Эпитафия лермонтов анализ кратко

Обновлено: 06.07.2024

Справка. Эпитафия (от греч. — надгробный) — надгробная надпись, преимущественно стихотворная, малого объема.

Стихотворение относится к юношеским опытам Лермонтова. Считают, что эта эпитафия посвящена памяти молодого поэта Дмитрия Веневитинова, скончавше­гося в 22 года. В эпитафии Лермонтов со­здал поэтический образ поэта, используя факты его биографии: предчувствие поэ­том своей скорой смерти, перстень-талис­ман, с которым он не расставался и по завещанию просил положить в гроб, не­разделенная любовь к 3. А. Волконской, поэтессе, хозяйке литературно-музыкаль­ного салона в Москве.

Найдите среди стихов поэта еще одну эпита­фию. Сравните их. Каков общий настрой этих стихо­творений? Дайте определение жанра эпитафия.

У юного Лермонтова было достаточно много кумиров, которыми он искренне восхищался. В 16 лет поэт открыл для себя творчество Дмитрия Веневитинова, который был современником Лермонтова, но скончался в 1827 году от пневмонии. На момент смерти ему было всего 22 года.

Конечно, сегодня имя Дмитрия Веневитинова незаслуженно забыто. Однако во времена Лермонтова оно было на слуху у каждого, кто хоть немного интересовался русской литературой. К тому же, Веневитинов был блестящим философом и художником, а его знакомство с декабристами и дружба с Пушкиным

Несмотря на то, что в творчестве Дмитрий Веневитинов отдавал предпочтение романтизму, его стихи глубоко тронули молодого Лермонтова, который в этот период уже был безнадежно влюблен в Екатерину Сушкову. Произведения его соотечественника оказались настолько близкими по духу, что Лермонтов даже побывал на могиле Веневитинова, которого похоронили в Москве вблизи Симонова монастыря.

Результатом этого визита на кладбище стало стихотворение “Эпитафия”, написанное в 1830 году. В нем автор не указывает прямо, кому именно посвящено произведение. Однако измененные

цитаты из стихов Веневитинова и намеки на некоторые факты из биографии позволяют утверждать, что “Эпитафия” является последней данью уважения именно этому человеку. Сам Лермонтов именует поэта не иначе, как “простосердечный сын свободы”, указывая на то, что его кумир за столь непродолжительную жизнь успел побывать в ссылке, и в тюрьме за свои слишком прямолинейные высказывания.

Автор подчеркивает, что Веневитинов не щадил себя для жизни и не боялся принимать в своем доме опальных людей, включая Пушкина, который нашел в лице этого человека подлинного друга.

О философских увлечениях Веневитинова Лермонтов скромно умалчивает, отмечая лишь, что “он верил темным предсказаньям”. Зато поклонение талисманам указывает на неразделенную любовь к Зинаиде Волконской, которая подарила поэту перстень. Именно его он попросил надеть на палец перед смертью, считая, что, таким образом, сможет обручиться в загробном мире с той, которой принадлежит его сердце.

Лермонтов был убежден, что Веневитинов значительно опередил свою эпоху и смог бы стать не менее известным, чем Пушкин, внеся значительный вклад в развитие русской литературы. Но судьба распорядилась иначе, и теперь “Он умер. Здесь его могила.

У юного Лермонтова было достаточно много кумиров, которыми он искренне восхищался. В 16 лет поэт открыл для себя творчество Дмитрия Веневитинова, который был современником Лермонтова, но скончался в 1827 году от пневмонии. На момент смерти ему было всего 22 года.

Конечно, сегодня имя Дмитрия Веневитинова незаслуженно забыто. Однако во времена Лермонтова оно было на слуху у каждого, кто хоть немного интересовался русской литературой. К тому же, Веневитинов был блестящим философом и художником, а его знакомство с декабристами и дружба с Пушкиным овевали имя поэта загадочным флером.

Несмотря на то, что в творчестве Дмитрий Веневитинов отдавал предпочтение романтизму, его стихи глубоко тронули молодого Лермонтова, который в этот период уже был безнадежно влюблен в Екатерину Сушкову. Произведения его соотечественника оказались настолько близкими по духу, что Лермонтов даже побывал на могиле Веневитинова, которого похоронили в Москве вблизи Симонова монастыря.

О философских увлечениях Веневитинова Лермонтов скромно умалчивает, о. Зато поклонение талисманам указывает на неразделенную любовь к Зинаиде Волконской, которая подарила поэту перстень. Именно его он попросил надеть на палец перед смертью, считая, что, таким образом, сможет обручиться в загробном мире с той, которой принадлежит его сердце.

Сочинения по темам:

Эпитафия (рассказ)

— Пресвятая богородица, защити нас покровом твоим!

Зато жутки были дни и ночи, когда осень сбрасывала с себя кроткую личину. Беспощадно трепал тогда ветер обнаженные ветви березы! Избы стояли нахохлившись, как куры в непогоду, туман в сумерки низко бежал по голым равнинам, волчьи глаза светились ночью на задворках. Нечистая сила часто скидывается ими, и было бы страшно в такие ночи, если бы за околицей деревни не было старого голубца. А с начала ноября и до апреля бури неустанно заносили снегами и поля, и деревню, и березу по самый голубец. Бывало, выглянешь из сеней в поле, а жесткая вьюга свистит под голубцом, дымится по острым сугробам и со стоном проносится по равнине, заметая на бегу следы по ухабистой дороге. Заблудившийся путник с надеждой крестился в такую пору, завидев в дыму метели торчащий из сугробов крест, зная, что здесь бодрствует над дикой снежной пустыней сама царица небесная, что охраняет она свою деревню, свое мертвое до поры, до времени поле.

Поле долго было мертвым, но степные люди были прежде выносливы. И вот наконец крест начинал вырастать из оседающих серых снегов. Оттаивала и горбатая унавоженная дорога, наступали теплые и густые мартовские туманы. От туманов и дождей чернели и дымились в сумрачные дни крыши изб… Потом туманы сразу сменялись солнечными днями. И все снежное поле насыщалось водою, растоплялось и, растопленное, блистало под солнцем, дрожа бесчисленными ручьями. В один-два дня степь принимала новый вид: по-весеннему темнели равнины, окаймленные бледно-синеватой далью. Выпускали шершавый скот из хлевов; обессилевшие за зиму лошади и коровы бродили и лежали на выгоне, а галки садились на их худые спины и дергали клювом шерсть для своих гнезд. Но дружная весна к хорошим кормам, — скот отгуляется по теплым росам! Уже пели жаворонки в ясные полдни, уже мальчишки-пастухи загорали от ветров и солнца, которые просушивали землю. Когда же обмывал ее весенний дождь и пробуждал норный гром, господь благословлял в тихие звездные ночи расти хлебам и травам, и, успокоенная за свои нивы, кротко глядела из голубца старая икона. Тонко пахло в чистом ночном воздухе зеленями, мирно было в степи, тихо в темной деревне, где уже не вздували огня с Благовещенья, и замирали по вечерней паре песни девушек, прощавшихся со своими обрученными подругами.

Жизнь не стоит на месте, — старое уходит, и мы провожаем его часто с великой грустью. Да, но не тем ли и хороша жизнь, что она пребывает в неустанном обновлении? Детство миновало. Потянуло нас заглянуть дальше того, что мы видели за околицей деревни, тем сильнее потянуло, что и деревня становилась все скучней, и береза уже не так густо зеленела весной, и крест у дороги ветшал, и люди истощили поле, которое охранял он. И так как беда не ходит одна, то само небо, казалось, стало гневаться на людей. Знойные и сухие ветры разгоняли тучи, подымая вихри по дороге, солнце нещадно палило хлеба и травы. Подсыхали до срока тощие ржи и овсы. Было больно смотреть на них, потому что нет ничего печальнее и смиреннее тощей ржи. Как беспомощно склоняется она от горячего ветра легкими пустыми колосьями, как сиротливо шелестит! Сухая пашня сквозит между ее стеблями, видны среди них сухие васильки… И дикая серебристая лебеда, предвестница запустения и голода, заступает место тучных хлебов у старой проселочной дороги. Нищие и слепые все чаще стали с жалобными припевами обходить деревню. А деревня безмолвно стояла на припеке — равнодушная, печальная.

Тогда, точно в горести, потемнел от пыльных ветров кроткий лик богоматери. Проходили годы, — она казалась безучастной к судьбе своего поля. И люди мало-помалу стали уходить по дороге к городу, уходить в далекую Сибирь. Они продавали свой скудный скарб, забивали досками окна изб, запрягали лошадей и навсегда уходили из деревни на поиски нового счастья. И деревня опустела.

— Ни души! — сказал ветер, облетев всю деревню и закрутив в бесцельном удальстве пыль на дороге.

Но береза не ответила ему, как отвечала прежде. Она слабо зашевелила ветвями и опять задремала. Она уже знала, что выгон в деревне зарос высокой сорной травой, что глухая крапива поднялась у порогов, что полынь серебрится на полураскрытых крышах. Степь вокруг была мертва, а десяток уцелевших изб можно было издалека принять за кибитки кочевников, покинутые в поле после битвы или чумы. И голубец уже покосился под березой, на верхушке которой торчали сухие белые сучья. Теперь, в сумерки, когда за темными полями слабо алел закат, ночевали на ней только грачи да вороны, которые немало видели перемен на этом свете…

Вот новые люди стали появляться на степи. Все чаще приходят они по дороге из города и располагаются станом у деревни. Ночью они жгут костры, разгоняя темноту, и тени далеко убегают от них по дорогам. С рассветом они выходят в поле и длинными буравами сверлят землю. Вся окрестность чернеет кучами, точно могильными холмами. Люди без сожаления топчут редкую рожь, еще вырастающую кое-где без сева, без сожаления закидывают ее землею, потому что ищут они источников нового счастья, — ищут их уже в недрах земли, где таятся талисманы будущего…

Руда! Может быть, скоро задымят здесь трубы заводов, лягут крепкие железные пути на месте старой дороги и поднимется город на месте дикой деревушки. И то, что освящало здесь старую жизнь — серый, упавший на землю крест будет забыт всеми… Чем-то освятят новые люди свою новую жизнь? Чье благословение призовут они на свой бодрый и шумный труд?

1900 г, Иван Бунин

Оригинальный текст: Электронная библиотека Яблучанского Д.А.

У юного Лермонтова было достаточно много кумиров, которыми он искренне восхищался. В 16 лет поэт открыл для себя творчество Дмитрия Веневитинова. который был современником Лермонтова, но скончался в 1827 году от пневмонии. На момент смерти ему было всего 22 года.

Конечно, сегодня имя Дмитрия Веневитинова незаслуженно забыто. Однако во времена Лермонтова оно было на слуху у каждого, кто хоть немного интересовался русской литературой. К тому же, Веневитинов был блестящим философом и художником, а его знакомство с декабристами и дружба с Пушкиным овевали имя поэта загадочным флером.

Несмотря на то, что в творчестве Дмитрий Веневитинов отдавал предпочтение романтизму, его стихи глубоко тронули молодого Лермонтова, который в этот период уже был безнадежно влюблен в Екатерину Сушкову. Произведения его соотечественника оказались настолько близкими по духу, что Лермонтов даже побывал на могиле Веневитинова, которого похоронили в Москве вблизи Симонова монастыря.

О философских увлечениях Веневитинова Лермонтов скромно умалчивает, о. Зато поклонение талисманам указывает на неразделенную любовь к Зинаиде Волконской, которая подарила поэту перстень. Именно его он попросил надеть на палец перед смертью, считая, что, таким образом, сможет обручиться в загробном мире с той, которой принадлежит его сердце.

Эпитафии на могилах великих людей

М. Ю. Лермонтов. Эпитафия

Попробуйте создать описание того человека, о котором говорится в эпитафии.

Справка. Эпитафия (от греч. — надгробный) — надгробная надпись, преимущественно стихотворная, малого объема.

Стихотворение относится к юношеским опытам Лермонтова. Считают, что эта эпитафия посвящена памяти молодого поэта Дмитрия Веневитинова, скончавше­гося в 22 года. В эпитафии Лермонтов со­здал поэтический образ поэта, используя факты его биографии: предчувствие поэ­том своей скорой смерти, перстень-талис­ман, с которым он не расставался и по завещанию просил положить в гроб, не­разделенная любовь к 3. А. Волконской, поэтессе, хозяйке литературно-музыкаль­ного салона в Москве.

Найдите среди стихов поэта еще одну эпита­фию. Сравните их. Каков общий настрой этих стихо­творений? Дайте определение жанра эпитафия.

Ты дал мне жизнь, но счастья не дал;

Ты сам на свете был гоним,

Ты в людях только зло изведал…

Но понимаем был одним.

На этой странице искали :
  • Попробуйте создать описание того человека о котором говорится в эпитафии
  • лермонтов эпитафия анализ
  • анализ стихотворения лермонтова эпитафия
  • эпитафия лермонтов анализ
  • прости увидимся ль мы снова анализ

Курьезные эпитафии

Эпитафия (Простосердечный сын свободы — Лермонтов)

Это произведение перешло в общественное достояние .

Произведение написано автором, умершим более семидесяти лет назад, и опубликовано прижизненно, либо посмертно, но с момента публикации также прошло более семидесяти лет.

Простосердечный сын свободы, Для чувств он жизни не щадил; И верные черты природы Он часто списывать любил.

Он верил темным предсказаньям, И талисманам, и любви, И неестественным желаньям Он отдал в жертву дни свои.

И в нем душа запас хранила Блаженства, муки и страстей. Он умер. Здесь его могила. Он не был создан для людей.

У юного Лермонтова было достаточно много кумиров, которыми он искренне восхищался. В 16 лет поэт открыл для себя творчество Дмитрия Веневитинова, который был современником Лермонтова, но скончался в 1827 году от пневмонии. На момент смерти ему было всего 22 года.

Конечно, сегодня имя Дмитрия Веневитинова незаслуженно забыто. Однако во времена Лермонтова оно было на слуху у каждого, кто хоть немного интересовался русской литературой. К тому же, Веневитинов был блестящим философом и художником, а его знакомство с декабристами и дружба с Пушкиным овевали имя поэта загадочным флером.

Несмотря на то, что в творчестве Дмитрий Веневитинов отдавал предпочтение романтизму, его стихи глубоко тронули молодого Лермонтова, который в этот период уже был безнадежно влюблен в Екатерину Сушкову. Произведения его соотечественника оказались настолько близкими по духу, что Лермонтов даже побывал на могиле Веневитинова, которого похоронили в Москве вблизи Симонова монастыря.

О философских увлечениях Веневитинова Лермонтов скромно умалчивает, о. Зато поклонение талисманам указывает на неразделенную любовь к Зинаиде Волконской, которая подарила поэту перстень. Именно его он попросил надеть на палец перед смертью, считая, что, таким образом, сможет обручиться в загробном мире с той, которой принадлежит его сердце.

Анализ стихотворения Блока “Я и молод, и свеж, и влюблен”

Александр Блок верил в символы и был убежден, что ничего в жизни не происходит случайно. Именно поэтому, встретив через несколько лет после расставания свою даму сердца, соседку по имению Любовь Менделееву, поэт сразу же понял, что Бог услышал его молитвы. Надо отметить, что Блок осознанно прервал все контакты с этой особой после тяжелого и очень болезненного любовного объяснения. Поэтому вероятность того, что она зайдет на чашку чая в одно из петербургских кафе, где в то время обедал поэт, была ничтожно мала.
Подробнее…

У каждого из нас есть свои кумиры, люди, на которых мы хотели или хотим быть похожи. Точно также, в жизни у Михаила Лермонтова был его кумир – Веневитинов Дмитрий – философ, поэт и талантливый художник.

Однако он умер в совершенно юном возрасте, около 22 лет, от пневмонии. За столько недолгую жизнь он создал немало работ, которые очень нравились Михаилу. К тому же, в шестнадцатилетнем возрасте он был необычайно влюблен в Сушкову Екатерину. Отголоски своих чувств он находил в работах Веневитинова. Лермонтов настолько увлекался его творчеством, что даже побывал на кладбище, где был похоронен его кумир.

Лермонтов был восхищен свободолюбием своего кумира, ведь за столь короткую жизнь, Веневитинов был арестован и сидел в тюрьме, был заслан в ссылку. И все это не сломало характер молодого человека.

Лермонтов мало писал о философском таланте кумира, однако, он вспоминал его поклонение талисманам. Это наводит на мысль отношений Дмитрия и Волконской Зинаиды. Женщина однажды подарила ему перстень. Именно с ним Веневитинов захотел быть похороненным. По его мнению, кольцо даст возможность найти любимую в другом мире.

Михаил Лермонтов необычайно уважал своего кумира, талантливого человека. Он считал, что Дмитрий Веневитинов мог бы стать известным и популярным человеком. Однако его жизненный путь закончился совершенно иначе.

Читайте также: