самостоятельно находят ее решение и осуществляют эксперимент. Приёмы: проблемные вопросы, пополнение уголка новыми материалами и предметами, предоставление свободы выбора, действий и перемещения в пространстве.

3 этап Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения) Постановка проблем.

3 этап Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения) Постановка проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения осуществляются самостоятельно. Приёмы: изготовление карточек с символическим изображением темы эксперимента, разработка совместно с детьми условных графических обозначений

 карточки с символическими изображениями

карточки с символическими изображениями

4 этап Проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях, фиксация опыто.

4 этап Проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях, фиксация опытов и наблюдений)

Фиксация опытов и наблюдений Наблюдаемые явления фиксируют для того, чтобы о.

Классификация способов фиксации: 1. Календарь погоды 2. Календарь природы 3.

5 этап Анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось) обоб.

5 этап Анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось) обобщение результатов полученных в процессе исследовательской деятельности детей

6 этап Формулирование выводов. Дети пока мыслят образами, поэтому за частую.

 Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Краткое описание документа:

Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность, пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Цель данной технологии- развитие познавательной активности и исследовательских навыков в процессе экспериментирования.

ВложениеРазмер
tehnologiya_opytno-eksperimentalnoy_deyat-ti.doc 76 КБ
kartoteka_opytov_i_eksperimentov.docx 25.21 КБ
konspekt_zanyatiya_vozduh.docx 166.17 КБ
konspekt_zanyatiya_derevo-metall.docx 186.08 КБ
konsultatsiya_dlya_roditeley._eksperiment.docx 105 КБ
konsultatsiya_dlya_roditeley.opyty_.docx 125.92 КБ
rekomendatsii._opyty_so_snegom_i_ldom.docx 166.17 КБ
monitoring.docx 21.29 КБ
foto.docx 1.41 МБ

Предварительный просмотр:

Технология опытно - экспериментальной деятельности в ДОУ.

Амельченко Ирина Сергеевна,

Актуальность. Современная система образования в детском саду все больше стремится отходить от способа передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от педагога — воспитаннику). Согласно ФГОС, педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и совершенствовать способности в открытии особенностей и свойств объектов окружающей действительности.

Основное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает детям самостоятельно получать реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость делиться увиденным, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой вид деятельности соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.

Таким образом, мы считаем, что детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Углубленная работа с детьми по формированию их познавательной сферы способствовала разработке и внедрению в образовательный процесс нашего ДОУ педагогической технологии по детскому экспериментированию.

Теоретико-методологической основой технологии являются труды:

- в области психологии В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, А.И. Савенкова; В.С Юркевича.

- в области педагогики Г.И. Щукиной, А.И. Ивановой, Н.А. Коротковой Иванова, С.Н. Николаевой, Н.Р. Морозовой, Н.Н. Поддъякова.

Расскажи - и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму

Цель педагогической технологии:

Создание условий для формирования основ целостного мировидения детей, а также развитие познавательной активности и исследовательских навыков в процессе детского экспериментирования

1. Формирование представления о предметах, их свойствах и качествах (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух — его давление и сила; почва — состав, влажность, сухость, твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость), и явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);

2. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей, о значимости воды и воздуха в жизни человека.

3. Формирование опыта применения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

4. Развивать у детей умение наблюдать, сравнивать, анализировать, описывать, строить предположения и предполагать способы их проверки, устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, умения делать выводы, открытия;

5. Развитие мелкой моторики и координации движений;

6. Развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия;

7. Развитие внимания и памяти, речевых способностей;

8. Создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию;

9. Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований, воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи;

10. Воспитание самостоятельности и аккуратности в процессе поведения опытов и приобретении знаний.

Формирование основ целостного мировидения детей, развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования основывается на :

- осуществлении последовательного системного подхода в процессе формирования у детей основ целостного мировидения;

- эффективном сотрудничестве педагога и ребенка, построенном на проявлении оптимизма, веры в силы воспитанника и его поддержке;

- создании предметно-развивающей среды, соответствующей возрасту и запросам ребенка.

1. Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития. навыков

2. Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, основ диалектического мышления, коммуникативных

5. Усвоение основ целостного видения окружающего мира.

При планировании работы по организации детского экспериментирования, учитывается то, что в процессе экспериментальной деятельности ребенок должен приобретать опыт:

1. Физический: учиться управлять своим телом и определенными органами.

2. Природоведческий: знакомиться с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире.

3. Социальный: практиковаться во взаимодействии как с группой детей, так и индивидуальной работе (сверстника и взрослого).

4. Познавательный: тренировать мыслительные процессы, осваивать разнообразные мыслительные операции.

5. Лингвистический: заниматься словотворчеством, обсуждать итоги эксперимента, играть в словесные игры, то есть экспериментировать со словом.

6. Волевой: запоминать, как он сам может влиять на других людей.

7. Личностный: узнавать свои личностные возможности.

8. Поведенческий: моделировать свое поведение в различных ситуациях.

Занятия организуются на принципах:

- личностно-ориентированного взаимодействия и творческого сотрудничества детей и педагога;

- доступности предлагаемого материала;

- последовательности и постепенности предлагаемого детям материала;

- вариативности и проблемности;

- взаимодействия с семьей.

Основные принципы организации детского экспериментирования:

- связь теории с практикой;

- развивающий характер воспитания и обучения;

- индивидуализация и гуманизация образования;

- природосообразность - акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников;

- целостность и системность обучающего процесса;

- взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.

Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям, и взрослым.

Ребенок-исследователь с рождения, но осознанно что-то делает с 5лет, а готовить ребенка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги.

- диагностика уровня развития познавательной активности;

- разработка перспективного плана и картотеки по экспериментальной деятельности;

- разработка серии экспериментов;

- создание организационно-педагогических условий для детского экспериментирования в групповом помещении и дома;

- организация совместных с детьми опытов и исследований;

- проведение эвристических бесед;

- сбор информации об изучаемом объекте с помощью различных методов;

- систематизация познавательных задач и проблемных ситуаций;

- взаимодействие с родителями: консультации по экспериментальной деятельности детей; параллельного взаимодействия в сферах: воспитатель — родитель; воспитатель — ребенок — родитель;

Форма работы: занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально. Проводится в виде игры, как организованная образовательная деятельность и во время прогулки под наблюдением воспитателя.

Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Не нужно стремиться к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.

Результаты технологии : обобщая материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование – это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса, к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

Организация и условия экспериментальной деятельности дошкольников.

Особенности руководства экспериментальной деятельностью дошкольника. Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия . Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям.

Воспитатель знакомится с ним заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома.

В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени и возможно варьирование заранее намеченного плана, так как непредсказуемы предложения и предложения детей. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.

Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.

Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены. Воспитатель постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Желательно проверить все предложения детей, позволить им на практике убедиться в верности или неверности своих предположений (безусловно, если при этом никому не будет нанесен вред – ни объекту наблюдений, ни ребенку).

В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным. После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место – почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.

Однако такой стиль поведения будет эффективным лишь в том случае, если у детей уже выработан вкус к экспериментированию и сформирована культура работы.

В подготовительной группе проведение экспериментов должна стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми.

Всегда необходимо помнить о соблюдении правил безопасности. Например, все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности:

- действие показывает педагог;

- действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно, что даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;

- иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность совершения которой велика;

- действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;

- действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;

Оснащение детской лаборатории: приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, песочные часы, компасы и магниты; прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки; природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть; бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы и деревянные катушки; разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, наждачная; красители: ягодный сироп, акварельные краски; медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, стейки, нитки.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

- внешние (новизна, необычность объекта);

- познавательный мотив (почему так);

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М., 2004.

2. Иванова А.И. Живая экология. М.,2006.

3. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. 2003.№3.

4. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкльного возраста. - ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.

6. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М., 2002.

7. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М.,2002.

9. Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. - М., 1996.

10. Рубинштейн С. Л. Вопросы общей психологии. - М., 1985.

11. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007. №6.

12. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М..1971.

13. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. М.,1975


Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал.

Желание ребёнка получить новые ощущения, знания лежит в основе возникновения и развития экспериментальной деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем чаще и разнообразнее эта деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Система образования в дошкольном учреждении непрерывно совершенствуется. Сегодня воспитатель не просто дает знания воспитанникам, а, согласно требованиям ФГОС ДО, ежедневно организовывает ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Развивать пытливость ума, знакомить со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов, формировать умение планировать и анализировать практическую работу — это задачи современной системы образования.

Обучение в детских садах направлено на развитие личности ребенка, чему способствует экспериментальная деятельность, которая помогает выработать у дошкольников самостоятельность, наблюдательность, коммуникативность, умение собирать и обрабатывать интересную информацию. Эксперименты помогают развить у ребенка творческие способности, логическое мышление. Основная задача дошкольного образовательного учреждения поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Что же такое опытно-экспериментальная деятельность?

Экспериментирование в детском саду — это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников. Ребенка-дошкольника нужно заинтересовать экспериментальной деятельностью, поэтому все опыты и эксперименты должны проходить в виде игры. Если у ребенка есть интерес, то он усваивает знания легко и непринужденно, запоминая при этом большее количество информации.

Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является развитие стремления к самостоятельному познанию объектов живой и неживой природы.

Задачи опытно-экспериментальной деятельности.

  1. Формировать интерес дошкольников к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.
  2. Развивать умения получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.
  3. Создавать условия для развития самостоятельности и умения устанавливать причинно-следственные связи в природе.

Воспитатель работает в этом направлении непрерывно: организует проведение опытов на занятиях, на прогулке, во время тематических досугов, создает ситуации для привлечения детей к экспериментированию в самостоятельной деятельности. Детские эксперименты как маленькие научные открытия: дети осознают важность проделанной работы и видят свои результаты, которые имеют большую ценность для ребенка

Этапы развития экспериментальной деятельности

Методы и приёмы экспериментальной деятельности

В дошкольном образовательном учреждении целесообразно использовать следующие приемы и методы экспериментальной деятельности:

Проблемно-поисковый метод. Воспитатель создаёт проблемную ситуацию. Дети должны предположить пути решения данной проблемы (выдвинуть гипотезы), попытаться доказать свои гипотезы с помощью опытов и экспериментов, сделать выводы. Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной системы обучения. Педагог мотивирует детей к активному экспериментированию и стремлению получить результат. В русле проблемно-поискового метода строится большинство занятий в детском саду

Наблюдения за объектом. Воспитатель организует наблюдение за объектом в помещении или на территории детского сада. Наблюдения и исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы, где много разных красок, запахов, звуков. Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности дошкольников

Опыты и эксперименты. Экспериментальную деятельность в детском саду можно считать ведущей деятельностью, наряду с игровой. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении игр-экспериментов. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, чтобы к периоду старшего дошкольного возраста пробудить в них желание самостоятельно экспериментировать. Этот метод исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.

В процессе детского экспериментирования дети учатся

– Видеть и выделять проблему

– Принимать и ставить цель

– Выделять существенные признаки, связи

– Выдвигать гипотезы, строить сложные предложения

– Отбирать материал для самостоятельной деятельности

С какого возраста предполагается начинать экспериментировать в детском саду?

В группах раннего возраста (2-3 года) малыши уже начинают экспериментировать с объектами. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты при помощи сенсорики: размазывание краски по листу, пробование на вкус, испытание на прочность (укусить, бросить), извлечение звука (хлопнуть ладошками, стукнуть о твёрдую поверхность). С развитием мелкой моторики и координации движений исследования становятся интереснее, но спонтанность в экспериментировании сохраняется.

Дети 4-5 лет способны к длительным наблюдениям, их словарный запас активно пополняется, они уже могут использовать приобретенные навыки в самостоятельной деятельности. Воспитатель оказывает всяческое содействие детям.

Дети 5-7 лет в экспериментальной деятельности вполне могут обойтись без помощи взрослого. И если воспитанников старшей группы нужно стимулировать на самостоятельное проведение экспериментальных действий, то в подготовительной группе дети проводят опыты и эксперименты самостоятельно: сами выдвигают гипотезы, проводят эксперименты, фиксируют и оценивают результаты. Из всего выше сказанного следует, что экспериментальная деятельность в детском саду прослеживается на протяжении всего периода обучения.

Какие материалы и оборудование используются в опытно-экспериментальной деятельности?

Для проведения опытов и экспериментов в детском саду используются простые приборы (лупы, весы, линейки, микроскоп). Нужно научить детей пользоваться этими приборами, показать и объяснить, как они действуют. Для экспериментов используют природный, бросовый и сыпучий материал. Обязательно наличие пробирок, пластиковых тар, пипеток, палочек и т.д. В группе отводят место для детской лаборатории, уголка природы, где и осуществляется наблюдения, организованная и самостоятельная экспериментальная деятельность дошкольников. Тут детям предоставлены дидактические игры, красочные энциклопедии, схемы для проведения опытов, блокноты для зарисовки своих наблюдений и результатов опытов.

Сегодня образование направлено на развитие у детей познавательной активности и желания получать новые знания. Для этого как нельзя лучше подходит опытно-экспериментальная деятельность. Она сочетает в себе образовательные требования и учитывает возрастные особенности дошкольников.

Экспериментирование дает детям почувствовать себя исследователем, ученым, первооткрывателем, найти ответы на все интересующие вопросы.

  1. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М.: Педагогическое общество России, 2003.- 79с.
  2. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2–7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт.-сост. е.А. Мартынова, И. М. Сучкова. — Волгоград: Учитель, 2011. — 333 с.
  3. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации / Л. Н. Прохорова. — М.: АРКТИ, 2003. — 64с.

Основные термины (генерируются автоматически): экспериментальная деятельность, ребенок, детский сад, опытно-экспериментальная деятельность, проведение опытов, эксперимент, наблюдение, окружающий мир, проблемно-поисковый метод, самостоятельная деятельность.

Похожие статьи

Экспериментальная деятельность в детском саду

Экспериментально — исследовательская деятельность в дошкольном учреждении может

Экспериментальная деятельность детей рассматривалась в работах многих ученых.

Исследовательская, поисковая активность — это естественное состояние ребёнка.

Роль детского экспериментирования как метод познавательного.

Специальное внимание в статье уделено экспериментальной деятельности. Хорошо известно, что экспериментальная деятельность очень

Эксперименты — это не только увлекательное занятие для детей, но и развитие любознательности, самостоятельности и инициативности.

Освоение организации опытно-экспериментальной.

Кроме того, в процессе опытно-экспериментальной деятельности с объектами не живой природы формируется познавательная

Опытно-экспериментальная деятельность является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и.

Планирование экспериментально-опытной деятельности.

Экспериментально — опытная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать.

ребенок, окружающий мир, вид деятельности, детское.

Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая.

Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной

В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления.

Организация экспериментальной деятельности в ДОУ

Новизна работы по внедрению экспериментальной деятельности вДОУ: организационная

В нашем детском саду практикуется метод контролированного и организованного детского

ребенок, экспериментально-исследовательская деятельность, экспериментальная.

Экспериментальная и поисковая деятельность детей.

Экспериментальная деятельность в детском саду направлена на выработку

Эффективным методом познания окружающего мира в детском саду является метод

Опытно-экспериментальная деятельность является наиболее успешным путём.

В процессе проведения непосредственно образовательной деятельности дети часто были не

Трое детей неохотно участвовали в опытах, выражая при этом боязнь или брезгливость к

ребенок, экспериментально-исследовательская деятельность, экспериментальная.

Экспериментальная деятельность в ДОО | Статья в журнале.

Экспериментальная деятельность позволяет легко решать задачи из всех образовательных областей, увлекать детей в любом возрасте, дает возможность отталкиваться от интересов и запросов детей, а, следовательно, организация образовательных ситуаций происходит с.

Читайте также: