Эссе о связи понятий абнотивность и фасилитация в контексте педагогической деятельности в школе

Обновлено: 25.06.2024

Фасилитация как способ формирования инновационной позиции педагога.

Воспитатели-фасилитаторы удерживают встречу во временных рамках и помогают точно выдерживать четкую повестку и режим дня, умеют добиться того, чтобы их слушали как дети, так и родители, создают среду активного общения, конструктивно излагают проблемы, подводят итоги и ищут аргументы. Опытный и успешный фасилитатор умеет сохранять беспристрастность, создавать возможности для конструктивного диалога между всеми участниками (детьми и родителями), решении проблемы или достижения соглашения к взаимному удовлетворению участников. Воспитатель-фасилитатор во время родительских собраний или других совместных мероприятий предоставляет родителям специальные технологии групповой работы для достижения цели, беспечивая соблюдение правил встречи, ее процедуры и регламента. Он создает фасилитационную группу (родительский комитет), для разработки стратегии и принятия грамотных решений в процессе совместной деятельности, направляет их работу, модерирует результаты. В целом, фасилитатор решает двоякую задачу, способствуя комфортной атмосфере и плодотворности обсуждения вопросов на заданную тему родительского собрания или иного мероприятия. В контексте этимологии термина можно сказать, что фасилитатор - это тот, кто превращает процесс коммуникации в удобный и легкий для всех ее участников. С групповой точки зрения, фасилитатор - тот, кто помогает группе понять общую цель и поддерживает позитивную групповую динамику для достижении этой цели в процессе дискуссии, не защищая при этом одну из позиций или сторон.

Этот термин очень актуален в воспитаельно-образовательном процессе, особенно при взаимодействии педагога с родителями и детьми. Задача воспитателя - вовлечь родителей, заинтересовать в НОД и предложить им участвовать в обучении, вносить собственный опыт и жизненные ценности.

Совместное обсуждение вопросов и проблем, возникающих в ежедневной практике общения педагога с родителями, родителей между собой иногда вызывает разногласия и непонимание. Чтобы прийти к конструктивным решениям, процессом обсуждения необходимо управлять и координировать действия. Такой процесс осуществляет педагог, которому необходимо иметь качества фасилитатора, чтобы грамотно управлять процессом обсуждения и структурировать работу в группе с родителями и детьми.

Можно выделить наиболее интересные и полезные для родителей формы работы педагога: круглый стол, анкетирование, совместные с детьми игры, креативные игры, мозговой штурм, рисуночные упражнения, примеры из личной практики семейного воспитания, тренинги.

Задача фасилитации- это организованные решения и предположения, которые зафиксированы в протоколе мероприятия и которые повлекут за собой те или иные изменения как организационного характера, так и воспитательного.

Функции фасилитации- стимулирование и актуализация возможностей, инициирование и воодушевление, помощь и поддержка.

Формы фасилитации- сотрудничество, взаимодействие, воздействие, диалог, косвенное влияние.

Технологии фасилитации - различные процедуры, в процессе которых участники делают определённые выводы:

-советы, рекомендации, диагностика( выявление проблем); разработка и внедрение решений,

- постановка проблем, определении целей и задач, плана действий, анализ результатов работы,

- поддержка, консультирование, создание условий для творчества,

-конструктивная деятельность по поиску решений,

- помощь в нужной ситуации,

-выработка общего решения, переформулирование возмущений в желания, мозговой штурм.

Фасилитация даёт возможность участникам мероприятия получать удовольствие от простого освоения нового за счёт использования интеллектуального потенциала всей группы.

Технология фасилитации стимулируют к напряжённой мыслительной работе, к организации поиска совместных решений. Повышает их качество, вовлечённость, ответственность каждого родителя (педагога) за принятое решение. Применение технологий фасилитации требует от воспитателя умения строить теплые, доверительные отношения с родителями; способность создавать особую атмосферу сотрудничества; стремиться к взаимодействию, избегая конфликтов; раскрывать возможности участников образовательных отношений. Педагога, обладающего всеми этими качествами и умениями можно назвать фасилитатором.

При взаимодействии с родителями педагог-фасилитатор обязан придерживаться следующих правил:

  1. Помогать родителям, формулировать цели и задачи, стоящие перед всей группой и каждым из них.
  2. Внушать и демонстрировать доверие.
  3. Служить источником опыта.

4. Понимать, что у каждого родителя есть мотивация к взаимодействию.

5. Чувствовать внутреннее состояние, личность другого и принимать его.

6. Быть активным участником группового взаимодействия.

7. Деликатно и тактично выражать сои мысли и чувства.

8. Владеть стилем культурного общения с родителями

9. Обладать положительной самооценкой, проявлять эмоциональную уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

Основное качество фасилитатора - это построение открытых и доверительных отношений между педагогами и родителями, а это напрямую зависит от того, насколько он авторитетен и признан родителями и детьми. Грамотный фасилитатор направит деятельность и мысли родителей во время родительского собрания или иного мероприятия в нужное русло, открывая перспективы и возможности продуктивного взаимодействия родителей и педагогов. Всегда увидит скрытые проблемы и определит пути и способы их решения для достижения поставленной цели, основная из которых – помочь ребенку в процессе развития и роста, преодолеть проблемы и трудности, возникающие на разных этапах роста, облегчить адаптацию в дошкольном учреждении и обеспечить плавный переход из дошкольного образовательного учреждения в школу. В настоящее время очень важна работа педагога как фалиситатора и с родителями, необходимо осваивать и применять на практике разнообразные инновационные формы и методики работы с семьями детей, создание партнерских отношений для реализации поставленных воспитательно-образовательных задач.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Фасилитация – ведущая компетенЦИЯ современного педагога

Сегодня в российском образовании происходят качественные перемены, необходимым условием которых является изменение роли учителя в процессе обучения. Если мы ориентируемся на требования Федерального государственного образовательного стандарта на всех уровнях образования, необходимо перенести акцент с преподавания на учение. Возникает потребность организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как фасилитацию ( от англ. to facilitate – облегчать, способствовать, содействовать, создавать благоприятные условия ) процессов осмысленного учения . Основоположником понятия фасилитации является представитель гуманистической педагогики К. Роджерс.

Применительно к школе под фасилитацией следует понимать развивающий образовательный метод, обеспечивающий позитивное влияние на ученика, класс с целью создания благоприятной атмосферы, повышения уверенности учащихся в своих силах, стимулирование и поддержание у них потребности в самостоятельной продуктивной деятельности.

В настоящее время профессиография педагогического труда насчитывает свыше 100 профессионально значимых и личностных качеств педагога. Нельзя не согласиться, что действительная реформа образования должна основываться на перестройке определенных личностных установок учителя, реализующихся в процессах его межличностного взаимодействия с учащимися.

Сегодня в области развития фасилитационных компетенций педагогов существуют проблемы, связанные с недостаточной разработанностью темы применительно к школьной среде. Новизна моего педагогического опыта заключается в следующем:

выявлены и опытным путем обоснованы педагогические условия, обеспечивающие фасилитационную поддержку процесса обучения;

определены и классифицированы наиболее эффективные методы работы педагога-фасилитатора.

Можно отметить универсальность большинства предлагаемых мною методов и технологий, возможность применения их в обучении разным дисциплинам. Процесс взаимодействия учителя и ученика на уроке направлен на полный комплекс ориентиров (ценности, цели, мотивы, нормы и так далее), а не только на узко предметные цели.

Итак, какие цели я ставлю перед собой, обеспечивая фасилитационную поддержку в обучении? Формирование личности ученика, выявление и развитие его потенциальных способностей, задатков; создание условий для саморазвития, самоопределения, самосовершенствования, самореализации личности ученика.

Что приобретают мои ученики? Личностную мотивацию к учению, творчеству, достижению целей; навыки взаимодействия с учителями, родителями, сверстниками в процессе познания; продвижение по индивидуальной образовательной и жизненной траектории; ориентацию на успех в учении и творчестве.

Каковы ожидаемые результаты выбранного мною уровня взаимодействия? Сформированность личности ученика; ценностная, эмоциональная, поведенческая, коммуникативная, политическая, правовая социализация личности; достижение ситуации успеха, самореализация личности.

Обозначу главные принципы, которыми я руководствуюсь как учитель-фасилитатор.

Стремлюсь всячески поддерживать самостоятельность ребенка. Ведь способность самостоятельно думать, принимать решения, отвечать за их последствия – основные признаки развитой личности.

2. Не боюсь неожиданных вопросов. Вопросы детей – это свидетельство их интереса, а нестандартный вопрос, может быть, не что иное, как свидетельство творческого взгляда на мир.

Стараюсь быть гибкой, следовать ситуации. Мудрый человек способен отказаться от усвоенной точки зрения и принять новую, если последняя более справедлива.

Развиваю в себе черты креативной личности. Я всегда готова к шагу за пределы комфортной зоны для создания новой техники или адаптирования инструмента, который был бы наиболее эффективен в конкретной ситуации.

Мною исследованы и классифицированы методы и приемы обучения, приемлемые и наиболее эффективные в работе педагога-фасилитатора (таблица 1).

В статье затронута проблема изучения и развития абнотивности педагогов в условиях локальной профессиональной среды. Абнотивность выступает в качестве системного личностного образования, обеспе-чивающего способность учителя выбирать методы и приёмы, позволяющие повышать эффективность дея-тельности с данной категорией детей. Отмечается, что непрерывное педагогическое образование в образо-вательном учреждении может в разной степени влиять на профессионально-личностный рост педагога, обеспечивать достаточно быстрые его темпы, определять новые направления, стимулировать профессио-нально-личностное развитие как процесс саморазвития. Проведён анализ исследований, направленных на изу-чение структурных компонентов абнотивности: уровня рефлексивности, эмпатии, креативности педагогов. Одной из форм работы, направленной на развитие профессионально-значимых качеств педагогов рассматри-вается семинар – практикум, одним из методов - психологический тренинг.


2. Делия В.П. Формирование и развитие инновационной образовательной среды в гуманитарном вузе : монография. - 2008. - 484 с.

3. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - № 5. - С. 45-57.

4. Кашапов М.М. Психология профессионального педагогического мышления : учеб. пособие. - М. : Институт психологии РАН, 2003. - 398 с.

5. Лукьянова М.И. Готовность учителя к реализации личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности: концепция формирования в условиях профессиональной среды : монография. - Ульяновск : УИПКПРО, 2004. - 440 с.

7. Синягина Н.Ю., Чирковская Е.Г. Личностно ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности : метод. пособ. / Н.Ю. Синягина, Е.Г. Чирковская / под ред. А.А. Деркача, И.В. Калиш. - М. : Вузовская книга, 2001. - 131 с.

9. Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / под ред. В.И. Панова. - М. : Молодая гвардия, 1997. - 78 с.

10. Краткое руководство для учителей по работе с одарёнными учащимися / В.И. Панов, Л.В. Попова, Т.В. Хромова и др. / под ред. Л.В. Поповой и В.И. Панова. - М. : Молодая гвардия, 1997. - 137 с.

В сложившихся современных условиях одной из стратегических задач системы образования является формирование готовности педагога к работе с одарёнными детьми. Реализация творческой, развивающей направленности образования по данному направлению предъявляет высокие требования к педагогу, его способности самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость педагогической деятельности, нести ответственность за её результаты.

К настоящему времени сложились определенные предпосылки для научно-практического решения проблемы подготовки педагога к работе с одаренной личностью: социальные (потребность общества, системы образования в педагоге, обладающем комплексом профессионально значимых качеств); теоретические (в психологии и педагогике актуализирована проблема развития творческого педагога); практические (потребность в диагностике профессиональных качеств педагогов) [6].

В работах российских психологов М.М. Кашапова и Ю.А. Адушевой был поднят вопрос о существовании особой комплексной составляющей профессионально важных качеств учителя, которые помогают ему в развитии креативности учеников. Комплексную способность преподавателя к адекватному восприятию, осмыслению и пониманию креативного обучаемого назвали абнотивностью. В структуре абнотивности были выделены следующие компоненты: рефлексивность, эмпатия, социальный интеллект, актуальная креативность и мотивационно-когнитивный компонент. Педагог с высоким уровнем рефлексивности точно анализирует как свою деятельность, так и ответное поведение. Эмпатия - это умение поставить себя на место другого человека и способность к эмоциональной отзывчивости на переживания других людей, как если бы они были нашими собственными. Социальный интеллект - интеллектуальная интегральная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации. Социальный интеллект определяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению, группы людей). Креативность - гибкость мышления, оригинальность помогает адекватно воспринять творчески одаренного ребёнка, найти к нему особый подход и поддержать развитие этого потенциала. Мотивационно-когнитивный компонент включает в себя знание особенностей одаренных детей, желание чувствовать их потребности и интересы, готовность к приобретению психолого-педагогических знаний для работы с одаренными детьми, стремление к гибкости в поведении, творческую активность [4].

Актуальность исследования проблемы развития абнотивности педагогов в условиях локальной профессиональной среды порождена рядом существенных противоречий: между направленностью образовательного процесса и реальной готовностью учителя осуществлять педагогическую деятельность; между возросшим уровнем требований общества к педагогу в своей профессиональной деятельности и ее реальным содержанием, ориентированным на традиционные цели и ценности обучения и воспитания; между необходимостью теоретического обоснования, научного обеспечения процесса гуманизации педагогической деятельности и образовательного пространства и отсутствием достаточного осмысления понятий, характеризующих этот процесс.

Данные противоречия свидетельствуют о том, что сложившаяся практика постдипломного педагогического образования оказалась неготовой к позитивному решению задач развития абнотивности педагогов в условиях локальной профессиональной среды.

Исследованию различных вопросов профессионально-личностного развития педагога посвящены многие работы отечественных авторов в области педагогики, психологии, акмеологии (Н.Г. Алексеев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Е.И. Исаев, Л.Ф. Колесников, Н.В. Кузьмина, А.А. Леонтьев, М.И. Лукьянова, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, Н.Ю. Синягина и др.). Позитивную динамику в профессионально-личностном развитии педагога большинство исследователей связывают с усилением противоречий и возникновением широкого спектра эмоционально положительных и эмоционально отрицательных реакций. Педагоги, мотивированные на непрерывное совершенствование собственного мастерства, сталкиваются с состоянием профессионального истощения как закономерного явления, сопровождающего профессионализацию педагога и снижающего ее эффективность.

В рамках исследования профессиональной среды вызывают интерес работы ученых, в которых описывается среда постдипломного педагогического образования (И.Ю. Алексашина, С.Г. Вершловский, В.Г. Воронцова, В.Ю. Кричевский, Ю.И. Кулюткин, Л.Н. Лесохина, В.Г. Онушкин, Г.С. Сухобская и др.). В научной литературе (М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, Дж. Гибсон, Я.А. Коменский, Т. Кампанелла, В.В. Рубцов, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и др.) обосновывается положение, согласно которому среда, в которой находится человек, во многом определяет темпы и характер его роста. Это положение конкретизируется в многочисленных исследованиях, принадлежащих средовому подходу в педагогике. Исходя из анализа работ названных авторов, мы считаем, что под профессиональной средой следует понимать педагогическую систему, интегрирующую научно-образовательный, кадровый, интеллектуальный, материальный потенциал образовательного учреждения, расширяющую возможности для профессионально-личностного роста педагогов с учетом тактических и стратегических целей образовательного учреждения [2].

Удовлетворение профессионально-образовательных запросов педагогов может быть достигнуто при условии формирования в образовательном учреждении среды непрерывного профессионального образования на основе следующих принципов: открытости - обеспечивает обогащение структуры образовательного учреждения посредством доступа к информационным, образовательным, культурным ресурсам; интегративности - позволяет перейти к взаимному пользованию педагогических методов, форм, технологий и наиболее оптимальному подбору образовательных ресурсов, выбору видов деятельности для развития профессионально-личностных качеств каждого педагога; вариативности - обеспечивает реализацию индивидуальных, профессионально-личностных траекторий педагогов, выбор содержания, форм и методов обучения, разнообразных условий и возможностей для саморазвития и самоактуализации личности; непрерывности - отражает связь и сбалансированность компонентов, устойчивость среды как системы.

Комплексная профессиональная способность учителя, направленная на восприятие, осмысление и понимание одарённых учащихся, выступает в качестве системного личностного образования, обеспечивающего способность учителя выбирать методы и приёмы, позволяющие повышать эффективность деятельности с данной категорией детей.

Модель формирования абнотивности педагога в локальной профессиональной среде создаёт возможность охватить в единой системе специфику этого процесса и выступает в тесной взаимосвязи её основных блоков: мотивационно-целевого; когнитивного; деятельностного; рефлексивного; эмоционально-волевого; личностного; коммуникативного. Происходит осознание учителем новых целей, касающихся принципиально отличающихся по своему содержанию от тех, которым подчинена педагогическая деятельность в условиях традиционной школы. Педагог овладевает теоретическими и практическими знаниями, анализирует свою деятельность и делает выбор способов профессионального взаимодействия, за который несёт ответственность.

Диагностический аспект проявляется в данном случае в изучении тех личностных качеств педагога, которые делают его способным к этому выбору и к готовности осуществлять обучение одарённого ученика.

Исходя из особенностей структуры абнотивности и составляющих её компонентов, мы провели исследования, позволяющие оценить личностные качества педагогов, используя комплекс методик.

Результаты исследования показали, что у большинства педагогов (56%) средний уровень рефлексивности, высокий уровень эмпатии (51%) и низкий уровень креативности (62%). Сопоставляя результаты исследования уровня развития составляющих компонентов абнотивности, мы определили, что на первом месте стоит эмпатия, затем следует рефлексивность и на третьем месте - креативность.

Высокие показатели эмпатии указывают на способность преподавателей сочувствовать, сопереживать, принимать другого человека. Умения анализировать свои поступки, оценивать себя объективно, стремление повысить профессиональный уровень развиты слабее. Показатели креативности у педагогов на низком уровне, что свидетельствует о наличии сложностей в восприятии творчески одаренных детей.

Изучение комплексной профессиональной способности учителя, направленной на восприятие, осмысление и понимание одарённых учащихся показывает, что каждый педагог обладает качествами, необходимыми в работе с одарёнными детьми, но развиты они в разной степени и в различных соотношениях.

Актуальным становится вопрос о том, каким образом можно обеспечить развитие абнотивности педагогов в педагогической деятельности и его эффективное освоение на послевузовском этапе в условиях профессиональной среды.

На первом этапе подготовки учителя к работе с одарёнными детьми акцент делается на получение общих сведений об одарённости, её видах, особенностях развития одарённых детей и специфики работы с ними; обучение первичной идентификации одарённых; практикумы для учителей [1].

При проведении психолого-педагогического мониторинга эффективности сопровождения одаренных детей в образовательном учреждении необходимо учитывать следующие составляющие: комплексный подход к процессу организации сопровождения одаренного ребенка с привлечением всех участников образовательного процесса; обязательный учет зоны ближайшего развития при разработке индивидуальной программы сопровождения ребенка; комплексность оценивания всех сторон поведения и деятельности ребенка; разнообразное включение ребенка в специально организованные сферы деятельности, которые соответствуют его интересам и склонностям; тщательная экспертиза продуктов деятельности детей (участие в олимпиадах, конкурсах, школьных конференциях, спортивных соревнованиях, фестивалях, смотрах и т.д.) [9].

Раскрытие творческой природы учащихся является одной из проблем работы с одарёнными детьми. При этом могут использоваться: различные образовательные технологии; различные способности учащихся; разные педагогические и психологические методы развития (насыщение учебного процесса, создание напряжённой образовательной среды, формирование способности быть субъектом учебной деятельности, психологический тренинг).

Одним из методов, позволяющих работать именно с процессуальной стороной развития способностей и вообще сознания человека, является психологический тренинг. Главное отличие этого метода от других заключается в том, что с его помощью внимание человека переключается с того, что и с чем он делает и может ли делать по-другому. Сознание человека ставится в рефлексивную позицию. Психологическая практика работы с учителями показывает, что преодоление указанной стереотипности восприятия, мышления и поведения является очень трудной задачей, которую нельзя решить традиционными (лекционными, семинарскими) методами профессиональной подготовки. Поэтому психологами разработаны так называемые тренинговые методы, позволяющие учителю осознать и изменить собственные стереотипы восприятия, мышления, поведения. Тематические тренинги для учителей, работающих с одарёнными детьми, должны включать следующие темы: развитие способности строить взаимоотношения с детьми в логике субъект-субъектных отношений; развитие коммуникативных способностей; развитие рефлексивной способности; развитие отдельных видов способностей, например интеллектуальных, творческих, организаторских и иных способностей, как у педагогов, так и у детей; тренинговые методы диагностики скрытой одарённости, а также выявления и преодоления внутренних психологических барьеров в развитии способностей и личности одарённых детей [10].

Эффективное формирование у учителя личностных качеств, необходимых в работе с одарёнными детьми, будет оптимально осуществляться на послевузовском этапе в условиях локальной профессиональной среды, при создании внутришкольной системы повышения психолого-педагогической компетентности учителя, интенсификации поисково-исследовательской и экспериментальной работы как важного механизма данного процесса, если будет повышаться роль школьной психологической службы в гуманизации педагогической деятельности, а также осуществлятся системно-комплексная диагностика профессионально-личностных качеств учителя.

Перспективы изучения и решения проблемы развития абнотивности в локальной профессиональной среде обусловлены необходимостью поиска путей освоения учителем способов профессионального бытия в гуманитарной парадигме, обеспечивающих успешность данного процесса в условиях профессиональной среды как пространства постдипломного образования.

4. Мастер практически всегда прогнозирует, предвосхищает, какие психические состояния должны быть у него вовремя конкретного мероприятия, в той или иной ситуации. Его выгодно отличает искусство наблюдения, диагностической беседы, опроса и объяснения (аргументации, контроль и анализ профессиональной деятельности. Однако такой мастер, успешно объясняя состав воды, ее строение, функции, не показывает при этом горизонта. Мастерство формируется в процессе накопления индивидуального опыта наблюдения за действиями других поиска и апробации собственных путей профессионального становления сопротивления косным традициям, шаблонами догмам. Мастерство – это когда что и как приходят одновременно (В. Э. Мейерхольд). Мастер может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи. Он выделяется или какими-то специальными качествами, умениями, или универсализмом, широкой ориентацией в профессиональной области, или теми другим. Он обрел свой индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши. Он имеет основания считать себя в чем-то незаменимым.
5. Рационализатор использует уже существующие знания и расширяет область их приложения. Совершенствование готовых рекомендаций имеет разнообразные проявления усовершенствование, адаптация и модернизация средств профессиональной деятельности. Рационализатор отдает (делегирует) другому например, подчиненному) бразды правления конкретной ситуацией и умеет искусно, исподволь это контролировать. Одним из важных результатов эффективной деятельности рационализатора является оперативная и конструктивная перестройка его профессионального опыта.
6. Наставник – авторитетный мастер своего дела, обрастает единомышленниками, учениками, последователями. Коллеги готовы поучиться у него, хотят перенять его опыт.
7. Фасилитатор – профессионал, помогающий другому в процессе его развития. Он работает в парадигме личностно ориентированного подхода к решению профессиональных задач. Он характеризуется такими качествами как открытость, сопереживание. Для него характерно выражение внутренней уверенности в возможностях и способностях другого. Функции фасилитатора: выявление проблемы (осознание противоречий констатация воздействие (творческие способности не формируются, а высвобождаются – Фергюсон); установление обратной связи и своевременное формулирование выводов.
Фасилитация – облегчение и одновременно стимулирование того положительного, что заложено в данном человеке. Социальная фасилитация – воздействие окружающих на психологию и поведение данного человека, выражающееся в активизации его психических процессов, облегчении состояний, улучшении самочувствия и повышении эффективности практической деятельности.
8. Творец показывает горизонт, ноне показывает, не объясняет состава воды. Он обучает средствам, с помощью которых обучаемые сами могут установить состав воды. Творец в процессе творчества становится больше самого себя. Он начинает творить самого себя. В процессе активного поиска формируются новые психологические профессиональные образования. Творец использует и творческие возможности живого общения с коллегами. Он может быть успешным в роли мозгового центра, ноне всегда способен довести свою идею до успешной реализации. Профессиональная позиция творец – не творец реализуется в конкретной деятельности. Творец находит оригинальные способы решения новых задач. Трудно прогнозировать результаты творческой работы. Есть ряд качеств типичных для творца умение держать удар сформированная уникальность.
9. Модератор. Только талантливый человек может заметить в другом талант. Задача школы, по мнению В. И. Панова, состоит в проектировании образовательной среды, основным содержанием которой является смена (переход) приоритетов с дидактических на психологические [39–41].
10. Абнотивист – это профессионал, обладающий абнотив- ностью как педагогической способностью своевременно выявить творчески одаренного обучаемого создать такие условия, которые становятся для обучаемого средством самоактуализации и самореализации творческого потенциала получить, осмыслить и отрефлексировать полученную обратную связь и сделать соответствующие выводы.


81 В проведенном Н. В. Малухиной исследовании в качестве диагностического средства был использован опросник «Абно- тивность преподавателя (ММ. Кашапов, А. А. Зверева). Задачей данного опросника является выявление комплексной способности педагогов к развитию способности к творчеству учащихся. Результаты исследования показали, что у подавляющего числа педагогов (82,2%) показатель абнотивности выражен в достаточной степени. Из них 66,1% продемонстрировали средний уровень абнотивности, у 16,1% педагогов выявлен высокий уровень данной характеристики. 17,8% педагогов показали низкий уровень абнотивности [34].
11. Тьютор – специалист, наставник, который работает стем, что происходит здесь и сейчас. Он сопровождает выполнение обучающимся собственной индивидуальной образовательной программы (траектории. Тьютор – это тот, кто сейчас сопровождает продвижение подопечного. Проведенный нами анализ французского опыта позволяет выделить следующие функции профессионального куратора обучать, сопровождать, интегрировать на предприятие. На 40 человек куратор. Работая сам, куратор обретает роль воспитателя. Конфликтов практически нет, поскольку работу подопечного оценивает не куратора компьютер. Куратор назначается сроком на 6–12 месяцев.
Тьютору запрещено давать советы. Он не отвечает.
Тьюторство – это педагогика вопросов. Процесс сопровождения – это процесс нахождения рядом и совместного обсуждения.
Тьютор – это субъект, занимающий образовательную позицию. Тьютором может быть студент старшего курса, который помогает младшекурсникам в выполнении проектной деятельности. Это помощник, который не имеет права давать готовые советы, а может лишь сказать, где и каким образом можно найти недостающий опыт. Новый тип преподавателя – не лектора тьютор. Тьютор
(tutor – наставник, воспитатель) – это организатор учебного процесса студента. Он владеет не одной, как старый профессора несколькими технологиями, методами, приемами. Выдающийся лектор или просто лектор дает пару-тройку установочных


82 лекций, после чего следует курс самостоятельных работ студентов, четыре письменных работы-эссе и письменные экзамены. Они перемежаются работой в проектных группах, деловыми играми и прочими образовательными инновациями. Преимущество новой системы заключается в главном – качестве образования. Не преподаватель, а студенты должны быть в курсе последних достижений науки и техники. Преподаватель лишь разъясняет базовые категории курса и помогает сформировать научную картину мира. Домашние задания вынуждают студента идти в библиотеку и читать новейшие материалы по теме, умные статьи, разные точки зрения, неординарные идеи. Для более эффективного усвоения библиотечных знаний надо построить такую мощную систему контроля, что студенту некуда будет деться, как только учиться. Форм и методов активного обучения очень много, хватает и средств контроля знаний. Выдающиеся преподаватели, в том числе приглашенные, нужны в магистратуре, где более серьезные люди, выше уровень подготовки, сильнее ориентация на фундаментальную науку. Магистры уже созрели для того, чтобы лекции им читали светила науки. Здесь их талант не потонет в гомоне невнимательной аудитории. А уровень бакалавра – это пока еще школярский этап образования, хотя и высшего. Сопровождать – значит проходить с учеником часть его пути в качестве спутника или провожатого.
12. Акмеолог – это профессионал, достигший вершин самореализации. Как субъект творческой деятельности он интегрирует авторскую систему профессиональной работы. Он успешно осуществляет самоуправление профессиональной деятельностью как совокупностью решаемых задач.
Акмеолог – специалист психологического профиля подготовки, реализующий себя в деятельности по акмеологическому обеспечению личностного и профессионального развития человека субъект деятельности акмеологической службы. Плохой учитель преподает истину. Хороший любит ее находить (Иоганн Фридрих Герберт).


84 профессионального мышления в связи с достижением определенных результатов. Вместе стем акцентирование внимания в основном на результативном аспекте творческого мышления означает, что данные модели в силу сложности проблемы оставляют большое поле для перспективных исследований. Успешность и весь ход творческого педагогического мышления как процесса зависит от определенных факторов ситуации, её формальных и содержательных компонентов. Так, традиционно под формальными элементами педагогической ситуации подразумевают временные характеристики мыслительного процесса время от начала решения педагогической проблемной ситуации, очередность возникновения рассогласований в педагогической деятельности, – а также вероятность факта неудачи. Содержательные элементы – это прежде всего наличие и сила поисковой доминанты, преобладание осознаваемых или неосознаваемых мыслительных процессов, эмоциональный фон субъекта деятельности, в том числе и переживание им неудачи, отношение к возможности успешного разрешения возникшей педагогической проблемной ситуации. Одним из базовых оснований разработанной нами концепции служит выявление и описание уровней становления творческого профессионального мышления как познавательного процесса единиц периодизации становления творческого профессионального мышления этапов, периодов, фаз, стадий. Этапы – самые крупные единицы периодизации творческого мышления профессионала. Они соотносятся с основными этапами профессиональной социализации, ноне совпадают сними по направлению, времени и содержанию (операциональным характеристикам творческого мышления. В качестве ведущего критерия выделения этапа является принятие субъектом конкретной ситуации профессионального развития как руководства к действию. Переход ситуации в событие сопровождается коренными изменениями в ключевых характеристиках личности и её базовых ценностных отношениях. Игнорирование закона ситуации мгновенно, а порой и необратимо вышибает человека из потока жизни. Высокая


85 степень адекватности действий субъекта поставленным целям существенным образом отличает творческий процесс решения профессиональной проблемы от нетворческого. Именно в этом случае ситуация приобретает для субъекта событийное значение, связанное только с теми ситуациями, которые стали яркими событиями, запалив душу и вызвали сильный позитивный резонанс. В наших работах методом поперечных срезов исследовано творческое профессиональное мышление на каждом этапе довузовское (профильное, вузовское, послевузовское обучение, а также самостоятельная профессиональная деятельность. В силу размытости границ между этапами предпринята попытка выявить специфику процесса их взаимного проникновения. Каждый из отмеченных этапов имеет сквозную характеристику) пассивная, приспособительная адаптация 2) активная, преобразовательная адаптация 3) творческое решение основной задачи профессионального становления на данном этапе 4) создание предпосылок для перехода на новый этап профессионального развития. Этапы характеризуются психологической неоднородностью, поэтому делятся на отдельные периоды 1) формирование творческих ресурсов для решения новых задач профессионального развития 2) создание новых конструктивных приёмов и способов творческого мышления. Конструктивность данных приёмов характеризуется тем, что с опорой на них осуществляется более успешное разрешение затруднений, связанных с возникающими в выполняемой деятельности рассогласованиями; 3) возникновение позитивных новообразований в субъекте мыслительной деятельности) привнесение конструктивных преобразований в познаваемую профессиональную ситуацию 5) осуществление эффективной самореализации профессионала. Каждый период имеет свои определенные элементы – фазы. Так, период овладения нормативно одобренным способом деятельности (по В. Д. Шадрикову) характеризуется следующими фазами а) использование имеющихся средств деятельности в целях накопления творческого потенциала б) поиск новых путей и средств самоактуализации и самореализации творческого


88 связано с другими логически вытекает из него. Личность формируется целостно, гармонично, а не воспитывается по изолированным кАчествам, поэтому всегда приходится иметь ввиду систему управления процессом развития личности, весь арсенал возможных путей, методов, средств психологического воздействия на не. Последовательность, как соблюдение единого принципа связи мысли входе рассуждения, выражается в четкой структурной организованности речи и достигается построением плана высказываний. Причинно-следственные связи психического развития человека изучаются посредством выхода за пределы его носителя. При этом объект необходимо исследовать методами различных областей научного познания. Яркие воспоминания о событиях, которые вызвали эмоциональное потрясение, и событиях, которые только сопутствовали эмоциогенным событиям, дали основание для образного выражения – мнемическая фотовспышка (англ. flashbulb memory). Подобные эффекты легче объяснить влиянием эмоций на механизмы запоминания и воспроизведения значительно труднее доказать существование особого механизма хранения эмоционально окрашенной информации. Событие служит показателем, по которому можно судить о ходе процесса эффективной самореализации педагога. Переживаемое им событие тогда становится компонентом внутренней жизни, когда способствует приобретению экзистенциального опыта. Поэтому важно научиться опережать и предотвращать те события, которые могут навредить, и конструировать те события, благодаря которым осуществляется формирование новообразований в личности. Психологическая поддержка корректируется в зависимости от степени глубины и направленности экзистенциальных проблем. Экзистенциальные проблемы по источнику тревожности можно разделить на 3 видав себе, в окружении, в событиях и обстоятельствах. Опережающее воздействие в процессе решения этих проблем опирается на прогнозирование развития акме-событий, как особого типа событий, имеющих наиболее сильные воздействия на коренные изменения в личности.


89 Успешное конструирование событий тогда возможно, когда происходит ориентация не на стимуляцию, а на мотивацию оппонента. Для обеспечения мотивации важно использовать вместо одной категории предикатов должен, обязан, необходимо другие целесообразно, желательно, предпочтительно. В этом случае оппонент в большей степени будет склонен захотеть сделать то, что нам представляется наиболее важным в процессе достижения намеченной цели. Именно мотивация, в отличие от стимуляции, обеспечивает действенность переживаемого события.
Переживаемость событий может быть прогнозируемой или стихийной. Если педагог может представить, какой резонанс вызовет ситуация, в которой оказался оппонент, то он в большей степени целенаправленно воздействует на его активность. Резонанс есть переживаемая индивидом величина. Отклик оппонента связан стем выбором, который он делает. Важно научиться посредством вероятностного прогнозирования опережать те события, возникновение которых нежелательно. Такое прогнозирование строится на основе субъективной оценки вероятности наступления события, что позволяет предвидеть его ход. Актуализация инновационной интуиции как способности быстрого и верного нахождения решения проблемы и ориентировки в новых сложных ситуациях позволяет прогнозировать ход развития событий. На нахождение такого творческого решения проблемы в существенной мере влияет индивидуальная ментальность. Следовательно, эффективная самореализация педагога в профессии характеризуется теми изменениями, которые возникли в деятельности, им выполняемой (ситуативные изменения, или же в самой личности, выступающей в качестве субъекта педагогической деятельности
(надситуативные изменения. Психологические механизмы трансформации ситуации в событие обусловлены принятием ситуации как руководства к действию. Ситуация тогда приобретает событийное значение, когда она воспринимается как значимая. Такая ситуация эмоционально остро переживается человеком. Утрата, обесценивание данного события может привести к дезорганизации


90 поведения и деятельности личности, к нарушению смысло- образующей функции мышления. Следовательно, содержание событийности характеризуется степенью значимости переживаемой субъектом ситуации чем выше событийность, тем острее и глубже переживается ситуация, возникшая в жизни человека. Кроме того, событийность определяется тем эффектом последствий, который возникает в результате проживания данной ситуации. Неслучайно, Ф. М. Достоевский говорило том, что страдание очищает душу. Надситуативные изменения имеют более длительный воздейственный характер, поскольку они перелопачивают личность. Именно благодаря таким изменениям происходит существенная переоценка ценностей личности, осуществляется переосмысление приоритетов. Новый уровень смыслообразования коренным образом изменяет профессиональную деятельность субъекта и всю жизнедеятельность личности.
Надситуативные изменения можно сконструировать следующим образом запускать себя в разнообразные ситуации успешно рефлексировать происходящее делать своевременные позитивные выводы, адекватные целям конструируемой ситуации. Если все рассмотренные параметры проявились в жизнедеятельности человека, каждая прожитая им ситуация определенным образом превращается в значимое Событие. То, что воспринималось как нечто мимолетное, со временем становится многогранными ярким. С теплотой вспоминается им даже тона что, казалось бы, и внимания-то он не обращал. Длительное время в его душе сохраняется ощущение легкости, воздушности, волшебности!
Акмеологический подход вполне позволяет в качестве единицы анализа мышления рассматривать акме-событие. В едином процессе становления профессионала как субъекта особое значение приобретает знание закономерностей становления его мышления в период расцвета человеческой жизни с учетом преобразований целостной сложнейшей психологической структуры человека как индивида, личности, индивидуальности.


91
Акме-событие является царственным случаем, который бывает, возможно, один разв жизни. Например, необычная встреча, потрясшая человека и изменившая его жизненный путь. Такой яркий случай оставляет порой след на всю жизнь. ЮН. Емельянов ещё в 1985 г. подчеркивал, что психологическую компетентность, наряду с другими личностными чертами, нельзя считать итоговой характеристикой индивида. Приобретение психологической компетентности он рассматривает как движение от интер- к интра-, то есть от актуальных межличностных событий к результатам осознания этих событий, которые закрепляются в когнитивных структурах психики в виде умений, навыков и служат индивиду при дальнейших контактах с окружающими [18, с. 6].
Акмеологический подход представляет собой пространство влияния, рамочные условия которого предполагают возможность вступать в разнообразные взаимодействия с целью влияния на события своей личной и производственной жизни. С. Л. Ру- бинштейн тонко подметил, что человек находится внутри жизни. Он может анализировать отдельные события, поступки, качества. У него не сразу формируется целостная картина мира. Аналогичная ситуация наблюдается и внутри профессиональной жизни. Ф. С. Исмагилова подчеркивает, что профессиональный опыт включает в себя события как интегративный феномен, характеризующийся видением ситуации в целом, себя в этой ситуации, критериями эффективного поведения в ситуации, предвидением развития события, управлением ситуацией.

Читайте также: